Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное развитие курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись у учебном процессе Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии (2001;2004 г. г.), на научно-практической конференции МВД России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональное развитие специалиста органов внутренних дел как педагогическая проблема
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы развития специалиста ОВД
    • 1. 2. Развитие курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД
  • России (состояние, опыт, проблемы)
    • 1. 3. Модель процесса профессионального развития курсантов и методика ее реализации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия организации процесса профессионального развития курсантов
    • 2. 1. Повышение эффективности мероприятий психолого-педагогического # обеспечения профессиональной подготовки курсантов вузах
  • МВД России
    • 2. 2. Оптимизация индивидуальной воспитательной работы с курсантами в образовательном учреждении МВД России
    • 2. 3. Интеграция психолого-педагогических, юридических и специальных знаний курсантов. ф
    • 2. 4. Профессиональное самоопределение и саморазвитие курсанта
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы по про- j фессиональному развитию курсанта в процессе подготовки в вузе МВД
  • Выводы по третьей главе

Профессиональное развитие курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное реформирование общества определило актуальность выдвижения на первый план проблемы творческой и продуктивной самореализации каждого человека как высшей социальной ценности, целостно раскрывающегося как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Приоритетом здесь выступает его профессиональная самореализация в избранной деятельности на этапе жизненной зрелости.

Высокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава Министерства внутренних дел Российской Федерации были и остаются основным гарантом успешного функционирования любой структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим юридическим специальным образованием. Проводимая в России модернизация образования предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подходом к вопросам подготовки дипломированных специалистов органов внутренних дел (ОВД). Во временных рамках одной образовательной программы курсантов вузов МВД России должны освоить две близкие по профилю специальности одного образовательного уровня юридическую и правоохранительную.

Деятельности органов внутренних дел сопутствуют факторы, значительно-затрудняющие выполнение задач, поставленных перед ними российским обществом. В связи с этим возникает необходимость разработки новых форм и методов профессионального развития курсантов, способных выполнять служебные обязанности. О профессиональном развитии курсанта можно говорить только тогда, когда он не только специально обучен, но и профессионально воспитан. Сложность и многогранность деятельности органов внутренних дел заключается в том, что сотрудник органов внутренних дел является не только представителем закона, но и организатором правопорядка и воспитателем граждан в духе уважения законности и общественной дисциплины.

Проведенный анализ исследуемой проблемы, результаты пилотажного исследования показали, что процесс развития курсанта, будет наиболее эффективным в ходе и посредством реализации комплекса определенных организационно-педагогических условий.

Вместе с тем в наши дни открывается позитивная возможность в значительной мере реализовать богатые традиции отечественной педагогики. Это обусловлено и тем, что сейчас необходима актуализация соблюдения прав человека сотрудниками органов внутренних дел, необходимо изучить их общению с гражданами в новых социальных реалиях.

Проблема профессионального развития курсанта вуза МВД тесным образом связана как с характером современных преобразований в социальной сфере общества, так и с формированием ценностных ориентаций будущих специалистов органов внутренних дел. Организационно-педагогическое разрешение данной проблемы создает определенную основу, на которой может успешно осуществляться социализация личности специалиста органов внутренних дел, формироваться ее способность к самосознанию, самоанализу и самооценке, выработка устойчивой установки на самосовершенствование, готовность к выполнению своего служебного, гражданского и общественного долга.

Позиции нового видения сущности становления курсанта в вузе силовых структур представлены в работах И. В. Биочинского, В. В. Бондаря, В. Н. Гонтаря, Н. Т. Волкова, В. П. Давыдова, О. С. Гребенюка, В. Я. Гожикова, А. Г. Иваницкого, В. Я. Кикотя, А. К. Кротова, Г. И. Шпака и др.

В педагогической науке активизируется необходимость профессионального развития личности. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют труды российских философов, педагогов, психологов прошлых времен (С.И.Гессена, Н. И. Пирогова, К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, К. Д. Ушинского и др).

В настоящее время разработаны теоретико-методологические предпосылки для обогащающего исследования по рассматриваемой проблеме. Так, в работах отечественных социологов и психологов (К.А.Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, И. С. Кон, И. Т. Фролов и др.) и зарубежных авторов проблема развития личности рассматривается либо в общем контексте ее активности в основных видах социальной деятельности (Г.Олпорт, К. Хорни, П. Хутсон и др.), или в контексте активной роли в ее взаимоотношениях с окружающей средой (Г.Кнеллер, А. Маслоу и др.). Философские аспекты проблемы развития личности, ее роли нашли отражение в работах Г. Е. Глазермана, Л. И. Игнатовского, А. И. Донцова, Ю. А. Злотникова.

В трудах отечественных педагогов (Э.Ф.Зеер, И. Т. Козлов, А. С. Макаренко, М. И. Рожков, К. Я. Вазина, Л. М. Фридман и др.) проблема профессионального развития личности рассматривается в контексте формирования личности «механизма» саморегулирования, претворения в жизнь идеалов.

Применительно к сфере учебных заведений силовых структур России проблема профессионального развития личности курсантов в процессе подготовки нашла отражение в работах А. В. Барабанщикова, И. В. Биочинского, Н. Т. Волкова, В. Я. Гожикова, В.П., В. П. Давыдова, А. Т. Иваницкого, Н. А. Игошева, В. Б. Синникова, Г. И. Шпака. В сфере воспитания в процессе профессиональной подготовки учащихся в гражданских учебных заведениях — в исследованиях С .Я. Батышева, В. М. Басовой, П. Н. Осипова, М. И. Рожкова.

В научных трудах педагогов В. И. Андреева, Л. Я. Арета, Н. Ф. Басова, А. И. Кочетова, Д. М. Гришина Л.В.Иващенко, А. И. Тимонина дано обоснование теоретических основ и методики организации развития личности в условиях вузовской подготовки.

Фундаментальные исследования в области теории и методики профессионального образования обнаруживают общие закономерности его развития, которые значимы и для системы профессиональной подготовки специалистов (А.П.Беляева, К. Я. Вазина, С. М. Маркова, Ю. Н. Петров, А. А. Червова и др.).

В области изучения личности военнослужащих, в том числе и курсантов, работают многие военные психологи и педагоги — Б. П. Бадмаев, М. И. Дьяченко, М. П. Коробейников, Н. Ф. Котов, Н. И. Конюхов, И. В. Биочинский и др. В последнее время появляется ряд работ, в которых дается глубокий анализ социально-психологических особенностей курсантов.

Частнометодологическую базу исследования составили концепции отечественной педагогики и психологии: теория системного подхода к изучению социальных явлений и, в частности, педагогических (В.П.Беспалько, Б. З. Вульфов, Т. А. Ильина, Н. Д. Никандров, Л.Ф.Спирин) — теория педагогической деятельности (Л.С.Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин, В.Д.Шадриков) — теория саморазвития и развития личности на основе активного взаимодействия и взаимоотношения с внешней средой (Б.С.Братусь, В. В. Давыдов, А.В.Запорожец) — теория развивающего обучения (Ш.А.Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин) — психолого-педагогические концепции программно-целевого управления педагогической системой (В.А.Караковский, В. В. Краевский и др.) — идеи православной педагогики (Авва Дорофей, Игнатий Брянчанинов, Иоанн Златоуст, Н. А. Игощев и др).

В теоретических разработках нашего исследования учтены идеи: общей теории культурыположения психологической теории личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович,.

A.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др) — идеи психологической культуры (Б.З.Вульфов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков,.

B.А.Сластенин).

Анализ состояния проблемы профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузах МВД России позволил выявить ряд противоречий профессионального развития курсантов в вузе:

• между требованиями органов внутренних дел к личности специалиста и уровнем его профессионального развития;

• между требованиями к процессу профессионального развития и реальным его состоянием;

• между необходимостью профессионального развития курсанта и недостаточным педагогическим обеспечением данного процесса в вузе МВД России.

Эти противоречия определили постановку проблемы исследования: каковы условия профессионального развития курсантов.

Цель исследования: раскрытие и обоснование условий профессионального развития курсантов в вузе МВД России.

Объект исследования процесс профессиональной подготовки специалистов в вузе МВД России.

Предмет исследования — профессиональное развитие курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России.

Гипотеза исследования — профессиональное развитие курсантов будет наиболее эффективным, если: разработана модель профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России на основе системного, деятельност-ного и личностно-ориентированного подхода, принципов непрерывности и интеграциисозданы организационно-педагогические условия процесса профессионального развития курсантов в вузе МВДразработаны критерии и практические рекомендации по реализации профессионального развития курсантов.

Основные задачи:

1.Провести историко-педагогический анализ проблемы развития специалиста органов внутренних дел и выявить современное состояние развития курсантов вузов МВД в процессе их профессиональной подготовки;

2. Разработать модель процесса профессионального развития курсантов и апробировать методику ее реализации;

3. Обосновать организационно-педагогические условия повышения эффективности процесса профессионального развития курсантов;

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий оптимизации данного процесса.

Методологической базой исследования являются известные научные положения о развитии личности, детерминированные содержанием и характером взаимодействия с окружающим миром.

Исходные теоретические позиции исследования базируются на:

— положениях основных дидактических концепций (Ю.К. Бабанский,.

A.В. Барабанщиков, В. П. Беспалько, JI.B. Занкова, и др.);

— положение о роли деятельности в формировании личности и профессиональной подготовке (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн);

— концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я, Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— идее сочетания системного и деятельностного подходов к изучению социальных явлений и педагогической деятельности (В.Г. Афанасьев,.

B.В. Давыдов, Л. Ф. Спирин, Л. И. Уманский, Э.Г. Юдин);

— личностно-ориентированный подход в процессе профессиональной подготовке курсантов в вузе МВД России (М.А.Викулина, И. С. Якиманская, В. П. Беспалько, В. С. Библер, А. Витковский и др.).

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Был использован теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения философской, экономической, социологической, психолого-педагогической и методической литературы. В качестве основного организационного метода использовался метод поперечных срезов. В комплекс эмпирических методов вошли: обсервационные (прямое включенное наблюдение, метод оценивания как модификация косвенного наблюдения, метод самооценки и самоописания), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), диагностические (психологические тесты), праксимметрический (анализ продуктов деятельности курсантов), педагогическое моделирование.

Экспериментальная база исследования: Нижегородская академия МВД России, Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России.

На первом этапе (2000;2001 г. г.) — изучалась теория и история вопроса, а также современные проблемы профессионального развития личности в условиях подготовки специалистов в вузах МВД. Определялись цели, задачи, методы исследования. Проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, определялись методологические и методические подходы к проблеме. Разрабатывалась программа и методика экспериментального исследования, изучались учебно-методические и нормативно-правовые документы по профессиональной подготовке специалистов органов внутренних дел.

На втором этапе (2002;2003 г. г.) — продолжено изучение литературных данныхопределялись структура и содержание профессионального развития курсантовразрабатывалась модель профессионального развития курсантов в вузе МВДуточнялась и корректировалась программа исследования, проводился опрос в форме бесед, анкетирования, тестирования участников экспериментаобобщались и уточнялись результаты теоретического и экспериментального исследования, анализировался и обобщался отечественный опыт профессионального развития, саморазвития и самовоспитания курсантов в вузах МВД. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования, уточнена его методика.

На третьем этапе (2003;2004 г. г.) — проводилось обобщение результатов, корректировались и уточнялись основные компоненты модели профессионального развития курсантов, выявлялись условия повышения ее эффективности в процессе обучения, формировались окончательные выводы. На данном этапе осуществлялось: теоретическое обоснование результатов работыформировались окончательные выводы и литературное оформление диссертацииподготовка научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования, и их апробация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД, заключающиеся:

— во взаимосвязи общекультурной, социальной, психологической и специальной подготовки;

— в сочетании учебно-служебной и учебно-познавательной деятельно-стей, необходимости нравственной, психологической и социальной устойчивости у курсантов силовых структур;

— в сочетании процесса профессиональной и служебной деятельности;

2. Разработана и научно обоснована модель профессионального развития курсантов и методика ее реализации;

3. Разработаны организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального развития курсантов в процессе их подготовки, с учетом специфики данного процесса в силовых вузах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: уточнены и наполнены новыми содержанием принципы процесса профессионального развития курсантов: общие: (систематичность, сознательность, наглядность, прочности усвоения материала, единства коллективного обучения и индивидуального подхода, связь обучения с практикой) и специфические принципы: (выполнения законности, требовательности, субординации отношений, гибкости, гуманности) — определены факторы, влияющие на процесс профессионального развития курсантов: объективные (внешние: микросреда, макросреда и др.) и субъективные (внутренние: профессиональный отбор, система представлений о сущности профессиональной деятельности и др.) — разработаны структура и содержание психолого-педагогической подготовки сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающие профессиональное развитие курсантов в вузе МВД Россииосуществлена взаимосвязь содержания общенаучных, общеюридических и специальных дисциплинопределены формы, методы и средства, обеспечивающие профессиональное развитие личности в учебно-служебной, учебно-познавательной деятельности, самостоятельной подготовке и других различных формах вне-учебной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная модель профессионального развития курсантов внедрена в образовательный процесс Нижегородской академии МВД России, Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Разработаны методики профессионального развития курсантов и диагностики готовности к будущей самостоятельной службепрограммы спецкурсов «Основы профессионально-юридической психологии и культуры», «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в вузе МВД» и другие методические материалы.

Представленные материалы могут быть использованы в учебном процессе различных силовых вузов.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивались всесторонним анализом поставленной проблемы в ходе построения теоретико-методологической позиции, разнообразием примененных теоретических и эмпирических методов исследования адекватных его целям, задачам, гипотезе, результатами опытно-экспериментальной работы подтвердившей обоснованность предлагаемых педагогических условий эффективного процесса развития курсанта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модель профессионального развития курсантов в вузе МВД России, рассматриваемая как целостный целенаправленный технологический процесс, построенный с учетом специальных задач и особенностей юридической деятельности выпускников вузов МВД РФ.

2. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие профессиональное развитие курсантов с учетом специфики педагогического процесса в силовых вузах: мотивация и профессиональная ориентация курсантов, интеграция психолого-педагогических, юридических и специальных знанийсовокупность различных форм и методов профессионального развития курсантоввзаимосвязь учебно-служебной и учебно-познавательной деятельно-стей, самостоятельная подготовкапсихолого-педагогическое обеспечение профессионального развития курсантовготовность к будущей профессиональной деятельности (психологическая, социальная, специальная и физическая готовность).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись у учебном процессе Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии (2001;2004 г. г.), на научно-практической конференции МВД России «Концепция кадровой политики МВД России и пути совершенствования кадровой и воспитательной работы с личным составом» (Н. Новгород, 2000 г.), на V Международной научно-методической конференции в Волжской государственной инженерно-педагогической академии (г.Н.Новгород, 2004 г.), на совещаниях руководящего состава учебных заведений Нижегородской академии МВД России, Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, С.-Петербургского юридического института, Краснодарской академии МВД России.

Структура и содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по третьей главе.

Исследование проблемы профессионального развития курсантов в вузе МВД, наряду с теоретическим анализом и аналитическим подходом к проверке положений, выдвинутых в его гипотезе, опиралось и на опытно-экспериментальную базу. Педагогические исследования складываются из нескольких этапов, одним из которых является проверка выводов и рекомендаций.

Таким образом, результаты — опытно-экспериментальной работы по проблеме профессионального развития курсанта в процессе их подготовки подтвердили гипотезу и положения, выносимые на защиту и позволили выявить следующие выводы:

1. Проведенное исследование дает основание утверждать о возможности и целесообразности использования модели профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России для профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в рамках существующих программ.

2. Исследование показало, что профессиональное развитие курсантов в вузе МВД России будет успешным и эффективным, если будут реализоваться следующие организационно-педагогические условия: взаимосвязь учебно-служебной и учебно-познавательной деятельностисамостоятельная подготовка и психолого-педагогическое обеспечение вузов силовых структурмотивация и профессиональная ориентация курсантов, уровень психолого-педагоги ческой подготовленностиинтегрированные психолого-педагогические, юридические и специальные знаниясовокупность различных форм и методов профессионального развития курсантов.

3. Экспериментально доказана эффективность профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего разработка содержания курсов, вводящих в будущую профессию курсантов вузов МВД России и критериально-диагностического аппарата, способствующего более качественному определению готовности курсантов вузов МВД к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональному развитию.

Заключение

.

Изучение теоретических источников позволяет утверждать, что профессиональное развитие будущих офицеров в структуре его профессиональной подготовки занимает такое же важное место, как его обучение и подготовка.

Профессиональное развитие курсантов — целостный процесс профессионального роста специалиста, формирования у него социально-ценностных, личностных и профессиональных качеств и развития способностей на протяжении всей профессиональной деятельности, позволяющим успешно осуществлять профессиональные функции.

Таким образом, в плане психоло-педагогического содержания профессиональная направленность, учебная мотивация, познавательные интересы и т. п. становятся внутренней стороной активности определяющей направленность профессионального развития личности.

Формирование и развитие курсантов в процессе обучения и овладения трудовой деятельностью не сводится к развитию ее операционной сферы в виде накопления знаний, навыков и умений, а предполагает учебно-служебную деятельность, педагогическую регуляцию ее социального поведения, о чем свидетельствуют и результаты исследования.

Изучение развития курсантов ориентировано на исследование и закономерностей постоянного «движения» самой личности в пространстве своих качеств, меняющихся социальных норм.

Исследования показывают, что процесс развития курсантов в вузах реализуется, в совокупности основных четырех функций: образовательной (знаний, навыков, умений) — воспитательной (формирование качеств личности) — развивающей (развитие интеллектуальных, нравственных и физических сил) — социальной подготовки.

Педагогический процесс становления и профессионального развития курсантов в ходе их подготовки в вузе МВД России является составной частью процессов личностного и профессионального развития курсантов, взаимосвязан и взаимообусловлен с их содержанием и организационно-методическими условиями. Вместе с т. е. м эффективность процесса развития курсанта диалектически является условием успешности протекания процесса социально-нравственными становления, определяя во многом его ожидаемые результаты.

Как показало исследование, профессиональное развитие личности обеспечивает интеграцию у курсанта общих юридических и специальных знаний.

Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе осуществляется по следующим этапам: профессиональная ориентация молодежипрофессиональный отбор и прием кандидатов на учебупрофессиональная подготовка (образование, обучение, развитие и др.) — адаптация выпускника к условиям деятельности в органах внутренних дел.

Психолого-педагогические условия процесса профессионального развития курсантов вуза МВД, определяются нами как комплекс психолого-педагогических, организационно-управленческих и научно-методических процессов, обеспечивающих эффективный процесс обучения, подготовки и развития курсантов.

Развитие системы индивидуальной профилактической работы необходимо вести на основе осознания необходимости и сущности происходящих в обществе перемен, формирования подлинно гуманистического мировоззрения, соблюдения правовых и социальных гарантий самоопределения личности в обществе.

Индивидуально-воспитательная работа в процессе развития профессионально-значимых качеств у курсантов включает в себя: формирование профессионально значимых качеств у курсантовповышение общей и профессиональной культурыразвитие у курсантов творческого мышленияформирование у курсантов культуры профессионального общения и взаимодействияобщественной и служебной активности.

Профессиональное развитие курсантов включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

— профориентация и профессионально-психологический отбор кандидатов;

— адаптация курсантов к условиям учебно-служебной деятельности;

— процесс развития профессионально значимых качеств курсантов;

— подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты — опытно-экспериментальной работы по проблеме профессионального развития курсанта в процессе их подготовки подтвердили гипотезу и положения, выносимые на защиту и позволили выявить следующие выводы:

1. Проведенное исследование дает основание утверждать о возможности и целесообразности использования модели профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России для профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в рамках существующих программ.

2. Исследование показало, что профессиональное развитие курсантов в вузе МВД России будет успешным и эффективным, если будут реализоваться следующие организационно-педагогические условия:

— взаимосвязь учебно-служебной и учебно-познавательной деятельности;

— самостоятельная подготовка и психолого-педагогическое обеспечение вузов силовых структур;

— мотивация и профессиональная ориентация курсантов, уровень психолого-педагогической подготовленности;

— интегрированные психолого-педагогичесие, юридические и специальные знания;

— совокупность различных форм и методов профессионального развития курсантов.

3. Экспериментально доказана эффективность профессионального развития курсантов в процессе их подготовки в вузе МВД России. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего разработка содержания курсов, вводящих в будущую профессию курсантов вузов МВД России и критериально — диагностического аппарата, способствующего более качественному определению готовности курсантов вузов МВД к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональному развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — С. 299.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
  3. ВВ. Психология профессионального общения юриста: Учебное пособие. Н. Новгород: НА МВД РФ, 2000. — 88 с.
  4. В.В. Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на весь период обучения / В. В. Аврамцев, А. С. Батышев, И. В. Биочинский, А. В. Дулов и др. -Москва: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
  5. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: По материалам научно-практической конференции. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 128 с.
  6. А.И. Психологический анализ формирования творческой направленности личности курсантов. М.: ВПА, 1978.
  7. A.M. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов высших ВПУ: Афто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1978.
  8. П.И. Психологические состояния курсантов и их учет в УВП вуза. М.: ВПА, 1987.
  9. П.И. Психологическое состояние курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: Афтореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1987.
  10. Аналитический обзор ГУК МВД России, 2003.
  11. Ананьев Б.1 Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.-Т. 1.
  12. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. — С.
  13. В.If. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  14. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  15. Г. М. Социология и психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  16. В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел / В. Г. Андросюк, А. В. Ромашко. Киев, 1899. — С. 92.
  17. В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  18. В.В. Совершенствование воспитательной работы начальников факультетов, курсов высших учебных заведений МВД России: Дис. канд. пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001.
  19. Л.И. Методологические проблемы формирования личности. М., 1981. — С. 8.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  22. Асмо.юв А. Г. Психология личности. М., 1990.
  23. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  24. Р. Человеческая память и процессы обучения / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 527 с.
  25. В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. — № 6. — С. 62−78.
  26. А.В. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт, проблемы) / А. В. Барабанщиков, П. П. Дерюгин. М.: Воен. ун-т, 1995.
  27. А.В. Методика исследования проблем военной психологии и педагогики. М., 1987.
  28. А.В. Основные направления повышения качества подготовки специалистов в высшей школе // Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов в высшей школе: Сборник статей. Чебоксары, 1983.
  29. А.В. Педагогическая культура офицера / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцинов. -М.: Воениздат, 1985.
  30. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М.: Воениздат, 1969. — С. 73.
  31. А.В. Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицеров. М., 1984.
  32. А.В. Ф. Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицеров / А. В. Барабанщиков, Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1984.-С. 52−53.
  33. А.В. Проблемы педагогической культуры / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцинов. Рига, 1980.
  34. К.Ю. Как повысить качество воспитания // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: ГУК МВД России, 1996. — № 2. — С. 160— 161.
  35. В.М. Проблемы теории и методики социального воспитания: Сборник научных трудов аспирантов. Косторома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.
  36. В.М. Социально-педагогические аспекты воспитания: Сборник научных трудов аспирантов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000.
  37. А. С. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России / А. С. Батышев, А. В. Дулов. М., 1998.
  38. В.К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. М., 1980.
  39. Э. Развитие, «Я-концепция» и воспитание. М., 1986.
  40. И.В. Воспитание вузе МВД: процесс и результат (материалы круглого стола) // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: ГУК МВД России, 1996. — № 4. — С. 147−152.
  41. И.В. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД: Теоретико-методологический очерк. Н. Новгород: Нижегородский Юридический институт МВД РФ, 1997.
  42. И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара, 1994.
  43. И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России: Учебное пособие. -Н. Новгород, 2001.
  44. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД РФ: Учебно-методическое пособие. -Казань: Юридический институт МВД РФ- Приволжский военный округ, 1994. -С. 19.
  45. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД России. Н. Новгород, 1997.
  46. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД России. Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997.
  47. И.В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования личности в вузе // Тезисы республиканской научно-практической конференции. Казань, 1988. — С. 53.
  48. Н.Р. Культура профессионально-психологического саморазвития. М.: Академия МВД, 1996.
  49. .Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. МВД РФ НИЦ проблем медицинского обеспечения. — М., 1997.
  50. Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999.
  51. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 19S2. — С. 199.
  52. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.-С. 187.
  53. Д. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.
  54. В.В. Социально-психологический климат и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983. — С. 207.
  55. В.В. Очерки истории русской психологии (XX-начало XX вв.). Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. — Ч. 1: Проблема формирования личности. — С. 160.
  56. Л.М. Социально-педагогическое формирования коммуникативной культуры личности студента в вузе: Автореф. канд. пед. наук. Кострома, 2003.
  57. Братусь Б, С. Анатомия личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  58. Д.Ж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  59. Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев, 1989.
  60. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во «Лань», 1999. -С. 480.
  61. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 142.
  62. B.В. Веревченко, А. И. Марков, А. И. Лукьянов. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1998.
  63. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986.1. C. 155.
  64. Военная психология. -М.: Воениздат, 1972. С. 211.
  65. Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов вуза: Афтореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2000.
  66. Вопросы вузовской подготовки и психологии: Сб. статей. -Казань: Изд-во КГУ им. В. И. Ленина, 1973.
  67. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. — М.: Воениздат, 1976.
  68. Вопросы психологии личности и коллектива школьников и студентов. Курск, 1974. — 97 с. // М-во просвещения РСФСР. Курский гос. педагогический институт. Научные труды. Т. 31. /24/.
  69. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в вузах. М., 1978.
  70. A.M. Развитие творческого мышления у курсантов (слушателей) вузов в ходе изучения общественных наук. — М.: ВПА, 1976.
  71. Воспитание и профессиональное обучение в учебном заведении МВД России / И. А. Латкова, И. Ф. Колонтаевская // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: ГУ К МВД России, 1997. -№ 1.- С. 132−134.
  72. Воспитание и развитие личности учащегося в образовательных учреждениях МВД России. М., 1998.
  73. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: Нормативные и аналитические материалы. -М.:ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
  74. Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
  75. Высшее образование. Психология и педагогика: Учебное пособие. Москва- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2001.
  76. Р.С. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1978.
  77. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 1992. — С. 18.
  78. И.В. Проблемы обучения воспитателей // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: ГУК МВД России, 1996.-№ 2.-С. 157−158.
  79. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.
  80. В.П. Воспитание курсанта в процессе обучения. -М.: ВПА, 1975.-С. 15.
  81. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов в вузов в процессе обучения. М., 1977.
  82. Г. А. О развитии взаимоотношений преподавателей и курсантов. М.: ВПА, 1980.
  83. Г. А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов. М.: ВПА, 1986.
  84. Г. А. Психологические основы повышения эффективности обучения в вузе. М.: ВПА, 1972-
  85. А.В. Педагогические аспекты внедрения и развития самоуправления в слушательских, курсантских коллективах учебных заведений органов внутренних дел: Дис. канд. пед. наук. М.: Академия МВД РФ, 1992.
  86. Д.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Курс лекции / Д. Ф. Доронин, Ю. В. Егоров, В. И. Суродин. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. — С. 157.
  87. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Академия, 1996.
  88. А.В. Анализ причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений за период с 1993 по 1997 год и рекомендации по их устранению / А. В. Дулов, А. С. Батышев. М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
  89. А.В. Аналитический обзор деятельности образовательных учреждений МВД России по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в 1997 году / А. В. Дулов, А. С. Батышев. М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
  90. А.Ф. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993.
  91. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983.-С. 53.
  92. М.И. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
  93. М.И. Общая социальная психология. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  94. Ершое- А. А. Личность и коллектив. Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л.: «Знание», 1976. — С. 40.
  95. С.С. Актуальные вопросы подготовки юридических кадров для органов внутренних дел // Персонал. М.: ГУК и КП МВД России, 2000. — № 2 — С. 25−34.
  96. B.C. Технология профессионального обучения. СПБ.: СПбГУ, 1993. — С. 225.
  97. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Московский психоло-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.
  98. .В. Теория личности зарубежной психологии: Учебное пособие для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1982. -С. 128.
  99. .В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во ИГУ, 1981.-С. 117.
  100. И.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  101. С.Ф. Индивидуальная воспитательная работа с со-трудникаими органов внутренних дел (теоретико-правовые основы): Монография. СПб.: Санкг-Петербурский юридический институт МВД России, 1995.
  102. Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в преподавательском общении. М.: ВПА, 1983.
  103. А.Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России. СПб., 1998.
  104. Иванова ДАI. Психология для сотрудников ОВД: Учебное пособие / Л. Н. Иванова, В. А. Носков. Н. Новгород: НА МВД России, 2000. — С. 131.
  105. Из опыта работы подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России: Нормативные и методические материалы / Сост. Е. В. Лапшин, Е. А. Киселева. М.: АГПС МВД России, 2000.
  106. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием практической психологии. М.: ЦИН НМОКП, 2000.
  107. Инструкции 1996: Инструкции по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России. ГУК МВД России от 24 июня 1996 г. № 21/13/1640.-П. 2.1.1.
  108. История педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 61.
  109. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998.
  110. ВЛ. Формирование культуры профессионального общения курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1994.119 .Кикотъ В. Я. Педагогика психология высшего образования / В .Я. Кикоть, В. А. Якунин.
  111. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  112. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  113. Кодекс 1996: Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД России. М.: «Отечество», 1996.
  114. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.-С. 144.
  115. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988.
  116. Э.Н. Типологические особенности слушателей и их учет в процессе обучения // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980.
  117. А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицера профессионала в вузе внутренних войск МВД: Дис. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1996.
  118. Ъ, Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.
  119. В. В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1998. -С. 198.
  120. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985. С. 165.
  121. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1979.
  122. И.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.
  123. С. Холл, Гарднер Линдсей. Теория личности / Под ред. И. Б. Гриненпун. М.: «КСП, 1997. — С. 720.
  124. О.М. Самовоспитание обучаемых и основы педагогического руководства ими / О. М. Латышев, В. Я. Слепов. СПб.: ВВК ВВ МВД России, 1995.
  125. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-С. 303.
  126. А.II. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-С. 415.
  127. А.И. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-С. 183.
  128. И. А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. М.: ВПА, 1991.
  129. Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология, вып. 11): Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С. 200.
  130. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1991.
  131. С. И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей ВВ МВД России: Автореф. дис., канд. пед. наук. -СПб., 1996.
  132. .В. Общение как проблема общей психологии. М., 1975.
  133. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  134. С.А. Профессиональное самовоспитание начальников отрядов исправительных учреждений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998.
  135. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — С. 176.
  136. Луков Г Д. Проблемы личности в психологии. М.: МО СССР, 1982.
  137. В.А. Память и процесс развития. М.: МГУ, 1976.151 .Мариновская М. Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности: Учебное пособие / И. Д. Мариновская, С. Н. Тихомиров, В. Л. Цветков. — М.: Центр юридич. лит-ры «Щит», 2001. С. 240.
  138. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1980.
  139. Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождению курсантов высших школ милиции МВД России. -М.: ЛМП ГУК МВД России, 2001.
  140. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ. М., ВПА, 1972.
  141. А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  142. А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  143. Я.И. Педагогические основы подготовки курсантов вузов МВД России как воспитателей: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.
  144. Мясищев В Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблема общей и социальной психологии. Л., 1970. — С. 114−116.
  145. Р.С. Психология: Учебник студ. высш. пед. уч. заведений: В 3 т. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Т. 1: Общие основы психологии. — С. 688.
  146. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб.: СПбГУ, 1993.-С. 172.
  147. В. В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип проблем воспитания будущего учителя // Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации: Учебное пособие. Н. Новгород, 2001.
  148. Общая психология. -М., 1976.-С. 423.
  149. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД. М., 1997. — С. 237.
  150. Очерки истории русской психологии 18 и 19 веков. — М.: Госкомиздат, 1947.
  151. Г. К. Активизация учебной деятельности курсантов ВВАУЛ.-М.: ВПА, 1980.
  152. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Капрова, Ф. Н. Петрова и др. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. Т. 3. — С. 623.
  153. А.В. Быть личностью. М., 1990.
  154. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — С. 225.
  155. В.А. Личность в психологии. Ростов, 1996.
  156. В.Ю. Цель воспитания личность, способная строить жизнь, достойную человека // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. -М.: ГУК МВД России, 1996. — № 2. — С. 154−155.
  157. К.К. Психологический практикум. -М., 1980.
  158. К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. -С. 29.
  159. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001−2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 // Российская газета. 2001. — 12 марта.
  160. Приказ МВД России «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации» от 25 сентября 2000 г. № 995.
  161. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 декабря 1999 г. № 1038.
  162. Приказ МВД России «Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 30 декабря 1997 г. № 862.
  163. Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» от 8 октября 2002 г. № 965.
  164. Приказ МВД России «Об утверждении Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на весь период обучения» от 25 мая 1999 г. № 391.
  165. Приказ Министерства образования России «Об утверждении Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы» от 18 октября 1999 г. № 574.
  166. Проблемы психологии военного коллектива. М.: Воениздат, 1973.
  167. Проблемы психологии личности и психологии труда. Пермь, 1960. -202 с. /Пермский государственный педагогический институт. Уральское отделение всесоюзного общества психологов/.
  168. Профессиональный отбор кандидатов в вузы СВ. М.: МО, 1988.
  169. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных вузах. М.: МО СССР, 1988.
  170. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России / Под ред. А. С. Батышева. — Иркутск: ВСИ МВД России, 1991.
  171. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. -М.: Политиздат, 1990.
  172. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Программа для слушателей факультета № 4. М.: Академия МВД РФ, 1992.-С. 16.
  173. Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989.-С. 70.
  174. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России: Учебное пособие. Н. Новгород: НА МВД России, 2001. — Ч. 1. — 227 с.
  175. Психология личности в социальном обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — 183 с.
  176. Психология личности и малых групп. Д.: ЛГУ, 1977. — С. 158. (Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8).
  177. Психология личности: Хрестоматия. 2-е изд., доп. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. — Т. 1: Зарубежная психология. — 448 с.
  178. Психология личности: Тесты / Под ред. Ю. Б. Гаппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 228.
  179. Психология профессиональной подготовки в вузе: Сб. статей. -Минск: Изд-во МПИ, 1982.
  180. Психология формирования личности: Сб. статьей АИ СССР, Ин-т психологии- Отв. ред. А. И. Анциферова. М.- Наука, 1981. — С. 365.
  181. Психотипы личности и установление доверительных отношений: Лекция. Н. Новгород: НВШ МВД России, 1995. — С. 35.
  182. Н.Е. Психология и педагогика: Конспект лекций. СПб.: «Альфа», 2001.-С. 304.
  183. Резерв Санкт-Петербурекой полиции. Специальная школа для членов полиции и музей столичной полиции. — 1991. С. 5.
  184. Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста // Студент на пороге 21 века. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  185. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.
  186. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. 2.
  187. А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в ОВД. М., 1989.
  188. С.Л. Бытие и сознание. С. 309.
  189. С.Л. Основы общей психологии. -М., 1959.
  190. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.1. Т. 2.
  191. Л. И. Теория самовоспитания. М., 1973. — С. 21.
  192. Рувинский Л И. Как воспитывать волю и характер. М., 1978.
  193. Рувинский Л И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. С. 140.
  194. Л.И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. М., 1982.
  195. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л. В. Безрикова, В. В. Водзинская, Л. Д. Докторова и др.- Под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. — С. 264.
  196. В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2002. — С. 192.
  197. Свиридов, А Н. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1990.
  198. Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. — С. 255.
  199. В. А. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984.
  200. Л. В. Темперамент. Характер. Личность / Л. В. Смирнов, Л. М. Ершов. -М.: Наука, 1984. С. 16.
  201. Е.Г. Проектированные методы исследования личности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 174.
  202. Социальная психология личности / Е. В. Шорохова, А. А. Бодалев, М. И. Бобнева и др.- Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1979.-С. 344.
  203. Социальная психология личности: Сборник статей. Л.: Об-во «Знание» РСФСР, Лен и игр. Организация, 1974.
  204. Г. А., Халъзов В. И. Психология личности военнослужащего внутренних войск: Учебное пособие. Л.: ВПУ МВД СССР.1981.С.83.
  205. В.В. Самосознание личность М.: Изд-во МГУ, 1983.С.286.
  206. A.M. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.- М.: «ЮНИТИ-ЮАНА», 2001.С.424.
  207. Столяренко Л.Д.,. Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов на — Дону «Феникс». 2000.
  208. В.А. Воспитание и самовоспитание. Киев, 1980.
  209. И. Реформы и полиция//Юридический вестник. 1985. Т. XVIII. кн.З.С.476.
  210. Теоретические проблемы психологии личности, (сборник статей. Отв. ред. Е.В. Шорохова). М.: «Наука», 1974.
  211. ВТ. Рейтинговая оценка знаний как фактор мотивации учебной деятельности курсантов // Проблемы и пути внедрения в процесс обучения дидактических методов, активизирующих учебную деятельность курсантов. Пермь. 1993. -С. 28−31.
  212. Л.В. Организация самовоспитательной работы с учетом личностных факторов: Дисс.канд.пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 180.
  213. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.
  214. А.Б. Индивидуальная работа с подчиненными и ее психолого-педагогические аспекты//Военная мысль. 1981. № 8.
  215. Д.И. Психология становления личности // Избранные педагогические труды. М., 1994.
  216. Философская энциклопедия. М., 1964. Т.З. С. 196.
  217. Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М., 1991.
  218. Хорни Карен. Невроз и развитие личности. /Под ред. В. Е. Кагана и ДА. Леонтьева.-М: «Смысл», 1998.С.375.
  219. Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. /Педр. С англ. В. В. Старовойтова. Общ. ред. К.п.н. Г. В. Бурминский.-М.: Изд. Гр. «Прогресс»», 1993.С. 480.
  220. ЦГИА 1287 714: Центральный государственный архив. Ф. 1287. Оп.З.Д.714. Л.20.
  221. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М., 1985.
  222. В.Д. Деятельность и способности. М., 1995.
  223. БД. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  224. В.М. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел: Пособие / В. М. Шамаров, Х. Х. Лойи / Под. Ред. А. А. Прошина. М.: УВР ГУК и КП МВД России: Академия МВД России, 2000.
  225. Г. И. Педагогика подготовки офицера-десантника. Рязань, 1999.
  226. ШпакГ.И. Педагогические проблемы социальной подготовленности офицера / Г. И. Шпак. И.В., Биочинский. Самара, 1994.
  227. Ф. Избранное военное произведение. М.: Воениздат, 1956.-С. 159.
  228. Юридическая педагогика в МВД: Учебно-методическое пособие / Под. Ред. A.M. Столяренко. М.: Академия управления МВД России, 1997.
  229. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А .Я. Сухарев. 2-е изд. Доп. — М.: Советская энциклопедия, 1987.
  230. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Дис. д-ра пед. наук.-Л., 1971.
  231. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969.
  232. В.А. Психология педагогической деятельности: Учеб. пособие / В. А. Якунин, Е. Н. Линов. Л., 1990. — С. 6.
  233. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. — С. 352. — (Высшее профессиональное образование).
Заполнить форму текущей работой