Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика довербального периода речевого развития детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое полугодие жизни ребенка знаменует собой появление первичных предречевых вокализаций, известных как гуление. Е. О. Смирнова выделяет среди предречевых вокализаций кроме гуления (протяжного произнесения звуков) также вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукание (короткие согласные звуки, как «кх», «хм»). В возрасте 2−4 месяцев можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях… Читать ещё >

Характеристика довербального периода речевого развития детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение речевого развития детей специалистами разных областей знаний особенно активно ведется на протяжении прошлого и нашего столетия. Вклад в изучение процесса речевого развития детей внесен представителями психологической науки, лингвистами, дефектологами, логопедами. В результате такого комплексного изучения психологические знания об онтогенетическом развитии речи обогатились множеством важных и ценных научных фактов.

Среди современных исследований речевого развития детей выделяются направления по изучению индивидуальных особенностей формирования разных сторон речевой способности ребенка, по выявлению возможных форм отклонений в речевом развитии, в том числе диагностике и коррекции недостатков довербального развития детей (Лисичкина Ю.А., 2004), что является особенно важным для практикующих специалистов.

Знание закономерностей развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых мероприятий.

Известно, что процесс овладения языком состоит в овладении лексическим запасом языка, его грамматическим строем и фонетическими особенностями. Ребенок в процессе развития овладевает всеми тремя сторонами языка одновременно. Научаясь вначале соотносить (а затем и произносить) тот или иной звуковой комплекс с предметом, который он обозначает, ребенок овладевает одновременно и лексическим составом языка, и фонетическим его строем (Д.П. Горский). Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи. В этом плане значение первого года жизни ребенка, этого небольшого отрезка по сравнению с остальным периодом жизни человека, трудно переоценить.

Период онтогенеза от рождения до 12−14 месяцев принято считать предречевым, довербальным. Тем не менее, первые голосовые реакции ребенка проявляются уже с момента появления его на свет. В норме появление на свет сопровождается криком новорожденного. Считается, что нормально развивающиеся здоровые дети в первые месяцы жизни могут плакать достаточно много. Начальные голосовые проявления новорожденных имеют большое психологическое значение. Оно состоит в том, что с их помощью выражаются субъективные состояния малыша. Так, на первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает лишь свои негативные недифференцированные состояния. Позднее в результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления начинают выражать и позитивные состояния. Затем при условии нормального психического развития ребенка, они превратятся в его речь.

В.М. Смирнов отмечает, что собственный крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры. Это обусловлено тем, что акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, и совершается на тех же частотах (Смирнов В.М., 2000 г.). Необходимо отметить, что на протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация.

Первое полугодие жизни ребенка знаменует собой появление первичных предречевых вокализаций, известных как гуление. Е. О. Смирнова выделяет среди предречевых вокализаций кроме гуления (протяжного произнесения звуков) также вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукание (короткие согласные звуки, как «кх», «хм»). В возрасте 2−4 месяцев можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка. Первичные вокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Они еще практически не напоминают человеческую речь. Исследователи склонны объяснять эти проявления наличием чисто биологических оснований, поскольку во всем мире дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения.

Следуя теории Ж. Пиаже, механизм возникновения новых возможностей ребенка 2−4 месяцев жизни связан с появлением так называемых циркулярных реакций, состоящих в многократном повторении ребенком совершенных действий, (которые могут быть и случайными). Гуление в этой связи можно считать первичной циркулярной формой голосовой активности малыша, которая свидетельствует об активизации и постепенном нарастании через повторение латентных двигательных программ.

На 5−8 месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач, гуление переходит в форму лепета. Лепет приобретает так называемую зрелую форму, основную особенность которой составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неоднократного повторения малышом одного и того же или сходных слогов. Согласно теории Ж. Пиаже, лепет можно отнести к варианту развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей элементы произвольного управления со стороны ребенка.

Интересным на наш взгляд является то, что в англоязычной терминологии гуление и лепет обозначаются словами «babble», «babbling». Однако, одним из аргументов, подтверждающих обоснованность дифференцирования этих понятий в отечественных исследованиях, является высказывание филолога А. М. Кондратова: «Известно, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи, умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но что самое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая игра присуща только людям. По-иному она называется лепетом» .

В исследованиях М. И. Лисиной отмечается, что наряду с тенденцией «рассматривать предречевые вокализации как этап своеобразных артикуляционных тренировок и установления сенсомоторных связей только лишь как физиологически подготавливающих речь», значимым является «вопрос о роли, значении и функциях предречевых вокализаций». Этот вопрос «не может рассматриваться изолированного от того влияния, которое оказывает на них социальная среда». Автором приводятся данные исследований, доказывающие, что предречевые вокализации являются способом моделирования интонационного рисунка слышимой речи (Лисина М.И.). Наличие такового было обнаружено уже в крике младенца в исследованиях Р.В. Тонковой-Ямпольской.

Лепет представляет собой сочетание самых разнообразных звуков: шипящих и свистящих согласных, гортанных, щелкающих звуков. Из этой звуковой массы постепенно выкристаллизовывается система языка. Звуки, отсутствующие в родном языке, забываются, исчезают, так как ребенок не слышит их от взрослых. Именно под влиянием взрослых лепет переходит в детскую речь. речь ребенок развитие довербальный А. М. Кондратов в этой связи сравнивает языковую систему с ситом, отсеивающим в лепете ребенка ненужные, «неродные» звуки и оставляющей лишь необходимые, те, которыми пользуются окружающие.

М.И. Лисиной убедительно доказано, что голосовые контакты ребенка со взрослым положительно влияют на становление вербальной функции. Это происходит благодаря тому, что взрослые направляют внимание детей на ту звуковую материю, которая становится затем носителем информации, передаваемой одним партнером другому. При этом отмечается, что лепет является для детей и первой готовой формой, которая заполняется понятийным содержанием, вытеснив ту экспрессивную нагрузку, которую лепетные вокализации имели раньше.

Важным является факт, свидетельствующий о том, что предречевая активность есть даже у детей глухих от рождения. Однако в случаях отсутствия слуха, у младенцев никогда не появляются лепетные вокализации, свойственные слышащим детям второго полугодия жизни. Это также свидетельствует о том, что появление лепета связано с «насыщением слышимой речью» (Смирнова Е.О.).

Однако, как показали исследования В. В. Ветровой, не всякая слышимая речь ведет к собственному речевому развитию ребенка. Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только в том случае, когда она связывается ребенком с близким взрослым.

Вокализации ребенка используются детьми для общения с окружающими. Это обусловливает включение их в состав «комплекса оживления», который является видом социального поведения ребенка, знаменует собой появление первой социальной потребности в общении и который является одним из основных психических новообразований детей этого возраста.

Ребенок 9−12 месяцев также проявляет вокализации в зависимости от ситуации. В ответ на неприятные воздействия ребенок плачет, кричит. В эмоционально нейтральной или позитивной ситуации выражается гуление и лепет. Появляется также и такой вид вокализации, как «младенческое пение». Оно имеет характер произвольной, хотя и неоформленной вокализации и состоит в том, что малыш производит вокализации различной аффективной окраски. «Младенческое пение» завершает формирование дословесного периода. К этому времени у ребенка оказывается сформированной способность выразить свои желания. Ребенок уже может побудить окружающих к исполнению своих желаний, используя для этого произвольно управляемые голосовые сигналы. Однако сами голосовые сигналы остаются еще неоформленными, «дословесными». Первые детские слова, чрезвычайно специфичные как по звучанию, так и по значению, обычно возникают в конце этого этапа.

Становление речи на довербальном этапе происходит под влиянием многих факторов, среди них выделятся когнитивные и коммуникативные факторы. С точки зрения М. И. Лисиной, последний (коммуникативный) является решающим, так как «ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера». Только в ситуации общения со взрослым «перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь и произнести вербальный ответ». В обеих формах общения, свойственных детям первого года жизни (ситуативно-личностном общении, складывающемся к двум месяцам и ситуативно-деловом общении, возникающем в конце первого полугодия) эмоциональные и первые практические контакты между ребенком и взрослым не требуют от ребенка владения речью, однако младенец постоянно сталкивается с словесными воздействиями взрослого, которые составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Именно неразрывной связью звуков речи с фигурой взрослого обусловлено особое отношение младенцев к звукам речи (Лисина М.И.).

Следует отметить, что важнейшим условием возникновения и развития речи ребенка имеют его глубокие эмоциональные связи с близким взрослым, которые создают у ребенка состояние комфорта, без которого невозможна собственная активность ребенка (Рузская А.Г.). Эмоциональные связи делают ребенка более внимательным к речи взрослого. Такая «внимательность» вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса взрослого, зрительное сосредоточение на том, как говорит взрослый (ребенок внимательно рассматривает движения губ и пытается воспроизвести их). Следовательно, эмоциональные контакты со взрослым, которые сами по себе могут не требовать речевых средств, способствуют речевому развитию детей.

Итак, к концу первого началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающегося лепета и «младенческого пения» появляются звукокомплексы, первые детские слова. Это так называемые «нянечные слова», которые по своему звуковому оформлению могут быть близкими к лепетным звукокомплексам. Принципиальное отличие первых слов от лепета заключается в их осмысленности. Появление первых осмысленных слов свидетельствует о переходе ребенка на новый вербальный период речевого развития.

Таким образом, важность довербального периода в речевом развитии ребенка состоит в том, что именно здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем, внутри довербального периода складывается главное средство человеческого общения речь. Ведущая роль при этом принадлежит близкому взрослому.

  • 1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  • 2. Горский Д. П. Роль языка в познании // Мышление и язык: Сборник статей. М., 1957. — С. 78−81.
  • 3. Ганошенко Н. И., Рузская А. Г., Мещерякова С. Ю., Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М., 2001.
  • 4. Жинкин Н.И. Психофизиологические основы развития речи. М., 1966.
  • 5. Кондратов А. М. Звуки и знаки М., 1978. — С. 146−149.
  • 6. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.
  • 7. Лисичкина Ю. А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы: Автореф. канд. пед. наук, М., 2004.
  • 8. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2005.
  • 9. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М., 2000. — С. 350−354.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой