Интеграция психологических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов: На материале пед.
училищ Ленингр.
обл
Д. С Выготского, Т. Гоббеаэ Б. Гельцевецнж, Р. Дека? Канхерева, АЛ. Леонтьева, шжжолого-недагошчеежне теорш обучении (Л.В. Зашюва" В. В. Давыдова. Д.Б. Элъжонина), а также теоретике-методологж^есжйе ноложенмя гуманмсшчесжои йсижологшз s педагогики (Щ.А. Амонашвшш, EL А. Колесникова, А. Маелоу, К. Роджере ж др.). Среднее профессиональное образование недагошчесзшх кадров составляет звено… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Интеграция как тенденция и принцип развития среднего профессионального образования педагогических кадров >«>"">1>>>>>"1>>"">>"">"1>>">1>»
- 1. 1. Интеграция как методологическая основа развития профессионального образования педагогических кадров
- 1. 2. Научные основы интеграции в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла
- 1. 3. Аналитический обзор развития интеграционных процессов в подготовке специалистов в педучилищах Ленинградской области
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Процесс и результаты психсшого-пщагоги- ческих знаний в ходе эксперимента ."". «.»."""
- 2. 1. Проежгированме интегрнрёванной модели обучения психолого-педагогическим знаниям
- 2. 2. Технологии ¦ обучения интегративному псм-жожого-педагогмчесжому курсу в процессе опытно-экенершментадьной работы. Ш
- 23. Профессиональное развитие как основной результат интеграции психолого-педагоги
- Выводы по II главе. osase"""
Интеграция психологических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов: На материале пед. училищ Ленингр. обл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность меея&дшшшя. Тема обладает актуальностью, так как ориентирована на решение социально-значимой проблемы образованияизменения качества профессиона-жной подготовки т&шшшшшш среднего звена для ршвттошфся системы образований.
Разработка темы включает в себя определение дежей и способов достижения комплекса решаемых проблем, позволяющих получить максимально полезным результат, ооеспечивает целостность системы практических действий, необходимых дщ достижения уровней поставленных целей. Предлагаемая тема разрабатывается в русле основ современной методологии шжмлшщштщу&т координации, субординации и интеграции наук по проблеме изучения целостной природы человека, как элемент комплексной акмеологической программы исследования человека и его развития в процессе образования.
Актуальность темы
обусловлена и задачей разработки новой учебной программы по психологической педагогике дш обучения студентов педагогических училищ. Значимость работы весьма высокая, так как в педагогических училищах отсутствует стандарт пеиходого-педагошческого образования будущих учителей, и преподавателей., и преподаватели педагогики ш психологам нуждаются в учебно-программной документации нового поколения., основанной на принципе интеграции знаний. Интеграция рассматривается как основное условие развития творчества студентов.
Для разрешения противоречий между новыми задачами подготовки учителей начальных классов как универсальных специалистов и устаревшей г** «у а? f** учеоно-программшж документации, а также для ооосяцения опыта просветительской работы автора избрана тема «Интеграция психолого-педагогических знаний как условие изменения качества подготовки педагогов (на материале педагогических училищ Ленинградской области)» .
Цельсоздание модели интеграции пс1ШШого-педаюгичееких знаний при профессиональной подготовке будущих учителей — выпускников педагогических учшшщ.
Ооьект ш^шштшшш псмхожого-педагогичесжая подготовка учителей начальных классов в педагогических училищах Ленинградской области в аспекте гуманизации образования".
Предает шетщт&шт: процесс и результаты интеграции психолого-педагогических знаний жт условие изменения качества профессиональной подготовки педагогов (педагогических училищ Ленинградской области).
Особенность объекта и предмета исследования определяется спецификой развития современных педагогических учшшщ как даогопрофилъныж м разноуровневых образовательных учреждений со множеством сшщалтщвЁ., необходимых дня обеспечения региональных потребностей в кадрах. Возникает необходимость подготовки специалистов интегрированного типа («учитель начальных классов — воспитатель грушш продленного дня», «учитель начальных классов — учитель музыки», «учитель начальных классов — учитель иностранного языка, «учитель начальных классов — экскурсовод» и др.), а значит, и создания единой интегративной психолого-педагошческой основы профессионализма учителя начальных классов с различной специализацией. Педагогические училища являются профессиональными образовательными учреждениями и должны реализовывать принципы профессиональной педагогики: профессиональной направленности, интеграции ж дифференциации образования и обучения.
Исходя из отмеченных особенностей объекта и предмета исследования была выдвинута гипотеза: если в процессе подготовки педагогов интеграция психолого-шдагегачеежих знаний осуществляется на основе принципа профессиональной направленности и объектами интеграции становятся целостные знания об учителе м ученике., то качество подготовки педагога изменяется в плане усиления его гуманистическом позиции и епосооноетж ж творчеству.
Цель, предмет ж гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и режешш следующих задач:
1) разработать теоретическое обоснование проблемы исследованиявыявить механизмы жжхегрщрж на развитие s положительный опыт гжой области so иедагогаке ш ровать реальную модель интеграция знаний.
Г «у im, включая новым 1чтшш куре.
4} жзуштъ вшохвош использование инновационных пснхс шзжш тешомошй учебно-вошитатевъног о процесса в педучилищах- 5) определить результаты реализации модели интеграции псшшлого-дгогшескях знании в ведашютшшх ушшщах.
С. методожошчежую основ)? исследования составляют ¦жюеофсжме и ленжожогтесжие теоршм чежовежоведешш Б. Г. Ананьева., Ф.
Д.С Выготского, Т. Гоббеаэ Б. Гельцевецнж, Р. Дека? Канхерева, АЛ. Леонтьева, шжжолого-недагошчеежне теорш обучении (Л.В. Зашюва" В. В. Давыдова. Д.Б. Элъжонина), а также теоретике-методологж^есжйе ноложенмя гуманмсшчесжои йсижологшз s педагогики (Щ.А. Амонашвшш, EL А. Колесникова, А. Маелоу, К. Роджере ж др.). Среднее профессиональное образование недагошчесзшх кадров составляет звено в щш непрерывного щдагогячеежого образования. Исследование опирается на концепцию непрерывного педагогического образования, развитую в работах В. Г, Онушжша, С, Г, Вершлоаского. Т. Г, Браже. A.B., Даршского, Ю. Но Кулюткина, ПС. Сухебкжой и др&bdquo-5 а также на хеоршо ж методологию новой наужм об, интеграция в образовании жак условии достижения вершин в развитии человека — ажмеологиш {Б.ЗГ. Ананьев. АА"Деркач, Н. В. Кузьмина. В. Н. Мажсммова. A.A. Реан, E.H. Степанова. CA. Тихомиров и др.). Исследование использует положения сшергетшш и подходы, найденные в профессиональной педагогике ори рассмотрении вопросов повышения качества подготовки специалистов (Л-А. Вербицекая, Г. А. Бордовсхий5 H.A. Селезнева и др.).
Ведущие идеи исследования:
1. Изменение качества подготовки педагогов в системе среднего педагогического образовании возможно на основе взаимодействия принципов мешшсвиилш&ршош интеграции и профессиональной направленности в содержании ш тежнолопжх обучения студентов недучшшщ.
2. В русле интеграции пшжодогс^недагошчеезшх званий выступают.
Ч? (10 5? **** учитеж" и учешж жаж суоъекты педагогического процесса в развивающем?" нжоже.
3. Интеграция псжожого-яедагогмчесжж ¦ знамжй жаж взаимосвязь научных знаний, но педагогике ж неиходогшз создает общепрофеешонажную основу в виде целостных, знаний об учителе и об учешже дш подготовке епецнашстов штегрмрованного типа в процессе овладения тщтшжжщвжшт. у®-5* интеграция нсмжолого-недагвгаческжж. знании в. ооучешш осуществляется как на шформационно-жохшижвном уровне, так м на янчностно-дейтельностном уровне в процессе овладения студентом опытом учебно-црофесешоэажыой деятельности, но усвоению цшоетш знаний об учителе т об ученике,.
5. Целостность зшшжй об учителе т об учешже, их ттегрнровшшое пснхояого-щдагогнчеежое содержав!©выступают фактором формирования системы профессиональных знаний и умений, качеств личности, ерщщ которых ведущую рож приобретав гуманистическая профессиональная позщщ педагога ж его способность ж недаготчеекому творчеству.
Основные методы исследования:
1. Общенаучные методы исследования:
— исторнЕО-дйгнческйй анашв нсточннков и опыта деяхеявдост педагогических утвтщ;
— стштшштшй авадиан обработка данных.
2. Методы педагогического штжщтшшш: анализ документов просвещения;
— педагогичеекни эксперимент;
— педагогическое наблюдение- •• анкетирование;
— педагогическое проектирование.
Логика исследования включала следующие этапы:
1) изучение педагогического опыта., раскрывающего исследуемой темы в педагогических училищах (1994 -1996 гг.);
2) анализ литературы по проблеме исследования и рассмотрение философских, педагогических, психологических аспектов проблемы (1995 -1997гг.);
3) формирование гипотезы и задач исследования, разработка содержания и организации опытно-эжсперименгальной работы (1995;1996 гг.);
4) проведение педагогического эксперимента, интерпретация и оценка результатов опытно-экспериментальной работы (1993 -1997 гг.).
1. Процесс интеграции исихолого-педагогаческих знаний в содержании среднего педагогического образования представляет собой качественно новое интегративное направление развития непрерывного образования педагогических кадров и повышения качества их подготовки к современной школе в плане усиления гуманистической позиции и способностей ж педагогическому мастерству, творчеству.
2. Процесс овладения студентом знаниями об учителе и ученике на основе междисциплинарной интеграции в духе гуманизма осуществляется успешно путем применения теоретических принципов психологии з? своенш5 общения и творчества ж профессионально направленным технологиям обучения в практике педагогического училища.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
— выявлены и обоснованы способы реализации междасщшжшарного подхода ж усвоению психолого-педагошческих знаний жаж ведущего направления развития методожогшесжжх. и теоретических основ профессиональной подготовки педагогических кадров интегративного типа и сущности профессионально направленного процесса обучения студентов в педучилище;
— разработана дифференциация задач ж объектов интеграции психолого-педагогических знаний и профессионально направленных технологий обучения соответственно этапам профессионального развития будущих учителей в процессе их подготовки (формирования мотивации педагогической деятельности, развития педагогического творчества, психологической коррекции поведения и деятельности будущего учителя, формирование гуманистической профессиональной позиции педагога, технологии деловых игр);
— обоснована структура штегржровашого нсихолого-шдагогтесжого курса психологической педагогики, поэтапно расжрыважщего целостные знания об учителе и об ученике через систему междисциплинарных понятий с учетом принципа психологизации процесса обучения;
— выявлены психолого-иедагогические условия, изменения качества подготовки педагогов, отражающие интеграционные процессы формирования профессионализма в целом, и таких его показателей, как гуманистическая позиция и способность к творческому решению задач практики.
Практическая значимость определяется тем, что в педагогических училищах еще не внедрен стандарт психолого-педагошческого образования" а разработка модели интеграции психолого-педагогических знаний может создать предпосылки вариативности такого стандарта с учетом выпускаемых специалистов.
Результаты исследования могут быть использованы в практике для повьпнения качества преподавания педагогики и психологии, результаты диссертации представляют практические советы сов| педагогического училища. основном упор делается на психологическую переориентацию преподавателя, работающего в условиях возрастающего объема самостоятельной работы студентов. В выводах предлагаются преодоления. устоявшихся стереотипов педагогического мышле? Разработаны методические рекомендации по технологии дидактического процесса для преподавателей. Авторская учебная программа по предмету «Психологическая педагогика» может быть использована в опыте работы преподавателей педагогических училищ и в системе повышений ж квалификации.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены непротиворечивостью и современным значением методологических позиний. рациональным сочетанием теоретического ж экспериментального исследования, практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, а также внедрением основных положений диссертационного исследования в пражтзжу деятельности педагогических ушшщ и системы повышения квалификации мршодаватежей педагогики и психологии Ленинградской облает. результатов исследования осуществлялось путей? использования авторской учеонои программы в целостном педагогическом.
I Выборгском педагогическом училище, через публикации ш программа)" участие в конференциях в семинарах преподавателей педагогики и психологии педучилищ (на базе ВОЛУ в пес. Горбунки" 1995 г. на базе Выборге!
1994,1995,1996 гг., на базе кафедры педагогики и психологии Ж*.
ГУУ 1&euro-Шл> э кафедры ажмеологш ЯОНВО, 1997 г.).
База исследования: Выборгское, педучилище и друша шедушшщм Ленинградской области, Экспериментальным обучением было охвачено 214 студентов. В исследовании С? шщ использованы материалы архива Комитета то общему ж профессиональному образованию Правительства Ленинградской области. Эмпирической базой исследования стал опыт работы в качестве ушшш начальных жжассоа, преподавателя? Выборгского иедагошчесжого училища и педагогического института в г. Лиепае.
1.LA. Яштотю-тушшш оемова недагогш^еежего процесса. -М.: Университетское, 1990. -560 е.
2. Ананьев Б. Г. Избранные пштмжтеете груды. -Мл Пдагогмжа., 1980, т.1.-321с.
3. Ананьев Б. Г. О нробжемаж еовременмого таевешманш. -М.: Наука, 1977. -379©.
4. Ананьев Б. Г. О цробванх ешремешого тзшшвекозшнж. -М., 1977.-CiL.
5. Амаешж А. Неюшжозошесжое тешжрсжанме: Кн.2 Пер. е asm. /Под ред. K.M. ГурешчаиМ.: Педагогика, 1982. -336с.
6. Андреев М. Дцдипжа. -&euro-офш" 1981. -219©.
7. Амщферова Л. И. Развштже штаоет шшразшсха ж субъекта, нрофшшюмшишсй шш // Псшокетжш шешррвшш щ&шшшш &-оршщтшш жшштшш мрофееезюжала. -М.: ИИ АН СССР, 1991. -С. 1=40.
8. Бабшсжа! ЮЖ. Ожшшшшщш прошрсса обученш. -Мл Педагогам, 1977. -254″.
9. Бажова MJI. Взшшмодешшзже нренедаватедж м студента ш уежзше шжшжшш щр&фтжтшшй шщтшш. мира шршв педшгогачеекого шлшщщш. Джлшшд" шщшуж. -СПб.: СПбГУПМ, 1996.
10. Sepias Д.А. О шш дшчшоешо-орженшршо'ше! мадляш {журе жещшж). -Мл Изд. Штт-т щжшшжой шжшшгш". Воронеже НПО «МЕДОК», 1996. -143с.
11. Вешшшш В. П. Сжаг&емме педоошввовой хекшяосяв. -М.: Пдашез, 1989. -€.192.
12. Бешщш A.C. Сш^щш ушежал Кн. дш уташш. -Мл Нросязещеше, 1991. -176 с.
13. Бошваб&в В. Й. Педжошчейсаа технология: зволшцш штшш.Сов. пед&гогнжа. -1991 f Ш9.
14. Бодешвв A.A. Личность m общеше. -Мл Шдагогжжа31 983. -272с.
15. Божевжч U.M. Проблемы формшровамш лнчност Избранные тж. зруда. Мод ред. Д.И. Фендак&а. НПО «МОДЭК», 1995.
16. Богоявленский Д. Н., Ытшштш ELA. Пснжологпж уевоевш знаний в шжоле. -M., 1959. -126с.
17. Брушзшнскай A.B. Проблемы еубъежта в псш. ожогжчесжой науке. //Псшшжошческшй зжурнаж" -1991, б.
18. Бружжшсжий A.B. Проблема психологии субъежта. -Мл Йдаоша, 1994. -296с.
19. Бружжшежшй A.B. Проблема нешшжогжчеежой дежежычостж субъекта ж зона 6sntaro развитая. /Шсжшошчеежш! журшж. «1993, Ш 3.2! Бражсе Т. Г. Нндаидуальные формы мзшзшввш жважфшмцш учителей, //Вечерни ередшш школа. -I993s Ш 3. -С J 9.
20. Вушгш BJL, Кожеснжс Т. Н. Вопросы нрогнозпрованш эффективности иощхштж тшщшшшРжа, 1985. -89″.
21. Буева JI.II. Человечесжж! фажтор: новое мышление ж новое действие. -Мл Знание, 1988. -63с.
22. Взжом Ф. О. О достоинстве ж увежченш наук. Соч. -М., 1977. е.239.25″ Веесень Н. Х. Озерка об общем образовании ж системе народного образований в Росеш. / Сост. проф.'Струммксжнй. -Мл Учредшв, 1955.
23. Вербшщж! A.A. Кондентуальмые основы перехода ж непрерывному образованию. Мл НЙИВШ, 1989. -46 с.
24. Вершжовсжий С. Г. Общее образование взрослых: Сшщш s мотивы. -Мл Пдакта", 1987. -184с.2S. Ез&нмосзлзь недагогшчшгоп наужж м щшшт. -М., 1984. -93с.
25. Воронцова В. Г. Доещшшшшое образование педагога: гумшящшьавювшапявавЛ шощод, /Дш&дешвд шуж. -СЩ, 1997.
26. В&ттт. шшшшш лшшфштщж л®дшт%тш?ш тщрт. -М., 1975. -2OOC.3L Вышшшй Л. С. Педагогшеежаж вшжштт,. Давцдрва. -М.: Педагогжа, 1991. -480с.
27. Выгошё JI.C. йзбдежмые тштeçред. BJ-J.VLя, изд-ао Aim Ftm-Fs mo. -м с.
28. Гаяьперш ПЛ. Взедешме в ашшжш. -М.: МГУ, 1976.150е. 34 Гежвещш K.A. О человеке, его умственных способности s его Ьцшт., 1938. р ИХ. Мдеж ж ёшзюеофш шсшщш человечества. Наб. соч. «М., во&шшшш. -М.
29. Гттщттшт В. Й. З&швж жж жатегорш щтошЛ.: ЛГУ" 1989, Гоббс Т. О чвшзеке. Язб.соч. s 2 т. -М., 1969. -С. 217.ж.
30. Гройсмаж A, A. S Мвжшшз В. В., мшхошятшж воздействий щш шшшшшзй деэантщш студеатов высших увдбшх заведений. Нж-тВ.М. Бехтерева. «Л.: ЛНИИ, 1985.
31. Гуманитарные основы гумаммстмжесжош обрааовашш в шшжаж Петербурга. -Сйб.: ДНИ Комитет®so образовашш СПб., 1995. -228с.
32. Давидов В. В. Проблемы рззвмвжщего обучения. -M.s 1986. -240с. 4L Давыдов В. В. О шшшт шшосш в современной нешхожшш. Шшшшшшшй журнал -1988. Т.9, № 4, -е.22−32.
33. Д&ршшшй A.B. Методжса преподевадая географшм. -М.: Ушщсж.,.
34. Дскзрг Р. йзбршшые щшшрщж /Дер. с франц. «ред. В. В. Соколова. -М.:Г-iiaзттяят * *ibm ошцей s унравлшчесзкш жшешюгш.1%. =72*с.агностическое обешечюше щ&рштрош&шт шщш&о-яршшред. Н.ifучвшш. учащимися зщшм®-. атшшшш, I960, № 1, C.4O-52.
35. Вжанов С. Б. Ошовм нрофесш уштежМл Просвещение, 1989. -143 с.4S. Всаужова М. В. Формирование готовности студентов недагошяеежмж, учжзжщ 1С восштатежшому взажмодейстшш с мшщвтш шшшшамв. Азтореф. дасе. жажд. наук. -СПб., 1993%.
36. Згтевн&шй ВЛ. Учвша> жаж исследователь. -М., 1980. -96 с".
37. Зтшиштй В. Й. Неджогжжеетое творчество учителя. -М: Пвдагогжжа, 1987. -159с.
38. Закон Российской Фщррщт «Об образованна» //О внееенш тменшшй и дшсшншей в Вжш РФ «Об образовании'^ -М.: Hoiss школа, 19%, -64с.
39. Занжш Л. В. Дщщсшш ж жтнь. -М.: Просвещение, 1968. -175с.
40. Зшжов Л. В" Избранные иедагогшеежме тру" -М.: Педагога&а, 1990,424с.
41. Заир-Беж Б. С. Основы недагопмеского проежтжрованшл. //Учебное пособие. -СПб: Просвещение., 1995. -144с.
42. Зеер Э. Ф. Профеешонажьное ешшвженше штост шшшера-педагога. -Сверджовж Мзд-ю Уральского ун-та" 1988. -39с.
43. ЗЗшшсо В. П. Проблемы шшззшзш ржштш./Чшта".
44. Зшетензю Г. Н. Предноешвш ©-тшовженм теорш непрерывногоСов. ненашгаши 1991. М&L &euro-.8!.о. идъшн Hi L Психодаагаостнка Щшшшжото вошжаншв деятельность ж состояние: учебное жособше да" студентов институтов. -МлШю (®ещензае, 1980. -199е.
45. Kss-Kams ВЛ., Нжйщров НД. Педаюгмчеежое творчество. -M.: Пвдшяша, 1990. -144с.
46. Кажерев П. И. Избранные недагогшесжме ссшш. 1982. -463с.
47. Кшперев П. И. McTopMS русской жедагопжж. -СПб, 1909.
48. Капзерзв П. Й. Двдщхташше ащт. -СПб, 1915.
49. Кант И. Лтратзшяш с щештшшшй точш зрев. -Соч. Т.6. -М., 1963.
50. КабановаМезшер RH. Псжжолопш формирования знаний ж зшш у ншшьшкш. -Мл АПН РСФСР, 1961.
51. Кшбрж H .Д. Д&штщш ш сушщгр у студентов ВУЗов. ICS. н. труд, Моск. т-тшшшщт. -М. МНЙНП, 1983.
52. Ккршуж Б. Н. #орммр (c)в (c)н1зе жтереса. ж учешю. Шате/ршгшм мезжреснубжжансжого шшозгра. -Жшт" 1980. «39с.
53. Кжирш М. В. Непрерывное образевааэе: а^шшш нееявдиванш ж pssps&mmJ?. шшучш. трудов. -Тверь, 1994 С.3−7.
54. Кж&рш M.B. Мжтшщсшш модвт образовавши в зарубежных недагогшчесжих ттша. -М.: Аршз" I994. -222с.
55. Кжтбёрг Л. Проблема теорш обучтш, -Кшт, 1993. -242с.
56. Юшшш H.A. Теоретжо-методологшесжа^ подготовка учителя ж вошшешштй работе в щш ттпшчшш дащщшш. Днее. дщст. нед"наух. -Я.91 991.
57. Ковозшв А. Г. Пшшкет шчност. -М.: Просвещегщ, 1970. -3®-2с.
58. KoMosiAiiI Я. А. Вешгшг дадашш. -СПб, 1875−77.1равжеше инновационными мрозщееедмш вж. медагопмеежого жодшеджа: Автореф. дщс&хгвд> пед. в&ук. -М., 1ШTS."современного згешезм. -СПб. 1997.
59. Кошшшшшй ЯЛ. Человек: штшхлш. -Мм.: Нар. аевета, 1987.
60. Кащепвщ шщерышото обра&швдш. // Ыародкое образоваше" le 10. С.З.
61. Kpssieisi B.B. Повышение квалификации педагогических жадров.
62. Щдарев ELB. На пут ж профессиональному совершенствуй гаг. -М.: Проевещенже, I§ 90. -159с.
63. Леонтьев A.A. Псжошнгзжегжа. -М.: Изд-го МГУ, 1567. -214©.
64. Леонтьев А. Н. Мабрашшые шшшв&шзшж щхтвщзтя: з 2-х т. Т.2. -М.: Педртогжа, 1983. -320е.2.е ззд. -Млэо.AJi. Дштежжоеть. Сознание.
65. Лермер HJL Дцддашвекае основы методов RAr. i, i го it.
66. Лермер ШМ. Каяесш" зшшй учащаяся. Кахшш он®должны быть? -М.: Зшитв 1978. -47с.
67. Лесгафт П. Ф. Избранные труду. -М.: ФНС, 1987. -358 с.
68. Лестафт П. Ф. Собрание лед&тгзшеежш еоштшяй: Т19 чЛ. -М.: ФНС, 1951. -444с.
69. ЛжЕгарт Й. Процесс ш структурачшшчшхко учшш. //Пер. с чете. -М.: Прогресс" 1970. -685с.
70. Дшвдеман К. Аутогенная тренжровжа, -М.: Фмжужтура s торг, 1980. -7бе.
71. Лурш A.F. Вшзше корковые фуажцт чштшь Мл Наука" 1969.274с.
72. Дутс А. Н. Лштжотшторжества. Мл Наука, 1978. -127e.
73. Мшешст RH. Дшшошжа у^ебмо-восштшшьвдго процесса ж <�шшг<�к1шфшшшш1 paSoTM шж /Ушебиов nocofee. -CUS.: ЛОИУУ, 1995. -8бс.
74. Мзтшова RH. Эжшертжза тщщшшшшо жшершмента в asose. /€§. мящтшш экспертного совет Комитета по образованию Сашпг-Петербурга. -СПб.: Ш31 994 -81с.
75. Маэшшова. RH. Мезхаредменже ®-зшт в проздееее облета. -М., 1980. -47с.
76. Мшсшмова RH. Оргамшадш ущебно-вовшхаш&аого процессажж управшемо! шш. -СПб." 1991. С. 21=22″.
77. Макашова RH. Формщюваше нрофесежомажьно-педагогшесжг^ж? умешзй ups подготовке м нсшытешз зважфжацш учишш. -СПб., 1994 -53с.
78. Мажсшова RH. Имтегрщш s мезвдщщшшмармые евлзж в емсгеже непрерывного образовашж. «СПб, 1990. С. 48.
79. Максимова RH. Шшзшш ажмшжоиж. XUS., 1997. -83©.
80. Ма&шмоаа RH. Имхеграцщ в т&жшш образозашш. -СПб., 1997.СМ.
81. Мажсммова В. Н. Актуальные проблемы шшзжи. -Л." 1982. -36с.
82. Мжошова В. Н. Ннтегращ®образования как научно-педагошчесзш? щю8шт&. Ш зшл Проблемы ештщзщшш в естественнонаучном образованна. «СПб.: ГУЛЫ, 1994.
83. Маркова АЛС и др. Формирование мошшщш. ученш. /Кн. дщ^. учмтеж. -Мл Просвещение" 1990. -192с.
84. Машугов МЛ., Мшшшов&З.Й. От тщж до тщретя. Вопросы внедрешш недагошчесжо! науки ш жсредового опыта в нрактжу массовой школы. -Казань, 1977.
85. Марже К. Зкдаомшеско-фгшософскне ружоимеж. Соч. К. Марже, Ф. Эшшьс. Т. 42. С 24.
86. Маркс К. Казшшг. Соч. К. Марже, Ф. Эжежс. Т.43. С. 623.
87. Маркова АХ и др. Формирование мотивации ученш. /Кн. да учмтеж. -Мл Просвещение, 1990. -192с.
88. Мартова АХ Пашшогш профессионализма. -М., 1996. -308с. ^.
89. Межегеттн А. овтшешжожогжчесжаж щцзгогика. -Томск9 1993.103с.
90. Менделеев Д. И. Сочмшшме в 25 томах. Т.23. -М.Д., 1952.
91. Мсржшн B.C. Лшщж, но немжшогш мошвов шшз. -Пермь, 1971.
92. Межчшсжа! H.A. Проблемы учеши ж умственного развшш школьника. -Мл Медагошжа, 1989.
93. Ытщщш еощ&жшо-лсшожоптесзсой диагностики шжо&ж шгруппы. -М., 199G.
94. Мерзши B.C. Проблемы интегрального шссжедовшзш Ендавщуалзшосш чежовежа. // Псшжолошчасжай журнал, 1980. Ж L С.58−71.
95. Модежгровшжс ищшттшметеш, тшущт: Проблемы шзтшшш качества ж эффективности общеиедагогячесжож подготовки учзшш, /Под ред. Ю.Н. Кршшша" Г. С. Сухобской. -Мл Педагогика, 1981. -120с.1Ж Морозов Н. Г. Мошвшщм ттш8шшой щжшшшжш. -Л., 1972.
96. Мудак A.B. Утаж мастеретво i вдохновение. -Мл Прошещшше, 1986. -160с.
97. Ыаущо-мвк$до5вш>е обееие^шме шшшмм втрерышого обржовшш ищщ€шшшш жщт Лшшшрш /йод ред. Под ред. B.F. Воронцовой. -Л.: ШШУ91 989. -43s.
98. Новое жедшжшеежое ммншемме. /Под ред. A.B. Петровшаго. -М.: Педшкжа, 1989. -280с.
99. Оболетгай Л. Б. Нова®жаужа адшош. //Восшхаше иобушзшто, M 2,1.
100. Опупжжж В. Г., Orages RSL OSpssessise ззроешж: шетшщшвттариыш шозщш тержшмшоши. -CHS. -Воронеж" 1955.126= OpSoB O.B. Нзучшше вшжожогетевот: ирщш&шжаш ршшшшш ш т&шдшоетет ж крофесшошшшо-трудсшй щштжоет. Ажореф. ж. д. -M.s 3978.
101. Ощ^ж мящш шкош m шшт шродов СССР. «Мл Шдажвд 1991. -722е.
102. Пшш И. П. Избранные iff дм. -М. 195!
103. ПсарсшсжЕШ A.B. Лзеткош". Дршшзшйшъ. Кшбшшш. -М.9 1982,255с.
104. Пжшзш Е. Ms§ passMe шшшшвв труды. ffieg. с шт. -М., 1994. В! Шшшжш RB. C «I Г' % -.<7т? ищштжшо оЩщшш. -Мл НИИВШ, 1986.
105. Пономарев ЯЛ. Птишонш ш^кеш шМлПедагогшжа, 1976. -280е.
106. Поташнмс М. М. Km ртвшв&ть недагошмеекое, творчестваМ.&bdquo- 1978. 78с.
107. Позшпше М. М. Педашгмчеежое творчество: проблемы рвмшшж ж шнаг. /ПосЫже дж учжшж, -Киев: Фщзтош, 1988. -189с.
108. Пожжнжова Й. К. Интенсмфшсада мрофеесшои&ньной нодаотожм будущего учшпгеж. -Жазаэьэ 1988.
109. Поишш ЕМ. Право ш жешщтмет //Шродше образование. = 198®. Ш.
110. Потйшмшж М. М. В ттемк ошшшшаго вщшжт. -M." 1988.
111. Пржшхум, но нёджжжш. /Под ред. ЗЛ. ватшштш. -Мл Просвещение, 1988.142s. воеЫже дщ аедашш).
112. Пршшчг ОХ. вдшш сягадехваотж ж шщшттшштмmesmomms. -Ch.: Изд-во ТВП меж., ! 995. «260s.
113. HpiSMissoB A.C. Профшшшшш&мое ш зшшшшшт самоонредэжсшие. -Мл Мзд-во «Инсг. мражтшчесжой шшххшшт». -Воронеж, I995.
114. Псошкиппюшв жро&емы ешшобразованш учмтеж Я1(c)д ред. Cysoicsoi Г. С. -M.: ASM СССР, 1986. -80с.
115. Разэшша многоуровневой жш шдгшшш уизтеш. ШЖмёщт. ш др. Шедаетка. -1993. Ms 5. -С53.
116. Pess A.A. Пшшш. шедагопишсжо1 дегаежьносш: |нробж0мный ттшт% Лпвбюе пособие. -Ижевск: йзд-во Уда. Ун-та, 1994 -83с.
117. Рш^омшешш ажмешопмесжшг енужба в шсаше образовании. ?A.M. Камшсетй" КХА. te, A.A. Posa, -СНшлБПА. 1995.
118. РуСжшжшш СЛ. Проблемы общей жешшжжжж. -Мл Яедашгащ, 1976. С. 43.
119. Р^ааншзй JIM., Койыжщжай ИМ. Отозы педагогжжж Учебноевоеобяе дш ещтшшй ЙШСМлПросвещеиже, 1985. -226e.
120. Р^вшсзшй Л. И. Сшшхшшше жшжоеш. -М.:Мыень, 1984.140с.
121. Руссо Ж.-Ж. ЙемоведЕ. Мышь о шут. -Жшшшвтв, 1§ 73. С. 81.
122. Сшощвшоашш щощешмшшшшш деягавшоет ушшш: Дштоешзеезга©ж об^шшшре методшжж. В 12 mmJ И&учж. ред. T.F. Бражее. «СПб.: Ин-т обрззовшш ззроешш, 1596.
123. Сшшшжша. ELE. Педзгчшшщ©- «ткот твщтешш®-«/ В -(c)5.: ^ Ишовшрошзые кроцеееы в ш^тгошшжош oSpmmsssm. -СПб., 1996.
124. Сечшш Й. М. Зшштпш ммеш. Изб. нрошзв. 1952.54″ Сшшщшззж ИЛ. О явшшшшж. утшшшш шрш ysmmmou работе у детей шжожыюго возра&т. //Здоровье, 1979, — 4.
125. Сммонш В. П. Джёшжосзжжа што&ж ш шрйщтшшмшвш&euro-" ^ мастереша HpeMejpssrais: шовобше. Mежд, щд, жадемш, 1995. -192©.
126. Системное штвщжшшшт шщщшщшшо&ж // Тезшш ддощда. Все©-, жонференщш. -Пермь: Ищш. toe. шщ. ш-т, 1991, — 222©.
127. Оштш ММ. Мш: ощшшш ш шшщщшм. ш^шшшш. тшшшшшш. -МлПщашпжа, 1986. 452©.
128. Сжушшшж Р. П. Учшивж бшь уштажем. -М.: Педшишщ, 1986.Шс.15®-. Савщшшж жшшатш. ттттж. -М.: Наука, 1973* -344с.
129. Сшражшо-вдагсйдашеже ш шшшшшшшшше иробжемм обще! ei щюф@(c)шсшажш<�й жулшурш ym%mmJ Мат. ж жонф. -СПб, 1992. -105©. Щм-т ©-бразшшйш BspoesMs).
130. Севщояшш eSpsasie. /Тешш дшшадras ш Шт&зшт&ш маушю-метсщ" жшфщшзщш. В 4 т. -Е"ьЛГУ3 1990.162″ Сшшрш Л. Ф. Ф&ршщтшзж щ&фтшштвтзшщшй ушшшш ушшшшш&ш&шшшш. Ютщуре. -Яроежш*, 1976.
131. Стоуне. 3. Пс1жшедаг0гижао Я1ер. с англ. -М.: Перш®-, 1984.
132. Сужажов А. А. 1С жтрое? о щшщтдйшы-тш нозедежжж ярвжшшш здоровых молодых людей. /Сб. шум., трудов МИП. 1983.
133. Сужобежж Г. С. тумшшшшжш направленность обучтш ш ешова развжтжм мрофееешомашжо атшшшж шъеехв шшосш будущего педагога. /Мат. маут пр. хшф. РАО. -СПб." 1996.
134. Тарабрш Н. Г. Работа, щ^шшщ в уежовжж жшершежта. /Мат. наутир. жон#. РАО. -СПб., 1996.
135. Теоршгжчшшже осаш евщтшшшвшш щощшвшшшшжо •щ&щхяш ушзжшшш зумашшщшыж. щецщвяш в шезше позшшш жмшшфжжашрш. /в сб. научи трудов йод ред. Т. Г. Бргже. -м., 1988. «107с.
136. Узшда©Д.Н. Эженерммешгалшне ошош иемзшжежжж установки. -Тбшшш, 195! -190с.
137. Угшшзшй К. Д. Педагогшесвеше е&чшшвшш. В € т. Т.6. /Сост. С. Ф. Егоров. -М.:ПедшяЕЖ8,1990. -528с.
138. ФетдакеИн Д. Й. Пробжемы вшрасшо! ш тщшттташжо! шшажшшйшш. -М.: Межщ. дед. ажадемшя, 1995. -368с.
139. Фрщдаан А. М. Ещ&штчешшй <шыг шзш исижшога. -М.: Просвещение, 1987. -224с.
140. Фрсшов И. Т. О чштше ж гршше. -М.: ПозштздаЕГ, 1989.559с.
141. Ф^шщстлшт тшрттттть ж шрофт&шшшшшш штмшятт&ш" жаж фижтеры ршш современной зщшзшщщж ш рожь непрерывного образовамгм взроезшж в ш преощшшшт Т&шш ж сешшкр. /Под ред. Шушшшш ВТ. Л.: НИМ ООВ АЙН СССР, 1990. -124.
142. Хайдеггер М. Швшо о хушшзше. Ш сб.: Проблемыежовежа. в шващой фшшеофш. -Мл Прогресс, 1988.
143. Шщржжш В. Д. СдасЫшосга в структуре шштт. Щжжноехжжа ш<�штзашшш способностей. -Яр&шш": Шж-ш Я$жу} 1986. -22с.
144. Шадршсов В. Д. Проблемы енетемогемеза профессиональной девшвшовш. -M.: Наука"1982. -184с.
145. Шажшежмй B. K Дшямзжа еущноешьж ет чежтёжв (опыт жшшжшшого воджода). -Киев: В&щ&шшзш" 1985. =17! s.
146. Шамота ТЖ 1%&euro-жедшатежъежж1 подход в умршзжевшш шшшш. = М., 1992.
147. Жшжро СЛ., Усштоой ЛЛ. О щш&шт тщщт нвфоршшвп ж шртешю ештебмоетзйежтека. //Вонроек пешжожогшж., JE> % 1963.
148. Шакуров FX Твортеехи! роет щдагога. -М., 1985.
149. Штща. 0.И. Коапвдк жаж шшй ни учебного защщшш. /Мах. ыйрта, хонфер. ИОВ. -СПб., 1996.
150. Множа Л. Форщроваше шешшоеш у^ащда® s етудемтов в хжшве. -Рищ, 1985.
151. Шмвдг Р. Искусство общеню. -М., 1992. -79с. 184 Щукша Г. И. Форшроваше шзшвзтвшш: шгересов учшщшярсее обученш. ШЛгчжшш, 1962. -23oc.
152. Эзшшш Д. В. Нзбрашые нешхожогжжеегш©труды. -M."1989.
153. Зжшэшн Д. Б. Ковдещшж формщров&нш ушезшшык действий ж ее рпш. //Воврош исшхожогмж, ЦЬ 6,1959.
154. Яде®В.А. Стщжтшч&шт& -М.: Наука, 1972. -239.
155. Яшшшшш Й. С. Развшаящее об^ше. -М.: Педаговжа, 1979. «.
156. Яжшшская Й. С. Требовшшж у уще&шш нршравшам, оршшшршажнмм на жшоетое раздаше шжоньажов. // Вопросы ишзодюгш, j% 2,1994. -85с.
157. Якунин В. А. Обуч&шже каж процесс умравжшш: Пеш&шшгшчшежже гшш. -Л.:йзд-во ЛГУ, 1988.460с.i m.