Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования являются: фундаментальные исследования в сфере менеджмента и компетенций (М.Альберт, Д. Бодди, Ричард Л. Дафт, У. Джек Дункан, М. Мескон, Р. Пэйтон, Дж. Равен, Ф. Хедоури и др.) — труды отечественных исследователей по управлению развитием образования (С.Г.Вершловский, В. Н. Гуров, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, Н. Д. Малахов, А. М. Моисеев, М. М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие компетентности. Профессиональная компетентность руководителей общеобразовательных учреждений
    • 1. 2. Повышение профессиональной компетентности управленческих педагогических кадров: формы, методы, особенности
    • 1. 3. Использование информационных технологий для повышения профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. ^
  • Глава II. Программа «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений»
    • 2. 1. Программа «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений»
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. НО
    • 2. 3. Методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений

Формирование профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования.

Успешность поступательного развития системы образования в современной России в значительной степени зависит от качества управления образовательными учреждениями. Задачи, стоящие сегодня перед общеобразовательной школой, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.

Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих школьных администраторов. Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей. Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных программ развития муниципальных образовательных систем, проводимых в рамках модернизации отечественного образования и реализации приоритетного государственного проекта «Образование», является серьезным препятствием на пути реального развития системы образования в целом и конкретной школы в частности.

В связи с этим потребность в переосмыслении целей, содержания, организации и технологий формирования профессиональной компетентности руководителей школ становится государственной проблемой, в решение которой свой значительный вклад должна внести педагогическая наука.

Актуальность исследования данной темы в научном аспекте связана как с недостатками научного обоснования самого содержания понятия профессиональной управленческой компетентности, так и с неразработанностью методов ее формирования у руководителей современной общеобразовательной школы.

Феномен профессиональной компетентности вместе с профессионализмом, профессиональным мастерством, квалификацией входит в понятийный ряд, связанный с качеством и эффективностью профессиональной человеческой деятельности и рассматривается как наиболее значимый в данном ряду.

В современной науке накоплен значительный опыт исследования проблем профессиональной деятельности и развития компетентности. Фундаментальные труды Д. Бодди и Р. Пэйтона, Р. Л. Дафта, М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, У. Д. Дункана, Дж. Равена раскрывают общетеоретические аспекты менеджмента как философии, теории и практики управления, рассматривают различные виды компетентностей, в том числе управленческую. В отечественной науке анализу профессиональной компетентности посвящены исследования А. А. Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Наперова, И. И. Проданова и др. Профессиональную компетентность в образовании и в управлении образованием изучали Г. С. Никифоров, Э. А. Уткин, В. И. Франчук и др. В работах С. Г. Вершловского, Н. В. Кузьминой, В. С. Лазарева, О. Е. Лебедева, Н. Д. Малахова, А. М. Моисеева, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Т. И. Шамовой и др. при рассмотрении проблем управления развитием образования значительное внимание уделяется профессионализму руководителя школы.

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических источников показал, что в исследованиях по менеджменту, философии, социологии, психологии и педагогике затронуты различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности управленцев и созданы определенные предпосылки для ее решения. Вместе с тем, в существующем массиве исследований практически отсутствуют работы, специально посвященные исследованию процесса формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений, а также потенциала в его осуществлении системы Интернет-образования для школьных администраторов, что определяет ряд противоречий:

— между растущими требованиями к управленческой компетентности руководителей современной школы и реальным практическим уровнем такой компетентности;

— между высокой и растущей востребованностью научного обоснования процесса формирования руководителей, компетентных в сфере управления образовательными системами, и неразработанностью в педагогической и управленческой науке необходимых компонентов и условий такого процесса;

— между необходимостью целенаправленного формирования управленческой компетентности руководителей школы и несформированностью комплекса различных обучающих программ и технологий для руководителей общеобразовательных учреждений.

Указанные противоречия обусловили необходимость исследования проблемы формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений.

Цель исследования — определить организационно-педагогические условия эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений на основе программы «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений».

Объект исследования — профессиональная компетентность руководителей общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в ходе обучения в региональном Центре Интернет-образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в ходе их обучения в региональном Центре Интернет-образования будет эффективным, если: данное обучение рассматривается как часть системы непрерывного образования, учитывающая целевые направления и особенности повышения профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учрежденийиспользуется программа «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений», направленная на формирование управленческих компетенций средствами информационных технологийреализация данной программы осуществляется поэтапно в соответствии с логической структурой процесса формирования профессиональной компетентностиведется мониторинг хода реализации программы обучения руководителей школобеспечивается создание развивающей среды регионального Центра Интернет-образования, поддерживающей и оптимизирующей процесс формирования профессиональной компетентности обучающихся.

Задачи исследования.

1. Выявить существующие подходы к интерпретации понятия профессиональной компетентности и ее формированию, включая определение структуры и динамики развития.

2. Обобщить формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности управленческо-педагогических кадров.

3. Разработать и апробировать обучающую программу на основе Интернет-технологий, способствующую повышению профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в области управления.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предложенной программы формирования профессиональной компетентности руководителей школ Ставропольского края.

Методологическую основу исследования составили: программно-целевой подход, ориентирующий на разработку программы формирования профессиональной управленческой компетентности с учетом намеченных целей и комплекса мероприятий по их осуществлениюкомплексный подход к изучению объекта исследования, ориентирующий на рассмотрение профессиональной управленческой компетентности как целостной структуры, и к изучению повышения квалификации как целостного процесса, все элементы которого взаимообусловливают друг другаосновные положения концепции повышения квалификации педагогических кадров, нацеливающей на непрерывное повышение квалификации педагогов в течение всей жизниметодология научно-педагогического эксперимента, которая позволяет обосновать сущность и содержание формирования профессиональной управленческой компетентностиучение о единстве теории и практики в процессе человеческого познанияпринципы единства сознания и деятельности.

Теоретической базой исследования являются: фундаментальные исследования в сфере менеджмента и компетенций (М.Альберт, Д. Бодди, Ричард Л. Дафт, У. Джек Дункан, М. Мескон, Р. Пэйтон, Дж. Равен, Ф. Хедоури и др.) — труды отечественных исследователей по управлению развитием образования (С.Г.Вершловский, В. Н. Гуров, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, Н. Д. Малахов, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова и др.) — разработки проблем формирования профессиональной компетентности в управлении в целом и в образовании в частности (Ю.В.Варданян, И. П. Гомзякова, В. И. Горовая, И. Н. Дроздов, И. Е. Елина, И. А. Елисеева, Г. С. Никифоров, Л. П. Погребняк, Э. А. Уткин, В. И. Франчук и др.) — работы по проблемам профессионализма и профессионального мастерства (А.Ф.Ануфриев, В. В. Буткевич, Т. А. Венедиктова, И. А. Володарская, В. В. Горбенко, А. А. Деркач, Е. А. Климов, М. Н. Карпетова, Н. Е. Костылева, И. Ф. Кривчанский, Ю. Г. Кузнецов,.

A.К.Маркова, В. Е. Морозова, В. П. Намчук, И. И. Проданов, А. В. Соложин, Е.Н.СтарковаА.А.Толмачев и др.).

Теоретические основы исследования опираются также на идеи программного подхода в управлении образованием, разработанные.

B.С.Лазаревым, А. М. Мосеевым, М. М. Поташником и др.

Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов: теоретические: анализ и синтез научных источников и литературы в области философии, педагогики, психологи, нормативных документов системы повышения квалификациипроблемно-ориентированный анализ состояния практики управления развитием образования в муниципальных образовательных системах. эмпирические: констатирующий и формирующий экспериментсоциологические методы (индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование) — методы оценивания (самооценка, экспертная оценка) — наблюдение за деятельностью руководителей общеобразовательных школ, изучение и анализ продуктов их деятельностиметоды статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ставропольский региональный Центр Интернет-образования.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4 лет и включало в себя 3 этапа.

Первый этап (2002;2003 гг.) поисково-теоретический. В ходе этого этапа осуществлялось накопление эмпирических данных по проблеме: изучались научные источники, отражающие отечественный и зарубежный опыт повышения профессиональной компетентности руководящих кадров, анализировалась философская, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования. Применялись следующие методы исследования: устные и письменные опросы с целью выявления затруднений руководителей образовательных учреждений в управленческой деятельности и их причин. Осуществлялась первичная диагностика. Накопленные факты послужили основой для выдвижения гипотез, определения цели, задач, объекта и предмета исследования, разработки программы констатирующего и формирующего экспериментов, а также научно-теоретических подходов к исследованию.

Второй этап (2003;2005 гг.) — экспериментальный. На этом этапе проводился формирующий педагогический эксперимент: обучение руководителей образовательный учреждений (в условиях реализации программы «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений» в ходе семинаров-тренингов, специальных занятий, Интернет-конференций) — определение экспериментальной системы мер по формированию профессиональной управленческой компетентностиразработка критериев оценки процесса и результата формирования требуемых управленческих компетентностейэкспериментальная проверка программы и системы мер. Использовались методы исследования: анкетирование, экспертная оценка, анализ и оценка ряда программ по формированию профессиональной управленческой компетентности для выявления исходного и итогового уровней сформированности требуемых компетентностей.

Третий этап (2005;2006 гг.) — обобщающий. Осуществлялись систематизация, обобщение результатов исследования, проводилась проверка достоверности полученных результатов. Материалы проделанной работы оформлялись в виде диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем содержательно определены уровни и сформирован базовый перечень компетентностей руководителей общеобразовательных учрежденийвпервые теоретически обоснована и экспериментально проверена программа формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в ходе их обучения в региональном Центре Интернет-образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятийного аппарата, необходимого для разработки и описания процесса формирования профессиональной управленческой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений (понятия «компетентность», «профессиональная управленческая компетентность», «структура компетентности», «универсальные компетентности», «образовательные компетентности», «управленческие компетентности», «сложные специальные компетентности») — определении целевых направлений повышения профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений и особенностей работы по формированию профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений в условиях обучения в Центре Интернет-образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программа формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений Ставропольского края в условиях непрерывного образования, включающая структурные и содержательные основы для организации их эффективной деятельности, а также методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования, а также при разработке обучающих программ для данной категории слушателей региональных Центров.

Интернет-образования, институтов и факультетов повышения квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической наукиразнообразием рассмотренных источников информациисочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамсочетанием качественного и количественного анализа данныхподтверждением гипотезы результатами исследования, востребованностью предлагаемых научно-практических разработок.

Положения, выносимые на защиту.

1. Способность к самообучению руководителей общеобразовательных учреждений зависит от возраста, статуса, педагогического опыта работы.

2. Разработанная программа «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений» позитивно влияет на формирование основных компетенций руководителей, а также на развитие их личностных качеств.

3. Условиями эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений являются: обучение на базе Центра Интернет-образования, обучение в группах, отрыв от производства, сочетание лекционно-семинарских и практических занятий, опора на активные формы обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в работе конференций различного уровня: Международной (Москва, 2005), Всероссийской (Москва, 2003), университетской (Ставрополь, 2005), а также семинарах по вопросам информатизации учебного процесса. Результаты исследования внедрены в практику работы Ставропольского регионального Центра Интернет-образования.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 170 страницах, содержит 11 таблиц, 20 рисунков. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографию из 195 источников и 2 приложения.

Выводы по второй главе.

Итак, в основу разработанной нами программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс требует наличия в структуре педагогического профессионализма администратора общеобразовательного учреждения определённого инварианта знаний, умений и опыта применения информационных компьютерных технологий для решения управленческих задач. Содержание программы ориентировано на формирование такого инварианта.

Учитывая особенности работы со взрослой аудиторией, изложение материала предполагает предоставление возможности слушателям в ходе лекций и практических занятий делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов и при выполнении специальных упражнений. Для реализации программы предлагается использовать все многообразие традиционных и нетрадиционных форм и методов учебной работы: лекции, семинары, ознакомление с опытом коллег, моделирование и анализ ситуаций, работа в малых группах, консультации, индивидуальные занятия.

Программа «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений» формирует систему знаний в области информационных технологий (наличие базовых представлений о назначении и функционировании персонального компьютера и возможностях его использования в управлении образованиемналичие представлений об электронных ресурсах оптимизации управления и формирования информационного пространства общеобразовательного учреждениявладение интерфейсом операционной системывладение навыками пользователя офисных технологий в контексте управленческой деятельности и подготовки документоввладение базовыми сервисами и технологиями Интернета).

Пройдя обучение по данной программе у администраторов общеобразовательных учреждений развиваются практические умения и навыки, связанных с применением персонального компьютера в профессиональной деятельности.

В рамках предложенной программы наряду с теоретическими занятиями определена система семинарских и практических занятий. Они способствуют развитию у руководителей общеобразовательных учреждений (слушателей) аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических, управленческих и других профессиональных качествформируют представления о путях и средствах руководителем общеобразовательного учреждения повышать уровень компетентностисоздают условия к овладению слушателями техникой владения персональным компьютером с выходом в Интернетразвивают у администраторов общеобразовательных учреждений навыки эффективного взаимодействия с педагогическим коллективом и другими людьми, используя компьютер.

Показатели уровня подготовленности в сфере компьютерных технологий после эксперимента повысились у основной части слушателей. Анализ изменений уровня развития управленческих качеств экспериментальной группы доказывает позитивное влияние опытно-экспериментальной работы. Состояние тревожности у администраторов общеобразовательных учреждений на конец эксперимента понизилось. Мы можем отметить, что руководители стали более спокойные, выдержанные, отмечаются заинтересованность в общении с коллегами.

Постэкспериментальная диагностика уровня самооценки личности руководителей показала позитивные изменения в экспериментальной группе. Наблюдая за руководителями на занятиях спецкурса, отметим, что слушатели стали более активны, по сравнению с началом учебных курсов, они более уверенно формулируют вопросы и выполняют задания.

Повышение активности, снижение закомплексованности, уверенности в своих силах свидетельствует о повышении самооценки администраторов общеобразовательных учреждений.

Совокупность таких изменений подтверждает повышение уровня компетентности руководителей общеобразовательных учреждений по окончанию курса.

Повышение компетентности — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков руководителей общеобразовательных учреждений исходя из целей развития образования, которые в свою очередь привязаны к стратегии развития образования Ставропольского края. Обучение может быть разным по форме, содержанию и способу организации. Все это зависит от конкретных целей, временных и финансовых ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование содержит разработку и обоснование подхода к формированию профессиональной компетентности руководителей в области управления образовательных систем.

Растущие требования к компетентности руководителей существенно превышают соответствующую компетентность действующих руководителей.

Большинство проблем и возникающих трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности администраторов в этой области. Явный дефицит такой управленческой компетентности зачастую тормозит реализацию конкретных проектов по развитию муниципальных образовательных систем, проводимых в рамках модернизации отечественного образования и является серьезным препятствием на пути реального развития системы.

Таким образом, запросы социума, а также стремительно растущие требования, предъявляемые к руководителям муниципальных образовательных школ, делают разработку программы формирования профессиональной компетентности руководителей крайне актуальной для практики.

В своей работе мы исследовали профессиональную компетентность руководителей общеобразовательных учреждений и процесс формирования их профессиональной компетентности.

Мы разработали и апробировали программу «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений», способствующей формированию профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений Ставропольского края.

В проведении исследования нами были выполнены следующие задачи:

1) выявлены существующие подходы к интерпретации понятия о профессиональной компетентности как объекте исследования и ее формирования, уточнено понятие профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения;

2) определены особенности работы по формированию профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений;

3) разработана и апробирована программа на основе Интернет технологий, которая способствует повышению профессиональной компетентности руководителей в области управления, которая включает структурные и содержательные основы для организации эффективной деятельности по формированию требуемых компетентностей руководителей образования муниципального уровня;

4) проверена опытно-экспериментальным путем эффективность предложенной программы формирования профессиональной компетентности руководителей школ Ставропольского края;

5) выделены особенности группы руководителей как объекта обучения и определены наиболее оптимальные формы и методы формирования профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений: обучение на базе Центра Интернет-образования, обучение в группах, отрыв от производства, сочетание лекционно-семинарских и практических занятий, опора на активные формы обучения.

В результате исследования нами были выявлены следующие выводы:

1. Для повышения эффективности управления современным образовательным учреждением необходимо формирование информационной компетентности директора школы. Руководители общеобразовательных учреждений нуждаются в повышении компетентности. Они имеют потенциал и стремление к обучению и повышению уровня компетенции. Формирование такой компетентности необходимо выстраивать в соответствии с пониманием роли практической управленческой деятельности как стимула и как развивающей среды формирования компетентностей. Оно должно происходить в системе непрерывного образования.

2. В настоящее время изменились представления о роли общеобразовательной школы как социального института в обществе. Руководители общеобразовательных учреждений выполняют не только функции управления, но и экономические, финансовые, функции менеджера. Все эти качества не всегда присутствуют в администраторе школы, так как это, в — первую очередь — педагоги.

3. Программа обучения руководителей должна учитывать три важнейших характеристики этой категории слушателей: 1) речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование и которые имеют опыт педагогической работы, в том числе в руководящей должности, это, как правило, уже сложившиеся личности с определенным кругом профессиональных знаний, умений и навыков- 2) это лидеры, то есть люди, имеющие высокий уровень ответственности не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, склонные к принятию самостоятельных решений, имеющие высокий уровень независимости- 3) это практики, руководителей отличает в большей степени ориентация на конкретные результаты, на практику, чем на общие рассуждения, принципы и теории.

4. Обучение руководителей общеобразовательных учреждений по программе «Информационные технологии для администратора общеобразовательных учреждений» позволило повысить уровень компьютерной грамотности, самоуверенности и управленческих способностей, понизить уровень тревожности, что в целом позволяет говорить о повышении уровня компетентности. Совокупность таких изменений подтверждает повышение уровня компетентности руководителей общеобразовательных учреждений по окончанию курса.

5. Форма организации повышения компетентности руководителей общеобразовательных учреждений выбирается исходя из содержания. Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и развитие личностных качеств. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также в дистанционной форме — посредством Интернета. Возможны разные способы организации — силами внутренних специалистов и педагогов, силами внутреннего тренера, с приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов.

6. В процесс формирования нужной компетентности необходимо включать процессы последовательного формирования знаний, умений и навыков руководителей. Формирование развивающей среды, поддерживающей и обеспечивающей процессы формирования требуемой компетентности, обеспечено через работу Ставропольского регионального Центра Интернет-образования.

7. Определению оптимальных путей решения проблем управления школой, связанных с низким уровнем компетенции руководителей общеобразовательных учреждений способствует участие руководителей в программах и курсах по повышению компетенции и использование в деятельности руководителя инфокоммуникационных технологий.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Однако его можно рассматривать как один из первых подходов к формированию профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных учреждений как педагогической проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя //Педагогика. — 1998. — № 1. — С. 72−75.
  2. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001 —288 с.
  3. М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка // Иностранный язык в школе. -2003. -№ 1.-С. 86−90.
  4. О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: ИОВ РАО, 1995. — 18 с.
  5. Т.П. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: Метод, рек. М.: Институт управления образованием РАО, 2000. — 100 с.
  6. Т.П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Кн. 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Метод, пос. / Под ред. Н. В. Немовой. -М.: АПКиПРО, 2004. 131с.
  7. Т.П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Кн. 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Метод, пос. / Под ред. Н. В. Немовой. -М.: АПКиПРО, 2004. 104 с.
  8. Э.Р. Психологические тесты. М., 1996.
  9. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. М., 2002. — С. 14−32.
  10. Л.А. К вопросу о природе диагностической культуры учителя // Вопросы педагогической психологии. Тула, 2001. — С. 13−23.
  11. С.Н. Динамика профессиональных функций педагогакак представителя культуры // Ярославский психологический вестник. Вып. 2. — М.- Ярославль: Российское психологическое общество, 2004. — С.71−77.
  12. М. Информационная среда обучения. СПб: «Свет», 1997.
  13. В.С. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
  14. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пос.-М., 2002.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пос. для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  16. Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб, 2002. — С. 25−30.
  17. Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность // Гуманитарная культура учителя. СПб., 2002. — С. 32−42.
  18. Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
  19. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учеб. пос. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 206 с.
  20. Ю.С. Педагогика информационно-образовательных систем // Открытое образование в России XXI века: Матер. 8-й межвуз. конф. М.: МЭК, 2000. — С. 47−54.
  21. Ю.С. Телеконференции в образовательном процессе// Педагогическая информатика. 2000. — № 1. — С. 61−66.
  22. Ю.С., Дендерина В. И. Мультимедийные программно-методические комплексы «Теория обучения» и «Теория воспитания». Сертификаты испытательной лаборатории «ОФАП» 11 и 12 гос. регистрационные номера 50 200 100 424 и 50 200 100 425 от 09.10.02 г.
  23. Ю.С., Елочкин М. Е. и др. Информационные технологии. Учебник. -М., 2005.
  24. Ю.С., Шапошникова T.JI. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Учеб. пос. -Краснодар, 2005.
  25. Ю.С., Шапошникова T.J1. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пос. / Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001. — 415 с.
  26. JI.H. Педагог дополнительного образования личность и профессионал // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 28−29.
  27. И., Глущай А., Как стать первым. Практический коучинг по-русски. M.:ACTPEJI, 2004.
  28. Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М., 1998. — 179 с.
  29. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. — № 10.
  30. В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2004. — 158 с.
  31. В.А. Профессиональная культура учителя: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003. — 163 с.
  32. С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
  33. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пос. по кадровой работе. М.: Юрист, 1998. — С. 57−59.
  34. B.C. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь. М.: Изд-во «Либерия», 2001.
  35. Дж. Современные информационные технологии совместной работы. Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999.
  36. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
  37. Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: методологический анализ // Гаудеамус. 2002. — № 2 (2).
  38. В. Педагог для учителя // Народное образование. 2002. -№ 9.- С. 93−98.
  39. Р.Х. Развитие профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации // Методист. 2002. — № 3. — С. 6−8.
  40. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002.
  41. Л.К. Развитие идей профессионализма педагогов в теории и практике образования // Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика. Рязань, 2001, — С. 96−115.
  42. Дж. К. мл., О’Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  43. А. Профессиональное развитие педагога как воспитателя в условиях школы // Народное образование. 2002. — № 1. — С.100.104.
  44. И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. -331 с.
  45. Н.Ю. Современные подходы к изучению личности учителя как профессионала // Ученые записки ООИУУ. Оренбург, 1998. — Т. 3. — С. 104−114.
  46. В.А. Музыкальная культура как фактор формирования личности учителя // Гуманитарная культура учителя. СПб, 2002. — С. 62−68.
  47. В.Н. Руководство школой на уровне новых задач // Народное образование. 1983. — № 4. — С. 65−73.
  48. В.Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. пос. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 240 с.
  49. В.Н., Есютина О. И., Жиданова И. С. Современная сельская школа в условиях модернизации. Учеб. пос. Ставрополь: СКИПКРО, 2005. -88 с.
  50. В.Н., Савинова Л. Ф., Лобейко Ю. А. Методика социально-психологической деятельности. Учебно-метод. пос. Ставрополь: СКИПКРО, 2000. 108 с.
  51. В.Н., Селюкова Л. Я., Савинова Л. Ф. Человек в современном мире. Метод, пос. Ставрополь: СКИУУ, 1993. — 72 с.
  52. В.Н., Степанов C.B. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. Учеб. пос. Часть 1. Изд. 2-е, испр. и доп. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 2003. — 126 с.
  53. В.Н., Степанов C.B. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. Учеб. пос. Часть 2. -Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2003. 192 с.
  54. В.А. Профессиональная компетентность специалиста:понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. — № 4. — С. 35.
  55. Доклад Erich Svecnik. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австрийскую систему высшего образования. 2002.
  56. С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. М.: ТЕЗАРУС, 2001. -№ 22. — С. 44−45.
  57. С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. технич. ун-та им. И. И. Ползунова, 2004. — № 3. С. 200−208.
  58. С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 52. СПб.: Изд-во БПА, 2003. — С. 40−46.
  59. С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. М.: ЭКО, 2004. — № 2. — С.56−62.
  60. С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. М.: Компания спутник +, 2003. -№ 1. — С. 354−357.
  61. С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития.-Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2002. — 242 с. -(Гуманитарные исследования в образовании).
  62. С.А., Хашина Д. В. Концептуальная модель как психологическая детерминанта профессионализма учителя // Ананьевские чтения: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения 2004». -СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. — С. 463−465.
  63. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  64. В.Н., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем). М.: Сов. радио, 1976. — 296 с.
  65. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
  66. Л.И. Анализ способности педагога определять и формулировать цель своей деятельности // Методист. 2005. — № 3. — С. 36−37.
  67. Л.И. Аттестация как условие формирования профессионализма школьного психолога // Роль аттестации в повышении уровня профессионализма педагогических и руководящих работников образования. Кемерово, 2001. — С. 60−61.
  68. Е.С. Профессиограмма деятельности учителя естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей в обучении школьников // Наука и школа. 2002. — № 2. — С. 24−30.
  69. Е.С. Психология управления. М., 2002.
  70. И.И. Профессиональная культура педагога: Учеб. пос. -2-е изд., перераб., доп. М.: АПКиППРО, 2005. — 116 с.
  71. Н.М. Практическая дидактика для учителя. Учеб. пос. -М.: Пед. общество России, 2001. 250 с.
  72. Э.Ф. Модернизация профессионального образования:компетентностный подход // Образование и наука. 2004. — № 3 (27).
  73. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пос. для студ. вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  74. Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя // Инновации в образовании. -2002. № 5. — С. 56−67.
  75. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учеб. пос. для студ. вузов, обуч. по пед. спец. 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — 207 с.
  76. А.Г. Стиль педагогического общения как характеристика развития профессионализма воспитателя // Образование и наука. 2000. — № 4. — С. 177−185.
  77. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  78. , И. Голованова, Л. Каплич и др. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2002. -№ 6. -С. 16−24.
  79. В.А. Учитель в контексте нового времени // Открытая школа. 2001. — № 1. — С. 35−38.
  80. В. Формирование профессиональной культуры учителя иностранного языка: вопросы технологии // Aima mater. 2002. — № 9. — С. 27−30.
  81. Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие. Миф или реальность? Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 260 с.
  82. О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. пед. ун-та, 2002. -298 с.
  83. H.A., Панина И. К. Применение каталога профессиональных задач при формировании содержания дисциплины «Информатика» // Современные технологии обучения, «СТО-2004″: Матер.
  84. X междунар. конф., т. 1. СПб., 2004. — С. 84−85.
  85. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. — 320 с.
  86. В.Т. Проверка валидности тестов, диагносцирующих проявление лабильности — инертности нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. — С. 138−162.
  87. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. -СПб.: Изд-во „ДЕТСТВО-ПРЕСС“, 2001.- 286 стр.
  88. В.В. Педагогическая культура преподавателя как условие творческого саморазвития личности студента: в пед. вузе. // Педагогика творчества. Хабаровск, 2002. — С. 14−17.
  89. Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2001. 24 с.
  90. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сб. статей. СПб.: Речь, 2003.
  91. В.Ю. Профессиограмма руководителя школы // О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1977. -С. 55−61.
  92. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 1993. —36 с.
  93. Р.Л. Если вы руководитель. М., 1993.
  94. А.Ф. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
  95. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  96. Ю.Н. Образование взрослых и проблемы функциональной неграмотности // Образование без границ. 2004. — № 2.
  97. В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. СПб.: „BXV-Сан-Петербург“, 1999.
  98. Куприянова J1.M. Научно-методические принципы оценки педагогического мастерства преподавателя высшей школы // Проблемы и тенденции развития кадрового потенциала высшей школы. М., 2001. — С. 189−200.
  99. Н.В. На пути к профессиональному мастерству. М.: Просвещение, 1990.
  100. ЮЗ.Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 32.
  101. Н.М. О роли коммуникативной компетентности учителя в гуманизации образовательного процесса // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Тюмень, 2001. — С. 123−131.
  102. Ю5.Лернер П. С. Нужен ли школе учитель интеллигент? Или достаточно ли его интеллигентности? // Пирамида maxima. — 2002. — № 2. -С. 36−40.
  103. В.М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе. Пособие для директоров школ. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2004. — 160 с.
  104. В.М. О методической работе в школе. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 160 с.
  105. В.М. Работа администратора школы с учителем. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2002. — 160 с.
  106. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Научно-метод. пос. Екатеринбург, 1999. — 245 с.
  107. М.И. Коммуникативная компетентность педагога как условие развития социальной компетентности школьников в образовательной среде. Ульяновск, 2002. — Вып. 9. — С. 69−79.
  108. Л.П. Речевая компетенция учителя как основа эффективной педагогической деятельности // Образование в современной школе. 2003. — № 4. — С. 57−61.
  109. В.Е. Коучинг от, А до Я. Возможно всё. СПб.: Речь, 2004.
  110. H.H. Технологическая компетентность педагога // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 33−41.
  111. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд „Знание“, 1996. — 312 с.
  112. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. -Просвещение, 1994.
  113. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994. — 215 с.
  114. H.H. Технология управления развитием педагогической деятельности / H.H. Михайлычева, М.Е. Демашева- Институт развития проф. образования. Учебно-метод. пос. по профессиональному образованию. М.: ИПРО, 2002. — 242 с.
  115. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования / Подг. H.A. Разина // Завуч. 2001. — № 4. — С. 113−136.
  116. A.M. Качество управления школой: каким оно должнобыть? М: Сентябрь, 2001.- 160 с.
  117. С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Матер. Всерос. научно-практ. конф. Ч. 1 — Челябинск, 2003. — С. 3−7.
  118. С.Г. Профессиональная компетентность как „мишень“ для системы повышения квалификации педагогических и управленческих работников / Управление качеством профессионального образования. -Челябинск, 2001. С. 82−95.
  119. С.Г. Профессиональная компетентность учителя и ее оценивание // К. Д. Ушинский и проблемы современного образования. -Челябинск, 2000. С. 60−64.
  120. H.A. Специфика деятельности педагога дополнительного образования // Десятый симпозиум: Квалиметрия и образования: методология и практика. 2002. — Кн. 5. — С. 173−180.
  121. Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика. 2005. — № 5. — С.64−71.
  122. H.H. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография. М.: Прометей, 2002. — 315 с.
  123. М.В. Профессионально важные качества в структуре интегральной индивидуальности учителя начальных классов // Школьные технологии. 2005. — № 1. — С. 174−180.
  124. Образование Самарский регион. — 2003. — 28 марта. — № 4.
  125. И.А. Профессиональная подготовка педагога к формированию субъектной позиции школьника в системе гуманистического воспитания: Дис. .канд. пед. наук- 13.00.08. М., 2003. — 188 с.
  126. Р.В. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя // Образование и наука. 2001. — № 1. — С. 83−87.
  127. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. 170 с.
  128. А. Организационное консультирование в стиле коучинг. -СПб.: Речь, 2003.
  129. Ю.М., Шкуркин В. И., Орлова Л. П. Построение теста-вопросника для измерения потребности в достижениях // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории / Отв. ред. М. М. Нудельман. -М&bdquo- 1974.
  130. Оценка качества профессионального образования» / Под ред. В. И. Байденко, Дж. Ван Занворта. М., 2001. — С. 44−46.
  131. H.H. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя / H.H. Павелко — Акад. маркетинга и социал.-информац. технологий. Краснодар: Б.и., 2004.-306 с.
  132. А.И. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 54.
  133. И.К. Особенности модели предметной области «Информатика» для формирования содержания учебной дисциплины // Информационные технологии в образовании, ИТО 2003. Матер, междунар. конгресса конф., ноябрь 2003. — Ч. III. — С.70−72.
  134. Э., Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003.
  135. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
  136. Т.Д. Интеллигентность — профессиональная характеристика педагога // Мир образования образование в мире. — 2002. -№ 4. — С. 37−47.
  137. В.Р. Развитие профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа / В. Р. Попова, C.B. Конкевич // Теория ипрактика развивающего обучения. Челябинск, 2001. — Вып. 11. — С. 155−158.
  138. Я. О концептуальной схеме функций и квалификации специалистов по информационным системам // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1.
  139. А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 71−78.
  140. В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. — 54 с.
  141. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  142. С. Коучинг: возможности применения в бизнесе. -Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  143. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды чл.-корр. АПН СССР).
  144. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  145. Т.А. Развитие культуры педагогической деятельности будущих учителей // Развитие самоактуализирующейся личности учителя: контекст, подход: межвуз. сб. науч. ст. / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова и др. М., 2003. — С. 138−145.
  146. Н., Туркулец Н. Коучинг ваш проводник в мире бизнеса. — СПб.: Питер, 2004.
  147. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ" — ЭКМОС, 1999.-352 с.
  148. Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В. и др. Новые технологии управления персоналом. СПб.: Речь, 2003.
  149. И.П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2001 — 149 с.
  150. А.Э. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 215−222.
  151. Н.Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования // Внешкольник. 2002. — № 2. — С. 28−29.
  152. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя / Д. З. Ахметова, Л. И. Гурье, В. Ф. Габдулхаков и др.- Институт экономики, упр. и права, каф. педагогики. Казань: Таглимат, 2001. — 110 с.
  153. В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовке учителя. Приобщение к педагогической профессии: практика, концепция, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 6−9.
  154. В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя (программа изучения).- М., 1993. 22 с.
  155. Дж. Коучинг. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
  156. В.П. Проблема природолюбия в системе коммуникативной культуры социального педагога // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 4.
  157. Л.Б. Культура педагогической деятельности смысл и содержание подготовки будущего учителя // Модернизация образования: проблемы и перспективы. — Оренбург, 2002. — Ч. 2. — С. 148−158.
  158. Г. И. Об основных видах сознательной деятельности // Комментарии. 1992. -№ 1.
  159. .Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе // Интернет-журнал «Эйдос». 1999. -21 сентября.
  160. В.Р. Методика определения профессионального уровня преподавателя: Метод, разработка. Чебоксары: Клио, 1994. — 12 с.
  161. Т.И. Профессиональное развитие и саморазвитие учителя физики: Монография. М.: Прометей, 2001. — 206 с.
  162. Стратегия модернизации содержания общего образования: Матер, для разработки документов по обновлению образования / Под ред. A.A. Пинского. М., 2001.
  163. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  164. Технология обучения в высшей школе / Под руководством Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. — 279 с.
  165. Е.П. Директор школы в системе повышения квалификации: Сб. науч. трудов / АПН СССР, НИИ. Общ. образование взрослых. М., 1983. — 91 с.
  166. С., Клиффорд Дж. Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера. СПб.: Питер, 2004.
  167. Дж. Новый стиль менеджмента и управления персоналом. М.: Финансы и статистика, 2001.
  168. Управление школой // Учительская газета. 2001. — № 32.
  169. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. -М., 1997.
  170. C.JI. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 59−64.
  171. Г. Г. О формировании математической культуры будущего учителя математики // Теоретические и методические проблемы обучения в школе и вузе. Мурманск, 2001. — С. 34−37.
  172. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
  173. Д. Коучинг. Личностный рост и успех. СПб.: Речь, 2003. о
  174. Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). М.: Эксмо-Пресс, 2001.-351 с.
  175. С.Ф. Профессиональная управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения как факторобеспечения качества образовательной деятельности // Качество дошкольного образования. М., 2002. — С. 96−102.
  176. И.В. Преодоление педагогических деформаций как условие совершенствования профессиональной культуры педагога // Наука и образование. -2003. № 2. — С. 64−69.
  177. Л. Л. Этическая компетентность учителя как системообразующий компонент его профессиональной деятельности // Этическое воспитание. 2002. — № 4. — С. 18−25.
  178. О.В. Слагаемые профессиональной успешности современного руководителя школы // Школа. 2002. — № 4. — С. 11−16.
  179. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пос. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  180. В.Н. США: подготовка руководящего персонала промышленных корпораций. М., 1975.
  181. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пос. М.: Логос, 1998. — 320 с.
  182. Т. И. Подготовка директора школы. Опыт перспективы // Сов. педагогика. 1990. — № 3 — С. 75−79.
  183. Ю.А. Информационные технологии. М.: изд-во «Лаборатория базовых знаний», 1998.
  184. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-554 с.
  185. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999.-432 с.
  186. О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. 2005. — № 4. -С. 8−13.
  187. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг вобразовании. 2002. — № 2. — С.58−62.
  188. А.Г. и др. Валидность теста менеджерского потенциала // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1993. — № 3. — С. 23−33.
  189. Л.В. Цель проективно-технологическая компетентность педагога/ Л.В. Шмелькова// Школьные технологии.-2002.-№ 4.-С.26−48.
  190. И. Компетентность педагогов страховка от профессионального застоя // Директор школы. — 2003. — № 2.- С. 7−13.
  191. И. Тайны профессионализма // Директор школы. 2005. -№ 2. -С. 14−19.171
Заполнить форму текущей работой