Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контрольный этап эксперимента показал качественный и количественный рост развития творческого воображения вообще и фольклорного воображения у младших школьников, входивших в экспериментальную группу, что подтвердило правомерность экспериментально выделенных педагогических условий: а) организация этнокультурного воспитания в младших классах опирается на интегрированное педагогическое пространство… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Проблема развития творческого воображения личности в эстетико — педагогических исследованиях и образовательной практике
    • 1. 2. Возможности активизации творческого воображения школьников средствами этнокультурных компонентов народного искусства
    • 1. 3. Возрастные психолого — педагогические особенности развития творческого воображения учеников начальной школы
  • ГЛАВА II.
  • ОСВОЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ОБРАЗНОСТИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ)
    • 2. 1. Педагогическая модель освоения образности русского фольклора и активизация творческого воображения учеников начальной школы
    • 2. 2. Опытная реализация педагогических условий освоения образности русского фольклора через развитие творческого воображения младших школьников на учебных занятиях
    • 2. 3. Развитие творческого воображения детей при освоении фольклора в системе дополнительного образования

Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Существующие проблемы развития социума в духовных, экономических и научно-технических областях не могут быть решены без полноценной реализации творческих возможностей человека. Современный этап жизни российского общества характеризуется признанием особой остроты задач возрождения и сохранения национальных традиций, самосознания народов России, а также совершенствования сферы культуры и системы образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано -«формирование человека и гражданина должно быть интегрировано в современное ему общество и нацелено на совершенствование этого общества». Также отмечается, что «современное содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». («Закон об образовании Российской Федерации». Статья 14. Общие требования к содержанию образования, 2007, с.9).

Формирование творческой личности ребёнка важно нацелить на углублённое изучение им, прежде всего, культурно-исторических ценностей своего народа. В связи с этим особую значимость приобретает создание педагогических условий, повышающих интерес детей к национальной культуре, способствующих развитию творческого воображения и формированию чувства прекрасного.

Изучение трудов по педагогике и психологии, культурологии, этнокультуре, эстетике и искусствоведению, анализ научной и методической литературы по проблеме воображения, ознакомление с современной образовательной практикой позволяют сделать вывод о том, что для успешного развития и активизации творческого воображения у младших школьников необходим этнокультурный подход. В связи с этим важно целостное и комплексное освоение детьми народного искусства, в частности фольклора.

Ещё на рубеже ХГХ-ХХ вв. обращение к изучению творческого воображения. отражено в работах С. Д. Владыченко, В. Вундта, Э. Меймана, Т. Рибо.

Механизмы и психологические основы развития творческого воображения позднее исследовались такими учёными, как JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.C. Коршунова, О. И. Никифорова, И. М! Розетт, H.A. Цыпина, Л. И. Шрагина, Д. Б. Эльконин и др. Специфика и структура развития творческого воображения нашла отражение в трудах А. В. Брушлинского, И. Я. Лернера, Я. А. Пономарёва, В. Г. Ротенберга. Анализ данного процесса в детском возрасте представлен в работах Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Г. Д. Кирилловой и других. Педагогическое исследование развития воображения учителя при освоении изобразительного искусства принадлежит М. Е. Велтистову, педагогические аспекты этой проблематики рассматриваются Е. С. Рапацевичем.

По мнению педагогов, как ученых, так и практиков, работающих по данной проблеме, органичное освоение этнокультуры в младшем школьном возрасте успешно обеспечивается именно на основе родного фольклора. Необходимость его знания неоднократно подчеркивалась в XIX в. К. Д. Ушинским, в исследовательских работах XX в. В. В. Ануфриевым, Л. М. Бирюковой, Т. С. Бугориной, З. П. Васильковой, Г. Н. Волковым, М. Ю. Новицкой и др. авторами.

На практике преподавание фольклора в начальной школе часто ограничено набором отдельных знаний историко-эстетического характера в рамках одного предмета, что не создаёт предпосылок для формирования целостного его понимания и осмысления, тем самым игнорируется интегративная суть народной культуры, синтезирующей различные виды и жанры.

Анализ показывает, что существуют очевидные противоречия: между общекультурным, духовно-ценностным, педагогическим потенциалом > фольклора и слабой реализованностью в образовании и воспитании личности, школьника, в частности недостаточной реализацией в педагогическом процессе начальной школы его содержательно-образного аспекта;

— между наличием элементов фольклорного знания в школьных дисциплинах гуманитарного цикла и их использованием для развития творческого воображения младших школьников;

— между необходимостью целостного восприятия детьми этнокультурных картин мира и фрагментарным, узко-иллюстративным использованием фольклора в общем и дополнительном образовании.

При исследовании данного комплекса вопросов мы опираемся на сочетание психолого-педагогического, этнокультурологического и эстетико-творческого подходов.

Изучение трудов, в которых затрагиваются некоторые аспекты данной педагогической проблемы, а также ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности диссертанта в течение 20 лет, позволили сформулировать тему исследования: «Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора».

Освоение младшими школьниками образности фольклора как методический путь активизации творческого воображения определяется в качестве изучаемой проблемы. Выявляется система педагогических условий, направленная на развитие творческого воображения.

Объект исследования: этнокультурное воспитание младших школьников в художественном образовании.

Предмет исследования: активизация и развитие основ творческого воображения младших школьников при освоении фольклора в начальной школе.

Цель исследования: теоретически обосновать пути обновления содержания этнокультурного воспитания младших школьников на основе активизации их творческого воображениявыявить педагогические условия его развития при обращении к русскому фольклору и методическую систему его освоения через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Провести анализ философско-эстетических, психолого-педагогических, этно-культурологических трудов по изучаемой проблеме, а также фольклорных источников, с целью уточнения основных понятий в исследования проблемы.

2. Выявить особенности и определить уровни творческого воображения младших школьников в процессе освоения образности русского фольклора.

3. Экспериментально проверить методику реализации разработанных педагогических условий и её эффективностьподготовить методические рекомендации для учителей начальной школы.

Гипотеза исследования: Активизация и развитие творческого воображения младшего школьника в процессе освоения русского фольклора будут успешны при следующих педагогических условиях:

— если этнокультурное воспитание и творческое развитие детей будет основываться, на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в. системе дополнительного образования;

— если построение эстетико-образовательного процесса в начальной школе будет осуществляться на основе освоения детьми ценностей народной отечественной культуры;

— если поэтапная реализация модели развития творческого воображения будет строиться на приобщении учащихся к культурно-познавательной и творческой деятельности, основанной на образности фольклора: вербальной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической.

Методологическою основу исследования определяют:

— теоретико-методологические положения философии, эстетики, культурологии, психологии относительно творческой сферы человека, его образно-символической деятельности, особенно в сфере искусства (М.М. Бахтин, Г. В. Ф. Гегель, A.A. Гостев, JI.C. Выготский, Э. Кассирер, H. JL Лейзеров, А. Ф. Лосев, H.H. Рубцов, Ф. А. Рубцов, Л. А. Уайт, К. Г. Юнг) — этнокультурологический аспект гуманитарных наук психологии, педагогики, филологии, фольклористики, искусствознания, культурологии (В.П. Аникин, Г. Н. Волков, A.C. Каргин, Л. Л. Куприянова, Е. А. Костюхин, Н. П. Лабзенко, Е. М. Мелетинский, Д. Мид, М. Ю. Новицкая, Т. Г. Стефаненко, К. Д. Ушинский, А. Я. Флиер и др.);

— психолого-педагогические концепции педагогики искусства и творческого развития ребёнка, (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, В. Вундт, Я. А. Коменский, Ж. Пиаже, А.З. Рахимов), а также творческого воображения в детском возрасте (Л.С. Выготский, В. Вундт, Е. М. Гаврилова, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Б. И. Долотов, П. Г. Демышев,.

A.A. Мелик-Пашаев, Дж. Родари, И. М. Розетт, Д.Б. Эльконин);

— исследования педагогического потенциала интеграции искусства и культуры в образовании, а также концепций эстетического и художественного образования школьников (А.И. Буров, Е. П. Кабкова, И. Э. Кашекова, Л. П. Печко, Л. Г. Савенкова, H.H. Фомина, Б.П. Юсов).

Методы исследования: теоретический анализ работ педагогов, психологов, искусствоведов, эстетиков, культурологов, фольклористов в аспекте проводимого исследованияэмпирические методы — наблюдение, изучение практики работы школопытное изучение этнокультурного потенциала образовательной среды гуманитарных дисциплин в современных школах;

— сопоставительный анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной работеанализ педагогической документации, продуктов творческой практической деятельности детейпостроение и экспериментально-практическая проверка теоретической модели развития творческого воображения младшего школьника на основе освоения русского народного искусства;

— методы экспертной оценки творческих работ учащихся, тестирование, анкетированиестатистические методы обработки материалов исследованияретроспективный анализ данных собственного педагогического опыта преподавания искусства в младших и средних классах (20 лет).

Опытно-экспериментальная база исследования в г. Москве включала младшие и средние классы Центра образования «Царицыно» № 548- НОУ Центр образования «Вступление" — младшие классы НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского». Количество школьников, принимавших участие в эксперименте и охваченных наблюдением, составило около 472 человек. В исследовании участвовали 12 учителей начальной школы.

Этапы исследования:

I теоретико-поисковый этап (2001 — 2003 годы) заключался в анализе литературы, формулировании объекта, предмета, целей, задач, методов исследованияопределялось начальное состояние уровня творческого воображения младших школьниковобосновывалось построение моделей для каждого года обучения, их реализация в педагогическом процессе.

II экспериментально-опытный этап (2004 — 2007 годы) включал: продолжение анализа теоретического материалапрактическое апробирование педагогической модели развития творческого воображения младших школьников в опоре на образность русского фольклора (на уроках гуманитарно-эстетического цикла и в системе дополнительных занятий искусством) — разработку и апробирование программы по музыкальному фольклору («Отчего у нас солнце красное») — а также авторской методики освоения видов и жанров фольклора;

III аналитико-обобщающий этап (2008 — 2010 годы) посвящен обработке и систематизации полученных данныханализу и корректированию результатов экспериментальной работыоформлению текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— выявлен педагогический аспект содержания термина «творческое воображение» как основы формирования этнокультурной творческой деятельности младшего школьника;

— уточнены функции и цель развития творческого воображения младших школьников в учебно-познавательном процессе непосредственно в русле педагогики искусства, т. е. пространства их культурной образно-творческой деятельности;

— рассмотрена возможность применения понятия* «образность фольклора» в учебно-воспитательной работе с младшими школьникамиотражена мифологическая фольклорная картина мира, показано её преломление в обрядово-жанровом комплексе;

— с опорой на интегративные связи внутри гуманитарно-эстетического цикла при освоении народной культуры раскрыты особенности уровней творческого воображения у детей;

— определены педагогические условия формирования и активизации творческого воображения детей на основе использования образности фольклора, включающие: а) создание особой эстетической и этнокультурной среды воспитаниями образования в начальной школе через интеграцию предметов эстетико-гуманитарного циклаб) разработку методов и приёмов освоения детьми образности русского фольклорав) педагогическую поддержку приобщения школьника к культурно-познавательной и творческой деятельности на каждом этапе освоения русского фольклора.

Теоретическая значимость исследования. В исследовании раскрыто содержание понятия «творческое воображение» с точки зрения педагогики искусства. Оно рассматривается как свойство психики, позволяющее «свободно общаться с запасом жизненных впечатлений». Благодаря чему «создаются новые образные комбинации». (A.A. Мелик-Пашаев).

Уточнено понятие «творческое воображение» применительно к сфере изучения русского фольклора. Оно рассматривается как возрастной компонент духовно-эстетического проявления национальной ментальности. Исследуются его признаки, характерные для данного" возрастного качества в педагогическом процессе: традиционность (культурно-историческая основа) и коммуникативная направленность (в педагогической реализации).

При изучении развития творческого воображения выявлены такие его критерии как: интегративность, целостность, культуросообразность (в-частности, этнокультурная сообразность), деятельностная реализация ребёнка.

Выделена «образность» как смысловой стержень освоения младшими школьниками русского фольклора.

Охарактеризованы и сопоставлены возрастные особенности развития творческого воображения в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте.

Выявлены теоретические принципы разработки освоения образности русского фольклора для вузовского образования.

Практическая значимость исследования. На основе разработанной системы методических приёмов раскрыты возможности активизации интереса детей к освоению отечественной народной культуры.

Разработана система методов развития творческого воображения для ознакомления младших школьников с русским фольклором: апробирована методика «сюжетных образов" — введен в педагогическую систему «метафорический словарь» (в качестве основы интегрирования этнокультурного знания и художественно-творческой деятельности детей) — предложена методика приобщения учащихся к импровизации через освоение системы архаичных ладов русской народной музыки.

Разработана авторская программа по музыке для учащихся начальной школы «Отчего у нас солнце красное», которая может быть использована в учебном процессе для углублённого изучения вербальных и музыкальных элементов фольклора, а также в ВУЗе при подготовке будущих учителей.

Подготовлены методические рекомендации для учителей по развитию творческого воображения младших школьников средствами образности народного искусства. Для педагогов создана система руководства процессом выполнения детьми творческих художественных работ на основе освоения фольклора (1−4 классы).

Обоснованность и достоверность исследования обусловлены научным аргументированием теоретико-методологических позицийразносторонним анализом проблемы с позиции современных достижений психолого-педагогической наукиразнообразием методов, соответствующих цели, гипотезе и задачам исследованиялогикой проведения эксперимента. Выявлена правомерность организации освоения младшими школьниками этнокультурной информации посредством активизации их творческого воображения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Исследование осуществлялось в практической учебной деятельности в образовательных учреждениях города Москвы: ГОУ ЦО Центр образования «Царицыно № 548» (2000;2004), НОУ СОШ «Вступление» (2002), НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (2005;2008г.) Южного округа города Москвы. Результаты исследования апробировались на научно-практических конференциях, «круглых столах»: на Международной конференции по эстетико-культурному образованию детей «Содружество Московских и Минских Детских музыкальных школ и школ искусств в XXI веке» (Москва, 2006 г.) — по инициативе Управления культуры города Москвына Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» (Н.НовгородСаров, 2007 г.) — на Юсовских научных чтениях в ИХО РАО (2007, 2008, 2009 гг.) — на Международных рождественских чтениях (Москва, 2008,.

2009 гг.) — на методических семинарах по проблеме этнокультурного образования Управления образования и Управления культуры Южного административного округа города Москвы (2001, 2005, 2009 гг.) — на заседаниях лаборатории интеграции искусств и МХК в ИХО РАО. (2009,.

2010 гг.) — на заседании Общественного консультативного совета при Департаменте образования города Москвы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» (2010) — на V образовательных чтениях Центрального федерального округа «Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном развитии в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Тамбов, 2010).

На защиту выносятся следующие положения:

— В процессе освоения русского фольклора как самобытного культурного явления наиболее естественно развивается творческое воображение младшего школьника, которое способствует формированию целостного восприятия им «картины мира».

— Педагогическая модель активизации творческого воображения учеников начальной школы обеспечивается разработкой методов и приёмов освоения образности русского фольклора — её визуальных, вербальных, музыкально-слуховых компонентов.

— Система педагогических условий знакомства с русским фольклором способствует развитию творческого воображения и направлена на создание особой эстетической и этнокультурной среды воспитания и образования в начальной школе. Это: а) организация этнокультурного воспитания в младших классах, опирающаяся на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в системе дополнительного обученияб) поэтапная реализация модели развития творческого воображения учащихся на основе приобщения их к культурно-познавательной и творческой деятельности, базирующейся на словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической образности фольклорав) педагогической поддержкой рефлексии школьника на каждом этапе освоения фольклорной образности.

Структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (281 наименование) и 9 приложений. Объем текста составляет 194 страниц.

190 Выводы.

Обобщая материалы, второй главы, формулируем следующие выводы данного раздела исследования:

1. В ходе опытно-эксперимантальной. работы определены: педагогические условия, при которых развивается интерес младших школьников, к народной художественной культуре и активизируется их фольклорное творческое воображение, включающие в себя: а) создание особой эстетической и этнокультурной среды, воспитания и образования в начальной школе через интеграции* предметов эстетико-гуманитарного • циклаб) разработку методов и приёмов освоения образности, русского фольклорав) педагогическую поддержку рефлексии школьника на каждом этапе освоения фольклорной.образности.

2. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень развития творческого воображения учащихся, младших классов экспериментальной и контрольной групп. Выявлены следующие уровни развития творческого воображения при освоении ими образности русского фольклора: творческий (высокий), динамически-продуктивный (развивающийся), устойчиво-репродуктивный (средний) и элементарный (недостаточный).

3. Система заданий" формирующего этапа эксперимента направлена на развитие такого свойства детского фольклорноговоображения как индивидуальность. Это происходило благодаря систематической работе с произведениями русского фольклора, обсуждением используемых «сюжетных образов», прослеживанием их развития посредством «образного переноса», развитием индивидуального творческого начала учащихся через импровизацию и создание «метафорического словаря».

4. Контрольный этап эксперимента показал качественный и количественный рост развития творческого воображения вообще и фольклорного воображения у младших школьников, входивших в экспериментальную группу, что подтвердило правомерность экспериментально выделенных педагогических условий: а) организация этнокультурного воспитания в младших классах опирается на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий в системе дополнительного обученияб) построение эстетико-образовательного процесса в начальной школе осуществляется на основе этнокультурных компонентов посредством освоения детьми образности фольклорав) поэтапная реализация модели развития представлений творческого воображения учащихся строится на приобщении их к культурно-познавательной и творческой деятельности, базирующейся на словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической фольклорной образности. По результатам итогового тестирования большинство учащихся перешло с элементарного и репродуктивного уровней на продуктивный уровень развития творческого воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе теоретического анализа философско-эстетических, психолого-педагогических, культурологических трудов по проблеме исследования, фольклорных источников, а также опытно-экспериментального изучения, нами установлено, что активизация и развитие представлений творческого воображения? младшего школьника через освоение народной отечественнойкультуры проходит эффективно при следующих педагогических условиях если:

— при построении эстетико-образовательного процесса в начальной школе осуществляется освоения детьми образности фольклора на основе этнокультурных компонентов;

— организация' этнокультурного воспитания в младших классах опирается на интегрированное педагогическое пространство предметов гуманитарно-эстетического цикла и занятий, в системе дополнительного обучения;

— поэтапная реализация модели развития представлений творческого воображениястроится на приобщении учащихся к культурно-познавательной и творческой деятельности, на основе словесной, изобразительной, музыкальной и двигательно-пластической фольклорной образности.

2. Нами определены особенности и уровни представлений фольклорного творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном' процессе. В работе охарактеризована образность русского фольклора как средства развития детей младшего школьного возрастаобосновано педагогическое содержание, методическая система и модель освоения фольклорной образности в условиях интеграции предметов, гуманитарно-эстетического цикла в начальной школе. В исследовании экспериментально, проверена эффективность и пути реализации разработанных педагогических условий' и сформулированы рекомендации для < учителей начальной^ школы. Система педагогических условий знакомства с русским фольклором способствует развитию творческого воображения, и реализуется^ посредством: создания особой-педагогической, эстетической^ и этнокультурной" среды" воспитания и образования-в, начальной школе.-Это осуществляется через интеграцию предметов эстетико-гуманитарного цикла. Разработаны методы и приёмы освоения^ образности русского фольклорана основе педагогической под держки рефлексии? школьника на каждом этапе освоения фольклорной образности.

3. В ходе опытно-эксперимантальной работы определены: условияпри которых развивается интерес младших школьников к народной художественной" культуре и активизируется их фольклорное творческое воображениекомплексе педагогических условий, связанных с развитием представлений. Выявлены следующие активные уровни" развития, творческого воображения при освоении имиобразности русского фольклора: творческий (высокий) — продуктивный (развивающийся).

Уровни' развития творческого воображения учащихся* экспериментальнойгруппы изменились следующим* образом: элементарный снизился^ на 1,3%, репродуктивный — на 20,4%, продуктивный уровень повысился’на 19,4%, творческий уровень — на 4,1% .

У учащихся контрольной группы уровни изменились следующим образом: элементарный и творческий остались прежним, репродуктивный снизился на 3,1%, продуктивный повысился на 3,1%.

4. Нами разработаны методы развития творческого воображения в целях ознакомления младших школьников с русским фольклором («сюжетные образы») — введён в педагогическую систему метафорический словарь" в качестве основы интегрирования этнокультурного знания и художественно-творческой деятельности детейподготовлены методические рекомендации для учителей по освоению детьми образности русского фольклорапредложена методика приобщения учащихся к музыкальной импровизации через освоение системы архаичных ладов русской народной музыки. Разработана авторская программа по музыке для учащихся начальной школы «Отчего у нас солнце красное», которая может быть использована в учебном процессе для углублённого изучения музыкального фольклора, а также в вузе при подготовке будущих учителей музыки.

Дальнейшее исследование данной проблемы предполагает рассмотрение особенностей развития представлений фольклорного творческого воображения подростков на основе освоения символико-исторического аспекта образности искусства других народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Фантастическая реальность мифа. М.: Школа: Открытый мир, 1996. — 95с.
  2. И.Э. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2009.-24с.
  3. A.A. Школа информационной культуры.// Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Архангельск, 2001. -320с.
  4. Адорно Теодор В. Эстетическая теория М.: Республика, 2001. —526с.
  5. К.З. Диалоги о таинственном ч. 1.Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2006. 331с.
  6. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 200- 272с.
  7. И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности. Автореферат диссертации канд.пед. наук. Елец -2009−26с.
  8. А. Очерки русской этнопсихологии СПб. Издательство «Тропа Троянова» 2000. 608с.
  9. В. Г. Теория фольклора Курс лекций М. 1996 295с.
  10. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретациикультуры. Спб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
  11. П.Антонова Т. В: Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников 1 (на примере музыкально-ритмической- деятельности). Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2000. 24с.
  12. О.Г. Сказка и миф: вымышленная реальность и реальность/ТНациональное и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000−250с.
  13. Артюгина Т. Ю. Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора: Автореферат диссертации. канд. пед. наук: Петрозаводск 2004.-27с.
  14. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М.-Л. 1965.- 208 с.
  15. Асафьева Н: С. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Спб- 1998−27с.
  16. А.Г. Культурно-историческая психология в конструировании миров М: — Воронеж 1996. 768с.
  17. А. Н: Поэтические воззрения славян на природу Т. 1,2, З.М. 1995
  18. А.Н. Древо жизни М.1976.- 214с.
  19. Афанасьев А. Н: Живая вода и вещее слово Сост. А. И. Баландина.-М.: Советская Россия: 1988.- 155с.20:Баранов С. П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении М.: Издательство академии педагогических наук,-1963−123с.
  20. Т.А. Диагностика эстетического развития личности Учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РИГУ им. А. И. Герцена, 1999. 140с.
  21. ЕЛ. Искусство и энергия: психолого-эстетический аспект. БФРГТЗ Слово М, 2010−256с.
  22. Басин Е. Я. Искусство и эмпатия. БФРГТЗ Слово М., 2010−294с.
  23. Е.Я. Теоретические проблемы искусства: логика, психология, эстетика, социология.М.: КомКнига, 2010−328с.
  24. Н.Э., Суслова O.A. Цвет. Звук. Материал: Учебно-методическое пособие к курсу «Введение в язык искусств», Екатеринбург. 2001.-89 с.
  25. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1990. 120 с.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества М. 1979 353 с.
  27. С.Г. Развитие творческого воображения, мышления и речи детей на ступени персонализации в со-бытийность. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Ижевск 2006 — 27с.
  28. A.A. Культурология. Антропологические теории культуры М. Изд-во РГГУ. 1998. 239 с.
  29. А. Символизм как миропонимание.М.: Республика, 1994.528 с.
  30. Н. Смысл творчества М. 2002. — 410 с.
  31. М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности. Автореферат диссертации. док. пед. наукМ. 2008, 43 с.
  32. И.А. Как возможно творческое мышление.М.1993−289 с.
  33. Д. Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. М.: Крон-Пресс. 1997. -274с.
  34. П.П. Психология младшего школьника М-Воронеж 1997- 575с.
  35. Е.Д. Мировое древо и мифологическая картина мира. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 1996 640 с.
  36. Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. № 5—6.140с.
  37. Ю.Б. Эстетика М.: Высшая школа. 2002. .- 511с.
  38. Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М. 2007−27с.
  39. Бутов Александр Юрьевич. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII XIX века): Автореферат диссертации. док-pa пед. наук-Москва-2005
  40. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшегодошкольного возраста: автореф. дис. .канд. пед. наук М.-2001.-25с.t
  41. В.В. Русская средневековая эстетика. 11−17 века. М.1992.210 с.
  42. В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства, Сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев/Ред. А. А. Мелик -Пашаев.-М.:2001. -384с.
  43. Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве 14−15 вв. М. 1980 — 340 с.
  44. Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство древней Руси. М.Искусство. 1993. 255с.
  45. Ю. П. Воспитание у школьников способности к творческой самореализации. Самара 2000. 144с.
  46. М.Е. Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М. 2007. -24с.
  47. Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования//Младпшй школьник: формирование и развитие его личности. Спб., 2002. 101с.
  48. Н.А., Загузов Н.И, Писарева С. А, Тряпицына А. П. Современное диссертационное исследование по педагогике. Оценка качества. Книга для эксперта. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет. 2006. — 288с.
  49. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. ч.1 240с.
  50. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Сборник тезисов международной конференции. М.: Институт психологии им. Л. С. Выготского. 2003. 100 с.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз. 1997.- 96с.
  52. Л.С. Психология искусства. М.:1987. 573с.
  53. В.В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников. Шадринск. 1999−90с.
  54. Галин А. А. Личность и творчество: психологические этюды. Новосиб. 1989.-3 Юс.
  55. Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Academia. 1998- 429 с.культуры. Опб.: Университетская книга, 1997! 728 с.
  56. П.Антонова<�Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности). Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 2000. 24с.
  57. О.Г. Сказка и миф: вымышленная реальность и реальность//Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000 250с.
  58. Артюгина Т. Ю. Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Петрозаводск 2004.-27с.
  59. Асафьев Б. В: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М.-Л. 1965.- 208 с:
  60. Н. С. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Спб. 1998−27с.
  61. А.Г. Культурно-историческая, психология в конструировании миров М.- Воронеж 1996. 768с.
  62. П. Афанасьев А. Н: Поэтические воззрения славян на природу Т. 1,2, 3: М. 1995
  63. А.Н. Древо жизни М.1976.- 214с.
  64. А.Н. Живая вода и вещее слово Сост. А. И. Баландина.-М.: Советская Россия. 1988.- 155с.
  65. С.П. Чувственный опыт ребёнка в начальном обучении М.: Издательство академии педагогических наук,-1963−123с.
  66. Т.А. Диагностика эстетического развития личности Учебно-методическое пособие. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
  67. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Вища школа. 1990. 326с.
  68. А. Миф и символ. М.: Руслит, 1993. 375с.,
  69. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи 11- 19 веков. М. 1991.-351с.
  70. H.A. Саморазвитие творческого воображения студентов. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Саранск, 2006. -25с.
  71. В.Ф. Культурология М.: МИФИ. 2001. 276 с.
  72. Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, М 1989- 206 с.
  73. JI.B. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Киев. 1990.-27с.
  74. В.М. Народные игры и традиции в России М.: Педагогика, 1994. 270 с.
  75. В.Г. Экологическая психология творчества личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры. Челябинск. 2000−103 с.
  76. В., Некрасова Е. М. Философская антропология. Учебноепособие для вузов. СПб.: 2000. 240 с.
  77. Гуманитарно-художественное образование: проблемы и подходы. Сборник научных статей под ред. Е. Н. Зуйкова. М. Арзамас 2002.- 150с.
  78. Л.Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению М.: Айрис-пресс. 2003. 384 с.
  79. Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. -М.: Айрис-Пресс М. 2004 г.- 287с.
  80. О.В. Развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Магнитогорск 2006.- 27 с.
  81. В. Пословицы русского народа. В 3-х тт. — М.: Русская книга, 1994−272 с.
  82. A.A. Изучение развития знаково-символической деятельности у младших школьников// Младший школьник: формирование и развитие его личности. Спб. 2002. — 316 с.
  83. Дёмин В. П О перспективах развития художественного образования (Доклад на заседании Президиума РА027.01 2010).// Проблемы современного образования 2010 № 1 26- 33 c. URL http: //www.pmedu.ru/downlosdsfull-text2010 l. pdf
  84. .И., Демышев П. Г. Развитие творческого воображения. Комсомольск-на Амуре 2005. 150 с.
  85. Ю. Б. Романов В.Я. Психология внимания М.: Тривола, 1995. 347 е.:
  86. Л., Ковалёва Г. //Творчество в искусстве искусство творчества М. 2000 — 216 с.
  87. Н.И. Педагогическая концепция Баухауза и ее традиции в современном' художественном образовании. Автореферат диссертации док-р пед. наук наук.2008-с. 59
  88. В.В. Мифы о вселеннойЛСерия: Из истории мировой культуры: Новосиб. Наука. 1988 — 176с.
  89. Т.С. Начальное эстетическое воспитание детей 5−7 лет как фактор целостного освоения ими действительности. На материалах фольклора. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону 2003- 27с.
  90. С.К. Русская народная живопись М. 1975. 191с.
  91. И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора. Автореферат. Йошкар-Ола 2005 — 24с.
  92. М. А. Сказки А. Платонова // Начальная школа № 9.2004.-89 с.
  93. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. / сост. Апраксина О. А. М.: Просвещение, 1990. —207с.
  94. Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе: М.: Просвещение. 2005. — 240 с.
  95. М. С. Музыка в мире искусств, СПб.: ТЛ. 1998. 231 с.
  96. В.П. Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младшего школьника: Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Чебоксары. 2006. 29 с.
  97. Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск, 1995 271 с.
  98. А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.- 288 с.
  99. И.Э. Изобразительное искусство: Учебник для вузов.-Москва: Академический проект-2009.- 480 с.
  100. ЮО.Кечерукова П. К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Карачаевск2002.- 27 с.
  101. Д. И. Индивидуальность и творческое мышление М. :Изд-во Литер. ин-та.1992.- 172с.
  102. Л.П. Словарь переносимых, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Нижний М.: Ковчег, 2005. 608 с.
  103. Г. М. Педагогика М.: Гардарики. 2007 527с.
  104. Е. А. Теоретические аспекты интеграции основного и дополнительного образования. / Кабалевский Д. Б. композитор, учёный, педагог: Материалы научной конференции М. 2004- 156с.
  105. Р. Дж. Принципы искусства. М.: Культуры. 1 999 328 с.
  106. Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах. Пособие для учителя. ч.1. М. 2003 216 с.
  107. Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах. Пособие для учителя.ч.2. М. 2003 — 219 с.
  108. Я.А. Великая дидактика/Избранные сочинения М., Учпедгиз. 1955. 652 с.
  109. С. К. Языковая картина мира этноса сквозь призму одного художественного приёма//Национально и общечеловеческое в культуре и образовании. Курск 2000. 354с.
  110. М. Психология. А-Я. Словарь — справочник. М.: ФАИР-Пресс. 1999 850 с.
  111. Е.И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности.- М. Издательский дом РА0.2005.-334с.
  112. О. Н. Развитие творческой самореализациимладших школьников в процессе изучения фольклора- Автореферат дис.кан.пед.наук Елец 2009, с. 23.1131 Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору М.: Дрофа, 2004.-336 с.
  113. Г. В. Влияние эстетического воспитания на развитие воображение младших школьников./ Культура. Образование. Человек. Курск 2001.- 124с.
  114. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя/ под ред. М.Ф. Овсянниковой-М.: Просвещение, 2005,-223с.
  115. Ю. А. Очерки по эстетике музыки М. 1972 150с.
  116. Е.А. Развитие образного мышления учащихся посредством иконического моделирования Автореферат диссертации . канд. пед. наук. М- 2002.-27с.
  117. О. М: Профессиональная подготовка учителя к преподованию музыкального фольклора. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.2006−26с.
  118. A.B. Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Сургут 2005.-25 с.
  119. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на -Дону: Феникс, 2000 443с.
  120. Культурология. 20 век. Антология. /Сост. Левит С. Я. М.: Юрист. 1995−703 с. 122 .Культурология. 20 век. Словарь СПб, Университетская книга, 1997−640с
  121. Культурология. 20 век. Энциклопедия Т.1, 2. / Гл. ред. и авторпроекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская"книга. 1998.- 447 с.
  122. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.
  123. Под науч. ред. Г. В. Драча. -Ростов-н/Д.:Феникс.2000.-509 с.
  124. Н. Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка М.: Академия. 2007 447с.
  125. Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М. 1996−26 с.
  126. Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе. Учебно-методическое пособие для учителя. М.2002 112 с.
  127. Л.С. Национальный характер как результат творчества народа М: Икар, 2003. 164 с.
  128. Н.П. Предметное содержание и методы этнокультурного образования.// Этнопедагогика. М: 2004 360 с.
  129. В.Г., Ланкина Е. Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребёнка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 116 с.
  130. А.Г. Этнопедагогическая основа формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Якутск. 2000.- с.24
  131. О., Ю Келдыш, А. Кандинский. История русской музыки. Т 1. М. 1972 414с.
  132. Леви-Стросс К. Первобытное мышление М.: Республика. 1994.384 с.
  133. Е. Е. Мифы русского народа М.: ООО Издательство Астрель. 2000. 527с.
  134. Левченко В. В. Интеграция в учебном процессе. СПб.:1. Весь, 2002.-128 с.
  135. Н. Л. Образность в искусстве. М. Наука. 1974- 208 с.
  136. Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978 .-158 с.
  137. C.B., Сидорчук Т. А., Хоменко H.H., Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. /Учебное пособие. Ульяновск. 2003. 180 с.
  138. С. Откуда ты, Русь? Ростов-н/Д: Донское слово.1995.340 с.
  139. А., Скребцова М. Волшебный мир музыки.М.: Армита-Русь, 2009- 304с.
  140. А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.1984 272 с. 142 .Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство М.1976.-367 с. 143 .Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.:Изд. полит, лит. 1991.- 528с.
  141. В.А. Формирование художественной культуры у младших школьников (на материале древнерусского искусства) Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Елец. 2007.- 21с.
  142. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности.- Дубна: Феникс, 1999 254 с. под ред. Г. И. Вергилес СПб. 2009. 340с.
  143. . М. Мудрость красоты. М.: Наука. 1976.- 122 с.
  144. . М. Педагогика искусства. М.: Просвещение 2007.-255с.
  145. P.C. Психология. Т. З.М. М.: Просвещение. 1995. 496 с.
  146. JI. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М.: ВЛАДОС.2004. 224 с.
  147. JI.A. Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культуры. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Самара. 2005.- 24с.
  148. Николаева В А. Истоки русской народной педагогики М.- Орёл. 1997.-228С.
  149. A.M. Методология образования.- М.: Эгвес. 2006.488 с.
  150. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении М.: Педагогика 1996.-153с.
  151. А.Ж. Познание младшими школьниками смысла и значения художественного образа. М:~ Липецк.- 2002.- 6 п.л.
  152. Петренко В. Ф" Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова В. С, Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М. 2000.-73с.
  153. O.A. Этнический менталитет и язык фольклора. Курск.-118с.
  154. В.М., Гришина Г. Н. Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей М.:ТЦ Сфера, 2000.-142с
  155. А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии, т. 1 Ростов-на-Дону: Феникс. 1996. — 416 с.
  156. А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии, т. 2 Ростов-на-Дону. 1996.- 319с.
  157. Л.П. Стили искусства: эстетический контекст Елец-Москва. 210.-197с.
  158. Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры. / Обсерватория культуры № 4, 2004.- с.78−86
  159. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М. 1984,-164с.
  160. Поль Д. В: Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М. А. Шолохова. Автореферат дис. доктора филолгических наук.М. 2008 г.
  161. Е. Н. Педагогические условия становления эстетического опыта подросткков при изучении искусства. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М. 2007.-24с.
  162. Л.Д. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речевой деятельности. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Спб. 2004−27с.
  163. В.Я. Русские аграрные праздники Спб. 1995−398с.
  164. Пропп В. Я. Фольклор и действительность.М.Наука, 1989. —233с
  165. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П. М.: Академия, 1997. 372 с. 193 .Психология и педагогика Учебное пособие под ред. Николаенко В. М. М-Новосибирск. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.-384 с.
  166. Психология художественного творчества: Хрестоматия, Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест. 2003.- 753с.195 .Психология эмоций. Тексты/ под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Московкий университет. 1984. 288 с.
  167. Психолош-педагогический словарь/сост. Рапацевич Е. С. Минск: Современное слово.2006. 928с.
  168. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1988. 160 с.
  169. А.З. Педагогическая акмеология Уфа: БашГПИ, 1999.246 с.
  170. И.П. Интегративная психопедагогика. Пятигорск 2000,-173с.
  171. С. Всеобщая история религии М.1891−595с.
  172. А. С.Учителю об эстетическом восприятии младших школьников Курск: Изд. КГПУ, 2001. 192 с.
  173. Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс. 1978.- 123с.203 .Рождественская Е. JI. Образовательные ресурсы этничности. Уфа: Даурия, 2000.-235с. 2000 г.
  174. Ю.В. Введение в культурологию М. 1999−178с.
  175. И.М. Психология фантазии. Минск: Изд-во БГУ, 1977.312 с.
  176. Е.С., Усанова О. Н., Потёмкин О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М. 1990.-126с.
  177. Российская педагогическая энциклопедия. М. 1999, Том 2,-754с.
  178. Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М.:Наука, 1991- 176 с.
  179. Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. М: Молодая гвардия, 1972. 492 с.
  180. Ю.Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Композитор, 1994. 222 с.
  181. Русская идея/ сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. -231с.
  182. Русские народные песни/ сост. Варганова В. В. М.: Правда, 1988.-192 с
  183. Русский космизм: антология философской мысли. / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993−369с.
  184. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия имоделей школ// Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Архангельск 2001.- 34−37с.
  185. Словарь языка поэзии. Обзорный арсенал русской лирики конца 18-начала 20 века./ H.H. Иванова, O.E. Иванова М. 2004 -666с.
  186. Словарь практического психолога /сост. сост. С. Ю. Головин Мн.: Хравест, 2001- 623с.
  187. В.Г. Русь избяная М. 1993. 104с.
  188. Н.В., Зиновкина М.М, Развитие творческого воображения. Методические рекомендации для учащихся начальных классов. 1−3 класс. Рославль 2001−56с.
  189. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Выпуск 11. Сборник материалов научно-практической конференции. М 2001.
  190. Н.П. Народные праздники на Святой Руси М. 1 992 164с.
  191. H.A. Работа по экологии и краеведению.//Начальная школа № 2. 2003. 14−18с.
  192. Т. Г. Этнопсихология М. 2003 -320с.
  193. Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранныетруды. М.1996−296с.
  194. К.В., Петрова MJL, Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. М. 1998−592с.
  195. И.Н. Взаимосвязи педагогического и творческого мышления детей 5−11 лет. Автореферат диссертации. канд. псих. наук. Ярославль 2007. -24с.
  196. В.Н. Источники развития творческих способностей. М.: Республика. 2000. -175с.
  197. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет: Теория и диагностика Екатеринбург: Деловая книга, 2001.- 141 с.
  198. Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольников.-М., 1998 -220с.
  199. E.H. Избранные труды М. 1995−123с.
  200. В.А. Образное и вербальное в процессе отражения произведений живописи младшего школьника//Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в 21 веке.73−75с.
  201. У сова A.B. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Челябинск. 1997.-26с.
  202. А. С. Божества древних славян Спб . 2004- 222с.
  203. Федеральный компонент общего музыкального образования// Начальная школа № 9,10. 2004.
  204. А. Я. Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологи: Учебное пособие. — М.: МГУКИ.2008. — 284с.
  205. Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации. Автореф. дисс.. канд. культоролопга. — Владивосток: ДВТГУ, 2007. 30 с.
  206. А.Г. Творчество в сфере образования. Креативныйпотенциал современного учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002−572с.261 .Шелемов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе М.- 124с.
  207. В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы. М., 1997.- 89 с.
  208. Л.В. Д.Б. Кабалевский в истории музыкального образования //История художественного образования в России проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- 412 с.
  209. Л.В. На пути к педагогике искусства//Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе-2008,-№ 1-с.4−7
  210. Н.П. Интегрированный подход к формированию мировосприятия младших школьников на уроках музыки. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Абакан. 2001.- 21с.1972,1983i
  211. Определение общеэстетической- этнокультурной и фольклорной информированности младшего школьника. Анкета 1. Констатирующий этап.
  212. Ходил ли ты в детский сад до посещения школы?
  213. Нравится ли тебе учиться в школе?
  214. Какие уроки тебе нравятся?4. Любишь ли ты рисовать5: Нравится ли тебе слушать музыку и петь6. Любишь ли ты читать? ¦
  215. Какие книги ты читаешь (или тебе читают): сказки, про войну- про животных, исторические?
  216. Куда тебе больше нравится ходить: в библиотеку- в театр, кукольный театр, музыкальный театр, музыкальный абонемент, на выставки картин, исторические выставки, спортивные соревнования, прогулки в парк, прогулки в лес, в кино?
  217. Что ты выберешь, чтобы познакомиться с новым сказочным героем: просмотр мультфильма или чтение книги?
  218. Нравится ли тебе создавать интересные поделки? рисунки?
  219. Какие книги есть у тебя дома: сказки, книги о животных, познавательные книги?
  220. Какие есть музыкальные инструменты дома, и кто на них играет?
  221. Чем тебе нравится заниматься вне школы? а) рисоватьб) читать’в) заниматься спортомг) играть в компьютерд) смотреть телевизор
  222. Чем бы тебе хотелось ещё заняться?
  223. Кто из перечисленных героев тебе знаком?1. Иван Царевич1. Иван Крестьянский Сын1. Василиса Премудрая1. Марья Моревна1. Баба Яга1. Кащей1. Сивка-бурка1. Добрыня Никитич1. Алёша Попович1. Царь Ирод1. Волхвы1. Коляда1. Буратино1. Кот в сапогах1. Кот Баюн
  224. Вспомни, откуда ты о них узнал: а) из киноб) из мультфильмовв) из книгг) из компьютерных игр
  225. Кто из героев сказок это мог сказать? а) «Несёт меня лиса за синие леса,
  226. За высокие горы, за тёмные чащи!"б) «Съел я пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой- и тебя, бык, съем!»
  227. Слышал ли ты эти или похожие стихи? Как они называются? а) У кота — воркота колыбелька хороша,
  228. А у Вани моего есть получше того, Люля точеная, позолоченная. б) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. в) Водичка, водичка, умой моё личико,
  229. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. 17. Продолжи эти стихи дальше: а) Скок, скок, поскок. б) Андрей- воробей, не гоняй голубей. в) Божья коровка, полети на небо.
  230. Какие из названий тебе знакомы? Масленица, Рождество, Святки, Вертеп18. Кто ты: а) мальчик- б) девочка. Спасибо за ответы! с??11. Схема 1.
  231. Образов «наивной» картины мира. д Система Стихии Персонифицированныемироздания мира божества: зооморфнор фаитастические иантропоморфныеобразы
  232. В высший мир «Живая Перун, его свита: Сыновьявода» Гром, Град, Дождь.1. О (остров Буян) 1. Воздух Сирин, Алконост, 1. Маланья-молния- Стрибог1. Стратим-птица Погода, 1. Похвист.
  233. Чем бы тебе хотелось ещё заняться?
  234. Кто из перечисленных героев тебе знаком?1. Иван Царевич1. Иван Крестьянский Сын1. Василиса Премудрая1. Марья Моревна1. Баба Яга1. Кащей1. Сивка-бурка1. Добрыня Никитич1. Алёша Попович1. Царь Ирод1. Волхвы1. Коляда1. Буратино1. Кот в сапогах1. Кот Баюн
  235. Вспомни, откуда ты о них узнал: а) из киноб) из мультфильмовв) из книгг) из компьютерных игр
  236. Кто из героев сказок это мог сказать? а) «Несёт меня лиса за синие леса,
  237. За высокие горы, за тёмные чащи!"б) «Съел я пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой- и тебя, бык, съем!»
  238. Слышал ли ты эти или похожие стихи? Как они называются? а) У кота — воркота колыбелька хороша, п
  239. А у Вани моего есть получше того, Люля точеная, позолоченная. б) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. в) Водичка, водичка, умой моё личико,
  240. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. 17. Продолжи эти стихи дальше: а) Скок, скок, поскок. б) Андрей- воробей, не гоняй голубей. в) Божья коровка, полети на небо.
  241. Какие из названий тебе знакомы? Масленица, Рождество, Святки, Вертеп18. Кто ты: а) мальчик- б) девочка. Спасибо за ответы!
Заполнить форму текущей работой