Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Список использованной литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Формирование… Читать ещё >

Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Алексеева А. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [уч. пособие. — 3-е изд.] / А. М. Алексеева, В .И. Яшина. — М.: Академия, 2000. — 400с.
  • 2. Алексеева А. М. Речевое развитие дошкольников / А. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереот. — М.: Издательский центр, Академия", 1999. — 160 с.
  • 3. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей. / И .В. Асташина М.: Издательский центр, ДОМ. 21 век «, 2008. -189 с.
  • 4. Базова програма розвитку дитини дошкільного віку Я у Світі / Наук. ред. та упоряд. О. Л. Кононко. — 2 ге вид., випр. — К.: Світич, 2008. — 430 с.
  • 5. Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. / Н. С. Баренцева, Е. В. КолесшковаМ., 1997. -213 с.
  • 6. Білан А. Н. Навчання дітей старшого дошкільного віку розповіді за малюнками. / А. Н. Білан: Монографія. — Львів: Аверс, 2007. -180 с.
  • 7. Богуш А. М. Дошкільна лінгводидактика: теорія і методика навчання дітей рідній мові: Підручник/ за ред. А. М. Богуш, Н. В. Гавриш — К.: Вища школа, 2007 — 542с.
  • 8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 1991. — 255 с.
  • 9. Воспитание правильной речи детей в старшей группе детского сада / [Сост.:Г. М. Лямина]. -М.: Просвещение, 1994. -370с.
  • 10. Витоки мовленнєвого розвитку дітей дошкільного віку. Програма та методичні рекомендації / [Укл. А. М. Богуш]. — К.: ІЗМН, 1997. — С.45−47.
  • 11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — 120 с.
  • 12. Гавриш Н. В. Использование малых фольклорних форм / Н .В. Гавриш // Дошк. Воспитание. — 1991. — № 9. -. 16 -22.
  • 13. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. / Ю .Ф. Гаркуша — М.: 1992.
  • 14. Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М.: АРКТИ, 1999. — 32с.
  • 15. Детская психология / [под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько ]. -Мн.: Унивеситетское. 1998. — 399.
  • 16. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / [под. ред.О. С. Ушаковой ]. М.: Совершенство, 2001. -368.с.
  • 17. Закон України „Про дошкільну освіту“ / Верховна Рада Україним. Київ, 11.07.2001.р. № 2628 — III.
  • 18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов по спец., Логопедия» / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М.: РОН, 2000. — 143 с.
  • 19. Крутий Е. Л. Волшебная логопедия. Практическое пособие / Е. Л. Крутий — Донецк: Сталкер, 1999. -368
  • 20. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пос. для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224с.
  • 21. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 1999. — 160 с.
  • 22. Леонова М. И. Дидактические материалы по логопедии: Методические рекомендации / М. И. Леонова, Л. М. Крапивина. — М.: Школа — Пресс, 1999. — 16 с.
  • 23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьева. — М.: Рассвет, 1975. — С.78.
  • 24. Логопедия: Учеб. для студ. дефектолог. фак. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  • 25. Лопухина И. С. Логопедия Звуки, буквы, слова (А, Е, О) / И. С. Лопухина. — СПб.: Дельта, 1998. — 208 с.
  • 26. Лопухина И. С. Логопедия: упражнения для развития речи: Пос. для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. — СПб.: Дельта, 1999. — 224 с.
  • 27. Лурия А. Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии / А. Р. Лурия. — М.: Рассвет, 1975. — С. 30−36.
  • 28. Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. — М.: Книга, 2002. — 345c.
  • 29. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / [Состав. Л. М. Шипицына]. — СПб.: 1997. — 256 с.
  • 30. Подласый И. П. курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Пдласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 164 с.
  • 31. Развитие речи детей дошкольного возраста / [Под.ред. Ф. А. Сохиной]. — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  • 32. Синев В. М. Основы дефектологии / В. М. Синев, Г. М. Коберник — К.: Вища шк., 1994. — 143 с.
  • 33. Советский энциклопедический словарь / [Гл. ред. А.М. Прохоров]. — М.: Энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  • 34. Сохин Ф. А Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. — М.: НПО МОДЭК, 2002. — 224 с.
  • 35. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  • 36. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Е. И. Тихеева. -.М.: Просвещение, 1972. — 117 с.
  • 37. Тихеева Е. И. Основные положения методики развития речи детей / Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. -1939. -№ 12. — С. 12.
  • 38. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. -154 с.
  • 39. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. — М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  • 40. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989. — 236 с.
  • 41. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова — М. :Гном — Пресс, 1999. — 127 с.
  • 42. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. интов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  • 43. Флерова Ж. М. Логопедия / Ж. М. Флерова — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 320 с.
  • 44. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  • 45. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2-х томах: Уч. пос.Т.1 / [Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстовой]. — Мн.: ВЛАДОС, 1997. — 560 с.
  • 46. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко — М.: Книга, 1990. — 263 с.
  • 47. Эльконин Д .Б. Детская психология: развития от рождения до семи лет / Д .Б. Эльконин — М.: Просвещение, 1990. — 348 с.
  • 48. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов./ А .В. Ястребова — М.: Просвещение, 1978 — 103 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А.

Диагностика лексической стороны речи дошкольников с ОНР

I. Исследование пассивного словаря.

Цель: определить объём пассивного словаря.

Материал для исследования: сюжетные и предметные картинки.

Инструкция:, Покажи, где нарисовано??? «.

— мяч.

— ресницы.

— осень.

— утро.

Инструкция:, Покажи, кто??? «.

— прыгает.

— летает.

— плавает.

— спит.

Инструкция:, Покажи, какой предмет??? «.

— голубой.

— холодный.

— кислый.

— квадратный.

Критерии оценки:

4 балла — всё задание выполнено правильно.

3 балла — задание выполнено в пределах 75%.

2 балла — задание выполнено в пределах 50%.

1 балл — задание выполнено в пределах 25%.

0 баллов — задание не выполнено.

Максимальная оценка за задание- 4 балла.

II. Исследование активного словаря.

Цель: Определить объём активного словаря.

Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки.

Инструкция:, Скажи, кто это? «.

— корова.

— щука.

— гусь.

— муха.

Инструкция:, Скажи, кто что делает??? «.

— лошадь — (скачет).

— птица — (летает).

— рыба — (плавает).

— гусеница — (ползает).

Инструкция:, Скажи, какой (ое)?".

— мяч — (круглый).

— лимон — (кислый).

— ёжик — (колючий).

— снег — (холодный).

Критерии оценки:

4 балла — всё задание выполнено правильно.

3 балла — задание выполнено в пределах 75%.

2 балла — задание выполнено в пределах 50%.

1 балл — задание выполнено в пределах 25%.

0 баллов задание не выполнено.

Максимальная оценка за задание — 4 балла.

III. Исследовании семантической структуры слова

1). Подбор синонимов к словам.

Материал для исследования: слова различных частей речи, картинки.

Инструкция:, Я буду говорить тебе слова, а ты ответь, как их можно назвать другим словам. Например, здание — дом, строение".

— детвора.

— автомобиль.

— боец.

— доктор

— огромный.

— радостный.

— торопится.

— поглядеть.

2). Подбор антонимов к словам.

Материал для исследования: слова различных частей речи.

Инструкция:, Я буду говорить слово, а ты ответь наоборот".

— горе.

— ночь.

— враг.

— поднимать.

— говорить.

— холодный.

— быстрый.

— лёгкий.

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла — все задания выполнены правильно.

3 балла — задания выполнено в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах 50%.

1 балл — задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов — задания выполнены в пределах 10% или не выполнены.

Максимальная оценка за четыре раздела заданий — 8 баллов.

Приложение Б

Часть 1. Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития

Период.

Основное содержание работы.

I.

Развитие понимания речи Учить детей находить предметы, игрушки.

Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2−4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2−3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2−3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).

Учить детей находить из ряда картинок.

II.

Развитие понимания речи Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию.

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий.

Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности.

Учить выбирать предметы определенного цвета.

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки .

Часть 2. Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития

Период.

Основное содержание работы.

I.

Развитие понимания речи Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры .

Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений .

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу.

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они).

Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений.

II.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы .

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями .

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос .

Учить подбирать существительные к названию действия.

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур, основных цветов и наиболее распространенных материалов.

Развитие самостоятельной фразовой речи Закрепить навыки составления простых предложений.

Заучивать короткие двустишия и потешки.

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Часть 3. Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития

Период.

Основное содержание работы.

I.

Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям.

Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'].

Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [j], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания.

II.

Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов .

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [р], [л'].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III.

Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- - -оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Учить составлять разные типы предложений. Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий. Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения.

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] - [з], [р] - [л], [ы] - [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] - [з]), по твердости-мягкости ([л] - [л'], [т] - [т']), по месту образования ([с] - [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой