Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XX века в России начинает оформляться система высшего профессионального образования деятелей социальной сферы. Мы выделяем следующие основные характеристики этой системы: высокая мобильность и демократичность, по сравнению с государственной системой, выстраивавшей учебный план без учета современных требований временисоциально направленная программа обучения на основе включения в учебный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕЯТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИИ В
  • ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
    • 1. Система призрения как основа развития социальной деятельности
    • 2. Зарождение социального образования как вида профессиональной деятельности
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 1. Социальная сфера в России советского периода
      • 2. 1. 1. Направления деятельности системы социального обеспечения в СССР
      • 2. 1. 2. Научно-методическое обеспечение социальной деятельности
      • 2. 1. 3. Проблемы социальной работы в СССР и пути их решения
      • 2. 1. 4. Законодательное, организационное и материальное обеспечение социальной сферы
    • 2. Профессиональная подготовка работников социальной сферы в СССР
      • 2. 2. 1. Теоретические подходы к подготовке работников социальной сферы
      • 2. 2. 2. Организация профессиональной подготовки работников социальной сферы
  • Выводы по главе II
    • ГЛАВА III. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  • 1. Социальная сфера современной России
    • 3. 1. 1. Трансформация государственных подходов к социальной сфере в постсоветской России
    • 3. 1. 2. Теоретическое и практическое обеспечение профессиональной подготовки работников социальной сферы на современном этапе
  • 2. Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки работников социальной сферы
  • Выводы по главе III
  • Развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Политические и экономические реформы, происходящие в России с середины 80-х начало 90-х годов XX столетия, привели к резкому обострению социальной ситуации в стране. Впервые за многие десятилетия понятие безработица стало не абстрактным термином, характерным для буржуазных государств, а реальностью для значительной части населения нашей страны. Наметились негативные тенденции в социальном положении значительной части граждан нашей страны, в первую очередь это: обнищание населения, ухудшение социального обеспечения граждан по всем направлениям, вплоть до систематической невыплаты зарплат и пенсийрост смертности (при снижении рождаемости), преступности, беспризорности, наркомании и алкоголизма, особенно в молодежной среде. Ни социальная сфера в целом, ни ее работники в частности оказались не готовыми к такому развитию событий.

    Отказ государства от выполнения своих социальных гарантий по многим направлениям, непродуманное и, соответственно, не эффективное перераспределение полномочий в области социальной сферы между государственными органами, предпринимателями и самими гражданами, отсутствие четкой научной и законодательной базы развития социальной сферы только усугубляют кризисные явления в ней. Не случайно все чаще в средствах массовой информации, выступлениях ведущих политиков и общественных деятелей звучат фразы -«социальная катастрофа», «социальный взрыв».

    Мы считаем, что адекватная современным вызовам времени работа специалистов в области социальной сферы позволит во многом снизить «температуру социального накала в обществе», помочь значительной части населения в его борьбе за выживание в сложнейших условиях российской действительности.

    В связи с этим, представляется чрезвычайно актуальной проблема профессиональная подготовки работников социальной сферы в новых условиях и на перспективу. Создание такой системы сдерживается целым рядом противоречий между: необходимостью привлечения для работы в социальной сфере высококвалифицированных кадров и непрестижностью самой профессии, неадекватно низким материальным вознаграждением за нееобъективным требованием улучшения социального климата в стране и обострением социальной ситуации в результате действий государственных органов (отказ от выполнения многих социальных гарантий, игнорирование законных прав граждан на социальную помощь, замена льгот денежным возмещением без необходимого обсуждения и разъяснения преимуществ и недостатков новой системы и пр.) — необходимостью профессиональной подготовки работников социальной сферы на новой научной основе и отсутствием четких теоретических основ этой подготовки, в том числе и в силу того, что социальное образование является достаточно новой областью знаниятребованием широкого внедрения новых подходов в профессиональной подготовке работников социальной сферы и их недостаточной разработанностью, отсутствием необходимого количества высококвалифицированных педагогических кадров, способных его реализоватьтребованием повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы и недостаточными возможностями системы профессионального образования.

    Вышеперечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы — на основе осмысления исторического опыта профессиональной подготовки работников социальной сферы определить принципы и механизмы развития этой подготовки с позиций современных требований и на перспективу. Решение данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы России».

    Цель исследования: на основе осмысления исторического опыта профессиональной подготовки работников социальной сферы определить принципы и механизмы ее развития сегодня и на перспективу.

    Объект исследования: профессиональная подготовка работников социальной сферы.

    Предмет исследования: процесс развития профессиональной подготовки работников социальной сферы России.

    Гипотеза исследования: базируется на предположении о том, что система профессиональной подготовки работников социальной сферы будет соответствовать требованиям развития общества, в том числе и перспективным, если она выстраивается на основе: поэтапного (дореволюционный, советский и современный) рассмотрения особенностей развития социальной сферы, выделения проблем этого развития и путей их решения средствами профессиональной подготовки специалистовопределения требований к профессиональной деятельности работника социальной сферы и выделения важнейших задач его профессиональной подготовкирассмотрения эволюции педагогических подходов (идеи, принципы, формы, методы) к профессиональной подготовке кадров для социальной сферы, их адаптации к современным условиямразработки принципов и механизмов развития социального образования, адекватных современному и перспективному развитию социальной сферы.

    В исследовании мы рассматривали историю развития социальной сферы в России, представленную в работах В. М. Архангельского, А. Винокурова, Н. А. Воскресенского, В. Н. Егошиной, Н. Рождественского, М. В. Фирсова и др. Для осмысления развития профессионального образования работников социальной сферы на различных этапах ее развития нами изучались работы А. И. Арнольдова, П.П. Блонско-го, В. А. Болотова, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, С. Т. Шацкого и др.

    Важное место в нашем исследовании уделено анализу психологических особенностей деятельности работников социальной сферы, представленного в работах А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, М. А. Тулиной, И. А. Зимней, B.C. Кузина, С. Ф. Левина, Д. И. Фельдштейна и др.

    Мы исследовали также общие проблемы профессионального образования, представленные в работах В. В. Анисимова, Н. И. Бабкина, В. И. Жукова, В. Ф. Кривошеева, A.M. Новикова, П. Н. Новикова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и др.

    Неотъемлемой частью нашего исследования являлось изучение законодательных и нормативных документов, связанных с развитием социальной сферы, профессионального образования и образования в целом, как важнейшей системы, деятельность которой направлена на социализацию личности.

    Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: проанализировать особенности развития социальной сферы на различных исторических этапахопределить требования к профессиональной деятельности работника социальной сферы и выделить важнейшие задачи его профессиональной подготовкирассмотреть педагогические подходы к профессиональной подготовке кадров для социальной сферыопределить принципы и механизмы профессиональной подготовки работников социальной сферы в высшей школе на примере РГСУ.

    Методологической основой являются важнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образованияпедагогическая теория деятельности, теория системно-деятельностного подхода, нашедшие свое отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, социологии и экономики.

    Методы, источники и база исследования.

    Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов и справок по результатам проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения результатов практической деятельности.

    Опытно-экспериментальной базой исследования были Российский социальный государственный университет, Центры социального образования в Минске, Керчи, Таллине, Оше, Алтайский и Дальневосточный государственные университеты.

    Проводился эксперимент в рамках научно-исследовательских проектов: «Россия в системе глобальных социальных координат», «Социальная сфера в России: реалии и перспективы», «Студенчество: реалии совокупного социального потенциала, жизненной стратегии, трудовая, образовательная и общественная активность».

    Организация и этапы исследования.

    Диссертация выполнена в реализацию Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образованииФедеральной программы развития образованияНациональной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция подготовки социальных работников в вузе по специальности — 31 204 и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к системе профессиональной подготовки работников социальной сферы.

    Исследование выполнялось в несколько этапов.

    1 этап (2001;2002 гг.).

    Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния проблемы подготовки работников социальной сферы в России. Определение исходных параметров исследования. Разработка новых подходов к организации профессиональной подготовки в социальном вузе.

    2 этап (2002;2003 гг.).

    Разработка принципов и механизмов развития профессионального образования социальных работников в высшей школе. Экспериментальная проверка и анализ результатов реализации разработанных механизмов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Подготовка публикаций к печати.

    3 этап (2003 — 2004 гг.).

    Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

    Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что: показана эволюция подходов государства к развитию социальной сферы: в досоветский период — государство определяло основные задачи, которые решались церковью и общественными организациями, при этом социальная работа рассматривалась как благотворительная деятельностьв советский период — государство берет на себя всю полноту ответственности за развитие социальной сферы, социальное обеспечение рассматривается не как благотворительная деятельность, а как законное право каждого гражданина страныв постсоветский период — государство снимает с себя ответственность за достойное обеспечение социальных гарантий всем гражданам, возлагая эту ответственность на самих граждан и предпринимателейна основе сравнительно-сопоставительного анализа этапов развития отечественной социальной сферы, выделены основные проблемы ее функционирования и факторы, усугубляющие развитие кризисных явлений в социальной сфереопределены важнейшие задачи профессиональной деятельности работника социальной сферы: теоретические (проведение научных исследований, направленных на развитие социальной сферыразработка концепций государственной политики в области социальной работы с различными категориями граждан) — организационно-практические (участие в разработке и реализации программ социального развития городов, районов, предприятий, учрежденийорганизация социальной помощи на дому одиноким и нетрудоспособным гражданам, работа по оказанию этой помощи) — идейно-пропагандистские (разъяснительная работа с отдельными гражданами и группами населения, направленная на снижение тревожности и в конечном итоге нивелирование социальной напряженностиконсультационная работа с населением, в образовательных учреждениях, с семьями) — интеграционные (интеграция различных подходов к развитию социальной сферы, накопленных в различных областях профессиональной деятельности — педагогике, медицине, психологии и других, а также используемых зарубежных странах). выявлены и трансформированы в контексте сегодняшнего дня основные идеи, определяющие требования к профессиональным качествам работников социальной сферы (идеи: воспитательного воздействия на взрослых, субъект-субъектных отношений, практико-ориентированного образования, создания условий для саморазвития ребенка) — на основе выделения основных проблем, сдерживающих развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы, определена совокупность принципов, обеспечивающих эффективность функционирования системы профессиональной подготовки: приоритетность, научность, практическая ориентированность обучения и доступность. представлены механизмы практического решения проблемы профессиональной подготовки работников социальной сферы сегодня и на перспективу (на примере РГСУ).

    Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе выделены особенности профессиональной подготовки работников социальной сферы и их связь с социально-экономическим страны. Предложена совокупность принципов и механизмы развития организации высшего профессионального образования социальных работников в соответствии с современными требованиями и на перспективу. Эти положения вносят определенный вклад в теорию социальной педагогики и теорию профессионального образования, и могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области профессионального образования.

    Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, широкой апробацией основных научных положений.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при определении концептуальных основ социального образования и уже используются при совершенствовании профессиональной подготовки студентов вуза по специальности «Социальный педагог».

    Положения и результаты исследования, выносимые на защиту: профессиональная подготовка работников социальной сферы получает развитие на этапах нарастания кризисных явлений в обществе (начало XX века и конец XX, начало XXI века) в условиях, когда государство реально не уделяет должное внимание социальной сфереуровень и интенсивность профессиональной подготовки работников социальной сферы на всех этапах исторического развития России определялись не политикой государства, а особенностями развития социальной ситуациисовокупность принципов, обеспечивающих эффективность функционирования системы профессиональной подготовки и механизмы практического решения проблем профессиональной подготовки работников социальной сферы сегодня и на перспективу.

    Апробация и внедрение результатов исследования.

    Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы непрерывного педагогического образования и аттестации кадров» в апреле 2001 г. в г. Вологдена заседаниях лабораторий ИОО Минобразования РФв докладах материалов диссертационного исследования на Ученых советах РГСУИОО МО РФ, МГОПУ, Гуманитарного университета АН РФ, в средствах массовой информации, научно-практических конференциях и совещаниях, проводимых Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с территориальными органами социального обеспечения.

    Общие выводы по работе:

    1. На всем протяжении дореволюционного периода развития социальной сферы основой этого развития являлась деятельность негосударственных институтов (церкви, общественных объединений).

    2. Со времен правления Петра I государство ставит конкретные задачи перед деятелями социальной сферы. Эти задачи относятся в первую очередь к организации и целям работы институтов призрения детей. Деятельность этих институтов организуется в соответствии с нуждами государства в тех или иных специалистах.

    3. Профессиональное образование деятелей социальной сферы в России дореволюционного периода зарождается на основе социального опыта нескольких направлений деятельности: социально-воспитательного, социально-медицинского, социально-практического (названного позднее социальной работой). В рамках этих видов деятельности на базе их практического опыта первоначально и формируется система курсовой подготовки профессиональных помощников, деятелей общественных и благотворительных организаций.

    4. Систематическая подготовка деятелей социальной сферы началась в 1806 году в специально-профессиональных и низших учебных заведениях Ведомства императрицы Марии, где готовили смотрительниц приютов, учителей и нянь для обеспечения кадрами самого Ведомства.

    5. В середине XIX столетия в России окончательно оформляется система курсовой подготовки деятелей социальной сферы, отвечающая за переподготовку земских учительниц, работников приютов.

    6. В конце XIX века профессиональная подготовка деятелей благотворения получает мощное научно-методическое обеспечение в работах публикуемых в специальной литературе, в том числе и в периодических изданиях.

    7. Направления развития профессиональной подготовки деятелей благотворительной сферы в России и зарубежных странах практически совпадали, были схожими и соответствующие проблемы.

    8. В начале XX века в России начинает оформляться система высшего профессионального образования деятелей социальной сферы. Мы выделяем следующие основные характеристики этой системы: высокая мобильность и демократичность, по сравнению с государственной системой, выстраивавшей учебный план без учета современных требований временисоциально направленная программа обучения на основе включения в учебный план широкого спектра социальных дисциплин (социальная психология, социология, социальная политика, общественное призрение и т. д.) — доступ к высшему образованию всем желающим (Высшая вольная школа принимает на обучение всех желающих, без ограничений — 1906 г.) — свобода преподавания, выбора предметов учебного плана, автономия профессорско-преподавательской коллегииразработка новых учебных курсов, нигде ранее не читавшихся («Рабочее законодательство и рабочий вопрос», «Крестьянское право» практические занятия по местному самоуправлению и т. д.) — создание семинарий при народном Университете (с 1911 — 1912 года) по гражданскому праву, гражданскому процессу, уголовному праву, уголовному процессу, крестьянскому праву, по кооперациивысочайшая квалификация профессорско-преподавательского состава системы высшего профессионального образования деятелей социальной сферы — Ф. Д. Батюшков, В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Е. Введенский, С. А. Венгеров, П. Ф. Лесгафт, Н. О. Лосский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, ЭЛ. Радлов, Е. В. Тарле, М. П. Чубинский, С. К. Гогель (Психоневрологический институт) — неотъемлемое сочетание учебного процесса с научными исследованиями и само построение учебного процесса на базе новых исследований.

    9. В советской России социальная практика рассматривается не как благотворительная помощь, а как право граждан на социальное обеспечение со стороны государства.

    10. Рассмотрены особенности развития социально-педагогического, социально-практическое и социально-медицинского направлений социальной работы в СССР.

    11. Выделены основные проблемы, сдерживавшие развитие социальной сферы в советской России.

    12. Показано, что в советской России были заложены теоретические основы профессиональной подготовки работников социальной сферы и организована достаточно эффективная система этой подготовки, которая не выдержала новых вызовов социальной сфере во второй половине 80-х годов XX века.

    13. Выделены факторы, усугубляющие развитие кризисных явлений в социальной сфере на современном этапе развития России.

    14. Определены задачи профессиональной деятельности работника социальной сферы в новых условиях.

    15. Выделены основные проблемы, сдерживающие развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы и определены направления их устранения.

    16. Выделена совокупность принципов, обеспечивающих поступательное развитие профессионального образования работников социальной сферы и разработаны механизмы их реализации в высшей школе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    В ходе исследования мы проследили путь становления и развития системы профессиональной подготовки работников социальной сферы в России. В работе рассматривались дореволюционный, советский и современный периоды ее развития. Это позволило спрогнозировать основные направления развития научных исследований по выбранной нами теме. На наш взгляд, наиболее актуальные и перспективные исследования будут связаны с определением новых подходов в разработке содержания, форм и методов профессиональной подготовки социальных работников. Такой вывод сделан нами на основании рассмотрения особенностей этой деятельности на значительном историческом отрезке ее развития в России.

    Так, нами показано, что на всем протяжении дореволюционного периода развития социальной сферы основой этого развития являлась деятельность негосударственных институтов (церкви, общественных объединений). При этом государство постоянно инициировало развитие социальной работы. Не случайно, социальная деятельность приобрела в России системный характер под руководством членов императорской фамилии (заведения императрицы Марии).

    Систематическая подготовка деятелей социальной сферы началась в 1806 году в специально-профессиональных и низших учебных заведениях Ведомства императрицы Марии, где готовили смотрительниц приютов, учителей и нянь для обеспечения кадрами самого Ведомства.

    Организация профессионального обучения в заведениях императрицы Марии базировалась в первую очередь на практической работе. Профессиональный рост учащихся оценивался по уровню умений практической работы по уходу за детьми. При этом преподаватели профессионального обучения, как правило, имели высшее образование, что обеспечивало достаточно высокую теоретическую подготовку учащихся по педагогике, психологии, медицине и другим изучавшимся дисциплинам.

    В конце XIX века профессиональная подготовка деятелей благотворения получает мощное научно-методическое обеспечение в работах публикуемых в специальной литературе, в том числе и в периодических изданиях. Результаты научных исследований постоянно публикуются в издаваемых с 1898 года журналах: «Советы и указания работникам в области благотворения», «Регистрация нуждающихся», «К вопросу об обучении ремеслу в деревне», «Задачи домов трудолюбия в деле выбора занятий для, призреваемых», «Об организации личного состава городских Полечите л ьств о бедных», «К вопросу о правильной постановке призрения бедных в России», «О способах помощи безработным», «Подготовка добровольных деятелей к благотворительности», «Памятка тюремных надзирателей», «Подготовление к благотворительной деятельности» и др.

    Направления развития профессиональной подготовки деятелей благотворительной сферы в России и зарубежных странах практически совпадали, были схожими и соответствующие проблемы. На рубеже XIX—XX вв.еков четко оформляются три направления развития социальной сферы: социально-педагогическое, социально-практическое и социально-медицинское. К основным проблемам, как показывают материалы Миланского международного конгресса 9−11 мая 1906 года, были отнесены следующие: финансирование, научно-методическое обеспечение и необходимость расширения сети учреждений профессиональной подготовки деятелей социальной сферы.

    Однако, профессиональная подготовка за рубежом уже вошла в состав государственной системы помощи, чего еще не случилось в.

    России на тот исторический момент. Закономерно, что в начале XX века в России начинает оформляться система высшего профессионального образования.

    В советской России социальная практика рассматривается не как благотворительная помощь, а как право граждан на социальное обеспечение со стороны государства о чем говорится в постановлении СНК РСФСР от 30 апреля 1918 года о преобразовании Народного комиссариата Государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО).

    В СССР развиваются основные направления деятельности системы социального обеспечения, заложенные в дореволюционный период: социально-педагогическое, социально-практическое и социально-медицинское.

    С 1925 года на государственном уровне решается вопрос о профессиональной подготовке и трудоустройстве граждан с физическими недостатками, прежде всего слуха и зрения. Народному комиссариату просвещения поручается обеспечить соответствующее обучение на производстве или в системе среднего профессионального образования. Эта работа успешно развивается на протяжении всего советского периода.

    Реабилитация инвалидов ведется также через их участие в культурной и массово-спортивной работе, через широкую сеть клубов. Впервые в России осуществлена широкомасштабная интеграция инвалидов в общественную жизнь.

    Неотъемлемой частью социально-практической работы является охрана труда и система социального страхования. Уже с ноября 1917 года социальное страхование отвечает за: 1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту (с конца 1950;х годов всего населения) — 2) распространение страхования на все виды потери трудоспособности, именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, а также безработицы- 3) возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей- 4) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы- 5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

    Социально-медицинское направление реализовывалось в советской России через сеть специальных клиник для детей, а также домов инвалидов, престарелых и др. Важнейшим направлением этой деятельности являлась не только благотворительность, но и организация профессиональной подготовки и реабилитации населения в соответствии с медицинскими показаниями. В рамках этого же направления была организована система профилактической лечебно-оздоровительной работы, постоянные медицинские осмотры трудящихся, система медицинской помощи непосредственно по месту работы или учебы.

    Подготовка кадров для социальной работы велась на основе широких научных исследований по проблемам развития социальной сферы в целом и определения требований к социальным работникам в частности. Важную роль в профессиональной подготовке и переподготовке работников социальной сферы играли периодические издания, освещавшие особенности применения законодательных и нормативных актов, проблемы научно-методического обеспечения и передовой опыт социальной работы.

    Теоретические подходы к развитию системы профессиональной подготовки социальных работников реализовывались в советской России через различные формы профессионального образования.

    К середине 1980;х годов стало ясно, что существующая система подготовки и переподготовки работников социальной сферы не удовлетворяет требованиям социального развития страны. Остро встала задача специализированной подготовки социальных работников, способных квалифицированно решать социальные проблемы и тем самым способствовать сглаживанию последствий не достаточно продуманных реформ времен перестройки и просто социально опасных экспериментов руководителей страны постсоветской эпохи. Такое положение явилось основным фактором бурного развития социального образования как системы профессиональной подготовки работников социальной сферы. В 1987 году в дополнении перечней специальностей высших и средних специальных учебных заведений были открыты новые специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 0312 — «Социальная работа для высших учебных заведений» и 3 712 — «Социальная работа для средних специальных учебных заведений».

    В начале 90-х годов XX столетия социальная обстановка в России резко обострилась. В результате политических и экономических реформ подавляющая часть населения оказалась за чертой бедностипроизошел резкий рост безработицы, преступности, алкоголизма и наркомании, других негативных явлений.

    К факторам, усугубляющим развитие кризисных явлений в социальной сфере помимо вышеперечисленных, следует отнести: социальное расслоение обществаразрушение досуговой работы в ходе перепрофилирования, закрытия и просто разрушения клубов, спортивных школ, секций, кружков, летних лагерей, домов отдыха и др.

    Государство снимает с себя ответственность за социальное обеспечение граждан по многим направлениям. Общество в целом, включая работников социальной сферы, оказалось не готово к такому развитию событий. Поэтому остро встала проблема профессиональной подготовки работников социальной сферы в новых условиях. Выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке, связанные с необходимостью решать принципиально новые задачи в ходе социальной работы. Важнейшими задачами профессиональной деятельности работника социальной сферы становятся: разъяснительная работа с отдельными гражданами и группами населения, направленная на снижение тревожности и в конечном итоге нивелирование социальной напряженностиконсультационная работа с населением, в том числе в образовательных учреждениях, с семьямиорганизация социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, и непосредственно работа по оказанию этой помощиразработка программ социального развития городов, районов, предприятий, учреждений и участи в реализации этих программразработка концепций государственной политики в области социальной работы с различными категориями граждан, прежде всего детей, молодежи, женщин, пенсионеров и др.- проведение научных исследований, направленных на развитие социальной сферыинтеграция различных подходов к развитию социальной сферы, накопленных в различных областях профессиональной деятельности — педагогике, медицине, психологии и других, а также используемых зарубежных странах.

    Необходимость решения новых задач в области развития социальной сферы вызвала бурный всплеск исследований по проблеме, в целом и профессиональной подготовке специалистов для работы в ней. Одновременно расширяются объемы подготовки кадров для социальной сферы.

    К настоящему времени подготовка и переподготовка кадров для социальной сферы ведется почти в ста государственных и негосударственных вузах, которые действуют в 66 республиках, краях и об ластях Российской федерации, а также в системе среднего профессионального образования (более десяти учреждений).

    К основным проблемам, сдерживающим развитие профессиональной подготовки работников социальной сферы, следует отнести:

    1. Отсутствие четкого заказа на подготовку со стороны всех уровней государственной власти: федерального, регионального, муниципального.

    2. Недостаточно разработанные теоретические основы социального образования.

    3. Не полное соответствие подготовки быстро изменяющимся требованиям общественного развития.

    4. Слабая обеспеченность учреждений социального образования высококвалифицированными кадрами (каждый четвертый преподаватель системы не имеет ученой степени).

    5. Недостаточная подготовленность выпускников системы к практической деятельности в социальной сфере (формализм, а во многих случаях несдержанность в работе, в том числе и с социально незащищенными слоями населения).

    6. Ограниченная доступность работников социальной сферы к получению специального профессионального образования.

    Первые две из выделенных нами проблем решаются в ходе развития социальной сферы и социального образования. Социальные проблемы остро стоящие в нашей стране уже сегодня требуют прогнозирования и соответственно заказа специалистов социальной сферы не только со стороны государственных органов, но и предпринимателей. Теоретические основы социального образования развиваются в нашей стране настолько быстрыми темпами, что можно с уверенностью предполагать — создание теории профессионального образования работников социальной сферы будет завершено в ближайшее время.

    Другие проблемы должны решаться в ходе развития профессионального образования работников социальной сферы. Мы считаем, что это развитие должно осуществляться на следующей совокупности принципов: приоритетности, научности, практической ориентированности обучения и доступности.

    Принцип приоритетности согласуется с положением Конституции РФ провозглашающим Россию социальным государством. Реализация этого принципа должна осуществляться путем соответствующего финансирования социального образования со стороны государства с привлечением общественных организаций, работодателей и т. д. Расширением преподавания дисциплин, связанных с социальной сферой, во всех без исключения учреждениях профессионального и общего образования. Социальная сфера касается каждого гражданина, и он имеет право получить соответствующие знания в государственной системе образования. С другой стороны любой работник должен понимать, что в процессе его профессиональной деятельности решаются не только производственные вопросы, но в той или иной мере социальные проблемы.

    Реализация принципа научности рассматривается нами не только как требование организации учебно-воспитательного процесса на научной основе. Этот принцип определяет необходимость построения процесса профессиональной подготовки работников социальной сферы, по крайней мере в вузах, в тесной связи с научно-исследовательской деятельностью. Этот опыт подготовки социальных работников положительно зарекомендовал себя в первые годы XX столетия, когда содержание обучения в Психоневрологическом институте постоянно изменялось в свете новых достижений науки. В этой связи необходимо решить вопрос о стандартах профессионального образования, которые в силу опережающего развития социальной сферы не способствуют подготовке специалиста на перспективу. Студент в обязательном порядке усваивает знания, которые к моменту окончания вуза просто устареют, при этом новые исследования остаются за рамками учебных программ.

    Принцип практической ориентированности обучения обеспечивает включение выпускника в сферу профессиональной деятельности на основе соответствующего опыта, полученного в вузе. Современный подход к студенческой практике не дает реализовать это положение. Дело тут не только в ограниченном объеме практической деятельности (10% от всего учебного времени по специальности «Социальный работник», аналогично и по другим специальностям социального профиля). Практическая работа студентов социального вуза должна вестись по избранной специальности на протяжении всех лет обучения. Реализация этого положения может быть осуществлена по двум направлениям: обеспечение студентами в соответствии с уровнем их профессиональной подготовленности учреждений социальной сферы, на сменной основе или открытие социальных организаций при вузе. Второе направление реализуется в РГСУ, где в настоящее время открыт дом инвалидов, открывается лицей для детей с девиантным поведением.

    Принцип доступности обучения определяется необходимостью организации повышения квалификации работников социальной сферы, в том числе и путем получения второго высшего образования, обучению как можно большего числа желающих. Этот принцип реализуется через работу вуза в режиме открытого университета, через широкое внедрение различных форм дистанционного обучения.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 236 с.
    2. В.Ф., Темникова Л. А. Словарь терминов по социальной работе. Калуга, 1992. — 19 с.
    3. В.В., Грохольская О. Г. «Введение в педагогическую деятельность. М.: МПУ, 2001.
    4. В.В., Грохольская О. Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России//Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000.
    5. Антология социальной работы: В 3 т. / Сост. М. В. Фирсов. М. 1994−1996.
    6. Р.Г. Дилеммы благотворительности // ОНС: Общественные науки и современность. 1997. — № 6. — С. 56−67.
    7. А.И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки). М., 1999. — 136 с.
    8. А.И. Концепция социальной работы. М.: Изд-во МГИКа, 1993.-203 с.
    9. В.М. Филантропические начинания русского правительства 18 века. Смоленск, 1910.
    10. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. — 200 с.
    11. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. -С. 5−14.
    12. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 333 с.
    13. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. М., 1982. — С.26−46.
    14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
    15. В. Г. Социальная информация. М.: Наука. 1994. -199 с.
    16. Н.И. О принципах высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1, -С. 16−21.
    17. Н.И. Педагогическое образование социальных работников // Проблемы теории и методологии социальной работы. М., 2000. -С. 138−150.
    18. В.А. Советская система социального обеспечения. М., 1971.
    19. Л., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
    20. В. И. О воспитании в российской образовательной системе // Интегральная педагогика и жизнь. 1999. — № 3. — С.45−51.
    21. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 249 с.
    22. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 230 с.
    23. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 184 с.
    24. А.В. Здоровье: интеграция медицины, психологии и социальной работы // Проблемы теории и методологии социальной работы. -М., 2000.-С. 151−153.
    25. В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990−1994.-М, 1995.- 137 с.
    26. А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI в. // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. — № 1. — С.69−76.
    27. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. — 45 с.
    28. JT.A. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1994. -45 с.
    29. JT.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. — 126 с.
    30. JT.A., Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3, — Екатеринбург, 1998. — С. 185−197.
    31. П., Лчтсман Т. Социатьное конструирование реальности: Трактат по социологии -знания. М.: «Медиум». 1995. — 323 с.
    32. А.Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // ОНС: Общественные науки и современность. 1998. — № 5.-С.33−39.
    33. М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. -№ 1. -С.9−13.
    34. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. 336 с.
    35. В.П. Стандартизация образования. Основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
    36. Ф. Метаморфозы понятия «педагогика» // Перспективы: Вопросы образования. 1989. — № 2. — С.7−13.
    37. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 232 с.
    38. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. Возможные пути реализации целей общества, «опыт систематизации». М.: Наука, 1987. -214 С. -М., 1997.
    39. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
    40. Биологическое и социальное в развитии человека: Сб. ст. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. — 227 с.
    41. И. В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1993. — 270 с.
    42. П.П. Избр. Пед. произведения. М., 1961.
    43. Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. М., 1996.-329 с.
    44. В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен. А/р. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -СПб., 2001,-43 с.
    45. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. -М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
    46. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−35.
    47. Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб. Изд-во «Питер», 2000. 304 с. — (Серия «Учебник нового века»),
    48. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования- Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1999.-38 с.
    49. В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1994. — 207 с.
    50. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: Монография. М.: Ин-т педагогики социальной работы, 1999. — 184 с.
    51. В.Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: Мат-лы Международных Конгрессов Школ социальной работы. М., 1997. — С. 5−17.
    52. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 263 с.
    53. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1. — М. 1999. — 350 с.
    54. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
    55. А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. М., 1919.
    56. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологич. анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
    57. Н.А. Законодательные акты Петра 1. Т.1. М., -Л, 1945.
    58. .З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.45−49.
    59. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 49 с.
    60. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 533 с.
    61. М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998.-С. 168−185.
    62. М.А. Проблемы теории социальной педагогики // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2001. — № 1. -С.45−50.
    63. М.А. Социальная работа в России: Лекция, прочитанная в Специальной высшей школе социального обеспечения. Германия, Мангейм, октябрь 1994 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 11 с.
    64. Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: Монография / Моск. гос. соц. ун-т. М., 2001.-250 с.
    65. .С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. педагогика. 1987. — № 7. — С.57−62.
    66. .С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) / МО РФ, Челяб. фил. ИПО. -Челябинск, 1993.-240 с.
    67. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
    68. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
    69. С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. -Набережные Челны, 1996.
    70. С.И. Социальное развитие регионов и проблемы образования в России: Взаимозависимость сегодня и задачи на завтра // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. -№ 1. — С. 59−65.
    71. С. И. Гуслякова Л.Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. Барнаул, 1993. — 71 с.
    72. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. -Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 1996.- 159 с.
    73. В.Н., Шинкаренко Н. Ф. Подготовка социальных работников: региональная система. Ставрополь. 1999. — 64 с.
    74. М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. 1997. — № 6. — С.49−53.
    75. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы Учеб. пособие. М., 1997. — 187 с.
    76. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
    77. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: Педагогика, 1974. — 174 с.
    78. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессионатьной подготовки / Урал. пед. ун-т: Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. Екатеринбург, 1996.-61 с.
    79. Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов и социальных работников:
    80. Научно-методическое пособие / С. В. Тетерский. И. П. Адллпкина, А. И. Арнольдов и др. Березники, 1997. — 381 с.
    81. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М. 1993. — 70 с.
    82. В.И. Российское образование, истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ «Союз». 2001. — 848 с.
    83. В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: Мат-лы Международных Конгрессов Школ социальной работы. М., 1997.-С. 273−283.
    84. В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1995.-97 с.
    85. В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. — № 1. — С. 320.
    86. И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се-левко. М., 1996. — 71 с.
    87. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями от 5.01.96. // Бюл. Гос. ком. РФ по высш. образованию. 1996. -№ 2. -С.2−60.
    88. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Принят Гос. Думой 19 июля 1996 г. (в ред. Федерального закона от 10.07.2000 № 92-ФЗ).
    89. Г. Е. Профессиональное образование и его перспективы в зеркале социологического видения // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. — № 1.-С. 46−52.
    90. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1998. -378 с.
    91. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. Вып. 6. —М., 1992. — С. 85−91.
    92. С.Г. Православная церковь в России в 19 веке: социальный и духовно-нравственный аспекты. М., 1995.
    93. В.Д. Социальная педагогика // Научно-методическое творчество преподавателей педагогических вузов: Экспериментальные программы по проблемам педагогики и психологии. М.- Вологда, 1995. — С.60−67.
    94. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
    95. В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 1999. — № 9. — С.3−13.
    96. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика. 1995.-328с.
    97. М. Педагогика между традициями и изменениями в периоды общественных переломов // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 123−125.
    98. В.Н. Информатизация и технологизация процессов социологического наблюдения социальной сферы П Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. -№ 1. — С. 69−77.
    99. В.Н. Социологическое образование социального работника: методы и технологии // Социальная политика и социология- -2000. -№ 1.-С. 124−132.
    100. А. Парадигмы социальной работы: теоретические конструкты и принципы описания // Социальная работа: теория, технология, образование. 1996. — № 1. — С.37−39.
    101. В.В. Теоретико-методологические представления о сущности социальной работы // Проблемы теории и методологии социальной работы. М. 2000. — С. 13−24.
    102. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука. 1988. — 269 с.
    103. Конвенция ООН о правах ребенка / ООН. Нью-Йорк. 1991 — 62 с.
    104. Кондаков Н. И Логический словарь. -М.: Наука. 1971. 656 с.
    105. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М. 1993. — 12 с.
    106. П.В. Гносеологические и логические основы науки. -М., Мысль, 1974. 568 с.
    107. Т.П., Сенин А. С., История Российской государственности. -М., 1995.
    108. Н.Л. О природе закономерностей педагогической деятельности // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 58−61.
    109. А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический Проект. 2001. — 508 с.
    110. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Самарск. гос. пед. ин-та, 1994. — 165 с.
    111. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996. — 85 с.
    112. С.Э. Социальная философия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 411 с,
    113. В.Ф. Развитие высшей педагогической школы в условиях зрелого социализма. М., 1984. — 184 с.
    114. В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 7−14.
    115. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
    116. В. А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -360 с.
    117. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
    118. .Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. — 199 с.
    119. С.А. Социальный педагог сотрудник школы // Социальная педагогика: Теория и практика: Мат-лы конф., посвященной 5-летию создания факультета социальной педагогики (29 марта 2000 г.). — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — С.79−83.
    120. Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.
    121. Л.В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1996. — 102 с.
    122. Л.В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1. — С.34−38.
    123. В.Щ. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего профессионального образования. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1995. — 93 с.
    124. Методологические проблемы социального познания: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. И. Куценко. Киев: Наукова думка, 1987. — 216 с.
    125. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
    126. Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. — 304 с.
    127. В. Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Дне.. канд. пед. наук. М., 1996. — 169 с.
    128. А.В. Введение в социальную педагогику. М. 1997. -368 с.
    129. А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. — 96 с.
    130. А.В. Социальная педагогика: Учеб. пя студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластениш. М.: Издательский центр «Академия». 1999. — 184 с.
    131. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000. — 255 с.
    132. Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика. 1996. -№ 3. — С. 112−114.
    133. В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы. М.: Изд-во МГСУ, 1999. — 100 с.
    134. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
    135. П.Н. Проблемы опережающего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1.-С. 29−33.
    136. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу, Пер. с англ. Под ред. Ю. Б. Шапиро.- М., 1997, — 223 с.
    137. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч II: Педагогика социальной работы / Отв. ред. В. Г. Бочарова. Г. Н. Филонов. М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1997. — 263 с.
    138. Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования // Социальная работа. 1992 -№ 6. -С. 108−113.
    139. Г. И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие. -М.:
    140. Изд-во МГСУ «Союз», 1999. 279 с.
    141. Основы теории и практики социальной работы (Книга для научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника) / Григорьев С. И., Григорьев И. И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д. и др. М.-Барнаул, 1994. — 235 с.
    142. Н. Г., Леев Н. Н. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина // Педагогика. 1993. — № 3. — С.73−75.
    143. П.Д. Содержание и приоритеты высшего социального образования с ориентацией на социальную работу // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1. — С.22−28.
    144. Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПБ., 1897.
    145. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.
    146. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия для XXI века: Сб. статей. М., 1992 — С. 18−31.
    147. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
    148. П.И. «Русская Правда»//Восстание декабристов. Т.7.,-М.,-Л., 1958.
    149. Н.М. Основы социальной педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 120 с.
    150. И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения.-М., 1951.
    151. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений: Учеб.-метод. пособие. / Под науч. ред. М. А Галагузовой. Екатеринбург: «СВ-96», 2000. — 96 с.
    152. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Ред. кол.: Б. Л. Вульфсон (отв. ред.). М., 1995. -269 с.
    153. С. Приходская благотворительность в С-Петербурге: Исторические очерки. СПб., 1900.
    154. М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс. 1991. — № 7. — С. 25−37.
    155. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
    156. В.А. Высшее педагогическое образование России: идеология, содержание, технологии // Интегральная педагогика и жизнь. 1999. — № 3. — С.36−44.
    157. В.А. О моделировании содержания высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. -№ 1. — С. 10−12.
    158. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Хо-лосто-вой. М.: Юрист, 2000. — 424 с.
    159. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография / Под общ. ред. В. И. Жукова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. 312 с.
    160. Социальная работа и проблемы подготовки кадров / Отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992. — 104 с.
    161. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Жукова, М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. — 358 с.
    162. Социальная сфера России: Стат. сб. / Госкомстат РФ. М., 1996. — 227 с.
    163. Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX XXI веков: М-лы междунар, науч.-практ. конф.: Курск, 3−4 нояб. 1999 г. — Курск: Изд-во Курск, пед. ун-та, 1999. — 392 с.
    164. Стратегия развития системы образования: Понятийно-терминологический словарь / Ред. и сост. В. М. Полонский. М.: Изд-во Ин-та теоретик, педагогики и междунар. исследований в образовании РАО. 1993. — 111 с.
    165. М.В. Антология социальной работы в России. Т.1−3, -М., 1994−1995.
    166. М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. — 256 с.
    167. М.В. Методологические проблемы институционатизации социальной работы. М.: Изд-во МГСУ 4С8шФц^0б§.МЗВ.сСоциальная работа в России: теория, история, общественная практика. — М., Изд-во МГСУ «Союз». 1996. — 448 с.
    168. С.С. Социология. М.: Логос, 1996. — 348 с.
    169. А.Д., Шарапов М. Е. и др. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов//50 лет советского социального обеспечения. -М., 1968.
    170. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
    171. С.А. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988. — 166 с.
    172. В.Д. Философия образования и образовательная по-литика.-М.: Логос. 1993, 181 с. 184. Шацкий С.Т.
    173. . Октябрьская революция и перспективы социального обеспечения. М., 1921.
    174. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 176 с.
    175. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для вузов. М.: Добросвет, 1999. — 396 с.
    176. Л.С. Модели социализации и становления парадигмы социальной работы с молодежью в российском обществе: Монография. Саратов: Изд-во Сарат. гос. тех. ун-та, 1994. — 198 с.
    177. Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). М., 1996. — 81 с.
    178. Aspy D. and Roebuck F. Kids don’t learn from people they don’t like. Amherst, MA: Human Resource Development Press, 1977.
    179. Balint E. Primary love and psychoanalytic technique. London: Tavistock, 1952.
    180. Baranes J.J. Devenir soi-meme: avatars et status du transgeneration-nel // Transmission de la Vie i Psychique Entre Generations / Eds. R. Kaes, H. Fainberg, M. Enriquez and J.J. Baranes. Paris: Dunod, 1993.
    181. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976.
    182. Blacker J. Severely handicapped young children and their families: research in review. Orlando: Academic Press, 1984.
    183. Breen D. General introduction // The Gender Conundrum: Contemporary Psychoanalytic Perspectives on Femininity and Masculinity. London: Routledge and the Institute of Psycho-Analysis, 1993
    184. Buchanan A. Cycles of child maltreatment. Oxford, 1996.
    185. Doyle C. Working with abused children. London, 1997.
    186. Handbook of theory for practice teachers in social work / Ed. J. Lishman. Pensylvania, London & Bristol: Jessica Kingsley Publishers, 1996.
    187. Hooker E. Reflections of 40-year exploration: A scientific view of homosexuality // American Psychologist, vol. 48, No 4, 1993.
    188. Rogers C. Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press, 1977.
    189. Simon F.B., Stierlin H. and Wynne L.C. The language of family therapy: A systemic vocabulary Science and Behavior Books, 1981.
    190. Wells H. G. Floor games. London: Frank Palmer, 1911.
    191. Winnicot D. W. Playing and reality. London: Tavistock, 1971.
    192. Winnicott D. W. The maturational process and the facilitating environment. New York: Int. Univ. Press, 1965.
    193. Wolpe J. The practice of behavior therapy (31d ed.). New York: Per-gamon, 1983.
    194. Признаки стрессового напряжения (по Шефферу)
    195. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
    196. Слишком частые ошибки в работе.3. Ухудшается память.
    197. Слишком часто возникает чувство усталости.5. Очень быстрая речь.
    198. Мысли часто «улетучиваются».
    199. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).8. Повышенная возбудимость.
    200. Работа не доставляет прежней радости.10. Потеря чувства юмора.
    201. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
    202. Пристрастие к алкогольным напиткам.
    203. Постоянное ощущение недоедания.
    204. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.
    205. Невозможность вовремя закончить работу.
    206. Прочтите внимательно этот перечень. Знакомство с ним поможет найти правильный путь самопознания, самостоятельного анализа стрессовых реакций своего организма.1. Ответьте на вопросы:
    207. Имеется ли у Вас на данный момент хотя бы один признак (признаки) стрессового состояния? Какие?
    208. Когда вы в последний раз их ощущали?
    209. Если вы не обнаружили у себя признаков стрессового напряже
    Заполнить форму текущей работой