Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и методика обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены критерии, показатели и уровни экологической подготовки студентов на основе обучения экологическому мониторингу, позволяющие осуществлять экологически сообразную профессиональную туристскую деятельность: сформированность экологических знаний (объем и системность знай «и, уровень владения знаниями) — характер ценностных ориентации и потребностейсформированность экологического мышления… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент ЛАГУСЕВ Ю. М
  • Сходня содержание
    • ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения экологическому мониторингу в туристском вузе. i. 1. Современное состояние экологического образования в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Содержание экологической подготовки студентов туристского вуза
    • 1. 3. Характеристика и функции экологического мониторинга
  • ВЫВОДЫ по 1 главе
    • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению студентов туристского вуза экологическому мониторингу (на примере эколого-экспедиционного факультета)
    • 2. 1. Роль экологического мониторинга в социально-экологическом и туристском развитии региона
    • 2. 2. Содержание и методы обучения студентов экологическому мониторингу. Алгоритм обучения
    • 2. 3. Критерии и показатели обучения студентов экологическому мониторингу
  • ВЫВОДЫ по 2 главе.,
  • Содержание и методика обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность исследования. Продолжающаяся глобализация противоречий между обществом и природой приобретает в наступившем XXI веке л все новые оттенки, которые отчетливее демонстрируют вступление человечества в мировоззренческий кризис. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин углубляющегося кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Необходима кардинальная реконструкция всей системы ценностных ориентации и активизация всего потенциала культуры человечества для раскрытия непреходящей ценности природы, имеющей для человеческого существования фундаментальное значение. Отсюда возрастает роль образования, в котором системообразующим фактором обновления становится экологическое. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс и результат наследования, расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, предстапляющей систему знаний, умений, гуманистических ценностных ориентаций, способов деятельности, обеспечивающих новый качественный уровень взаимодействия человека и природы.

    За последние десятилетия в России разработаны научно-педагогические основы экологического образования. Созданы реальные предпосылки правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования. Приняты законы РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.), «Об образовании», Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1991), Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1995) и другие документы. Приведенный перечень нормативных документов свидетельствует о меняющейся парадигме образования, о признании экологической подготовки приоритетным направлением в области образования. Однако предпринятые меры оказываются недостаточно эффективными. Разработанная федеральная целевая программа «Экологическое образование и просвещение населения России в 1997;201 Огг.» до настоящего времени не финансируется. Непрерывное экологическое образование, призванное быть обязательным в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», 1991 г., как система практически не работаетметодические основы его находятся в стадии разработки.

    Между тем экологические проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, с каждым годом увеличивается число неблагоприятных регионов, что, пне всякого сомнения, не замедлит сказаться на развитии сферы туризма, на туристских потоках.

    Решение этих проблем невозможно без изменения психологии населения, воспитания у него новых ценностных отношений к природебез формирования культуры и соответствующего мировоззрения, как главного духовного ее компонента. Для специалиста сферы туризма проблема экологического образования и формирования экологического мировоззрения приобретает первостепенное значение.

    Экологическое образование, как комплексная проблема современности, стало объектом философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В.Трусов, Д. Ж, Маркович, Н.Н.Моисеев). Проблема экологического образования была выдвинута ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.

    В 1972 году Стокгольмская Конференция по охране окружающей среды приняла рекомендацию о создании Международной программы по образованию в области охраны окружающей среды. К 1975 году такая программа была разработан?. ЮНЕСКО совместно с Программой ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП.

    Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды ЮНЕСКО — ЮИЕП («Программа ООН по окружающей среде»), в Тбилиси (1977 год), где была примята Декларация и рекомендации, определяющие стратегию развития экологического образования.

    Конферен дня ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) расширила решения Тбилисской конференции. В частности, было принято решение содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы «превратить концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок».

    Разработанность проблемы. Исследования в области философии, методологии, теории и практики экологического образования принадлежат С. В. Алексееву. Л. Л. Вербицкому, И. Ф. Винокуровой, С. Н. Глазачеву, А. Н. Захлебному, В. А. Игнатовой, Н. М. Мамедову, И. Н. Пономаревой, Г. П. Си-корскому, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной. В области регионализации экологического образования значительный вклад внесли В. А. Бабакова, А. В. Даринский, Е. Л. Игумнова, Л. В. Моисеева, З. И. Тюмасева.

    Подготовке учителя к экологическому образованию подрастающего поколения посвящены работы А. А. Вахрушева, С. Н. Глазычева, В. П. Голова, А. А. Иноземцева, В. В. Пасечника, С. Е. Петрова, И. Н. Пономаревой, Е. С. Сластениной, Д. И. Трайтак, В. В. Черованецкого, Н. М. Черновой.

    Но, несмотря на достижения педагогической науки в разработке методологии и теории экологического образования и на то, что проблема экологической подготовки менеджера туризма в настоящее время признается актуальной, теоретико-прогностических исследований этого направления в контексте обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу, как основному методу, позволяющему обеспечивать информационную поддержку процедур принятия решений в области природоохранной деятельности, экологической безопасности и. разработки экологических туристских маршрутов, недостаточно. Успехи менеджера во многом определяются тем, насколько экологические ценности осознаются им как жизненно необходимые.

    Однако менеджеры, как и большинство людей, воспитаны в духе покорителей природы. Отсюда экокультурная несостоятельность менеджера часто является «тормозом» в формировании экологической культуры и экологического мировоззрения.

    В настоящее время наблюдается недостаточная экологическая образованность студентов, отсутствие у них экологического мышления, ценностных ориентации, слабая методологическая, теоретическая и практическая подготовка к эколого-мониторинговой деятельности.

    Анализ психолого-педагогических исследований и практики экологического образовг ния позволил выделить ряд противоречий, разрешение которых дает возможность во многом решить проблему экологического образования студентов туристского вуза, а именно:

    • между достигнутым высоким уровнем развития общего гуманитарного образования и достаточно низким уровнем развитии экологического образования;

    • между развивающимся процессом регионализации образования, в котором экологическое содержание выполняет системообразующую функцию, и слабой экологической подготовкой студентов туристского вуза, которые не готовы включиться в процесс регионализации образования через его экологизацию;

    • между достаточно высоким уровнем востребованности в экообразова-нии и просвещении населения и отчужденностью содержания образования от местных экологических проблем.

    • между социоприродной динамикой, а также реальной экологической ситуацией региона и отражением ее в профессионально-образовательных программах туристского вуза;

    •между практической значимостью экологической подготовки студента для его будущей профессиональной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью содержания и методики обучения студентов проведению экологического, мониторинга, позволяющему будущим специалистам сферы туризма определять экологическое состояние своего региона.

    Проблема исследования. Необходимость определения способов разрешения выявленных противоречий обусловила проблему исследования: какими должны быть содержание и методы обучения студентов экологическому мониторингу, чтобы уровень экологической подготовки оказал влияние на окологоориентиропанность профессиональной туристской деятельности?

    Объект исследования — экологическое образование студентов туристского вуза.

    Предмет исследования — процесс обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу.

    Цель исследования — разработка содержания и методики обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу (на примере эколого-экспедиционнсго факультета).

    Гипотезой исследования выдвинуто предположение о том, что обучение студентов туристского вуза экологическому мониторингу будет эффективным, если в учебные планы дисциплин разных специализаций ввести разработанную автором программу «Экологический мониторинг», а также апробировать в учебном процессе туристского вуза наиболее эффективные формы и методы о Зучепия студентов экологическому мониторингу и проследить использование приобретенных знаний на практике, определив систему критериев и показателей, отражающий степень овладения необходимыми умениями и навыклми в области экологического мониторинга, и, таким образом, экологическая подготовки студентов органически войдет в общую систему профессиональной подготовки менеджера туризма, что будет в дальнейшем способствовать более углубленной экологической направленности профессиональной туристской деятельности.

    Цель и гипотеза исследования позволили сформулировать задачи:

    1. Провести теоретический анализ. проблемы экологического образования и раскрыть особенности экологической подготовки студентов туристского вуза.

    2. Раскрыть сущность и функции экологического мониторинга в туристской деятельности.

    3. Разработать программу спецкурса «Экологический мониторинг» и методику обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу.

    4. Разработать алгоритм обучения экологическому мониторингу.

    5. Определить критерии и показатели, отражающие уровень подготовленности студентов туристского вуза к проведению экологического мониторинга.

    Методологической основой исследования и ее теоретическими источниками послужили: исследования в области философии и методологии образования Ю. И. Бабанского, В. П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершун-ского, М. С. Когана, В. В. Розанова, Г. П. Щедровицкогообщенаучные положения теории познания (Р.Ф. Авдеев, В. И. Вернадский, В.В. Давыдов) — философские идеи оптимизации взаимоотношений общества и природы (М.И. Бу-дыко, Э. В. Гирусов, Н. Ф. Реймерс, А.Д. Урсул) — концепция коэволюции человека и природы Н. Н. Моисеевасоциальная экология как методологическая основа теории и практики экологического образования (К.С. Лосев, Д.Ж. Маркович) — теория деятельности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — идеи гуманизации образования (И.Ю. Алексашина. В. Ю. Кричевсг.ий. А. П. Тряпицына и др.) — педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального туристского образования (В.И. Жолдак, М. Я. Виленский, И. В. Зорин, В. А. Квартальное, В. Д. Чепик, А.А. Остапец-Свешников и др.) — по проблемам экологии, рекреалогии и охраны окружающей среды (Т.И. Алексеева, С. Н. Брук, В. И. Вернадский, Т. К. Сергеева, З. С. Преображенский, Н. Ф. Реймерс и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам профессионального образования, экологии, развитию туризма, природоохранной деятельности.

    Интересны для нашего исследования были работы И. В. Бормотова, М. Х. Гидзевой, Е. Л Ксрпсльмана Т. В. Петраковой, А. В. Твердого, посвященные изучению различных аспектов экологической подготовки менеджеров туризма.

    Методы исследования: в работе были использованы теоретические методы исследоЕания: анализ философской, культурологической, педагогической, психологической литературы, документальной, нормативно-правовой базы туризма, природоохранной деятельности методыэмпирического исследования: социологические опросы, анкетирование, тестирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта.

    Этапы работы:

    Исследование по данной проблеме проводилось в несколько этапов:

    На первом этапе (1998;1999 гг.) была сформулирована проблема исследования, разработан научный аппарат, проводился анализ специальной и психолого-педагогической литературы и нормативной документацииначат первый этап анкетирования.

    На втором этапе (2000;2001 гг.) было разработано содержание обучения экологическом/ мониторингупроведен формирующий эксперимент, проанализированы его результаты, сформулированы выводы исследования. Для проверки гипотезы исследования была подготовлена авторская программа «Экологический мониторинг».

    На третьей этапе (2002;2003 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов исследования, корректировались выводы, полученные в результате практического обучения разработанному курсу, апробировались алгоритм и методы обучения студентов экологическому мониторингу, оформлялись результаты научного исследования в виде диссертации.

    Организации и база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась па базе отделов экологического мониторинга и аналитического контроля Администрации Химкинского района Московской области, на эколого-экспедиционном факультете Российской международной академии туризма.

    Научная повизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

    • на основе анализа проблемы экологического образования в туристском вузе обоснована необходимость обучения студентов экологическому мониторингу как обязательное требование их профессиональной подготовки, способствующие повышению уровня туристского обслуживания и сохранению жизни и здоровья потребителей услугповышающее эффективность системы развития экологосберегающих туристских маршрутовпозволяющее рационально попользовать имеющиеся в регионе природные ресурсы на основе проведения экологического мониторинга;

    • под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, имеющих значение для развития туризма в том или ином регионе, основными функциями которого являются: оценка показателей состояния и функциональной целостности экосистемвыявление причин изменения этих показателей и оценка последствия таких измененийопределение корректирующих мероприятий в контексте профессиональной туристской деятельностисоздание предпосылок для развития экологосберегающего туризма в регионе;

    • определены критерии, показатели и уровни экологической подготовки студентов на основе обучения экологическому мониторингу, позволяющие осуществлять экологически сообразную профессиональную туристскую деятельность: сформированность экологических знаний (объем и системность знай «и, уровень владения знаниями) — характер ценностных ориентации и потребностейсформированность экологического мышления (умение оценить состоите социоприродной среды, отдельных ее объектов, процессов и явленииумопие моделировать состояние экологических систем, явлений, ситуацииуме же прогнозировать развитие систем и процессов) — технологическая грамотность (умение управлять и контролировать развитие систем и процессов, умение проводить экологический мониторингумения по организации экологического образования туристов) — практическая деятельность (объем экологоориентированной практической деятельности, характер эколо-гоориентированной практической деятельности);

    • разработан алгоритм обучения студентов экологическому мониторингу в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма, который включает следующие этапы: начальный этап — выделение и обследование объекта наблюдения, составление информационной модели объекта наблюденияосновной этап — планирование измерений, оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной моделизавершающий этап — прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения, предоставление информации в удобной для использования форме и формирование на этой основе системы данных, необходимых для планирования и осуществления туристской деятельности и развития туризма в конкретном регионе;

    • разработана методика обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу, включающая организацию экологических экспедицийнепосредственное наблюдение за объектами и состоянием природной средыпроект! ровапие и моделированиеанализ и оценку природной среды регионаэкодг агностику загрязнения окружающей среды, лесного фонда, водных ресурсов и др., поисково-исследовательский метод, а также проблемные семинары и лекции.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована на факультете эколого-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма программа спецкурса «Экологический мониторинг и особенности его применения в системе туристской деятельности».

    На защиту выносятся следующие результаты исследования:

    • Содержание и методы обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу.

    • 11рограмма спецкурса «Экологический мониторинг».

    • Критерии и показатели, отражающие уровень подготовленности студентов Typi стского вуза к проведению экологического мониторинга.

    Апробацгя п внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступления автора на заседаниях Научно-методического центра РМАТ, научно-практической конференции «Рабочая программа развития туризма в Юго-Посточном Подмосковье» (апрель 2003 г.), на круглом столе Московской международной туристской ярмарки MITF-2003 «Москва и формирование единого туристского пространства России» (май 2003 г.).

    Материалы диссертации по данной теме нашли практическое применение в работе отдела экологического мониторинга Администрации Химкинского района Московской области.

    Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, приложения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Экология окружающей среды является основной составляющей в развитии индустрии туристского бизнеса. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время практически вся земля представляет собой туристский ресурс, проблема экологического состояния природных комплексов перестаёт быть проблемой отдельно взятых туристских регионов. Природные комплексы являются главным ресурсом туризма. От их экологического состояния напрямую зависит степень удовлетворения рекреационных потребностей людей. Безусловно, сами люди в процессе рекреационной деятельности непосредственно воздействуют на природный ландшафт. Поэтому туризм, для которого основным ресурсом является природный комплекс в целом, крайне заинтересован в его сохранении. Такого рода заинтересованность способствует разработке и созданию производственных и бытовых экологически эффективных технологий.

    Находим немаловажным, что туристская деятельность, в отличие от других отраслей, не сопровождается изъятием природных ресурсов. Туристская деятельность позволяет использовать природный комплекс в целом, а не отдельные его компоненты. Такое использование обязывает следить не только за экологическим состоянием отдельно взятых составляющих природного комплекса, но и за их взаимодействием между собой. Очевидно то, что от экологического состояния окружающей среды в отдельно взятом регионе, напрямую зависит развитие в нём туристского бизнеса.

    Однако не только экология влияет на туризм, но и само развитие туристской деятельности влияет на экологию. Не будет преувеличением сказать, что вклад туризма в формирование экологической культуры человечества поистине неоценим. Туризм играет одну из важных ролей в деле экологического воспитания и образования населения. Познавая природу с помощью туризма, люди проникаются необходимостью бережного отношения к ней.

    Здесь можно отмерить особый сектор туристской отрасли, который, пожалуй, наиболее тесно связан с экологией. Это экотуризм. Именно экотуризм по праву занимает первое место в формировании экологической культуры населения. Более того, мы склонны считать, что экотуризм является одним из достойных способов решения проблемы взаимодействия общества с окружающей природной средой. Стремление экотуристов в места с нетронутой природой, кочорых на пашей планете остаётся всё меньше и меньше, заставляет их задуматься о сохранности природных комплексов для будущих поколений.

    Очевидна тесная связь между экологией как наукой о взаимодействиях окружающей среды и человека и туристской деятельностью, позволяющей восстанавливать человеку духовное, эмоциональное и физическое состояние. Мы думаем, что нельзя недооценивать как роль экологии в развитии туризма, так и роль туризма в вопросах не только сохранения уникальных природных комплексов, но и в вопросах экологического воспитания и образования населения. Эколог ическая подготовка в туристском вузе даёт специалистам возможность правильно дать адекватную оценку экологии в системе туристской деятельности.

    В связи с чем обучения студентов необходимым базовым компонентам исследований в области экологии, обучение организации и проведению экологического мониторинга выходит в разряд ключевых.

    Исследование поставленной проблемы с точки зрения теории и практики образования е. области экологии в туристском вузе позволило нам сделать следующие выводы, которые в общем и целом подтверждают выдвинутую нами гипотезу:

    1. На основе анализа проблемы экологической подготовки и экологического образования в туристском вузе обоснована необходимость обучения студентов экологическому мониторингу как обязательное требование их профессиональной подготовки, способствующее повышению уровня туристского обслуживания и сохранению жизни и здоровья потребителей услуг.

    2. Теоретический анализ специальной литературы показал, что под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, имеющих значение для развития туричмг в том или ином регионе, основными функциями которого являются: оцегпа показателей состояния и функциональной целостности экосистемвыявление причин изменения этих показателей и оценка последствия таких измененийопределение корректирующих мероприятий в контексте профессиональной туристской деятельностисоздание предпосылок для развития эколого: берегающего туризма в регионе;

    3. Особенности обучения студентов экологическому мониторингу определили необходимость разработки алгоритма этого процесса, который включает следующие этапы: начальный этап — выделение и обследование объекта наблюдения, составление информационной модели для объекта наблюденияосновной этап — планирование измерений, оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной моделизавершающий этап — прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения, предоставление информации в удобной для использования форме и формирование на этой основе системы данных, необходимых для планирования и осуществления туристской деятельности и развития туризма в конкретном регионе;

    4. Выявлены критерии и показатели экологической подготовки студентов на основе обучения экологическому мониторингу, позволяющие осуществлять экологически ориентированную профессиональную туристскую деятельность: сформированность экологических знаний (объем и системность: шаиий, уровень владения знаниями) — характер ценностных.

    146ность знаний, уровень владения знаниями) — характер ценностных ориентации и потребностейсформирован ность экологического мышления (умение оценить состояние социоприродной среды, отдельных ее объектов, процессов и явленийумение моделировать состояние экологических систем, явлений, ситуацийумение прогнозировать развитие систем и процессов) — технологическая грамотносп" (умение управлять и контролировать развитие систем и процессов, умение проводить экологический мониторингумения по организации экологического образования туристов) — практическая деятельность (объем экологоориентированной практической деятельности, характер эколо-гоориентированной практической деятельности);

    5. Опре,'делены наиболее эффективные методы и формы обучения студентов туристского вуза экологическому мониторингу:.экологическая экспедициянепосредственное наблюдение за объектами и состоянием природной средыпроектирование и моделированиеанализ и оценка природной среды регионаэкодиагностика загрязнения окружающей среды, лесного фонда, водных ресурсов и др., поисково-исследовательскийпроблемные семинары и лекции.

    6. Разработана и апробирована на факультете эколого-экспедициоппого туризма Российской международной академии туризма программа спс цкурса «Экологический мониторинг».

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Подбор, изучение и обобщение различных картографических материалов.
    2. Проведение систематических наблюдений на заранее выбранных точках (пунктах).
    3. Общую оценку АВ на изучаемой территории.
    4. Агаджг.нян I I.А. и др. Экологическая физиология человека. М., 1998. -С. 416.
    5. Н.А. Человек и биосфера (Медико-биологические аспекты). -М.: Знание, 1987. 96 с. (Народный университет. Естественнонаучный факультет).
    6. И.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М.: Крук, 1996.-208 с.
    7. Т.А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИ-ТИ, 1998.-455 с.
    8. Актуальные проблемы адаптации человека: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. О. Г. Литовченко. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. -111с.
    9. И.Ю. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования //Гуманистический потенциал’естественнонаучного образования. СПб.: СПб ГУПМ, 1996. С. 129−150.
    10. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практика. Тюмень. Изд-во ТГУ, 1997. -215с.
    11. С.В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г. Экологический центр в образовательной системе школы. СПб., 1996. 120с.
    12. С.В., Тутынина Е. В. Школьный экологический мониторинг в С.Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие. С.-П.: Политехника, 2000. — 95 с.
    13. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М., 1986.
    14. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука, 1982. — С.26−46.
    15. Т.П. Теория и практика школьного экологического краеведения: Авторефср. дис. д-ра пед.наук. М., 1996. -38с.
    16. Бабанс кий Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М: Педагогика, 1989 — 560 с.
    17. М.Бахльков П. С. Югаиские ханты: история, быт и культура: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесловие С. Г. Пархимовича. Тюмень: Софт Дизайн, 1996. — 208 с.
    18. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. — 152 с.
    19. И.Д. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
    20. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
    21. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.-45 с.
    22. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века размышление о будущем // Педагогика. 1990. — № 8 — С. 103−113.
    23. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированпого образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
    24. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 12−15.
    25. Бусле^ ко Н. Г1. Моделирование сложных систем. 2-е изд. — М.: Наука, 1978.-67с.
    26. В., Богданова Л., Купер Л. Методы экологических исследований. М.: ЛА Варяг, 1995. — 168 с.
    27. А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1996. С. 115−127.
    28. Вернадский В.И. proet contra / сост., вступ. ст., комент. А. В. Лано. -СПб.: РХГИ, 2000. 872 с. — (русский путь).
    29. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 550 с.
    30. В.И. Живое вещество и биосфера / Составитель Ф. Т. Яншина, отв. редактор АЛ. Яншин. М.: Наука, 1994. — 672 с.
    31. Винен <о В. Г. Синергетика в школе \ Педагогика, 1997. № 2 С.55−66.
    32. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: книга для учителя. М.: Просвещение- 1985. — 143 с.
    33. Выгодский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т2. Мышление и речь. -М.: Педагогика, 1984. С.5−361.
    34. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1978. -№ 11. -61−72 с.
    35. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Изд-во Киев ун-та, 1986. — 197 с.
    36. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
    37. О.А. Шизофрения на Севере (этнокультурные и эволюционные аспекты). Сургут: Дефис, 1998. — 200 с.
    38. Э. В. Мамедов Н.М. Культура: теории и проблемы. М.: -1995.246с.
    39. Э.В. Основы социальной экологии. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН. 1998.- 172с.
    40. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. — С.76−81.
    41. Глаза1:ев С. Н. Постулаты экологического образования. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Перемена. 1996. -С.1−5.
    42. Глаза1-ев С. Н. Экологическое образование учителя: цели, средства, условия // Экология и география: проблемы подготовки учителя. М., 1995. -С. 32−45.
    43. Глаза^ев С.Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира: Взгляд из России (Очерки, проекты). М.: Горизо. нт, 1999. — 88 с.
    44. С.Н., Когай Е. А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 1999. — 173 С.
    45. С.Н., Козлова О. Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Изд-во Перемена, 1996. — С. 39−47.
    46. С.П., Козлова О. Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. М.: Горизонт, 1997. — 208 с.
    47. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: Учеб.пособие. /Под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1995. — 104 с.
    48. А.В. Говорящие культуры: традиции самодейцев и угоров. -Екатеринбург. Ур О РАН, 1995. 665 с.
    49. Горелов А. А, Экология наука — моделирование: философский очерк. -М.: Наука, 1985.-207 с.
    50. А.А. Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. — 240 с.
    51. Грип 11., Сау г У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах. Т. I: Пер. с английского / под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1993. — 368 с.
    52. Грип 11., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с английского /под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. — 325 с.
    53. П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т. 3: Пер. с английского / под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990. — 376 с.
    54. Л.И. Эгносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993.-544 с.
    55. Д- Ж. Маркович. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991.-176 с. Зб. Данилов Данильян В. И. К вопросу о коэволюции природы и общества. // Экология и жизнь. — 1998.' - № 2. — С. 19−23.
    56. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. — № 3. — С. 20−24.
    57. И.С., Иванова JI.IO. Клемешова Е. М., Снитко И. В., Цвет-кова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 63 с.
    58. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Допу: Издательство «Феникс», 1996. -480 с.
    59. Дж. Сид, Дж, Мэйси, П. Флеминг, А. Наэсс. «Думая как гора» (на пути к совету всех существ). М.: «Россия молодая», 1988. — 212 с.
    60. Т.М. Основы сенсорной экологии. Учебное пособие. -М.: Изд-во РУДН, 1999.-168 с.
    61. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север в 3-х т. Т. 1. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. -М.: Либерия, 1995.-376 с.
    62. Дупии-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3-х т. Т. 2. Географическое и статистико-экономическое описание страны по отдельным географическим район" м. М.: Либерия, 1996. — 432 с.
    63. В.Д., Плехов В. И. Человек в городе (Об экологических проблемах coi ременного градостроительства). М.: Знание, 1978. — 85 с.
    64. Ерасог- Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов. — 2-е изд. -М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1996. 591 с.
    65. М.: Знанге, 1980. № 2. — С. 3−12.
    66. Звере за Н.М., Касьян А. А. Методологическое. знание о содержании образования. М.: Знание, 1980. — № 2. — С.3−12.
    67. Израэпь 10.А. Концепция экологического мониторинга. СПб, 1978. — 285 с.
    68. Д.Н., Блудный А.А, Основы экологического мировоззрения как задач i народного образования // Вестник народного образования. -1993.-C.3−35.
    69. Каган V1.C. Философия культуры. СПб, 1996. — 416 с.
    70. В. П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. -Новосибирск: Наука, 1989. -400 с.
    71. В.П., Яшина А. Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование //Проблемы природоохранительного образования и воспитания. М.: Наука, 1982. — С.45.
    72. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
    73. Kapi"HJ ланен К. Ф. Религия югорских народов в 2 т. / Пер. с немецкого и публикация доктора исторических наук И. В. Лукининой. Томск: Изд-во Томского университета, 1994. — 434 с.
    74. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика.- 1996.-№ 2.-С. 14−21.89.1Сларип М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Изд-во ИТОиГТ, 1989.-40с.
    75. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск, 1992 — 126 с.
    76. Ф., Бахадир М., Клойн В., Лай Я.П., Парлар Г., Шойнерт И. Экологическая химия. Перев. с нем. Под ред Ф. Корте. -М: Мир, 1996. 336 с.
    77. Корякпна 11.И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого раззития: поиск, стратегии, подходов, технологий.-Методическое пособие для учителя. / Под ред. С. В. Алексеева. СПб., 2000. — 130 с.
    78. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценок его результатов. Самара: Изд-во самар. Гос.пед. ин-та, 1992. — С. 17−25.
    79. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс». — Энциклопедия, 1994. — 576 с.
    80. Е.А. и др. Экология: 9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А.П. Сидо-рин. М.: Дрофа, 1995. — 240 с. •
    81. Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 160с.99Лаврентьева Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994. — 128 с.
    82. И.Т. Международные проблемы образования в области окружающей среды. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1980.-С. 3−45.
    83. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии, 1998. — 288 с.
    84. Г. И. Биология. Тесты и задания для поступающих в вузы. -М.: Аквариум, 1997.- 128с.
    85. И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.': Педагогика, 1981.- 186 с.
    86. И.Я. Концепции базового содержания общего образования // Информ сб. АПН СССР. 1991. — № 8. — С. 3−15.
    87. Лигг.й М. А. Экологическая подготовка студентов педагогических институтов в процессе обучения физике: Автореферат диссертации кандидата педагогичес ких наук. -Целиноград, 1989. 17 с.
    88. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1993.-312 с.
    89. С.П., Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования: Проект Минприроды России.-М., 1993.-45 с.
    90. Д.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во РЖФИА, 1996.-51 с.
    91. Н.М. Концепция устойчивого развития и экологического образования, экология и география проблемы подготовки учителя. М., 1995.- 17−51 с.
    92. Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии. Содержание и требования // Биология в школе. 1996. № 2. — С. 25−30.
    93. H.M., Суравегииа И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. — 64 с.
    94. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. /Под. Ред. И. И. Кузьмииой.-Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980.-c.96−101.
    95. А.В. Теоретические основы содержания экологического образования студентов // Начальная школа. 1993. № 9. — С. 13−18.
    96. A.M. Личностно-ориентированное обучение как педагогическая цель и необходимое условие реализации профессиональных задач подготовки в высшей школе /Л1едагогическая теория: Идеи и проблемы. -М., 1992.-С.142−147.
    97. Н.И. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988. — 254с.
    98. Н.Н. «Время определять национальные цели». М.: МНЭ-ПУ, 1997.-256 с.
    99. Н.Н. «Как далеко до завтрашнего дня.». Свободные размышления 1917−1993. М.: МНЭПУ, 1997. — 312 с.
    100. Н.Н. «Мировое сообщество и судьба России». М.: МНЭПУ, 1997. — 272 с.
    101. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Экология и жизнь.1998.-№ 2.-С. 25−28.
    102. Н.Н. Историческое развитие экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995.-56 с.
    103. Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. -1998.Ofe2.-C. 5−7.
    104. Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. — 660 с.
    105. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.351с.
    106. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. -192с.
    107. Л.В. Региональное экологическое образование: Теория и практика. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. — 246 с.
    108. Научный редактор А. А. Касьян. Современные экологические проблемы и их изучение в школе. Н. Новгород: НГПИ им. Горького, 1993. — 70 с.
    109. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2 т.:пер с англ. М.: 1993. — т. 1. — 424 е.- т- 336 с.
    110. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т.2
    111. Пер. с английского. М.: Мир, 1993. — 336 с.
    112. А.Ф. Русский земледельческий календарь. М.: 1989.496с.
    113. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб.научн. тр. /НИИ высшей школы. М., 1989. — 53 с.
    114. Г., Пригожий И. Самоорганизация в неравновесных системах. -М.: Наука, 1988.-151 с.
    115. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов. М.: Агентство ФАИР, 1998. — 370 с.
    116. Нормативно правовое регулирование природопользования в ХМАО (книга 2). Москва, 2000. — 485 с.
    117. Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. Самара, 1998. — 40 с.
    118. Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского .автономного округа 1999 г.». Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. — 152 с.
    119. Новые аспекты экологического образования в школах Ленинграда (содержание, формы, методы, опыт работы) / Под ред. Т. В. Крнер Ленинград: клуб «Интеграл», 1991. — 59 с.
    120. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440с.
    121. Общее среднее экологическое образование. Часть 1. Комплекс программ курсов и практикумов для основной школы / Под ред. И.Т. Суравеги-ной, Т. В. Кучер. М.: Центр «Экология и образование», 1992. — 60 с.
    122. Е.С., Титов Ю. В., Шор Е.Л. Материалы оп региональному компоненту в экологическом образовании младших школьников. Нижневартовск, 1998″. -40 с.
    123. Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: Анализ и оценка: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений. 2-е изд. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1997. — 237 с.
    124. Е. Экология. Пер. с английского и предисл. профессора В. В. Алпатова. М: Просвещение, 1968. — 168 с.
    125. Ю. Экология. Т. 1. 2. М.: Мир, 1986. — 704 с.
    126. Опыт, проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции иод общей редакцией д.б.н. Ю. В. Титова. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.- 122 с.
    127. Организация экологического образования в школе /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990.-148 с.
    128. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
    129. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» / Отв. ред., доктор социологических наук С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
    130. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб.: Образование, 1995. — 169 с.
    131. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: Учебник 2-е и ад., доп. Томск: Изд-во HTJ1, 1997. — 396 с.
    132. К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов 2-е изд., стер. — СПб.: Химия, 1998. — 352с.
    133. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии в средней школе: Дисс. .докт.пед.наук. JL, 1980.
    134. Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 176 с.
    135. Приг ожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человекасприродой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
    136. Прогноз изменения природных условий Западной Сибири / Под ред. А. И. Попова, В. Т. Трофимова. М: Изд-во МГУ, 1988. — 236 с.
    137. Программа действия. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении: Пер. с англ. /Сост. М. Кинг. Центр «За наше общее будущее». Женева, 1993 — 70с.
    138. И.А. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект Пресс, 1994.- .44с.
    139. Радк^вич В. А. Экология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Высшая школа, 1997. — 159 с. •
    140. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика. 1989. Т. 1.-448 с.
    141. Н.Ф. Надежда на выживание человечества: концептуальная экология. М.: Мысль, 1992. 129 с.
    142. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания в 4-х книгах. Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живем. Пер. с английского. — М.: мир, 1995.- 191 с.
    143. Региональная программа экологического образования младших школьников: пкология для младших школьников. Учебное пособие / Изд-во ИПОС СО РА К. Тюмень, 2000. — 50 с.
    144. Е.И. История народов манси (вогулов и его духовная культура, по данным фольклора и обрядов). Сургут, 1993. — 208 с.
    145. .М., Тюмасева З. И., Бароянц Т. М., Додина Л. И. Развитие системы альтернативного обучения в отечественной и зарубежной общеобразовательной школе. Челябинск: Обь ИУУ, 1993. — 53 с.
    146. А.Л. Экспозиция ответственности человечества // Экология и жизнь. 2001. — № 2. — С. 5−8.
    147. Северный регион: наука, образование, культура". Научный и культурно-просветительный журнал. ХМАО, 2000. — № 1. С. 165.
    148. В.Н. Леса Западной Сибири и нефтегазовый комплекс. Выпуск 1.-Экология, 1997.-36с. •
    149. В.И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России. Книга для учителя. Методический комментарий изд. 2-е. М.: АО «МДС», 1996.
    150. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-недагогического образования / Уральский государственный педагогический университет. -Екатеринбург, 1998. 197 с.
    151. Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика её реализации: Дисс. докт.пед.наук. Екатеринбург, 1999.-530с.
    152. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.
    153. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пе/ агогическое общество России, 1999. — 416 с.
    154. Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. / Под ред. Н. В. Груздевой, Г. И. Перельман -СПб.': клуб «Интеграл», 1992. 85 с.
    155. Л.Ф., Штильмарк Ф. Р., Бундалина Ф. Р., Васин A.M., Васина А. Л., Гаг рилов М.И., Загузов А. В., Лыхварь В. П'. Заповедник «Малая Сосьва». Свердловск: кн. изд-во Средне-Урал, 1985. — 151 с.
    156. B.C. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Экология и жизнь. 1998. — № 2. — С. 4−8.
    157. Е.Г., Стрельникова О. Г. Божелесье. Путешествие по Юганскому заповеднику. Сургут: Северо-Сибирское региональное книжное издание, 1998. — 32 -с.
    158. И.Т. Концепция экологического образования и воспи-атния в современной общеобразовательной школе. // Экология и естествознание в общеобразовательной школе СССР-ПНР. М.: Академия педагогических наук, 1990.-С. 4−14.
    159. И. Т. Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителей. М.: просвещение, 1995. — 96 с.
    160. И.Т., Мамедов Н. М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. М.: Школа-Пресс, 1996. — 176 с.
    161. И.Т., Сеикевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
    162. И.Т., Мамедов Н. Н. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития. // Вестник экологического образования. Вып. 1−2.-Обниск, 1995.-35 с.
    163. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1. — С. 92−101.
    164. Л.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу: Учебно-методическое пособие. Сургут: инф-изд. концерн «Северный дом» ХМАО, 1995.-88 с.
    165. А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. Методическое пособие в помощь воспитателю ДДУ и учителю начальной школы. -Тюмень: Софт Дизайн, 1997. 64 с.
    166. JI.B. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. М.: просвещение, 1982. — 176 с.
    167. Технология обучения в высшей школе / Под ред. Д.В. Чернилевско-го. -М., 1998.-284 с.
    168. А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа, Теория и праткика формирования многовариантной образовательной системы. СПб., 1994. 120 с.
    169. Ю.В., Грибешок Г. Н., Овечкина Е. С. Природоведение. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 1998. — 146 с.
    170. А.Д. Перспективы экоразвития. М: Наука, 1990.
    171. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. — 500 с.
    172. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Профессора В. И. Лаври-ненко, профессора В. П. Ратникова. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998.584 с.
    173. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран: Вопросы истории и практики /центр «Экология и образование». М., 1992.-С. 80−89.
    174. Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
    175. .Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа / Предисл. В.В. Козина/ Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Тюмень: Издательство Ю. Мондрики, 1998. г 144 с.
    176. С.С. Экология и эволюция. М.: Знание, 1974. — 64 с.
    177. И.А. Экология: Учебник для биологических и медицинских специальностей вузов. М.: Высшая школа, 1998. — 512 с.
    178. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие /Под ред. ««.Я. Ашихминой. М.: АТАР, 2000. — 385 с.
    179. П.Г. Очерки философии образования. М.: Центр Эксперимент, 1993. 154 с.
    180. Экологическая ситуация и экологическое образование в Ханты-Мансийском автономном округе // Актуальные проблемы адаптации человека: Межвузовский сборник научных трудов / РИО СурГПИ, Сургут, 2000.-С. 108−110.
    181. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб.тр. К 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л. П. Салеевой. М: Тобол, 1997. -160с.
    182. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики / Под ред. В. А. Игнатовой // Наука и школа. 1999. — № 3. — С. 33−39.
    183. Экологическое образование в системе для безопасности человека, общества и природы Югры / под ред. JI. Захаровой. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. — 41 с.
    184. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. / Ред. А. Н. Захлебный Российская академия образования Центр «образование и экология». 2000. — № 4. — С. 64.
    185. Экологическое образование: концепции и методические подходы. Отв. ред. Мамедов Н. М. М.: Агентство «Технотрон», 1996. — 136 с.
    186. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружаю щей среды Тюменской области (Обзор). Тюмень, 1997. — 224
    187. Экология для младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителя. 4 класс /Под ред. Г. Н. Гребенюк / Изд-во ИПОС СО РАН. Тюмень, 1999.-101 с.
    188. Экология младших школьников. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. / Под ред. Г. Н. Гребенюк / Изд-во ИПОС СО РАН. Тюмень, 1999. -76с.
    189. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Под ред. В.В.
    190. Плотникова. -Тюмень: Софт Дизайн, 1997. 228 с.
    191. Э.Р. Пособие по основам агрохимии: Материалы к лабораторным занятиям для студентов педвузов Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 56 с.
    192. Экология человека: Словарь-справочник / Под ред. Н.А. Агаджаня-на. -М.: ММП «Экоцентр», изд-ая фирма «КРУК», 1997. 208 с.
    193. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построении учебных программ. // Психологическая наук и образование. -1996.-№ 1.-С. 42−45.
    194. Эрдмиев П. М, Эрдниев Б. П. О. системном подходе к дидактике // Системные исследования. М.,-1978. — С. 202−216.
    195. И. Хохорэй мин (очерки истории физической культуры ненецкого народа). Надым — Екатеринбург, 1996. — 122 с.
    196. И.С. Личностно .ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
    197. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
    198. Ю.Б. Формирование экологических представлений на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. // Наука и школа. 1999. -№ 3. — С. 40−44.
    199. B.C. Образовательные стандарты высшей школы. Методологические основы, разработка и применение. Омск, 1994. — 122 с.
    200. В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999. -100с.
    Заполнить форму текущей работой