Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важнейших задач в подготовке педагогических кадров, в становлении нравственной и интеллектуальной готовности педагога к творческому осмыслению социокультурных ценностей является развитие творческих возможностей студентов. Однако система вузовского образования отличается недостаточной разработанностью проблемы развития творческого потенциала будущих учителей. Усилия руководителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Исследование творческого потенциала личности в научной литературе
    • 1. 2. Характеристика процесса развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в вузе
  • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Конструирование педагогических условий развития творческого потенциала студентов
    • 2. 2. Методика процесса развития творческого потенциала студентов в учебно-воспитательной деятельности
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы ко второй главе

Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диалектический характер действительности обуславливается творческим развитием общества, его жизнедеятельности. Закрепление исторически определенных творческой потребности, средств, методов, целей, сознания, других условий деятельности в структуре целостной жизнедеятельности человека и человеческих коллективов является закреплением самой формы жизни в виде постоянно воспроизводящейся и развивающейся социальной реальности во всех ее моментах. Проблема реализации способностей и полного раскрытия возможностей человека особенно остро встает в период социально-экономической переориентации общества. Развивающийся рынок труда, быстро меняющиеся условия жизни требуют воспитания и развития такого человека, который умеет комбинировать синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, может самостоятельно видеть проблемы и находить способы их разрешения в различных ситуациях, обладает умением видеть новое в старых, знакомых объектах.

Успешное решение такой задачи, как развитие творческих качеств и воспитание творчески мыслящих людей, в значительной степени определяет культурный уровень страны. Сейчас эта задача наиболее актуальна и перспективна, ей придается особое значение и в педагогической теории и в практике подбора и воспитания творческих кадров. Для ее успешного решения требуется новый уровень теоретического осмысления, поиски методов и средств развития творческого потенциала личности. Но состояние научной теории не вполне отвечает своеобразию ситуации, сложившейся в современном обществе. Изменение роли творческой личности в жизни общества вызвало социальную стимуляцию научного исследования творческих возможностей человека. В то же время, темп научного построения путей и способов развития творческого потенциала не соответствует динамике роста потребности в них. Поиски способов развития творческих возможностей вызывают непреходящий интерес у ученых различных направлений науки: философов, искусствоведов, социологов, педагогов, психологов, физиологов.

С философских позиций творческие возможности личности рассматривали Аристотель, И. А. Ильин, Э. Кант, А. Ф. Лосев, К. Маркс, В. В. Розанов, А. Г. Спиркин, Е. Н. Трубецкой, E.JI. Фейнберг, П. А. Флоренский и др.

Проблему творчества с эстетической, нравственной, социальной и искусствоведческой точки зрения рассматривали М. М. Бахтин, Л. М. Баткин,.

B.В. Бычков, Г. К. Вагнер, В. В. Ванслов, Б. Р. Виппер, Д. С. Лихачев,.

C.Г.Петрова, В. Н. Прокофьев, В. А. Разумный, Г. Ю. Стернин и др.

Среди исследований, посвященных познанию творческих способностей в психологии творчества, следует выделить работы психологов и педагогов Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, А. В. Брушлинского, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, И. Я. Каплуновича, Б. Ф. Ломова, О. И. Никифорова, В. П. Полонского, Я. А. Пономарева, В. П. Симонова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе,.

П.М. Якобсона и др.

Проблема развития творческого потенциала в настоящее время более полно разработана и внедрена в практику воспитания и обучения дошкольного, младшего школьного возраста (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, Б. М. Неменский, А.А. Меликов-Пашаев, З. Н. Новлянская Д.Б. Эльконин, Е. П. Яковлева и др.). На этой возрастной ступени дается широкая подготовка к творческой деятельности, предоставляется наибольшая возможность для проявления творческой индивидуальности ребенка.

Личность педагога во многом решает дальнейшую судьбу юного поколения. От того насколько успешно и своевременно педагог сумеет осознать и оценить характер социально-экономической переориентации общества, зависит осмысленность и целенаправленность формирования ценностных позиций ребенка. Труды известных психологов и педагогов С. И. Архангельского, И. П. Андриани, Б. З. Вульфова, Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Левитова, Л. Ф. Спирина, Л. И. Уманского, и др. являются основой для теоретических и практических исследований развития личности учителя и его педагогического мастерства.

Одной из важнейших задач в подготовке педагогических кадров, в становлении нравственной и интеллектуальной готовности педагога к творческому осмыслению социокультурных ценностей является развитие творческих возможностей студентов. Однако система вузовского образования отличается недостаточной разработанностью проблемы развития творческого потенциала будущих учителей. Усилия руководителей педагогических коллективов, отдельных педагогов в этой области часто носят бессистемный, непоследовательный, необоснованный, с точки зрения их оптимальности, характер. Это приводит к тому, что молодой специалист в самостоятельной жизни часто не умеет творчески решить реальные практические задачи, противостоять тем жизненным явлениям, которые мешают его самоопределению, самореализации, самоизменению, испытывает затруднения в условиях своеобразных профессиональных ситуаций.

Особое значение в формировании тонких душевных качеств, развития творческих возможностей грядущего поколения играет личность педагога-художника. Проблема развития творческих возможностей, поиски новых методов и форм работы наиболее актуальны для художественно-графических факультетов вузов в силу специфики назначения самого факультета. Научными исследованиями отдельных аспектов творческого развития будущих учителей изобразительного искусства занимались Н. Н. Ростовцев,.

Г. В. Беды, Г. В. Смирнов, А. Е. Терентьев, B.C. Кузин, Е. В. Шорохов, Л. Г. Медведев, В. К. Лебедко, Н. К. Шабанов, В. П. Зинченко и др.

Развитие творческих возможностей студента художественнографического факультета является непременной и неотъемлемой частью учебного процесса. Но сложность задачи заключается в том, что в практике и существующих теоретических исследованиях для развития творческих возможностей студентов художественно-графических факультетов, в основном предлагается использование средств и методов, применяемых в процессе обучения специальным дисциплинам. Проблема развития творческого потенциала в процессе освоения психолого-педагогических, в частности методических, дисциплин рассматривалась учеными лишь в качестве вспомогательной, второстепенной, затрагивалась косвенно, по ходу мысли, связывалась с той или иной, отдельной стороной исследуемого предмета.

Обобщая сказанное, можно отметить следующее: с одной стороны, в педагогической науке и практике активно разрабатываются вопросы развития творчества и творческих способностей личности студента, с другой — анализ литературы и практики, связанных в той или иной степени с проблемами развития творческого потенциала в условиях профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, свидетельствует о том, что в интересующей нас проблеме имеется целый ряд еще не решенных вопросов, требующих основательного изучения.

Таким образом, можно констатировать противоречие между современными требованиями общества к развитию творческого потенциала студента и состоянием разработанности этой проблемы в сложившейся теории и практике высшей школы.

Осознание этого противоречия и оценка творческих качеств личности студента художественно-графического факультета, как наиболее социально значимых, наиболее существенных в его педагогической и художественноизобразительной деятельности, позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин?

Объект исследования — развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.

Цель исследования — выявить комплекс педагогических условий и методических средств, эффективно влияющих на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.

При постановке проблемы и цели исследования исходим из гипотезы, основанной на том, что процесс обучения методике преподавания специальных дисциплин будет оказывать эффективное влияние на развитие творческого потенциала студентов при следующих условиях: формировании субъектного отношения студентов художественно-графического факультета к процессу творческого развития при обучении методике преподавания специальных дисциплинформировании положительных отношений во взаимодействии между членами группы в процессе совместной творческой деятельности при обучении методике преподавания специальных дисциплиновладении практическими умениями и навыками творческой деятельности в процессе решения учебных задач, закреплении навыков организации творческой деятельности на практике. s.

Обеспечив указанный комплекс педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, удастся не только наиболее оптимально раскрыть творческие возможности студентов, но и подготовить будущих специалистов к творческому освоению профессиональной деятельности.

Предмет, цели, гипотеза исследования определили его задачи: выявить особенности проблемы творчества и развития творческого потенциала личности в существующих теории и практикевыявить сущность процесса развития творческого потенциала личности студента в учебно-воспитательной деятельностиопределить и обосновать комплекс оптимальных педагогических условий и средств их реализации, обеспечивающих эффективное развитие творческого потенциала студента художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.

Теоретико-методологической основой явились современные подходы к решению проблем совершенствования высшего и среднего образования (С.А. Архангельский, С. Д. Никандров, В.А. Сластенин), положения о диалектическом характере социальных отношений (Г. Гегель), психолого-педагогические теории о развитии личности (К.А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция учебной деятельности (Г.С. Альтшуллер, И. П. Волков, В. В. Давыдов, И. П. Иванов, Д.Б. Эльконин), положение о всеобщем творческом характере человеческой деятельности, о специфике явления творчества.

Методы исследования.: изучение, анализ и обобщение методических и научных работ по рассматриваемой проблеме, диссертационных исследований, периодических изданий, вузовских стандартов, учебных планов, программ, отчетов председателей ГАК по специальности «изобразительное искусство» — изучение практического опыта обучения на художественно-графических факультетах вузов, художественно-графических отделениях педагогических училищ и в школахретроспективное изучение собственного педагогического опытанаблюдение за учебно-творческой работой студентов, беседы с педагогами, студентами, учащимися, анкетированиеконстатирующий и формирующий экспериментыитоговый анализ результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования стал художественно-графический факультет Костромского государственного университета.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) изучалась общетеоретическая литература по данному вопросу, анализ источников и их классификация, определялась база исследования, проходил первичный анализ проблемы на базе художественно-графического факультета Костромского государственного университета.

На втором этапе (1999 — 2000 гг.) проводился планомеренный поиск совокупности эффективных педагогических условий и рациональных средств, методов и приемов развития творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин. Определены основные исходные положения диссертационного исследования.

На. третьем этапе (2001 — 2002 гг.) завершался естественный эксперимент, анализировались, обобщались и оформлялись результаты исследованияосуществлялось письменное оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным рассмотрением проблемы, методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования в их соответствии цели, предмету и задачам исследования, личным опытом работы автора в качестве учителя школы, преподавателя вуза, декана художественно-графического факультета, результатами эксперимента на протяжении всех его этапов и корректным использованием различных видов анализа полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлена сущность развития творческого потенциала как процесса целенаправленного педагогического воздействия на объект развития через систему определенных условий с целью достижения высокого уровня творческих возможностей личностивыявлены показатели и разработаны критерии, позволяющие определить уровень развития творческого потенциала в методике преподавания специальных дисциплинвыявлены возможности психолого-педагогических дисциплин в развитии творческого потенциала будущего учителя изобразительного искусстваопределены оптимальные педагогические условия, оказывающие эффективное влияние на развитие творческого потенциала студентов, открывающие возможность субъектного включения студентов в процесс развития творческих возможностей в профессиональной подготовке.

Теоретическая значимость исследования состоит: в обосновании роли и значения развития творческого потенциала студентов как необходимого компонента в учебно-воспитательной системе вузовского образованияв выявлении и определении возможности развития творческих качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами продуктивных педагогических технологий в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплинв использовании ряда положений и идей для оптимизации построения учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективного творческого развития студентов художественно-графического факультета при подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в процесс обучения учебных и методических материалов, программы спецкурса «Педагогическое творчество и методы обучения школьников инженерной графике», эвристических задач и заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, обеспечивающих успешность развития творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации были представлены, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики, кафедры специальных дисциплин и Ученого совета художественно-графического факультета Костромского государственного университета, на научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной и профессиональной школы, института усовершенствования учителей. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях факультета ХГФ «Содержание регионального компонента в системе художественного образования Костромской области» (Кострома, 2000), «Научный поиск и художественное творчество в подготовке учителя изобразительного искусства» (Кострома, 2001), на Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (Кострома-Москва, 2000), на Первой Всероссийской молодежной научно-просветительской конференции «История науки и техники» (Санкт-Петербург, 2001), на Международном конгрессе «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (Кострома-Москва, 2001), отражены в публикациях.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при подготовке студентов художественно-графического факультета Костромского государственного университета, художественного отделения Мурманского государственного педагогического института, а также могут быть использованы: при организации в вузе системы творческого развития личностипри создании программ развивающего, нацеленного на творческое совершенствование личности, обученияна курсах усовершенствования и переподготовки учителей-предметников.

На защиту выносятся: сущность развития творческого потенциала студентов как процесса целенаправленного и последовательного продуктивного педагогического воздействия, направленного на совокупность имеющихся скрытых возможностей личности в области творчества с целью их раскрытия и реализациисистема условий учебно-воспитательного процесса, оказывающая существенное влияние на развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета, включает следующее: а) формирование у студента творческой потребности, пробуждающей субъектное отношение к процессу творческого развития при изучении методики преподавания специальных дисциплинб) процесс развития творческого потенциала проходящий с учетом формирования положительных межличностных отношений, способствующих успешному развитию личности в группев) реализация такого хода практических действий, которая целенаправленно воздействует на развитие определенных возможностей в структуре творческого потенциала личностикомплекс методических средств, способствующих эффективному развитию творческого потенциала студентов художественно-графического факультета в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин, содержит: изучение теоретических основ современных представлений о творчестве и механизмах развития творческих возможностейформирование положительных взаимоотношений методами: педагогической установки, объединения студентов процессом совместной творческой деятельности, структурирование группы, зависимости в дальнейшем от общего результата индивидуально выполняемых работтворческое решение учебных задач, включающих поиск вариантов ответов и создание на основе анализа исходного материала, творческого продукта, в котором реализованы: межпредметные связи, интеграция специальных и педагогических способностей, проектирование будущего педагогического воздействия на развитие способностей воспитаникаособым образом организованная педагогическая практика.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

выводы, подтвержденные практической деятельностью студента и отчетной документацией.

Значение непосредственной общественно-педагогической деятельности будущих учителей трудно переоценить. Она позволяет соединить развитие творческих возможностей студентов в аудиторных условиях с реализацией навыков творческого поведения в профессиональной деятельности, проверить эффективность системы предложенных условий, соответствие личностных, творческих возможностей требованиям педагогической профессии.

Для создания условий, способствующих развитию творческих возможностей, мы старались найти оптимальные содержание и форму учебных ситуаций, которые, как известно, создаются совместными усилиями всех участников педагогического процесса, что потребовало нахождения наиболее корректных способов взаимодействия, реализованных в данном эксперименте.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выявление результатов опытно-экспериментальной работы было направлено: на изучение тенденций развития творческого потенциала студентов под воздействием предложенных условийна определение взаимосвязи между развитием творческого потенциала студентов в данных условиях и его проявлениями в учебно-воспитательном процессе факультетана поиск неиспользованных резервов по созданию условий развивающей среды в развитии творческого потенциала.

Процедура экспериментального доказательства достоверности и корректности влияния педагогических условий на развитие творческого потенциала студентов художественно-графических факультетов строилась на теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда, теории креативности Е. Торренса, анализа исследований проявления творчества проведенных Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, ЯЛ. Пономаревым, всестороннего развития личности В. В. Давыдова, В. Леви, Д. Б. Эльконина и др., а также основывалась на идее сравнения контрольной группы в начале и завершении исследования, последующем анализе и оценке полученных результатов.

Уточнение результатов формирующего эксперимента осуществлялось методами:

1) беседы — для выяснения уровня освоения знаний о творчестве и закономерностях развития творческих способностей;

2) анкетирования с целью выявления иерархии ценностей;

3) наблюдения за процессами воздействия психологического климата на поведение студентов;

4) наблюдения за практическим выполнением студентами экспериментальных заданий;

5) анализа решения студентами контрольного, экспертного задания;

6) изучения продуктов творчества, экспериментальной документации.

Специфической особенностью усвоения теоретических основ, знаний о творчестве являлось то, что их усвоение осуществлялось через познание существенных признаков и свойств реальных процессов и явлений социально-активной стороны жизни общества.

Важным в этой связи являлось широкое знакомство с методами развития творческих способностей, системой организации творческих групп и коллективов, современными возможностями творческого процесса. Формирование творческой потребности мы связывали с наличием знаний о творчестве и закономерностях развития творческих способностей, становлением сознания, оказывающего влияние на творческую оценку действительности, стремлением к совершенствованию и самоизменению. К окончанию эксперимента, в результате освоения знаний в данной области, все студенты свободно ориентировались в понятиях в области творчества, различали виды творческой деятельности (92%), знали психическую основу творческого процесса (75%), состав творческих качеств личности (78%), закономерности их развития (69%) и т. д. Контрольные данные бесед показывают то, что уровень знаний о творчестве, как социальном явлении, в конце обучения значительно вырос.

С целью выяснить изменения уровня потребности в творческой деятельности, иерархии осознанных ценностей и внутренней значимости, было проведено анкетирование. При этом мы руководствовались принципом значимости, согласно которому интерес, потребность — это источники, побудительные силы творческой деятельности. Данные анкетирования показали следующее расположение суждений по пунктам анкеты.

Иерархия ценностей в убывающем порядке:

1. Счастье в любви и семейной жизни.

2. Интересная творческая работа.

3. Самосовершенствование и самопознание.

4. Общение и добрые отношения в коллективе.

5. Ощущение своей необходимости и полезности людям.

6. Возможность показать себя с лучшей стороны (самореализация).

7. Материальная обеспеченность.

8. Благоприятное мнение обо мне окружающих.

9. Оригинальность и индивидуальный стиль поведения.

10. Положительное отношение к моей внешности.

Как видим, иерархия ценностей, находящихся на сознательном уровне, кардинально изменилась. Несколько неожиданным для диссертанта явилось то, что для большинства студентов в ряду их осознанных ценностей на первое место выступило счастье в любви и личной жизни. В основном же, расположение суждений по пунктам анкеты соответствует поставленным в начале эксперимента целям и задачам. Анализ данных анкеты говорит о том, что отношение к явлению творчества, процессу самосовершенствования и самопознания, общению и взаимоотношениям — сформировано как осознанная, значимая для личности ценность.

Расположение пунктов анкеты, определяющей иерархию чувств по конкретным поводам, то есть внутреннюю значимость для личности перечисленных ценностей, было следующим:

А. Радости Б. Огорчения.

1. Звонок любимого человека. 1. Непонимание окружающих.

2. Своевременно и правильно 2. Редкие встречи с любимым выполненное задание. 3. Нестандартное решение задачи. человеком.

3. Невозможность выразить свои идеи.

4. Сдержанность в оценке товарища. 4. Поиск дополнительной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Удачное выступление на семинаре. 5. Плохие взаимоотношения вгруппе.6. Хорошая книга.6. Необходимость выбора в7. Похвала окружающих. принятии решений. 7. Невозможность покупки того,
  2. Красивая оригинальная одежда. 9. Возможность показать своючего хочется.8. Замечания в мой адрес.
  3. Непонятное оригинальничаньеоригинальность. 10. Дорогостоящая покупка. некоторых сокурсников. 10. Неудачная прическа.
  4. Установка, ориентированная на положительные чувства к окружающему миру, к людям, безоценочное принятие всех событий, происходящих с ними.
  5. Установка, вызывающая ровное, спокойное отношение к затруднениям, как к ситуациям, требующим разрешения, преодоления, то есть проблемным ситуациям.
  6. Установка на использование ошибки, неудачи как стимула для дальнейшего творческого развития, настрой на закрепление теории в практике усвоения методов обучения с возможностью контролировать собственное продвижение.
  7. При использовании данной установки мы заметили исчезновение страха низкой самооценки, появилось состояние успокоения, удовлетворения процессом поиска и саморазвития.
  8. Анализ наблюдения за студентами в сверхзначимых для них ситуациях (проведение фрагмента урока) показал что 43% студентов стали сами создавать установку.
  9. Использованный метод создания психологического климата в соединении с установками на саморазвитие и гибким изменением установок на самоанализ стал мощным средством от напряжения, подавления творческих качеств, переутомления.
  10. Формирование положительных взаимоотношений в группе достигалось и организацией общения в совместной творческой деятельности на основе гуманно-личностного подхода.
  11. Оказалось, что разная организация совместной творческой деятельности создает разные условия для проявления положительных взаимоотношений, коммуникативной активности:
  12. В-четвертых, условия, в которых группе необходимо согласовывать свои совместные действия, вырабатывают у них привычку к позитивномувзаимодействию, что приводит постепенно к формированию положительных взаимоотношений.
  13. Экспериментальное исследование процесса решения учебных задач выявило следующие закономерности:
  14. Проверка развития творческих возможностей по выбранным показателям происходила путем контрольного среза, который включал в себя индивидуальное решение педагогических задач.
  15. Первое задание было ориентировано на разрешение организационно-педагогической ситуации, часто встречающейся в практике. Задание звучало так:
  16. Анализ контрольного среза по выявлению уровня развития творческого потенциала студентов в первом задании выявил следующие данные: по параметру вариативности ответов, имеющих 4 варианта — 32%, 3 варианта — 20%, 2 варианта — 40%, 1 вариант — 8%.
  17. Данные по этому показателю дают основание полагать, что развитие качества вариативности у большинства студентов находится на высоком уровне. (3−4 варианты, 52%).
  18. Для лучшего осмысления и проработки материала эта работа, как и в начале исследования, выполнялась студентами как домашнее задание. Анализ результатов самостоятельной работы показал:
  19. Темы рассказа были выбраны в основном в соответствии с направленностью специальных дисциплин: это рассказы о создании произведений изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного искусства, в области скульптуры и технического дизайна.
  20. Показатели уровня развития творческого потенциала
  21. Уровни развития творческого потенциала Число студентов (в % от общего числа)
  22. До обучения После обучения обучения1. Высокий 14,3 30,81. Средний 33,7 461. Низкий 52 23,2
  23. График оценки вербального теста Айзенкаколичество правильно решенных задач
  24. Анализ полученных данных и результаты выявления уровня развития творческого потенциала позволяют сделать вывод о том, что предложенные условия представляют собой систему эффективных методов, способствующих развитию творческого потенциала студентов.
  25. В целом анализ проделанной работы, описанный во второй главе, позволяет отметить несомненное влияние предложенных условий на развитие творческих возможностей студентов.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  26. Предложенные условия органично вписываются в педагогическую систему и позволяют эффективно влиять на развитие творческих возможностей студентов, их успешную адаптацию и профессиональную деятельность в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
  27. Таким образом, все задачи исследования были решены, а его результаты подтвердили гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы:
  28. АбдулинаО.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение. 141 с.
  29. П.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Изд-во Казанского университета, 1987. 118 с.
  30. Г. В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов педвузов. Автореф. дисс. к. п. н. Челябинск, 1990. 18 с.
  31. Ю.П. Искусство любить детей. М.: Молодая гвардия, 1987. 448 с.
  32. Ю.С., Осовский Е. Л. К вопросу о профессиограмме современного учителя // Вопр. психологии. 1971. № 2. С. 81−90.
  33. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1992. 32 с.
  34. Н.А. Диагностика педагогических способностей./ Под ред. Гинзбурга М. Р. М.: Воронеж: Ин-т практической психологии: Модек, 1997. 80 с. (Библиотека педагога-практика).
  35. Ш. А. Здраствуйте, дети ! М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  36. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990. 559 с.
  37. Ш. А. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 80 с.
  38. .Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по психологии личности. Л.: Наука, 1965.1. С. 26−29.
  39. И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
  40. . Учитель в моей жизни. М.: Сов, Россия, 1987. 224 с.
  41. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.,"Прометей", 1994. 352 с.
  42. А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопр. психологии. 1992. № 1. С. 5−4.
  43. Ю. К, Педагогическая наука о творчестве учителя // Сов. педагогика. 1987. № 2. С. 13.
  44. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  45. А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.243 с.
  46. Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Уч. пособие. Ярославль ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1988. 356 с.
  47. А.А. Основы, категогрии и принципы эстетического воспитания. Автореф. дисс. д-рапед. наук. Тбилиси, 1971. 57 с.
  48. С.Н. Основы профессионально педагогического общения: Уч. пособие. Ярославль.: Изд — во ЯГПУ, 1986, 80 с.
  49. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 296 с.
  50. С.А. Метод фокус-групп. М.: Издательство Магистр, 1996. 272 с.
  51. Большой энциклопедический словарь. Т 2, Н-Я. / Гл. ред. A.M. Прохоров.— Большая Российская Энциклопедия.: Норинт. 1997. 1456 с.
  52. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.М., 1989. 483 с.
  53. Н.А. О назначении человека./Авт. вступ. ст. П. П. Гайденко. М.: Республика, 1993. 384 с.
  54. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т.Т.1./ Вступ. ст., сост. примеч. Р. А. Гальцевой. М.: Искусство, 1994. 542 с.
  55. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  56. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  57. В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии //Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М., Л., 1925- 1929. С. 306−337.
  58. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 х т./ Ред. А. В. Петровского. М.:Педагогика, 1979. 400 с.
  59. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство Московского университета, 1982. 200 С.
  60. Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 34−43.
  61. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 144 С.
  62. Е. М. Овладение профессиональным мастерством и формирование личности: экспериментальное психологическое исследование. М.: Педагогика, 1988. 102 с.
  63. Е.М. Индивидуальность и профессия. М.:3нание, 1991. 80 с.
  64. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации.М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  65. А. В. Мышление и прогнозирование^.: 1979. 230 с.
  66. А. В. К психологии творческой деятельности // Человек, творчество, наука. М., 1967. С. 14−15.
  67. А.В. Субъект: мышление, воображение. Избранные психологические труды. М.: Воронеж: Институт практической психологии.: НПО Модек, 1996. 392 с.
  68. Л.П. Человек, деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  69. Н.С. Эмоции в педагогической профессии // Ярославский педагогич. вестник, 1999. № 3 (21). С. 134−139.
  70. Л.А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика. Автореф. дисс. к. п. н. Ориенбург, 1997.20 с.
  71. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина -В.В. Давыдова: Из опыта работы ЭУК. Школа развития. М.: Русская энциклопедия, 1998. —360 с.
  72. .З., Харькин В. И. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП. Изд-во Магистр, 1999. 112 с.
  73. Л.С. Психология искусства / под ред. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  74. Выготский J1.С. Педагогическая психология / Под редакцией М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  75. П.Н. Педагогическая техника в профессиональной подготовке учителя. Автореф. дисс. к. п. н.Казань.: КГПИ, 1987. 14 с.
  76. И. Н. Егналычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: рассказ о невербальной коммуникации. М.: Мол. гвардии, 1991. 206 с.
  77. В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1992. 35 с.
  78. .А. Основы общей дидактики: Учебн. Пособие для студ. педвузов. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
  79. С.С. О природе эстетического творчества, изд.2. М.: Издательство Московского университета, 1977. 248 с.
  80. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1998. 142 с.
  81. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся: Учебн. пособие. М.: Роспедагенство, 1998. 210 с.
  82. И. В. Становление профессионального педагогического воображения будущего учителя в процессе педагогической подготовки. Автореф. дисс. к. п. н. Р-н-Д" 1996. 17с.
  83. С.А. Педагогический словарь-самоучитель. Екатеринбург- Уральский гос.пед.университет, 1996. 270 с.
  84. А.К. Формула интереса. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  85. С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. институтов.М.: Просвещение, 1986. 189 с.
  86. Ермолаева-Томина Л. Б. Креативность как реализация потенциальных способностей человека/Современные технологии обученияхудожественно-графическим дисциплинам.Сб. науч тр. В.2. М.: Прометей, 2001.С.58−71.
  87. Н. Н., Кашницкий В. Н. Диалогическое общение как актуальная проблема педагогики высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.: Научно-методический журнал. 2000. № 2. С. 32−42.
  88. В. И. Педагогическое творчество учителя М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  89. Закон Российской федерации об образовании./ отв. за вып. B.C. Гиршович. М.: Просвещение, 1992. 56 с.
  90. И. А. Педагогическое взаимодействие: Сб. трудов исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов «Проблемы психологии образования». М., 1992. С. 24−28.
  91. Э.В. О воображении // Нар. образование. 1968. № 3. С.33−42.
  92. Е. Н. Мотивы человека: теории и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998. 292 с.
  93. Е. Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. 110 с.
  94. Е. Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
  95. З.А. Формирование профессионально-исследовательской культуры педагога в системе университетского образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. 47 с.
  96. А. И. Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности//Вопросы психологии. 1996. № 2. С 12−14.
  97. А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: МГПУ, 2000. 51 с.
  98. Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: Социально- педагогический аспект. М., 1985.71 с.
  99. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987. 190 с.
  100. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.140 с.
  101. В.И. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя. Автореф. дисс. к. п. н. М., 1992. 16 с.
  102. В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 67−77.
  103. М. О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. 527 с.
  104. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 540 с.
  105. Н.В. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. научн.тр. Вып.2. М.: Шуя: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов: Шуйский ГПУ, 1998. 184 с.
  106. Н.В. Способности, одаренности и талант учителя. Д.: ЛГУ, 1985.32 с.
  107. С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя//Педагогика, 1997. № 5. С.108−115.
  108. М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. 270 с.
  109. В.П. Становление индивидуальности (социологический аспект). М.:Издательство МГУ, 1993. 141 с.
  110. И.В. Теоретическая основа проявления творчества в процессе обучения студентов ХГФ/Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Сб.науч.тр.В.2. М.: Прометей, 2001. С.72−77.
  111. Культура современного урока/ Бабурова И. В., Бадмаева С. В., Лукашонок О. Н. и др.- Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Роспедагенство, 1997. 92 с.
  112. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 21.
  113. Ю.А. Анализ урока. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1999. 336 с.
  114. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебн.-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.
  115. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  116. Лаак Ян тер. Оценка личности и условий среды // Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Воронеж. 1996. Гл. 5. С. 177−222.
  117. А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии.М.: Наука, 1975. С.106−123.
  118. В. Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. 208 с.
  119. В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. 208 с.
  120. Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии: НПО МОДЕК, 1998. 288 с.
  121. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 46 с.
  122. А.А. Деятельность, сознание, личность. М.: Педагогика, 1983. Избранные психологические произведения. В 2-х т.Т.2. С.94−231.
  123. И. Я. Педагогическое сознание—явление действительности и категории науки // Советская педагогика. 1985. № 3. С. 53.
  124. М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  125. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 151−164.
  126. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  127. Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе. Ташкент, 1986. 121 с.
  128. И. Д. Педагогические основы профессионального развития учителя на послевузовском этапе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1993. 32 с.
  129. Л.П. Педагогика искусства.—Новосибирск. :НИПК и ПРО, 1997. 136 с.
  130. A.M., Сиск Д А. Одаренные дети // Вопросы психологии 1988. N 4. С.88−97.
  131. В. В. Изучение психологии художественного творчества в США // Вопросы психологии. 1972. N 3. С. 171.
  132. В. А. Концепция творческой одаренности // Первые международные научные Ломоносовские чтения.М., 1999. С. 102−104.
  133. В. А. Психология творчества и подход к изучению одаренности // Вопросы психологии 1994. N 5. С. 37- 42.
  134. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М: Знание, 1981. 96 с.
  135. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. К проблеме художественных способностей и их развития // Педагогика искусства и школа. Союз художников СССР, АПН СССР. М.1982.С. 47−78.
  136. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.— 204 с.
  137. Методика преподавания черчения: Учебное пособие для студентов и учащихся худож-граф. спец. учеб. заведений / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименок и др., Под ред. Е. А. Василенко. М.-.Просвещение, 1990.176 с.
  138. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «академия», 2000. 200 с.
  139. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.
  140. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
  141. B.C. Индивидуальное развитие личности // Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.:Просвещение, 1997. Раздел 1. Гл. 2. С.56−83.
  142. В.Н. Основные направления и современное состояние психологии отношений человека //Психологическая наука в СССР.-.М.Д960. т.2. С.110−125.
  143. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности. Тексты. М.:Издательство Московского университета, 1982. С.35−38.
  144. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. Уч. пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1972. 215 с.
  145. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. № З.С.12.
  146. .М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. М. Д987. 253 с.
  147. .М. Обращаясь к разуму и сердцу.// Искусство и школа. М.:Просвещение. 1981.188 с.
  148. .М. Пути очеловечивания школы: Сб. Новое педагогическое мышление / Ред. Петровский А. В. М., 1989.
  149. .М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1974. 188 с.
  150. . М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 9−16.
  151. В.Н. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.1991. 32 с.
  152. Новое педагогическое мышление / Под ред. акад. А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1989. 287 с.
  153. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  154. Основы педагогического мастерства. Уч. пособие для пединститутов / Ред. Зязюн И. А. М.: Просвещение, 1989. 301 с.
  155. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность //Под ред. Г. М. Андреевой, Я Яноушика. М.: Издательство Московского университета, 1987. С. 6−20.
  156. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь/ Белкин А. С., Барановская Н. И. и др. Екатеринбург, 1995. 22 с.
  157. Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3. С. 53−58.
  158. Педагогика сотрудничества и перестройка школы /Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1990. 64 с.
  159. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. 2-е изд. М. .Педагогическое общ. России, 1999. 212 с.
  160. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «РОСПРЕДАГЕНСТВО», 1997.176 с.
  161. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 258 с.
  162. Подготовка учителя к работе по эстетическому воспитанию молодежи / Методич. рекомендации для преподавателей и студентов педвузов и педучилищ. Кострома. 1990. 35 с.
  163. С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  164. Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.
  165. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  166. Ю.И. Творческая активность студентов на занятиях по скульптуре: Учебн. Пособие Уфа, БГПИ, 1992. 158 с.
  167. М. М. В поисках оптимального варианта: из опыта работы народных учителей. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  168. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. Тезисы докл. межв. научно-практической конф. Тула: МОРФ, 1992. 214 с.
  169. Проблемы профессионального образования молодежи. Межригион. сб. научн. тр. /Под ред. В. В. Сохранова, Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского. 1999. 138 е., В 5.
  170. Проблемы способностей в советской психологии / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М. 1984. 144 с.
  171. Проблемы формирования творческой личности в вузе М., МГК. 1983. 136 с.
  172. Проект национальной доктрины образования Р Ф. М., 2000. 7 с.
  173. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
  174. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. Высш. и сред. уч. завед. / Бабаева Ю. Л., Лейтес Н. С. и др. под ред.Н. С. Лейтеса М.: Изд-во центр Академия, 2000.180 с.
  175. Н.М. «Взаимодействие» как категория педагогики // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова: Научно-методический журнал. 1996. № 1. С. 83−84.
  176. . Б. Моделирование социально-профессиональной деятельности. Дисс. к.п.н. Ярославль, 2000. 200 с.
  177. И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. М.: Пятигорск: Б.н., 1992. 58 с.
  178. В.В. Педагогические условия включений старшеклассников в социальную деятельность. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1994. 20 с.
  179. Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей//Художественное творчество. Л.:Наука, 1983. С.105−122.
  180. М. И. Теоретические основы педагогики (в схемах с комментариями) — Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. Ушинского, 1994. 63 с.
  181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т/ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Рос. с. Энциклоп., 1993. 608 с.
  182. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.-2-е изд., доп и перераб. М.: Просвещение, 1980. 239 с.
  183. С.Л. Основы общей психологии: В 2 х-т. М.: Педагогика. 1989. Т.2. 328 с.
  184. Самотворчество социальности и социальное мифотворчество/ Деменский С. Ю., Зятьков С. Г., Кацай А. В. М.: Академический проект, 2001.256 с.
  185. А. Г. Формроваиние коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Дисс. к. п. н. Кострома, 1998. 190 с.
  186. Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности. Автореф. дисс. канд.пед. наук. М., 1989. 17 с.
  187. А.Н. Формирование профессиональной направленности учащихся педагогических училищ // Педагогика высшей и средней специальной школы. Межведомственный сборник. Вып. 4. Минск.: Университетское, 1990. С 66−70.
  188. П.В. Изучение процессов творчества и «психический мутагенез» В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С. 262.
  189. И.Е. Понятие «Творческая болезнь» в работах Н.Н. Баженова //Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 104.
  190. В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991. № 1. С. 32.
  191. В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.160 с.
  192. В.А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние и перспективы исследования. // Формирование социально-активной личности. М., 1983. С. 21−50.
  193. В.А. Профессиональная готовность учителя в системе высшего образования. М., 1982. С.14−38.
  194. В.А. Теория и практика высшего образования.—М.: МГПИ им. Ленина, 1987. 142 с.
  195. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  196. Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Уч. пособие / Спирин Лев Федорович, Степенский М. А., Фрумкин М. Л.- под ред. В. А. Сластенина. Ярославль: ЯГПИ, 1974.130 с.
  197. Л.Ф. Определение показателей педагогической квалификации учителя // Особенности подготовки и работы учителя сельской школы. Ярославль. Межв. сб. научн. трудов: Вып. № 179. 1979. С.25−32.
  198. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учебн. пособие / Под ред Г. В. Конаныхина- Рец: П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков. Кострома: КГПУ, 1994. 108 с.
  199. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1997. 174 с.
  200. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. — Автореф. дисс. докт. пед. наук., М., 1981.30 с.
  201. Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста.: Уч. пособие к спецкурсу. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999. 75 с.
  202. Л. Ф., Ушаков А. Ф., Шилик А. Д. О целевой функции общепедагогических кафедр // Научно-мет.журнал Ярославский педагогический вестник. 1999. № 3 (21). 180 с.
  203. М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: МП СН Флинта. 1999. 368 с.
  204. Г. Г. Подготовка студента к педагогическому диалогу. Автореф. дисс. к. п. н. Спб. 1993. 19 с.
  205. Л.Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
  206. А. Н. Формирование готовности будущих учителей к реализации индивидуального подхода в обучении школьников. Автореф. дисс. к. п. н. Алма-Ата, 1991. 24 с.
  207. Словарь практического психолога / ред. С. Ю. Головин. Минск.: Хверст. 1992. 2000 с.
  208. Н. Н. Обретение педагогического мастерства // Сов. педагогика. 1990. № 11.С.17.
  209. Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса.: Методическое руководство. Санкт-Петербург. 1998. 172 с.
  210. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 450 с.
  211. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: А. Н. Груз. ССР. 1961. 210 с.
  212. Умное слово / Сост. А. И. Соболев. М.: Московский рабочий, 1986. 399 с.
  213. В. Б. Теоретические и методические основы ©-профессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль, 1999. 236 с.
  214. А. Ф. и др. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. Пенза: МОПО РФ, ПГПУ им. В. Г. Белинского // Уч. пособие по спецкурсу, 1997. 76 с.
  215. А.Ф. Решение социально-воспитательных задач в структуре общепедагогической подготовки студентов. Автореф. дисс.к. п. н. Кострома, 1999. 164 с.
  216. Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома, 1995. 120 с.
  217. Философия науки и техники: Учебн. пособие для высш уч. заведений/ Степкин B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. М.: Контакт: Альфа, 1995.384 с.
  218. Философский словарь/ И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1996. 560 с.
  219. Я.А. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. 268 с.
  220. Н. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве // Педагогика. 1992. № 7. С. 11−15.
  221. В. И. Педагогическая импровизация: теория и методика / Сластенин В. А., Сокольникова Ю. П. М.: МИП NB Магистр, 1992.159 с.
  222. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высш. школа, 1988. 139 с.
  223. А.П. Формирование речевой культуры студента педколледжа. Автореф. дисс. к. п. н. М., 1996. 16 с.
  224. В.Е. Развитие аналитических умений учителя в школе // Реформа школы и проблема методики изучения и обобщения передового педагогического опыта на диагностической основе. М., 1987. С. 36.
  225. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования // Материалы Международной научно практ. конф. 12−14 сентября, 2000. Части 1,2, 3,4, 5. М. 2000.
  226. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  227. Е.И. Принципы построения содержания и форм организации графической подготовки студентов ХГФ/ Современные тхнологии обучения художественно-графических дисциплин. Сб. науч. Тр. В.2. М.: Прометей, 2001.С.58−71.
  228. Т. И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс. к. п. н. Волгоград, 1997. 21 с.
  229. Е. К. Эмоциональное развитие личности средствами искусства. М., 1986. С.7−36.
  230. В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
  231. В.Д. Духовные способности.—М.: Магистр, 1998. 182 с.
  232. С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр. 1997. 48 с.
  233. Н. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. № 4.
  234. Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебн. пособие. М.: Издат. центр Академия, 1999. 288 с.
  235. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. // Вопросы психологии. 1981. № 5. С.13−21.
  236. Экспериментальная и прикладная психология. Ученые записки ЛГУ, № 365. Серия психологических наук, вып. 4. 1971. 108 с.
  237. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. 237 с.
  238. М.Г. Психология художественного творчества. М.:3нание.1971. 43 с.
  239. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста//Вопросы психологии. 1994. № 5. С.37−42.
  240. М.Г. Эмоцианальные аспекты нравственного воспитания. М. Просвещение, 1986. 160 с.
  241. Г. А. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя. Автореф. дисс. к. п. н. Вологда, 1998. 19 с.
Заполнить форму текущей работой