Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление образовательным процессом в колледже на основе синергетического подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, например, в теоретической и практической деятельности А. С. Макаренко вопросы самоорганизации и самоуправления детскими коллективами, создания условий для взаимодействия всех коллективных и индивидуальных субъектов педагогического процесса, аттракции перспективных линий развития коллектива, методы и технологии «взрыва» (бифуркации) как критических точек воспитательных процессов, не только… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Синергетический подход к управлению образовательными процессами
    • 1. Теоретико-методологические основы синергетического подхода к организации учебно-воспитательного процесса
    • 2. Анализ опыта применения синергетического подхода в теории и практике педагогики
    • 3. Педагогическая сущность синергетических принципов управления воспитанием и развитием личности студентов колледжа
  • Глава II. Реализация содержания и методов синергетического подхода в организации групповой и индивидуальной работы со студентами колледжа
    • 1. Методика синергетического взаимодействия управленческих и педагогических процессов в среднем профессиональном учебном заведении
    • 2. Анализ опыта студенческого самоуправления социокультурной деятельностью колледжа
    • 3. Технология и организация опытно-практической и исследовательской работы в системе управления учебно-воспитательным процессом колледжа

Управление образовательным процессом в колледже на основе синергетического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальный заказ общества современной педагогической науке и практике включает в качестве важнейших вопросы научной разработки проблем гуманистического воспитания и образования подрастающего поколения. В ряду первоочередных вопросов образовательной политики Российского общества особое место занимают проблемы, связанные с оптимизацией разноуровневых систем организации учебного и воспитательного процесса в школе и учреждениях профессионального образования молодежи.

Особое место в современной содержательной, методологической и методической парадигме образовательных процессов занимают вопросы, в той или иной мере определяемые качеством и конкретным технологическим содержанием организационных и управленческих механизмов, обеспечивающих выполнение требований по воспроизводству профессионального потенциала полноценного развития производственных и социокультурных структур Российского общества.

Как показывает анализ научных и прикладных исследований в области социальных и экономических вопросов гуманизации основных составляющих общественного развития, в последнее десятилетие проблема совершенствования организации управления объектами, представляющими различные сферы социальной деятельности, в том числе и образование, привлекает значительное внимание российских ученых.

Обусловлено это диалектикой процесса общественного развития. За последние годы произошли существенные изменения стратегии и тактики в области образования, изменилась правовая и нормативная база, детерминирующая содержание и методические принципы обучения и воспитания студентов в учреждениях профессионального образования.

Исходя из понимания этих процессов, не вызывает сомнения необходимость реорганизации структурных компонентов и методической базы не только собственно содержания, но и актуальных целей и конкретных задач управления образованием. Прежде всего, на современном этапе развития общественных потребностей в воспроизводстве профессиональных кадров требуют изменения многие организационные решения построения процессов обучения и воспитания молодежи. Конечно, в ряду выделенных вопросов центральное место занимают специальные проблемы педагогического содержания и методов управления образованием.

Вместе с тем, именно вопросы совершенствования организации управления учреждениями среднего профессионального образования на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода в нахождении эффективных дидактических и воспитательных решений поставленных педагогических и социальных задач.

В Концепции модернизации российского образования на период до. 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, подчеркнута необходимость реформирования системы управления профессиональным образованием и определена цель профессионального образования, заключающаяся в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Для обеспечения стабильного функционирования учреждений среднего профессионального образования в условиях реструктуризации национальной экономики, повышения их конкурентоспособности как звеньев на рынке производителей квалифицированных кадров, органичного вхождения в систему непрерывного образования необходима разработка научных основ управления процессом подготовки специалистов, создание стройной организационной системы управления различными звеньями образовательного процесса, методической базы по расширению применения современных социальных, педагогических и информационных технологий управления.

Недостаточная разработанность вопросов, касающихся организационно-педагогических структур управления, теоретических основ построения внутренних и внешних процессов образования в средних профессиональных учебных заведениях, а также педагогических проблем, отражающих специфику их функционирования, затрудняет осуществление практической деятельности по управлению учреждениями среднего профессионального образования с использованием современных научных подходов.

Рассматривая процесс обучения и воспитания в выделенных в качестве объекта исследования образовательных учреждениях, нельзя не отметить прогрессивную динамику спроса на рынке труда молодых специалистов, получивших профессиональное образование в средних профессиональных учебных заведениях. Выпускники данных учреждений востребованы на современном рынке труда. Сеть учреждений среднего профессионального образования не только не сократилась, а даже возросла за счет подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в высших учебных заведениях и появления негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Управление учреждениями среднего профессионального образования на современном этапе осуществляют как федеральные органы управления, так и региональные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. При этом на сегодняшний день существуют разнообразные структуры управления самими учреждениями среднего профессионального образования и учебно-воспитательным процессом этих учреждений.

Вместе с тем эта позитивная динамика роста социальной востребованности как самих институциальных структур средних профессиональных учебных заведений, так и качества подготовки в них дипломированных специалистов существенно отстает от уровня методологического, методического и технологического содержания педагогических задач, продуцируемых спецификой преподавания учебных и воспитательных дисциплин, обеспечивающих достаточные уровни организации системного образовательного процесса.

На сегодняшний день наиболее востребованы практиками образования в средних профессиональных учебных заведениях научные проблемы и методические вопросы, связанные не с содержанием учебных процессов (оно в достаточной мере зафиксировано в образовательных стандартах), а с тем как организовать творческое взаимодействие различных составляющих учебной и воспитательной работы коллектива педагогов и студентов.

Среди многих теоретических подходов к решению указанных педагогических проблем мы выделили синергетический, на наш взгляд, наиболее отвечающий требованиям и конкретным методическим и практико-экономическим условиям подготовки специалистов по профилю колледжа.

Именно синергетический подход соответствует современным требованиям гуманистического и профессионального образования студентов, так как обладает конкретными методическими и процессуальными возможностями систематизации, упорядочения и целевой организации различных по своему содержанию и назначению компонентов и практических элементов учебно-воспитательного процесса колледжа.

Среди них мы, прежде всего, имеем в виду гармонизацию соотношения строго управляемых педагогических и организационных процессов, с одной стороны, и спонтанных механизмов реального жизнедействия и профессионального целеполагания студента как полноправной личности и индивидуальности, с другой.

Один из видных теоретиков и практиков синергетического подхода в педагогике М. И. Рожков в этой связи отметил: «Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета реально складывающейся ситуации их развития» [185. С.52].

Именно по критерию самоорганизации, органической взаимосвязи, творческого взаимодействия и практического взаимодополнения компонентной базы учебно-воспитательного содержания образования студентов колледжа элементами экзистенциального и индивидуально-ценностного самоуправления развитием личности молодого человека мы определяем в своей практической педагогической работе сущность синергетического подхода к управлению образовательным процессом в колледже.

Проблема воспитания, обучения, творческого профессионального развития студента колледжа, не только как обучающегося, но и самообучающегося, готовящего себя к решению вопросов социального и профессионального становления, определена нами в качестве темы и предмета представленного диссертационного исследования.

Научная специфика темы и основной проблематики настоящего исследования предполагают комплексность теоретико-методологических подходов к ее изучению. Такими подходами являются: системно-синергетический (Н.М.Таланчук), педагогического сопровождения и управления воспитательными процессами личности (М.И.Рожков), рефлексивно-деятельностный подход (А.В.Карпов), индивидуально-ценностный подход к обучению и воспитанию индивидуальности учащегося (О.С.Гребенюк), педагогической драматизации жизненного пространства подростков (С.Р.Фейгинов).

В проведении опытно-исследовательской работы мы также опирались на синергетические принципы взаимодействия воспитуемых и педагогов в сфере образования (Е.Е.Чепурных), методику коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов), информационно-потребностный подход к нравственной и эмоциональной «вооруженности» личности (П.В.Симонов и П.М.Ершов), технологию моделирования управления учебно-воспитательными процессами (Е.Н.Степанов), теоретические принципы здо-ровьесберегающей педагогики (Л.Ф.Тихомирова).

Разнообразие факторов, определяющих содержание и специфику синергетического подхода как основного научного вектора исследовательской работы обнаружило ряд педагогических противоречий:

— между пониманием процесса образования как социальной целостности и экзистенциальной по своей природе, индивидуально присущей человеку ценности;

— между интенсивной динамикой экономических и социокультурных преобразований в современном обществе и консервативным характером инновационных изменений в содержательных и технологических механизмах индивидуального воспитания и развития личности студентов;

— между необходимостью дать определение сущности синергетического подхода к управлению образовательными процессами в средних профессиональных учебных заведениях и отсутствием критериев и признаков этого понятия;

— между сотворческим характером содержания и форм педагогического общения и недостаточной разработанностью методики эмоционального «поля» совместной деятельности преподавательского и студенческого коллектива, в котором моделируются и художественно имитируются приемы и способы актуальной социальной практики студентов;

— между системным управлением процессом экзистенциально-синергетического освоения студентами окружающей их социальной и профессиональной действительности и частными воспитательными технологиями, не способными обеспечить педагогическую результативность этого процесса.

Данные противоречия определили проблему исследования: какова теоретико-методическая основа совершенствования управлением среднего профессионального образовательного учреждения в условиях, адекватных новым требованиям к подготовке конкурентоспособных специалистов?

Целыо исследования явились разработка и обоснование принципов управления образовательным процессом на основе синергетического подхода в средних профессиональных учебных заведениях.

Объект исследования: система управления образовательным процессом в среднем профессиональном учебном заведении.

Предмет исследования: процесс управления образовательным процессом в среднем профессиональном учебном заведении и средства его реализации на основе синергетического подхода.

Гипотеза исследования базируется на понимании нами синергетического подхода к управлению образовательным процессом в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии как поливариантного, обусловленного бинарностью внешних управленческих механизмов и соответствующих им внутренних процессов самоорганизации и самоопределения как педагогического, так и студенческого коллектива.

Это соотношение двух ведущих педагогических процессов будет эффективным при следующих условиях: если методическая и практическая организация учебно-воспитательного процесса будет основываться на синергетической обусловленности взаимосвязи основных компонентов и элементов образовательной работы колледжа;

— если собственно учебная и досугово-воспитательная деятельность студентов будет построена на принципах синергетического взаимодействия педагогического и студенческого коллективов в сотворческом решении ими крупных социальных задач и практических проектов, связанных с профессиональной спецификой колледжа;

— если студенты колледжа в достаточной мере эффективно будут овладевать профессиональными навыками и умениями в органическом сочетании со способами и приемами индивидуально-ценностного позиционирования и самоопределения себя как личности и индивидуальности;

— если в непосредственное содержание совместной учебно-воспитательной работы педагогического и студенческого коллективов колледжа будут входить элементы: инновационного проектирования содержания их совместной учебной и воспитательной работы, прогноза краткосрочных, среднесрочных и дальних результатов и соответствующих им перспектив их профессиональной и социальной деятельности, анализа содержания и методов системы студенческого самоуправления колледжа.

В качестве основных задач исследования нами были выделены следующие:

1. Определить содержание и педагогическую специфику синергетиче-ских принципов управления образовательным процессом в среднем профессиональном учебном заведении.

2. Обосновать содержание и методические особенности взаимодействия управленческих и педагогических образовательных процессов в колледже.

3. Выявить и дифференцировать теоретические и практические основания самоорганизации студенческого коллектива в рамках интегративного образовательного «пространства» средних профессиональных учебных заведений.

4. Разработать и внедрить в массовую учебно-воспитательную практику средних профессиональных учебных заведений методику подготовки и проведения комплексных воспитательных проектов по гражданско-патриотическому воспитанию студентов.

5. Выявить основные технологические и рефлексивно-деятельностные механизмы синергетического управления творческим сотрудничеством студенческого и педагогического коллективов колледжа.

Теоретико-методологические основы проведения исследования включают комплекс современных подходов как к проблеме синергетического анализа содержания и методики педагогического процесса, так и к проблеме личности и индивидуальности студента: системно-синергетический (Н.М.Таланчук), педагогического сопровождения и управления воспитательными процессами личности (М.И.Рожков), рефлексивно-деятельностный подход (А.В.Карпов), индивидуально-ценностный подход к обучению и воспитанию индивидуальности учащегося (О.С.Гребенюк), педагогической драматизации жизненного пространства подростков (С.Р.Фейгинов).

В проведении опытно-исследовательской работы мы также опирались на синергетические принципы взаимодействия воспитуемых и педагогов в сфере образования (Е.Е.Чепурных), методику коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов), теорию и методику «социального закаливания» (М.И.Рожков), информационно-потребностный подход к нравственной и эмоциональной «вооруженности» личности (П.В.Симонов и П.М.Ершов), технологию моделирования управления учебно-воспитательными процессами (Е.Н.Степанов), теоретические принципы здоровьесберегающей педагогики (Л.Ф. Тихомирова).

Методы исследования строились по взаимодополняющему принципу и включали в себя теоретический анализ предмета и содержания исследова.

10 ния, технологию структурно-системного изучения функционирования педагогических объектов, синергетический анализ содержания деятельности подростков, полевой эксперимент, опытную работу, наблюдение, беседу, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, экспертные оценки, моделирование и проектирование деятельности.

База исследования. Практической экспериментальной и методической площадкой работы стала более чем пятнадцатилетняя педагогическая, физкультурно-оздоровительная и художественно-творческая деятельность в Санкт-Петербургском колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии, а также в ряде российских средних профессиональных учебных заведений — участников физкультурных и гражданско-патриотических проектов, проводимых на базе колледжа на основе методики синергетического планирования и проведения Всероссийских образовательных смотров-конкурсов и спортивных праздников. Основной состав опытно-практической работы — 340 студентов первого и второго курсов колледжа.

Основные этапы исследования условно определяются рамками трех периодов организации научно-практической и экспериментальной работы.

Первый этап (1992—1998гг.) — начало разработки методических приемов комплексной организации учебно-воспитательного процесса средних профессиональных учебных заведений. Экспериментальная работа в Санкт-Петербургском колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии.

Второй этап (1998—2002гг.) — проведение на базе лаборатории проблем управления сложными экономическими системами при кафедре экономики Санкт-Петербургского политехнического университета широкого социально-педагогического эксперимента по методам экономического и педагогического управления учреждениями среднего профессионального образования, разработка и методическое обеспечение системы подготовки и проведения комплексных физкультурно-оздоровительных и гражданско-патриотических проектов, соревнований и смотров-конкурсов допризывной молодежи различных регионов России.

Третий этап (2002;2006 гг.) посвящен разработке синергетически организованной модели и проверка ее основных положений в практике учебно-воспитательного процесса колледжа и ряда других образовательных учреждений России, подготовке целостной программы изучения и экспериментальной апробации методов, приемов и средств синергетического управления педагогическими процессами в средних профессиональных учебных заведениях. По практическим материалам и методикам педагогической драматизации в 2003;2006 годах был разработан ряд самостоятельных педагогических проектов в области физкультурно-массового и военно-патриотического воспитания молодежи и студентов, проведен цикл учебных семинаров для учителей и воспитателей профессионально-технических училищ г. Санкт-Петербурга.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов и выводов определяются: широкой методологической основой данного научного исследованияадекватностью методов исследования его целям и задачамдлительностью и многообразием форм опытно-практической работыиспользованием оригинальных авторских методикцелевым проектированием основных видов практической и экспериментальной работыопорой на современные экономические, психолого-педагогические и социальные исследования в области физкультурно-спортивной, маркетинговой производственной подготовки студентов по двенадцати учебным специальностямсочетанием качественного и количественного анализа опытно-исследовательских данныхширокой базой исследованиякомплексной проверкой результатов теоретических исследованийиспользованием в педагогической практике авторских методических материалов, рекомендаций, учебных пособий.

Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 5 приложений. Основной текст диссертации содержит 152 стр., в том числе 8 таблиц и 6 рисунков. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 8,2 пл., в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК 3 статьи объемом 1,2 п. л.

и выводы зависит результат педагогического действия в той же степени не меньшей, чем от фиксированных учебновоспитательных планов.

1 2 3.

Бифуркация Альтернативные «разИсторико-педагогический анавилки» лиз практики выдающихся коэреволюционного репедагогов показывает, что их шения жизненно важных деятельность включала ряд попроблем и противореступательных этапов, в чий. В процессе такого результате которых происходирода синергетических ли определенные «взрывы» взаимодействий и внут- (термин А.С.Макаренко) слоренних преобразований жившейся системы отношений возникают условные в детском, а порой и взаимоточки бифуркации", действующем с ним определяющие прогреспедагогическом коллективе. сивные изменения Последствия таких революципараметров деятельноонных по форме и сти системы синергетических по своей природе событий (порой весьма сложных и болезненных) практически всегда открывали новые горизонты и новые возможности для развития педагогической системы.

1 2 3.

Резонанс Изменение практически С педагогической точки зрелюбого компонента или ния, синергетический эффект элемента системы отрарезонанса определяется спожается на состояниях и собностью педагога творчески характеристиках субсисреагировать на те события, котем и затем торые происходят в соответствующих им студенческом коллективе. В чаподсистем. Эти изменестности, методика ния и преобразования педагогической драматизации синергетируют в завиобразовательного пространства симости как от свойств С. Фейгинова дает многочисэлементов, инициируюленные варианты этюднощих «возмущения», так рефлексивных приемов и упи от способности других ражнений экзистенционального элементов принимать и резонанса педагога на события реагировать (резонироиндивидуальной и социальной вать) на них в жизни подростков соответствии с параметрами собственных характеристик.

1 2 3.

КоммулятивСвязан с эффектом сиУчитывая сложность и неодно.

IIOCTb нергетического значность этого понятия, резонанса. Выражается в рассмотрим одну из схем его накопительном взаимореализации в педагогической действии компонентов практике. Представим действие системы. При этом, отпедагога как неизбежно содавая свое имманентно стоящее из ряда дидактических, присущее содержание и когнитивных, эстетических, энергетику иным пронравственных, социальных, цессуально связанным с психологических и эмоционим элементам и произнальных составляющих. водя соответствующие Каждый из его обучающих акизменения в них, любой тов не просто учитывает, но и в из задействованных в разных пропорциональных сооткрытом процессе элеотношениях продуцирует эти ментов сам воздействия. В открытых нелипреобразуется (самоорнейных системах они не ганизуется) на порядок, рассматриваются рядополоэквивалентный произвеженно, а их эффект не сводится денным изменениям. к суммативному. Каждый из.

Этот процесс носит неэлементов влияет не только на прерывный, обучающегося, но и на другие циклический характер элементы системы, усиливая самодетерминирования или ослабляя конечный синери саморазвития гетический эффект воздействия на компоненты урока.

1 2 3.

Аттрактор Относительно устойчиВпервые суть психологических вые ориентиры механизмов действия аттрактора целеполагания развития описал Л. С. Выготский, опредекачеств и состояний не ляя зоны ближайшего развития и только системы в целом, образования подростка. но и системообразуюА.С.Макаренко проектировал щих ее структур и действие ближней, средней и процессов. Характеризудальней перспективы развития ется прогнозированием и коллектива. Я. Корчак доказывал, антисипированием пачто правильно организованная раметров потребного мечта входит в состав не только будущего развития сисбудущего, но и настоящего дейтемы и способов ствия ребенка. Все это реализации, адекватных механизмы стихийного синергеаттракторам процессутического аттрактора, альных задач и способного перестроить многие практических действий. отношения субъектов педагоги.

Синергетическая осоческого процесса. При бенность учета и правильной организации дейстпостроения действия атвия аттрактора он способен трактора в том, что действовать как бы самостояпрогноз будущего разтельно от непосредственного вития системы как бы воздействия педагога, аккумулипритягивает" к себе акруя в себе потенциал тивность самоорганизации студентов на самоорганизации систедостижение привлекающей их мы в настоящем цели.

1 2 3.

Системоорга — Сфера жизнедеятельноВ синергетическом процессе низующееся сти имеет отдельные системы обладают пространство дифференцированные возможностями и способностяпространства реализами интеграции внешних ции типологически метасистемных связей и отноприсущих ей качеств. шений.

Особенность синергеСобственно образовательное тически пространство личности в раморганизованного проках синергетического подхода к странства в возможности изучению педагогических объего самоорганизации и ектов мы рассматриваем не саморазвития под влиятолько и не столько как систением новообразующихся му социального обучения связей и информационличности, но как взаимосвязанных ресурсов ный и взаимообусловленный процесс «человекообразования» за счет сложения разнонаправленных центробежных векторов управления, самоорганизации и развития природных задатков и качеств человека в «горизонте его индивидуальности».

В.Библер).

1 2 3.

Флуктуация Нестабильность, динаСинергетически организованная мическая педагогическая система — это не неуравновешенность, только результат, но прежде всенезавершенность актуго, процесс постоянных альных состояний внутренних преобразований, обусистемы, характерисловленных как внешними зующаяся постоянством регулирующими факторами ее ее колебаний, изменений развития, так собственными саи отклонений от станмодетерминациями. дарта В этом отношении очень важен учет «пульса» жизнедействия и целеполагания системы на каждом отдельном участке ее функционирования. Мы определяем это состояние в понятиях актуального педагогического темпоритма образовательного учреждения и субъектов учебновоспитательного процесса в нем.

1 2 3.

Эволюция Развитие синергетичеСинергетический концепт преобразований ской системы — это управления образовательными поступательное движепроцессами видится нам в нение от низших форм ее обходимости накопления организации к более выпедагогической энергии педасоким и совершенным, гогического и студенческого осуществляемое через коллективов колледжа, на реобнаружение, накоплешение более высокого уровня ние и реализацию задач по социальной и професвнутренних резервов сасиональной подготовке моорганизации учащихся. Причем следует отметить, что рост и движение обучающихся всегда (по крайней мере в рамках нашего опыта) связан с аккумуляцией подобных синергетических преобразований внутри педагогического коллектива в целом и в характеристиках творческой деятельности отдельных педагогических персоналий, в частности.

Анализ имеющейся педагогической практики применения синергетического подхода к управлению образовательными процессами имеет разнообразную как по содержанию, так и по методам историю. Мы более подробно остановимся на опыте отечественных ученых и практиков педагогики, среди которых хотелось бы выделить научно зафиксированную практику таких, как Е. Е. Чепурных, Н. М. Таланчук, Е. Н. Степанов, М. И. Рожков, О. С. Гребенюк, М. В. Богуславский, Н. В. Кочергина, В. А. Игнатова и др.

Вместе с тем будет справедливым отметить, что задолго до появления в 1980 г. книги Г. Хакена, идеи, близкие по своему концептуальному содержанию принципам синергетизма, можно встретить в трудах и практической деятельности многих российских ученых-педагогов. Достаточно сослаться на опыт А. С. Макаренко и С. Шацкого, Ю. Бабанского, Ш. Амонашвили, И. Иванова, В.А.Кан-Калика, В. А. Караковского, С. А. Шмакова.

Так, например, в теоретической и практической деятельности А. С. Макаренко вопросы самоорганизации и самоуправления детскими коллективами, создания условий для взаимодействия всех коллективных и индивидуальных субъектов педагогического процесса, аттракции перспективных линий развития коллектива, методы и технологии «взрыва» (бифуркации) как критических точек воспитательных процессов, не только обоснованно ставились, но и успешно решались в повседневной педагогической деятельности. В не меньшей степени это можно отнести к содержанию педагогических идей Ю. Бабанского в дидактике. Его принципы оптимизации образовательных систем появились задолго до внедрения в отечественную науку синергетических понятий и терминов. В этой связи следует отметить, что практическое содержание оптимизации как способа нахождения внутренних резервов самоорганизации учебной взаимодеятельности педагога и студента можно с полным на то основанием отнести к синергетическому как по букве, так и по духу ее научно-практического содержания.

Одним из первых в педагогической практике постперестроечного периода заявил о месте и значении синергетического подхода в решении актуальных проблем воспитания и развития личности проф. Н. М. Таланчук. Его книга «Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательный процесс» стала заметным явлением в теории и практике гуманистических методов воспитания. Не подвергая критическому анализу.

52 глобальные обобщения теоретических построений и не всегда корректные философско-педагогические суждения данного автора, нельзя не отметить, что во многих своих работах Н. М. Таланчук с достаточной степенью обоснованности предлагает практикам образования структуры, способы и технологии синергетической педагогики.

Особенно хотелось бы выделить самостоятельный взгляд Н. М. Таланчука на проблему специфики методов синергетически спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса школы. В частности, им была предпринята продуктивная попытка структурирования синергетического взаимодействия основных функций, методов и индикаторных признаков педагогической культуры учителя. Несомненная заслуга педагогической теории и практики Н. М. Таланчука заключается, на наш взгляд, в том, что им была предложена синергетическая системно-функциональная модель самовоспитательной деятельности личности.

В виду того, что некоторые идеи использовались нами в организации индивидуальной работы со студентами, схематизированное содержание такого рода самоорганизациоонной работы в нашем авторском варианте приведено в таблице 3,.

Заключение

.

Проведенный комплекс практической и научно-педагогической работы по теме и проблеме настоящего диссертационного исследования подтвердил исходные теоретические положения и основную гипотезу о синергетической природе управления, изучения и развития сложных педагогических систем, к которым относятся учебные заведения среднего профессионального образования.

В представленных материалах исследования нашла подтверждение гипотеза о сущности синергетического подхода в педагогике средних профессиональных учебных заведений как поливариантного, обусловленного бинарностью внешних управленческих механизмов и соответствующих им внутренних процессов самоорганизации и самоопределения педагогического и студенческого коллективов.

Проблема воспитания, обучения, творческого профессионального развития студента колледжа, не только как обучающегося, но и самообучающегося, готовящего себя к решению вопросов социального и профессионального становления, определенная нами в качестве центральной, также полностью подтвердила свое место и значение в результатах опытно-исследовательской и проектной работы со студентами.

Анализ практических и исследовательских материалов позволил нам сделать интегральный вывод о том, что именно по критерию самоорганизации, органической взаимосвязи, творческого взаимодействия и практического взаимодополнения компонентной базы учебно-воспитательного процесса элементами экзистенциального и индивидуально-ценностного самоуправления развитием личности молодого человека правомерно определять в практической педагогической работе сущность синергетического подхода к управлению образовательным процессом в колледже.

Практические результаты исследовательской и экспериментальной работы позволили автору сделать следующие научно-педагогические выводы, согласующиеся с содержанием поставленных задач:

1. Теоретико-педагогические основы проблемы синергетического подхода к управлению педагогическим процессом в средних профессиональных учебных заведениях непосредственно базируются на системном понимании содержания, сущности и структуры функционирования открытых социальных систем.

Методологически в определении содержания синергетического подхода к организации учебной и воспитательной работы в колледже мы опирались на такие частные научные подходы, как рефлексивно-деятельностный А. В. Карпова, коллективно-творческий И. И. Иванова, социально-педагогического сопровождения М. И. Рожкова, педдраматизационный С. Р. Фейгинова, информационно-потребностный П. В. Симонова.

2. Существующие структуры средних профессиональных учебных заведений могут успешно реализовать функцию воспитания и развития личности лишь при условии их открытости для новых социальных и педагогических влияний, а следовательно, их функционирование и развитие должны строиться на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития, определяемых теорией и практикой синергетического подхода.

3. На основе кооперирования механизмов административного управления, педагогического руководства и студенческого самоуправления мы пришли к убеждению: синергетически организованной системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с ее внутренним содержанием и логикой развертывания ее внутренних процессов. Эффективное управление воспитательной системой возможно при осознании тенденций ее развития и осуществлении на систему и ее компоненты «резонансного» педагогического воздействия, при котором внешнее влияние (прежде всего, педагогического коллектива) согласуется и координируется с внутренними свойствами системы (в первую очередь, коллектива студентов).

4. К определяюще важным (специфическим и неспецифическим) понятиям синергетического подхода к управлению педагогическим процессом в средних профессиональных учебных заведениях мы относим следующие: самоорганизации, состояния неустойчивости, линейности и нелинейности среды, открытости и закрытости системы, нестабильности исходных социально-педагогических значений, ситуационности и случайности, бифуркации, резонанса, иерархии связей уровней и компонентов, коммулятивности, динамичности, флуктуации, аттрактора, эволюции преобразований, системо-организующего и информационного пространства.

5. Схематически логика содержания, соотношения и взаимодополнения «рабочих» принципов синергетического подхода к управлению образовательными процессами может быть определена следующим педагогическим циклом: ис (исходное событие) —" нет (педагогическая ситуация) —" нк (педагогическая коммуникация) —" взд (взаимодействие субъектов) —> не (педагогическое событие) —> см (саморазвитие) —" взо (взаимообусловленность одних структурно-содержательных компонентов другими).

6. Управление учреждением среднего профессионального образования в современных условиях подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров для обеспечения стабильности и эффективности функционирования всех звеньев учебно-воспитательного процесса должно ставить и выполнять синергетически дифференцированные и взаимосвязанные задачи, реализующиеся в следующих важных, на наш взгляд, требованиях и педагогических установках:

— синергетическая взаимосвязь и взаимодействие всех структурных подразделений в органическом сочетании с оптимизацией методов и форм инновационной деятельности коллектива педагогов и студентов;

— наличие научно и методически обоснованной системы оптимизации единых процессов управления актуальной и перспективной деятельностью сотрудников и студентов колледжа;

— сочетание управленческих и самоорганизационных механизмов инициации, планирования, проектирования, реализации, анализа и эвристического программирования совместной взаимосвязанной и функционально взаимодополняющейся деятельностью педагогического и студенческого коллективов.

7. Процесс профессиональной подготовки специалистов включает 4 последовательно развивающиеся ступени:

1) ступень — обеспечение реализации программ общеобразовательной подготовки независимо от специальности (1 год);

2) ступень — обеспечение реализации программ общей базовой профессиональной подготовки в зависимости от выбранных специальностей (1год);

3) ступень — обеспечение реализации программ базового уровня подготовки специалистов по конкретным специальностям (1 год);

4) ступень — обеспечение реализации программ повышенного уровня подготовки специалистов по конкретным специальностям (1 год).

8. Для успешной реализации программ и задач профессиональной подготовки студентов в средних профессиональных учебных заведениях оправдан предложенный в диссертации дифференцированный синергетический подход на трех социально-педагогических уровнях его реализации в практике образовательных процессов: образовательного пространства, включающего в себя все многообразие социальных и профессиональных связей студентовобразовательной среды учебной, внеучебной и проектно-созидательной деятельности учащихся на основе студенческого самоуправленияобразовательного поля личности студентов, на основе определения индивидуальных траекторий их обучения и развития;

9. Индивидуально-ценностное воспитание студентов предполагает обязательность применения специальных педагогических технологий. В своей работе мы опирались на этюдно-рефлексивный метод индивидуальной работы С. Р. Фейгинова, включающий в нашем авторском модифицированном варианте следующие основные моменты: релаксация —> определение индивидуальной сверхзадачи —> выбор цели и предмета деятельности —" составление драматического плана-сценария социального или психологического этюда —> вводное действие по определению ситуации —> действие в контексте предложенных обстоятельств —> конфликт интересов, предполагающий столкновение с определенными трудностями и противоречиями —> рефлексивный финал по оценке и анализу ситуации и собственных действий.

10. Данные, полученные автором в процессе практической социально-педагогической работы со студентами колледжа, нашли свое подтверждение в результатах фиксированных исследовательских методик. Нами на разных временных и содержательных этапах работы использовались методы включенного и монографического наблюдения, три разных вида социально-педагогических опросников, метод ситуационно-рефлексивного позиционирования, проективных ситуаций, этюдно-рефлексивного анализа и ряд других.

Данные, полученные по опросникам ситуационно-рефлексивного позиционирования, были в своих основных аспектах дублированы и подтверждены результатами компактных исследовательских методик «Прожектор» и «Сочинение».

Обработка результатов исследования показала, что в своей основной массе (в течение 2004;2006 учебных годов были опрошены студенты пятнадцати учебных групп) студенты уже ко второму курсу достаточно адаптируются как к собственно процессу, так и основным задачам обучения в колледже по избранной специальности. Вместе с тем на втором курсе не фиксировалась готовность студентов к осознанному выбору главных жизненных целей и определения долгосрочных индивидуальных и социальных перспектив. К четвертому курсу прослеживается явная положительная динамика именно по вопросам индивидуально-ценностного характера. Достаточно четко прослеживается у студентов выпускного курса осознанность социальных и профессиональных планов как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.

Педагогическая интерпретация всей полученной информации показала наличие определенной прогрессивной динамики осознанности профессионального и личностного выбора студентов четвертого курса (среднеарифметический индекс выборов по критерию Манна-Уитни — 3,86 в сравнении с позициями студентов второго курса — (3,39). Вместе с тем сравнительно невысокий процент студентов, определяющих свой выбор как окончательно сформировавшуюся социальную и профессиональную позицию, дает нам информацию для дальнейшего поиска путей индивидуальной педагогический работы со студентами в этом направлении.

В целом анализ содержания и исследовательских результатов совместной работы педагогического и студенческих коллективов Санкт-Петербургского государственного колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии обнаружил значительные педагогические резервы синергетического подхода к организации учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях России, что, в свою очередь, позволяет сделать нам итоговый вывод о целесообразности использования опыта и технологии работы по этой научной проблеме в новых педагогических аспектах социального и индивидуально-ценностного образования подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
  3. А. И. Образование неопределенностью (Очерк синергетики управления развитием). М., 2002. № 3. С. 4−13.
  4. Ю. Искусство воспитания. Книга для учителя. М., 1985.
  5. А.А. Индивидуальная стратегия поведения в межличностном взаимодействии// Физиол. человека. М., 1993. Т. 19. № 6. С. 22−29.
  6. Ш. Здравствуйте, дети. М., 1983.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека. М., 1968.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань., 1996.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  10. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
  11. Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
  12. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань.: 2001. — 256с.
  13. В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур //Высшее образование в России. 1994. № 4. С.13−16.
  14. В.И., Свирский Я. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты //Общественные науки и современность. 1993. № 3. С.59−70.
  15. В.И., Усманова М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем //Моделирование воспитательных систем: теория -практике/Под ред. Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой. М., 1995. С.39−46.
  16. В.И., Устюжанина М. Ю. Синергетика как познание и практика //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М., 1996. С.11−14.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  19. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль, 1997.
  20. П.В., Сазонов Б. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989.
  21. В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе. Новосибирск, 1986.
  22. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996.
  23. В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль, 2000.
  24. О., Михеева А. Ролевая игра в юношестве. // Психология и школа. М., 2003. № 3.
  25. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992.
  26. В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  27. И.Т. Установка и поведение. М., 1968.
  28. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. Книга для учителя. М., 1993.
  29. П.П. Курс педагогики. М., 1916.
  30. М.В. Синергетика и педагогика// Magister. 1995. № 2. С. 89−95
  31. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л, 1970.
  32. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. 272с.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования //Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
  34. Е.В. Ценностные основания личносгно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С.29−36.
  35. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования//Педагогика. 1996. № 5. С.72−80.
  36. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. М., Банки и биржи, 1997.
  37. В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. М., 1997.
  38. С.Л. Гуманистические основы личносгно-ориентированного подхода к воспитанию //Образование и культура Северо-Запада России. 1996. № 1. С.91−99.
  39. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
  40. П. Связи с общественностью //Управление в образовании: проблемы и подходы /Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М., 1995. С.101−117.
  41. Л. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  42. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
  43. Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления практических ситуаций). М., 1984.
  44. Бачков И. В Самосознание школьников: роль метафор.// Педагогические технологии. 1997. № 3. С. 232.
  45. В.К. Психология эмоций. Тексты // Основные проблемы психологической теории эмоций. М., 1993.
  46. В. Г. Познавательная модель самоорганизации в экологическом образовании, Саратов, 1998.
  47. А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. Ярославль, 1999.
  48. Г. Л. Диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия // Социол. исслед., 2000. № 9. С. 73−79.
  49. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.
  50. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
  51. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  52. Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  53. О.С. Каникулы: игра, воспитание. М., 1988.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  55. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 172 с.
  56. Н. К., Б. Н. Битинас. «Введение в диагностику воспитания». М., 1989.
  57. Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
  58. Гребенюк О. С, Рожков М. И. Общие основы педагогики. М., 2003.
  59. О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций. Калининград, 1995.
  60. . Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986.
  61. П.С. Философия культуры. М., 1994.
  62. В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Харьков, 1994.
  63. А.Н. Педагогика и синергетика: вместе тесно, а порознь скучно // Педагогические технологии. 2004. № 3. С. 68−75.
  64. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000.
  65. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.
  66. Добрович А. Б Общение: наука и искусство. М., 1978.
  67. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  68. В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.-СПб., 2000.
  69. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI., 1985.
  70. Ермолаев 0.10. Математическая статистика для психологов: учебник. М., 2004.
  71. П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
  72. Т.М. Педагогическая сущность синергетических принципов управления воспитанием и развитием студентов колледжа. Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург), 2006. Вып. 10. № 5.
  73. Т.М. Сравнительный анализ общенаучных и педагогических значений синергетики как социального процесса. Вестник Поморского университета. 2006 г. № 4.
  74. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., Педагогика, 1990.
  75. Г. Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко. М., 1963.
  76. .В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
  77. Ф., Ляппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
  78. В. А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа. 2001, № 3. С. 9−16.
  79. В. А. Педагогические аспекты синергетики. Педагогика. 2001. № 8. С. 26−31
  80. К. Эмоции человека. М., 1980.
  81. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока. М., 1993.
  82. Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
  83. К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  84. JI. Социология культуры. М., 1998.
  85. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  86. Кан-Калик В. А. Право вести за собой. М., Молодая гвардия, 1987.
  87. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  88. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  89. В.А. Воспитательная система школы, педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.
  90. Караковский В. А. Педагогика наших дней. // Визитная карточка школы № 825.Краснодар., 1989.
  91. А.В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. Москва Ярославль, 2000.
  92. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова А. В. О диагностике альтруистических установок личности // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. № 4. С. 24−36.
  93. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.
  94. М.В. Инновации в мировой педагогике. М., 1995.
  95. Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986. С.27−28.
  96. М.О. Поэзия педагогики. М., 1984.
  97. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С.39−49.
  98. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественно-научного гуманитарного образования, Высшее образование в России, 1994, № 4.С.16−19.
  99. Н.И. Как относиться к себе и людям. М., 1994.
  100. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.
  101. Я. Человек среди людей. М., 1973.
  102. Кон И. С. Люди и роли // Новый мир, 1970. № 12. С.27−34.
  103. С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 143−148.
  104. Н. В. Система процесса обучения с точки зрения синергетического подхода, Наука и школа, 2002, № 5, С. 20−28
  105. Ю5.Краевский В. В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994.
  106. Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: Автореф. дис. доктора, психол. наук. Л., 1980.
  107. .В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии. Кострома, 2003.
  108. .В., Подобии А. Е. Социальные контакты детей.//. Ярославль Кострома, 2003.
  109. С. И. Роль установок личности в восприятии другого человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  110. К.И. Поступление в колледж: одиночество и проблемы социальной адаптации // Сборник Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 384−411.
  111. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: Труды междунар. симп. Стокгольм: пер. с англ. Л., 1970.
  112. А.Ф. Классификация личностей. Пб., 1921.
  113. В. Искусство быть другим. М., 1981.
  114. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  115. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. -Харьков, 1979.
  116. Г. И. Цель и способы воспитания. М., Педагогика, 1990.
  117. Г. В. Избранные философские сочинения. М., 1908.
  118. В.А., Швырев B.C. Актуальные философско-методологические проблемы системного подхода//Вопр. философии. 1971. № 1.С. 146−153.
  119. А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
  120. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  121. А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. № 1. С. 30−34.
  122. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.
  123. П.Ф. Избр. Пед. соч. М., 1988. С. 209- 366.
  124. В.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М., 1968.
  125. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психол. 1985, № 1.С.23−27.
  126. . Четвертая власть и общество: на тернистом пути к согласию. Екатеринбург., 2001.
  127. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. 1981. № 5. С. 3−22.
  128. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 151−164 .
  129. Ю. Об искусстве. СПб., 1998.
  130. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  131. Д. Социальная психология / Пер. с англ./ СПб., 1996.
  132. А.С. Собрание сочинений. В 7 т. М., 1958, Т. 1. Т.5.
  133. Г. Г. Нелинейная динамика—ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С.98−99.
  134. Т. В. Социальные контакты детей.// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи. Ярославль Кострома, 2003. С. 87−92.
  135. Международная конференция «Философия естествознания XX века: итоги и перспективы"//Вопросы философии. 1997. № 10. С.41−54.
  136. Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения.М., 1968.
  137. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  138. B.C. Психология индивидуальности. М., Воронеж, 1996.
  139. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социол. исследования. 1992. № 2. С. 118−124.
  140. МО.МиримановаМ.С. Конфликтология: Учеб. пособие. М., 2003.
  141. Модернизация среднего профессионального образования. (Доклад о ходе реализации Программы развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы). М.- 2003.
  142. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  143. Я. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
  144. Ю.А. Первые уроки театра. М., 1986. С. 94−118.
  145. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М., 1997.
  146. А.В. Учитель. Мастерство и вдохновение. М., 1986.
  147. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  148. Т. С., В.Шаповаленко «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика. 2001, № 9, С. 25−33
  149. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
  150. Р.С. Практическая психология. М., 1998.
  151. JI. Структура человеческой деятельности. М., 1984.
  152. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1999.
  153. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.
  154. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Новая школа, 1995.
  155. О государственном образовательном стандарте. Сб. нормативных правовых документов. / Сост. ПФ. Анисимов, В. Н. Антонов, Т. Д. Барер и др. Под ред. П. Ф. Анисимова. М., 1998.
  156. Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998.
  157. Д.В. Новая педагогическая психология. М., 2002.
  158. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  159. . Общественное настроение. М., 1966.
  160. И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х т. Т. 1.М., 1961.
  161. В.А. Развитие творческого потенциала личности в условиях театральной самодеятельности. Челябинск, 1988.
  162. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  163. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  164. . Избранные психологические труды. М., 1994.
  165. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Он-тол. и пюсеол. аспекты. Белгород, 1999.
  166. С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., 1990.
  167. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  168. . Социальная психология и история. М., 1979. С. 111−112 .
  169. А.С. Психологические очерки. Тбилиси., 1975.
  170. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  171. Проблемы методологии системного исследования /Редкол.: И. В. Блауберг и др. М «1970.
  172. Проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Материалы научно-практической конференции (Москва, 17−18 мая 2000 г.). М., 2000.
  173. Г. Н. Этапы организации совместной деятельности педагогов при моделировании воспитательной системы //Моделирование воспитательных систем: теория практике /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М., 1995. С. 62−68.
  174. Профессиональные объединения педагогов /Под ред. М. М. Поташника. М.: ИУО РАО, 1997.
  175. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.
  176. Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  177. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  178. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  179. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред. И.В. Бесгужев-Лада. М., 1982.
  180. С. Искусство и эмоции. 2-е изд. М., 1972.
  181. Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.
  182. К. О групповой психотерапии: Пер. с англ. М., 1993.
  183. К., Фрейбург Дж. Свобода учиться. М., 2002.
  184. Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. Л., 1975.
  185. М. И, Л. Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
  186. М. И., Фейгинов С. Р. Методика проведения социально-ориентирующей игры «Алхимик». Ярославль, 2005.
  187. М.И. Концепция экзистенциальной педагогики.// Ярославский педагогический вестник.2002. № 4. С.38−46.
  188. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань, 1987.
  189. М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: Дис. д-ра пед наук. Казань, 1989.
  190. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.
  191. В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопр. философии 1984. № 10. С.100−111.
  192. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993.
  193. СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.Т. 1
  194. СЛ. Человек и мир // Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  195. Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Москва Новосибирск, 1997.
  196. Е.В. Театральная игра как тренинг общения. Новосибирск, 1991.
  197. К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы (теория и практика). М., 1990.
  198. Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения //Свободная мысль. 1993. № 17/18. -С.51−62.
  199. Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития //Филос. науки. -1989. № 5. — С.11−21.
  200. Г. И. Синергетика и принцип самодвижения материи //Вопр. философии. 1984. № 8 С.39−51.
  201. В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем //Исследования по общей теории систем /Общ. редакция В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969. С.3−22.
  202. Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование: методология и практика. М., 1987.
  203. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В. А. Ядов. Л., 1979. 264 с.
  204. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1996.
  205. СЛ., Голованов JI.B. Прогнозирование развития больших систем. М., 1975.-192 с.
  206. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  207. H.JI. Воспитательная система как объект педагогического моделирования //Моделирование воспитательных систем: теория практике /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М., 1995. С.10−18.
  208. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986.
  209. В.Д. Социальная среда и моделирование //Моделирование воспитательных систем: теория практике /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М., 1995. С. 110−118.
  210. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001 г.
  211. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. № 5. С. 16−21.
  212. А.М. Процесс развития воспитательной системы //Сов. педагогика. 1991.-№ 11. С.65−69.
  213. А.М. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  214. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.
  215. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента //Педагогика. 1994. — № 1. С.14−19.
  216. П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962. 139 с.
  217. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
  218. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
  219. В. И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  220. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995.
  221. Е.Н. Структура и временная организация игры // Игровое моделирование: методология и практика. М., 1987. С. 14−20.
  222. Современные проблемы исследовашм воспитательных систем /Под ред. H. J1. Селивановой, ИАСкворцовой. М., 1995.
  223. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.
  224. СЛ. Вечная радость. М., 1986.
  225. B.C. Сочинения: В 2-х т. 2-е изд. М., 1990.
  226. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования /Отв. ред. В. Д. Семенов. Свердловск, 1989.
  227. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности / Сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2004.
  228. Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявления в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль, 1999.
  229. Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль., 1985.
  230. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999.
  231. B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. М., 1974.
  232. Л. Жизнь, творчество, человек: Функции художественной деятельности. М., 1985.
  233. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
  234. Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1991.
  235. Н.М. Системно синергетическая философия и концепция неопедагогики. Казань. 1996.
  236. Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
  237. X. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. М., 1978.
  238. Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования //Вопр. философии. 1987. № 2. С.87−96.
  239. А.Н. Школа самоопределения: В 2-х ч. М., Творческая педагогика, 1991.
  240. А.И., Плесский Б. В. Реальность, относительность и атрибутивность системных моделей действительности //Философско-методологические основания исследований. Системный анализ и системное моделирование /Отв. ред. Д. М. Гвишиани. М., 1983. С.187−198.
  241. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  242. А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем: Пер. с англ. М., 1976.
  243. Управление в образовании: проблемы и подходы: Практ. руководство /Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М., 1995.
  244. А.А. Письма. // Новый мир. 1973, № 1. С. 74−83.
  245. А.А. Собр. Соч. Л., 1950.Т. 1. С. 143−156.
  246. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1974.
  247. К.Д. Собр.соч. т.9. М., 1948- 1952
  248. С.Р. Педагогическая драматизация образовательного пространства личности и индивидуальности подростка: Монография. Ярославль, 2006,
  249. С.Р. Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания. Ярославль, 2004.
  250. В.М. Российское образование на рубеже веков //Среднее профессиональное образование. 1999. Специальный выпуск. С.4−12.
  251. Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. М., 1991.С. 130.
  252. Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1992.
  253. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
  254. В. Основы логотерапии. СПб., 2000.
  255. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  256. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  257. И.И. Игровое взаимодействие в детских организациях: Дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 2001.
  258. Л.И. Воспитание творчеством. Пермь, 1984.
  259. Г. Синергетика: Пер. с англ. М., 1980.
  260. Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.
  261. Л.А. Синергетика информационных процессов: Закон информативности и его следствия. М., 1995.
  262. Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. Монография. М., 2001.
  263. Е.Е. Реализация социально-педагогических функций детских организаций: Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1997.
  264. Н.В. Влияние межличностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 28−37.
  265. А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт интерпретации и изложения общей теории. Тбилиси, 1969.
  266. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994.
  267. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М., 1993.
  268. А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Авто-реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
  269. Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1985.
  270. JI.JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Дис. д-ра социолог, наук. Кемерово, 1992.
  271. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопр. философии. 1990. № 7. С. 32−41.
  272. В.А. Самоорганизация городского населения. М., 1995.
  273. Экономический доклад «О подготовке специалистов в государственных средних специальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1997 году». С-Пб., 1998.
  274. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  275. Э. Детство и общество. М., 1992.
  276. И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
  277. ЯмбургЕ.А. Школа для всех. М., 1996.
  278. Boring Е. History of Experimental Psychology. N.Y., Appleton.
  279. Buber M. Pointing the Way. London. 1957.
  280. Newcomp T.M. Personality and social change attitude formation in a student community. N, Y, 1943. P. 65−93.
  281. Newton R. How to improve your personality. N, Y, 1942.
  282. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y., Knopf. 1971.
Заполнить форму текущей работой