Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-методических семинарах кафедры иностранных языков Самарского государственного педагогического университета. Основные положения и результаты диссертационной работы нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Теория и практика обучения будущих учителей самостоятельной работе в условиях информатизации образования
    • 1. 1. Формирование у студентов навыков профессионального самообразования как дидактическая задача современной высшей педагогической школы
    • 1. 2. Готовность будущего учителя к самостоятельной работе: структура, содержание
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия реализации дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий при формировании готовности студента к самостоятельной работе
  • Выводы по главе
  • Глава.
  • Обучение будущих учителей самостоятельной работе в условиях информатизации образования: теория в контексте опыта образовательной практики
    • 2. 1. Использование мультимедиа
  • приложений в создании интерактивной развивающей среды самообучения как условие организации готовности студентов неязыковых факультетов к самостоятельной работе
    • 2. 2. Реализация в процессе самостоятельной работы студентов дидактического потенциала распределенного электронного ресурса сети Internet
    • 2. 3. Формирование у будущих учителей готовности к самостоятельной работе средствами информационных и коммуникационных технологий: результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Различные теории информационного общества, отражающие тенденции развития современного социума, обусловленные бурным развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), выступают сегодня исходными основаниями концепций непрерывного образования. На разных исторических этапах, начиная с 60-х годов XX века, менялись лейтмотивы этих концепций, находящие выражения в терминах: «образование взрослых», «непрерывное образование», «образование в течение всей жизни», «пожизненное образование» или «возобновляющееся образование», «продолжающееся образование», «образование для всех через всю жизнь» и др.

Претерпевали изменения принципы и подходы к воплощению концепций непрерывного образования в жизнь — в частности, в условиях информатизации социума значительные надежды связываются с реализацией дидактического потенциала технологий дистанционного обучения. Неизменным оставалось понимание того, что развитие устойчивых навыков самообразования в рамках формального образования выступает необходимым условием практической реализации парадигмы непрерывного образования.

Проблема самообразования в отечественной педагогике с большей или меньшей интенсивностью разрабатывается свыше столетия. В педагогических исследованиях второй половины XIX — начала XX века (В.П.Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Н. И. Карев, Н. А. Рубакин и др.) формулировались основные положения теории самообразования, конкретизировались ее содержательные принципы (гуманизма, личностного подхода, природосообразности, культуро-сообразности). Практика организации в указанный период самообразовательного процесса в России нашла свое отражение работах Е. Н. Медынского, А. С. Пругавина, С. О. Серполко, В. И. Чарнолуского, Н. В. Чехова, А. П. Щапова и др. Широкомасштабным педагогическим экспериментом по организации самостоятельной работы школьников можно считать деятельность Опытных Станций Наркомпроса РСФСР в 20-е-30-е XX века (П.П.Блонский, Б. В. Всесвятский,.

Л.С.Выготский, Н. Н. Иорданский, М. Д. Осипцев, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, А. А. Пчелко, А. С. Толстов, С. Т. Шацкий и др.).

Развитие системы формального образования в СССР на фоне оформившейся в 30-е годы XX века командно-административной системы привело к ликвидации станций и фактическому прекращению вплоть до 80-х годов XX века инновационных форм и методов организации самостоятельной работы в общеобразовательной школе вне рамок классно-урочной системы.

Отражением прогресса, достигнутого в развитии информационных и коммуникационных технологий на рубеже тысячелетий, стало появление многочисленных исследований, посвященных изучению проблем информатизации российского образования. В этих и других исследованиях фиксируется многогранность контекста информатизации образования, связанного с применением для предъявления учебной информации мультимедийных программ, обеспечивающих интерактивный диалог в системе «обучающийсяэлектронный образовательный ресурс» (С.Г.Григорьев, В. В. Гриншкун, И. И. Косенко, А. В. Осин, О. Г. Смолянинова и др.) — с автоматизацией процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления учебной деятельностью (А.Г.Абросимов, Я. А. Ваграменко, О. А. Козлов, И. В .Роберт, И. Н. Розина и др.) — с ростом образовательного потенциала распределенного информационного ресурса глобальных сетей и ростом дидактического потенциала технологий дистанционного обучения, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий.

При этом реализация дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий связывается с наличием педагогических кадров, способных адекватно использовать телекоммуникационные технологии в педагогической деятельности, готовых к непрерывному педагогическому самообразованию.

Это обстоятельство нашло свое отражение и в российских государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в которых впервые был нормативно зафиксирован статус самостоятельной работы студентов вузов, и в наблюдаемом на современном этапе всплеске интереса педагогического сообщества к различным аспектам проблемы организации этой работы.

Так, общедидактические и психологические аспекты самостоятельной работы студентов анализировались в работах Б. Г. Ананьева, С. А. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Зимней, НДНикандрова, ГШ. Пидкасистого, Ю. Г. Репьева, Т. И. Шамовой и др. Многочисленны исследования, посвященные вопросам методики проведения самостоятельной работы студентов и ее контроля (СВ.Акманова, В. В. Буркин, М. Г. Гарунов, Г. И. Егорова, П. А. Зайченко, Р. А. Лозовская, В. И. Михеев, И. Б. Соколова, Ю. В. Стафеева, С. В. Татаринцева и др.).

Но информатизация социума предопределяет, с одной стороны, появление новых требований к организации самостоятельной работы студентов в вузе, с другой стороны, открывает перед ней новые возможности, связанные с реализацией дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий.

В этой связи отметим, что вопросы, связанные с обучением студентов самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий, не были предметом специального исследования. К ряду нерешенных относятся вопросы о содержании и структуре готовности будущего учителя к самостоятельной работе в условиях информатизации образования, об организационно-педагогических условиях обучения студентов самостоятельной работе средствами информационных и коммуникационных технологий.

Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность исследования, которая еще более подчеркивается существующим противоречием между запросами и реалиями образовательной практики в высококвалифицированных учителях, способных к непрерывному профессиональному саморазвитию в условиях информатизации образования, и недостаточной представленностью в педагогической науке исследований по проблеме формирования готовности будущего учителя к самостоятельной работе средствами информационных и коммуникационных технологий.

Стремление найти пути разрешения названного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема определения (в условиях информатизации образования) организационно-педагогических условий обучения студентов педагогических вузов самостоятельной работе. В практическом плане — проблема отбора содержания, научно-обоснованных форм, методов и средств формирования у будущих учителей навыков самостоятельной работы в аспекте реализации идеи непрерывного педагогического образования на основе информационных и коммуникационных технологий.

Объект исследования — процесс обучения в педагогическом университете.

Предмет исследования — формирование готовности студентов к самостоятельной работе как аспект процесса обучения.

Цель исследования — определение организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя к самостоятельной работе на современном этапе информатизации образования.

Гипотеза исследования. В условиях постоянного усложнения педагогической деятельности, в немалой степени обусловленного как информатизацией социума, так и эволюцией образовательных парадигм, формирование готовности будущего учителя к самостоятельной работе становится успешным, если: обучение самостоятельной работе будет осуществляться в рамках интерактивной, конкурентной, развивающей среды самообучения, конструируемой на основе личностного и деятельностного подходовпри организации самостоятельной работы комплексно и в полной мере будет реализован дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий, выступающих в качестве инструмента учебнопознавательной деятельности, технического средства обучения, а также средства доступа к распределенному электронному ресурсу глобальной сети Internetв рамках дидактической системы поэтапного формирования у студентов готовности к самостоятельной работе найдут свое практическое воплощение гуманитарный и технологический подходы к обучению в их оптимальном сочетании и гармоническом единстве.

Предмет, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач.

1. На основе культурно-исторического анализа проблемы педагогического самообразования раскрыть структуру явления «готовность учителя к самообразованию» и обосновать содержание его структурных компонентов.

2. Исходя из дидактического анализа состояния теории и практики обучения студентов самостоятельной работе, обосновать структуру понятия «готовность студента к самостоятельной работе» и раскрыть содержание структурных компонентов.

3. Выявить дидактический потенциал средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя к самостоятельной работе, и организационно-педагогические условия реализации данного потенциала.

4. Разработать специальную программу обучения студентов самостоятельной работе средствами информационных и коммуникационных технологий в процессе овладения ими содержанием образования на уровне учебной дисциплины «Иностранный (английский) язык».

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Информатизация социума, предопределяя изменение структуры и носителей социальной памяти, а также способов доступа к ней, кладет предел экстенсивному развитию системы образования как сферы производства «интеллектуальных ресурсов». Объективные факторы, порождающие эволюцию образовательных парадигм, развитие инновационных образовательных технологий, находят свое отражение в сознании коллективного субъекта педагогической деятельности в виде различных концепций личностно-ориентированного образования, непрерывного образования. Динамичное развитие технологий дистанционного обучения, способствует формированию глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования, требуя, чтобы педагог был готов к самообразованию. Самообразование учителя как взаимодействие педагога с социальной памятью, инициируемое и осуществляемое им в глобальной информационной среде непрерывного педагогического образования (в рамках институциональных и не институциональных форм) с осознанной и личностно значимой для учителя целью совершенствования профессиональной деятельности, в значительной степени определяется внешними факторами (экономическими, социокультурными, технологическими) и зависит от внутреннего потенциала педагога. Этот потенциал описывается с помощью понятия «готовность учителя к самообразованию», рассматриваемого как динамичное интегративное личностное образование, которое предстает в неразрывном единстве мотивационного, когнитивного, технологического, эмоционального и рефлексивного компонентов. Содержание компонентов — это соответствующий набор значимых способностей, умений, свойств и качеств субъекта самообразовательной деятельности.

2. Важнейшей задачей педагогического образования является формирование готовности будущего учителя к самостоятельной работе, отличительными чертами которой являются большая степень автономности субъекта учения при взаимодействии с социальной памятьюотносительно свободный и самостоятельный характер регламентации темпов и содержания деятельностипреимущественно консультативный характер деятельности преподавателя. Готовность студента к самостоятельной работе есть своеобразная проекция готовности учителя к самообразовательной деятельности, являющаяся интегра-тивным личностным образованием, включающим мотивыкогнитивные возможноститехнологические умения, эмоционально-волевые качества, рефлексивные способности. При этом важнейшим средством формирования готовности студентов к самостоятельной работе являются информационные и коммуникационные технологии.

3. Дидактический потенциал средств информационных и коммуникационных технологий при формировании готовности студента к самостоятельной работе определяется возможностью их эффективного применения в рамках таких педагогических ситуаций, как: предъявление учебного материала, выполнение упражнений в интерактивном режиме с последующей оценкой результатов самообучения (интенсивный тренинг), ролевая игра, поиск информации, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, самопрезентация. Реализация в полной мере этого потенциала — одно из важнейших организационно-педагогических условий формирования готовности студентов к самостоятельной работе. К числу таких условий также относятся: личностный и деятельностный подходы к организации самостоятельной работы студентов в их оптимальном сочетанииреализация стратегии scaffolding, основным элементом которой является «угасающая помощь» (fading help) со стороны преподавателя в процессе самостоятельной работыперевод деятельности субъекта самостоятельной работы в режим интерактивного самообученияоптимальное соотношение индивидуальных и групповых форм самостоятельной работы, аудиторных и внеаудиторных видов учебной деятельностисоздание конкурентной образовательной средыналичие конструируемой интерактивной развивающей среды самообучения, обеспечивающей: интенсивный тренинг, реализацию на основе автоматизированной системы контроля индивидуальной образовательной траектории в процессе самостоятельной работы студента в мультимедийной среденаличие доступа к сети Internet.

4. Формирование готовности студентов неязыковых факультетов к самостоятельной работе, базирующееся на совместной деятельности студента и преподавателя в развивающей среде (на базе интерактивных мультимедийных продуктов учебного назначения и распределенного электронного ресурса сети Internet), может эффективно осуществляться в соответствии со специальной программой. Ее реализация обеспечивает поэтапный перевод студента в режим интерактивного самообучения (в рамках таких этапов, как поисково-репродуктивный, проблемно-ориентированный, эвристический, креативный).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: определены детерминанты развития педагогического самообразования как социокультурного феномена [социокультурные факторы (государственная образовательная политика, социальный статус учителя и др.), экономические факторы (качество жизни, условия труда и материальное положение учителяинвестиционная привлекательность вложений в самообразованиесвободное время и др.) и технологические факторы (доступ к социальной памятиуровень развития глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования и др.)]- обосновано содержание структурных компонентов понятия «готовность учителя к самообразованию» (содержание мотивационного компонента образует мотивы материального благополучия, мотивы безопасности, мотивы уважения и самоуважения, мотивы саморелизации и самоактуализациисодержание когнитивного компонента образует критическое мышление, дивергентное мышление, креативное мышление, формально-логическое мышление, эрудициюсодержание технологического компонента образует организацию самообразовательной деятельности, взаимодействие с социальной памятью посредством информационных и коммуникационных технологий, представление результатов самообразовательной деятельностисодержание эмоционально-волевого компонента образует эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, неадаптивную активность, целеустремленностьсодержание рефлексивного компонента образует «Я-концепцию» и самооценку). раскрыта структура и содержание понятия «готовность студента к самостоятельной работе» (готовность студента к самообразованию есть интегративное, личностное образование студента, включающее в себя: мотивы (материальное благополучие (в будущем), сохранение статуса студента, уважение сокурсников и преподавателя, стремление к успеху в учебной деятельности, интерес к самостоятельной познавательной деятельности) — когнитивные возможности (критичность мышления, нестандартность подходов при самостоятельном решении познавательных задач) — технологические умения (умение строить дерево целей и планировать самостоятельную работуработать в интерактивной электронной среде, осуществлять поиск информации в глобальной сети и самопрезентацию в сетевом сообществе и др.) — эмоционально-волевые качества (целеустремленность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, инициативность, склонность к инновациям) — рефлексивные способности (способность к самооценке) — выявлен дидактический потенциал средств информационных и коммуникационных технологий в процессе самостоятельной работы студента (он заключается в возможности эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в таких педагогических ситуациях, как: предъявление учебного материала, интенсивный тренинг, ролевая игра, поиск информации, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, самопрезентация) — определены организационно-педагогические условия обучения будущих учителей самостоятельной работе с применением средств информационных и коммуникационных технологий (личностный и деятельностный подходы в их оптимальном сочетаниипоэтапный перевод деятельности субъекта самостоятельной работы в режим интерактивного самообученияналичие интерактивной развивающей средыналичие доступа к распределенным электронным ресурсам, обеспечивающего проектную и коммуникативную деятельность студента и др.) — разработана специальная программа обучения будущих учителей самостоятельной работе в процессе овладения содержанием образования на уровне учебной дисциплины «Иностранный (английский) язык» (Она включает в себя систему разработанных учебных заданий, направленных на организацию самостоятельной работы. Этапами реализации программы являются поисково-репродуктивный, проблемно-ориентированный, эвристический, креативный).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы формирования у будущих учителей навыков самообразования, жизненно необходимых для саморазвития, самореализации в глобальной информационной среде непрерывного педагогического образования. Они послужат основой для дальнейших исследований в этой области, расширят научные представления об образовательных технологиях, обеспечивающих развитие навыков самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования способствуют совершенствованию педагогической деятельности в педагогических вузах на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, выявлению и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих обучению студентов самостоятельной работе в развивающей интерактивной среде самообучения. Разработка специальной программы по обучению студентов неязыковых факультетов иностранному языку вошла в ряд реальных предпосылок обновления содержания образования на уровне учебной дисциплины «Иностранный язык».

Методологическую основу исследования составили философские, социологические, педагогические, психологические теории и концепции.

В частности, существенное значение в концептуальном плане имели: основные положения методологии педагогики (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков, В. М. Полонский и др.) — идеи гуманистической теории развития личности (В.П.Бездухов, А. Г. Бусыгин, Л. В. Вершинина, А. Маслоу, Ш. Бюллер, С. Джурарду, К. Роджерс, Р. Мэй, Л. Франкл, Г. Мюррей, К. Хорни). теоретико-методологические основы профориентологии личности (А.Л.Бусыгина, Г. В. Глухов, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов,.

Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, В. М. Минияров, А. М. Новиков, Э. Э. Сыманюк, и др-) — теоретические основы обучения взрослых (С.Г.Вершловский, С. И. Змеёв, И. А. Колесникова, И. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. И. Подобед, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая, Л. И. Фишман и др.) — современные подходы к проблемам применения технологий дистанционного обучения в контексте реализации идеи непрерывного образования (А.В.Густырь, А. Д. Иванников, В. И. Овсянников, Е. С. Полат, В. И. Пугач, В. И. Солдаткин, А. Н. Тихомиров, В. М. Филиппов, С. А. Щенников, и др.) — психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений (С.А.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. Д. Горячев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Зимняя, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, Ю. Г. Репьев, Т. И. Шамова и др.) — научные исследования в области информатизации образования (С.Г.Григорьев, А. Д. Иванников, К. К. Колин, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, А. Н. Тихонов и др.).

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Самарского государственного педагогического университета в несколько этапов.

I этап (2000 — 2003 гг.). Анализ практического опыта организации самостоятельной работы студентов вузов. Определение дальних и ближних факторов, влияющих в условиях информатизации на эффективность самостоятельной работы студентов. Проведенный анализ философских, психолого-педагогических исследований, тематически близких нашему, послужил основой для обоснования темы исследования, его предмета и цели, для определения гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

II этап (2003 — 2006 гг.). Выявление дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий в контексте идеи создания среды интерактивного обучения самостоятельной работе. Разработка интегральной структурно-содержательной модели готовности будущего учителя к самостоятельной работе. В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с теоретическим анализом опыта функционирования развивающей интерактивной среды самообучения, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались организационно-педагогические условия обучения студентов самостоятельной работе, способствующие эффективному формированию готовности будущего учителя к самостоятельной работе, систематизировались и обобщались экспериментальные данные.

III этап (2006 — 2007 гг.). Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных констатирующего этапа педагогического эксперимента с данными, полученными в рамках формирующего этапа эксперимента, подвергнуто теоретическому анализу. Сформулированы основные выводы исследования. Оформлена диссертация.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературыпоиск и обработка информации в глобальной сети Internetизучение и обобщение опыта организации самостоятельной работы студентовмоделированиеэмпирические методы (анкетирование, наблюдение) — методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблемепроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-методических семинарах кафедры иностранных языков Самарского государственного педагогического университета. Основные положения и результаты диссертационной работы нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на Международной конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность. Язык в мультимедийном мире» (Самара, 2000) — на IV международной конференции «Наука в высшей школе: проблема интеграции» (Самара, 2000) — на I и II Всероссийских конференциях «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2006; 2007), на Международной научно-практической конференции «Интеграция образования, науки, культуры: Россия — Германия» (Самара, 2007). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности (2000;2007 гг.) в качестве старшего преподавателя кафедры иностранных языков Самарского государственного педагогического института в рамках реализации Концепции создания и развития информационно-образовательной среды ГОУ ВПО СГПУ на 2006;2011 гг.

Выводы к главе 2.

Проведенный в настоящей главе анализ результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

1. Дидактический анализ программных систем позволяет с уверенностью утверждать, что мультимедиа приложения Rinel-Lingvo, English Discoveries, Reward InterN@tive, «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Репетитор. English» наряду с распределенными электронными ресурсами сети Internet способны образовать интерактивную развивающую образовательную среду, обеспечивающую в рамках самостоятельной работы студентов при изучении английского языка: реализацию личностного и деятельно-стного подходов, реализацию стратегии scaffolding, оптимальное сочетание поискового (гуманитарного) и технологического подходов к обучению, а также интенсивный тренинг и реализацию на основе автоматизированной системы контроля индивидуальной образовательной траектории в процессе самостоятельной работы студента в мультимедийной среде.

2. Качественный анализ результатов выполнения студентами разработанных заданий для самостоятельной работы подтверждает возможность поэтапного (в рамках таких этапов, как репродуктивно-поисковый, проблемно-ориентированный, эвристический, креативный) перевода деятельности студентов в режим интерактивного обучения.

3. В процессе самостоятельной работы существенные изменения наблюдаются в изменении таких свойств и качеств личности студента, как:

• «стремление к успеху»;

• «интерес к самостоятельной познавательной деятельности»;

• «критичность мышления»;

• «склонность к инновациям»;

• «уверенность в себе»;

• «инициативность».

4. Организация самостоятельной работы средствами информационных и коммуникационных технологий способствует улучшению результатов обучения.

Заключение

.

Возникновение значительного спроса в ближайшей и среднесрочной перспективе на «самостоятельного учителя», способного создать в школе условия для свободного развития свободных граждан — объективная необходимость современной эпохи. В то же время, формирование самостоятельности личности учителя наряду с осознанием им собственной гражданской и социальной ответственности происходит под влиянием множества социокультурных, экономических и технологических факторов. В силу специфики профессии основой самостоятельности учителя выступает самообразование. Как взаимодействие педагога с социальной памятью с осознанной и личностно значимой для него целью совершенствования профессиональной деятельности, эффективность педагогического самообразования зависит от его внутреннего потенциала учителя — «готовности учителя к самообразованию». Как динамичное интегративное личностное образование, готовность учителя к самообразованию предстает в неразрывном единстве мотивационного, когнитивного, технологического, эмоционального и рефлексивного компонента, содержание которых — соответствующий набор значимых способностей, умений, свойств и качеств субъекта самообразовательной деятельности.

Готовность к самообразованию учителя должна и может формировать.

160 ся на вузовской скамье, причем особую роль в этом должна и может играть самостоятельная работа студента. В целом готовность студента к самостоятельной работе есть проекция готовности учителя к самообразовательной деятельности учителя по структуре личностного образования и алгоритмам самостоятельной работы. Она предстает как интегративное динамичное личностное образование студента, включающее в себя мотивы, когнитивные возможности, технологические умения, эмоционально-волевые качества, рефлексивные способности.

В рамках самостоятельной работы студента дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий определяется возможностью их эффективного применения в рамках таких педагогических ситуаций, как предъявление учебного материала, оценка результатов самообучения в интерактивной развивающей среде, интенсивный тренинг, ролевая игра, поиск информации, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, самопрезентация. Реализация в полной мере этого потенциала — одно из важнейших организационно-педагогических условий обучения студентов методам самостоятельной работы.

К числу таких условий также относятся личностный подход к организации самостоятельной работы студентов. Он предполагает:

1) ориентацию на формирование готовности студента к самостоятельной работе;

2) организацию индивидуальной образовательной траектории в образовательной среде, обеспечивающей максимально возможное автономное самоуправление самостоятельной работой субъекта учения;

3) в рамках совместного целеполагания и планирования определение обучаемым и обучающим содержательного контента.

Еще одним важнейшим организационно-педагогическим условием обучения студентов методам самостоятельной работы выступает деятельно-стный подход, предполагающий:

1) ориентацию на цели и задачи учебной дисциплины, на освоение технологий взаимодействия с социальной памятью на электронных носителях;

2) реализацию стратегии scaffolding, основным элементом которой является «угасающая помощь» (fading help);

3) усвоение содержания предметной области на основе максимально возможного использования дидактического потенциала ИКТ.

Условиями снятия противоречий объективно возникающих в процессе практической реализации названных подходов выступают:

— оптимальное сочетание поискового (гуманитарного) и технологического подходов к обучению;

— оптимальное соотношение индивидуальных и групповых форм самостоятельной работы, аудиторных и внеаудиторных видов учебной деятельности;

— поэтапный перевод (в рамках таких этапов, как репродуктивно-поисковый, проблемно-ориентированный, эвристический, креативный) деятельности субъекта самостоятельной работы в режим интерактивного самообучения.

При этом конкурентная образовательная среда способна выступить своеобразным катализатором, обеспечивающим повышение результативности самостоятельной работы.

Одним из главных условий при обучении студентов самостоятельной работе является наличие конструируемой интерактивной развивающей среды самообучения, а также наличие доступа к сети Internet. Проведенный дидактический анализ программных систем позволяет с уверенностью утверждать, что мультимедиа приложения: Rinel-Lingvo, English Discoveries, Reward In-terN@tive, «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Репетитор. English», наряду с распределенными электронными ресурсами сети Internet способны образовать интерактивную развивающую образовательную среду, обеспечивающую в рамках самостоятельной работы студентов при изучении английского языка: реализацию личностного и деятельностного подходов, реализацию стратегии scaffolding, оптимальное сочетание поискового (гуманитарного) и технологического подходов к обучению, а также интенсивный тренинг и реализацию на основе автоматизированной системы контроля индивидуальной образовательной траектории в процессе самостоятельной работы студента в мультимедийной среде.

Качественный анализ результатов выполнения студентами разработанных заданий для самостоятельной работы при изучении иностранного (английского) языка подтверждает возможность поэтапного (в рамках таких этапов, как: репродуктивно-поисковый, проблемно-ориентированный, эвристический, креативный) перевода деятельности студентов в режим интерактивного обучения в соответствии с разработанной специальной программой.

В процессе самостоятельной работы существенные изменения наблюдаются в изменении таких свойств и качеств личности студента, как «стремление к успеху», «интерес к самостоятельной познавательной деятельности», «критичность мышления», «склонность к инновациям», «уверенность в себе», «инициативность». При этом организация самостоятельной работы средствами информационных и коммуникационных технологий способствует улучшению результатов обучения.

Выполненное исследование проблемы определения в условиях информатизации образования организационно-педагогических условий обучения студентов педагогических вузов самостоятельной работе вносит определенный вклад в развитие системы непрерывного педагогического образования. Вместе с тем мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной степени глубоко и основательно, а само исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. Среди этих проблем одна из самых интересных — проблема синергетического эффекта развития самоорганизующейся на основе самообразовательной деятельности самостоятельных учителей глобальной информационной среды непрерывного педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Н., Астафьева, Н.Г., Баскакова, Н.И. и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.З./ Р. Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова и др. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. — 114 с.
  2. , А .Я. Педагогические проблемы самообразования/ А.Я.Айзенберг//Советская педагогика, — 1968.-№ 11.-С.51−61.
  3. , А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы/А.Я.Айзенберг. М.: Педагогика, 1986. — 116 с.
  4. Акустика речи и прикладная лингвистика. Ежегодник Российского акустического общества. Выпуск 3. М.: МГЛУ, 2002. — 217 с.
  5. , A.M., Аюрзайнан, А.А., Пидкасистый, П.И., Козакова, В. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения/А.М.Алексюк, А. А. Аюрзайнан, П. И. Пидкасистый, В. А. Козакова. Киев: ИСПО. — 1993. — 306 с.
  6. , А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/А.А.Андреев, В. И. Солдаткин. М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
  7. , А.А., Солдаткин, В.И. Опыт использования Интернет в образовании. Аналитический обзор/А.А.Андреев, В. И. Солдаткин. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1999. — 95 с.
  8. , А.А. Общество и образование: Социокультурный профиль России/А.А. Андреев//Педагогика. № 6. — 2002. — С. 20−29.
  9. , В.И. Педагогика творческого саморазвития/ В. И. Андреев. -Казань: Изд-во КГУ, 1998. 318 с.
  10. , С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе/С.И.Архангельский. М.: Высшая школа. -1976.- 199 с.
  11. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе/ С. И. Архангельский. М.: Высшая школа. — 1974. — 386 с.
  12. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/С.И.Архангельский. М.: Высшая школа. -1980.-368 с.
  13. , Д.А. Ресурсы Интернет для изучения английского языка/ Д.А.Бабейкина//Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования». — 1999. — № 6. — С. 54−59.
  14. , К.Б. Педагогические основы научной организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических институтов: Дис. к.п.н.: 13.00.01/К.Б.Бабенко. Одесса, 1992.
  15. , Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессио-нального роста учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Е. Д. Безниско: Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ростов н/Д, 2007. — 25 с.
  16. , Г. М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию Электронный ресурс./Г.М.Беспалова. Режим доступа — http://www.thetutor.ru/about/news011 .html.
  17. , Т.А. Методика обучения студентов старших курсов иностранному языку в телекоммуникационных сетях с использованием интернет-технологий (Немецкий язык, языковой вуз): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/Т.А.Болдова. М., 2004. — 362 с.
  18. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1969−1978 гг.
  19. , В.В. Педагогические условия интенсификации процесса обучения будущего учителя иноязычной речи (На примере неяз. фак.): Автореф. дис. к.п.н.: 13.00.01 /В.В.Бондарева. СамГПУ. — Самара, 2004. — 23 с.
  20. , Т.В. Психолого-педагогические условия самообразования будущих учителей технологии и предпринимательства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08./Т.В.Борисова. Новосибирск, 2000. — 184 с.
  21. , A.JI. Профессор профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Изд. 2-е, испр. и доп./ А. Л. Бусыгина. — Самара: ГП «Перспектива" — Изд-во СамГПУ, 2003. — 198 с.
  22. , В.П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторные классы/ В. П. Вахтеров. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1896. — 380 с.
  23. , В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование/ В. П. Вахтеров. -М.: Т-во И. Д. Сытина, 1917. 208с.
  24. , А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе /А.А.Вербицкий//Советская педагогика. М. — 1986. — № 6 — С. 75−78.
  25. JI.B. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния): Монография/JI.В.Вершинина. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 180 с.
  26. , В.Н. Интеграция эвристического и технического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/В.Н.Воронин. -Тольятти, 1999.-331 с.
  27. Дж. Современные информационные технологии совместной работы. М.: Изд-во «Русская Редакция», 2000. — 256 с.
  28. , Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроках/Л.Г.Вяткин. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. — 1983. — 125 с.
  29. , Е.А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Е.А.Ганин. Чита, 2004. — 175 с.
  30. , Ю.И. Социология самостоятельной личности/ Ю. И. Гиллер. -М.: Академический проект, 2006. 224 с.
  31. , Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений/ Ю.Б.Голицин-ский. СПб.: КАРО, 2001. — 512 с.
  32. , В., Ильясов, И.И., Ляудис, B.JI. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов/ В. Граф, И. И. Ильясов, В. Л. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 148 с.
  33. , И.В. Педагогические основы адаптации будущих учителей к информационным технологиям в образовании: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/И.В.Гулидова. Новокузнецк, 2000. — 145 с.
  34. Е.В., Морозова, А.Н. Говорим и читаем по-английски: Учебное пособие/ Е. В. Гусева, А. Н. Морозова. Самара: СГПУ, 1993. — 112 с.
  35. , Н.Г. О сущности самостоятельной работы/Н.Г.Дайри// Народное образование. 1963. — № 5. — С. 29−34
  36. , О.В. Особенности проектирования системы поддержки самостоятельного обучения/О.В.Данилова/Л^исайопа1 TechnoIogy& Society 8(3), 2005. Электронный ресурс. — Режим доступа -http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V832005EE.html.
  37. , М.А. Процесс обучения в советской школе/М.А.Данилов. -М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  38. , Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук/Г.Н.Диниц М., 2002. — 176 с.
  39. Дистанционное обучение: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  40. , Ф.А. Избранные педагогические сочинения/ Ф.А.Дистер-вег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  41. , С.А. Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий: Дис. канд. пед. наук/С.А.Дочкин. Кемерово, 2003. — 227 с.
  42. , Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: Автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.08/Ю.Б. Дроботенко. Омск, 2006. — 24 с.
  43. , Дж. Демократия и образование/ Дж.Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  44. , А.С. Информационно-технологическая поддержка деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ А. С. Елизаров. СПб., 2005. — 172 с.
  45. , Б.П. Самостоятельная работа студентов на уроках/Б.П.Есипов. -М.: Учпедгиз. 1961, — 155 с.
  46. , К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов/ К. Б. Есипович. М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  47. Жарков, J1.B. Учись самостоятельности/ Л. В. Жарков. М.: Просвещение.-1993.-205 с.
  48. , Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе/ Е. В. Заика. Харьков: ХТУ. — 1991. — 69 с.
  49. , Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08/Е.н.3айцева. М., 2003. — 204 с.
  50. , Г. С. Самообразование учащихся/ Г. С. Закиров. Казань, 1967.
  51. , И.Г. Информационные технологии в образовании/ И. Г. Захарова. -М.: Академия, 2003. 192 с.
  52. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема/ Г. Е. Зборовский, Е.А.Шуклина// Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 78−87.
  53. , И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
  54. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И. А. Зимняя. -М.: Просвещение, 1991. -219 с.
  55. , A.M. Формирование готовности учителя к профессиональному росту в условиях информатизации образования (в системе повышения квалификации): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. М. Иванов. М., 2007. — 25 с.
  56. С.А. Педагогические условия самореализация личности учащегося в системе непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/С.А.Иванов. М., 1998. — 176 с.
  57. , Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0./Д.В.Иванов. -СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. 224 с.
  58. , Е.Н. Педагогические условия подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/Е.Н.Иванова. Иркутск, 2002. — 167 с.
  59. , Дж. Цифровые библиотеки. Состояние и перспективы/ Дж. Импаглиазо//Международный семинар «Современное высшее образование в области информатики». Петрозаводск: ПетрГУ, 2004.
  60. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. Центр BJIA-ДОС, 2001.-272 с.
  61. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник/ Под. редакцией ДЛТудаковой. -М.: ИОСО РАН, 2003. 160 с.
  62. , Н.А. Методические принципы организации самостоятельной работы студентов./ Н.А. Кадыгроб// Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов. Краснодар.: Изд-во Куб. ГУ, 1987.-108 с.
  63. , П.Ф. Самовоспитание таланта/П.Ф.Каптерев// Воспитание и обучение.- 1898,-№ 3.-С. 116−131.
  64. , П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании/П.Ф.Каптерев// Образование. 1897. — № 1.-С. 1−18.
  65. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования/ П.Ф.Кап-терев// Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 703 с.
  66. , Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах/Т.В.Карамышева. СПб.: Издательство «Союз», 2001.- 192 с.
  67. Н.И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании/Н.И. Кареев. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. — 203 с.
  68. , Т.Е. Профессионально-творческое самообразование как фактор развития исследовательской культуры будущего учителя: Монография / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МГПИ, 1999.
  69. Князева M. J1. Ключ к самосозиданию/ М. Л. Князева. М.: Молодая гвардия, 1990.-255 с.
  70. , В.Ф. СРС как условие формирования потребности в самообразовании/ В.Ф.Ковалевский// Методы организации СРС. Краснодар: Куб .ТУ, 1987. — С.19−20.
  71. , М.Г. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие/ М.Г.Коджаспирова/ Под ред. Ю. М. Забродина. -М.: АО «ЦИПТ», 1994. 344 с.
  72. , Т.В. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе (На примере дисциплины «Английский язык»): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т. В. Колесова. Йошкар-Ола, 2004. — 240с.
  73. , С.А. Развитие теории и практики самообразования в России во второй половине XIX начале XX вв: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ С. А. Кононенко. — Ставрополь, 2001. — 157 с.
  74. , О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка)/О.П.Крюкова. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. — 128 с.
  75. , И.А. Самостоятельная учебная работа школьников в практике Опытных Станций Наркомпроса РСФСР в 20-е гг. XX в.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ И. А. Кузьмина. М., 2002. — 223 с.
  76. , М.Г. К вопросу о понятии «самообразование»/ М. Г. Кузьмина //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976.-С.15 — 18.
  77. , Ю.Н., Психология обучения взрослых/ Ю. Н. Кулюткин. -М.: Педагогика, 1985. 196с.
  78. , Е.Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Е. Ю. Лаптева. Казань, 2001. — 205 с.
  79. , Г. А., Формирование готовности к самообразованию у будущих учителей иностранного языка (Дополнительная специальность): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/Г.А.Лапшина. -Елец, 2004. 194 с.
  80. , О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: Монография/ О. А. Леонович. М.: Генозис, 2005. — 352 с.
  81. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  82. , А.Н. Мотивационная основа интереса к учению/ А.Н.Леонтьев// Советская психология. Москва. — 1987. — № 7. — С. 3−17.
  83. А.В. Учитель учись/А.В.Луначарский// Учительская газета. -1924. -№ 1.
  84. , С.А. Организация самостоятельной работы будущих учителей при изучении педагогики с использованием образовательных ресурсов сети Интернет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/С.А.Маврин. -Самара, 2005.-207 с.
  85. , А.Л., Рыбин, С.В., Шеин, А. Э. Многофункциональный лингафонный компьютерный класс/А. Л. Маримонт, С. В .Рыбин, А.Э.Шеин// Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 1999. — № 2. — С. 23−27.
  86. , М.И. Проблемное обучение/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975.-351 с.
  87. , P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения/ Р. М. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940. — 96 с.
  88. , Г. В., Тубалова, И.В. Как подготовить мультимедиа курс? Методическое пособие для преподавателей/Г.В.Можаева, И.В.Туба-лова. Томск: ТГУ, 2002.
  89. , А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе/ А. Г. Молибог. Минск: Высшая школа, 1975. — 296 с.
  90. , С.В., Поляков, А.А., Цветков, В. Я. Компьютерные информационные технологии в образовании. Конспект лекций/С.В.Монахов, А. А. Поляков, В. Я. Цветков. М.: МАКС Пресс, 2004. — 96 с.
  91. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс/Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк: Авторизированный пер с англ. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2007. — 224 с.
  92. Мультимедиа: Творчество, техника, технология/Н.И.Дворко и др. -СПб.: СПбГУП, 2005. 176с.
  93. , Р.А., Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов/ Р. А. Низамов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. — 302 с.
  94. , JI. Самообразование учителя Электронный ресурс./Л. Николенко. Режим доступа — http://edunet.zn.uz/
  95. , П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения/ П. И. Образцов. Орел: Орл. гос. техн. ун-т., 2000. — 145 с.
  96. , В. Введение в общую дидактику/В.Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
  97. , Ю.Г. Организационно-педагогические условия самообразования студентов вуза: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Ю.г.0парин -Йошкар-Ола, 2002. 179 с.
  98. Организация самостоятельной работы студентов/ Под ред. В.Г.Иванова/ Методические рекомендации. Казань: КГУ, 1996. — 320 с.
  99. , А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации/ А. В. Осин. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. — 320 с.
  100. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования/В.Г.Осипов. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989.-216 с.
  101. , Н.А. Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения/ Н.А.Павлова// Тезисы. Омск: ОМПИ. — 1989 — С. 57.
  102. , Ю.И. Самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса/ Ю.И.Палкин// Вопросы общественных наук. Киев: Лыбидь., 1992. -№ 92. — 136 с. — С. 3.
  103. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспе-дагенство, 1995. — 638 с.
  104. Педагогика/ Под ред. Баранова С. П., Болотиной Л. Р., Сластенина В. А. и др. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  105. Педагогическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1964. -Т. 1.-832 с.
  106. , В.А. Психология неадаптивной активности/ В. А. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  107. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования/ П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1980. 123 с.
  108. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов/ П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.
  109. , Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Пирогов. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1953. — 752 с.
  110. , И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки/ И. Л. Плужник. М.: ИНИОН РАН, 2003. — 216 с.
  111. , К.П. Всеподаннический отчет обер-прокурора Святейшего Синода К.Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 г./ К. П. Победоносцев. СПб, 1886.
  112. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. Ю., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образова-ния/Е.С.Полат и др. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  113. Е.С. Метод проектов Электронный ресурс./Е.С.Полат. Режим доступа — http://www.iteach.ru/metodika/a2wn3.esp.
  114. , В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы/В.А.Попков, А. В. Коржуев. М., Academia, 2001. — 130 с.
  115. , А.В., Коржуев, А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования/А.В.Попков, А. В. Коржуев. М.: Академический Проект, 2004. — 432 с.
  116. , M.JI. Уроки начинающего учителя/ М. Л. Портнов. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  117. Постановление Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24 «О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области» Электронный ресурс. Режим доступа -http://rc.novokuybishevsk.ru/files/kompetent/koncepc-koo.htm.
  118. , Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. 4-е, стереотипное/Р.К.Потапова. М.: КомКни-га, 2005.-368 с.
  119. , Н.А. Организационно-педагогические условия формирования навыков самоконтроля при профессионально-иноязычной подготовке студентов вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/Н.А. Пыркина. Самара, 2006. — 23 с.
  120. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с англ./Дж.Равен. -М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
  121. , Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию/Б.Ф.Райский // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. — С. З — 11.
  122. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  123. , Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография/Ю.Г. Репьев.- М.: «Логос», 2004. 248 с.
  124. , И.В., Поляков, В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образова-ния./И.В.Роберт, В. А. Поляков. М.: «Образование и Информатика», 2004. — 68 с.
  125. , Д. Об организации заведования делом народного образования при общественных самоуправлениях/Д.Розанов// Вестник воспитания.- 1908.-№ 8.-С. 103—132.
  126. , Н.А. Как заниматься самообразованием: Сборник /Сост. и вступ. статья Т. К. Крук. -М.: Сов. Россия, 1962. 127 с.
  127. , Н.А. Письма к читателям о самообразовании. Как начинающие читатели должны приступать к нему и как вести его/Н.А.Рубакин -Пг&bdquo- 1919.-352 с.
  128. , Н.А. Практика самообразования (Среди книг и читателей): Опыт системы самообразовательного чтения, применительно к личным особенностям читателей/Н.А.Рубакин. М.: Наука, 1914. — 263 с.
  129. Н.А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения Н.А.Рубакина/Н.А.Рубакин. СПб., 1895. — 246 с.
  130. Руководство самообразованием школьников/ Ред.-сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1983. 143 с.
  131. , Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной сре-дой/Н.И.Сарджвеладзе. Электронный ресурс. — Режим доступа -http://muchbook.ru/books/88 543.html.
  132. , Г. Н. Личностный подход в образовании, концепция и технология: Монография/В.В.Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  133. , Г. Н. Самообразование и самосовершенствование подготовки студентов/ Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. — 1992. -227 с.
  134. , Т.А. Подготовка будущих учителей технологии к инновационной деятельности в области использования информационных технологий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Т.А.Синицына. Москва, 2003.- 166 с.
  135. , М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд./ М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  136. , Т.М. Развитие творческой активности студентов колледжа в процессе педагогической практики: Дис. канд. пед.^-наук: 13.00.08/Т.М.Смирнова. Ярославль, 2000. — 290 с.
  137. , О.Г. Мультимедиа в образовании: Монография / О. Г. Смолянинова. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 2002. — 300 с.
  138. , И.В. Педагогическая эвристика/ И. В. Соколов. М.: Апект-пресс, 1995.-255 с.
  139. , Н.В. Формирование навыков самостоятельной работы в подростковом возрасте/Н.В.Старцева //Материалы международной конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность. Язык в мультимедийном мире». Самара: СГПУ, 2000. — С. 213−214
  140. , Н.В. Об уровне готовности выпускников школ к учению в вузе/ Н.В.Старцева// Научные чтения в Самарском филиале университета РАО. Сборник научных трудов в 3-х частях. Часть 3. М.: Изд-во ун-та РАО, 2003. — С. 425128
  141. , Н.В. Самостоятельная работа студентов: сущность и классификация/ Н.В.Старцева// «О Вы, которых ожидает Отечество.» Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Выпуск 6. Самара: СГПУ, 2005. — С. 243−250
  142. , Н.В., Варгунина А.В. World of Technologies: Учебное пособие для студентов-информатиков/ Н. ВСтарцева, А. В. Варгунина. Са-мара:СГПУ, 2006. — 200 с.
  143. , Н.В., Бондарева, В.В., Бочкова, Н.В. English grammar reference book: справочник по грамматике английского языка для студентов неязыковых вузов/ Н. В. Старцева, В. В. Бондарева, Н. В. Бочкова. -Самара: СГПУ, 2007. 80 с.
  144. , В.П. Организация процесса обучения в школе/ В. П. Стрезиконин. М.: Просвещение, 1968. — 245 с.
  145. , Дж., Раджасингам, JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. /Дж.Тиффин, Л.Раджасингам. -- М.: Информатика и образование, 1999. 312 с.
  146. , В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России/В.Тихомиров // Alma mater. М., 2002. -№ 1. — С. 9−14.
  147. , А.Н., Суворинов, А.В., Васильев, В. Н. Университеты как центры информационного пространства высшей школы (цели, задачи и база V направления программы «Университеты России»)/
  148. A.Н.Тихонов, А. В. Суворинов, В.Н.Васильев//Компьютерные технологии в высшем образовании/ ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 12−22.
  149. , В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. 2-е изд./ В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 280 с.
  150. , А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/А.Ю.Трутнев, Магнитогорск, 2001.- 194 с.
  151. , В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/
  152. B.В.Угольков. М., 2004. — 201 с.
  153. Унт, И. Э. Индивидуализация учебных занятий и ее эффективность/ И. Э. Унт. Вильнюс. — 1975. — 170 с.
  154. , А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/ А.В.Усова- ЛГУ. Л., 1990. — 38 с.
  155. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю.Г.Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  156. , С.А. Электронный учебник текущее состоя-ние/С.А.Христочевский// Компьютерные инструменты в образовании. -СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2001. — № 6. — С. З-10.
  157. , П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917 -1981 гг.) / П. В. Худоминский. М.: Педагогика, 1986. — 184 с.
  158. , А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика/ А. В. Хуторский. М.: Международная педагогическая Академия, 1998.- 164 с.
  159. , И.А., Петухова, А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: Учебно-методическое пособие/ И. А. Царутова, А. А. Петухова. М.: Высшая школа, 2004. — 95 с.
  160. , К.Г. Инвариантная СРС-компетенция как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: Дис.канд. пед. наук: 13.00.08/К.Г.Цыганов. Самара, 2004.
  161. , В.И. О самообразовании (Основные вопросы. Обзор ли-тературы)/В.И.Чарнолуский //Русская школа. 1909. — № 1- С. 19−38- № 2. — С. 48−70- № 3. — С. 50−71.
  162. , В.И. Основные вопросы внешкольного образования в России // Рус. школа. 1908. — № 10. — С.85−100- № 11. — С.94−109- № 12. -С.56−81.
  163. , В.И. Частная инициатива в деле народного образования/ В. И. Чарнолуский. СПб., 1910. — 195 с.
  164. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов/Д.В.Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  165. , Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века/ Н. В Чехов. М., 1912, — 224 с.
  166. , Н.В. Земские книжные склады, их организация и просветительная деятельность / Н. В. Чехов. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерева, 1905.-25 с.
  167. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения/ М. А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996. 160 с.
  168. , И.Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08/И.Г.Чуксина. Калининград, 2003. — 269 с.
  169. , В.Д. Интеллектуальные операции/В.Д.Шадриков// Образование: исследовано в мире Электронный ресурс. Режим доступа. -http://www.oim.ru/reader.asp ?whichpage=9&mytip= 1 &word=&pagesize =15&Nomer=541
  170. , Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования/Е.А.Шуклина// Социологические исследования. 2000. — № 10. — С. 109−118.
  171. , Е.А. Технологии самообразованияхоциологический аспект/ Е. А. Шуклина // Общественные науки и современность. № 5. — 1999. -С. 140−151
  172. , У.Р. Принципы самоорганизации./У.Р. Эшби. М., 1966.
  173. , С.В. Формирование готовности студентов вуза к профессионально-педагогическому самообразованию: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01/С.В.Юдакова. Владимир, 2002. — 174 с.
  174. , П.А. Основы модульного обучения/ П. А. Юцявичене. -Вильнюс, 1989.- 105 с.
  175. , Е.В. Мотивация самообразовательной деятельности студен-тов/Е.В. Яфарова//Проблемы образования: теория и практика. Балашов: Изд-во Балашовского филиала СГУ. — № 8. — 2004. — С. 47−49
  176. Algyris C. and Shon D. What is an organization that it may learn? Milton Keynes- Open University Press, 1980.
  177. Algyris C. and Shon D. What is an organization that it may learn? Milton Keynes- Open University Press, 1980. AlKahtani S. Teaching ESL Reading Using Computers web-site. — Access. -http://iteslj.org/Techniques/ Al-Kahtani-ComputerReading/.
  178. Belisle R. E-Mail Activities in the ESL Writing Class web-site. Access. -http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/Belisle-Email.html.
  179. Beyond the Boundaries: Changing Contexts in Language Learning. Northeast Conference on the Teaching of Foreign Languages. McGraw Hill, 2001.-312 p.
  180. Biggs J-.B. Student Approaches to Learning and Studying. Melbourne: Australian Council for Educational Research, -1987. — 98 p.
  181. Block H. Value of Electronic Syllabi to Students of Writing, web-site. -Access. http://www.gwu.edu/~washweb/hildie.html.
  182. Bloom B.S. Taxonamy of Educational objectives. NY., 1956. 207 p.
  183. Bork, A. Computers and educational systems. Australian Educational Computing, 1991. 6 (2). — pp. 34−37.
  184. Boud D.J. Developing student autonomy in learning. London- Kogan Page, 1988.-274 p.
  185. Boud D.J. Implementing Student Self-assesment. Sydneys Higher Education Research and Development Society of Australia, 1986. — 130 p.
  186. Brown I. Internet Treasure Hunts A Treasure of an Activity for Students Learning English, 2001. web-site. — Access. — http://itesli.org/Lessons/ Brown-TreasureHunts .html.
  187. Brusilovsky P. Methods and techniques of adaptive hypermedia// User Modeling and User-Adapted Interaction, 1996, v 6, n 2−3, P. 87−129.
  188. Brusilovsky, P., Ritter, S., and Schwarz, E.: Distributed intelligent tutoring on the Web. In: du Boulay, B. and Mizoguchi, R. (eds.) Artificial Intelligence in Education: Knowledge and Media in Learning Systems. IOS, Amsterdam, 1997.-pp. 482−489.
  189. , M.H. (December, 1992). Focus on Research: We listen a book a day- speak a book a week: Learning from Walter Loban. Language Arts, 69.-623 p.
  190. Candy F.C. Evolution, revolution or devolution: increasing learner-control in the instructional setting. London- Kogan Page, 1987. — 178 p.
  191. Chao-Chih L. E-mailing to Improve EFL Learners' Reading and Writing Abilities: Taiwan Experience web-site. Access -http://iteslj.org/Articles/Liao-Emailing.html.
  192. Coles C.R. Differences between conventional and problem-based curricula in their students approaches to studying// Medical Education. — 1985. -№ 19.-P. 308−309.
  193. Collis В. Pedagogical Re-Engineering: A Pedagogical Approach to Course Enrichment and Re-Design with the WWW//Educational Technology Re-view.-1997.-№ 8. P. 11−15.
  194. Corbett, A. T, Anderson J. R., LISP intelligent Tutoring System: Research in Skill Acquisition.// J. H. Larkin & R. W. Chabay (Eds.), Computer-Assisted Instruction and Intelligent Tutoring Systems: Shared Goals and Complementary Approaches. P. 73−109.
  195. Covington M. V. The Will to Learn. A Guide for Motivating Young People. London. Cambridge University Press, 1998. 321 p.
  196. Cunninham K. Integrating CALL into the Writing Curriculum, web-site. -Access. http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/Cunningham-CALL Writing/.
  197. Dodge B. Some Thoughts About Web Quests, web-site. Access. -http://edweb.sdsu.edu/courses/edtec596/aboutwebquests.html.
  198. Dunlop F. The education of the emotions and the promotion of the autonomy: are they really compatible?// British Journal of Educational Studies. -1986. № 34.-P. 152−160.
  199. Eisner E.W. What Really Countsin Schooes // Educatiional Leadership. -1991.-Vol. 48, № 5.-P. 10−17.
  200. Emma de Dios Alvarez. Web-based Cultural Lesson: Restaurants & Food, web-site. Access. — http://itesli.org/Lessons/Alvarez-Restaurant.html.
  201. Experiment in self-paced learning//Journal at Higher Education, 1984. -№ 45,-P. 187−210.
  202. Fandrych I. Word Processors' Grammar and Spelling Assistance: Consequences for Second Language Learning and Teaching, web-site. Access. -http://iteslj.org/Articles/Fandrych-WordPro.html.
  203. R. (2002) Principles of Mediamorphosis.// Living in the information age: a new media/ Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth P. 21−29.
  204. Flowers L., Pascarella E.T., Pierson C.T. Information technology use and cognitive outcomes in the first year of college // The journal of higher education. Columbus. 2000. — V. 71. — № 6. — P. 637−667.
  205. Foley G. Radical adult education and learning (Радикальное образование взрослых и учеба) // Int. J. of Lifelong Education. Vol. 20, No. ½, 2001, pp.72−73.
  206. Fox G. The Internet: Making it Work in the ESL Classroom, web-site. -Access. http://iteslj.org/Articles/Fox-Internet.html.
  207. Frizler K. The internet as an educational tool in esl writing instruction. 1995. web-site. Access, -http://thecitv.sfsu.edu/~funweb/thesis.htm.
  208. Furedy C, Furedy J.J. Critical thinking: toward research and dialogue// Using Research to Improve Teaching. 1985. № 23. — P. 51−169.
  209. Gadamer H.G. Education is Self-Education// Journal of Philosophy of Education. Vol. 35, No. 4, 2001, pp. 531−542.
  210. Gibbs G. Autonomy and authority in education. -Milton Keynes: The Open University Press, 1981. 214 p.
  211. Gonglewski M., Meloni C, Brandt J. «Using E-mail in Foreign Language Teaching: Rationale and Suggestions», 2001. web-site. Access. -http://itesli.org/Techniques/Meloni-Email.html.
  212. Graus J. An Evaluation of the Usefulness of the Internet in the EFL Classroom. 1999. web-site. Access. — http://home.plex.nl/~igraus/thesis/ Evaluation.htm.
  213. S., Gibbs Gr., Habershaw Dr. 55 Ways to Access Your Students. — Bristol, 1993.- 127 p.
  214. Hanley, John. Libespring: Getting youself frau where you are to where you want to be/John Hanley New York etc: Siman A. Schucteer, cop. 1989. -219 p.
  215. Higgins J. Computers and English Language Teaching. Oxford/Norwood. NJ: Intellect/Ablex Publishing. 1995. -140 p.
  216. Ho Mei Lin С. Teacher’s Tips: Online Grammar Teaching and Learning, web-site. Access. — http://itesli.org/Articles/Lin-OnlineGrammar.html.
  217. Huang S., Liu H. Communicative Language Teaching in a Multimedia Language Lab.2000. web-site. Access. — http://itesli.org/Techniques/ Huang-CompLab.htm.
  218. Ivy M. Activities for Using Junk Email in the ESL/EFL Classroom, website. Access. — http://itesli.org/Techniques/Ivy-JunkMail/.
  219. Kelly C. Internet TESL Journal’s Self-Study Quiz Projects web-site. -Access. http://iteslj.org/quizzes/tour.html.
  220. Kokkas N. Internet activities in the EFL classroom, web-site., Access. -http://www.thrace-net.gr/bridges/pagel 3 .htm.
  221. Krajka J. Using the Internet in ESL Writing Instruction. 2001. web-site. -Access. http://iteslj.org/Techniques/Kraika- WritingUsingNet.html.
  222. Krauss M. Integrating the Internet into the classroom web-site. Access. -http://www.lclark.edu/~krauss/usia/syllabus.htmltfdailyl.
  223. Krauss M. Let’s Create Web-based Activities, web-site. Access. -http://www.lclark.edu/~krauss/ORTESOL2000web/home.html.
  224. Lee Eui-Kap. Using E-mail in EFL Writing Classes, web-site. Access. -http://itesli.org/Techniques/Lee-EmailWriting.html.
  225. Leloup J.- Ponterio R. Basic Internet Tools for Foreign Language Educators. web-site. Access. — http://www.cortland.edu/flteach.
  226. Lerman J. You’ve got Mail! web-site. Access. — http://electronic-school.com/0398f5.html.
  227. Living in the information age: a new media// Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth. Tomson Learning, 2002. 231 p.
  228. Maddux C.D. Educational Computing: Learning with tomorrow’s technologies / Cleborne D. Maddux, D. LaMont Johnson, Jerry W. Willis. 1997, 2nd ed. -352 p.
  229. March Т. What’s on the Web? web-site., Access. -http://www.ozline.com/learning/webtypes.html.
  230. March T. Working the Web for Education: Activity Formats, web-site. -Access. http://www.ozline.com/learning/theory.html.
  231. McMurry D., Frank M. How to study and teaching. -Boston (a.o), Mifflin, Cambridge- The Riverside Press, 1990. 324 p.
  232. McPherson D. EFL and the Internet: a Workshop for Teachers, web-site. Access. — http://www.uow.edu.au/itc/welc/page6.htm.
  233. Mei Lin C. Teacher’s Tips: Online Grammar Teaching and Learning, website. Access. — http://itesli.org/Articles/Lin-OnlineGrammar.html.
  234. Meloni C, Corio R. E-Mail peer groups: providing students with an audience. web-site. Access. — http://www.gwu.edu/~washweb/ronl.html.
  235. Meloni C, Corio R. The Guidelines Net Project, web-site. Access. -http://www.vcu. edu/cspweb/gnpcaell.html.
  236. Meskill C. Teaching and Learning in Real Time: Media, Technologies and Language Acquisition. Athelstan, Houston, 2002. 356 p.
  237. M., Baber R., Pfaffenberger B. (1999). Computers in Your Future. 3rd Edition. New York: Macmillan Computer Publishing. 1999. 122 p.
  238. Muehleise V. Projects Using the Internet In College English Classes, website. Access. — http://itesli.org/Lessons/Muehleisen-Projects.html.
  239. Muehleisen V. Projects Using the Internet in College English Classes. The Internet TESL Journal. Vol. III. № 6. June 1997. web-site. Access. -http://www.aitech.ac.jp/-itesli/Lessons/Muehleisen-Proiects.html.
  240. Mulcahy M.D. Designing the user/using the design: the shifting relations of a curriculum technology change // Social studies of science. 1998. — Vol. 28. -№ l.-p. 5−37.
  241. Nagel P. S. E-mail in the Virtual ESL/EFL Classroom // The Internet TESL Journal. Vol. V. № 7. July 1999. web-site. Access. -http://www.aitech.ac.jp/~itesli/Articles/Nagel-Email.html.
  242. Nelson J. A System for the Evaluation of ESL Web Sites, web-site. Access. -http://www.wsu.edu:8080/~jmelson/mesis/completethesis.html.
  243. O’Connor, J.D., Fletcher, C. Sounds English. A pronunciation practice book. Ninth impression./ J.D. O’Connor, C. Fletcher/ Longman Group UK Limited, 1996.-125 p.
  244. Pathak A. Teacher-made Activities for a Computer-based ESL/EFL Class, web-site., Access. — http://itesli.org/Lessons/Pathak-Computer lass.html.
  245. Pecoy P. Web-based activities for foreign languages, web-site. Access. — http:// facweb.fiirman.edu/~pecoy/lessons/html.
  246. Pfaffenberger B. Publish It on the Web! 2nd Ed. London: Academic Press. 1997.-356 p.
  247. Rado P. Transition in Education, OSI, Budapest, 2001, pp. 72−73.
  248. Randell D. How to build a multimedia website for language study, website. Access. — http://itesli.org/Techniques/Davis-MultimediaSite/.
  249. Richards J., Rodgers T. Approachers and Methods in Language Teaching. Camridge University Press, 1986. 171 p.
  250. Robb T. E-mail Keypais for Language Fluency// Foreign Language Notes. Vol. 38. № 3. 1996. P. 8−10. web-site. Access. — http://www.Kvoto-su.ac.jp/~trobb/Keypals.html.
  251. Ryter A. Web-based CALL, web-site. Access. — http://www.ryter.com/ call/.
  252. Shiao-Chuan Kung. Finding Information on the International Movie Database Website, web-site. Access. — http://iteslj.org/Lessons/Kung-Movie Database.html.
  253. Shunk D.H., Ertmer P.A. Self-Regulatory Processes During Computer Skill Acquisition: Goal and Self-Evaluative Influences// Journal of Educational Psychology. Washington. DC: АРА. -1999. Vol. 91. — № 2. — P. 251−260.
  254. Singhal M. The Internet and Foreign Language Education: Benefits and Challenges. web-site. Access. -http://iteslj.org/Articles/Singhal-Internet.html.
  255. Sperling D. Internet Guide. NY: Prentice Hall, 1998. 183 p.
  256. Tan G., Gallo P.B., Jacobs J. Using Cooperative Learning to Integrate Thinking and Information Technology in a content-based writing lesson.
  257. The Internet TESL journal. Vol. V. № 8. August 1999. P. 34−45.
  258. Taylor M. Learning for Self-direction in the classrooms the pattern of a transition process// Studies in Higher Education. 1986. — № 11. — P. 55−72.
  259. Teeler D., Gray P. How to Use the Internet in ESL. Longman. 2000. 1201. P
  260. Tips for ESL/EFL Materials Writers, web-site., Access. -http.7/www.aitech.ac.jp/~iteslj/c/materials.html.
  261. Tools for Developing Interactive Academic Web Courses, web-site., Access. — http://www.umanitoba.ca/ip/tools/courseware/index.html.
  262. Trokeloshvili D.A., Jost N.H. The Internet and Foreign Language Instruction: Practice and Discussion/AThe Internet TESL Journal. Vol.111, № 8. August 1997. web-site., Access. — http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/Trokeloshvili-Internet.html.
  263. Turkle S. The second self. Computers and the human spirit. Cambrige, Mass: Harvard University Press, 1993. 432 p.
  264. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: an Introduction, web-site. Access. — http://itesl.org/Articles/Warcshauer-CALL.html.
  265. Warschauer M. The Internet for English Teaching: Guidelines for Teach-ers//The TESL Reporter. 30.01. 1997. P. 27−33. web-site. — Access. -http://www.aitech.ac.ip/~iteslj/Articles/Warschauer-Internet.html.
  266. Warschauer M., Shetzer H., Meloni C. Internet for English Teaching. U.S. Department of State, 2002. 177 p.
  267. Wilkinson D. Getting Your Class Connected//The Internet TESL Journal. Vol. II. № 9. September 1996. web-site. Access. — http://www.aitech.ac. jp/~itesli.
  268. Windeatt S., Hardisty D., Eastment D. The Internet. Resource book for teachers. Oxford University Press, 2000. 136 p.
  269. Wright J. Learning to Learn in Higher Education. London, 1982. — 199 p.
Заполнить форму текущей работой