Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности детей среднего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере общения и общественно значимой деятельности в свою очередь происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Развитие интеллекта характеризуется новоприобретенным качеством — способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже), которые детям младшего возраста часто бывают недоступны. Часто этот период обусловлен феноменом… Читать ещё >

Психологические особенности детей среднего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При составлении плана урока на иностранном языке, следует учитывать возрастные особенности учащихся. По периодизации психического развития личности Д. Б. Эльконина, объединяющей в себе концепции Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, подростковый возраст — период жизни человека от 11−12 до 14−15 лет — период между детством и юностью. К этой возрастной категории относятся ученики средних классов. Это кризисный период, связанный с бурным развитием всех основных качеств личности и физиологическими изменениями. Обучение и развитие ребенка среднего возраста отличается от этих процессов в младшем школьном возрасте (причинами могут стать новые предметы, учителя и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.

В подростковом периоде принято выделять две ступени: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11−13 лет), и позитивную — старший подростковый возраст (13−15 лет).

В возрастной психологии период среднего школьного возраста определяется как важная составляющая развития, так как происходящие в это время изменения значительны для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. Также в данный отрезок времени активно развивается самосознание.

Развитию мышления Л. С. Выготский придавал большое значение. Процесс образования понятий, а именно овладение этим процессом ребенком, приводит к ранее неизвестным способам поведения и высшей форме интеллектуальной деятельности. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий находится в основе всех интеллектуальных преобразований в этом возрасте.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются и мотивации — на первый план выступают мотивы, связанные с формирующимся взглядом на мир, с планами на жизнь. Структура мотивов характеризуется многоуровневой системой с многочисленными мотивационными направлениями, базируясь на ценных и общественно важных мотивах для личности. Механизм действия мотивов — они возникают на основе сознательно установленной цели и осознанно принятого плана. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л. И. Божович, располагается основное новообразование переходного возраста.

По мнению В. В. Давыдова, общественно значимая деятельность становится ведущей в подростковом возрасте, которая обозначается объединением учебной, трудовой и организационной деятельностей. Осознавая социальную значимость личного участия в этой деятельности, подростки стараются вступить в отношения друг с другом, развивая посредством этого средства коммуникации между собой. Осуществление общественно значимой деятельности способно удовлетворить потребности в общении со сверстниками и взрослыми, в признании старшими, в самостоятельности, к самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М. 2011. С. 231.

В сфере общения и общественно значимой деятельности в свою очередь происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Развитие интеллекта характеризуется новоприобретенным качеством — способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже), которые детям младшего возраста часто бывают недоступны. Часто этот период обусловлен феноменом теоретизирования. В это время важно показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития детей — в этом состоит задача школьного психолога. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними». Рождественская Н. А. Как понять подростка. М. 2015. С. 125.

Несмотря на то, что в этот период общение приобретает большую значимость, подросток не игнорирует учебную деятельность. Становясь старше, он уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах. Это может стать одним из мотивов учения. Привлекательными становятся самостоятельные формы занятий — легче осваиваются способы действия, когда учитель лишь помогает ребенку.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания ровесников. Однако для подростка оценки также имеют значимость, так как это дает возможность подтвердить свои способности. В старшем возрасте многие подростки хотят самоопределиться в профессиональной сфере, что чаще всего связано с потребностью этого возраста найти свое место в жизни. По этой причине стимулом для обучения может стать и интерес к предмету, и прагматическая цель — знание нескольких определенных предметов, необходимых для поступления в другое учебное заведение. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. 2014. С. 201.

Кроме того, учитель обязан понимать, что фундаментом успешного преподавания иностранного языка является понимание того, что обучение предмету — процесс взаимодействия учителя и учащихся, в состав которого входят стремление к участию, сопереживание, совместная увлеченность познавательной и коммуникативной деятельностью. Вторая задача педагога — учитывать не только главные психологические новообразования этого возраста и особенности проведения уроков, но и строить весь учебный процесс, базируясь на формуле успешного обучения. Создание и поддержание таких условий позитивно воздействуют на личностно-ориентированную направленность обучения и позволяют ученикам входить в активный учебный процесс.

Таким образом, можно сделать вывод, что подростковый период — время активного формирования мировоззрения человека. Оказывая непосредственное влияние на развитие личности, в этот период происходят качественные изменения самооценки и самопознании. Самоопределение в психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной сферах — основная психологическая задача детей подросткового возраста. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М. 2012. С. 79.

Вывод по 1 главе В современном мире английский язык играет большую роль. Это один из важных составляющих успешного, образованного человека. Знание языка, культуры изучаемой страны, традиций и обычаев народа, позволяет расширить кругозор человека. Это важно не только для взрослого человека для его профессиональной деятельности, но и для развития ребенка с разных сторон. Благодаря изучению иностранного языка развивается образное мышление, улучшается память и умение точно и быстро формулировать свои мысли. В период обучения в средней школе у ребенка также формируется мировоззрение, а изучение иностранного языка — хороший помощник в этом. Однако, при изучении языка и культуры другого народа, стоит учитывать возрастные и психологические особенности детей, так как это играет немаловажную роль в восприятии и запоминании ребенком поступающей информации. Кроме того, оказывая влияние на систему взглядов еще формирующейся личности, иностранный язык помогает ребенку самоопределиться в разных сферах: психологической, социальной и профессиональной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой