Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись в муниципальных общеобразовательных учреждениях СОШ № 15, № 1 им. M. М. Пришвина, гимназия № 5 г. Ельца Липецкой области, СОШ № 36 г. Липецка. Основные положения и результаты исследования сообщались в докладах и выступлениях на заседаниях научно-методического семинара кафедры математического анализа и элементарной математики ЕГУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии как психолого-дидактическая проблема
    • 1. 1. Проблемы обучения элементам геометрии младших подрост
      • 1. 1. 1. Становление и развитие пропедевтического курса геометрии в России
      • 1. 1. 2. Обзор современного состояния обучения элементам геометрии младших подростков
      • 1. 1. 3. Анализ научно-методических исследований по проблеме обучения элементам геометрии младших подростков
    • 1. 2. Анализ структуры мыслительной деятельности учащихся в области геометрии
    • 1. 3. Сущность развития мыслительной деятельности младших подростков в области геометрии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методическая система развития мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии (опытно-экспериментальная работа)
    • 2. 1. Развитие логического компонента мыслительной деятельности
    • 2. 2. Развитие пространственного компонента мыслительной деятельности
    • 2. 3. Основные этапы и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Утверждая инициативу «Наша новая школа», президент Д. А. Медведев подчеркнул, что модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение этой задачи надо начинать еще со школьной скамьи, с уроков математики, поскольку, по словам В. А. Садовничьего, «. нужно учить логике мышления, а не механическому запоминанию» [130].

Сегодня все чаще говорят о том, что уровень математического, и особенно геометрического образования школьников катастрофически падает, в основной школе наметилась тенденция замены систематического курса курсом наглядной геометрии, все чаще звучит мнение о кризисе геометрического образования. В то же время необходима качественная передача учащимся геометрических знаний, умений и навыков, поскольку, как отмечал петербургский педагог-математик В. И. Рыжик, «именно в геометрии можно собрать воедино все то, что мы хотим дать детям из математики, настолько она богата содержанием» [161].

В последние десятилетия в теории и методике преподавания математики прослеживается новое направление — понять взаимоотношение психологии и обучения, влияние математических знаний на развитие личности обучаемого. Эффективность обучения во многом зависит не только и не столько от содержания учебного материала, сколько от психологической готовности учащихся к усвоению содержания. По мнению И. С. Якиманской, «обучен-ность» и «развитость» — категории разного порядка, и если учитель ставит задачу развития ученика, то он должен разбираться в структуре мыслительной деятельности, специфической для математика, уметь ее выявлять, корректировать и развивать [216]. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития мышления учащихся при обучении геометрии.

Следует подчеркнуть, что многие исследователи (С. JI. Рубинштейн [158, 159], О. К. Тихомиров [185], И. С. Якиманская [216] и др.) процесс развития < мышления, понимают не как последовательную смену форм мыслительной деятельности, а как постепенное усложнение механизмов переработки информации. По мнению И. С. Якиманской, традиционное выделение трех стадий мышления привело к недооценке образного мышления, являющегося равноценной формой интеллектуальной деятельности, имеющего довольно сложные формы проявления и разнообразные функции [216]. По мере развития логического мышления наглядно-действенное и наглядно-образное также развиваются и интегрируются. В настоящее время получает распространение более широкий, целостный, системный подход к изучению способности создавать образы и оперировать ими при решении задач. Такая способность определяется как пространственное мышление.

Известно, что пространственные зрительные функции прогрессивно развиваются только до 15 лет, причем в возрасте до 11 лет пространственное мышление является преимущественно разновидностью образного, а в развитых формах выступает как интеграция понятийного и образного мышления. Поэтому развивать пространственное мышление необходимо уже у школьников младшего и среднего возраста, обучение должно идти «впереди» развития. Методист-математик А. Я. Цукарь отмечал: «Помните, чем меньше возраст, тем легче развить пространственное воображение. «[202].

В психологических исследованиях выделяются-два аспекта рассмотрения мышления — процессуальный и личностный (деятельностный). В настоящем исследовании мышление рассматривается как деятельность, учитываются мотивы учащегося, его отношение к решаемым задачам. В данном случае выступает личностный план мыслительной деятельности, включаются компоненты деятельности: мотивацияцельусловия.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что единого подхода к решению вопроса об организации обучения математике, в частности геометрии, способствующего развитию мыслительной деятельности, нет. Некоторые исследователи (В. Г. Бейлинсон [6], Н. Н. Поспелов [147], М. Н. Скаткин [166] и др.) считают, что мыслительные приемы являются неотъемлемой частью математики как науки, основы которой" включены в содержание образования. Поэтому у учащихся при изучении математики автоматически развивается мышление на основе заданных образов. Приверженцы другого подхода (Ю. И. Веринг [19], В. С. Нургалиев [128], В. Ф. Паламарчук [134−136] и др.) полагают, что развитие мыслительной деятельности только через изучение учебных предметов, в том числе и математики, является/малоэффективным. По их мнению, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов мышления, что приводит к необходимости организовывать специальные учебные курсы по логике. Д. Д. Зуев [67], В. В. Краевский [87] и др. считают, что развитие мышления учащихся должно осуществляться на конкретном предметном содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение встречающихся в них мыслительных операций.

Говоря о возможности развития мыслительной деятельности у младших подростков, необходимо учитывать, что в данном возрасте ведущим является наглядно-образный способ мышления. В то же время младшие подростки начинают формулировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Именно для этой возрастной группы характерен переход от конкретно-образного мышления к абстрактно-логическому, что связано с психофизиологическими изменениями, в результате которых более быстро начинает развиваться левое полушарие головного мозга, отвечающее за рациональное мышление.

Возникает вопрос: насколько логически стройным должно быть изложение геометрии в 5 — 6-х классах, какую систему аксиом содержать, насколько строгими и точными должны быть доказательства утверждений и теорем? Построение курса геометрии в 5 — 6-х классах на строго дедуктивной основе невозможно, поскольку требует опоры на логическое мышление, в этом возрасте еще неокончательно сформировавшееся. Локальное введение аксиом и теорем также представляется методически сложным, несмотря на существующий в современной методике обучения геометрии опыт (в учебнике геометрии В. А. Гусева для 5 — 6-х классов вводятся четыре теоремы с доказательствами [34]). Однако с дедуктивным аксиоматическим методом учащиеся сталкиваются уже в 7-м классе, поэтому для адекватного усвоения систематического курса геометрии необходим этап в обучении, который позволит подготовить учащихся к восприятию и самостоятельному проведению доказательств в 7-м классе, будет способствовать становлению правильных логических структур.

Анализ практики работы учителей, а также современных научно-методических исследований, посвященных вопросам пропедевтического курса геометрии, развития мышления младших подростков, формирования приемов мыслительной деятельности, показал, что проблема обучения элементам геометрии младших подростков не решена в двух аспектах:

— разработки содержания геометрической линии в 5 — 6-х классах;

— комплексного исследования развития мыслительной деятельности при обучении геометрии как совокупности изменений качественного и количественного характера, происходящих в логическом и пространственном мышлении, в условиях специальным образом организованной учебной деятельности.

Наличие противоречий между:

— широкими возможностями развития мыслительной деятельности младших подростков средствами геометрии и недостаточной разработкой обеспечивающих его методических аспектов;

— продекларированной в нормативных документах основной целью обучения математике (развитие мышления учащихся) и формализмом знаний, который определен организацией и содержанием учебного процесса на практике, определили актуальность исследования и позволили сформулировать его тему. «РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ».

Проблема исследования: каковы дидактические условия, формы, средства и методы развития мыслительной деятельности младших подростков в процессе обучения геометрии.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — обучение основам геометрии младших подростков.

Предмет исследования — развитие мыслительной деятельности младших подростков в процессе обучения основам геометрии.

Гипотеза исследования: развитие мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии станет эффективнее, если будет разработан и внедрен дидактический комплекс, ориентированный на формирование адекватной мотивации, включающий отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности младших подростков в рамках пропедевтического курса и кружковой работы с мультимедийной поддержкой.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

• уточнить сущность развития мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии;

• разработать и внедрить дидактический комплекс средств, включающий отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности учащихся 5 — 6-х классов в рамках пропедевтического курса «Основы геометрии», направленные на развитие логического и пространственного компонентов мыслительной деятельности;

• анализ результатов экспериментального обучения геометрии, опосредующего субъектное развитие мыслительной деятельности младших подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория деятельности и деятельностного подхода (А. В. Брушлинский' [12−14], Л. С. Выготский [25], П. Я. Гальперин-[27], В. В. Давыдов [38−41], О. Б. Епишева [53], В. И. Крупич [89], А. Н. Леонтьев [100, 101], С. Л. Рубинштейн [158, 159], Н. Ф. Талызина [179−181, 194], Г. П. ГЦедровицкий [212] и др.) — теории развивающего обучения (Е. В. Бондаревская [10], Л. С. Выготский [25], В. В. Давыдов [38−41], Л. В. Занков [59], А. В. Запорожец [61], И. А. Зимняя [63], Е. Н. Кабанова-Меллер [71], 3. И. Калмыкова [72−74], А. Н. Леонтьев [100, 101], Н. Н. Поспелов [147], Н. Ф. Талызина [179−181], Д. Б. Эльконин [214, 215], И. С. Якиманская [216] и др.) — концепции развивающего обучения математике (А. Д. Александров [1, 2, 3], Г. Д. Глейзер [29], В. А. Гусев [34−37], В. А. Далингер [42], Ю. А. Дробышев [46, 47], И. В. Дробышева [48, 49], И. Я. Каплунович [7579], В. И. Крупич [89], В. А. Крутецкий [90−92], В. П. Кузовлев [94−96], Н. В. Метельский [110, 111], А. Г. Мордкович [115], Н. Г. Подаева [141], A.M. Пышкало [150], М. М. Рассудовская [151], В. Н. Руденко [160], О. А. Саввина, Г. И. Саранцев [162, 163], И. М. Смирнова [170, 171], A.A. Столяр [173−175], О. В. Тарасова [182], М. А. Холодная [201], Н. Ф. Четверухин [203], И. С. Якиманская [216] и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и математической литературыанализ стандартов, рабочих программ, учебных плановизучение методического опыта преподавания математики в школевыявление современных тенденций применения ИКТ в обучении геометриииндивидуальные беседы со школьниками, анкетирование учащихся 6−7-х классовстатистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения СОШ № 15, № 1 им. М. М. Пришвина, гимназия № 5 г. Ельца Липецкой области, СОШ № 36 г. Липецка. На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено около 100 учащихся 6-х классов.

Этапы исследования.

На< первом этапе (2006 — 2007 г. г.) анализировалось современное состояние обучения элементам геометрии младших подростков, в контексте проблемы развития мыслительной деятельностианализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследованияразрабатывались теоретическая основа и общая концепция исследования. В результате была сформулирована гипотеза, подобран материал, разработаны программа и методика организации учебной деятельности в рамках курса «Основы геометрии» учащихся 6-х классов среднеобразовательных учреждений, направленная на развитие мыслительной деятельности.

На втором этапе (2007 — 2010 г. г.) проводился диагностический срез, определялись качественные и количественные показатели уровня развития мыслительной деятельности младших подростков, осуществлялся анализ полученных экспериментальных данных. Предметом исследования являлось изменение уровня развития мыслительной деятельности младших подростков в условиях реализации экспериментальной методики — внедрения в учебный план средней школы авторского курса «Основы геометрии». В результате осуществлена проверка гипотезы исследования путем анализа динамики уровня развития мыслительной деятельности при обучении геометрии.

На третьем этапе (2010 г.) проверялись результаты формирующего эксперимента и оценивалась эффективность авторской методики. Осуществлялись обработка и интерпретация результатов контрольного среза. Подводились итоги опытно-экспериментальной работы, формулировались основные теоретические выводы, осуществлялось научное и техническое оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— дополнено научное знание о теоретических основах проблемы развития мыслительной-деятельности младших подростков при обучении геометрии посредством уточнения его сущности и специфики;

— уточнено понятие «развитие мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии»;

— создан дидактический комплекс по геометрии для. учащихся 5 — 6-х классов, ориентированный на формирование адекватной мотивации, включающий отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности младших подростков в рамках пропедевтического курса с применением мультимедийной поддержкитеоретически обоснована необходимость дифференцированного подхода к обучению математике в 5 — 6-х классах;

— определены критерии для оценки уровня развития мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении проблемы развития мыслительной деятельности учащихся* 5 — 6-х классов при обучении основам геометрии. Уточнены особенности и структура мыслительной деятельности младших подростков в области геометриисущность развития мыслительной деятельности при обучении основам геометрии.

Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактического комплекса, включающего отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности учащихся 5 — 6-х классов в рамках пропедевтического курса геометрии и кружковой работы, направленные на развитие мыслительной деятельности, сопровождаемые мультимедийной поддержкой и динамической интерпретацией изучаемых геометрических понятий.

Обоснованность и достоверность научных результатов, исследования, его результативность и выводы обусловлены опорой на теоретические разработки в педагогике, психологии, теории и методике обучения математикесовокупностью разнообразных методов исследованияэкспериментальной проверкой разработанной методики и результатами статистической обработки полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Под развитием мыслительной деятельности в процессе обучения геометрии мы понимаем совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в логическом и пространственном мышлении, связанных с формированием познавательного интереса к предмету в условиях специальным образом организованной учебной деятельности, компонентная структура которой включает в себя:

X) учебную мотивацию, реализуемую посредством прикладной направленности обучения, элементов культурно-исторического дискурса, задач проблемного характера, способствующих формированию у школьников поисковой активности, использования яркого, красочного, занимательного материала;

2) учебную задачу, ориентирующую учащихся на действия в зоне их ближайшего развития, постановка которой осуществляется в рамках теорий проблемного обучениясоздаются условия для развития мыслительной деятельности школьников, для формирования у них поисковой активности;

3) решение учебной задачи, направленное на развитие отдельных компонентов мыслительной деятельности — пространственного, логического, интуитивного;

4) контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку).

2. Развитие логического компонента мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии предполагает создание условий, обеспечивающих усвоение основных геометрических понятий, разделенных на четыре группы по различной степени логической строгости и точности приводимых формулировок, и овладение следующими мыслительными умениями, позволяющими выполнять на достаточно высоком уровне мыслительные операции, необходимые для решения различного рода задач:

— умение выявлять закономерности;

— умение выделять условие и заключение в геометрических утверждениях;

— умение выделять различные конфигурации на одном и том же чертеже;

— умение выделять и отличать конъюнктивные и дизъюнктивные формы высказываний;

— умение пользоваться контрпримерами;

— умение выполнять геометрические чертежи и читать их;

— умение выводить следствия из заданных условий;

— умение проводить доказательные утверждения, делать выводы.

3. Развитие пространственного компонента мыслительной деятельности младших подростков в процессе обучения геометрии предполагает создание условий, обеспечивающих овладение следующими мыслительными умениями и соответствующими им мыслительными приемами: а) создание образа — включает приём создания мысленного образа геометрической фигуры и удерживания егоб) оперирование образом — включает приёмы:

— мысленного перемещения геометрического образа;

— однократного видоизменения исходного образа геометрической фигуры;

— многократного видоизменения образа геометрической фигуры и по структуре, и по положению в пространствев) ориентация в пространстве — включает приёмы:

— ориентироваться «от себя», когда точка отсчета совпадает с самим учеником;

— ориентироваться от самостоятельно выбранной точки отсчета;

— ориентироваться от объективно заданной точки отсчета;

— ориентироваться от динамично меняющейся точки отсчета.

4. Дидактический комплекс включает отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности учащихся 5 — 6-х классов в рамках пропедевтического курса «Основы геометрии» и кружковой работы с опорой на технологии мультимедиа, обеспечивающие реализацию принципа наглядности на двух уровнях: а) статическом — использование наглядных чертежей, динамических иллюстраций в режиме презентации, позволяющих облегчить процесс мысленного создания и оперирования геометрическими образамиб) динамическом — использование динамической визуализации геометрических понятий посредством применения мультимедийных технологий: демонстрация видеоролика, в динамике демонстрирующего геометрическую фигуру, ее свойства, процесс ее получения.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись в муниципальных общеобразовательных учреждениях СОШ № 15, № 1 им. M. М. Пришвина, гимназия № 5 г. Ельца Липецкой области, СОШ № 36 г. Липецка. Основные положения и результаты исследования сообщались в докладах и выступлениях на заседаниях научно-методического семинара кафедры математического анализа и элементарной математики ЕГУ им. И. А. Бунина, на научно-методических конференциях: XXVI Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Новые средства и технологии обучения математике в школе и вузе» (Самара, 2007), «V школа молодых ученых Липецкой области» (Липецк, 2009), Всероссийская научно-практическая конференция «Неравновесные процессы в природе» (Елец, 2010), VI Международная научно-методическая конференция «Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях» (Тирасполь, 2010).

Структура диссертации отражает логику и содержание научного поиска, а также результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования и поставлена его проблема, проанализирована степень разработанности проблемырассмотрены основные характеристики научного аппарата — цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы иссле.

Выводы по главе II.

Анализ психолого-педагогических исследований (В. Г. Бейлинсон, Ю. И. Веринг, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, Н. И. Лифинцева, В. С. Нургалиев, В. Ф. Паламарчук, Н. Н. Поспелов, М. Н. Скаткин и др.) позволил определить сущность развития логического компонента мыслительной деятельности при обучении геометрии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы;

1. Мыслительную деятельность в области геометрии мыпредставляем ¦ как систему, рассматриваемую в двух аспектах: операционном ш процессуальном. ^.

Выделяя* эти аспекты в структуре мыслительной деятельности, А. В1. Брушлинский: отмечает, что если процессуальный аспект изучается исг ключительно в рамках психологии* то операционный связан еще и-с другиминауками, в нашем случае — с методикой обучения геометрии [12, с. 24].

При операционном подходе мы рассматриваем мышление в узком плане: представляем его в виде набора действий и составляющих их операций. Выделяются внешняя и внутренняя структура мыслительной деятельности в области геометрии: Внутренняя включает в себя мотив, цель деятельности и условия, в которых протекает решение поставленной в рамках учебной ситуации задачи. Внешняя структура включает в себя действия и операции различных компонентов мышления (логического, пространственногоинтуитивного и др:).

2. Под развитием1 мыслительной деятельности в области геометрии мы понимаем совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в логическом и пространственном мышлении, связанных с формированием познавательного интереса к предмету вусловиях специальным образом организованной учебной деятельности.

При раскрытии процесса развития мыслительной деятельности учитывается, что оно идет по двум линиям. Первая линия — функциональное развитие, связанное с накоплением все новых и новых видов интеллектуальных действий и операций. Это линия количественных накоплений. Вторая линия развития — линия качественных изменений в мыслительной деятельности, её перехода с одного уровня на другой. Обучение имеет прямое отношение к первой из указанных линий развития-, а через нее влияет и на вторую.

Такой подход к решению вопроса о соотношении учения и развития разделяет точку зрения Л. С. Выготского: «обучение ведет за собой развитие». Принятие такой точки зрения ставит проблему выявления условий, при которых учение дает наибольший’эффект развития, определения таких видов познавательной деятельности, усвоение которых эффективно влияет на развитие.

Развитие мыслительной деятельности школьников возможно лишь при условии соответствующим образом организованной учебной деятельности.

Приведем компонентную структуру учебной деятельности, направленной на развитие мыслительной деятельности:

1) учебная мотивация, реализуемая посредством введения в учебный процесс прикладной направленности изучаемого материала, исторического дискурса, задач проблемного характера;

2) учебная задача, ориентирующая учащихся на действия в зоне их ближайшего развития;

3) решение учебной задачи, направленное на развитие отдельных компонентов мыслительной деятельности — пространственного, логического, интуитивного и др.

4) контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка).

Как было видно из приведенной модели структуры мыслительной деятельности (с. 61), её единицей являются отдельные мыслительные действия. На развитие последних и должна быть ориентирована учебная деятельность.

Развитие логического компонента мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии предполагает создание условий, обеспечивающих формирование деятельности по овладению основными геометрическими понятиями, разделенными на четыре группы по различной степени логической строгости и точности приводимых формулировок, и умениями, позволяющими выполнять на достаточно высоком* уровне мыслительные операции, необходимые для решения различного рода задач.

Развитие пространственного компонента предполагает создание условий, обеспечивающих овладение следующими мыслительными приёмами и соответствующими им умениями: а) создание образа — включает умение создавать мысленный образ геометрической фигуры и удерживать егоб) оперирование образом — включает:

— умение мысленного перемещения геометрического образа;

— умение однократного видоизменения исходного образа геометрической фигуры;

— умение многократного видоизменения образа геометрической фигуры и по структуре, и по положению в пространствев) ориентация в пространстве — включает умения:

— ориентироваться «от себя», когда точка отсчета совпадает с самим учеником;

— ориентироваться от самостоятельно выбранной точки отсчета;

— ориентироваться от объективно заданной точки отсчета;

— ориентироваться от динамично меняющейся точки отсчета.

3. Исследование обосновало необходимость дифференцированного подхода к курсу математики 5 — 6 и внедрения дидактического комплекса по геометрии, ориентированного на формирование адекватной мотивации, включающего отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности младших подростков в рамках пропедевтического курса и кружковой работы с мультимедийной поддержкой.

4. В рамках исследования разработана методика формирования геометрических понятий у младших подростков при обучении элементам геометрии, обоснована возможность и необходимость пропедевтики умения доказывать на более раннем этапе — в 5 — 6-х классах.

5. Развитие пространственного компонента мыслительной деятельности подразумевает активное использование двух типов наглядности — статической и динамической. Опыт обучения геометрии учащихся 5 — 6-х классов показывает, что для активизации пространственного мышления школьников применение статической наглядности — даже качественных иллюстраций с элементами динамики, оказывается недостаточным. Поэтому на данном этапе мы используем наглядность второго типа, к которой относится динамическая визуализация геометрических понятий: видеоролик в динамике демонстрирует геометрическую фигуру, ее свойства, процесс ее получения.

6. Результаты обучающего и контрольного экспериментов показали эффективность разработанной нами методики развития мыслительной деятельности младших подростков при обучении геометрии. Формирующий этап эксперимента в рамках курса «Основы геометрии» и кружковой работы способствовал развитию у младших подростков пространственного, логического, а также мотивационного компонентов мыслительной деятельности. В результате можно сделать вывод о подтверждении нашей гипотезы — внедрение дидактического комплекса по геометрии, ориентированного на формирование адекватной мотивации, включающего отобранное структурированное содержание, методику организации учебной деятельности младших подростков в рамках пропедевтического курса и кружковой работы с мультимедийной поддержкой, способствует эффективному развитию мыслительной деятельности учащихся.

Проведенное исследование проблемы не является исчерпывающим. Дальнейшие перспективы в изучении этой проблемы мы видим в поиске форм, средств и методов реализации более широкой системы функций развивающего обучения математике на базе информационных технологий. Предметом дальнейших исследований могут быть вопросы развития интуитивного компонента мыслительной деятельности младших подростков, использования компьютерных обучающих программ как средства развития пространственного компонента мыслительной деятельности, активизации мыслительной деятельности младших подростков, исследование проблемы воспитания культуры умственного труда и ее компонентов на уроках геометрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Д. Диалектика геометрии Текст. / А. Д. Александров // Математика в школе. 1986. № 1.- С. 12−19.
  2. , А.Д. О геометрии Текст. / А. Д. Александров // Математика в школе. 1980. № 3. С. 56−62.
  3. , А.Д. Основания геометрии: Учебное пособие для вузов Текст. / А. Д. Александров М.: Наука, 1987. — 288 с.
  4. , Р.Х. Разработка и внедрение методики проблемного обучения при изучении геометрического материала в 5−6 классах Текст.: диссертация. к-та пед. наук: 13.00.02: Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2008.-218 с.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  6. , В. Г. Арсенал образования Текст. / В. Г. Бейлинсон. М.: Книга, 1986.-288 с.
  7. , А.Г. Материалы в помощь учителю математики для 5−6 кл.: учеб. пособие: (с авторским курсом наглядно-практической геометрии) Текст. / А. Г. Белоусова. изд. доп. и перер. — Воронеж: ВОИПКРО, 2000. — 214с.
  8. , А.Г. Формирование пространственного мышления младших подростков Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. Воронеж, 2005.
  9. , Д.Н. Психология усвоения знаний Текст. / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: Просвещение, 1971.
  10. Ю.Бондаревская, Е. В. Теоретические вопросы личностно- ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. Ростов н/Д. 2000. № 1. — С. 19−20.
  11. , М. Курс элементарной геометрии с практическими задачами. Для городских училищ. Изд. 2-ое Текст. / М. Борышкевич. Киев: Тип. И. Крыжановского и В. Авдюшенко, 1893.
  12. , A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс Текст. / A.B. Брушлинский // Вопросы психологии, 1984, № 5.
  13. , A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности Текст. / A.B. Брушлинский // Вопросы психологии, 1982, № 2.
  14. Брушлинский, A.B. C. J1. Рубинштейн — основоположник деятельност-ного подхода в психологической науке Текст. / A.B. Брушлинский // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. — М.: Наука, 1989. С. 61−102.
  15. , Т.А. Тематическое планирование по математике: 5−6 кл.: кн. для учителя Текст. / сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2006.-111 с.
  16. , Н.Я. Стандарт геометрической подготовки учащихся 5−6 классов в условиях реализации фузионистского курса геометрии Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Рязань, 2005, 212 с.
  17. П.Васильев, В. В. Математика, 5 класс Текст. / Васильев В. В., Соснина Л. И., Волович М. Б., Лозницкая Т. О. М.: Вентана-Граф, 2004.
  18. , В.В. Математика, 6 класс Текст. / Васильев В. В., Соснина Л. И., Волович М. Б., Лозницкая Т. О. М.: Вентана-Граф, 2004.
  19. , Ю. И. Формирование у учащихся умения строить доказательство Текст.: дис. канд. нед. наук: 13.00.02: Рига, 1989, 24 с.
  20. , С.Б. Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4−5 классах средней школы Текст.: диссертация. к-тапед. наук: 13.00.02: Москва, 2003.
  21. , Н.Я. Математика 5 Текст. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М.: «Мнемозина», 1998.
  22. , Н.Я. Математика 6 Текст. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С.И. Шварцбурд-М.: «Мнемозина», 1998.
  23. , А.Б. Математика. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе Текст. / под ред. А. Г. Мордковича. М.: Вентана-Граф, 2003.
  24. Волович, А. Б- Математика. Как обеспечить усвоение математики в 6 классе Текст. А. Б:. Волович.- М.: Вентана-Граф, 2004.
  25. , Л.С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский М.: Смысл, 2005.
  26. , Г. Х. Проблемный подход к обучению математике в 4−5 классах (на геометрическом материале) Текст.: дисс. к-та. пед. Паук: 13.00.02. Москва, 1983.
  27. Гальперин, П1Я- Лекции по психологии Текст.7 ПЯ. Гальперин. -М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
  28. , М.В. Возрастная и педагогическая психология Текст. учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова: М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  29. , Т.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии Текст.: науч.-исслед. институт общего образования взрослых Академии пед. наук СССР /Г.Д. Глейзер. М.: Педагогика, 1978.
  30. , Б.В. Математика в современном мире и математическое образование Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика в школе. 1991. № 1. -С. 12−14.
  31. Грачева- Н. Ю. Формирование творческой деятельности у учащихся 5−6 классов основной^ школы при решении геометрических задач Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2002, 142 с.
  32. , В.В. Интегральная технология обучения математике в школе Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1992, 236 с.
  33. Гурьев, С Е Опыт о совершенствовании элементов геометрии составляющий первую книгу математических трудов академ. Гурьева Текст. / С. Е. Гурьев. — СПб.: Академия наук, 1798. 264с. +5 л. с чертеж.
  34. , В.А. Геометрия. 5−6 классы Текст. / В. А. Гусев М.: «Русское слово», 2002.
  35. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев -М.: «Вербум-М», 2003.
  36. , В.А. Сборник задач по геометрии. 5−9 классы Текст. / В. А. Гусев М.: Мир и Образование, 2007.
  37. , В.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе. Психология математического образования Текст. / В. А. Гусев -М.: Дрофа, 2010.
  38. Давыдов, В. В: Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии, 2003 г., № 2.
  39. , В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии, 1996 г., № 5.
  40. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов М., Директ-Медиа, 2008. — 613 с.
  41. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов -М., 1996.
  42. , В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений Текст. / В. А. Далингер. М.: Просвещение, 2006.
  43. , Г. В. Математика, 5 Текст. / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. М.: Просвещение, 2007.
  44. , Г. В. Математика, 6 Текст. / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. М.: Просвещение, 2007.
  45. , Г. В., Петерсон, Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 5−6 классов средней школы по образовательной системе дея-тельностного метода обучения «Школа 2000.» Текст. / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. -М.: УМЦ «Школа 2000.», 2007. 96 с.
  46. , Ю.А. Из истории русского учебника геометрии. Библиографический указатель Текст. / Ю. А. Дробышев. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001, 42с.
  47. , Ю.А. Школьное геометрическое образование Текст. / Ю. А. Дробышев. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2006, 244 с.
  48. , И.В. Мотивация: дифференцированный подход Текст. / Дробышева И. В. // Математика в школе. 2001., № 4. — 46 — 47.
  49. , И.В., Дробышев, Ю.А., Малахова, Е. И. Теоретические основы методики обучения математике. Тексты лекций Текст. / Дробышева И. В., Дробышев Ю. А., Малахова Е. И. Калуга: КГПУ, 2005.-130 с.
  50. , В.А. Из пропедевтики геометрии Текст. / В.А. Евтушев-ский // Педагогический сборник, 1866, т. VII
  51. , H.H. Формирование культуры мышления учащихся 5−6 классов при обучении математике в контексте деятельностного подхода Текст.: дис.. к-та пед. наук: 13.00.02 / Морд. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева.
  52. , М.А. Развитие логического мышления учащихся 5−7 классов посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2002. — 166, с.
  53. , О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности Текст. / О. Б. Епишева. М.: Просвещение, 1990.-129 с.
  54. , Н.П. Культура умственного труда Текст. / Н. П. Ерастов. -Ярославль, 1973.
  55. , JT.H. Изучение наглядной геометрии в курсе математики 5−6 классов: дисс. канд. пед. наук. М., 1992.
  56. , В.П. О преподавании геометрии Текст. / В. П. Ермаков // Педагогический сборник. 1985. — № 10.
  57. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003.-336 с.
  58. , A.B. Избранные психологические труды. Т. 1. Текст. / A.B. Запорожец. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1986. 170−198.
  59. , А.Н. Психодидактические аспекты углубленного изучения математики в старших классах общеобразовательной средней школы Текст. / А. Н. Земляков // Учебно-методическая газета «Математика». — «Первое сентября». № 5. — 2005.
  60. , И. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя М.: Логос, 2004.-384 с. 64.3инченко, В. П. Человек развивающийся Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  61. , И.И. Математика, 5 класс Текст. / И. И. Зубарева, А.Г. Морд-кович. М.: Мнемозина, 2007.
  62. , И.И. Математика, 6 класс Текст. / И. И. Зубарева, А.Г. Морд-кович. М.: Мнемозина, 2007.67.3 у.е.в, Д. Д. Школьный учебник Текст. / Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983, -240 с.
  63. , Н.Б. Математика, 5 класс Текст. / Н. Б. Истомина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. — 240 с.
  64. , Н.Б. Математика, 6 класс Текст. / Н. Б. Истомина. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. — 240 с.
  65. , Н.Б. Математика: программа и поурочно-тематическое планирование: 5−6 классы Текст. / Н. Б. Истомина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 40 с.
  66. Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников Текст. / E.H. Кабанова-Меллер М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  67. , З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников Текст. / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 74.
  68. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  69. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. / З.И. Калмыкова-М.: Знание, 1979.
  70. , И.Я. О психологических различиях мышления двумерными и трехмерными образами Текст. / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии, 2003, № 3, с. 66−77.
  71. , И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления Текст. / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии, 1999, № 1.
  72. , И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления Текст. / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии, 1987, № 6, с. 116.
  73. , И.Я. Уровни познавательной деятельности. Познание пространства Текст. / И. Я. Каплунович // Математика, приложение к ПС, 2002, № 37, с. 3.
  74. , И.Я. Уровни познавательной деятельности. Структуры мышления и математические структуры Текст. / И. Я. Каплунович // Математика, приложение к ПС, 2002, № 41, с. 15.
  75. , C.B. Научно-педагогические основы пропедевтико-геометрической подготовки учащихся 5−6 классов средней школы Текст.: диссертация. к-та пед. наук: 13.00.02: Нижний Новгород, 2001.
  76. , Г. А. Геометрия 5 класс Текст. / Г. А. Клековкин. М.: ТИД «Русское слово», 2001. — 320с.
  77. , Г. А. Геометрия 6 класс Текст. / Г. А. Клековкин. М.: ТИД «Русское слово», 2004. — 288с.83 .Колмогоров А. Н. Математика в ее историческом развитии Текст. / Под ред. В. А. Успенского. М.: Наука, 1991. — 224 с.
  78. , Ю.М., Тарасова, О.В. Наглядная геометрия в начальных классах Текст. / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа, 1996, № 9.
  79. , Ю.М., Тарасова, О.В. Наглядная геометрия: ее роль и место, история возникновения Текст. / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа, 2000, № 4.
  80. М. О. Методика геометрии Текст. / М. О. Косинский. -СПб., 1875. 80 с.
  81. , М. О. Наглядная геометрия Текст. / М. О. Косинский. -СПб., 1871.90 с.
  82. , В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений Текст. /В.В. Краевский, Е.В. Береж-нова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 400с.
  83. , В.И. Содержание и структура учебной деятельности школьников в обучении математике Текст. / В. И. Крупич // Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Выпуск 1.-М.: Прометей, 1992. С.24−48.
  84. , В.А. Основы педагогической психологии Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972, 255 с.
  85. , В.А. Психология математических способностей Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968, 432 с.
  86. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976, 303 с.
  87. , В.П. Проявление культуры умственного труда в работе младших школьников' Текст. / В. П. Кузовлев // Культура умственного труда как педагогическая проблема. М.: Прометей, 1997. — 181 с.
  88. , В.П. Психолого-дидактические аспекты обучения математике: активизация мышления в области геометрии: монография Текст. / В. П. Кузовлев, Н. Г. Подаева, JI.B. Жук. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. — 175 с.
  89. , В.П. Психолого-педагогическая характеристика активности учащихся Текст.: монография / В. П. Кузовлев, А. В. Музальков. Елец: ЕГУ, 2002. — 142с.
  90. , В.П. Развитие пространственных представлений школьников средствами динамической визуализации геометрических понятий Текст. / В. П. Кузовлев, М. В. Подаев // Педагогическая информатика, выпуск 1, 2009 г
  91. , A.B. К истории развития передовых идей в русской методике математики. Пособие для учителей Текст. /A.B. Ланков. М.: Учпедгиз, 1951.-151с.
  92. , В.А. Геометрия в городских училищах (по Положению 31 мая 1872 г.) Текст. / В. А. Латышев // Русская школа. 1893. — № 3.
  93. , Г. Г. Геометрия на плоскости и в пространстве Текст. / Г. Г. Левитас -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
  94. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев М.: Академия, 2005.
  95. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев -М.: Академия, 2010.
  96. , Г. Общенародная геометрия. Перевод с нем. Федорова Текст. / Г. Литров. СПб.: Издание М. Д. Ольхина, 1843. — 228с. +8 л. с чертежами.
  97. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М., Наука, 1984.
  98. , Е.И., Подходова, Н.С. Я и Геометрия. Учебное пособие для учащихся 5-х классов и методические рекомендации учителям математики Текст. / Е. И. Лященко, Н. С. Подходова. Архангельск, 1993. — 79 с.
  99. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. М., Просвещение, 1983. — 96 с.
  100. , А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе Текст. / А. И. Маркушевич // На путях обновления школьного курса математики. М.: Просвещение, 1978. Гусев 2, источник 137
  101. Мартен. Геометрия для мастеровых. Пер, А. Андреева Текст. / Спб, 1831.
  102. Математика, 5−6 кл. Текст.: книга для учителя / С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова. М.: Просвещение, 2006. -191 с.
  103. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды Текст. / H.A. Менчинская. -М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  104. ПО.Метельский, Н. В. Об изучении познавательных интересов школьников Текст. / Н. В. Метельский // Математика в школе. 1979. — № 5. -с.48−50.
  105. , Н.В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики Текст. / Н.В. МетельУский. Минск: Университетское, 1989. — 160 с.
  106. Методика обучения геометрии: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина и др. // Под ред. В. А. Гусева. -М.: «Академия», 2004.
  107. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учебное пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. институтов Текст. / Ю. М: Колягин, Г. Л. Луканкин, Е. Л. Мокрушин и др. М.: «Просвещение», 1977.
  108. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов Текст. / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  109. А.Г. Беседы с учителями математики. М.: Школа-Пресс, 1995. — 272 с. (Библиотека журнала «Математика в школе»)
  110. Пб.Мордухай-Болтовской, Д. Психология математического мышления Текст. / Д. Мордухай-Болтовской // Вопросы философии и психологии. М., 1908, книга IV (94). — С. 493 — 514.
  111. My бараков, А. М. Преемственность в обучении геометрического материала между курсами математики 5−6 классов и 7 9 классов Текст.: Дис. к-та. пед. Наук: 13.00.02. -М., 1993. — 201 с.
  112. , Г. К. Математика. 5 класс Текст. / Г. К. Муравин, О.В. Му-равина М.: Дрофа, 2009.
  113. , Г. К. Математика. 6 класс Текст. / Г. К. Муравин, О.В. Му-равина М.: Дрофа, 2006.
  114. , Г. К., Муравина, О.В. Методические рекомендации к учебнику математики, 5 класс Электронный ресурс. М.: Дрофа, 2007. -Режим доступа: http://muravin2007.narod.ru.
  115. , Г. К., Муравина, О.В. Методические рекомендации к учебнику математики, 6 класс Электронный ресурс. М.: Дрофа, 2007. -Режим доступа: http://muravin2007.narod.ru.
  116. , M.B. Формирование познавательного интереса учащихся 5−6 классов при изучении геометрического материала с использованием конструирования Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. — 218 с.
  117. , М. А. Развитие математического мышления студентов университета Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ М. А. Незнамова. Оренбург, 2004. — 197с.
  118. , P.C. Психология Текст.: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / P.C. Немов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — Кн.2. Психология образования.
  119. , С.М. Математика, 5 класс Текст. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, H.H. Решетников, A.B. Шевкин М.: Просвещение, 2010, 272 с.
  120. , С.М. Математика, 6 класс Текст. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, H.H. Решетников, A.B. Шевкин М.: Просвещение, 2010, 256 с.
  121. , Н.И. Использование компьютерной среды Лого для пропедевтической подготовки по геометрии школьников 5−6 классов Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Н. И. Никулина Ярославль, 2006. -211 с.
  122. , B.C. Введение основ формальной логики в обучении младших подростков в условиях оптимизации образовательного процесса (на материале естественно научных дисциплин) Текст.: Авто-реф. кан. дис. пед. наук: 13.00.02 Челябинск, 1996. — 24 с.
  123. Обновление школьных технологий образования Текст. / Сб науч. трудов под ред. Е.С. Заир-Бек. СПб.: РГПУ, 2000. 124 с.
  124. Образование, которое мы можем потерять: сборник Текст. // Под общей ред. В. А. Садовничего М.: МГУ им. М.В. Ломоносова- Институт компьютерных исследований, 2002. — 288с.
  125. Г. Оганесян, В. А. Методика преподавания математики в средней школе. Общая, методика Текст.: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян [и др.]. — М.: Просвещение, 1975. 368с.
  126. , Е.О. Реализация инновационно-педагогических технологий-при изучении геометрического материала в 4−6-х классах средней: общеобразовательной школы Текст.: дисс. к-та. пед. наук:13.00−02.-М., 2005: — 206 с.
  127. , В.А. Стимулы формирования культуры умственного- труда учащихся на уроках Текст.: автореферат дисс. к-та пед. наук: 13.00.02.-Казань, 1974.
  128. , В.Ф., Паламарчук, В .И. К проблеме методов развивающего обучения Текст. / В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук. М.: Педагогика, 1979. С. 52−58.
  129. Панчшцина- В-А., Гельфман, Э.Г., Ксенева, В-Н. Математика 5−6 кл. Наглядная геометрия Текст. / В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман, ВН. Ксенева. -М.: Просвещение, 2010-
  130. , Ж. Избранные психологические труды. Психология5 интеллекта Текст. / Пер. с франц. В. А Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  131. , М. В. Развитие мыслительной деятельности младших подростков: динамическая визуализация геометрических понятий Текст. / М. В. Подаев // Информатика и образование, выпуск 8, 2009 г. Москва, с. 121−123.
  132. , М.В. Геометризация обучения математике в 5−6 классах Текст. / М. В. Подаев // Моделирование учебно-воспитательного процесса в школе и вузе: международный сборник научных трудов Елец (Россия) — Благоевград (Болгария), 2008.
  133. , Н.С. Теоретические основы построения курса геометрии 1−6 классов Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02: СПб., 1999, 395 с.
  134. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. -М.: Наука, 1975
  135. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2007. -368 с.
  136. , Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. — М.: Наука. 1976.
  137. , H.H., Поспелов, И. П. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / H.H. Поспелов, И.П. Поспелов -М., 1989.
  138. Поурочное планирование к учебникам математики Текст. // Математика, Приложение к ПС, № 11, 2006.
  139. Поурочное планирование к учебнику Математика, 6 класс Текст. / В. В. Васильев, Соснина Л. И., Волович М. Б., Т. О. Лозницкая М.: Вен-тана-Граф, 2004 г.-
  140. Преемственность в обучении математи-ке Текст. / Сост. A.M. Пыш-кало. — М.: Просвещение, 1978.
  141. , М.М. Домашние задания творческого характера для всего класса Текст. / Рассудовская М. М. // Математика в школе. -1984. № 6. С. 38.
  142. , Т.В. Развитие воображения учащихся 5−6 классов при обучении элементам геометрии Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Омск, 2004, 198 с.
  143. , JI.O. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5−6 классов Текст. / JI.O. Рослова // Математика, приложение к ПС, № 17, 2009.
  144. , JI.O. Геометрические модели и методы как средство развития школьников при обучении математике в 5−6 классах Текст.: дисс. к-та. пед. Наук: 13.00.02. -М., 1997.
  145. , B.C. Образ Я Текст. / В. В. Ротенберг. Тель-Авив, 2001.
  146. , B.C. Мозг. Обучение. Здоровье Текст. // B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко / Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1989. — 239 с.
  147. , B.C. Поисковная активность и адаптация Текст. /
  148. B.C. Ротенберг, В. В. Аршавский. -М.: Наука, 1984. 193 с.
  149. , C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. /
  150. C.Л. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1958
  151. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2007, 720 с.
  152. , В.Н. Система задач для развития логического мышления учащихся 4−5 классов при изучении геометрического материала Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. М., 1978. -221 с.
  153. , В. Время разбрасывать камни? Текст. / В. Рыжик // Математика, приложение к «ПС», № 11, 2005.
  154. , Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Кн. для учителя Текст. / Г. И. Саранцев. —М.: Просвещение, 2000. 173 с.
  155. , Г. И. Эвристики в школьном курсе геометрии Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 2008. — № 4. — 28−33,
  156. , Г. К. Педагогические технологии на основеактивизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Текс. / Г. К. Селевко. -М-: НИИ школьных технологий, 2005. 285 с.
  157. , Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике в начальной школе Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М. 2002 -260 с.
  158. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1982. — 120 с.
  159. , О.В. Эстетическое воспитание учащихся 5−6 классов при изучении геометрического материала в условиях личностно-ориентированного обучения Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2006 260 с.
  160. , В .И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  161. , Е.С. Курс наглядной геометрии. 6 класс Текст. / Е. С. Смирнова М.: Просвещение, 2002. — 173 с.
  162. , И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Монография Текст. / И. М. Смирнова. -М.: Прометей, 1994.-152с.
  163. , И.М. Педагогика геометрии Текст. / И. М. Смирнова. М.: Прометей, 2004. — 335 с.
  164. , С.И. Развитие у учащихся умения рассуждать при обучении математике в 5−6 классах Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -Петрозаводск. 1999 174 с.
  165. , A.A. Логические проблемы преподавания математики Текст. / A.A. Столяр Минск: Вышейшая школа, 1965.
  166. , A.A. Логическое введение в математику Текст. / A.A. Столяр -Минск: Вышейшая школа, 1971.
  167. , A.A. Педагогика математики Текст. / A.A. Столяр Минск: Вышейшая школа, 1986.
  168. , Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 544 с.
  169. , Г. А. Психология деятельности Текст. / Г. А. Суворова -М.: ПЕРСЭ, 2003 г. 176 с.
  170. , С.Б. Математика, 5−6: кн. для учителя Текст. / С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова. М.: Просвещение, 2006.-191 с.
  171. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998.
  172. , Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня Текст. / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии, 1993 г., № 1, с. 92.
  173. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. -175 с.
  174. , О.В. Становление и развитие геометрического образования в дореволюционной средней школе России Текст.: диссертация. к-та пед. наук: 13.00.01, 13.00.02: Орел, 2006. 560 с.
  175. , П.Н. Начальные основания геометрии Текст. / Т.Н. Тата-ринов. — СНб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1842. 303с. +16л. с чертеж.
  176. Тематическое планирование по математике: 5−6 кл. Текст.: кн. для учителя / сост. Т. А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2006. — 111 с.
  177. , O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с: ил.
  178. , В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании Текст. / В. М. Тихомиров // Математика в школе, 1993, № 4, с. 3−9.
  179. Г87. Трегуб, JI.C. Элементы современного введения в математику Текст. / JI.C. Трегуб — Ташкент, 1973.
  180. , JI.H. Развитие логической культуры учащихся 5−6 классов средствами логического конструирования при обучении математике Текст.: дисс. .канд. пед. наук. М., 1996. — 236 с.
  181. Фан дер Флит П. Преподавание математики в общеобразовательных заведениях Текст. / П. Фан-Дер-Флит // Учитель. 1866. № 4. 115−126, № 13−14.
  182. , Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1981.№ 6.
  183. , Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988.№ 6.
  184. , Д.И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.
  185. , Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности Текст. // Л. Б. Филонов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976.
  186. Формирование приёмов математического мышления Текст. / Н. Ф. Талызина, Г. А. Буткин, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Вентана-Граф, 1995.
  187. , JI.H. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / Л. М. Фридман М.: Просвещение, 1983, 160 с.
  188. , В.Н. Методика взаимосвязанного изучения свойств плоских и пространственных фигур в 5−6 классах основной школы Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. -М., 1998. 230 с.
  189. Хинчин-А.Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами Текст. / Под ред. Б.В. Гне-денко. М.: КомКнига, 2006. 208 с.
  190. , Т.Г. Геометрия: учебное пособие для 6-го кл. общеобразовательной школы Текст. / Т. Г. Ходот, C.B. Сафронова, А. Ю. Ход от. -СПб.: «Иван Фёдоров», 2002.
  191. , Т.Г. Курс геометрии 5−6 классов в структуре непрерывного геометрического образования Текст. / Т. Г. Ходот // Математика, приложение к «ПС», № 18, 2000.
  192. , Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. для учащихся 5 кл. общеобра-зоват. учреждений Текст. / Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В. Л. Велиховская. -М.: «Просвещение», 2006.
  193. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
  194. , А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления Текст.: дисс. д-ра. пед. наук: 13.00.02.-Новосибирск, 1999, 430 с.
  195. , Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с выполнением и чтением чертежа Текст. / Труды научного семинара под рук. Н. Ф. Четверухина. М., 1964. Вып. 1.
  196. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996.
  197. , И.В. Возрастная психология Текст. / И.В. Шаповален-ко -М.: Гардарики, 2005, 349 с.
  198. , И.Ф. Наглядная геометрия. 5−6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений Текст. / И. Ф. Шарыгин, JI.H. Ерганжиева — М.: «Дрофа», 2007.-
  199. , И.Ф. Нужна ли школе XXI века геометрия Текст. / И. Ф. Шарыгин // Математика в школе- 2004 г, № 4.
  200. , JI.H. и др. Математика. Учебник-собеседник для 5 класса Текст. / JI.H. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков — М.: Просвещение, 2001, 368 с.
  201. , JI.H. и др. Математика. Учебник-собеседник для 6 класса Текст. / JI.H. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков М.: Просвещение, 2001, 224 с.
  202. , В.М. Методика изучения геометрического материала в 5−6 классах, основанная на использовании приемов мыслительной деятельности и закономерностей теории обучения математике Текст.: дисс. к-та. пед. наук: 13.00.02. -М., 2006. 223 с.
  203. , Е.В. Задачи как средство оптимизации процесса проблемного обучения математической деятельности в 5−6 классах Текст.: дисс. к-та. пед. Наук: 13.00.02. Омск, 2003.
  204. , Г. П. О возможных путях исследования мышления как деятельности Текст. / Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев // Докл. АПН РСФСР, 1957
  205. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979.
  206. , Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгу нова — М.: Просвещение, 1967 г.
  207. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин -М.: Педагогика, 1989, 560 с.
  208. , И.С. Развитие пространственного мышления школьников: монография Текст. /И.С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1980.
  209. Hadamard, J. The Psychology of Invention in the Mathematical Field Text. / Princeton University Press, 1945.
  210. Haeeker, V, Ziehen, Th. Beitrag zur Lehre von der Vererbung und Analyse der zeichnerishen und mathematischen Begabung, insbesudere mit Bezug auf die Korrelation fur Padagogik, 1931, № 121.
  211. Poincare, H. Science and Method, Chapter 3 Text. / Mathematical Discovery, 1914, pp. 58.
  212. Poincare, H., Hadamard, J. An Essay On The Psychology Of Invention In The Mathematical Field Text. / Princeton Univ Press (1949).
  213. Van Hiele P.-H. La pensee de l’enfant et la geometrie Text. / «Bulletin de l’Association des Professeurs de Mathematique de l’Enseignement Public», 1959, № 198.
  214. , Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г Электрон, ресурс. // Выступления и стенограммы. — М., 2008. Режим доступа: http://kremlin.ru.
  215. Российская Сеть творческих учителей Электрон, ресурс. М. — Режим доступа: http://www.it-n.ru
  216. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Электрон, ресурс. — М. Режим доступа: http://festival. 1 september.ru.
Заполнить форму текущей работой