Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика использования комплексов средств обучения в целях повышения качества знаний и умений учащихся по географии материков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I* Проведенное исследование показало, что на современном этапе развития общеобразовательной школы роль средств обучения в учебно-воспитательном процессе значительно возросла. Будучи тесно взаимосвязаны с содержанием, методами и-формами организации обучения, они способствуют осознанному пониманию и прочному усвоению учащимися необходимого по программе объема знаний, обеспечивают материальную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ
  • I, Материальная база курса и ее использование в учебном процессе
    • 2. Совершенствование материальной базы курса географии материков
    • 3. Психолого-педагогическое обоснование необходимости использования средств обучения в комплексе
  • Выводы
  • Глава II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ
    • I. Предпосылки отбора средств обучения в комплексы
    • 2. Обоснование отбора средств обучения в комплексы по курсу географии материков
  • Выводы
  • Глава III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕв НИЯ И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
    • I. Организация эксперимента
    • 2. Особенности экспериментальной методики и ее результаты. Ю
  • Выводы ?

Методика использования комплексов средств обучения в целях повышения качества знаний и умений учащихся по географии материков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд КПСС поставил перед советской школой задачу преодоления формализма в работе"повышения эффективности обучения и воспитания. В Материалах съезда подчеркивалось, что главное сегодня — повышение качества обучения, трудового и нравственного воспитания в школе.

Важнейшей задачей 'партия'считает воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Наряду с экономической здесь имеет значение идейно-нравственная сторона. Ведь в труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма. Честное"сознательное отношение к труду — первооснова социалистического образа жизни.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы направлена на решение этих задач путем привлечения учащихся к работе с различными источниками знаний, выработки у них самостоятельности мышления, расширения фонда учебно-наглядных пособий и современных технических средств обучения.

В связи с этим особое значение приобретает совершенствование содержания обучения и поиски методов и средств обучения, направленных на развитие познавательной активности учащихся, осознанного понимания материалистической сущности и диалектики развития изучаемых явлений.

Прочное и сознательное усвоение учащимися учебного материала тесно связано с формированием и развитием у учащихся культуры умственного труда. Содержание умственного труда включает овладение учащимися на только знаниями, но и методами их получения и применения на практике. При этом важно выработать у учащихся умения и-навыки самостоятельно приобретать и применять знания в учебной деятельности и в повседневной жизни, т. е. овладение методами учения,.

В целях повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса путем формирования и развития у учащихся культуры умственного труда советские педагоги особое место отводят использованию средств обучения. Они влияют на процессуальную и логико-содержательную сторону обучения: существенно уплотняют учебную информацию, ускоряют ее понимание и усвоение усиливают эмоциональное воздействие на учащихся, активизируют их познавательную деятельность, содействуют убедительному раскрытию сущности понятий, законов и закономерностей. Средства обучения выступают «не только как опора чувственного восприятия при изучении теории, но и как источник знаний, как связь теории с практикой, предмет логических и математических операций, результат усвоения новых знаний, а также как критерий достоверности этих знаний» / 78, с. 84 /.

Актуальность исследования избранной темы состоит в следующем.

Наблюдения на уроках в ходе констатирующего эксперимента позволили выявить, что в массовом опыте учителя, несмотря на хорошую в целом обеспеченность курса географии материков средствами обучения, используют их недостаточно эффективно: не уделяют должного внимания воспитанию культуры умственного труда учащихся путем их работы с различными источниками знаний, не используют для этого комплексы средств обучения".

Как известно (Н.И.Болдырев), в содержание умственного труда входит выработка у учащихся таких качеств, как самостоятельность, инициативность, наблюдательность, развитие у школьников устойчивого интереса к знаниям, потребности в их постоянном пополнении. Значительное место в воспитании культуры умственного труда занимает развитие таких психических процессов, как восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание.

Без использования в учебном процессе средств обучения осуществление воспитания культуры умственного труда учащихся, развитие у них потребности в умственной деятельности, выработка способности ориентироваться в обширной научной информации и умения осмысливать полученные знания невозможно. При этом важно использовать не отдельные средства обучения, а их комплексы, так как функциональные возможности каждого отдельного средства обучения ограничены и только совокупность их обеспечивает успех решения образовательно-воспитательных задач.

Более того, как свидетельствует ряд психолого-педагогических исследований (Ананьев Б.Г., Занков Л. В., Кабанова-Меллер E.H., Леонтьев А. Н., Шаповаленко С. Г. и др.) обучение и воспитание учащихся протекает наиболее успешно с использованием не отдельных средств обучения, а их комплексов, по той причине, что они одновременно воздействуют на различные анализаторы (слух, зрение, осязание и др.) и дают возможность переключать внимание школьников на различные виды деятельности.

При этом под комплексом средств обучения понимается оптимальное множество средств обучения, взаимосвязанных содержанием и методами обучения, не повторяющих друг друга, а усиливающих педагогические возможности каждого / 140, с. 193−194/.

Изучение педагогической и дидактической литературы, вышедшей за последние 15−20 лет, позволило определить, что для эффективного управления учебным процессом и достижения высокого качества знаний учащихся и овладения ими приемами учебной работы важно не только расширение материальной базы школ, но и создание обоснованных комплексов средств обучения.

Наблюдения на уроках свидетельствуют о том, что неразработанность методики использования комплексов средств обучения отрицательно сказывается на качестве знаний и умений школьников. Они усваивают учебный материал формально, их ответы носят констатирующий характер, слабо овладевают навыками самостоятельной работы по источникам информации.

Для решения этого вопроса был выбран курс географии материков (У1 класс). Выбор его обусловлен следующим:

1. В курсе географии материков осуществляется системный подход к природе, изучаются особенности природы отдельных территорий и на этой основе раскрываются общие закономерности развития и существования природы Земли.

2. В этом курсе решаются задачи формирования и развития знаний учащихся о роли природных условий в жизни людей, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу в определенных социально-политических условиях общества, укрепляются убеждения в необходимости бережного отношения к природе.

3. Учебный материал этого курса позволяет решать важные задачи воспитания высоких нравственных качеств, чувства пролетарского интернационализма, советского патриотизма, любви к труду, эстетического восприятия разнообразия природы земного шара. Все это органично связано с формированием диалектико-материалистиче-ского мировоззрения учащихся.

Изучение географии материков дает богатый материал для развития логического мышления учащихся на основе анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей и обобщения разноно рода знаний, что способствует развитию умственной деятельности школьников.

5. Содержание курса географии материков включает как общеземлеведческие знания (о составных частях географической оболочки), так и физико-страноведческие, элементарные эконоыико-геог-рафические, картографические знания и простейшие методы географических исследований / 42 /.

Таким образом, содержание этого курса направлено на формирование и развитие у учащихся как теоретических, так и прикладных знаний, а также приемов учебной работы.

В диссертационных исследованиях Д. М. Алескерова, Г. В. Володиной, В. П. Гороховской, И. Д. Душиной, К. Е. Катковой, Н. Г. Павлюк, Н. И. Поповой и др. рассматривались проблемы методики формирования знаний и умений у учащихся в процессе изучения курса географии материков: картографических, общих географических закономерностей, геоморфологических, понятия «природный комплекс», причинно-следственных связей, закона зональности и приемов учебной работы и т. д.

В работах М. К. Ковалевской, В. А. Коринской, В. А. Щенева и др. решались задачи совершенствования методов обучения путем активизации познавательной деятельности учащихся, разрабатывались принципы содержания и проведения самостоятельных работ школьников.

Анализ дидактических и методических исследований (Антоновский М.я., Голов В. П., Есаян Э. Г., Зазнобина Л. С, Зельманова Л. М., Розенштейн А. М., Шахмаев Н. М. и др.) по вопросам создания и использования комплексов средств обучения показал, что они не касаются усовершенствования методики обучения географии материков и проблема использования комплексов средств обучения с целью повышения качества знаний и умений школьников в данном курсе ими не исследовалась.

Таким образом, объектом исследования является процесс изучения географии материков, В качестве предмета исследования нами выделено совершенствование методики изучения этого курса посредством использования комплексов средств обучения.

Цель настоящей работы заключается в теоретическом обосновании комплексов средств обучения и экспериментальной проверки эффективности предлагаемой методики их использования.

Гипотеза. В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что методика изучения географии материков посредством использования комплексов средств обучения будет эффективной, если: а) обосновать состав комплексов средств обучения с учетом целей, задач и особенностей «содержания курса, функциональных возможностей средств обучения, возрастных особенностей шестиклассниковб) создать комплексы средств обучения по курсу в целомв) определить методические условия использования комплексов средств обучения в учебном процессе.

Исходя из цели и гипотезы исследования были намечены следующие его задачи:

1. Изучение практического опыта использования имеющегося фонда средств обучения по географии материков.

2. Обоснование необходимости использования средств обучения в комплексах и создание комплексов средств обучения по курсу в целом,.

3. Разработка методики использования комплексов средств обучения по географии материков.

Выявление влияния использования комплексов средств обучения на качество знаний и умений учащихся.

В ходе исследования применялись следующие методы:

X, Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литераторы с целью определения исходных теоретических положений по теме исследования,.

2. Педагогическое наблюдение осуществлялось планомерно на всех этапах исследования с целью выявления особенностей использования отдельных пособий и комплексов средств обучения на уроках географии. Наблюдения подтверждались результатами письменных работ, видеозаписями, хронометрированием, анкетированием.

3. Изучение школьной документации проводилось с целью определения отношения учителей к использованию средств обучения. Для этого были проанализированы тематические и поурочные планы. отчеты, тематика докладов и сообщений учителей на методических объединениях и конференциях. Беседа с учителями и учащимися применялась как дополнительный метод в целях уточнения ряда вопросов, возникавших в ходе наблюдения и эксперимента.

5. Педагогический эксперимент носил характер констатирующего ориентировочного, обучающего и проводился в 12 школах г. Москвы совместно с учителями: В. Ф. Гудковой (спец.школа № 9), З.Ф.Сы-рейщиковой (шк. № 185), Т. Г. Третьяковой (шк. № 203), H.A.Валдайской (шк. № 204), Л. И. Тяпкиной (шк. № 206), А. В. Харахориной (шк. N5 218), В. В. Костиной (шк. № 226), М. Н. Ручновой (шк. № 238), А. К. Капитанской (шк. № 271), Р. Б. Уринцевой (шк. № 279), В. Н. Давыдовой (шк. № 691), Д. Г. Киселевой (шк. № 693). На всех этапах эксперимента в общей сложности участвовало более тысячи учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что обоснованы и созданы комплексы средств обучения по курсу географии материков, которые применены в реальном учебном процессе. Выявлено оптимальное сочетание средств обучения или ядро комплекса, состоящее из карг (атласа), учебника и дидактического материала, направляющего действия учащихся с другими средствами обучения и являющегося инструментом формирования приемов учебной работы. Доказана целесообразность использования комплексов средств обучения в целях выработки у учащихся умений самостоятельного приобретения знаний по источникам информации.

Внедрение результатов исследования.

В течение нескольких лет (1977;1982 гг.) велось изучение курса географии материков в школах №№ 204, 271, 625 учителями H.A. Валдайской, А. К. Капитанской и самим автором с использованием созданных им комплексов средств обучения.

Результаты исследования внедрены в практику работы учителей географии путем публикаций методических статей в журнале «География в школе», издания пособий: «Раздаточный иллюстративный материал по географии материков», транспарантов — «Очаги формирования воздушных масс11, «Перемещение воздушных масс», кинофрагмента «Пассаты» и методических рекомендаций по их использованию. Слушателям одногодичных курсов Московского городского института усовершенствования учителей прочитан цикл лекций по методике использования комплексов средств обучения (I980-I98I гг.).

Исследование осуществлялось в три этапа:

На первом этапе (1974;1975 гг.) были изучены партийные документы, философская, методическая и психолого-педагогическая литература, проведен анализ программы, учебника, методических пособий по курсу географии материала. Определены цель и задачи исследования. Теоретически обоснована необходимость разработки комплексов средств обучения. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого был накоплен и проанализирован материал, отражающий опыт работы учителей с различными пособиями, степень оснаценности средствами обучения кабинетов географии и состояние материальной базы курса географии материков* Намечены возможности объединения существующих пособий в обоснованные комплексы, Определена целесообразность разработки недостающих в фонде средств обучения пособий и усовершенствования отдельных из них.

На втором этапе (1975;1976 гг.) исследования были усовершенствованы физические и климатические карты, разработан ряд недостающих в действующем фонде средств обучения пособий: дидактический материал, включающий тетрадь с печатной основой, карточки с заданиямитранспарантыкинофрагмент. Проверено их качество в условиях лабораторного эксперимента с учащимися шестых классов школ №№ 204- и 625 г, Москвы. Разработаны различные варианты комплексов средств обучения, обоснована методика их использования.

Каждый вариант комплексов средств обучения был проверен в ходе ориентировочного эксперимента с целью определения правильности проведенного отбора средств обучения в соответствующие комплексы и выявления методики их использования. Отобраны наиболее эффективные из них для проведения обучающего эксперимента.

На третьем этапе (1976;1977 гг.) проведен обучающий эксперимент в школах №№ 204, 226 и 203, целью которого было выявление влияния предложенной методики на качество знаний учащихся, степень овладения ими приемами учебной работы. В связи с переходом школ на обучение по усовершенствованным программам результаты эксперимента были дополнительно проверены и уточнены в течение 1981;1982 учебного года (школа № 204).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложенияработа иллюстрирована сериями диаграмм, отражающих качество и эффективность ис.

— 133 -Выводы.

1. Самостоятельность учебной деятельности школьников полнее проявляется при работе с комплексами средств обучения, меняет процессуальную (внешнюю) и психологическую (внутреннюю) стороны методов обучения. При этом одни из средств обучения выполняют функции информации и инструктажа о способах деятельностиизменяют характер управления деятельностью учащихся: учитель не информирует школьников о том, как надо работать с тем или другим пособием, а лишь переключает их внимание с одного источника на другой. Средства обучения последовательно, по мере выполнения задания, направляют деятельность школьников.

2. Использование комплексов средств обучения сокращает объ ем изложения учителем «готовых» знаний и расширяет время на самостоятельное получение их учащимися по источникам.

3. Развитие самостоятельности учебной деятельности школьников приводит к повышению качества знаний и умений, что подтверждается их полнотой, осмысленностью и прочностью.

Использование комплексов средств обучения:

— оказывает существенное влияние на повышение качества знаний, благодаря успешному овладению учащимися приемами учебной работы;

— нормализует учебную нагрузку, поскольку овладение учащимися основного учебного материала происходит на уроке, экономит учебное время, уплотняя (отдельные этапы урока.

— позволяет концентрировать внимание учащихся на главном, выделять существенное в учебном материале.

— 134.

3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.

I* Проведенное исследование показало, что на современном этапе развития общеобразовательной школы роль средств обучения в учебно-воспитательном процессе значительно возросла. Будучи тесно взаимосвязаны с содержанием, методами и-формами организации обучения, они способствуют осознанному пониманию и прочному усвоению учащимися необходимого по программе объема знаний, обеспечивают материальную основу формирования умений и навыков работать с различными источниками информации, являются важным инструментом воспитания культуры умственного труда, развития у учащихся интереса к самостоятельной учебной деятельности.

2. Установлено, что использование средств обучения отражает зависимость видов деятельности учителя и учащихся от того, с чем и как организуется обучение. Так, в частности, работа с дидактическим материалом изменяет способы информации учащихся. Тестовый характер большинства заданий печатной тетради определяет последовательность выполнения действий при работе с источниками знаний и тем самым направляет познавательную активность школьников. В одних случаях эти задания постепенно приближают учащихся к самостоятельному решению определенных задач, в других — заставляют увидеть на карте, рисунке, найти в тексте учебника особенности изучаемых объектов, явлений и т. д., самостоятельно построить график, объяснить причинно-следственные связи, сделать вывод.

Формирование новых знаний и умений в процессе последовательного наложения кадров транспарантов позволяет передавать информацию поэлементно, выделять главное и т. д.

3. На материале курса географии материков подтверждено теоретическое положение о том, что каждое средство обучения имеет.

— 135 определенные функциональные возможности, что ограничивает рамки его применения. Сочетания различных средств обучения полнее обеспечивает решение образовательных и воспитательных задач. В силу этого усвоение учащимися учебного материала протекало наиболее успешно с использованием не отдельных средств обучения, а их комплексов*.

Определены общие требования отбора средств обучения в комплексе на различных этапах урокапоказано основное сочетание пособий или ядро комплекса. Обоснованы и описаны тринадцать комплексов средств обучения по курсу географии материков с учетом целей, задач, содержания географии материков, возрастных особенностей учащихся и функциональных возможностей средств обучения".

5. Экспериментально подтверждено исходное предположение о том, что обоснованный отбор, разработка комплексов средств обучения по всему курсу в целом и использование их в учебном процессе повышает качество знаний и умений учащихся".

6. Выявлены и обоснованы конкретные преимущества использования комплексов средств обучения, включающих дидактический материал. Установлено, что использование их не только повышает познавательную самостоятельность, осознанность действенность и прочность знаний, но и стимулирует деятельность учащихся с источниками знаний, улучшает управление процессом формирования и развития знаний и умений школьников, способствует преодолению формализма знаний, позволяет воспитывать у учащихся культуру умственного труда.

В связи с этим перспективы дальнейшего исследования данной проблемы вытекают из целесообразности разработки комплексов средств обучения и методики их использования по всем курсам.

— 136 школьной географии. Обоснование и разработка комплексов средств обучения, а также соответствующее централизованное снабжение ими школ, является важным направлением развития материальной базы учебно-воспитательного процесса в решении задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

Повышение качества знаний и умений учащихся по географии в ближайшие годы может быть достигнуто путем скорейшего внедрения в практику школ дидактического материала, состоящего из печатной тетради и карточек с заданиями, а также методических рекомендаций по его использованию*.

Материалы исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на конференции аспирантов и молодых ученых АПН СССР (1976 г.), научно-практических конференциях экспериментальной школы АПН СССР № 204 (1976 г*, 1977 г.), УШ совместном .г' семинаре аспирантов и молодых ученых АПН ГДР и АПН СССР (г. Минск, 1976 г*), методической конференции учителей Тимирязевского района г. Москвы (1976 г"), заседании секции школьной картографии Московского филиала Географического Общества (1980 г"), годичных курсах слушателей Московского института усовершенствования учителей (в течение I980-I98I гг.).

По материалам диссертации изданы и опубликованы следующие работы:

1. Картины и таблицы по географии. — География в школе, 1974, № 6, с. 79−80.

2. Опыт работы с новым типом климатических карт. — В сб.: Вопросы создания и использования учебного оборудования, т. 3, ч. 2. — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1976, с. I7I-I80 (в соавторстве с H.A. Валдайской).

3. Дидактическое пособие для проверки знаний учащихся по географии материков. — В сб.: Вопросы создания и использования учебного оборудования, т. — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1976, с. 90−109.

4. Исходные требования на проектирование, конструирование и изготовление учебного оборудования. География, вып. б. -М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1976, с. 35, 36, 38, 48 (в соавторстве с Ю. А. Барышевой, В. П. Головым, М. Б. Бестицким, Ю.Г.Ши-роких)•.

5. Комплекс пособий для изучения географического положения материка, — География в школе, 1980, № 2, с. 39−42,.

6. Сценарий кинофрагмента «Пассаты» и методические рекомендации по его использованию. — М.: Школфильм, 1981,.

0,5 п.л.

7. Серия транспарантов «Очаги формирования воздушных масс» и методические рекомендации по их использованию" , — М: Школфильм, 1981, — 0,3 п.л.

8. Две серии транспарантов «Перемещение воздушных масс» и методические рекомендации по их использованию. — М.: Школфильм, 1981. — 0,5 п.л.

9. Рекомендации по использованию раздаточного иллюстративного материала по географии материков./Пособие для учителей средней школы. — М.: Просвещение, 1981. — 2,5 п.л.

10. Раздаточный иллюстративный материал по географии материков. — М.: Просвещение, 1981. — 2,5 п.л.

11. Методика комплексного использования средств обучения как условие повышения качества знаний учащихся по географии. — В сб.: Совершенствование содержания и методов обучения г I.

— 138 в средней школе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, с. 7−10.

12. Формирование у школьников приемов учебной работы с различными источниками знаний на основе использования дидактических материалов (на примере курса географии материков).

— В сб.: Пути повышения качества обучения и воспитания учащихся в процессе гуманитарных дисциплин в средней школе, -М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1982, с. 43−46.

13. Карточки-задания по курсу географии материков, У1 класс.

— География в школе, 1982, № 4, с. 52−57- № 5, с. 53−58- 1983, № I, с. 54−57.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. и Энгельс Ф. Капитал. Критика политичеокой экономии. Соч. Изд. 2-е, т. 23. М.: ГосПолитиздат, i960- - 907 с.
  2. Ленин BJU Философские тетради. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 29. М.: Госполитиздат, 1963- - 620 с.
  3. Официально-документальные материалы
  4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976- - 256 с.
  5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981- - 223 о.
  6. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР п0 завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". -Правда, 1972,25 июн-
  7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14−15 июня 1983 г.!- М.: Политиздат, 1983- 80 с. 1. Книги
  8. Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Материалы научного симпозиума в Тарту. Тарту, 1970- - 80 с.
  9. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, i960- - 486 с.
  10. М.Я., и др. Комплексы учебного оборудования поматематике. М.: Педагогика, 1971- - 278 с"• ¦. -----. и
  11. Ю.Архангельский С. И., и др. О моделировании методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974- -48с. П. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982- 191 с.
  12. A.C. Вопросы методики и истории географии. -М.: АПН- 140 -РСФСР, 1961- 260 о,
  13. В.П. Элементы теории управления процессом обучения.- М.: Знание, 1971- 72 о.
  14. П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964- 547 с.
  15. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959- - 347 с.
  16. В.Д. Некоторые вопросы методологии, методики и организации дидактических исследований. М.: АПН СССР НИИ СиМ0,197б- - 17 с.
  17. М.Б. Технические средства в обучении географии: По
  18. Г^свещейве собие для учителей. М. Д977- - 153 с.
  19. Т.В. Физическая география материков. Изд. 3-е, -М.: Просвещение, 1976- 318 с.19″ Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петров-Просвещение ского. М., 1973- - 243 с,
  20. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Д.В.Злькони-на и В. В. Давыдова. 11. просвещение, 1966- - 442 с*
  21. Восприятие и деятельность. Под ред. А. Н. Леонтьева. М.:МГУ, 1976- - 320 с#
  22. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956- - 519 с.
  23. П.Я. Ооновные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», -М.: МГУ, 1965-- 52 с.
  24. Т.П., Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии. М.: Просвещение, 1964- - 223 с.
  25. Грабарь М*И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. -М.: Педагогика, 1973- 46 с.
  26. В.П., Прозоров Л. Д. Картины и таблицы в преподавании географии. M": Просвещение, 1977- - 136 о.
  27. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972- - 424 с.
  28. A.B. Методика работы о типовыми планами при изучении учащимиоя географии. Уч. зап. ДПШ им. А. И. Герцена, т.221. -Л.: 1964- 37 с.
  29. A.B. Методика преподавания географии. -М.: Просвещение, 1975- 368 о.
  30. У. Беседы с учителями по психологии. Петербург, 1919-- 86 с.
  31. Дидактический материал, его структура и роль в учебном процессе. Сб. ст. сотр. лаб. дидактических средств обучения, вып. I.- Ташкент, 1971- 53 с.
  32. В. и Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии, М.: Педагогика, 1970- - 139 с.
  33. Н.И. О психологии восприятия учебного фильма, М.: Союзкинемат. СССР, 1968- - 23 с.
  34. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962- 148 с.35″ Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Учпедгиз, i960- 311 с.
  35. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. I. М.: Знание, 1972- - 22- с.
  36. Ильина Т. А* Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. M. s Знание, 1975- - 123 с.
  37. Исходные требования на проектирование, конструирование и изготовление учебного оборудования. География. Вып. 6. Под общей ред. действ, чл. АПН СССР С. Г. Шаповаленко и канд. техн. наук Ю. Г. Городецкого. -М.: ротапринт НИИ ШОТСО, 1976- 78 с.- 142
  38. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968-- 288 с.
  39. М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР. М.: Просвещение, 1977- - III с.
  40. H.A. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955- - 651 с.
  41. Коринская В. А" Формирование понятий при изучении курса географии материков. М.: Педагогика, 1979- - 151 с.
  42. В.А., Прозоров Л. Д., Щенев В. А. Методическое пособие по географии материков (У1 класс). М.: Просвещение, 1980-- 237 с.
  43. Т.А. Уроки географии (Психологиюские основы). М.: Просвещение, 1968- - 79 о.
  44. В.А., Лукин Н. С. Психология подростков. М.: Просвещение, 1965- - 316 с.
  45. В.А. Основы педагогической психологии. Id.: Просвещение, 1972- - 255 с.
  46. Н.Д. Детская педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964- - 478 с"
  47. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971- - 279 с.
  48. А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд^. 2-е. -М.: Политиздат, 1977- 303 с. 50. 'ътелщународтгй научтгой конференции соц. стран по' проблеййГшкильного оо^рудшания.-М. :АШ СССР., 1975- 317 с.
  49. Методика обучения географии в средней школе. Под ред. А. Е. Бибик. М.: Просвещение, 1975- - 380 с.
  50. Методика формирования приемов учебной работы по географии.- 143
  51. Сб. научн. трудов под ред. Т. П. Герасимовой. М.: ротапринт НИИ СиМО АПН СССР, 1976- - 50 о.
  52. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978- - 199 с.
  53. Обучение и развитие. (Экспериыентально-падагогическое исследование). Под ред. дейотв. чл. АПН СССР Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975- - НО с.
  54. И.Т., Аристова Л. П. Вопросы повышения эффективности урока. Казань, Татарское книхн. изд-во, 1959- - 80 с.
  55. О методах педагогического исследования. Докл. к семинару.- Таллин: М-во проев. ЭССР, 1971- 358 о.
  56. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. I4.: Знание, 1972- - 41 с.
  57. Подростковый возраст. Педагогическая энциклопедия, т.З. -М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1966- 880 с*
  58. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам, (ббор-ник статей). Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972−239 с. Л
  59. Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников. Казань, КГПИ, 1975- - 101 с.
  60. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И.Моносзона-- М.: Педагогика, 1980- 224 с.
  61. Проблемы школьного учебника. Вып. 4, М.: Просвещение, 1976- - 370 с.
  62. С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. -М.: Учпедгиз, 1946- 704 с.
  63. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962- - 504 с^-144
  64. И.И. Учебно-наглядные пособия по географии. К.: Просвещение, 1975- - 223 с.
  65. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: НИИ общего и политахн. обр. АПН РСФСР, 1965- - 48 с.
  66. М.Т. Процесс познания в обучении. М.: Изд. МГУ, 1956- - 43 с.
  67. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучениипод ред. Л.В.Занкова). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958- - 380 с. 69″ Технические средства обучения в средней школе. Под ред. А. П. Прессмана. — М.: Педагогика, 1972- - 303 с*
  68. К.Д. Избр. под. соч., *.*• I, 2. М.: Учпедгиз- 1953−1954- - 639 е.- - 735 с.
  69. Е.Я. Изучение климата на уроках географии. М.: Просвещение, 1973- - 158 с.
  70. С.Г. Основные направления в создании и использовании учебно-наглядных пособий и школьного оборудования в ближайшие 10−15 лет. М.: АПН СССР НИИ ШОТСО, 1969- - 40 с.
  71. С.Г., Прессман Л. П. Об активизации познавательной деятельности уч-ся с помощью аудиовизуальных средств. -М.: Эгер, АПН СССР НИИ ШОТСО, 1970- 28 с.
  72. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963- - 255 с.
  73. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973- -268 с
  74. Экранные и звуковые пособия в школе. Под ред. Н. М. Шахмаева. М.: Просвещение, 1966- - 296 с. 1. Статьи
  75. Архангельский С. И" Некоторые вопросы теории учебного кино. Использование техн. ср. обор* в учебы, процессе. Известия.145. «
  76. АПН РСФСР, Jfc 128. М.: АПН РСФСР, 1963- - с. 15−23.
  77. П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. Советская педагогика, 1967, № 5- с. 79−85.
  78. Ю.К. О совершенствовании методов научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 1975, № II- с.54−63.
  79. Бауман К.Н., и др. Значение физиологического учения И. П. Павлова для советской педагогики. Советская педагогика, 1951, №с. 10−15.
  80. Е.З. Роль наглядных представлений в процессе усвоения учащимися абстрактных понятий. Сб. ст.: Вопросы психологии познавательной деятельности. Н. Тагил, 1962- - с. 98-III.
  81. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. Вопросы психологии, 1969, № 2- с. 25−38.
  82. Т.В. Роль изобразительной наглядности в развитии ана-литико-синтетической деятельности учащихся. Нов. иссл. в пед. науках. Ы.: Просвещение, 1967- с. 81−84.
  83. А.С. Психологические особенности применения натуральных предметов в качестве наглядных пособий на уроках естествознания. Учен. зап. т. ХХХУ1, каф. ноихологии, вып. 2 (под ред. проф. Н.Ф.Добрынина), М.: 1954- с. 125−134.
  84. П.Я. Метод „срезов“ и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии, 1966,4- с. 128−135.
  85. A.M. О педагогических требованиях к учебным кинофильмам для школ. Использование техн. средств обучения в учебном процессе. Известия АПН РСФСР, вып. 128, М.: АПН РСФСР, 1963- с. 50−62.•, > „¦ *
  86. Т.Н. О приемах учебной работы при обучении физической географии. География в школе, 1978, № 2- с. 40−47.-146 88* Герасимова Т. П. Методика работы с климатическими диаграммами. География в школе, 1980, № 4- с. 43−47.
  87. Г. Ю. Изучение климатической карты в курсе географии материков. Сб. ст.: Учен, зап., МГПЙ им. В. И. Ленина, т.467. -М.: 1972- с. 75−79.
  88. В.И. Приемы использования динамических наглядных пособий при формировании точностей знаний у учащихся. В кн.: Нути повышения эффективности обучения. Вып. 5. — Челябинок: Чел. гос. пед. ин-т, 1972- с. 88−93.
  89. Л.П. Некоторые приемы работы с учебником. Советская педагогика, 1970, № 12- с. 41−49.
  90. Л.М. Диафильм как средство развития познавательной активности учащихся. География в школе, 1973, № 2- с.59−62
  91. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. Советская педагогика, 1965, № 6-с. 63−73.
  92. И.В., Платонова И. А. Изучение природных различий материков. География в школе, 1982, № 3- с.26−30.
  93. Эб. Есаян Э. Г. Комплекс учебного оборудования как средство совершенствования обучения и воспитания школьников. В кн.: Обучение географии в школе. — М.: Просвещение, 1975- с.79−86.
  94. В.И. Наблюдение метод педагогического исследования. — В кн.: Методы педагогических исследований. — М.: Просвещение, 1972- с. 62−88.1. V -147. -.
  95. В.И. О диагностике умственного развития школьников. -В кн.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975- с. 69−93.
  96. Т.А., Огородников И. Т. Организация экспериментальной проверки методики программированного обучения* Советская педагогика, 1965, № 2- с. 77−89.
  97. Кабанова-Меллер. E.H. Усвоение и применение учащимися системы географических понятий. Извеотия АПН РСФСР, вып. 61, -М.: АПН РСФСР, 1954- с. 166−190.
  98. Кабанова-Меллер E.H. О роли наглядного материала в процессах абстракции и обобщения у школьников. Вопросы психологии, 1955, № 2- с. 65−71.
  99. Кабанова-Меллер E.H. Формирование географических представлений у учащихся У-У1 классов. Известия АПН РСФСР, вып. 76. М.: АПН РСФСР, 1956- с. I29-I5I.
  100. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов воображения в курсе черчения. В кн.: Формирование и развитие пространственных представлений у учащихоя. — М.: Просвещение, 1964- с. 75−84.
  101. Кабанова-Меллер E.H., Паремская H.A. Обучение. учащихся приемам работы с учебником и картой на уроках географии. В кн.: Уроки географии в школе. — М.: Просвещение, 1967- с. 134−149.
  102. Кабанова-Меллер E.H. Приемы учебной работы и их классификация. Советокая педагогика, 1975, № 2- с.41−48.
  103. Х.И. Пути развития продуктивного мышления школьников.148 „V
  104. Вопросы психологии, 1978, № 3- с. 143−148.108“ Корыан Т. А. Целенаправленное восприятие карты. География в школе, 1969, № б- с. 43−49.
  105. Т.А. Переосмысливание знаний в процессе усвоения. Известия АПН РСФСР, вып. 28, М.: АПН РСФСР, 1950- с. II5-I26.
  106. Т.А. К характеристике усвоения географических понятий школьниками. Нов. исследования в пед. науках, У1. -М.: Просвещение, 1966- с. 51−58.
  107. В.А. Возрастные психологические особенности подростка. Советская педагогика, 1970, te I- о. 87−100.
  108. А.Н. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии, 1957, tel- с. 3−17.
  109. ИЗ. Лернер И. Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся. Советская педагогика, 1974, te 7- с. 28−37.
  110. И.Я., Скаткин М. Н. Метода обучения. В кн.: Дидактика средней школы. — М.: Просвещение, 1975- с. 146−184.115″ Маркова Н. П. К вопросу о шаговой учебной процедуре. Нов. иссл. в пед. науках, X. М.:Просвещение, 1967- с. 12−18.
  111. А.М. К проблеме „Шага“ процесса усвоения. Нов. иссл. в пед. науках, УП. М. Просвещение, 1966, с“ 7−17.
  112. H.A. Взаимоотношение слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками. Докл. на сов. по вопросам психологии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954- с.13−24.
  113. Я.А. Уравнивание условий дидактического эксперимента. Советокая педагогика, 1971, te II- с. 68−72.149 ~
  114. К., Лучкуте P» Использование дидактического раздаточного материала в процессе обучения. Народное образование, 1968, «12- с. I-I6.
  115. H.H. О механизме управления поэтапным формированием действия. Докл. Всесоюзн. конф. 11−13 июня г. -М.:МГУ, 1975- с. 27−34
  116. В.А. Использование учебника на уроке при изучении нового материала. Советская педагогика. М.: АПН РСФСР, 1962, № 10- с. 55−61.
  117. Ю.М. Беседа и анкета как методы исследования. В кн.: Методы педагогических исследований. — М.:Просвещение, 1972- о. 89−115.
  118. Павлов И* С учетом возрастной психологии. Народное образование, 1971, № 10- с. 74−76.
  119. Л.М. Изучение причинно-следственных связей как условие развития мышления учащихся. Советская педагогика, 1970, № 2- с. 49−61.
  120. М.С., Бенке А. Г. Комплексное использование дидактических и технических средств. Советская педагогика, 1971, № 9- с.43−52.
  121. Попов И"С. Об определении результатов дидактического эксперимента путем сравнительного анализа программного и фактически усвоенного учащимися материала. Нов. иссл. в пед. науках, X. -М.: Просвещение, 1967- с. 32−37.
  122. П.А. Педагогические и психологические основы наглядности в обучении иностранным языкам. В кн.: Вопросы психологии и150 «.методики обучения иностранным языкам, т.1У. М.2 МГУ, 1976−1. С * ^
  123. М.Н. Созидательный педагогический эксперимент метод научного педагогического исследования. Докл. АПН Р (ЗФСР, — М.: 1960, № 3- с. 5−12-
  124. .Г. Некоторые психолого-педагогические особенности восприятия статистических пособий. В кн.: Использование диафильмов в учебном процессе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972- с. 2−8.
  125. Е.Е. Учет объема научной информации в учебном фильме. Использование ТСО в учебном процессе. Известия АПН РСФСР, «128. М.: АПН РСФСР, 1963- с. 23−34.
  126. Е.Е. Некоторые вопросы методики педагогического исследования. Советская педагогика, 1970, № 12- с. 73−84.
  127. СтуДеникин М. В. Работа о картой и другими картографическими произведениями. В кн.: Методика обучения в средней школе. — М.: Просвещение, 1975- с. 228 -260.
  128. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. Народное образование, 1967, № 7- с. 34−42.
  129. В.И., Подласый И. П. Понятие «шага» в современной ди-диактике. Советская педагогика, 1971, № I- с. 62−72.
  130. Н.Ф. Опыт исследования пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. Известия АПН РСФСР, вып. 21. М.: АПН РСФСР, 1949- с. 5−50.
  131. С.Г. О создании системы современного оборудования для средней*общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1967, te 5- с. 67−78.
  132. С.Г. Школьные пособия и оборудование в ближайшие 10 лет. Народное образование, 1970, № I- с. 66−76».. «151 » .
  133. Шаповаленко С. Г* Учебник в системе средств обучения. В кн.: Проблемы школьного учебника* - М.: Просвещение, 1976- с. 37−50.
  134. И.В. Методика формирования геолого-геоморфологических понятий в процессе изучения начального курса физической географии и курса географии материков. Дис.. канд. пед. наук* М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1977- - 189 с.
  135. Л.С. Комплексы средств обучения и условия их эффективного использования на уроках химии в общеобразовательных школах. Дио.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ ШОТСО, 1969- - 331 с.
  136. К.Е. Методика .изучения закона географической зональности в школьном курсе физической географии. Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1971- - 250 с.
  137. Ковалевская М. К- Система самостоятельных работ учащихся по экономической географии. Дис.. канд. пед. наук, -М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1967- 295 с.
  138. Н.Т. Совершенствование системы знаний о населениив школьных курсах географии. Дис.. канд. пед. наук, М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1976- - 176 с.
  139. И.И. Формирование приемов учебной работы с картой при изучении физической географии в У-УП классах. Дис.. канд. пед.наук. -М.:АПН СССР НИИ СиМО, 1977- 192 с.
  140. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках. Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1971- - 314 с.
  141. A.M. Комплексы учебного оборудования по курсу ботаники У1 класса средней общеобразовательной школы и методика их использования. Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ ШОТСО, 1974- - 310 с.
  142. В.И. Изучение почв как компонента природного комплекса в школьных курсах физической географии. Дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1976- - 161 с. 1. Авторефераты
  143. Л.И. Учебное оборудование по алгебре как средство совершенствования структуры урока в восьмилетней школе. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1976- - 23 с.
  144. Г. В. Методика изучения общих географических закономерностей в курсе географии материков, Автореф. Дисс.. канд пед. наук. -M., 1982- 20 с.
  145. Ю.В. Принципы оформления стенных физических учебных карт (на примере карт материков). Автореф. Дисс.. канд. техн. наук. М.: ЦНИИГАиК, 1973- - 21 с.
  146. И.В. Исследование эффективности самостоятельной работы и самоконтроля на уроке. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1967- - 18 с.
  147. Э.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами наглядности. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ общ. и политехи, образ., 1969- - 21с.
  148. Н.Г. Методика изучения природных комплексов в курсах географии У-УП классов средней школы. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР НИИ СиМО, 1982- - 22 с.
Заполнить форму текущей работой