Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: На примере многопрофильного лицея и школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потенциальные возможности сегодняшней школы, социальная среда, не позволяют учащимся обладать достаточным уровнем экономической культуры, экономические знания носят сугубо теоретизированный характер, оторванный от реальной действительности. Современные школьники не смогут противостоять негативным явлениям рыночной среды. В этой связи возникла проблема формирования таких ценностей, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики
    • 1. 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ И ШКОЛ
    • 1. 2. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЯ
  • ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
    • 2. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
    • 2. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЦЕЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЛИЦЕЕ

Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: На примере многопрофильного лицея и школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Состояние и тенденции развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, переход к рыночной экономике ставят перед образовательной системой России задачу формирования экономически воспитанного подрастающего поколения. Люди с высоким интеллектом, развитым логическим мышлением, свободные от догматизма и приспособленчества, способные находиться в постоянном поиске, рождать в процессе его новые, оригинальные идеи, эффективно осуществлять экономическую деятельность, готовые служить Отечеству — такие люди нужны демократической России.

В условиях интенсивного поиска путей экономического развития страны, сочетающих функционирование рыночных отношений и государственного регулирования, у молодежи возникает потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости, способности определить свое будущее в реальных условиях. Особая роль в формировании таких качеств личности принадлежит общеобразовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедрять предметы экономического содержания. Однако проведенный анализ состояния практики свидетельствует о том, что обеспечение необходимыми экономическими знаниями не позволяет решить проблемы подготовки школьников к адаптации в динамичных социально-экономических условиях нашей действительности.

Потенциальные возможности сегодняшней школы, социальная среда, не позволяют учащимся обладать достаточным уровнем экономической культуры, экономические знания носят сугубо теоретизированный характер, оторванный от реальной действительности. Современные школьники не смогут противостоять негативным явлениям рыночной среды. В этой связи возникла проблема формирования таких ценностей, которые способствуют нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики. Поэтому формирование экономической воспитанности школьников в контексте нравственного развития приобретает особую значимость и требует эффективного руководства педагогическим процессом. Таким образом, возникло противоречие между: требованием общества к сформированное&tradeэкономической культуры учащихся и консервативностью школы, как социального институтанеобходимостью разработки и внедрения эффективных форм, методов и новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников и преобладанием в школе традиционных подходовменяющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности. Указанные противоречия порождают проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в многопрофильном лицее и школах?

Сущность экономической культуры, её место в системе общей культуры, понятийный аппарат определили философы Р. Г. Ахметов, В. Д. Демичев, А. В. Дроздов, И. Б. Иткин, В. Д. Попов, Г. Л. Смирнов, А. К. Уледов. Огромный вклад в разработку проблем экономической культуры, мышления и сознания внесли экономисты Л. И. Абалкин, Л. С. Бирман, К. А. Улыбин, В. Ш. Уразгалиев, В. Ф. Щербина, В. П. Чичканов, а при рассмотрении социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры — работы Л. П. Буевой,.

А.Г. Грязновой, И. Б. Иткина, Р. В. Рыбкиной, Д. Д. Рябова, Н. Смелзера, П. Сорокина, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролова.

Много внимания уделили педагогическим аспектам экономического образования и воспитания школьников А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, В. Я. Жуковский, К. Н. Катханова, Н. Я. Клепач, А. Ф. Крючков, Л. П. Кураков, М. Л. Малышев, А. С. Прутченков, В. К. Розов, Н. П. Рябинина, М. А. Хроменков, А. Т. Шпак, J1.E. Эпштейн и др.

Огромный вклад в разработку проблемы формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного экономического образования внесли известные ученые П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, И. А. Сасова, Н. А. Томина.

Роль общеобразовательных предметов и всего учебно-воспитательного процесса в экономическом образовании и воспитании школьников отражена в работах Г. Н. Зверевой, К. Г. Колосовой, Е. Е. Минченкова, Е. П. Петросяна, А. П. Сидельковского, J1.C. Сусской, И. Д. Чернышенко.

В работах А. Ф. Крючкова, Л. Л. Любимова, И. В. Липсица, Л. П. Куракова, Л. П. Мельникова, И. Б. Первина, В. К. Розова, Н. П. Рябининой, А. Н. Хроменкова, Б. П. Шемякина и др. представлены содержание, организация и методика экономической подготовки учащихся в процессе общественно-полезного производительного труда. Экономическую подготовку школьников рассматривали в своих работах З. А. Валиева, М. Н. Ермоленко, Т. Г. Калугина, Р. И. Желбанова, А. С. Нисимчук, С. А. Репин, О. Б. Сокольская, В. Г. Соловьев, Л. П. Фридман, С. Е. Шишов.

Экономическое воспитание в дополнительных структурах образования рассмотрено в работах Н. И. Городецкой, Т. А. Федоткинойразвитие деловых и нравственных качеств личности школьников в процессе их трудовой, экономической подготовки рассмотрены в исследованиях И. И. Зарецкой. В. А. Любкиной, Л. М. Фуксона, С. Л. Чернер. В настоящее время возрос интерес к проблеме развития предприимчивости как качества личности. Этот вопрос освещается в работах Л. К. Аверченко, В. Г. Булыгиной, Н. И. Городецкой, А. Л. Журавлева, Т. В. Корниловой, Н. В. Лебедевой, В. Любкиной, В. П. Позднякова, С. К. Рощина, М. Н. Руткевич, М. Н. Умутбаева.

Для изучения проблем экономического воспитания школьников как одного из аспектов воспитательного процесса большое значение имеют исследования, посвященные формированию целостной личности (труды Б. П. Биттюнаса, Б. Т. Лихачева, Г. И. Легонского, И И. Легостаева, Т. С. Комаровой, В. М. Коротова, Ю. П. Сокольникова, М. Н. Скаткина, А. А. Скамницкого и др.).

Таким образом, многие проблемы экономического воспитания исследовались педагогической наукой на тех или иных этапах развития этой науки и в условиях постоянно развивающегося общества. Вместе с тем проблема экономического воспитания школьников в условиях лицея не была предметом специального исследования.

Следует отметить, что на современном этапе развития нашей страны требуется обеспечение единства нравственного и прагматического в формировании качеств личности школьников.

Анализ педагогической литературы и потребностей массовой практики, указанные выше противоречия позволили сформулировать следующим образом проблему исследования: каковы педагогические условия экономического воспитания старших школьников в лицее в российском государстве в условиях рыночной экономики? Решение этой проблемы и составят цель нашего исследования.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы нашего диссертационного исследования: «Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях (на примере многопрофильного лицея и школ).

Объект исследования — экономическое воспитание учащихся в условиях многопрофильного лицея и школ.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность экономического воспитания учащихся старших классов лицея и школ предопределяется двумя группами основных органически взаимосвязанных педагогических условий.

Первая группа — общие педагогические условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на все его аспекты, в том числе и на экономическое воспитание старших школьников. Она включает в себя:

— организацию воспитательных коллективов, его классов как формы функционирования педагогических систем;

— обеспечение высокого уровня учебного процесса и создание условий для достижения успеха в учении каждому старшему школьнику.

Вторая группа — частные педагогические условия, непосредственно влияющие на эффективность экономического воспитания старших школьников. Она включает в себя:

— организацию систематического овладения старшими школьниками экономическими знаниями с учетом их возрастных особенностей;

— создание ситуаций для практического проявления старшими школьниками экономической воспитанности;

— использование игровых технологий в экономическом воспитании старших школьников;

— содружество в экономическом воспитании старших школьников лицея, школ и высших учебных заведений при ведущей роли лицея.

Именно эта совокупность иерархически взаимосвязанных двух групп основных педагогических условий является необходимой по нашей гипотезе для эффективности исследовавшегося педагогического процесса.

Предмет исследования — педагогические условия и процесс экономического воспитания старших школьников в условиях рыночной экономики.

Проблема и предмет исследования определили следующие его задачи:

1. Охарактеризовать систему экономического воспитания как одного из аспектов целостного воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея и школ.

2. Определить специфику экономического воспитания в старшем школьном возрасте в условиях лицея.

3. Раскрыть критериальную характеристику экономической воспитанности старших школьников в многопрофильном лицее и показателей ее уровней (низкого, среднего, высокого).

4. Выявить, экспериментально обосновать и проверить педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в условиях многопрофильного лицея и школ.

5. Разработать научно — методические рекомендации по совершенствованию процесса экономического воспитания учащихся старших классов лицея и школ.

Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики, гуманизма и демократизации образования, а также общие методологические принципы науки (положения о неразрывном единстве человека, его деятельности и общества, о социальной, творческо-деятельной сущности личности, закономерностях ее развития, о системном понимании воспитания и основывающейся на них логике деятельности воспитателей).

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, экономической, психологической, педагогической и методической литературыанализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по предметам гуманитарного цикла, другой школьной документацииколичественный и качественный анализ полученных результатов • исследования с использованием статистических методовизучение и обобщение передового и личного опыта реализации основных идей экономического воспитаниясравнительный анализ и синтезанализ продуктов творческой деятельности учащихсяорганизация целостного педагогического опыта в многопрофильном лицее как одного из аспектов целостного воспитательного процессадиагностические методы (методы целенаправленного педагогического наблюдения, методы срезов, бесед, анкетирования, интервьюирования и тестирования школьников, педагогов, родителей и т. п.);

Базой исследования явились Пушкинский лицей экономики, политики и права (Московской области), в котором диссертант выступал в качестве о преподавателя экономики и бухгалтерского учета, школы № 514, 1997 г. Москвы.

Исследование осуществлялось в период с 1997 по 2002 г. г. в три этапа:

1. На первом этапе — поисково-теоретическом (1997;1998 г. г.) — осуществлялось изучение и анализ философской, экономической, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в теории воспитания. Определились цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные теоретические положения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-эспериментальной работы.

2. На втором этапе — опытно-экспериментальном (1998;2001 г. г.) — апробировалась опытно-экспериментальная программа использования педагогических условий в экономическом воспитании старших школьников, была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента, подготовлены публикации по теме исследования.

3. На третьем этапе — обобщающем (2001;2002 г. г.) — осуществлялась обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию экономического воспитания старших школьников в условиях рыночной экономики в процессе реализации системы педагогических условий, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов настоящего исследования обеспечивается его методологическими основами, аргументированностью исходных теоретических положенийкритическим анализом и учетом состояния избранной для изучения области теории и практикиправильным выбором используемых в них теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, цели, предмету, объекту и задачам исследованияразносторонностью использованных эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемыматематической обработкой опытных данныхиспользованием на практике результатов опытно-экспериментальной работырезультатами эксперимента, подтверждающими позитивные изменения. Благодаря избранной логике подтверждена ее эффективность в процессе выполнения опытно-экспериментальной программы. Экспериментальное исследование осуществлялось в Пушкинском лицее экономики, политики и права и в школах № 514, 1997 г. Москвы в ходе непосредственной практической работы автора в качестве преподавателя экономики и бухгалтерского учета, а также в работе с учителями, руководителями школ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены сущностные характеристики экономического воспитания как одного из аспектов целостного воспитательного процесса и его своеобразия в старшем школьном возрасте с позиции системного понимания воспитаниявыявлена и опытно экспериментально обоснована специфика экономического воспитания старших школьников в условиях лицея:

1) взаимодействие различных компонентов экономического воспитания и образования на основе единой воспитательной направленности обеспечивает целостность процесса формирования экономической воспитанности: усвоение знаний и уменийформирование опыта деловых отношений: развитие ценностных ориентиров и индивидуальных творческих способностей личностиединой предметной основой функционирования системы выступает экономическое воспитание как основной элемент формирования экономической воспитанностикаждое направление воспитания выполняет вместе с тем свою определенную функцию, в совокупности определяя содержание процесса формирования экономической воспитанности школьников;

— раскрыта сущностная характеристика мотивационного, содержательного, процессуального компонентов экономической воспитанности старших школьников в многопрофильном лицее и школах;

— разработаны критерии и показатели уровней экономической воспитанности старшеклассниковопределены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в условиях многопрофильного лицея и школ.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: расширены имеющиеся теоретические представления о содержании экономической воспитанности учащихся старших классов многопрофильного лицея и школ и выделены ее признаки: сформированность экономических представлений и знанийсформированность экономических уменийсоциально-экономическая готовностьличностные качества как компонент экономической воспитанностипроявление умений в совершенствовании своих экономических способностейстепень устойчивости экономической воспитанности старших школьников. полученные автором объективные данные уточняют представление о сущности, значении и особенностях экономического воспитания в многопрофильном лицее и школах.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработанные критерии и трехуровневые показатели позволяют определить экономическую воспитанность старших школьников;

— содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности экономического воспитания старших школьников в условиях лицея и школтеоретические положения, результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей и вузов при изучении и преподавании курса «Педагогика», в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителейв системе курсов повышения их квалификациив ходе эксперимента разработаны методические рекомендации «Экономическое воспитание старших школьников в условиях рыночной экономики», пособия: «Экономическая подготовка учащихся старших классов лицея», «Оценка качества знаний и умений учащихся старших классов по предметам экономического цикла». Они могут быть широко использованы при организации учебно-воспитательной работы в современной школе.

Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогического совета лицея, методических объединениях учителей, родительских собраниях Пушкинского лицея экономики, политики и права, школ № 514, 1997 г. Москвы, на ежегодных заседаниях лаборатории центра системного подхода к воспитанию Ассоциации «Воспитание», на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов МГОПУ им. М. А. Шолохова, на межвузовских конференциях г. Москвы (2002 г.), г. Чебоксары (2002 г.) — результаты исследования изложены в четырех публикациях автора, двух методических пособиях для педагогов школ, внедренных в учебный процессизданы методические рекомендации «Экономическое воспитание старших школьников в условиях рыночной экономики (М., 1998), они могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, лицеяпо материалам диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 7,6 п.л.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Особенности экономического воспитания учащихся старшего школьного возраста в многопрофильном лицее и школах определяются содержанием экономического воспитания, а также сложностью, многоэтапностью и многогранностью процесса развития личности в данной возрастной группе и обеспечиваются применением школьниками приобретаемых экономических знаний, умений, навыков в разнообразной творческой и практической деятельности экономического характера (через участие в олимпиадах, викторинах, творческих проектах, ярмарках ученических идей и бизнес-планов, бизнес-проектов, в деловых играх, конкурсах «Бизнес и предпринимательство», «Банк идей», «Книга идей" — в защите авторских программ и проектов и других) — рациональным использованием в системе лицейского и школьного образования возможностей содержания социальноэкономических и общеразвивающих дисциплин учебного процесса и внеклассной работы. 2. Экономическая воспитанность старшеклассников определяется следующими критериями:

• наличием экономических знаний (основ экономической теории, закономерностей, принципов, методов и средств экономической деятельности);

• сформированностью умений и навыков практической экономической деятельности (умений планировать предстоящую деятельность, навыков научной организации труда, экономической целесообразности);

• сформированностью экономически значимых качеств личности (предприимчивости, хозяйственности, организованности, деловитости, творческого отношения к делу, бережливости, конкурентноспособности);

• социально-психологической готовностью (наличием внутренней убежденности, ценностных ориентиров, постоянным стремлением к профессиональному росту, отсутствием социального иждивенчества, потребностью в достижениях и проявлении умений в совершенствовании своих экономических способностей).

Совокупность выделенных критериев позволяет оценить состояние каждого из трех уровней (низкого, среднего, высокого) экономической воспитанности старшеклассников в многопрофильном лицее и школах и определить педагогические условия повышения эффективности этого процесса.

Рост уровня экономической воспитанности старших школьников предопределяется систематической и целенаправленной реализацией совокупности иерархически взаимосвязанных двух групп основных педагогических условий, необходимых для эффективности исследуемого процесса. Первая группа — общие педагогические условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на все его аспекты, в том числе и на экономическое воспитание старших школьников. Она вютючает в себя:

— организацию воспитательных коллективов, его классов как формы функционирования педагогических систем;

— обеспечение высокого уровня учебного процесса и создание условий для достижения успеха в учении каждому старшему школьнику;

Вторая группа условий — частные педагогические условия, непосредственно влияющие на эффективность экономического воспитания старших школьников. Она включает в себя:

— организацию систематического овладения старшими школьниками экономическими знаниями с учетом их возрастных особенностей;

— создание ситуаций для практического проявления старшими школьниками экономической воспитанности;

— использование игровых технологий в экономическом воспитании старших школьников;

— содружество в экономическом воспитании старших школьников лицея, школ и высших учебных заведений при ведущей роли лицея.

Уровни экономической воспитанности старшеклассников зависят от наличия системы оценки проявления экономической воспитанности в поведении старшеклассников в процессе их экономической подготовки, достаточного количества критериев, позволяющих судить об уровне экономической воспитанности, что и является показателем результативности данной педагогической системы.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Результаты исследования профессиональных интересов учащихся 9-х классов средних школ с помощью блока методик «ДДО».

По материалам проведенного исследования абсолютное большинство учащихся было замотивировано на профильную подготовку в области экономики. Анализ исходного уровня экономических представлений старшеклассников позволил получить данные, представленные в таблице 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование было посвящено решению проблемы: каковы педагогические условия эффективности экономического воспитания старших школьников в многопрофильном лицее и школах в современных условиях? В решении этой проблемы состояла цель настоящего исследования.

Исходной позицией нашего исследования явилась идея А. С. Макаренко о том, что «человек не воспитывается по частям» [91]. Развивая это положение, мы обратились к изучению экономического воспитания как одного из аспектов целостного воспитательного процесса.

В ходе разработки исходных теоретических позиций настоящего диссертационного исследования, прежде всего мы обратились к анализу экономической воспитанности как интегральной характеристики личности. Для решения этой исследовательской задачи мы сконцентрировали усилия на раскрытии сущности экономического воспитания. Анализ и обобщение различных подходов к пониманию экономического воспитания позволил нам определить его как педагогическую систему, под которой понимается множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

При раскрытии этой категории мы исходим из общего понимания воспитания, как передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями культуры и социального опыта в той его части, которая используется людьми в повседневной жизни, в частности, в труде. В познании сущности воспитания мы исходили из концепции системного понимания воспитания, основной принцип которой гласит: воспитание существует как процесс и как порождающая его воспитательная система. В свете этой концепции любое образовательное учреждение, в том числе и лицей, представляют собой целостную воспитательную систему, а экономическое воспитание старших школьников при всем его значении является частичной системой, будучи лишь «моментом функционирования целостных педагогических систем».

Следующим шагом формирования исходных позиций нашего исследования явился анализ своеобразия формирования экономической воспитанности в старшем школьном возрасте. В диссертации показывается, что своеобразие во многом предопределяется социальной ситуацией развития старшего школьного возраста. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Характерная для них устремленность в будущее неизбежно накладывает отпечаток на все поведение и психику юношей и девушек. Именно в этом возрасте растет их самосознание, увеличивается потребность в самоопределении, выборе профессии. Возрастает роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение.

При исследовании процесса экономического воспитания старших школьников как одного их аспектов целостного воспитательного процесса, мы обратились к выявлению и обоснованию назначения и особенности лицея как образовательного учреждения. Это назначение сформулировано нами не только в диссертации, но и в созданной и изданной нами в ходе исследования программы развития экономического лицея. Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало от нас использования разнообразных исследовательских методов. Центральное место среди них занимали организация целостного педагогического опыта в многопрофильном лицее и организованная на его базе опытно-экспериментальная работа. В диссертации детально раскрывается наш опыт эмпирического исследования выдвинутой нами проблемы. Экспериментальное исследование осуществлялось последовательно в три этапа, в ходе совершенствования деятельности лицея как целостной педагогической системы и экономического воспитания как одного из компонентов этой системы. Основными направлениями исследования были: а) разработка практических рекомендаций участникам экономического воспитания старших школьников (воспитателям, педагогам, родителям) — б) определение экспериментальных и контрольных классовв) подбор творческой группы учителей для участия в опытной и экспериментальной работег) организация теоретической и практической подготовки педагогов к участию в опытно-экспериментальной работе (обучение педагогов на целевых курсах по проведению эксперимента, проведенных профессорско-преподавательским составом МГОПУ им. М. А. Шолохова, Академии экономики и права, Академией налоговой полиции) — д) проведение на основе разработанных критериев срезов уровней экономической воспитанностие) осмысление процесса формирования экономической воспитанности учащихся экспериментальных классов, его результатов и выбор организационных форм экономического воспитания.

Были определены контрольные и экспериментальные классы, в состав которых входили учащиеся профильных и общеобразовательных классов лицея и школ № 514, № 1997 г. Москвы. В качестве экспертов выступали классные руководители, учителя предметники, члены школьной службы социально-психологической поддержки и родители.

Анализ исходного уровня экономических представлений старших школьников позволил получить данные, представленные в таблице 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. — М., Экономика, 1987. — 191 с.
  2. А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся.— М., Высшая школа, 1986. — 149 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991. —299 с.
  4. Л., Журавская Е. Уроки экономики в школе, активные формы преподавания. — М., Пресс, 1995. — 34 с.
  5. А. Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. — М., Педагогика, 1982. — 301 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития, в 2 т. Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 1−2 с.
  7. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X-XI классов: Учебное пособие. — Челябинск, ЧГПИ, 1988. — 164 с.
  8. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М., 1994. —144 с.
  9. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М., Политиздат, 1981. — 432 с.
  10. Л.И. Личность с позиции динамического подхода. //Личность и жизненный путь. — М., Наука, 1990. — 7−17 с.
  11. П.Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика, 1996. № 2.-4−5 с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М., Знание, 1987.- 80 с. 13. .Битинас Б. Т. Введение в диагностику воспитания. — М., Педагогика, 1989, — 214 с.
  13. Л.С. Перестройка экономического мышления. — М., Политиздат, 1990. — 271 с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.—464 с.
  15. Т.В. Программно-методические материалы по «Основам экономической культуры» (1−11 класс средней школы). Методические рекомендации. — Соликамск, 1999. — 44 с.
  16. Т.В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры //Актуальные проблемы философии, культуры. Армагеддон. — М., 1998.— 127−138 с.
  17. В.Г. О некоторых методологических подхода к пониманию целостного процесса социализации воспитания и развития личности. //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: 1 т. — Москва-Тула.: Изд-во АСОПиР, 1993. — 34−39 с.
  18. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. — М., Педагогика, 1983. — 96 с.
  19. Введение в бизнес. Реферат книги Джеймса А. Стоунера и Эдвина Г. Долана. — Ижевск: «Странник», 1991. — 272 с.
  20. М. История хозяйства. Очерк всеобщей социально экономической истории. — М., 1923. — 472 с.
  21. К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. Тр.-М., 1993. —240 с.
  22. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М., 1977.
  23. С.А. Использование метода профессиональных проб в профориентационной работе с учащимися старших классов //Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. — М., 1993. — 6−15 с.
  24. Л.Т., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам //Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. Вып. 4 — С-Пб., Петрополис, 1995. — С. 81−90.
  25. Вопросы воспитания: системный подход. Под. ред. Л. И. Новиковой. — М., 1981. —231 с.
  26. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. (Сост. Н.Л. Селиванова). — М., 1989. — 80 с.
  27. .З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика, 1993. № 2, —С. 3−9.
  28. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — М., Педагогика, 1989. —221 с.
  29. О.С. Базовая культура и самоопределение личности. — М., 1989, — 127 с.
  30. Генезис советской экономической культуры и этапы ее развития // В кн.: Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. — Новосибирск. 1991, —С. 148−182.
  31. Ю.В. Игра, модель, экономика. — М., Знание, 1989. — 208с.
  32. О.С. Формирование интереса в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. — М., Высшая школа, 1986. — 85 с.
  33. В.М. Традиционная педагогика игры: Опыт и проблемы //Педагогика, 1996. № 1. — С. 20−23.
  34. Т.В. Педагогические условия подготовки учителя и осуществление экономического образования и воспитания школьников (в системе повышения квалификации): Дис.. кандидата педагогических наук. — М., 1991. — 172 с.
  35. О.Г. Становление и развитие экономического образования в Российской общеобразовательной школе (1917−1997 г. г.) М., 1997. —34 с.
  36. А.Г. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия). М., 1997.
  37. Т. Становление системы экономического образования в московских школах //Школьный экономический журнал, 1997. № 1. — С. 51−55.
  38. Дж. К. Экономические теории и цели общества. — М., Прогресс, 1979.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., Педагогика, 1986. — 240 с.
  40. В. Толковый словарь русского живого языка. В 4-х т. Т.1 — М., Терра, 1994.
  41. Диагностика успешности учителя. Сост. Морозова Т. В. — М., 1997.
  42. Е.И. Культура. Стратегия социально-экономического развития.-М., Экономика, 1990.-78 е.
  43. М. На пути стандартизации экономического образования //Школьный экономический журнал, 1996. — С. 29−30.
  44. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления.1. М., 1985, —221 с.
  45. И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис.. доктора педагогических наук. — М., 1992. — 276 с.
  46. Е.Н. Формирование профессиональных интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: Автореф. дис. .канд. пед. наук: М., 1995. — 21 с.
  47. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция). Под. ред. Ю. Г. Круглова. — М., МГОПУ, 1996. — 168 с.
  48. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. — М., Экономика, 1990. —344 с.
  49. B.C. Формирование личности школьника (целостный подход).
  50. М., Педагогика, 1984. — 144 с.
  51. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф. дис. Канд. Философ, наук. — Свердловск, 1972. — 21 с.
  52. С.Н., Колмычкова Е. Н., Смирнова Л. С. Основы рыночной экономики (программа курса учащихся X-XI классов). — М.: Знание, 1993. — 40 с.
  53. А.П. Программа по курсу «Основы теории и практики менеджера» М.: «Менеджер», 1993. — 12 с.
  54. А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Знание- Интел Тех- Менеджер, 1993. — 196 с.
  55. А.П., Карчевский П. А. Реферат-дайджест учебника К. Макконелла и С. Брю «Экономикс: принципы. Проблемы, политика». М.: «Менеджер», 1993. — 176 с.
  56. А.П., Минаева Н. В. Экономика: Учебный курс по основам экономической теории. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. —220 с.
  57. Как начать свое дело. Законодательство. Образцы учредительных документов. М.: Российское право, 1992. — 176 с.
  58. В.Д. и др. Основы экономической теории: Учебник. М.: ВЛАДОС, 1996. —384 с.
  59. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. — М., Владос, 1994. — 124 с.
  60. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 197, 190с.
  61. В.Г., Нугуманова JI.H. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения. — Казань: Новое Знание, 1998. — 240 с.
  62. Е.А. Как выбирать профессию. — М., Просвещение, 1984. —159 с.
  63. Н. Я. Попов В.Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность. М., Экономика, 1979. — 186 с.
  64. Л.В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. — М., Педагогика — Пресс, 1996. — 128 с.
  65. Я.А. Великая дидактика/Избр.пед.соч.: В 2 т.-М.:Просвещение, 1982.- Т. 2−285 с.
  66. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания школьников Под рук. И. А. Сасова. — М., 1995.
  67. В.М. Введение в общую теорию личности. — М., Владос, 1994.—134 с.
  68. М.Я. Путешествие в мир экономики. М., 1993.
  69. Н.К. Сочинения в десяти томах. — М., АПН, 1959. — 280с.
  70. Е. Межпредметные связи: (Интеграция курса «экономическая культура» с предметом естеств. — науч. и гуманист, циклов в сред. шк. г. Самара) //Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете», 1996. —1. С. 6.
  71. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя.-Л., 1983.-12−73 с.
  72. Л.П. Основы экономической теории: Учебное пособие. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. — 505 с.
  73. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. 2-ое изд. М., Просвещение, 1987. — 144 с.
  74. Л.П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1999. — 459 с.
  75. Л.П., Ляпунов С. И. и др. Практикум по предпринимательству, Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1993. — 228 с. (Сер. книга молодого менеджера).
  76. Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент): Пер. с англ. — М., «БИКОМ», 1992. — 64 с.
  77. А.В. В проблеме совершенствования экономической подготовки учащихся сельских школ. //Соединение обучения с производственным трудом учащихся в условиях нового механизма хозяйствования. — Тула, 1990. — 349 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. //Избр. психологическое произведение: В 2 т. — М., 1983. 2 т. — 572 с.
  79. А.Я. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М., МГУ, 1972.575 с.
  80. А. Россия и рынок. — М., 1995. — 172 с.
  81. И.В. Как учить экономике российских школьников //Школьный экономический журнал, 1997. № 1. — С. 18−33.
  82. И.В. Экономика в средней школе: чему и как учить? //Школа и производство, 1995. — № 3. — С. 5.
  83. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. М., Прометей, 1995.-282 с.
  84. .Т. Рыночное отношение и воспитание школьников. //Воспитание школьников. 1991. № 5. — С. 5−6.
  85. А.Ф. Из ранних произведений. — М. 1990. — 528 с.
  86. Д. Мысль о воспитании //Педагогическое наследи/ Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М., Педагогика, 1998. — 416 с.
  87. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. — С-Пб., ГМП «Формина». 1992. — 384 с.
  88. Л.Л. Проблемы экономического образования в России //Школьный экономический журнал, 1997. № 1 — С. 55−65.
  89. А.С. Лекции о воспитании детей //Соч. в 8 т. Т. 4 — М., 1980. — 344 с.
  90. А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта //Соч. в 8 т. Т. 5 — М., 1980. — 272 с.
  91. А.С. Соч. в 7 т., 2-е изд.- т. 4, 5, 7. — М., 1960.
  92. А.С. Выбор профессии. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1994.5.392−394 с.
  93. Н.А. Этические основы экономической теории: Очерки истории ИНИОН РОС. Академия Наук. М&bdquo- 1993. — 178 с.
  94. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Пер. с англ. М., Республика, 1992. Т. 1.
  95. К. Тезисы о Фейербахе. Соч. 2-ое изд. — М., Т. 3 198. — 428с.
  96. К., Энгельс Ф. Соб. соч. 2-ое изд. Т. 46. Ч. 1. — М., 1981. — 497с.
  97. А. Принципы экономической науки. — М., 1993. — 228 с.
  98. AM. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., Педагогика, 1972. — 208 с.
  99. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 4-е издание. — М., 1918. — 288 с.
  100. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования //Т.Н. Шамова, Н. В. Немцова, К. Н. Алексин и др. — М., МИП «NB Магистр», 1992. — 231 с.
  101. М.В. Экономика и предпринимательство. — М., МП Палада, 1994.— 153 с.
  102. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся. Науч. ред. С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина. — М., Ин-т проффессионального самоопределения молодежи. 1993. — 77 с.
  103. А.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера. //Вопросы психологии. — 1975. —№ 5. — 10−12 с.
  104. А.А. Экономика в задачах и тестах. — М., Вита-пресс, 1995. — 320 с.
  105. . Экономика в школе: диапазон возможностей //Школьный экономический журнал, 1997. № 3 — С. 16−18.
  106. А.В. Личность школьника и ее формирование //Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формирования личности школьника. — М., 1983. — С. 28−32.
  107. А.В. О воспитании старшеклассников. Книга для классных руководителей. Просвещение, 1981. — 176 с.
  108. М.И. Педагогическая система В.А. Сухомлинского: традиции и новаторство. Изд. 2-ое — Соликамск, 1999. — 365 с.
  109. B.C. Возрастная психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. — М., 1997. — 430 с.
  110. B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. — М., Просвещение, 1992. —210 с.
  111. Мышление учителя: личностный механизм и понятийный аппарат Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Суходской. — М., 1990. — 104 с.
  112. Ф.Ф., Канин Е. С. «Математическая шкатулка» М., 1984.
  113. Р.С. Психология, в 3-х т. — М., Просвещение, 1995. — Т.
  114. Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России //Социально-политический журнал, 1997. № 2. — С. 149−160.
  115. А.С. Экономическое воспитание в сельской школе. — Киев, 1994. — 140 с.
  116. Л.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития //Деятельность, общие игры в развитии коллектива и формирование личности школьника. — М., ЦС ПО РСФСР, 1983. — С. 8−16.
  117. О., Фишер Я. Экономическая культура: пер. со словац. — М., Прогресс, 1987.— 156 с.
  118. Новые технологии обучения: Деловые игры. Методическое пособие. Под общ. ред. Н. В. Борисовой. — М., 1991. — 129 с.
  119. С.И. Словарь русского языка. — М., 1989.
  120. А.К. Психология самостоятельности. — Москва-Нальчик, 1996.—42 с.
  121. Основные понятия рыночной экономики: Науч.-популярн. справ. /Аксаков А.Г., Викторов В. Н., Кураков Л. П. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 1991, — 131 с.
  122. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /Под. ред. П. Осипова. — М&bdquo- 1992. — 432 с.
  123. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. /Под ред. Ю, М. Осипова. — М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992. — 432 с.
  124. Основы рыночной экономики /Под. ред. В. Д. Камиаева, Б. И. Домненко. — М., 1992. — 192 с.
  125. Л. Три столпа рынка: знание, дело и воля (об экономическом образовании школьников) //Народное образование, 1993. № 6. — С. 12.
  126. Педагогика. /Под. ред. Ю. К. Бабанского. — М., Педагогика., 1983.
  127. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М., Российское педагогическое агенство, 1995. — 637 с.
  128. Педагогическая технология. Сост. Н. Е. Щуркова. — М., 1992. — 112с.
  129. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., МГУ. 1982. — 168 с.
  130. А.П. Экономическое поведение потребителей. — М., РПА, 1997, —220 с.
  131. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Учеб. пособ. — М., МПУ РПА, 1996. — 168 с.
  132. ДЖ. Путь к покупателю. О том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем /Пер. с англ.
  133. М.: Прогресс., 1991. — 256 с.
  134. Платон. Соч. в 3-х т. —М., 1968−1972. — Т. 3. Ч. 2.
  135. К.К. Структура и развитие личности. — М., Наука, 1986.254 с.
  136. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся средней школы. Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1978. — 397 с.
  137. В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи //Педагогика, 1994. № 4. — С. 39−44.
  138. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов А. П. Экономическая культура (сущность, направления развития). — М., Мысль, 1987. — 269 с.
  139. В.Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы формирования у молодежи. — М., Знание 1985. — 40 с.
  140. Программа для общеобразовательных учебных заведений. — Введение в экономику. Б. А. Райзберг, А. С. Прутченков. — М., Просвещение, 1993, — С. 2−18.
  141. Программа по курсу «Макроэкономика». Сост. И. В. Розмаинский.
  142. С-Пб., Экономическая школа, 1994. — 40 с.
  143. Программа по курсу «Основы маркетинга». Сост. В. М. Тарасевич.
  144. С-Пб., Экономическая школа, 1994. — 40 с.
  145. Программа средней общеобразовательной школы «Введение в экономику крестьянского хозяйства» Сост. И. А. Сасова, М. И. Ермоленко. — М., 1994. —67 с.
  146. Программа экономического образования. Достижения молодых. Методическое руководство для преподавателей и консультантов. — М., Достижение молодых, 1996. —117 с.
  147. Производственный труд школьников //Под ред. В. А. Полякова. — М., Педагогика, 1987. — 120 с.
  148. А.С. Комплексная диагностика экономического воспитания школьников //Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1991. — 27 с.
  149. А.С. Предпринимательство: Методическая разработка деловой финансово-экономической игры. — М., РПА, 1992. — 28с.
  150. А.С. Принципы разработки игровой технологии //Школ. Эконом. Журнал, 1997. № 2. — С. 40−48.
  151. А. С. Райзберг Б.А. Практическая экономика. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. — М., Творческая педагогика, 1993. — 68 с.
  152. А.С. Социально-педагогические основы экономического воспитания учащихся современной школы. — М., Знание, 1990. — 43 с.
  153. А.С. Специализированный тренинг «Предприниматель». Методическая разработка занятий. — М., Новая школа, 1993. — 80 с.
  154. А.С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1990. — 18 с.
  155. А.С., Мартынова Л. А. Шанс: Методическая разработка экономической игры. — М., РПА, 1992. — 24 с.
  156. А.С., Райзберг Б. А. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. — М., Творческая педагогика, 1993. — 58 с.
  157. Н.С. Помощь в выборе профиля обучения УПК/Школа и производство. — 1995. № 3. — 25−28 с.
  158. Психология и экономика: Социально-психологические очерки. — М., Сов. Россия, 1989. — 302 с.
  159. Психология: Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., Политиздат, 1990. — 494 с.
  160. В.В. Новые российские предприниматели: стратегии хозяйственного развития //Проблемы, Прогнозы, — М., 1994. № 1. — С. 57−66.
  161. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. A.M. Фонарева. — М., Прогресс, 1987. — 272 с.
  162. .А. Азбука предпринимательства. — М., 1991. — 47 с.
  163. .А. Введение в экономику: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназии, колледжей. — М., Новая школа, 1993, — 140 с.
  164. .А. Основы экономики и предпринимательства: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. — М., Новая школа, 1993. — 195 с.
  165. .А. Рыночная экономика. — М., Деловая жизнь, 1993. —182 с.
  166. .А. Экономика вокруг нас. Учебное пособие. — М., «Ось-89», 2000. — 255 с.
  167. .А. Экономика. Краткий курс: Справочное пособие для учащихся 8−11 классов и колледжей. — М., «Астрел», 1999. — 192 с.
  168. .А. Экономические учения и великие экономисты. — М., Образовательный Центр-Запад, 1993. — 48 с.
  169. .А., Прутченков А. С. Тест экономической грамотности. — Ростов-на-Дону, 1994. — 88 с.
  170. .А., Прутченков А. С. Учебная программа по экономике (для I-IX кл.) — М., 1994. — 102 с.
  171. Раскрывая тайны экономики. Липсиц И. В., Любимов Л. Л., Антонов Л. В. — М., Вита-пресс, 1994. — 320 с.
  172. В.К. Методика экономического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. — М., Просвещение, Щ. — 160 с.
  173. Н.И. Экономическая игротека. — М., Финансы и статистика, 1994. — 48 с.
  174. Российская педагогическая энциклопедия. — М., БРЭ, 1993. — 486с.
  175. С.Л. Основы общей психологии. В т. 2. — М., Педагогика, 1989. — 238 с.
  176. Т.В. Экономическая культура и ее формирование в условиях развитого социализма: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Свердловск, 1985. — 17 с.
  177. Р.В. Экономическая культура. — М., Культурная инициатива, 1995. — 287 с.
  178. Рыночная экономика: Словарь /Под общей ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. — 524 с.
  179. Рыночная экономика: Учебник: в 3 т. (т. 1, часть 1 — «Макроэкономика», часть 2 — «Микроэкономика»: т. 2, ч. 1 и 2 «Основы бизнеса" — т. 3, ч. 1 — „Деловые игры“. Ч. 2 — „Хрестоматия“). — М.: СОМИНТЭК, 1992.
  180. Рыночная экономика: Учебник: в 3 т. — М., 1992. — 160 с.
  181. Д.Д. Экономическое воспитание и социологические исследования //Вестник МГУ. Сер. 12, 1982. № 5. — С. 60−68.
  182. С аилов А. А. Экономическое образование учащихся. Автореф. дис. к.п.н. — Алма-Ата, 1990. — 24 с.
  183. И.А. и др. Непрерывная социально-экономическая подготовка. //Педагогика, 1995. № 2. — С. 45.
  184. И.А. Социально-экономическая подготовка школьников. Состояние и перспективы. //Школьный экономический журнал, 1996. № 2 — С. 17−20.
  185. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Дис.. доктора пед. наук. — М., 1989. — 420 с.
  186. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. — М., 1996. — 64 с.
  187. И.А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. — М., Просвещение, 1988. — 192 с.
  188. Сборник деловых игр и тестов. Приложение к учебно-методическому пособию „Основы экономики“. Сост. М. В. Горбунова, Т. М. Уфаева. — Н. Новгород, 1993. — 60 с.
  189. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Методическое пособие // Под ред. В. И. Матирко, — М., Высшая школа, 1991. — 225 с.
  190. М.Н. Метология и методика педагогических исследований. — М., Педагогика, — 1986. — 152 с.
  191. В.И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства. — М., Интерпракс, — 1995. — 288 с.
  192. Г. Л. Экономическое воспитание и образование в условиях развитого социализма. — М., Мысль, 1978. — 137 с.
  193. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М&bdquo- 1958, —374 с.
  194. Советский энциклопедический словарь. — М., 1982. — 787 с.
  195. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М., Педагогика, 1986. — 136 с.
  196. И.Б. Практикум по курсу „Основы предпринимательской деятельности“ (для учителей и учащихся старших классов общеобразовательной школы). — М., 1994. — 32 с.
  197. И.Б., Степина А. Ф., Бударин А. В. Основы рыночной экономики (программа курса для учащихся 10−11 классов). — М., Знание, 1993.40 с.
  198. П.А. Человек. Цивилизация, Общество. //Общ. ред. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М., Политиздат, 1992. — 543 с.
  199. Л.Ф., Шурыгин В. М. Основы маркетинга. Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород, 1993. — 67 с.
  200. В.А. Избранные соч. в 3-х томах. 2 т. — М., 1986. —325 с.
  201. М.В., Савруков Н. Т. Экономика фирмы: Конспект лекций. С-Пб., 1998. — 188 с.
  202. O.K. Психология мышления. — М., 1984. — 81 с.
  203. В.А. Экономическое воспитание школьников. — 1983. —112 с.
  204. .Т. Идеология и экономика: Идеологическая работа и социально-экономическое развитие. — М., 1981. — 197 с.
  205. Увлекательно об экономике. — Ижевск, ИПЦ Бизнес-старт», 1992.120 с.
  206. К.А. Современное экономическое мышление. — М., Политиздат, 1996. — 138 с.
  207. К.Д. Соч.: в 3-х т. Т. 1. — М., 1979. — 387 с.
  208. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., Педагогика, 1989. — 208 с.
  209. Г. Н. Воспитание личности школьника. — М., Педагогика, 1985. —224 с.
  210. Философия культуры. Становление и развитие. С-Пб., Изд-во «Лань», 1997. —448 с.
  211. Философский энциклопедический словарь. — М., Сов. энциклопедия, 1989. — 292 с.
  212. Формирование личности в переходный период от подростков к юношескому возрасту. /Под ред. Дубровиной И. В. — М., Мысль, 1987. — 304 с.
  213. С.В. О преемственности экономического образования и воспитания учащихся средних школ и студентов вузов //Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников. — Владимир, 1988. — 91−96 с.
  214. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие. — 1986. — 23 с.
  215. Э. Душа человека. — М., Республика, 1992. — 430 с.
  216. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М., 1993. — 704 с.
  217. К. Так устроен мир. Экономика для юношества: Пер с англ. //Науч. ред. Ю. Б. Кочеврин. — М., Изд-во Дело, 1992. — 96 с.
  218. С.Л. Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников. Автореферат дис. пед. наук — М., 1998, —41 с.
  219. Шаг М Экономическое образование в школьной программе //Школьный экономический журнал, 1996. № 3. — С. 25−27.
  220. Т.И. Педагогическая технология: что такое и как их использовать в школе. — М., 1994. — 310 с.
  221. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. — М., Педагогика, 1986. — 96 с.
  222. О. Благосотояние для всей Европы на основе наступления рыночного хозяйства. Пер с нем. /Общ. ред. А. Ю. Чепуренко. — М., Владар, 1996. —96 с.
  223. Н. Путь к рынку. — М., 1994. — 264 с.
  224. А.Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. — Киев, 1987. — 128 с.
  225. И. Теория экономического развития. — М., 1982. — 327с.
  226. В.П., Мясников В. А. Экономика образования как наука и учебный предмет //Педагогика, 1983. № 4. — С. 59−64.
  227. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся., 1988.
  228. Н.Е. Программа воспитания школьника. — М., Педагогическое общество России, 1998. — 45 с.
  229. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М., Прогресс, 1991. — 254 с.
  230. К. Эффективная экономика — шведская модель: (Экономика для начинающих и не только для них). — М., Экономика, 1991. — 349 с.
  231. А.И. Интеграционные процессы в высшей школе. — Л., ЛГУ, 1980.— 115 с.
  232. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. — М., 1989. — 172 с. Р
  233. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРОЯВЛЕНИЯМИ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ
  234. Владеет старший школьник экономическими знаниями, умениями и навыками?
  235. Сформированы ли у учащегося экономические понятия и представления в соответствии с программой по предметам школы, лицея?
  236. Развит ли интерес к экономическим знаниям?
  237. Умеет ли применять знания, полученные в процессе обучения?
  238. Сформированы ли волевые качества, умеет ли управлять своей деятельностью?
  239. Осознает ли зависимость успехов от прилагаемых усилий?
  240. Умеет ли различать свои экономические способности?
  241. Направляет ли усилия на совершенствование этих способностей?
  242. Выделяет ли из всей иерархии мотивов экономической деятельности социально значимые?
  243. Развиты ли основные мотивационные факторы личности?
  244. Проявляет ли активность в экономической деятельности?
  245. Какой тип экономической деятельности характерен для учащегося?
  246. Устойчивы ли все компоненты экономической воспитанности, проявляемые в отношении к действительности?
  247. Способен ли сосредоточить внимание на предмете своей экономической деятельности?
  248. Испытывает ли чувство удовлетворения от результатов своей экономической деятельности?
  249. Готов ли прийти на помощь в случае необходимости?
  250. Стремится ли работать над повышением уровня своего экономического развития?
  251. Проявляет ли потребность в достижениях?
  252. Осуществляет ли экономическое самообразование?
  253. Проявляет ли стремление к саморазвитию способностей к экономической сфере?
  254. Устойчив ли интерес к профессиональной деятельности в сфере экономики?
  255. Есть ли опыт участия в профессиональных пробах?
  256. АНКЕТА СРЕЗА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ1. СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВп/п Признаки Уровни экономической воспитанности 5″ «4» «3» «2» «1"1 2 3 4 5 6 7
  257. Q> взаимоотношен иях со сверстниками, родителями, а в отношении к учебе, труду и т. д. случаях ему не хватаем или знаний, или умений. недостатка знаний, умений.
  258. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ1. СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  259. Уровни экономической воспитанности Показатели1 2
  260. МЕТОДИКА СРЕЗОВ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  261. Инструкция О проведении среза уровня экономической воспитанности у старшеклассников
Заполнить форму текущей работой