Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностное отношение к здоровью у детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой интегративное образование личности, которое характеризуется включенностью здоровья в сферу интересов и деятельности ребенка, наличием у детей необходимых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, сформированностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, следованием такому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у детей
    • 1. 1. Категориально-понятийный аппарат исследования
    • 1. 2. Из истории мирового педагогического наследия
    • 1. 3. Современные исследования проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 4. Роль преемственности между детским садом и школой в формировании ценностного отношения к здоровью
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 1. Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике
    • 2. 2. Педагогические условия эффективного формирования у детей ценностного отношения к здоровью
    • 2. 3. Результаты исследования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее значение в разработке целей и содержания современного образования имеет гуманистическая идеология, обуславливающая признание абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов, становление его ценностного самосознания, убежденности в безграничных возможностях и способностях к самосовершенствованию.

В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей, является залогом жизнестойкости и прогресса общества. В ряде научных работ устанавливается прямая взаимосвязь между здоровьем и счастливой полноценной жизнью, здоровье рассматривается как важный аспект счастья, непреходящая ценность (М. Аргайл, Б. Н. Беленов, A.A. Сергеев и др.).

В работах Е. А. Аркина, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, E.H. Водовозовой, П. Ф. Лесгафта, В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушин-ского и др. обращается внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, на создание условий для воспитания в ребенке бодрости духа, активности, выносливости и формирования здорового образа жизни.

Анализ современной литературы свидетельствует о внимании представителей различных наук к проблеме защиты детства и охраны здоровья детей. Философско-социологические аспекты проблемы представлены в работах И. М. Быховской, A.B. Лисовского, Г. А. Ши-няевой и др.- медико-гигиенические аспекты рассмотрены в работах.

Н.М. Амосова, И. И. Брехмана, Ю. П. Лисицына и др.

В исследованиях ученых (Ю.Ф. Змановский, A.B. Кенеман, ^ В. Т. Кудрявцев, M.JI. Лазарев, М. Д. Маханева, Т. И. Осокина,.

Э.Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева и др.) отражены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках проблемы оздоровления детейразработаны здоровьесберегающие технологии для дошкольного и начального школьного образования (Г.К. Зайцев, П. И. Иванов, Л.Г. Татарникова) — исследованы и обобщены условия и приемы формирования здорового образа жизни детей (С.О. Авчин-никова, Т. П. Васильева, М. Я. Виленский, Р. Г. Добрянская, Е. В. Ишухина, A.A. Сергеев и др.) — разработаны методологические основы валеологизации педагогического процесса (С.М. Десятов, ^ Т. В. Поштарева, С. Ю. Толстова и др.).

Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью целесообразно закладывать еще в детстве, так как именно этот период наиболее восприимчив к воспитательным воздействиям (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин и др.). Старший дошкольный и младший школьный возраст является сензи-тивным периодом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим ему единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития. В это время закладываются 4 основы будущей жизненной позиции человека, формируется мотивация на сохранение здоровья.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте развивается произвольность психических процессов, что дает возможность планировать действия, соотносить их со своими возможностями, ставить цель и находить способы реализации (Л.И. Божович, A.B. Запорожец, Л. А. Парамонова и др.). Значимым новообразованием рассматриваемого возраста является способность к соподчинению мотивов (JI.И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.) — Это проявляется в том, что поведение детей обусловливается системой мотивов, доминирующую роль среди которых начинают играть общественно-значимые мотивы (Г.Н. Година, Я. З. Неверович и др.) — Накопление социального опыта, активное умственное развитие позволяют старшим дошкольникам и младшим школьникам успешно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, предвидеть последствия своих поступков.

У 6 — 7 лет следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самоотношение, самоприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью (С.А. Козлова, С. Е. Шукшина и др.). Формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Успех этой работы зависит от соблюдения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Концептуальные положения о преемственности в воспитании и обучении детей нашли отражение в исследованиях А.Г. Асмо-лова, Т. А. Ерахиной, C.B. Козина, В. Я. Лыковой, А. П. Сманцера и др.

Вместе с тем исследователи (Г.К. Зайцев, Т. В. Карсаевская, С. М. Мартынов, Л. Г. Татарникова и др.) отмечают необходимость повышения эффективности здравотворческой деятельности, использования резервных возможностей в воспитании здорового ребенка, построения процесса формирования ценностного отношения к здоровью с учетом системности и последовательности. Это позволит повысить у детей приоритет культуры здоровья и здорового образа жизни.

Анализ философской, психолого-педагогической, медико-гигиенической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления противоречий:

— между декларируемыми ценностными установками и реализацией их в практике воспитания дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;

— между необходимостью построения валеологически целесообразной образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» .

Объект исследования — ценностное отношение детей к здоровью.

Предмет исследования — процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель исследования — определить педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников и младших школьников.

Гипотеза исследования. Формирование у детей ценностного отношения к здоровью может протекать успешно, если:

1) ценностное отношение к здоровью будет рассматриваться как важнейший компонент образовательного процесса, в рамках которого проектируется валеологически целесообразная среда как субъектное пространство, обеспечивающее самопознание, самореа-^ лизацию и саморазвитие ребенка, основанная на педагогической поддержке с учетом дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов формирования ценностного отношения к здоровью;

2) осуществляется преемственность дошкольного и начального образования, целенаправленное и творческое взаимодействие педагогов и родителей;

3) в содержание педагогического просвещения родителей систематически и последовательно включаются аксиологические и ва-леологические аспекты воспитания. ф Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа изучить ведущие идеи в исследованиях проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у детей и выявить особенности ее реализации в современной практике.

2. Определить и обосновать критерии и уровни проявления ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.

4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— философские, психологические и педагогические теории, определяющие воспитание как целенаправленный процесс формирования у человека системы социально-ценных отношений к себе и окружающему миру (E.B. Бондаревская, М. С. Каган, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Б. Т. Лихачев, Н. К. Никандров, B.C. Селиванов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.) — прогрессивные гуманистические теории воспитания (Ш.А. Амонашвили, Р. Берне, О. С. Газман, В. Г. Маралов, H.H. Михайлова, К. Роджерс, В. А. Ситаров, С. М. Юсфин и др.);

— концептуальные идеи реализации преемственности в воспитании и образовании (А.Г. Асмолов, Т. А. Ерахина, A.B. Запорожец, В. Я. Лыкова, Л. А. Парамонова, А. П. Сманцер, Т. В. Тарунтаева и др-);

— положения о целостности здоровья, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни (Н.М. Амосов, И. И. Брехман, Ю.Ф. Зманов-ский, Ю. П. Лисицын и др.);

— валеологические концепции (С.М. Десятое, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, В. О. Морозов, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова и ДР-).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, медико-гигиенической, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Этапы исследования:

Первый этап (2000 — 2001 гг.) — теоретическое изучение и анализ проблемы исследования, определение цели и задач опытно-экспериментальной работы, изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, обоснование методики опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001 — 2002 гг.) — разработка и опытная проверка программы формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, уточнение исходных теоретических позиций.

Третий этап (2002 — 2003 гг.) — систематизация и обобщение результатов исследования, разработка рекомендаций для педагогов и родителей, формулирование выводов, оформление диссертации.

Базой исследования по сбору первичной информации послужили средние школы и дошкольные образовательные учреждения города Смоленска. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в дошкольном образовательном учреждении № 176 и школе № 33 города Смоленска.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна: уточнена сущность понятия «ценностное отношение к здоровью» применительно к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, впервые представлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей этого возраста. На основе аксиологического, когнитивного, эмоционально-волевого и дея-тельностного компонентов разработана и научно обоснована система занятий для детей 6−7 лет, направленная на последовательное и преемственное воспитание культуры здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания процесса формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников и младших школьников, в определении критериев, показателей условных уровней проявления ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных научно-методических рекомендаций для педагогов и родителей по формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в определении содержания и форм воспитательно-образовательной и воспитательно-оздоровительной работы с детьми. Результаты иссле-^ дования могут быть использованы в организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной школе при проведении как учебных, так и внеклассных занятий, в консультационной работе с родителями, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и логике, личным участием автора в опытной работе, количественным и качественным анализом полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностное отношение к здоровью у детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой интегративное образование личности, которое характеризуется включенностью здоровья в сферу интересов и деятельности ребенка, наличием у детей необходимых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, сформированностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, следованием такому стереотипу поведения, в основе которого здоровье человека осознается как наивысшая жизненная ценность. Содержательной основой формирования ценностного отношения к здоровью выступает использование ресурсных возможностей образовательного процесса с учетом аксиологического, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностного компонентов.

2. Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью обеспечивается проектированием валеологически целесообразной среды как субъектного пространства самопознания, самореа.

4 лизации и саморазвития ребенка, соблюдением преемственности в воспитании старших дошкольников и младших школьников с учетом дифференциации и индивидуализации содержания, форм, методов в ж работе с детьми, единства воспитательных воздействий со стороны педагогов и родителей, систематическим и последовательным просвещением родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни, направленным на принятие ответственного отношения к своему здоровью и здоровью детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были представлены на международной научной конференции молодых ученых «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2001 г.), на межвузовской научной студенческой конференции «Этнос. Культура. ^ Молодежь» (Смоленск, 2001 г.), на международной научнопрактической конференции «Преемственность в воспитании детей: теория и практика» (Смоленск, 2001 г.), на международной научно-практической конференции «XXI век: общество и детство» (Смоленск, 2002 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов» (Смоленск, 2002 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Младший школьник: воспитание, развитие» (Ульяновск, 2003 г.), на международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (Санкт-Петербург, 2003 г.). л" Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, внедрены в практику работы школ и дошкольных образовательных учреждений города Смоленска и Смоленского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Задачей констатирующего этапа эксперимента было выявление состояния педагогической практики по формированию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников и младших школьников. Анализ практики позволил сделать вывод о недостаточной степени сформированности у детей ценностного отношения к здоровью, что во многом обусловлено отсутствием системности и целостности при организации оздоровительно-воспитательного процесса.

В ходе исследования выявлены показатели, характеризующие особенности проявления ценностного отношения к здоровью у детей, разработана методика определения уровней его сформированности.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась проверка эффективности педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей. Основу построения экспериментального исследования составили идеи целостного и деятельностного подходов, при учете которых воспитательно-образовательный процесс рассматривается как субъект-субъектная деятельность педагогов и детей.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей осуществлялось на основе индивидуализации и дифференциации содержания и методов с учетом диагностики уровней проявления ценностного отношения к здоровью и на основе учета групп здоровья детей.

На контрольном этапе эксперимента осуществлялась проверка эффективности проведенной работы, выявлялась сформированность ценностного отношения к здоровью у детей в контрольных и экспериментальных группах.

Полученные данные свидетельствуют об обогащении представлений детей о своем здоровье, способах его сохранения и укрепления, о создании положительной мотивации здорового образа жизни, об отношении к здоровью как ценности, условию самопознания и самореализации.

Результаты эксперимента указывают на эффективность проведенной работы при соблюдении выявленных нами педагогических условий и реализации их на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед педагогической наукой и практикой в связи с модернизацией современного образования, особую актуальность занимает проблема физического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. Формирование ценностного отношения к здоровью рассматривается как важнейшая предпосылка для выработки у детей ответственности за сохранение собственного здоровья, создания положительной мотивации укрепления здоровья и его совершенствования. Все это обусловливает появление новых требований к воспитательно-оздоровительному процессу, поиск новой стратегии воспитания, построенной на принципах гуманизации, личностно ориентированного образования.

На основе анализа исторической и современной научной литературы нами сформулировано определение ценностного отношения к здоровью применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту как интегративное образование личности, которое характеризуется включенностью здоровья в сферу интересов и деятельности ребенка, наличием у детей необходимых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, сформированностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, следованием такому стереотипу поведения, в основе которого здоровье человека осознается как наивысшая жизненная сила.

Проведенное исследование позволило выделить условия, способствующие эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников и младших школьников: признание ценностного отношения к здоровью важнейшим компонентом образовательного процесса, в рамках которого проектируется валео-логически целесообразная среда как субъектное пространство, обеспечивающее самопознание, самореализацию и саморазвитие ребенка, основанная на педагогической поддержке с учетом дифференциации и индивидуализации содержания, методов формирования ценностного отношения к здоровьюосуществление преемственности дошкольного и начального образования, целенаправленное и творческое взаимодействие педагогов и родителейсистематическое и последовательное включение в педагогическое просвещение родителей аксиологических и валеологических аспектов воспитания. Реализация данных педагогических условий на практике способствовала расширению представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, формированию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеется определенный объем знаний и представлений о здоровье, они обладают некоторыми умениями и навыками, применяемыми для сохранения и укрепления своего здоровья. Однако не все дети в полной мере обладают информацией, необходимой для совершенствования своего организма, а ценность здоровья не до конца осознана как жизненно важная и необходимая.

На основе результатов констатирующего эксперимента были выявлены условные уровни проявления ценностного отношения к здоровью, основными критериями в определении которых были: ориентация на приоритет здорового образа жизни и осмысление сущности здоровья как общечеловеческой ценностисформирован-ность представлений о здоровье и знаний о способах его сохранения и укрепленияналичие у детей бережного, заинтересованного, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людейумение бесконфликтно общаться с другими людьмиопыт ребенка по овладению общими для всех и субъективно значимыми навыками и приемами здорового образа жизни.

Воспитание бережного, ответственного отношения к здоровью базируется на единстве и взаимодействии таких важнейших компонентов как аксиологический, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста базировалось на следующих принципах: индивидуально-личностного подхода в воспитании, природосообразности, доверия и поддержки, использования личного примера в воспитании, эмоционального стимулирования. Акцент в работе с детьми делался на представлении здоровья как единства трех сил: физической силы, силы ума и силы добра.

Действенными средствами формирования ценностного отношения к здоровью оказались подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультурно-оздоровительные упражнения, использование художественной литературы, а также специально разработанной системы занятий, где каждая тема включала в себя теоретический и практический материал. Занятия были направлены на обогащение представлений детей о своем здоровье, способах его сохранения и укрепленияна воспитание положительного отношения к здравотворческой деятельностина организацию деятельности детей по преобразованию собственного здоровья.

В ходе исследования было отмечено, что учет результатов диагностики условно выделенных уровней проявления ценностного отношений к здоровью у детей создает реальную возможность индивидуально-дифференцированного подхода к воспитательной работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. Это приводит к интенсификации воспитательных усилий педагогов и способствует личностной ориентации педагогического процесса в работе с детьми.

Педагогическое взаимодействие с детьми строилось на основе учета изменений и тенденций, наметившихся в индивидуальных проявлениях каждого воспитанника, на основе перспективности их развития, предусматривающей определенные методы и приемы воспитательного воздействия.

Исследование показало актуальность взаимодействия педагогов и родителей на основе сотрудничества и преемственности воспитания ценностного отношения к здоровью. В связи с этим большое внимание при проведении формирующей части исследования было уделено целенаправленному просвещению родителей по вопросам здоровья и здорового образа жизни, их ознакомлению с содержанием физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения, обучению родителей конкретным приемам и методам оздоровления детей. С учетом результатов диагностики детей были определены приоритетные формы работы с родителями, которые включали тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, диспуты, праздники. Это дало возможность создать надежную базу знаний и практических рекомендаций для родителей по данной проблеме, обогатить опыт родителей в деле воспитания здорового ребенка, согласовать воспитательные возможности семьи и образовательного учреждения.

Работа с педагогами была ориентирована на осмысление специфики воспитания культуры здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, сущности преемственности в воспитании здорового ребенка. Основными формами работы с педагогами были семинары, беседы, индивидуальные консультации, педагогические мастерские. Такая работа позволила обогатить опыт педагогов необходимым арсеналом средств и методов по охране, укреплению и формированию здоровья детей, помогла в построении собственной педагогической модели воспитания ценностного отношения к здоровью.

Контрольный эксперимент выявил существенные положительные сдвиги как в представлениях детей о здоровье, здоровом образе жизни, так и в проявлении ими устойчивой мотивации сохранения здоровья, в осознании здоровья как ценности. Эффективность комплексного использования педагогических средств воспитания и обучения детей подтвердилась ростом уровней проявления ценностного отношения к здоровью.

Эволюция овладения компетентностью в контексте формирования ценностного отношения к здоровью в период дошкольного и младшего школьного возраста формирует направленность на самопознание, самореализацию и саморазвитие личности ребенка в процессе развивающей творческой деятельности.

Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о роли педагогических условий в воспитании ценностного отношения к здоровью. Выявлено, что предложенная система педагогической работы по формированию у детей бережного, ответственного отношения к своему здоровью на основе сотрудничества с детьми с позиций личностно ориентированного взаимодействия, педагогической поддержки, на основе целенаправленной организации различных видов деятельности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, способствует достижению положительных результатов.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Требуют дальнейшего изучения аспекты осуществления преемственности в формировании ценностного отношения к здоровью между начальной и средней школой, вопросы использования средств народной педагогики в воспитании здорового ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.О. Место здоровья в иерархии ценностей современного школьника//Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. Материалы международной научной конференции молодых ученых. — Смоленск, СГИИ, 2001. 380с.
  2. С.О. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников: Автореф.. канд. пед. наук. Курск, 2002. — 16с.
  3. Ш. А. Размышления о завтрашнем дне шестиле-ток//Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1988. — С.199−206. Амонашвили Ш. А., Алексин А. Г. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — С.220−232.
  4. Н.М. Преодоление старости. М.: Будь здоров, 1996. — 134с.
  5. Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 64с.
  6. А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. — Челябинск. 2001. — 172с.
  7. Е.А. Родителям о воспитании. М.: Учпедгиз, 1957. -348с.
  8. В.П. Педагогическая поддержка развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программа спецкурса и методические рекомендации к его изучению. Смоленск: СГПУ, 2002. — 48с.
  9. И.С. Ценности и воспитание//Педагогика. — 1999. -№ 4. С.117−121.
  10. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М., 1982. — 250с.
  11. А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования//Дошкольное воспитание. -№ 6. С.2−5.
  12. К., Шейнберг JI. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. -М.: Мир, 1997. 368с.
  13. М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей/Магистр. 1999. — № 3. — С.30−38.
  14. В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. — Самара, 2000. — 163с.
  15. В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. — Томск, 1984. — 167с.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с английского. / Общ. ред. и вступит, ст. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. 420с.
  17. М.Н. Принципы гуманизации образова-ния//Инновации в образовании. 2001. — № 5. — С.18−28.
  18. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Под ред. A.B. Брушлинского и В. А. Кольцовой. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЕК», 1997. -416с.
  19. П.П. Избранные педагогические произведения. / Сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева. Редколлегия: Б. П. Есипов и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1961. — 695с.
  20. П.П. Психология младшего школьника / Академия пед. и социальных наук- Под ред. А. И. Липкиной, Т.Д. Мар-цинковской. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. — 575с.
  21. A.A. Психология о личности. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1988. 188с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. С.333−342.
  24. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979. — 96с.
  25. Е.В., Берлиус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования//Педагогика. — 1996. № 5. -С.72−80.
  26. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. — М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  27. И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. С.25−46.
  28. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — 2-е изд., перер. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1990. — С.3−88.
  29. И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека//Вопросы философии. 1982. — № 2. -С.48−53.
  30. В. Марксистская теория оценки: Пер. со словац. / Общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Прогресс, 1982. — 261с.
  31. В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д. Ба-ранниковай. М.: Знание, 1990. — 208с.
  32. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / РАН, ин-т культурологии. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 206с.
  33. Ф. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1977. — 565с.
  34. E.H. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986. — 127с.
  35. E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983. — 144с.
  36. О.С., Филатов Ф. Р. Зерно здоровья: концепция первичной валео-установки//Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 3. — С.36−47.
  37. Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 210с.
  38. М. Избранные произведения: Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. 808с.
  39. М.Я., Карловский Г. К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования//Теория и практика физической45
Заполнить форму текущей работой