Заключение.
Методологическая культура – одна из составляющих компетентностей современного педагога
Проведенный анализ литературы позволил выделить три уровня компетентностей: общий частный и конкретный. В данной работе акцент сделан на общем уровне, представляющем собой ключевые и операционные компетентности педагога как специалиста. В ходе изучения определено, что наиболее эффективной формой повышения методологической культуры педагога является та, которая носит исследовательский характер… Читать ещё >
Заключение. Методологическая культура – одна из составляющих компетентностей современного педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Качественные изменения, происходящие в образовании, обнаруживают несоответствие между пониманием «профессионализма педагога» как выполнением определенных методических ритуалов без размышления над их смыслом и требованиями, предъявляемыми к современному педагогу как специалисту, обладающему профессиональными знаниями, умениями и качествами, позволяющими выбирать оптимальный вариант адекватных средств в нестандартных ситуациях. Данное несоответствие может быть разрешено при использовании компетентностного подхода к подготовке и повышению квалификации педагога.
Проведенный анализ литературы позволил выделить три уровня компетентностей: общий частный и конкретный. В данной работе акцент сделан на общем уровне, представляющем собой ключевые и операционные компетентности педагога как специалиста.
В ходе исследования отмечено, что в настоящее время не осуществляется целенаправленной подготовки педагога к осознанному конструированию своей педагогической деятельности, что порождает противоречие между потребностями педагога в самоопределении, в осознанном выборе и конструировании своей профессиональной деятельности и незнанием, неумением осуществлять данную деятельность. Данное противоречие обусловило проблему, заключающуюся в необходимости формирования методологической культуры педагога.
Анализ данных подходов к определению методологической культуры, несмотря на их разнообразие, позволил выделить несколько основных частей, составляющих методологическую культуру: знания и умения по проектированию и конструированию воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия. Методологическая культура преподавателя рассматривается нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения.
В ходе изучения определено, что наиболее эффективной формой повышения методологической культуры педагога является та, которая носит исследовательский характер. В педагогическом колледже это возможно в рамках работы ВНИК.
Определены цель и основные направления деятельности ВНИКа, выделены этапы и критерии эффективной работы преподавателей во ВНИКе, сформулированы принципы, на основе которых происходит развитие методологической культуры педагога. Предложена уровневая модель-циклограмма содержания информационно-методологической компетентности педагога.
Проблема формирования и развития методологической культуры педагога сложна и многогранна. Полученные в ходе работы выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего развития и уточнения.