Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивационное программно-целевое обеспечение формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности мы исходили из предположения о том, что мотивационное программно — целевое обеспечение исследуемой проблемы будет результативным, если: а) теоретическую основу данного процесса составляет мотивационное программно-целевое управление, ориентирующее ее содержание и организацию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы мотивационного программно-целевого обеспечения формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений
    • 1. 1. Мотивационное программно-целевое управление как методологическая основа формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений
    • 1. 2. Сущностная характеристика правовой компетентности руководителей образовательных учреждений как педагогическая проблема
    • 1. 3. Методологические подходы к подготовке руководителей образовательных учреждений в процессе формирования правовой компетентности
  • Краткие
  • выводы по главе теоретическая часть исследования)
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа и оценка эффективности модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности

2.1. Общая характеристика методики опытно-экспериментальной работы по разработке модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности в логике мотивационного программно-целевого управления.

2.2. Мотивационное программно-целевое обеспечение управляющей программы в модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности.

2.3. Оценка эффективности модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности в логике мотивационного программно-целевого управления.

Краткие

выводы по главе практическая часть исследования).

Мотивационное программно-целевое обеспечение формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные перемены в жизни нашего общества, протекающие в условиях духовно-нравственного кризиса, существенно отразились и на российской школе. Получив возможность для творчества и развития, образовательное учреждение вынуждено искать новые способы адаптации, в том числе и через знание и грамотное использование руководителями образовательных учреждений знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного законодательства, знаний нормативно-правовых актов и умения применять их на практике. Одним из важнейших условий реформирования системы образования и повышения его качества является эффективная деятельность руководителей образовательных учреждений, где существенную роль играет уровень их правовой компетентности. Происходящие существенные изменения характера образования (его целей, содержания) всё более явно направлены на новую парадигму, ориентированную на освоение компетенций в образовательном процессе.

Анализ сос тояния практики реформирования системы образования свидетельствует о востребованности компетентных руководителей в правовом отношении. Решению этой проблемы, на наш взгляд, будет способствовать реализация мотивационного программно-целевого обеспечения формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

В процессе управленческой деятельности многие руководители образовательных учреждений ощущают недостаток правовых знаний (правовой кризис), порожденный несоответствием между новой правовой базой в сфере образования, предполагающей формирование правовой компетентности, и настоящим уровнем ее у руководителей образовательных учреждений.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации акцентирует внимание на приказ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», где в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определены составляющие компетентности руководителей образовательных учреждений: профессиональная, информационная, коммуникативная компетентности, где правовая выделяется как составная профессиональной, что определяет актуальность данной темы.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по подготовке руководителей школ к формированию правовой компетентности.

Сущность и содержание компетентностного подхода и практика его внедрения в подготовку различных специалистов рассмотрены в трудах В. И. Байденко, A.A. Вербицкого, H.A. Гришанова, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, В. В. Ищенко, Б. К. Коломиеца, Ю. Г. Татура, В. Д. Шадрикова.

Значимый вклад в реализацию проблемы формирования и развития правовой компетентности в системе образования в аспекте разработки явных признаков, элементов, составляющих понятие «компетентность», пополнили исследования: С. Г. Вершловского, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Онушкина, М. А. Чощанова, Г. С. Сухобской, А. П. Тряпицыной, А. И. Щербакова.

Различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности и правовой подготовки руководителей в системе дополнительного профессионального образования были предметом исследования В.А. Сласте-нина, Т. А. Глинкиной, А. П. Кацем, Э. М. Никитина, H.H. Сапрыкиной, Е. В. Аграновской, Е. П. Тонконогой, О. М. Атласовой,.

Общие аспекты правовой деятельности руководителей представлены в работах С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, B.C. Нерсесянца, B.C. Основина. Вопросы правоприменения в педагогике нашли место в научных работах B.C. Лазарева, А. Ф. Никитина, A.C. Саламаткина, H.H. Сапрыкиной, Ю. И. Юричка, Н. М. Яковлевой.

В то же время анализ данных исследований свидетельствует о том, что существующие подходы и методы не решают полностью проблему подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности. На наш взгляд, в их подготовке не уделяется достаточно серьезного внимания формированию мотивационной готовности руководителей образовательных учреждений в аспекте правовой компетентности.

В этой связи важнейшим является поиск активных методов формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений. Для достижения качества формирования правовой компетентности необходимым, на наш взгляд, является использование такой образовательной технологии, которая учитывала бы как мотивационный, так и технологический аспекты. Кроме того, важно соблюдать гуманистические принципы при организации подготовки руководящих кадров образовательных учреждений.

Таким гуманистическим идеям и принципам соответствует концепция мотивационного программно-целевого управления (МТЩУ), разработанная И. К. Шалаевым. Концепция МПЦУ получила дальнейшее развитие в трудах Л. А. Церникель, Ю. П. Березуцкой, Г. А. Ворониной, Т. П. Глуховой, Ю. А. Долженко, Л. Е. Еремеевой, Ю. И. Маношкиной, Н. И. Шипулина, Т. Д. Колябиной и многих других исследователей. Однако в современных исследованиях, посвященных проблеме мотивационного программно-целевого управления, не освещается вопрос использования данной методологии к формированию правовой компетентности при подготовке руководителей образовательных учреждений.

Актуальность темы

и анализ степени ее разработанности позволяет выделить противоречие между востребованностью формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания и организации подготовки их к данному виду деятельности, с другой.

Выявленное противоречие определило выбор темы диссертационного исследования — «Мотивационное программно-целевое обеспечение формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений», проблема которого состоит в том, чтобы разработать и научно обосновать содержание и организацию подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности на основе теории технологии мотивационного программно-целевого управления.

Цель исследования — повысить эффективность процесса формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

Объект исследования — компетентностный подход в системе профессионального образования.

Предмет исследования — процесс формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого обеспечения.

Избранная тема, объект и предмет исследования определили гипотезу: мы исходили из предположения о том, что формирование правовой компетентности руководителей образовательных учреждений в процессе их подготовки будет эффективной, если: теоретическую основу подготовки руководителей образовательных учреждений составляет мотивационное программно-целевое управлениеопределены организационно-педагогические условия формирования правовой компетентности руководителей образовательных учрежденийсконструирована схема дерева целей формирования правовой компетентности подготовки руководителей образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого управленияразработана и внедрена программа «Правовые основы управления образованием» формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования определены следующие задачи:

1. Уточнить содержание правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

2. Определить организационно-педагогические условия формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

3. Сконструировать схему дерева целей формирования правовой компетентности подготовки руководителей образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого управления.

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности.

5. Разработать и внедрить программу и научно-методические рекомендации по формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

Теоретико-методологической основой исследования на обгцефилософ-ском уровне являются положения системного подхода к исследованию (И.В. Блауберг, В.Г. Афанасьев) — гносеологические основы моделирования как метода научного познания (С.М. Архангельский, Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, В.А. Штофф) — профессиональный подход к изучению педагогической деятельности (В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина);

На общенаучном уровне основу исследования составляют концепции человека как субъекта деятельности, личности и индивидуальности (JT.C. Выготский, A.B. Брушлинский, С. А. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Афанасьев) — теории развития личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик) — теория правовой деятельности (В.В. Алексеев, B.C. Нерсесянц, В. В. Лазарев,.

A.C. Саломатин, A.B. Усова, Ю. И. Юричка, Н.М. Яковлева).

На конкретно-научном уровне: теория мотивационного программно-целевого управления (И.К. Шалаев) — компетентностный подход (Дж. Равен,.

B.К. Загвоздкин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Б. И. Хасан, A.B. Хуторской) — исследования по проблемам диагностики и развития познавательных мотивов в учебной деятельности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. И. Щукина).

Методы исследования. Теоретические: системный анализ философских, психолого-педагогических и юридических научных источников, обобщение, систематизация, классификация и моделирование. Эмпирические: экспертных оценок, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, обобщение педагогического опыта руководителей образовательных учреждений и анализ продуктов их деятельности, а также методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) и образовательные учреждения в лице руководителей образовательных учреждений Первомайского и Павловского районов Алтайского края, г. Барнаула и г. Новоалтайска в период 2005;2010 гг.

Этапы исследования:

Первый этап (2005;2007 гг.) — изучалась философская, психолого-педагогическая, юридическая литература, диссертационные исследования по проблеме правовой компетентности, разработаны теоретико-методологические основы исследованияопределены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследованияразрабатывался и проводился констатирующий эксперимент, позволяющий выявить проблемное поле правовой компетентности руководителей образовательных учреждений в их управленческой деятельности.

Второй этап (2007;2009 гг.) — разработана модель подготовки руководителей образовательных учреждений по формированию правовой компетентности в логике МПЦУпроводился формирующий эксперимент (апробация разработанной модели) — проводились контрольные срезы.

Третий этап (2009;2010 гг.) — выполнена контрольно-проверочная часть эксперимента, обобщены результаты исследования и сформулированы ведущие теоретические положения, разработана и внедрена программа подготовки руководителей образовательных учреждений по формированию правовой компетентности, выполнено литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором исследования, представлены в научной новизне, теоретической и практической значимости.

Научная новизна исследования состоит в том, что: определены организационно-педагогические условия подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности: ориентация процесса подготовки на формирование мотивацион-ной, содержательной и операциональной готовности руководителей образовательных учрежденийналичие «норм-образцов», которые отражают аспекты управленческой, правовой и познавательной деятельности руководителей образовательных учрежденийреализация программы спецкурса «Правовые основы управления образованием" — создание стимульных ситуаций, учитывающих мотивационную сферу личности и уровень ее подготовленности к овладению правовой компетенцией в управленческой деятельности. сконструирована схема дерева целей формирования правовой компетентности подготовки руководителей образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого управления, включающая трехком-понентную систему готовности (мотивационный, содержательный, и операциональный её компоненты) — ее специфика заключается в том, что: а) организация и содержание подготовки руководителей образовательных учреждений реализует цель обеспечения динамики роста уровня правовой компетентностиб) обеспечивается учет и активизация мотивационной сферы у руководителей образовательных учреждений в правовой деятельностив) реализуется отражение в «нормах-образцах» мотивационного, содержательного и операционального компонентов готовности к формированию правовой компетентностив) используются в процессе формирования правовой компетентности стимульные, организационные и правовые ситуации. разработана программа по формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, в которой представлена совокупность как традиционных, так и инновационных средств, форм и методов, которые реализованы через разработку стимульных ситуаций (ситуации критической самооценки, организационно деятельностные ситуации, ситуации установки, ситуации делегирования инициативы) — в ней реализованы мето.

3 10 дические рекомендации по мотивации к развитию правовой компетентности, включающих психолого-педагогическое обоснование для учебно-развивающих заданий и тематические установки на правовой вид работы руководителей образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено содержание понятия «правовая компетентность руководителей образовательных учреждений», определяющее высший уровень личност-но-профессионального развития, который отражает специфику функций, обязанностей и правявляется интегративным свойством личности (юридические, педагогические и психологические знания, умения, навыки, опыт, способности, ценностные ориентации и профессионально-значимые качества) — она характеризуется готовностью реализовать свой специальный правовой и общенаучный потенциал для успешной деятельности в правовой области и включают следующие показатели: мотивационный, содержательный, операциональный. получила дальнейшее развитие концепция мотивационного программно-целевого управления в аспекте формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, через раскрытие целевой ориентации подготовки руководителей образовательных учреждений в логике ярусов «дерева целей», путей реализации социально-психологической стратегии и тактики по формированию правовой компетентностиреализацию управляющей и исполняющей программ по формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений.

— выявлены критерии оценки сформированности правовой компетентности: готовность к правовой деятельности (объем, научность правовых знанийприращение знаний и умений в новых ситуацияхэффективность использования правовой деятельности) — наличие правового мышления (умение анализировать, умение сравнивать, умение обобщать) — способность к правовой деятельности — (способность использовать правовые методы управления, принимать правовые решения в ситуациях, изучать и формировать рынок об} I.

5 ' разовательных услуг), которые раскрыты в квалиметрических характеристиках.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций по проведению практических занятий при подготовке руководителей образовательных учреждений. Реализован спецкурс «Правовые основы управления образованием» по подготовке руководителей образовательных учреждений по формированию правовой компетентности в АлтГПА. Основные результаты исследования могут найти применение в различных учреждениях основного и дополнительного педагогического образования по проблемам развития профессиональной компетенции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подготовка руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности представляет собой целостный процесс осуществления технологического алгоритма мотивационного программно-целевого управления, включающего в себя три основные составляющие: разработку «дерева целей», реализацию исполняющей и управляющей программ.

2. Организационно-педагогические условия подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности включают: ориентацию процесса подготовки на формирование мотивацион-ной, содержательной и операциональной готовностиналичие «норм-образцов», которые отражают аспекты управленческой, правовой и познавательной деятельностиреализацию программы спецкурса «Правовые основы управления образованием" — создание стимульных ситуаций, учитывающих мотивационную сферу личности и уровень ее подготовленности.

3. Схема «дерева целей» формирования правовой компетентности подготовки руководителей образовательных учреждений на основе мотивационного программно-целевого управления обеспечивает: динамику роста уровня правовой компетентности через организацию и содержание подготовки рукои (водителей образовательных учрежденийучет и активизацию мотивационной сферы у руководителей образовательных учреждений в правовой деятельностиотражение в «нормах-образцах» основные компоненты готовности к формированию правовой компетентностиреализацию в процессе формирования правовой компетентности стимульных, организационных и правовых ситуаций.

4. Программа по формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений представлена совокупностью как традиционных, так и инновационных средств, форм и методов, которые реализованы через разработку стимульных ситуаций (ситуации критической самооценки, организационно-деятельностные ситуации, ситуации установки, ситуации делегирования инициативы) — в ней реализованы методические рекомендации по мотивации к развитию правовой компетентности, включающих психолого-педагогические обоснования для учебно-развивающих заданий и тематические установки на правовой вид работы руководителей образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов диссертации обеспечены его методологической основой, концепцией моти-вационного программно-целевого управления к исследованию проблемы, внутренней непротиворечивостью гипотетических предположений и теоретических выводов, комплексом взаимосвязанных методов исследования, адекватных целям, задачам и предмету исследования, всесторонним качественным и количественным анализом опытно — экспериментальных данных, апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в выступлениях на различных конференциях: седьмая международная научно-практическая конференция, Барнаул (2009) — всероссийская научно-практическая конференция, Барнаул (2008, 2009) — на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования АлтГПАв виде сообщений и докладов на аппаратных совещаниях и коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (2006), при обсуждении искомой проблемы на заседаниях кафедры управление образованием и прикладной психологии АлтГПА (2007, 2008), в комитете администрации по народному образованию г. Новоалтайска и в комитете администрации Первомайского района по образованию (2006 — 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 197 страницах, содержит 16 таблиц, 3 графика, 2 рисунка, 1 диаграмму. Библиографический список включает в себя 176 источников.

Данные выводы также подтверждены анализом умений, требующих формирования правовой компетентности на современном этапе (таблица 8).

Заключение

.

Проведенное нами исследование по проблеме «Мотивационное программно-целевое обеспечение формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений» дает основание сделать следующие выводы:

1. Вопрос подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности представляет собой важную социально-педагогическую проблему.

2. В ходе данного исследования был раскрыт процесс формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений на занятиях по программе правового курса в системе ДНО и на основе разработанной нами модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности в логике мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).

3. Средства соответствовали целям этапов формирования правовой компетентности руководителей образовательных учрежденийна занятиях по правовому курсу от недопустимого уровня к критическому, допустимому и оптимальному уровням формирования по следующим признакам компетентности: готовность к правовой деятельности, наличие правового мышления и способность в правовой деятельности.

Разработанная и апробированная программа правового курса «Правовые основы управления образованием» и разработанная нами модель подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности, в основу которой заложен технологический алгоритм МПЦУ, свидетельствуют о том, что уровень формирования правовой компетентности у руководителей претерпел количественные и качественные изменения. Сократилось число директоров школ с низким уровнем формирования правовой компетентности и возросло количество руководителей образовательных учреждений с оптимальным и допустимым уровнемформирования правовой компетентности.

5. Отправная точка нашего исследования — соотношение понятий «право» и «компетентность». Педагогика серьезно занялась вопросами права несколько позже других наук, используя выводы исследований философов, социологов, юристов. Констатируя существование известных расхождений во взглядах исследователей на содержание права, следует отметить вместе с тем, наличие у них некоторой единой теоретической и методологической платформы. Суть ее состоит в признании непосредственной связи и деятельности. В нашем эксперименте управленческой деятельности.

6. Проведенный анализ роли методологических подходов в диссертационном исследовании, а в частности, к деятельностному подходу понимания права и его отражения в юриспруденции позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что на сегодняшний день профессионально — педагогического стандарта в сфере образования нет, а требования к ней носят обязательный характер, круг полномочий руководителей образовательных учреждений в сфере правовой деятельности может быть выражен через, правовую компетентность.

7. Цель нашего исследования заключается в разработке и научном обосновании содержания и организации подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности с учетом моти-вационной среды к их управленческой деятельности. При этом необходимо было применить такие активные методы, которые помогли бы обеспечить результативность подготовки руководителей к формированию правовой компетентности.

8. При разработке модели подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности мы исходили из предположения о том, что мотивационное программно — целевое обеспечение исследуемой проблемы будет результативным, если: а) теоретическую основу данного процесса составляет мотивационное программно-целевое управление, ориентирующее ее содержание и организацию на мотивационную сферу руководителей образовательных учрежденийб) разработана, апробирована и внедрена в практику модель подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности в логике МПЦУв) технологический алгоритм моделирования исследуемой проблемы осуществляется в логике: системный анализ состояния проблемы — построение «дерева целей» к формированию правовой компетентности руководителей образовательных учреждений — разработка адекватной «дереву целей» исполняющей программы — реализация управляющей программыг) дидактические условия включают в себя:

— организацию и содержание учебных материалов по подготовке руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности в соответствии с разработанным деревом целей;

— отражение в «нормах-образцах» мотивационного, содержательного и операционального компонентов моделирования исследуемой проблемы;

— использование в процессе подготовки руководителей образовательных учреждений стимульных ситуаций с ориентацией на оптимальный мотиваци-онный комплекс.

9. В диссертационном исследовании нашли отражение уровни формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, выявленные в соответствии с разработанными нами критериями (объем правовых знаний, научность правовых знаний, приращение знаний, применение знаний и умений в управленческой деятельности, способность использовать правовые методы управления, принимать правовые решения в конфликтных ситуациях, умение анализировать, сравнивать, обобщать) и показателями.

10. Опытно-экспериментальное исследование доказало, что формирование правовой компетентности руководителей образовательных учреждений будет успешным при соблюдении следующих условий: непрерывность правового образования, ориентация на рефлексию, самостоятельная познавательная деятельность, сотворчество с коллегами и преподавателями.

Проведенное исследование в целом подтвердило продуктивность моти-вационного программно-целевого обеспечения системы подготовки руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности, которая включает: построение дерева целей в логике последовательного разрешения препятствующих факторов в достижении генеральной целиразработку адекватной логике дерева целей «хочу — могу — делаю — получаю» исполняющей программы в виде «норм-образцов" — реализацию управляющей программы, обогащенной социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой, и включающей системное планирование специально организованной подготовки руководителей образовательных учреждений, системную организацию опытно-экспериментальной работы, системный контроль результатов (промежуточных и конечных) подготовки руководителей, системное регулирование хода выполняемой экспериментальной работы.

С целью проверки эффективности разработанной нами модели была проведена опытно-экспериментальная работа. Анализ результатов эксперимента выявил повышение уровня готовности руководителей образовательных учреждений к формированию правовой компетентности.

В целом показатели опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о результативности подготовки руководителей к формированию правовой компетентности на основе технологического алгоритма МПЦУ.

Коэффициент результативности составил. 1,8- коэффициент усвоения знаний и умений — 0,72.

Данные эксперимента позволяют говорить о существовании определенной зависимости между мотивационной и содержательно — операциональной готовности руководителей образовательных учреждений к осуществлению управленческой деятельности к формированию правовой компетентности. Чем выше уровень мотивации готовности руководителей к исследуемой проблеме, тем успешнее их потребность в овладении специальными знаниями и умениями, что в итоге определяет уровень сформированности технологической готовности руководителей образовательных учреждений к исследуемому виду деятельности.

В ходе исследования нами решались определенные задачи. Задача первая — изучить и провести анализ состояния проблемы формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений — решена достаточно полно, ее решение позволило выявить препятствующие факторы подготовки руководителей к формированию правовой компетентности. Задача вторая — выделить систему знаний и умений, необходимых руководителям образовательных учреждений по формированию правовой компетентности решена в соответствии с разработанным правовым курсом «Правовые основы управления образованием». Задача третья — разработать модель формирования правовой компетентности руководителей образовательных учреждений в логике мотивационного программно-целевого управления, провести ее апробацию — опытноэкспериментальным путем доказана ее эффективность. Задача четвертая — решена в соответствии с разработкой научно-методических рекомендаций, способствующих формированию правовой компетентности в системе ДПО руководителей образовательных учреждений. Таким образом, результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Однако выполненное исследование не исчерпывает всех проблем формирования правовой компетентности формированию правовой компетентности.

Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: выявленные в нашей работе методические подходы получат дальнейшее теоретическое и практическое развитиепоиск перспективных направлений подготовки руководителей образовательных учреждений к правоприменительной деятельности путем разработки системных диагностик отслеживания правовой компетентности руководителя образовательного учреждения. В этих направлениях и будет нами продолжено исследование данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. вузов Текст. / O.A. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 139с.
  2. , B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров Текст. / B.C. Агеев, Т. Ю. Базаров, В. В. Скворцов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 123 с.
  3. , С.С. Общая теория права: учеб. для студ. вузов Текст. / С. С. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. — 576с.
  4. , А. Знания или компетенции? Текст. / А. Андреев // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
  5. , В.И. Педагогика творчество саморазвития. Инновационный курс. Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд — во Казанского университета, -Кн.1, — 1996.-568с.
  6. , В.И. Диалектика воспитания самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд — во Казанского университета, 1988.-236с.
  7. , К.П. Избранные труды: философские аспекты функциональных систем Текст. / К. П. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400с.
  8. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова / Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. 365с.
  9. , О.М. Развитие профессиональной компетенции руководителей школ в процессе повышения квалификации: дис.. канд.пед.наук Текст. / О. М. Атласова. СПб., 1995. — 157с.
  10. , В.Г. Об эффективности социального управления Текст. [Текст] / В. Г. Афанасьев, А. Л. Урсой // Вопросы философии. 1982. — № 7 -С. 73 — 77.
  11. , К.А. Современные методы управления: учебник Текст. / К. А. Багриновский. М.: Инфра — М, 2006.
  12. , JI.А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления Текст. / Человек и общество (научный и общественный альманах). Вып. XXXI / Под ред. В. Е. Семенова. СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2006. — С. 111−121.
  13. , E.H. Управленческая компетентность руководителя: монография Текст. / E.H. Белова- Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. — 264с.
  14. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. /
  15. B.П. Беспалько. -М.: ИПО МО Россия, 1995. 336с.
  16. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин -М.: Наука, 1973. 170с.
  17. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10. -С. 8−14.
  18. , Е. Об условиях преодоления правовой некомпетентности педагогов Текст. / Е. Болотова // Народное образование. 2008. — № 7.1. C. 160−163.
  19. , Е. Л. Правовая подготовка педагогов в условиях реформы системы образования Текст. / Е. Л. Болотова // Высшее образование сегодня. 2006. — № 11.-С. 45−50.
  20. , Е. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования Текст. / Е. Болотова // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. 2006 -№ 11.- С.52−56.
  21. Большой юридический словарь Текст. / Под ред. А. Я. Сухачева, В. Е. Критских. М.: Инфра — М, 2007. — 703с.
  22. Большая советская энциклопедия Текст. М.: 1976. — Т. 23 — 26.
  23. , В. Формирование региональной нормативной правовой базы в области образования Текст. / В. Боровик // Народное образование. -2006.-№ 4.-С. 114−118.
  24. , Э.Н. Подход к формированию механизма управления функционированием и развитием образовательного учреждения средствами локальных нормативно-правовых документов Текст. / Э. Н. Бородкина // Завуч: для администрации школ. 2005. — № 3. — С.54−77.
  25. , А. В. Уголовный кодекс Российской Федерации в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР) с комментариями Текст. / A.B. Бриллиантов, Е.В. По-брызгаева. М.: Проспект, 2008. — 560с.
  26. , A.B. Мышление и прогнозирование: лог.-психол. анализ Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Мысль, 1979. — 230с.
  27. , И.П. К проблеме формирования ключевых компетентно-стей в процессе обучения Текст. / И. П. Василюк // Право и образование. -2008.-№ 5.
  28. , А. Контекстное обучение в компетентностном подходе Текст. / А. Вербицкий // Высшее образование в России. 2006. — № 11.-С. 39−46.
  29. , A.A. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании Текст. / A.A. Вербицкий, Е. Б. Ермакова // Педагогика. 2009. — № 2.
  30. , С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема: автореф. дис.. докт.пед.наук Текст. / С. Г. Вершловский. JL, 1985. — 26с.
  31. , А. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности школы Текст. / А. Вифлеемский // Народное образование. 2006. — № 4. — С. 147−150.
  32. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова, [авт. коммент. В. В. Давыдов и др.]. М.: Педагогика, 1991.-479с.
  33. , JI. Руководитель образовательного учреждения (К вопросу о психологии управления) Текст. / JI. Вязникова // Высшее образование в России.- 2005. -№ 1. С. 120−126.
  34. , И.Н. Ключевые компетенции для «образования через всю жизнь» (или все же век живи, век учись?) Текст. / И. Н. Ганчеренок // Право и образование. 2009. — № 10. — С. 4−13.
  35. , Т.А. Правовая подготовка работников образования Текст. / Т. А. Глинкина // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. М., 1998. — Т.З. — С. 101−104.
  36. , С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: научно-практическое пособие Текст. / С. И. Головко. М.: Изд-во Либерия — Бибинформ, 2005. — 143с.
  37. , В.М. Правоприменительная деятельность Текст. / В. М. Горшенев, И. Я. Дюригин // Советское государство и право. 1969. — № 5. -С. 20−25.
  38. Гражданский кодекс РФ с постатейным приложением судебной практики Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных арбитражных судов округов Текст. / сост. Н. Н. Аверченко. М.: Велби: Проспект, 2005. — 1328с.
  39. , И.Л. Профессиональное сознание в деятельности органов внутренних дел Текст. / И. Л. Гранат // Социалистическая законность. 1989. -№ 3. -С.11−16.
  40. , В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании Текст. /В.В. Грачев, O.A. Жукова, A.A. Орлов // Педагогика. -2008.-№ 3.
  41. , И.В. Профессиональная компетентность директора школы: теория и практика формирования: дис.. .докт.пед.наук Текст. / И. В. Гришина. СПб., 2004. — 443с.
  42. , И. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: учеб.-метод. пособие Текст. / И. В. Гришина. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -180с.
  43. , Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис.. докт. пед. наук Текст. / Т. М. Давыденко. — М., 1996. 468с.
  44. Дик, Н. Ф. Настольная книга руководителя образовательного учреждения Текст. / Н. Ф. Дик, Н. Б. Иванова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -471с.
  45. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. докт.пед.наук Текст. / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 340с.
  46. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи. -Берлин: 1992.- 194с.
  47. , В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развития Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 115с.
  48. , В.К. Сотрудничество в обучении Текст. / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 192с.
  49. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск, 1976. — 176с.
  50. , И.Я. Право и управление Текст. / И. Я. Дюрягин. М., 1981.
  51. , Г. Высшее образование в правовом поле Текст. / Г. Ер-мошин // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. М., 2005. — № 6. -С. 167−168
  52. , Е. Руководитель школы в целостной системе управления Текст. / Е. Жаркова // Народное образование. 2008. — № 8. — С. 73−79.
  53. Жук, О. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета Текст. / О. Л. Жук // Педагогика. 2008. -№ 3.
  54. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 03.01.2010 Электронный ресурс. Консультант Плюс.
  55. , В.И. Экспертиза и диагностика педагогической деятельности Текст. / В. И. Зверева. М., 2005. — С.89.
  56. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: МПСИ, 2005. — 216с.
  57. , Т. О формировании компетентностей Текст. / Т. Зеле-нецкая // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. М., 2005. — № 6. -С.108−111.
  58. , И.А. Компетентность человека новое качество результата образования Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Новая школа, 2007. — 125с.
  59. , Н.К. Профессиональная компетентность педагога Текст. / Н. К. Зотова // Профессиональное образование региона. — 1998. № 1. — С. 1213.
  60. , Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. — 32с.
  61. , Д. Компетентность это знания, означающие умение действовать Текст. / Д. Иванов // Директор школы. — 2009. — № 4. — С. 5−12.
  62. , Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. И Иванов // Завуч. 2008. — № 1. — С. 4−24.
  63. , Д. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании Текст. / Д. Иванов // Школьные технологии. 2007. — № 5. -С. 51−61.
  64. , B.B. Формирование компетентности: основные смысловые напряжения Текст. / В. В. Игнатова, C.B. Зильберман // Paradeigma / Парадигма: журнал межкультурной коммуникации. — 2004. — № 15. — С. 31−40.
  65. , В.М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития Текст. / В. М. Игошев // Педагогика. 2008. — № 2. -С. 44−48.
  66. , Н.И. Профессиональная подготовка юриста: компетент-ностный подход и базовая модель компетентности Текст. / Н. И. Иоголевич,
  67. B.И. Майоров // Право и образование. 2008. — № 10, 11.
  68. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М., 1981.
  69. , H.H. Интуиция или самодостраивание Текст. / H.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1994. — № 2. — С.110−122.
  70. , А.Г. Психологические особенности человека. Характер. Текст. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ. — 1957. — Том 2. — 264с.
  71. , М.П. Психолого-педагогические основы правовой компетентности Текст. / М. П. Козловцев // Вестник ОГУ. 2005. — № 12.
  72. , П.В. Программно-целевой подход в региональном развитии России: дис. .канд.эконом.наук Текст. / П. В. Командоров. Воронеж — 2005. — 239с.
  73. , А. М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства Текст. / А. М. Кондаков // Мир психологии. 2004. — № 2.1. C. 230−235.
  74. , A.M. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования Текст. / A.M. Кондаков, A.A. Кузнецов // Педагогика. 2008. — № 10. — С. 928.
  75. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) Электронный ресурс. Консультант Плюс.
  76. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. М.: Сфера, 2007. — 30с.
  77. , И. Повышение квалификации завучей школ на основе ком-петентностного подхода Текст. / И. Корнеева // Народное образование. — 2007.-№ 5.-С. 94−102.
  78. , Э. М. Управление качеством образования Текст. / Э. М. Коротков. М.: Акад. Проект, 2007. — 316с.
  79. , В.Ю. Профессиограмма руководителя школы Текст. / В. Ю. Кричевский // О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Л.: НИИ ООВ АПНСССР, 1977.-С. 55−61.
  80. , Т.В. Система проблемного обучения Текст. / Т. В. Кудрявцев // Проблемное и программированное обучение / Под ред. A.M. Ма-тюшкина, Т. В. Кудрявцева. М.: Советская Россия, 1973, — С. 10−29.
  81. , В.П. Системность как ступень познания: системные исследования Текст. / В. П. Кузьмин. М.: Наука, 1973.
  82. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. -М., 1985. 127с.
  83. , Ю.Н. На пути к профессиональному совершенствованию Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1990. — 132с.
  84. , Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128с.
  85. , В.В. Социально-психологические аспекты применения права Текст. / В. В. Лазарев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 144с.
  86. М. Спенсер мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенция на работе Текст. / Перевод с англ. — М.: ШРРО, 2005.
  87. , Н.И. Системно-деятельная концепция исследования нововведений Текст. / Н. И. Лапин // Диалектика и системный анализ. М., 1986. -237с.
  88. , М.Л. Образовательные учреждения: источники финансирования, налоги, учет Текст. / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко. М.: МЦФЭР, 2004. — 320с.
  89. , Л.Н. К обществу образованных людей. Текст. / Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. -273с.
  90. , А. Новые квалификационные требования и новые возможности директора образовательного учреждения Текст. / А. Ломов // Директор школы. -2009. -№ 10. С. 84−86.
  91. , Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1984. — 449с.
  92. , B.C. Герменевтика Текст. / B.C. Малахов // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. — С. 74−76.
  93. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 9. -С. 82−88.
  94. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. -М, 1993.
  95. , Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях Текст. / Б. П. Мартиросян // Педагогика. -2008.-№ 7. -С. 25−31.
  96. , И.П. Какой руководитель нам нужен Текст. / И. П. Марченко. М.: Экономика, 1993. — 205с.
  97. Т. Школьный омбудсмен и его помощники Текст. // Директор школы. 2005. — № 8. — 78с.
  98. , Л.В. Инновационность в обучении (теория и опыт) Текст. / Л. В. Мещерякова, В. Г. Рындак // Материалы научно-практической конференции Оренбургского индустриально-педагогического техникума. -М.: Педагогический вестник, 1997. 108с.
  99. , В. А. Актуальные проблемы реформирования отечественного образования Текст. / В. А. Михалин. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2006.- 165с.
  100. , С. Социальные представления: исторический взгляд Текст. / С. Московичи // Психологический журнал. 1995. — № 1. — С. 3−18.
  101. , B.C. Право и закон: История правовых учений Текст. /
  102. B.C. Нерсесянц. -М.: «Наука», 1983. -336с.
  103. , Л. А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении Текст. / Л. А. Нефедова // Школьные технологии. — 2006. № 4. —1. C. 61−66.
  104. , Э. Приоритеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Текст. / Э. Никитин // Народное образование. 2007. — № 4. — С. 83−88.
  105. , Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (история становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития) Текст. / Э. М. Никитин. М., 1995.- 194с.
  106. Новиков, А. М Принципы построения системы непрерывного образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−18.
  107. , В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии Текст. / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. Санкт-Петербург — Воронеж, 1995. — 232с.
  108. , A.A. Как мы готовим руководителей школ Текст. / А. А. Орлов // Народное образование. 1976. — № 12. — С.34−38.
  109. , М.Ю. Проблемы правового обеспечения дополнительного профессионального образования Текст. / М. Ю. Осипов // Право и образование. 2009. — № 11. — С. 24−30.
  110. , И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе Текст. / И. Осмоловская // Народное образование. 2006. -№ 5.-С. 77−80.
  111. , В. П. Школа и качество: выбор будущего Текст. / В. П. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003. — 381с.
  112. , Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX XXI веков: Рос. фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе» Текст. / Е. А. Певцова. — М.: Новый учебник. — 2003. -415с.
  113. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-й научно-практической конференции Текст. / Краснояр. гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики развития [и др.]. Красноярск: КГУ, 2003.-320с.
  114. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мишенко, К. Н. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1998. — 512с.
  115. , JI.M. Формирование общеученических умений и навыков: логико-дидактический подход Текст. / JI.M. Перминова, JI.H. Николаева1. Педагогика. 2009. — № 2.
  116. , А.Ю. Компетентностный подход в современном управлении образовательным учреждением Текст. / А. Ю. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. № 10. — С. 119−124.
  117. , JI.A. Общение — компетентность — тренинг: избранные тренинги Текст. / JI.A. Петровская. М.: Изд-во Смысл, 2007. — 686с.
  118. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. — 184с.
  119. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 07.02.2001 № 22−06−147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» Электронный ресурс. / КонсультантПлюс.
  120. , Л.П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты (новые вопросы и ответы) Текст. / Л. П. Погребняк. М.: Народное образование- Ставропол: Ставро-польсервисшкола, 2003. — 208с.
  121. , Л.П. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой: Монография Текст. / Л. П. Погребняк. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -336с.
  122. , Л.П. Нормативно-правовое обеспечение управления, делопроизводство и документооборот в образовательном учреждении: учеб. пособие Текст. / Л. П. Погребняк. Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 359с.
  123. , Л.П. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса: метод, пособие Текст. / Л. П. Погребняк. М.: Центр педагогического образования, 2008. — 78с.
  124. , Л.П. Трудовое право работников образовательных учреждений: учеб. пособие Текст. / Л. П. Погребняк. М.: Пед. о-во России, 2008.-415с.
  125. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции Текст. Барнаул: БГПУ, 2008. — 147с.
  126. , Л. Эффективное управление научно-методической работой в школе Текст. / Л. Пронина // Народное образование: 2008. — № 8. — С. 101−105.
  127. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций: учебное пособие Текст. / Под ред. В. Н. Казанцева. Барнаул: Изд-во БФРИП и МВД РФ, 1997 — 432с.
  128. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст.: пер. с англ. / Дж. Равен.- М.: Когито Центр, 2001.-142с.
  129. Разумова, Е Образовательные Стандарты и их отражение в нормативно-правовых актах Текст. / Е. Разумова // Директор школы. 2009. — № 10.-С. 87−91.
  130. , В.М. Юридическое мышление (опыт методологического изучения) Текст. / В. М. Розин // Вопросы методологии. 1996. — №½. — С. 2130.
  131. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. -М., 1995. 123с.
  132. , C.JI. Проблемы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1976. — 276с.
  133. , В.Г. Ориентация учителя на саморазвитие в системе повышения квалификации Текст. / В. Г. Рындак // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: межвузовский сборник научных трудов. -М., 1993. С. 107−121.
  134. , С.И. Синергетика и законодательство Текст. / С. И. Рыжков // Государство и право, 1998. № 8. — С.56−62.
  135. , Т. Профессионализация управленческой деятельности Текст. / Т. Саенко // Народное образование. 2007. — № 7. — С. 69−72.
  136. , A.C. Совершенствование профессиональной компетентности руководителя школы: методические рекомендации Текст. / A.C. Саломаткин. Красноярск: КГПУ, 1994. — 14 с.
  137. , В.П. Правовая культура Текст. / В. П. Сальников // Актуальные проблемы теории права / Под ред. Т. Б Толкачева, А.Г. Хабибулли-на. Уфа, 1995.-286с.
  138. , О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) Текст. / О. П. Сауляк // Право и образование. 2009. — № 10. — С. 48−58.
  139. , Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося Текст. / Сенько, Ю.В. // Педагогика. 1997. — № 3. — С.40−45.
  140. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учебное пособие Текст. / В. П. Симонов.- 3-е изд. испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430с.
  141. Система муниципального управления: учебник для вузов< Текст. / Под ред. В .Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005. — 493с.
  142. , А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе (опыт психологического исследования) Текст. / А. Н. Славская // Психологический журнал. 1998. — № 2. — С.3−14.
  143. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576с.
  144. , В. Слагаемые управленческой компетенции директора школы Текст. / В. Слуцкий // Воспитание школьников. 2006. — № 1. — С. 711- № 2. -С. 16−20.
  145. , В.В. Герменевтика и юридическое толкование Текст. / В. В. Суслов // Государство и право. 1997. — № 6. — С. 115−118.
  146. , И. Новая нормативно-правовая база муниципальной системы образования Текст. / И. Тарасова // Народное образование. 2006. -№ 2.-С. 24−28.
  147. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов.-М.: Наука, 1961.-535с.
  148. , А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников Текст. / А. П. Тряпицына. — Л., 1989. 91с.
  149. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / A.B. Усова. -М.: Педагогика, 1986 171с.
  150. Философский энциклопедический словарь Текст. / сост. Е. Ф. Губ-ский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. -М.: Инфра-М, 2001. 576с.
  151. , Д. Основная функция руководителя школы: управление изменениями Текст. / Д. Фишбейн // Народное образование. 2007. — № 1. -С. 100−108.
  152. , И.В. Министерство образования Российской Федерации. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание: учебное пособие Текст. / И. В. Хрючкина, А. И. Лагунова. Красноярск, 2002. — 45с.
  153. , А.Н. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции Текст. / А. Н. Чертков // Журнал Российского права. 2004. — № 2. — С. 34−39.
  154. , М.В. Дидактической конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. В. Чошанов // Педагогика, 1997. № 2 — С. 21−30.
  155. Что мешает управлению? Текст. // Управление школой. 2006. -1−15 янв. (№ 1). — С. 34−39- 16−31 янв. (№ 2). — С. 41−46- 1−15 февр (№ 3). -С. 36−39- 16−28 февр. (№ 4). — С. 32−36- 1−15 марта (№ 5). — С. 36−39- 16−31 марта (№ 6). — С 36−39.
  156. , И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учебное пособие по психологии управления для руководителей и психологов учреждений образования Текст. / И. К. Шалаев. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 271с.
  157. , И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие Текст. / И. К. Шалаев. 4-е изд., перераб. и доп. — Барнаул: БГПУ, 2007.-341с.
  158. , И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе: учебное пособие Текст. / И. К. Шалаев. -Барнаул, 2008. С. 147.
  159. , И.К. Повышение эффективности управления качеством образованием: методические рекомендации Текст. / И. К. Шалаев. Барнаул, 2007.-С.106.
  160. , М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов Текст. / М. М. Шалашова // Педагогика, 2008. № 7.
  161. , Т.И. Управление образовательными системами Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Изд-во Академия, 2007. — 384с.
  162. , Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов Текст. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: Изд-во Владос, 2002. — 319с.
  163. , Г. Д. Образовательные услуги и нормы права Текст. / Г. Д. Шкарлупина // Право и образование. — 2009. — № 1. — С. 71−80.
  164. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. -М., 1999. -313с.
  165. , И. Опережающее управление фактор стабильности и устойчивости развития Текст. / И. Щербо // Директор школы. — 2009. — № 4. -С. 33−35.
  166. Экк, К. Д. Знание как новая парадигма управления Текст. / К. Д. Экк // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С.68−74.
  167. , Д.А. Правовые акты в сфере образования: о трех методологических предпосылках теоретико-правового анализа Текст. / Д.А. Ягофаров//Право и образование. 2009. -№ 11. — С. 4−14.
  168. , В. Полет на «воздушном змее», или Анализ педагогических и управленческих моделей школы Текст. / В. Ясвин // Директор школы. -2009.-№ 5.-С. 12−20.
  169. Britell, G.K. Competency and Excellence: The Search for an Egalitarian Standart. The Demand for a Universal Guarantee / G.K. Britell // Minimum Competency Achievement Testing / Jaeger R.M. and Tittle C.K. Berkeley, 1980. -P.25.
  170. Blank, W.E. Handbook for Developing Competency Based Training Programs / W.E. Blank. — New Jersey: Prentice Hall, 1982. — P. 12. компетентности
  171. Уровни Качественная характеристика Оценка1 2 3
  172. Уровни Качественная характеристика Оценка1 2 3
  173. Уровни Качественная характеристика Оценка1 2 3
  174. Социальная сфера человеческих отношений1. Психологическое состояние1. Семейная жизнь
  175. Постановка конечных целей (личных и профессиональных). Целями моей жизни является: а)б) в)
  176. На сколько они важны для меня и почему?
  177. Какие факторы способствуют их достижению?
  178. Какие факторы мешают достижению цели?
  179. Что я могу изменить в данной ситуации?
  180. Что мне нужно задействовать для достижения поставленной цели? Время, деньги, здоровье?
  181. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моих жизненных целей:
  182. Решить задачи Мероприятия Время Контроль
  183. В области здоровья и физического состояния
  184. В области психического состояния и мотивации своей профессиональной деятельности
  185. В области социального взаимовлияния, семейных и отношений с коллегами
  186. В области профессионального роста1. Реализация плана
  187. Как Вы собираетесь достичь поставленной цели?
  188. Назовите мероприятия, которые Вы должны осуществить, чтобы решить поставленные задачи.
  189. Назовите препятствующие Вашей деятельности факторы.
  190. Чья помощь Вам нужна, чтобы полностью реализовать свой потенциал в достижении цели?
Заполнить форму текущей работой