Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности влияния искусства на формирование представлений, взглядов, убеждений и идеалов учащихся раскрываются в трудах известных педагогов и психологов: JI.B. Благонадежиной, П. П. Блонского, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, М. П. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина. Возможности музыки в формировании мировоззренческих основ учащихся в дореволюционной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
    • 1. 1. Гуманистические убеждения в структуре мировоззрения личности
    • 1. 2. Проблема формирования гуманистических убеждений подростков: общетеоретический анализ
    • 1. 3. Возможности музыки в формировании гуманистических убеждений
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
    • 2. 1. Педагогические условия реализации возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков
    • 2. 2. Описание хода экспериментальной работы
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов эксперимента

Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В отечественной дидактике периода второй и третьей четверти XX века категория «мировоззрение» являлась одной из основополагающих и ее содержание было предельно идеологизированным. Изменение общественно-политического и социально-экономического уклада нашего общества привело к смене мировоззренческих ориентиров в области образования. За последние десятилетия в программных документах о школе в качестве одной из приоритетных задач заявлено формирование у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения.

Необходимость мировоззренческой направленности всего процесса обучения подчеркивается в трудах В. П. Алексеева, Л. И. Божович, З. Г. Воинковой, А. А. Колчина, И. С. Кона, В. А. Крутецкого, Н. С. Лукина, Н. А. Менчинской, Э. И. Моносзона, Н. Г. Огурцова, Р. М. Роговой, И. С. Рыбакова, А. Г. Спиркина, В. И. Шинкарук и др. Вместе с тем, отмечается, что применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у школьников мировоззрения как стройной системы взглядов. Учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивые мировоззренческие суждения, не говоря уже об убеждениях. В подростковом возрасте, для которого характерно наличие обобщенно-аналитического и понятийного мышления, мировоззренческие элементы приобретают большую устойчивость. Поэтому важно именно в этот период придать мировоззренческим убеждениям учащихся подлинно гуманистический характер. Гуманизм в современной трактовке определяется через проблему создания самого себя, природы и культурысамопознания и развития качеств и способностей личности.

Под гуманистическими убеждениями (вслед за В. М. Коротовым, Д. С. Лихачевым, И.Ф. Харламовым) мы понимаем мировоззренческие убеждения личности, которые характеризуются признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностейутверждением блага человека как критерия оценки общественных отношенийверой в безграничные возможности человека, его способности к самосовершенствованиюправом на защиту достоинства, свободу и счастье.

Исследователи проблем формирования мировоззрения указывают на нерасторжимость знания о мире и эмоционально-личностного переживания содержания этого знания. Поэтому особую роль в этом процессе играют дисциплины художественно-эстетического цикла, в том числе предмет «Музыка», оказывающий наиболее сильное влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Кроме того, гуманистическая направленность урока музыки представлена ярко и выпукло в силу специфики основного художественного образа музыкального искусства — Человека во всей его целостности и полноте.

Особенности влияния искусства на формирование представлений, взглядов, убеждений и идеалов учащихся раскрываются в трудах известных педагогов и психологов: JI.B. Благонадежиной, П. П. Блонского, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, М. П. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина. Возможности музыки в формировании мировоззренческих основ учащихся в дореволюционной России затрагивались в работах Д. Н. Зарина, А. Н. Карасева, А. А. Шеншина. В последующие годы эти вопросы нашли отражение в исследованиях Б. В. Асафьева, Н. Я. Брюсовой, Н. Н. Доломановой, М. А. Румер, В. Н. Шацкой, С. Т. Шацкого, Б. Л. Яворского. Среди педагогов-музыкантов второй половины XX века, раскрывающих различные аспекты данной проблемы, следует назвать Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксину, Е. Я. Гембицкую, Н. Л. Гродзенскую, Н. А. Ветлугину, Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина. Гуманистическая направленность обучения прослеживается в программах и учебниках нового поколения, авторами которых являются: JI.B. Горюнова, Т. Е. Вендрова, И. В. Кошмина, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Н. А. Терентьева, JT.B. Школяр, Т. С. Шмагина.

Все это свидетельствует о востребованности гуманистической доминанты музыкального искусства, направленной на самообразование личности учащихся, осознание ими своих возможностей и способностей, осмысление творчества как органичного момента в саморазвитии.

Однако, практика показывает, что возможности музыки по реализации гуманистических идей в обучении учащихся, особенно подросткового возраста как решающего этапа в становлении мировоззрения личности, созревании когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок для этого процесса, используются еще не в полной мере.

Сложившееся противоречие между потенциальными возможностями музыкального искусства в формировании гуманистических убеждений подростков и отсутствием их полноценной < реализации в педагогическом процессе образовательных учреждений обусловило актуальность проблемы выявления и обоснования педагогических возможностей предмета «Музыка» в формировании гуманистических убеждений школьников, что позволило сформулировать тему исследования: «МУЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ' ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ.

ПОДРОСТКОВ".

Цель исследования — теоретически обосновать и практически проверить педагогические возможности музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков.

Объект исследования — процесс формирования гуманистических убеждений учащихся подросткового возраста.

Предмет исследования — педагогические возможности музыки в формировании гуманистических убеждений школьников.

Гипотеза исследования. Музыка является средством формирования гуманистических убеждений подростков при условии реализации комплекса ее педагогических возможностей: формировании субъектной позиции школьникаразвитии навыков интегративно-познавательной деятельностивоспитании толерантности как качества личности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические возможности музыки в формировании гуманистических убеждений у школьников подросткового возраста.

3. Определить условия реализации возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений подростков.

4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем методику уроков музыки, способствующих реализации педагогических возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философско-эстетическое наследие древнегреческих мыслителей о роли музыкального искусства в формировании мировоззрения юношества (Аристотель, Пифагор, Платон), научные положения отечественных деятелей образования XIX в. о значимости целостного подхода к формированию мировоззрения личности в процессе обучения (В.Ф. Одоевский, Д. И. Писарев, К.Д. Ушинский), философские труды по структуре мировоззрения личности (В.У. Бабушкин, Б. В. Кедров, В. М. Медведев, Э. И. Моносзон, Н. Г. Огурцов, А. А. Радугин, А. Г. Спиркин, А.Н.

Чанышев), теория периодизации возрастных этапов развития личности школьника (JI.C. Выготский, И. С. Кон, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, И. Я. Лернер, Ю. А. Самарин, М. Н. Скаткин, С. Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), теоретические и практические основы интеграционных процессов в образовании (B.C. Безрукова, А. Я. Данилюк, Е. А. Солнцева, И. П. Шидлович и др.), теория и практика массового музыкального обучения и воспитания школьников (Ю.Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Л. В. Горюнова, Л. В. Школяр, Б.Л. Яворский). Методы исследования: — эмпирические: анализ творческих работ учащихся, беседы, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, анализ учебной документации, педагогический эксперимент;

— теоретические: изучение и анализ научных трудов и методических работ по исследуемой проблемеанализ и обобщение передового педагогического опыта, а также собственного многолетнего опыта работы в качестве учителя музыки общеобразовательной школымоделирование этапов и содержания методики по формированию гуманистического мировоззрения подростков в условиях интегрированного урока музыкикачественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось в период с 1994 по 2003 г. г. в школах № 75, 76, 177, 197 г. Екатеринбурга. Экспериментальной работой было охвачено около 390 учащихся младшего подросткового возраста.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (19 951 996) проводились изучение и анализ литературы по проблеме, на основе которых были определены теоретические положения исследованиясистематизировался комплекс значимых для исследований терминовпроисходил выбор темы, определение предмета, цели и задач диссертационного исследования.

На втором этапе (1997;1999) уточнялась гипотеза исследования, определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структуры и основных организационных форм, продолжалась разработка условий реализации возможностей музыки как педагогического средства формирования гуманистических убеждений школьников, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2000;2003) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты педагогические возможности музыки в формировании у подростков гуманистических убеждений, заключающиеся в позиции школьника-подростка как активного субъекта гуманистических отношений, формировании навыков интегративно-познавательной деятельности, воспитании личности с установкой на толерантный тип межличностного общения и отражающие когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты структуры личности.

2. Выявлен комплекс условий реализации возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений учащихся подросткового возраста, который представлен интегративным подходом в обучении, ценностно-мотивационной установкой на гуманистические убеждения и практическим коммуникативным опытом на основе конкретных ситуаций межличностного общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании процесса формирования гуманистических убеждений подростков на уроках музыки, в определении уровней и показателей их сформированности (устойчивость гуманистических убеждений, потребность в самообразовании, самостоятельность действий в поиске учебного материала, умение интегрировать знания из различных образовательных областей, умение выслушать и понять точку зрения собеседника, умение аргументировать собственное суждение) — классификации системообразующих факторов интегрированного урока музыки гуманистической направленности, детерминированных субъектно-объектными и формообразующими основаниями.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методики учебной работы, способствующей реализации педагогических возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений подростков. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и в несколько адаптированном виде может использоваться во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, а также при организации учебного процесса на музыкальных занятиях в условиях ДМШ и ДШИ.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносится методика проведения интегрированных уроков музыки, ориентированная на формирование гуманистических убеждений подростков, включающая: объектно-детерминированные основания — интеграцию музыки и знаний из других образовательных областей (научные идеи, всеобщие категории, фундаментальные свойства, универсальные элементы, законы, понятия, термины и т. д.) — субъектно-детерминированные основания — определение аспектов анализа музыкального материала (творческие биографии деятелей культуры, искусства и науки, их личностные качества, личностные ориентации самих школьников, профессионально-творческий потенциал учителя) — развитие навыков интегративно-познавательной деятельности, предполагающей создание художественно-образного аналога научного знания или понятияформирование субъектной позиции школьника как участника со-творения воспринимаемого музыкального произведения в трех позициях: композитор — исполнитель — слушательвоспитание толерантности на основе восприятия и коллективного обсуждения многообразия и своеобразия проявлений и форм культуры.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работыв выступлениях и публикациях материалов Всероссийской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2000), межрегиональной научно-практической конференции по проблемам инновационных методов в общем и специальном музыкальном образовании (Омск, 1999), межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях» (Екатеринбург, 1999), межвузовских научно-практических конференциях (Екатеринбург- 1997, 1998, 1999) — в выступлениях на открытых педагогических советах в школах № № 75, 76, 197 (2000 — 2001 г. г.) — при проведении научно-практического семинара «Проблемы интеграции образования в учебном процессе школы» для учителей общеобразовательных школ Железнодорожного района г. Екатеринбурга (2001 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении дается обобщение основных теоретических положений и формулируются выводы:

1. Гуманистические убеждения учащихся, формируемые музыкой как особым педагогическим средством, представляют собой целостную систему взглядов на мир, обусловленную пониманием и эмоционально-личностным осознанием гуманистической значимости учебного знания.

2. Необходимость формирования гуманистических убеждений учащихся-подростков обусловлена тем, что в этот период происходит активное становление их мировоззрения: созревание когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок, формирование навыков критического мышления, развитие оценочного отношения к себе и другим людям, накопление опыта межличностного общения, поиск идеала.

3. Поскольку музыка является художественной формой отражения интегрированного образа мира, задающей ориентиры личностного развития, и универсальным языком, вовлекающим реципиента в полилогическое пространство общения, она обладает следующими возможностями формирования гуманистических убеждений подростков: формирование субъектной позиции, развитие навыков интегративно-познавательной деятельности, развитие толерантности как качества личности.

4. Условиями, способствующими реализации возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений младших подростков, соответственно являются: 1) актуализация ценностно-мотивационной установки на реализацию гуманистических принципов как личностно-значимых и осознание потребности и готовности к их реализации в практической деятельности- 2) осуществление интегративного подхода в процессах обучения и формирования мировоззренческой структуры личности младших подростков- 3) формирование практического коммуникативного опыта в процессе специально создаваемых конкретных ситуаций межличностного общения.

5. Обучающий эксперимент подтвердил эффективность предложенных форм и методики учебных занятий, способствующих реализации педагогических возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков.

6. Экспериментальная работа выявила позитивные тенденции в формировании гуманистических убеждений учащихся младшего подросткового возраста средствами музыки и показала необходимость дальнейшей разработки проблемы как на уровне теории, так и на уровне методики и технологии обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1983. — 111 с.
  2. Ю.П. Об искусстве педагогических действий. Народное образование. 1986. № 7. С. 67−74
  3. П.В. Наука и мировоззрение. М.Политиздат. 1983. 367 с.
  4. Ю.Б. Музыкальное воспитание и формирование духовного мира школьников. Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников. М.: АПН СССР. 1979. С. 81−92
  5. О.А. Методы музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение. 1983. 221 с.
  6. Аристотель. Политика. М.: Мысль. 1997. 613 с.
  7. Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение. 1984.- 111 с.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. Л. Музыка.1971.- 376 с.
  9. М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук //Вопросы философии. 1981. № 3. С. 57−69
  10. В.У. О природе философского знания. М. 1978. 207 с.
  11. Базы знаний учебного назначения // Новые информационные технологии. Вып. 2. М. 1982. 159 с.
  12. В.В. Человекознание: в 3-х кн. Книга 2. Самопроектирование. Екатеринбург. Изд. Дом учителя. 1999. 299 с.
  13. Л. Путь к музицированию: Исследование. 2-е изд., доп. Л.: Советский композитор. 1979. 352 с.
  14. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург. 1994. 152 с.
  15. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. Екатеринбург. 1999.- 125 с.
  16. М.И. Интеграция естесственно-научных и профессионально-технических дисциплин // Советская педагогика. 1987. № 8. С. 81−83.
  17. Большая медицинская энциклопедия. Под. Ред. Бакулева А. Н. изд. 2-е т. 35. Статья «Эмоции». 1964. 695 с.
  18. Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Просвещение. 1968. 464 с.
  19. Брожик В, Личность и ее формирование, пер. со словац. М.: Прогресс. 1982.-261 с.
  20. Н. К. Елисеева О.В. Один из подходов к реализации принципа интегративности в обучении. Дидакт. 1999. № 4. С.36−40
  21. Возрастные возможности усвоения знаний. Под. ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Просвещение. 1966. 442 с.
  22. З.Г. Формирование основ научных убеждений у старших подростков. Учебное пособие. Свердловск. 1976. С. 5−17
  23. З.Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. Иркутск. Изд. Ирк. у-та. 1988. 304 с.
  24. А.В. Математика и искусство. М. Просвещение. 1992.-335с.
  25. Ю.А. Сущность и структура нравственных убеждений. Автореф. к.ф.н. Воронеж. 1975.
  26. Г. П. Личностные трудности и проблемы подростков. Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 104−109
  27. Гельман 3. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры. //Вестник высшей школы. № 12.1991.С.23−29
  28. И. Избр. пед. соч. под. ред. Вайсберга Г. П. М.: Учпедгиз, т. 1. 1940. -242 с.
  29. А.В. Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности старших дошкольников. Диссерт. к.п.н. Екатеринбург. 2001.
  30. М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками. Психологическая наука и образование. 1997. № 1.С. 34−42
  31. Е.Ю. Принципы интеграции в художественной педагогике. //Инновационные процессы в образовании и творческаяиндивидуальность педагога. Екатеринбург. 1998. С. 13−14
  32. Гродзенская H. JL Школьники слушают музыку. М.: Просвещение. 1969. -77 с.
  33. В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. В ч-х т. М.: Русский язык. 1998. 684 с.
  34. А .Я. Теоретико методологические основы интеграции в образовании. Автореф.. к.п.н. Ростов-на-Дону. 1997.
  35. А.Я. Теоретико -методологические основы интеграции в образовании. Диссерт. к.п.н. 1997.
  36. А.Я. Учебный предмет как интеграционная система. Педагогика. 1997. № 4. С. 24−28
  37. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов. //Советская педагогика. 1987. № 9. С. 42−47
  38. А. Избр. пед. соч. сост. Ротенберг В. А. М.: Учпедгиз. 1956. 374 с.
  39. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование. 1999. 206 с.
  40. .И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 7. С. 18−22
  41. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат. 1978. 272 с.
  42. Н.Д., Башев В. В. В поисках подростковой школы. Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 58−65
  43. Дж. Школа и общество. М. 1924. 245 с.
  44. Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. С. 84−9346.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.:
  45. Изд. МГУ. 1994. 144 с. 47.3арецкая И. И. Травников И. Интегрированный урок в системегуманитарного образования //Школа. 1999. № 2. С. 24−28 48. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М. Знание. 1977. 64 с.
  46. Р.И. Работа над доказательствами как средство формирования убеждений учащихся. Научные труды, т. 178. Куйбышев. 1976.1. С. 56−65
  47. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 т. / Сост. В. П. Шестаков. М., Искусство. 1973. т 1. С. 381−382.
  48. Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 кл.) средствами интеграции курса предметов искусств. Диссерт. к.п.н. М. 1996.
  49. Т.А. Педагогика: курс лекций, учебное пособие для студентов. М.: Просвещение. 1984. 496 с.
  50. Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности. Школа. № 5. 2000. С. 38−39
  51. Д.Б. Музыка в школе. Искусство и школа. Книга для учителей. Сост. Василевский А. К. М.: Просвещение. 1981. С. 112−140
  52. М.В. Педагогика мира: постановка проблемы, ее обоснование //Советская педагогика. № 1. 1989. 134 с.
  53. Р. Нужна не сумма, а система знаний. //Народное образование. 1986. № 11. С. 52−54
  54. В.П. Единство, интеграция, синтез научного знания. Саратов. 1987.-98 с.
  55. Л.П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов педагогического вуза. Диссерт. к.п.н. Екатеринбург. 1995. 185 с.
  56. М. Современный ребенок и эстетическое воспитание. М. Просвещение. 1986. 46 с.
  57. Кишка 3. Процессы интеграции в географическом знании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев. 1986. 16с.
  58. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе. Дисеерт. к.п.н. Ростов-на-Дону. 1995.
  59. И. Сеченикова J1. Как организовать интегрированный урок? //Образование. 1996. № 1. С.87−89
  60. А. А. Рыбаков И.С. На перекрестках мировоззрений. М. 1993. 187 с.
  61. Ю.М. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9. С. 28−32.
  62. Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение. 1989. 254 с.
  63. Н.И. Логический словарь справочник.М.: Наука. 1976.-352 с.
  64. Н.Т., Лутай B.C., Белогуб В. Д. Интеграция современного научного знания. Киев. 1984.- 184 с.
  65. Н.Я. Интеграция и гуманитаризация в концепции современной школы. Теоретический анализ. Завуч. 1999.№З.С. 91−100
  66. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Изд. Самарский ун-т. Самара. 1994. 145 с.
  67. И.В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе, дисс. к.п.н. 1998.
  68. И. Вертикальный тематизм как метод интеграции искусств в программе «Наше Отечество». //Искусство и образование. 1998. № 3. С. 33−40
  69. И., Сергеева Р., Мудрая Н. Вертикальный тематизм (принципы диалога гуманитарных предметов). //Искусство в школе. 1997. № 2. С. 31−34
  70. М. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. //Искусство в школе. 1997. № 3. С. 1−5
  71. Краткий политический словарь. Общ. ред. Онекова JT.A., Шилина Н. В. 3-е изд. М.: Политиздат. 1983. 196 с.
  72. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М. Просвещение. 1965.-316 с.
  73. Н. Е. Шаталов М.А. Проблемно — интегративный подход и методика его реализации в обучении химии //Химия в школе. 1999. № 3. С. 25−37
  74. В.А. Формирование мировоззрения подростка. М.: Знание. 1979.-32 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Полит, издат. 1977. 304 с.
  76. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Учебное пособие. Новосибирск. Изд. НГИИ. 1987. 92 с.
  77. .Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд. М.:Гардиан. 1999.-523 с.
  78. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М. Просвещение. 1987. 134 с.
  79. В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М.: Композитор. 1993. 267 с.
  80. Э.П., Исаева Л. А. Интегрированные уроки при изучении природы. Начальная школа. 1998. № 5 С. 74−76
  81. Н.А., Кузина Е. Е., Найденова В. А. Уроки творчества. Из опыта работы по интеграции обучению ИЗО, музыки, ручному труду. //Начальная школа. 1994. № 12. С. 49−52
  82. Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения // Формирование научного мировоззрения учащихся. М.: Просвещение. 1968.-240 с.
  83. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. АПН СССР М.: Педагогика. 1989.- 219 с.
  84. Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников Под. ред. Э. И. Моносзона, P.M. Роговой. М.: Педагогика. 1984. 240 с.
  85. Мировоззренческая культура личности /Философские проблемы формирования. Под. ред. Иванова В. П. Киев. Наукова думка. 1986. С. 42−78
  86. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции. //Педагогика № 5. 1997. С. 13−15
  87. Э.И. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. М. Педагогика. 1977. 318 с.
  88. Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения. Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка. 1978. С. 3−12
  89. В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников. Педагогика. 1999. № 2. С. 31−35
  90. О.С. Об интеграции искусств на уроке музыки // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. Материалы международной конференции. М. Флинта. 1999. С. 23−28
  91. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / редактор составитель Н. Б. Крылова. М. 1995. — 113 с.
  92. Н.Г. Дидактические основы формирования коммунистическогомировоззрения старшеклассников. Минск., 1979. 208 с. 98. Огурцов Н. Г. Формирование коммунистического мировоззрения.
  93. Минск. Народная асвета. 1986. 222 с. 99. Одоевский В. Ф. Избр. пед. соч. М. Учпедгиз. 1995. С. 136−137
  94. Л. Конек-Горбунок на уроке. математики //Образование. 1996. № 3. С.56−61
  95. Педагогика/Под. ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение. 1977. ' с. 366.
  96. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. //Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 56−64
  97. Н.И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика. 1985. 496 с.
  98. Д.И. Избранные пед. высказывания. Учпедгиз. 1938. 464 с.
  99. Платон. Законы. Собр. соч. в Зт. М. 1971. 687 с.
  100. Платон. Государство. Собр. соч. в Зт. М. 1971. 687 с.
  101. К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы. //Психологическая наука и образование. 1998.1.С. 102−105
  102. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения /Под. ред. Алексеева М. Н., Огурцова Н. Г. Минск. Народная асвета. 1979.1. С. 21−22
  103. Программа по русскому языку для V-IX классов. Министерство образования РФ. 1992.
  104. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1968. 167 с.
  105. Психолого-педагогические основы совершенствования профессионального формирования коммунистического мировоззрения учащихся. Сб. научн. тр. под ред. Моносзона Э. И. М.: Изд. АПН СССР. 1985.-672 с.
  106. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под. ред. И. В. Дубровиной. М. Просвещение. 1991. 303 с.
  107. А.А. Философия. М. 1996. 333 с.
  108. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. A.M. Матюшкина. М. Просвещение. 1991. 303 с.
  109. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка. 1972. 172 с.
  110. P.M. Формирование коммунистического мировоззрения школьников: опыт и проблематика. Книга для учителя. М.: Просвещение. 1984. 144 с.
  111. C.JI. Основы общей психологии. СПб. 1988. 688 с.
  112. О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск. 1959. 156 с.
  113. Сайко B. J1. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст. Вопросы психологии. М. 1986. № 2. С. 67−74
  114. Ю.А. Очерки психологии ума. М. Изд. Акад. Пед. наук РСФСР. 1962.-504 с.
  115. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование. 1998. 255 с.
  116. Н.Н. Многообещающий союз наук // Наука и жизнь. 1968. № 3. С. 24−28
  117. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика. 1986.- 152 с.
  118. В.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведения. 3-е изд. М.: Школа Пресс. 2000. — 512 с.
  119. Советский энциклопедический словарь /Под. ред. Прохорова A.M. М.: Сов. энциклопед. 1989. 809 с.
  120. Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла. Дисс.к.п.н. 1995.
  121. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат. 1972.-303 с.
  122. Н.А. Толерантность и философия свободного воспитания и образования J1.H. Толстого / Материалы летней школы молодых ученых «Россия — Запад: философские основания социокультурной толерантности». Из. Уральского ун-та. 2001. 219 с.
  123. В. Античная эстетика. М.: Искусство. 1974. 327 с.
  124. JI.H. Полное собр. соч. т. 8. ред. Мендельсон Н.М. М. Изд. центр Терра. 1992. 664 с.
  125. . А.Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философии.//Вопросы философии. 1977. № 1. С. 114−124.
  126. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Педагогич. соч. в 6 т. М. 1989. т 4. 448 с.
  127. Философский словарь. М. Политиздат. 1986. 587 с.
  128. Философская энциклопедия. М.: Сов. энцикл. 1984. т.З. 454 с.
  129. Философский энциклопедический словарь /Под. ред. Ильичева Л. Ф., Федосеева П. Н. М.: Сов. энцикл. 1983. 375 с.
  130. Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников. М. Педагогика. 1993. № 4. С. 26−30
  131. Формирование мировоззрения в учебном процессе //Информационные материалы.М.: изд. СПН СССР. 1982.№ 2.С.22 45
  132. Формирование научного мировоззрения учащихся. Совм. изд. СССР и ЧССР / Под. ред. Моносзона Э. И., Правдика Р., Роговой P.M. М.: Педагогика. 1985.-232с.
  133. И.Ф. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд. М.: Гардарика. 1999.-519 с.
  134. Н. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика». //Народное образование. 1997. № 1. С. 20−25
  135. Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Психология саморазвития. Рига. Развивающее обучение. 1995. С. 48−65
  136. А.Н. Философия как «Филология», как мудрость и как мировоззрение. Вестн. Моск. ун-та. сер.7. //Философия. 1996. № 6 С. 3045
  137. М.Г. Интеграция науки. М. 1981. 274 с.
  138. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970. 176 с.
  139. С.Т. Принципы педагогической интеграции и их реализация в процессе методико-математической подготовки учителей начальных классов. Диссерт. к.п.н М. 1996.
  140. И.П. Методические основы изучения вопросов физики в интегрированном курсе естествознания для 5−6 классов. Дисс. к.п.н. 1995.
  141. В.И. Категориальная структура научного мировоззрения /Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики.//Наука думка. 1981. С. 15−16
  142. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. Учебное пособие. М.: Академия. 2000. 288 с.
  143. Школа 2100. образовательная программа и пути ее реализации / Под. ред. Леонтьева А. А. вып. 3. М.: Баласс.1999. 288 с.
  144. Л. В. Красильников М.С. Критская Е. Д. Усачева В.О. Медушевский В. В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М. Флинта-Наука. 1998.
  145. Ф.А. Основные тенденции развития музыкального образования в США //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. М. Флинта. 1999. С. 167−173
  146. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М. Педагогика. 1980. 554 с.
  147. D Arcais F. Evolution of the influences between science and art // Impact of science on society. Paris, 1974. Voi. 24 № 1. P. 31−40.
  148. Gevaert F.A. Histoire et theorie de la musique de 1 antiquite. Gand. 1875. T.l.p.30
  149. How to make a better school. Finlay Mcqyade-Edycational consyltant. David Y.Champagne.University of Pittsburgh. 1995.- 273 p.
  150. Lipsitz J.S. Growing up forgotten: A review of research and programs concerning early adolescence. Toronto: Lexington Books. 1977. 303 p.
Заполнить форму текущей работой