Результаты исследования и их обсуждение
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч». Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических… Читать ещё >
Результаты исследования и их обсуждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебно-воспитательная модель по физической культуре
Нами разработана и предложена к применению модель учебно-воспитательного процесса (примерная программа), направленная на повышение уровня физического здоровья и физической подготовленности учеников начальных классов.
Модель образовательной программы
Пояснительная записка
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Во все времена и для всех народов был закон — здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2−3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Цели и задачи программы:
Цель программы — сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний.
Программа предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательные задачи:
- · ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
- · сформировать навык правильной осанки;
- · обучить навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
- · изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах;
- · ознакомить с основным приемам массажа и само — массажа.
Развивающие задачи:
- · развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
- · способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
- · развивать интерес к физической культуре и спорту.
Воспитательные задачи:
- · воспитание морально-волевых качеств;
- · воспитание культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности заботиться о нем.
Оздоровительные задачи:
- · повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- · осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- · повышение физической и умственной работоспособности;
- · снижение заболеваемости.
Отличительной особенностью программы является применение игровых и соревновательных технологий. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и самопомощи при его нарушении. (Оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация).
Срок реализации программы: один учебный год.
Формы организации занятий: групповые. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия — один академический час. Общая продолжительность -72 часа за учебный год.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Воспитанники будут знать:
- 1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.
- 2. Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
- 3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Воспитанники будут уметь:
- 1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
- 2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
- 3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
- · текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- · текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- · тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- · взаимоконтроль;
- · самоконтроль.
- · итоговый контроль умений и навыков.
- · анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников Здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п. | Тема. | Количество часов. | ||
всего. | теоретических. | практических. | ||
1. | Вводное занятие. | |||
2. | Осанка. | |||
3. | Плоскостопие. | |||
4. | Здоровье в порядке — спасибо зарядке! | |||
5. | Школа зоркости. | |||
6. | Я сильный, ловкий, выносливый. | |||
7. | Правильное дыхание — основа жизни. | |||
8. | Фитбол-гимнастика. | |||
9. | Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика. | 0,5. | 1,5. | |
10. | Развиваем гибкость. | 0,5. | 3,5. | |
11. | Учимся расслабляться. | |||
12. | Школа мяча. | |||
13. | Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! | |||
14. | «ТИСа». | |||
15. | Фонетическая зарядка. | 0,5. | 1,5. | |
16. | Итоговое занятие. | 0,5. | 1,5. | |
Всего: |
Содержание программы:
Тема № 1: «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием в школе и дома.
Тема № 2: «Осанка» (12 часов).
Теория: Беседы «Красивая осанка». Беседа «Позвоночник — ключ к здоровью». «Профилактика нарушений осанки».
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».
Тема № 3: «Плоскостопие» (6 часов).
Теория: Беседа «О профилактике плоскостопия». Самомассаж на стопе.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка» и др.
Тема № 4: «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!» (4 часа).
Теория: Беседы «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы.
Практическая работа: Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы ФМ. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. Праздник Здоровья.
Тема № 5: «Школа зоркости» (6 часов).
Теория: Беседы «О гигиене зрения». «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости».
Практическая работа: Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игра: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.
Тема № 6: «Я сильный, ловкий, выносливый» (4 часа).
Теория: «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота».
Практическая работа: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, эспандеры, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Веселые старты — эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры «Салочки», «Третий лишний», «Перемена и урок». Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в покое.
Тема № 7: «Правильное дыхание — основа жизни» (4 часа).
Теория: Беседа «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практическая работа: Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо — легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания.
Тема № 8: «Фитбол-гимнастика» (6 часов).
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора мяча.
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч».
Тема № 9: «Пальчиковая гимнастика». «Суставная гимнастика» (2 часа) Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев.
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. Самомассаж на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры «День — ночь», «Делай как я».
Тема № 10: «Развиваем гибкость» (4 часа).
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест — «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.
Тема № 11: «Учимся расслабляться"(4 часа).
Теория: Дыхательные упражнения для снятия напряжения, польза расслабления. Релаксация.
Практическая работа: Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности «Запретное движение», «Угадай где мяч».
Тема № 12: «Школа мяча» (4часа).
Теория: Техника безопасности. Техника работы мячами разного диаметра.
Практическая работа: Броски. Ловля. Передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и эстафеты с мячами.
Тема № 13: «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!» (4часа).
Теория: Беседа «О профилактике простудных заболеваний». Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж.
Практическая работа: закаливающий массаж и само — массаж. Игры средней подвижности.
Тема № 14: «ТИСА» (6 часов).
Теория: Беседа «Знакомство с ТИСа, техника безопасности». Практическая работа: укрепление здоровья с помощью тренажеров, комплексы упражнений на тренажерах.
Тема № 15: «Фонетическая зарядка» (2 часа).
Теория: Беседа: «Красивую речь приятно слушать». Скороговорки. Чистоговорки. Считалки. Речевки. Распевки.
Практическая работа: Формирование правильной речи с помощью скороговорок, чистоговорок, речевок, распевок, считалок. Игры средней подвижности. Викторина: «Мое здоровье».
Тема № 16: «Итоговое занятие» (2 часа).
Теория: подвижно-дидактическая игра «Физкульт-лото». Объяснение правил игры.
Практическая работа: Игра: «Физкульт-лото». Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп.
Методическое обеспечение программы:
- 1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
- 2.
Литература
и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).
Техническое оснащение занятий:
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем.
Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
Игры, используемые в модели учебно-воспитательного процесса, представлены в приложении 4 к данной выпускной квалификационной работе.