Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что главным условием деятельности учителя физической культуры считается организаторская, конструктивная и коммуникативная деятельность. Конструктивная деятельность учителя принесет положительные результаты лишь в сочетании с организаторской деятельностью, задача которой индивидуально воздействовать на ученика. Дети начальных классов очень доверчивы и общительны, тонко чувствуют… Читать ещё >

Содержание

  • i. Ведение
  • Глава 1. Теоретическое обоснование физического воспитания детей младшего школьного возраста
    • 1. 1. Биологические предпосылки физического воспитания в современных экологических условиях
    • 1. ^.Характеристика физических качеств и двигательных способностей
      • 1. 3. Возрастные особенности воспитание двигательных и координационных способностей детей 8−10 летнего возраста. 26 1 АДвигательная активность и физическая нагрузка детей младшего школьного возраста

      Глава 2. Исследования физического развития и двигательных способностей детей с различной двигательной активностью. 41 2.1. Исследование физического развития и функциональных показателей организма детей 8−10 летнего возраста.

      1.Ф

      2.2. Исследование быстроты.

      2.3. Исследование уровня выносливости.

      2.4. Исследование силовых способностей.

      2.5. Исследование координационных способностей.

      Глава 3. Социально-педагогическая эффективность авторской учебной программы физического воспитания.

      3.1. Влияние различной двигательной активности на уровень простудно инфекционных заболеваний.

      3.2. Качество успеваемости школьников при различном количестве уроков физической культуры в недельном цикле.

      3.3. Отношение детей и их родителей к увеличению количества уроков физической культуры.

Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ученые в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение здоровья подрастающего поколения. У детей школьного возраста заметно снижается уровень физических Ф качеств. Эти неблагоприятные изменения ученые объясняют рядом причин социального, экономического и экологического характера. Одной из ведущих причин в этом ряду, безусловно, является гиподинамия [250, 251]. Снижение двигательной активности особенно отрицательно сказывается в детском возрасте. Оно сопровождается ожирением, нарушением функций сердечнососудистой и дыхательной систем, снижением не только физической, но и умственной работоспособности [15, 43, 56, 84, 117, 141, 161, 180, 196, 260]. За время обучения в школе количество детей с патологическими отклонениями в здоровье увеличивается в 2,5 раза [82, 85, 92, 102, 216, 234].

Несмотря на то, что развитие человека во многом определяется наследственными факторами, т. е. генетической программой, огромное влияние на рост и Ф развитие организма особенно в детском возрасте оказывают факторы окружающей среды [19, 30, 53, 55, 256], в условиях действия которых реализуется генетическая программа. Среди различных факторов, определяющих рост, развитие, здоровье человека наиболее важным представляется двигательная активность, являющаяся неотъемлемым компонентом взаимодействия организма со средой. Деятельность различных систем, совершенствование функций в растущим организме находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц [20, 22, 140].

Начиная с семилетнего возраста, заботу о физическом воспитании детей в значительной мере берет на себя школа. При этом для подавляющего болыыин-ства из них единственной организованной формой физического воспитания являются уроки физической культуры. Именно на уроках физической культуры должны закладываться основы культуры движений, развиваться двигательно-координационные способности, формироваться жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе навыки здорового образа жизни и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями [30, 32, 38, 43, 183].

Однако два урока физической культуры в неделю даже при использовании самых передовых технологий не дают школьнику необходимой физической нагрузки, не позволяют развивать в полной мере его двигательные способности, не формируют потребности к систематическим занятиям физической культурой [29, 31, 32, 38, 43, 171, 177, 189, 198]. У специалистов в области физического воспитания детей нет сомнений в необходимости увеличения количества уроков физической культуры в школе. Серьезным препятствием на пути решения этого вопроса, несомненно, являются слабость материально-технической ' базы большинства школ и нехватка учительских кадров. Но главное препятствие заключается, пожалуй, в отсутствии у многих руководителей органов образования и образовательных учреждений убежденности в том, что сохранение и укрепление здоровья школьников является приоритетной задачей школы. В исследованиях ученых в области физического воспитания мало работ по научно обоснованным рекомендациям относительно количества уроков физической культуры в недельном цикле занятий.

Состояние физического воспитания детей и их здоровье — важнейший показатель жизнеспособности страны при любой общественной формации. Данные многих ученых однозначно свидетельствуют о том, что в последние годы двигательная активность детей, особенно младшего школьного возраста, значительно снизилась[4, 10, 16, 26, 32, 38]. Хорошо известны и последствия этого все возрастающего дефицита движений [2, 6, 29, 59, 74, 82, 85, 92,159, 179, 234, 250], что подтверждается и нашими исследованиями.

Несмотря на наличие в специальной отечественной и зарубежной литературе значительного числа научно-методических публикаций, проблема физического воспитания детей особенно младшего школьного возраста, до конца не решена и нуждается в дальнейшем изучении [38, 43, 48, 65, 84, 127, 131, 142, 149, 152, 155, 157, 172, 180, 200, 209, 212, 219, 245, 251, 253, 268].

Изучение и осмысление проблемы оздоровления подрастающего поколения указывают на решение их только в государственном масштабе. Базой могут быть исследования специалистов различных профессий, работающих с детьми, результаты которых могут послужить основанием для коренной перестройки школьного воспитания в условиях 12 летнего обучения.

Многие ученые установили, что слабое внимание к развитию двигатель-но-координационных способностей у детей младшего школьного возраста приводит к заметному снижению этих способностей в более зрелом возрасте [26, 31, 43]. Два урока физической культуры в неделю не выполняет ни тактических, ни стратегических задач физического воспитания младшего школьника [38, 43].

В доступной нам литературе много работ, в которых изучаются особенности развития детского организма при хорошо обкатанных технологиях спортивной подготовки. В то же время недостаточно работ, предметом исследования в которых является влияние уроков физической культуры на органы и системы детского организма. До настоящего времени еще не создана стройная, научно обоснованная система формирования двигательных способностей у детей младшего школьного возраста в условиях современной школы. При этом реальность такова, что решение этого вопроса не терпит отлагательства [26, 65, 107, 112, 119, 131,141, 179, 183,216,245,260]. Школа — тот институт, через который проходит все население страны, и поэтому систематизированный учебно-воспитательный процесс является единственной возможностью формирования гармоничной личности.

Возникает значительное противоречие между требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать в современных условиях, что требует отменного здоровья, физических сил и волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, и низким уровнем физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Объектисследования — физическое и умственное воспитание школьников младшего возраста при различных объемах организованной двигательной активности.

Предмет исследования — процесс физического воспитания детей 8−10 летнего возраста на уроках физической культуры.

Цель исследования — оценить эффективность физического и умственного воспитания детей младшего школьного возраста при различном количестве уроков физической культуры в недельном цикле занятий.

Задачи исследования.

1. Изучить возрастную динамику двигательных способностей и функциональных показателей детей младшего школьного возраста при различном количестве уроков физической культуры в недельном цикле занятий.

2. Исследовать влияние организованной двигательной активности на уровень простудно инфекционных заболеваний детей.

3. Выявить взаимосвязь организованной двигательной активности учащихся с качеством успеваемости по общеобразовательным предметам.

4. Проанализировать отношение детей и их родителей к увеличению количества уроков физической культуры в недельном цикле.

5. Разработать и экспериментально апробировать учебную программу по предмету «Физическая культура» для учащихся 2−3 классов с объемом учебного времени 102, 136, 170 часов в год с преимущественным проведением уроков на открытых площадках.

Гипотеза. Предполагается, что оптимальное количество уроков физической культуры с преимущественным проведением их на открытых площадках окажет положительное влияние не только на совершенствование двигательно-координационных способностей детей, на развитие их навыков и умений, но и на показатели здоровья и качество учебы по общеобразовательным дисциплинам.

Методологическую основу исследования составляют принципы и положения теории функциональных систем (В.Г.Ананьев, П.К.Анохин), современной теории управления физическим воспитанием детей (В.К.Бальсевич, Л. В. Волков, Ю. И. Вавилов, В. И. Лях, А.П.Матвеев), системный подход к управлению движениями (Н.А.Бернштейн, В.Д.Дьячков).

Для решения поставленных в работе задач и проверки истинности выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, преобразующий педагогический эксперимент, педагогические тестирования, анкетирование, интервьюирование родителей, коллективные экспертные оценки, исследование физического развития, определение скорости потребления кислорода, хронорефлексометрия, изучение медицинской документации, математико-статистические методы отработки научных материалов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся младших классов средних школ № 10 и № 20 города Набережные Челны.

Исследование проводилось в несколько этапов :

На подготовительном этапе (1995;1996г.г.) решались следующие задачи:

• теоретический анализ задач и содержания программ физического воспитания детей младшего школьного возраста;

• изучение двигательных способностей и физиологических особенностей детского организма;

• определение методологического аппарата исследования: формулирование проблемы, цели, задач, гипотезы исследования;

• выбор адекватных методов исследования;

• разработка учебных программ для экспериментальных классов с увеличением количества уроков физической культуры в недельном цикле;

На первом (IX-X 1996 г.), втором (IV-V 1997 г.), третьем (IXX 1997 г.) и четвертом (IV-V 1998 г.) этапах решались следующие задачи:

• поэтапное исследование двигательных способностей детей;

• исследование кардиораспираторных возможностей младших школьников;

• исследование динамики физического развития;

• экспериментальная проверка и совершенствование программы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

На заключительном этапе (1998;2000г.г.) решались следующие задачи:

• экспериментальное обоснование эффективного развития двигательных способностей и функциональных показателей организма детей младшего школьного возраста;

• количественный и качественный анализ социально-педагогической эффективности эксперимента;

• систематизация результатов исследования и формирования их в форме основных научных положений, выводов, методических рекомендаций;

• оформление результатов исследования в виде диссертационной работы и автореферата.

Основные положения, выносимые на защиту:

• гармоничное развитие организма детей 8−10 летнего возраста достигается при 3-х уроках физической культуры в недельном цикле у девочек и при 4-х уроках — у мальчиков.

• пять уроков физической культуры в неделю для детей младшего возраста не являются чрезмерными;

• при 3-х, 4-х и 5-ти уроках на открытых площадках обеспечивается успешное решение задач оздоровления и закаливания детского организма, улучшаются функции ЦНС, что обеспечивает повышение качество знаний. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: экспериментально определено оптимальное количество уроков физической культуры в недельном цикле для детей 8−10-летнего возраста, обеспечивающее улучшение двигательно-координационных способностей, здоровья и успеваемости по общеобразовательным предметам;

— оценена способность детей к динамическому равновесию на скользящей опоре;

— выявлено особое отношение детей экспериментальных классов и их родителей к уроку физической культуры;

— установлено, что прыжок в длину с разбега является объективным показателем оценки координационных способностей младших школьников;

— определено влияние различного количества уроков физической культуры на скрытый период двигательной реакции, которая является информативным показателем функционального состояния нервной системы и ее работоспособности.

Теоретическая значимость. Показан высокий развивающий и оздоровительный потенциал оптимального количества уроков физической культуры в процессе физического воспитания младших школьников. Исследовано влияние различного количества уроков на весь спектр двигательных способностей детей в современных социально-экологических условиях. Выявлены функциональные сдвиги в основных системах организма школьников 8−10-летнего возраста. Доказано, что два урока физической культуры в неделю не способны компенсировать дефицит активной мышечной деятельности и не способствуют совершенствованию физических качеств, а лишь поддерживают их невысокий уровень. Определено, что под воздействием трех и более уроков физической культуры в недельном цикле показатели функциональной зрелости центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата приближаются к уровню взрослых, что находит свое отражение в соответствующих изменениях характеристик произвольного внимания, которые оказывают существенное влияние на качество учебы по общеобразовательным дисциплинам.

Практическая значимость исследования выражается в следующем: • разработана и экспериментально апробирована авторская учебная программа по предмету «Физическая культура» для учащихся младших классов с объемом учебного времени 102,136,170 часов в год;

• составлены методические указания к особенностям планирования, организации и проведения уроков физической культуры в младших классах с преимущественным использованием открытых площадок;

• доказана возможность и эффективность круглогодичного проведения уроков физической культуры на открытых площадках для совершенствования двигательно-координационных способностей и улучшение здоровья детей, а также выявлено неспецифическое, положительное влияние на качество успеваемости по общеобразовательным предметам;

• выявлено положительное отношение детей из экспериментальных классов и их родителей к увеличению объема уроков физической культуры в недельном цикле.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, репрезентабельностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с помощью компьютера.

Апробация исследования. Результаты работы, выполненные по теме диссертации докладывались на научно-практических международных и всероссийских конференциях посвященных проблемам роли физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи в 1997;2000 г. г., в г. Смоленске, в г. Казани и г. Набережные Челны.

Опубликовано 11 научных работ по теме исследования в различных научных сборниках и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, выводов, библиографического списка из 286 наименований, из них 19 — иностранных, и 4 приложений. Работа изложена на 176 страницах. Приводится 17 рисунков и 23 таблицы. Внедрение результатов исследования в практику работы подтверждено 2 актами.

Выводы.

1. а) Установлено, что увеличение количества уроков физической культуры в недельном цикле существенно сказывается на улучшении показателей жизненной емкости легких, частоты сердечных сокращений, скорости потребления кислорода, жизненного индекса, экскурсии грудной клетки. Достоверные изменения (Р < 0.05) выявлены при 3-х и более уроках в неделю. Способность задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге) имеет достоверные различия лишь при 4-х и 5-ти уроках в неделю. б) показатель быстроты простой двигательной реакции на звук в экспериментальных классах составил 174,3 + 3,8 мсек у мальчиков и 181,9 ±4,6 мсек у девочек, что значительно выше (Р<0,01), чем в контрольных классах (214,9 + 4,2 мсек и 228,3 + 6,0 мсек соответственно). Показатель быстроты простой двигательной реакции на движущийся объект по своей динамике не отличается от реакции на звук и за период исследования плавно улучшился (Р < 0.05) в контрольных классах и резко возрос (Р < 0.001) в экспериментальных % классах.

Показатель частоты движений в экспериментальных классах выше (Р < 0.05), чем в контрольных классах.

Скорость целостного двигательного действия, выявленная по результатам в беге на 30 м, составила у девочек контрольных классов 6.19 + 0.06, у мальчиков — 5,97 ± 0.09 сек, что соответствует среднему уровню физической подготовленности по В. И. Ляху (1998г.). Результаты экспериментальных классов значительно (Р < 0.05) выше: показатели у девочек классов Э-3 и Э-4 -5.61 + 0.10 секунды, а Э-5 — 5.40 + 0.08 сек, показатели мальчиков классов Э-3 — 5.56. ± 0.08 сек., Э-4 5.57 ± 0.7 сек., Э-5 — 5.26 ± 0.08 сек. Наибольший прирост в беге на 30 м у девочек всех классов отмечен в возрасте 8−9 лет, у мальчиков 910 лет. в) Показатели координационных способностей к перестроению двигательных действий в челночном беге 4×9.14 м с переноской брусков у детей классов Э-3 и Э-4 достоверно (р<0.05) выше показателей детей контрольных классов, а показатели детей класса Э-5 достоверно (р<0.05) выше показателей других экспериментальных классов. Подобная динамика прироста результатов выявлена и в прыжках в длину с разбега.

Показатели координационных способностей к пространственной ориентировке в экспериментальных классах на 25−60% выше, чем в контрольных классах.

Динамическое равновесие на скользящей опоре (лыжах) не связано с другими координационными способностями, что ставит данную способность в особый ряд координационных способностей. г) В показателях становой силы, кистевой динамометрии, подтягивание на высокой перекладине у мальчиков достоверные отличия по сравнению с контрольными классами начинают проявляться лишь при 5-ти уроках. В показателях силовой выносливости и взрывной силы прослеживается четкая связь с количеством уроков в недельном цикле занятий. д) Уровень общей выносливости в 6 мин. беге по методу К. Купера коррелирует с количеством уроков физической культуры в недельном цикле. Показатели контрольных классов соответствуют среднему уровню физической подготовленности, показатели экспериментальных классов Э-3 и Э-4 -высокому уровню, показатели мальчиков Э-5 — высокому уровню для возраста 12 лет, а результаты девочек Э-5 — высокому уровню для девушек 16−17 лет.

Относительные показатели скоростной выносливости в экспериментальных классах по запасу скорости и индексу выносливости в 1,5 — 2 раза превысили показатели контрольных классов. Наибольший прирост результатов у девочек всех классов отмечен в возрасте 8−9 лет, у мальчиков в 910 лет.

2.Проведение уроков физической культуры на открытых площадках позволило снизить количество учебных дней, пропущенных по причине простудно-инфекционных заболеваний в течение года. Наименьшее количество пропусков на одного ученика зарегистрировано в классе Э-5 — 2.74 дня, наибольшее количество пропусков отмечено в контрольных классах — 6.77 дня, классы Э-3 и Э-4 занимают промежуточное положение, пропущено соответственно 3.94 и 3.15 дня на одного ученика.

3.Оптимальное увеличение количества уроков физической культуры позволило повысить успеваемость в экспериментальных классах по общеобразовательным предметам по сравнению с контрольными классами на 2.83%, 12.08%, 19.01%, т. е. в полном соответствии с количеством уроков физической культуры в недельном цикле.

4. Все дети экспериментальных классов и их родители высказались за 3−6 уроков физической культуры в недельном цикле, 81,2% родителей согласны сами оплачивать дополнительные уроки физической культуры.

В контрольных классах 18,3% детей и 27,3% родителей удовлетворены 2-мя уроками в неделю, но 36,5% родителей согласны на дополнительные расходы на оплату уроков.

5. Разработана учебная программа по предмету «Физическая культура» для учащихся 2−3 классов с объемом учебного времени 102, 136, 170 часов в год. Программа рассчитана на преимущественное проведение уроков на открытой площадке в течение всего учебного года. Она апробирована и получила положительную оценку со стороны администрации школы педагогического коллектива и родителей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к планированию, методики проведения и организации уроков физической культуры с преимущественным использованием открытых площадок.

Планирование учебного материала.

Весь учебный материал, предусмотренный программой, внесен в годовой поурочно-тематический план. План выполняется по традиционной схеме, что позволяет нам заранее готовиться к предстоящим урокам и видеть перспективу, вносить поправки и коррективы в конспекты уроков. Выполнение программы I четверти не представляет трудностей, поскольку погода сентября-октября позволяет проводить уроки на школьной площадке. Подвижные игры, гимнастические упражнения, упражнения легкой атлетики составляют основное содержание этих уроков. Каскад гимнастических стенок, перекладин, брусьев, вкопанных автомобильных шин позволяет выполнять в полном объеме задачи лазаний, прыжков, перелезаний, упражнений в равновесии, висах и упоре. Полностью выполняется программа по развитию двигательно-координационных способностей, предусмотренных программой.

Начало II четверти отличается сыростью и прохладной погодой, что находит отражение в планировании. Уменьшается количество гимнастических упражнений и подвижных игр с лазанием, перелезанием, метаниями, но увеличивается объем подвижных игр с бегом, ходьбой и ОРУ. В начале декабря в нашей климатической зоне обычно устанавливается снежный покров, а мягкая погода позволяет проводить полноценную работу по обучению основам лыжной подготовки, что и отражается в планировании. Однако уроки физической культуры не следует ограничивать лыжной подготовкой, количество уроков лыжной подготовки не должно превышать трех в неделю. Любое однообразие, особенно в начальных классах, не принесет максимального эффекта. Часть уроков (при 4−5 уроках в неделю) отводится на овладение подвижными играми, на бег, ходьбу, ОР и специальные имитационные упражнения, метания (при плюсовой погоде).

Начало III четверти в нашей климатической зоне, как правило, отличается достаточно устойчивыми морозами от минус 18 градусов и ниже. Продолжительность таких морозов 2−4 недели. Учитывая температурный режим и предварительную договоренность с коллегами, работающими в старших классах, необходимо первые 4 учебные недели планировать на занятия в зале. На это время планируется строевая подготовка, спортивно-игровые упражнения, акробатические упражнения. Изучение этих разделов в зале позволяет полностью освоить учебный программный материал. В классах с 4 и 5 уроками физической культуры в неделю часть занятий в начале III четверти можно проводить и на открытой площадке. При таком количестве уроков у преподавателя появляется возможность варьировать в планировании и проведении занятий, но главная задача этого периодаизучение того материала, который эффективнее осваивать в зале.

Со второй недели февраля все занятия переносятся на открытые площадки. В программе занятий снова превалируют лыжная подготовка и подвижные игры с элементами бега, прыжков, метаний. При планировании лыжной подготовки не следует увлекаться прохождением длительных (более 1,5 км) отрезков, это задание дети могут выполнить и вне уроков. Главное внимание должно отводиться на изучение и совершенствование равновесия на скользящей опоре. Наиболее подходящими упражнениями для выполнения этой задачи являются спуски со склонов в различных стойках с поворотами в движении вправо и влево, спуски с различными заданиями, скольжение по лыжне в равновесии: поочередно на двух лыжах и на одной (самокат), отталкиваясь ногой без лыж и т. д.

Основное внимание в III четверти, как и во II четверти, следует уделять воспитанию быстроты, координационных способностей равновесию на скользящей опоре. По мнению ряда авторов [17, 84, 97, 151, 174] этот возраст наиболее благоприятен для овладения техникой лыжного спорта, в старших классах то же самое осваивается с заметным трудом. Уделять много внимания развитию общей выносливости, по нашему мнению, нецелесообразно. Возраст 8−10 лет является благоприятным для развития всего спектра физических качеств, но упускать время для воспитания быстроты, координационных способностей., гибкости не следует, т.к. упущенное время для совершенствования перечисленных качеств трудно наверстать в старших классах. Общая выносливость повышается у детей этого возраста и в результате суммарного эффекта комплексных нагрузок, направленных на развитие других качеств.

В первую половину IV четверти (апрель) следует проводить уроки плавания, начиная со 2-го класса. Наиболее целесообразно планировать 3 урока в неделю на уроки плавания, а остальные уроки, при 4-х и 5-ти уроках физической культуры проводить на открытой площадке. В мае все уроки проводятся на воздухе и основное внимание следует уделить легкой атлетике: ходьбе, бегу, метаниям, прыжкам в длину и в высоту. Наиболее рационально все задания, по возможности, проводить в игровой форме.

Методика проведения занятий на открытой площадке.

Вариантов проведения занятий на открытой площадке значительно больше, чем в зале. Значительные площади школьного стадиона и близлежащих площадок позволяют расширить программу подвижных игр и различных эстафет, позволяют уйти от однообразия школьной обстановки и как следствие повысить эффективность уроков.

Особое внимание при занятиях на открытых площадках следует уделить вводно-подготовительной части урока. В отличие от занятий в помещениях, преподаватель, в зависимости от погодных условий, на месте оценивает длительность и содержание организационной части урока. При неблагоприятных метеоусловиях вводная часть урока проводится по укороченному варианту. Однако выполнить команду: «Равняйсь!», «Смирно!» и поздороваться с детьми необходимо всегда. Подготовительная часть урока, при низкой температуре воздуха проводится по времени дольше на 25−30% по сравнению с общепринятой, но с интенсивностью не выше средней — на пульсе 130−160 уд/мин. В подготовительную часть урока входит сочетание медленного бега и ходьба с выполнением ОРУ в движении. Бег необходимо разнообразить приставными шагами, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий, спиной вперед, змейкой между вкопанными автомобильными шинами, серпантином, с преодолением препятствий и т. д. Ходьбу также необходимо разнообразить: спортивная, на носках, на пятках, спиной вперед, в полуприседе, в приседе, с различным положением рук.

Во вторую половину подготовительной части урока можно включить прыжки обычные, соскоки, подбивные прыжки, через шаг и т. д. В конце подготовительной части урока следует выполнить несколько упражнений на гибкость, осанку и расслабление. По мере подготовленности детей, что особенно заметно в экспериментальных классах, объем ходьбы уменьшается, а объем бега в подготовительной части урока увеличивается при сохранении той же интенсивности.

Одним из эффективных средств воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста, помимо подвижных игр, является преодоление полосы препятствий, которая имеется на спортивной площадке любой школы, при ее отсутствии можно использовать снаряды гимнастического городка: лестницы, рукоходы, гимнастические стенки, брусья, перекладины, бревна. Комбинируя различные варианты преодоления препятствий, способы их преодоления, изменяя направление движения, способы передвижения, меняя длину отрезков преподаватель легко может варьировать нагрузку на уроках и постепенно усложнять задания. Преодолевать препятствия можно поточным методом при интенсивности средней и умеренной, при этом будут развиваться координационные способности и общая выносливость. Для развития быстроты и координационных способеностей следует применять повторный метод, лучше всего в виде эстафет на отрезках 2535 м. Интервал отдыха между отрезками должен составлять не менее 1.5−2 мин. Количество отрезков на первых уроках не должно превышать 3-х, в дальнейшем можно доводить до 5−6-ти. Для развития быстроты эффективны следующие игры: «День и ночь», «Салки», «Дай руки», «Встречная эстафета», «Цунами» и др. Время максимального бега не должно превышать 5−12 сек, более длительные отрезки приводят к накоплению продуктов анаэробного обмена, значительному кислородному долгу, который плохо переносится детьми, особенно имеющими 2 урока физической культуры в недельном расписании.

Отличным средством для развития быстроты и выносливости является сочетание кратковременных нагрузок высокой интенсивности (175 уд/мин и выше) с малоинтенсивным бегом, что способствует не только комплексному развитию физических качеств, но и обеспечивает оздоровительный эффект, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным фактам внешней среды [228].

Наиболее подходящие игры для решения этих задач: «Караси и щуки», «Охота на лис». Преподаватель может сам или вместе с детьми придумывать новые игры. Игры должны вести к развитию способностей детей, поэтому необходимо использовать не только старые, но и новые игры. Перед учителем стоит задача помочь школьнику научиться конкретным двигательным действиям на уровне активного сознания, формировать у детей мотивы к выполнению задач игры. Подвижные игры приносят пользу только при правильной организации занятий с учетом физической подготовленности детей, их возраста, соблюдения правил игры. Необходимо объяснять детям о двигательных способностях, которые развивают подвижные игры. Конечно, при проведении игры трудно дозировать нагрузку и невозможно предвидеть действия каждого ученика, поэтому следует периодически останавливать игру для ее разбора, подведения итогов или менять игру. Игры с бегом и прыжками не должны быть длительными, однако применение пауз может продлить игру.

Можно весь урок провести как игру. Например, учитель объявляет: «Сегодня у нас урока не будет! Мы сегодня являемся матросами. флота Наша задача подготовиться к боевым действиям. Начнем утро с зарядки на палубе корабля» «и показать рукой на спортивную площадку и гимнастические снаряды. Сначала матросы обегают палубу, (школьный стадион), потом лезут на реи (гимнастические стенки), перелезают через них, мальчики сверху, девочки через середину, потом все вместе делают «зарядку», «метают гранаты» (мячи), идут в атаку (бег на отрезках), прыгают в длину, в глубину, соскоки с вкопанных в землю шин с поворотом на 180, 360 градусов, кросс с преодолением полосы препятствий. Затем учитель говорит: «Поступила телеграмма. Мы должны принять участие в концерте флота. Наша задача приготовить танец «Летка-енка» и в заключение, можно в конце урока, провести «строевой смотр», изучить перестроения, повороты. Вместо «матросов» дети могут быть «космонавтами», «пожарными», «десантниками», «пограничниками», «садоводами», «спортсменами», «студентами», «спасателями» и т. д.: в заключение таких уроков важно сделать подведение итогов и похвалить детей, отметив, что они отлично справились с поставленной задачей и, случись что на самом деле, они не подведут.

Особенности организации.

Для успешного решения задач, поставленных перед уроками физической культуры, проводимых круглогодично на открытых площадках, необходимо выполнить несколько простых, но необходимых в организационном плане условий.

Условие первое. Убежденность самого учителя в необходимости решительно отказаться от «парниковой» (в коридорах, рекреациях, приспособленных помещениях) физической культуры. Личная убежденность в том, что круглогодичные занятия на открытых площадках — реальная и эффективная форма физического воспитания детей младших классов. При недостатке спортивных залов, когда в зале одновременно занимаются по 2−3 класса, такая форма физического воспитания просто необходима. Своей профессиональной компетентностью учитель должен убедить, защитить и доказать преимущества занятий на открытой площадке и добиться поддержки администрации школы и понимания педагогического коллектива, коллег по профессии.

Условие второе. Обязательный диалог с родителями детей начальных классов, в результате которого родители становятся сторонниками «закаливающей» физической культуры. В нашем эксперименте не все родители были согласны с круглогодичными занятиями на открытых площадках. Многие родители были убеждены, что у детей слабое здоровье и они не выдерживают осенней и весенней слякоти. Во второй год эксперимента никто из родителей уже не сомневался в пользе «закаливающей» физической культуры.

Условие третье. Требования к одежде и обуви детей на уроках физической культуры в условиях открытых площадок. Эффективность урока во многом зависит от одежды и обуви школьников. Правильно подобранная одежда и обувь расширяют границы приспособляемости организма к различным условиям внешней среды (дождь, снег, ветер, зной). Особенно это касается холодного времени года. Например, при низкой температуре воздуха и ветре поверх спортивного костюма одевается ветрозащитная куртка, а наличие шерстяной шапочки является обязательным. Занятия в пальто или в шубе на уроке физической культуры даже в мороз категорически запрещается, поскольку перегревание может привести к простуде. Основное гигиеническое требование к обуви: полное соответствие особенностям строения стопы, низкий каблук, нескользящая на снегу подошва. Данным требованиям удовлетворяют многие модели зимних кроссовок. О требованиях к одежде и обуви детей необходимо подробно рассказать на родительском собрании в начале учебного года и уточнить их в начале II четверти. Дети и родители детей, занимающихся в экспериментальных классах, достаточно быстро усваивают требование к одежде и обуви. В контрольных же классах дети гораздо чаще являются на урок не в соответствующей одежде и обуви (забывают приготовить).

Условие четвертое. Необходимо совместно с классными учителями, организовать своевременное переодевание и переобувание детей перед уроком. Переодевание проводится в классе, а переобуться следует у выхода из школы на скамейках для переобувания обуви. Вторую обувь, уложенную в пакеты, закрыть в ящик для обуви. После урока на открытой площадке дети снова переобуваются во вторую обувь, а спортивную обувь укладывают в пакеты и уносят в класс. При такой организации грязь с улицы не разносится по школе, что имеет значение для санитарного состояния помещения. Следует отметить, что в теплую погоду детям разрешается выходить на спортивную площадку до звонка, в холодную же погоду — вместе с учителем.

Особо следует остановиться на организации уроков по лыжной подготовке, от которой зависит эффективность учебного процесса. Переодевшись в классе, дети дружно выходят в спортивный зал, расположенный на первом этаже школы. В углу спортивного зада вдоль одной из стен разложены пронумерованные лыжи на мягком креплении с резиновым пяточным ремнем, что позволяет ученикам быстро надеть и снять лыжи. Резиновые крепления доступны и удобны для учеников младших классов. В качестве петли мы используем передаточные ремни от шкива, шириной 50−60 мм. Петли делаем разного размера, что позволяет каждому школьнику подобрать петлю по размеру своей обуви. Длина лыж от 150 до 180 см. Постоянно готовим к сезону 60−70 пар лыж, что позволяет подобрать лыжи и крепления каждому. На первом занятии на подбор лыж и креплений уходит 5−7 минут, на последующих уроках каждый ученик знает номер своих лыж и сразу, входя в зал, забирает свои лыжи и становится с ними в строй на резиновой дорожке в спортивном зале.

Начинается урок с расчета, рапорта и выполнения строевых команд согласно общепринятым требованиям, что дети делают с явным удовольствием. Ставятся задачи урока и ученики вслед за преподавателем выходят из зала на улицу через запасной выход. Расстояние от выхода до начала учебной лыжни составляет 50−60 м. Лыжные палки на уроках в начальных классах не используем. При температуре воздуха ниже 10 градусов необходимо выполнить легкий бег на пульсе 120−140 уд/мин обычный и на носках, выполнить серию прыжков и многоскоков, что резко усилит кровоснабжение ступней ног и предотвратит замерзание ног. При необходимости такие пробежки и ОРУ можно выполнить и в основной части урока. На учебной площадке необходимо иметь не одну лыжню, а 2−3, наиболее подготовленные дети передвигаются по внешнему кольцу, а менее подготовленные — по внутреннему. Лыжня преподавателя проходит посередине площадки или сбоку. Учебные склоны должны иметь несколько параллельных участков для спусков и подъемов и не должны быть сложными.

Следует отметить, что главным условием деятельности учителя физической культуры считается организаторская, конструктивная и коммуникативная деятельность. Конструктивная деятельность учителя принесет положительные результаты лишь в сочетании с организаторской деятельностью, задача которой индивидуально воздействовать на ученика. Дети начальных классов очень доверчивы и общительны, тонко чувствуют настроение учителя, ловят взгляды и внимание учителя. Умение использовать эти моменты для контакта с учащимися является тонкостью педагогического мастерства учителя. Опытный учитель находит положительные качества в личности каждого ученика, использует их для вовлечения его в деятельность с повышением требований по мере обучения, до поры не замечает недостатков ребенка. При неудачах поддерживает детей, выражает сочувствие, переживает вместе с ним. Молодой учитель овладевает этим умением постепенно и поэтому, по нашему мнению, с начальными классами должны работать наиболее опытные учителя, которые способны не только к организации групповой деятельности детей, но и владеют умением включать ученика в активную деятельность, что особенно важно при формировании личности младшего школьника.

Опытный учитель для контакта с учеником находит много возможностей: просьба, улыбка, жест, удивление, кивок, взгляд и т. д. Каждый ученик уверен, что его замечают, ему верят. Это активизирует деятельность детей, они стараются выполнить все задания учителя и не подвести его. При таком подходе к воспитанию детей цель предмета «Физическая культура» и задачи предмета будут решаться наиболее эффективно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов / Дис. .канд. биол. наук. — Казань, 1971. — 168 с.
  2. Р.А. Движение и развивающееся сердце. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 90 с.
  3. Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Автореф. дис. .док. биол. наук. -Казань, 1986.-45 с.
  4. Н.Г. Дел хватит всем // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1988. -№ 7. — С.6−10.
  5. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. Хрипковой А. Г., Антроповой В. В. М.: Педагогика, 1982. — 167 с.
  6. Адо А. Д. Экология человека и проблема опосредования биологического социальным // Вопросы философии, 1977. № 1.- С.70−79.
  7. Л.А., Ситдиков Ф. Г. Возможные механизмы брадикардии тренированности // Механизмы адаптивных реакций организма к физическим и умственным нагрузкам. Казань, 1982. — С. 13−23.
  8. A.M., Ферулев Н. И. Для развития физических качеств // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1989. — № 3. — С.48−50.
  9. В.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.- 22 с.
  10. И.Г., Тупицын И. О. Валеологические аспекты сохранения здоровья у школьников // Материалы региональной научно-методической конференции. Наб. Челны, 1997. — С.9−10.
  11. П.Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 166 с.
  12. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971. 143 с.
  13. З.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. АМН СССР. — М.: Медицина, 1975.-447 с.
  14. М.Г. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1974. 135 с.
  15. М.Г. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. — 336 с.
  16. М.В. и др. Здоровье школьников: результаты лангитюдного исследования // Педагогика, 1995. № 2. — С.26−31.
  17. А. Опыт подготовки юных лыжников в Германии. // Лыжный спорт. Сб. статей. Вып. 1. М.: ФиС, 1983. — С.53−55.
  18. В.А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Казань, 1985.-22 с.
  19. И.А. Очерк по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  20. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  21. Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 22 с.
  22. А.Ф., Солоха Л. К. Некоторые предпосылки к обоснованию типологии процесса физического воспитания // ТиПФК. № 9. — М.: ФиС, 1990. — С.20−23.
  23. .А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  24. Н.А. Лыжный спорт / Учебное пособие для студентов факультета заочного обучения институтов физкультуры. Великие Луки, 1999. — 88 с.
  25. А.Б. Путь к ежедневным урокам физической культуры в школе // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1998. — № 5. — С.62.
  26. JI.H. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьниц // Развитие двигательных способностей уц детей (тезисы симпозиума). М., 1976. — С.9−10.
  27. С.А. Возбудимость дыхательных центров у детей и взрослых // Материалы VI научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биомеханики. М., 1963. — С.260−262.
  28. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1982. 221 с.
  29. В.К. Ваши дети. М.: ФиС, 1985. — 157 с.
  30. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-208 с.
  31. Е.Н. Белорусский эксперимент // Физ.культ. в школе. — М.:
  32. Педагогика, 1990. № 3. — С.6−7.р 33. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. — 288 с.
  33. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1966. -495 с.
  34. Х.А. Влияние ежедневной продолжительной ходьбы на функцию сердечно-сосудистой системы и умственную работоспособность. Дис. .канд. биол. наук. Казань, 1973. — 142 с.
  35. Биологическая кибернетика / Под ред. Когана А. В. М.: Высшая школа, 1972.-384 с.
  36. JI.B. Физическое воспитание в элементарной школе США: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1987 — 20 с. щ 38. Бойко А. Ф. Все не так просто // Физ.культ. в школе. М.: Педагогика, 1990.- № 9. с.3−9.
  37. Большая советская энциклопедия. Т.24. М.: Советская энциклопедия, 1976.- 1805 с.
  38. Большая советская энциклопедия. Т.П. М.: Советская энциклопедия, 1973.- 1805 с.
  39. Е.Я. Проблемы теории нормативных основ советской системы физического воспитания // ТиПФК. № 1. — М.: ФиС, 1969. — С. 5053.
  40. И.С. Произвольное управление дыханием у человека. Д., 1975. — 180 с.
  41. Ю.И. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // ТиПФК. № 10. — М.: ФиС, 1990. — С.2−9.
  42. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  43. С.М. Книга тренера. -М: ФиС, 1971. -310 с.
  44. Ю.С. Деятельность сердца и состояние симпато-адреноловой системы у мальчиков, занимающихся спортом: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1986. — 21 с.
  45. И.В. Влияние резко усиленной двигательной активности на регуляцию функции сердца растущего организма. Дис. .канд. биол. наук. — Казань, 1995.- 130 с.
  46. JI.K. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Новосибирск, 1993.-168 с.
  47. М.М. Канцерогенные риски и антиканцерогенез. М.: Медицина, 1993.- 126 с.
  48. Э.С. Развитие моторики у детей дошкольного и школьного возраста // ТиПФК. № 2. — М.: ФиС, 1972. — С.46−49.
  49. JI.H. Возрастные особенности реакций кардиораспираторной системы у младших школьников при возбуждении вестибулярной сенсорной системы: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Казань, 1990. — 19 с.
  50. В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего школьного и среднего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1971. — 22 с.
  51. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом ф /Под ред. Семкина А. А. Минск: Высшая школа, 1969. — 46 с.
  52. В.М., Кузнецов П. П. Искусственный кислородный дефицит при работе и функция кровообращения // В кн.: Физиологическое обоснование тренировки. Сб. трудов институтов физической культуры. -М.: ФиС, 1969. -С.81 -85.
  53. JI.B. Физическое воспитание учащихся. Киев: Рад. школа, 1998. -184 с.
  54. Н.И. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. Л.: ЛКВВИА, 1960. — 169 с.
  55. Н.И. Энергетических обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф. дис. .канд. биол.1. Ш наук. М., 1969. — 57 с.
  56. А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерк по физиологии и спортивной тренировке. М.: ФиС, 1977. — 255 с.
  57. А.Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: ФиС, 1966. — 254 с.
  58. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1980.- 136 с.
  59. Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе.- М.: Просвещение, 1976. 127 с.
  60. С.С., Возюк С. А. Динамика наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом / Вф кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. М.: ФиС, 1966. — С.38−56.
  61. В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка.- М.: РГАФК. -№ 3−4.- М.: РГАФК, 1999. С.2−26.
  62. А.А. Физическое воспитание в критические периоды развития // ТиПФК. № 7. — М.: ФиС, 1997. — С.37−39.
  63. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис. .докт. пед. наук. Минск — Челябинск, 1978. — 285 с.
  64. А.А. Темп роста физических способностей как критерийотбора юных спортсменов // ТиПФК, № 9. М.: ФиС, 1979. — С.28−31.0 69. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника. Челябинск, 1980. 180 с.
  65. А.А., Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в школе. Минск: Полымя, 1988.-94 с.
  66. А.А. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом: Автореф. дис. .докт. биол. наук. М., 1973. — 51 с.
  67. М.О., Озерецкий Н. А. Психомоторика. М., 1930, Т.1−159 е., Т.2 -172 с.
  68. Ю.К. Влияние физических нагрузок и физическойф подготовленности на профессиональную деятельность, связанную сбыстротой и точностью движений: Автореф., дис. канд.пед.наук Л.: 1963. -22с.
  69. М.П. От колыбели до школы и далее. Минск: Беларусь, 1993. -678 с.
  70. Динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возраста / Авт. кол.: А. М. Шлемин, С. А. Баранцев, Г. В. Береуцкий, И. Н. Смоляк, Рос. акад. образования. Инст. возрастной физиологии. М.: РАО, 1993. — 39 с.
  71. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младшего и среднего возраста / Сост. Т. В. Петровска. Киев, 1989. — 20 с.
  72. И.Н. Планирование содержания уроков физической культуры в I -XI классах // Физ.культ. в школе. М.: Педагогика, 1997. — № 4. С.2−27.
  73. И.О., Джораев Б. Д. В группе продленного дня //Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1989. — № 8. — С.52−54.
  74. C.JI., Пирогова А. Е. и др. Большая система комплексного врачебно-педагогического контроля (КОНТЭКС-Г) при занятиях массовыми формами физической культуры // ТиПФК. № 5. — М.: ФиС, 1978. — С.49−52.
  75. Л.Ф. Изменение функции равновесия школьников разного пола и возраста // Развитие двигательных способностей у детей разного пола и возраста. М., 1976. — С.56.
  76. А.А. Структура учебной программы физического воспитания младших школьников с акцентированием оздоровительной направленности легкоатлетических упражнений: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. 22 с.
  77. Л.Б., Столярж А. Б. Физическое воспитание в зарубежных школах // ТиПФК. -№ 1.-М.: ФиС, 1991. С.62−63.
  78. Ю.С. Что нового в школах Латвии // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1989. — № 7. — С.5−6.
  79. В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики физического воспитания. М.: ФиС, 1966. — 199 с.
  80. В.М., Сергиенко Л. П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // ТиПФК. № 6. — М.: ФиС, 1975. -С.22−29.
  81. В.М. Биомеханика: Учебник для институтов физкультуры. М., 1979. — С.91−119.
  82. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: ФиС, 1956. — 204 с.
  83. Ц 90. Ильин Е. П. Одаренность, способность, качество синонимы или разныепонятия? // ТиПФК. № 9. — М.: ФиС, 1981.- С.48−51.
  84. И.Б. Деятельность сердца детей 8−10 лет в условиях загазованного атмосферного воздуха и мышечных тренировок. Дис. .канд. биол. наук. Казань, 1996. — 154 с.
  85. Особенности управления движениями у школьниц (7−17 лет) // Пути управления технической подготовкой спортсменов. Омск, 1980. — С.8−10.
  86. Ф.Г. Исследование возрастных изменений силы различных групп мышц у мальчиков школьного возраста и ее развитие у юных легкоатлетов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965. — 16 с.
  87. Ф.Г. Статистическая корреляция между силой различных ф мышечных групп у мальчиков школьного возраста, не занимающихсяспортом, и у юных спортсменов // Вопросы юношеского спорта: ФиС, 1967. С.129−139.
  88. Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рациональной силовой подготовки в школьном возрасте. Дис. .докт. пед. наук. Ереван, 1975. — 308 с.
  89. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. — 188 с.
  90. Л.А. Экоспорт // ТиПФК. № 10. — М.: ФиС, 1998. — С.51 -55.
  91. Л.Р. Состояние сердечно-сосудистой системы подростков в зависимости от интенсивности их физического развития и полового созревания // Советская медицина. № 9. — М., 1968. — С.51−57.
  92. Л.Р. Двигательный режим и здоровье школьника. М., 1977. — 26 с.
  93. Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности:ф Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1997. — 21 с.
  94. В.М. Методика физического воспитания. Учебное пособие для учащихся школьных педагогических училищ. М.: Просвещение, 1972. — 320 с.
  95. В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
  96. В.П. О развитии быстроты, силы и их взаимодействии у мальчиков в возрасте 8−17 лет // Материалы к I Поволжской конференции, посвященной 50-лет. Великой Окт. соц. рев. Саратов, 1967. — С.97−101.
  97. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. М.: Педагогика, 1992. -52 с.
  98. Е.А. Валеология как важнейшее условие оздоровления общества // Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи. Смоленск, 1998. — С.99−100.
  99. А.В. О влиянии радиации на здоровье людей, ведущих здоровый образ жизни // Тезисы всесоюзной научно-практической конференции. М., 1990. — С.27.
  100. А.В., Шкурдова В. А., Яковлев Н. Н., Яковлева Е. С. Физическая культура людей разного возраста. М.: ФиС, 1962. — 354 с.
  101. А.В. Материалы к вопросу о физиологическом обосновании тренировки частоты движений: Автореф. дис. .канд. биол. наук.- Л., 1953. -24 с.
  102. А.В. О значении спортивной тренировки в развитии и сохранении скорости движения в онтогенезе. Труды XII юбилейной международной конференции. М., 1959. — С.526.
  103. А.Н. О беге почти все. М.: ФиС, 1986. — 64 с.
  104. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970. — 269 с.
  105. З.П., Гридина Л. И. Проба Генга как метод функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста // Педиатрия. № 9. — М.: Медицина, 1937. — С.35−40.
  106. А.И. Исследование способности управлять своими функциями у детей 6−7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности // Пути управления технической подготовкой спортсменов. Омск: Омский гос. ин-т физ.культ., 1980. — С.14−17.
  107. Ф 116. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.:1. ФиС, 1951.-532 с.
  108. З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1975. -№ 1. — С.7−9.I
  109. В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества // Физическая культура: воспитание, щ образование, тренировка. М.: РГАФК, 1998. — № 2. — С.2−5.
  110. С.И. Взаимодействие некоторых показателей кровообращения, дыхания и двигательной функции организма при интенсивной мышечной деятельности спортсмена: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Иваново, 1964. -27 с.
  111. М.В. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в зоне промышленного загрязнения. Дис. .канд. пед. наук. — М.: РГАФК, 1997.- 145 с.
  112. П.Ф. Наследственность // Русское богатство, 1889. № 11. — С. 102−106.ф 123. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-396 с.
  113. С.П., Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. Пособие для врачей. М.: ФиС, 1962. — 399 с.
  114. Н.И., Смирнов Ю. И., Пимонов А. И. и др. Значимость физических качеств // Лыжный спорт. Вып 1: сб. статей. М.: ФиС, 1977. -С.25−28.
  115. Лях В. И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.-159 с.
  116. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. На переднем крае // Физ. культ в школе. М.: Педагогика, 1990. — № 9. — С.2−6.
  117. Лях В. И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах Западной Европы // ТиПФК. № 5−6. — М.: ФиС, 1995. — С.55−59.
  118. Лях В. И. Силовые способности школьников // Физ. культ в школе. М.: Педагогика, 1997. — № 1. — С.6−13.
  119. Лях В. И. Скоростные способности школьников // Физ. культ, в школе. -М.: Просвещение, 1997. № 3. — С.2−8.
  120. Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // ТиПФК. № 9. — М.: ФиС, 1998. — С.49−52.
  121. Лях В. И. Выносливость: основы измерения и методика развития // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1998. — № 11, — С.2−8.
  122. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ДОО ACT, 1998. — 272 с.
  123. Лыжный спорт / Под ред. Евстратова В. Д., Сергеева Б. И" Чукардина Г. Б. -М.: ФиС, 1989.-319 с.
  124. Лыжный спорт / Под ред. Бергмана Б. И., Барышникова А. Н., Васильевой В. В. и др. М.: ФиС, 1965. 464 с.
  125. М.В., Эристави В. Г., Сальникова и др. Физическое развитие современных школьников. М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
  126. В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (Очерки теории и методики). М.: ФиС, 1986. — 96 с.
  127. А.А., Король В. М. Критерии функциональных возможностей детей и подростков при мышечной деятельности // ТиПФК. № 6. — М.: ФиС, 1964. — С.32−37.
  128. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  129. А.Н. Врачебно-педагогические наблюдения за физическим развитием учащихся // Спорт в школе. № 37−38, 1998. — С.15−16.
  130. А.П. Идти другим путем // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1998. — № 4. — С.5−6.
  131. А.П. Особенности дыхания и газообмена у детей школьного возраста при физических нагрузках различной интенсивности // Морф, особенности растущего организма детей. М., 1978. — С.46−48.
  132. А.П. Развитие выносливости мальчиков 7−10 лет на уроках физической культуры в период лыжной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1980. — 22 с.
  133. ., Голубева Е., Шулейкина К. Онтогенез. БМЭ. Изд. 2-е, Т.21, 1961. -С.894−907.
  134. Методика физического воспитания школьников / Под ред. Мейксона, JT.E. Любомирского. М.: Просвещение, 1989. -143 с.
  135. Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Автореф. дис. .канд. биол. наук. Краснодар: Кубанская гос. акад. физ. культ., 1997. -22 с.
  136. С.М. Некоторые показатели оксигенации крови у практически здоровых детей школьного возраста: Автореф. дис.. кан. биол. наук, -Горький, 1967−21с.
  137. Н.Ф. Со скольки лет и как ставить малышей на лыжи // Лыжный спорт. Сб. статей. Вып. !. М.: ФиС, 1979. — С.63−66.
  138. М.М. В школах республики Беларусь // Физ. культ, в школе.- М.: Педагогика, 1997. № 7. — С.6−10.
  139. В.А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М.: РГАФК, 1998. № 1.- С.15−17.
  140. Новые исследование по возрастной физиологии / Под ред. А. Г. Хрипкова.- М.: Педагогика, 1976. С.3−9.
  141. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева, P.M. Васильева и др. НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  142. В.Г. Продленка и спорт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: РГАФК, 1997. — № 4. — С.28−29.
  143. .А. Интегрально-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: РГАФК, 1998. — № 2. — С.6−9.
  144. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азъ, 1992.-907 с.
  145. Н.Е. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система. М.: Наука, 1977.-259 с.
  146. И.И. Школьный спорт в России. М.: РГАФК, 1994. — 255 с.
  147. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников / Под ред. В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. М.: РАО, 1992.- 174 с.
  148. Е.А. Совершенствование физического состояния человека. — Киев: Здоровье, 1989. -168 с.
  149. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: ФиС, 1986.-286 с.
  150. В.Н. Возрастная динамика циклической нагрузки // Лыжный спорт. Сб. статей. Вып. 2. М.: ФиС, 1983. — С.37−39.
  151. Г. И. Проблемы физического воспитания школьников в свете конференции в Коломне // Физ. культ, в школе. -М.: Педагогика, 1998. № 5. — С.2−6.
  152. С.М., Ченегин В. М. Возрастные изменения силовых способностей человека. Чайковский, 1994. — 22 с.
  153. Положение о проведении контрольных соревнований по физической подготовке учащихся общеобразовательных школ // Физ. культ, в школе. -М.: Педагогика, 1990. -№ 1.- с.5−8.
  154. М.М. Индивидуализация контроля // Физ. культ в школе. М.: Педагогика, 1994. — № 1. — С.22−28.
  155. В.И. Исследование возрастных различий в способности управлять движениями у детей, не занимающихся спортом // Научные основы спортивной тренировки. Омск: Омский гос. ин-т физ. культ., 1977. — С.11−19.
  156. В.П. На семи ветрах // Физ. культ, в школе. М.: Педагогика, 1990. — № 4. — С.32−36.
  157. Н.С., Долотина О. П. Проблемы совершенствования школьной физической культуры // Научно-практическая конференция. Омск: ГИФК, — 1994. — С.20−21.
  158. Программа по предмету «Физическая культура» для средних ф общеобразовательных учреждений / Составители разделов: Р. А. Абзалов,
  159. Р.Х. Яруллин, Э. Х. Галеев, Н. Д. Бобырев и др. Казань, 1993. — 64 с.
  160. В.И., Прокопенко В. В. Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников // Сб. науч. трудов. — Свердловск: Св. ГПИ, 1990. 105 с.
  161. Г. Тренируемость равновесия у женщин разного возраста // ТиПФК. -№ 12.-М.: ФиС, 1999. С.48−51.
  162. А.А. Особенности ритма сердца и симпато-адреналиновой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года. Дис. .канд.биол.наук. —i
  163. Казань, 1996. 138 с. 1 176. Пуни А. Ц. Очерки по психологии спорта. — М.: ФиС, 1959. — 308 с. ф 177. Пьявин А. С. Увеличивая число занятий // Физ.культ. в школе. М.:
  164. Педагогика, 1990. № 5. — С.26−27.
  165. Н.Г. Внимание младшим школьникам // Физ.культ. в школе. М.: Педагогика, 1963. — № 10. -С.17−22.
  166. Республика Татарстан: время больших перемен / Отв. ред. Ф. Х. Мухаметщин. Казань: Изд-во Кабинета Министров Республики Татарстан, 1996. — 386 с.
  167. И.М. Научно-педагогические основы физического воспитания школьников. Дис. .докт. пед. наук, ГЦОЛИФК. М. -Д., 1973. — 309 с.
  168. Н.А. моторные задачи и исполнительская деятельность. Д.: Щ Наука, 1971.-112 с.
  169. Российскому спорту необходим закон // Олимпийский вестник. № 238 (45), 1997.-С.2−4.
  170. JI.C. Динамика силы мышц у мальчиков акселератов г. Ворошиловграда // Тезисы симпозиума. Развитие двигательных способностей у детей. М., 1976. — С. 156−157.
  171. П.А. Психология: Учебник для ин-ов физ.культ. М.: 1964. — 468 с.
  172. .С. Подвижные игры в режиме школьного дня // Физ.культ. в школе. М.: Педагогика, 1987. -№ 7. — С.48−51.
  173. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреноловой системы детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, 1989. — 21 с.
  174. Саламов Рахматилла. Исследование воспитания качества быстроты у учащихся восьмого класса с использованием игрового метода. Дис. .канд. пед. наук. М., 1977. — 155 с.
  175. P.P. За счет перемен // Физ.культ. в школе. М.: Педагогика, 1990. -№ 8. — С.8−9.
  176. Г. П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968. -160 с.
  177. Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой системы школьников // Автореф. дис. .канд. биол. наук. -Казань, 1988. 25 с.
  178. П.Г. Онтогенез как целенаправленный процесс. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. Т. 63. Вып. 3, 1972. С. 5−16.
  179. В.Ф. О причинности в биологии и медицине. Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Философия, в. VI, Л., 1965. — С. 82−99.
  180. С.И. Школа в школе // Физ. культ в школе. М.: Педагогика, 1990. -№ 3. -С.28−32.
  181. И.М., 1903, цит. по избранным трудам. М.: изд. АН СССР, 1935.- 152 с. ф 196. Сибитарев В. П. Здоровье детей один из факторов успешной учебы вшколе. Й-Ола: МарГПИ, 1997. — 46 с.
  182. Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца. Казань, 1981. -90 с.
  183. И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  184. Словарь русского языка. Т.2.- М.: Русский язык, 1982. 736 с.
  185. А.С., Симоненко Н. П., Чуслаева Е. Е. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: Учебно-методическое пос. СПб.: СибГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 46 с.
  186. В.Д. Особенности энергетического обеспечения мышечной ф работы у мальчиков школьного возраста: Автореф. дис.- канд. биол. наук.1. М., 1979.-24 с.
  187. В.Д. Растем сильными и выносливыми. М.: Знание, 1987.-96 с.
  188. В.Д., Зайцева В. В. Возрастная динамика физических возможностей школьников // ТиПФК. № 9, — М.: ФиС, 1990. — С.38−43.
  189. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре // ТиПФК. № 8. — М.: ФиС, 1993. -С.7−13.
  190. Е.П. Проблемы комбинированного метода системоглобина и письмографии в оценке функционального состояния организмащ школьников и влияние на него занятий спортом: Автореф. дис. канд. биол.наук.-Л., 1959.-С. 16.
  191. Спортивная физиология: учебник для инст-тов физ.культ. / Под ред. Я. М. Коца. М.: ФиС, 1986. — 240 с.
  192. В.П. Педагогические основы физического совершенствования школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -Вильнус, 1969. 46 с.
  193. В.И., Кудрявцева Н. В. Новые формы физкультурно -ф спортивной работы с учащейся молодежью // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: РГАФК, 1998. — № 1. — С.21−39.
  194. К.П., Кабачкова П. И. и др. К особенностям планирования начальных занятий спортом с учащимися III-IV классов / В кн.: Начальная подготовка юных спортсменов. М.: ФиС, 1966. — С.12−28.
  195. А.Г., Фетисов Г. В. и др. Надо ученика знать // Физ. культ в школе. М.: Педагогика, 1968. — № 8. — С.17−19.
  196. М.: Медицина, 1991. 272 с.
Заполнить форму текущей работой