Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы успешной профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий спрос на молодых специалистов по адаптивной физической культуре обусловлен тем, что в последнее десятилетие появилось много новых для России форм помощи лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии. Для более быстрого вхождения в педагогическую деятельность, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, дискомфорта первых дней работы молодой… Читать ещё >

Факторы успешной профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адаптация к профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре — важнейший этап профессионального становления личности, включающий формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к профессиональному росту, поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с психологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональная адаптация может проходить в форме профессионального функционирования с доминирующей пассивной тенденцией, проявляющейся в приспособлении и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, а также в форме профессионального развития с доминирующей активной тенденцией, проявляющийся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации, в ориентации на активное использование имеющегося у человека индивидуального ресурса.

В высшем учебном заведении организация процесса обучения стимулирует студентов на активное овладение современными знаниями, которые приобретаются в ходе написания курсовых и дипломных проектов, требующих анализа современного опыта в исследуемой области. Поэтому, нанимая на работу молодого специалиста, работодатель одновременно получает доступ к последним научным достижениям в области его специализации.

Согласно Государственному образовательному стандарту «Специальность 22 500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» 2000 года, специалисты по физической культуре и спорту знакомы с современными методами отечественной и зарубежных систем физического воспитания, с психолого-педагогическими основами организации учебно-воспитательной и тренировочной работы.

Выпускники вуза должны уметь определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной рабо-ты как факторов гармонического развития личности и укрепления здоровья человека, планировать уроки и другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, применять современные методы, приемы и технические средства.

Основаниями для этого является следующее: во-первых, выпускники мобильны и способны к быстрому обучению; во-вторых, они контактны и у них развита в силу возрастных особенностей мотивация к достижению, так как они стремятся быстро получить значительные результаты. Таким образом, отсутствие практического опыта быстро компенсируется за счет быстрой и успешной адаптации, так как они не являются носителями конфликта корпоративных культур.

Высокий спрос на молодых специалистов по адаптивной физической культуре обусловлен тем, что в последнее десятилетие появилось много новых для России форм помощи лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии. Для более быстрого вхождения в педагогическую деятельность, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, дискомфорта первых дней работы молодой специалист должен учитывать особенности конкретной организации, ее традиции, стиль работы, профессиональные, психофизиологические, социально-психологические, организационно-административные, экономические, санитарно-гигиенические и бытовые условия труда. И это может входить в противоречие с тем, что молодой специалист уже имеет свои представления о специфике рабочего пространства, о способах построения отношений с новым коллективом, исходя из собственной системы ценностей. Процесс приспособления и ассимиляции представляется профессиональной адаптацией, которая выражается определенным уровнем овладения профессиональными навыками и умениями, приобретенными профессионально необходимыми качествами, устойчивым положительным отношением работника к профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, ее традиций, норм жизни, ценностных ориентаций.

Деятельность специалиста по адаптивной физической культуре гуманистична по своей сути: закрепленные в его сознании гуманистические ценности становятся основой его профессионально-ценностных ориентаций, влияют на признание самоценности человеческой личности, становятся стимулом самосовершенствования. Таким образом, в структуре направленности личности специалиста по адаптивной физической культуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, интеллектуально-волевой и конативный. Когнитивный компонент проявляется в осознании гуманистических ценностей профессиональной деятельности, ее роли и общественной значимости. Эмоциональный компонент определяет личностное значение гуманистических ценностей профессиональной деятельности, что проявляется в особом отношении к самой деятельности и ее субъектам. Интеллектуально-волевой компонент связан с самоопределением и самоутверждением в профессиональной деятельности, характеризуется уровнем интеллектуально-волевой активности и проявляется в целеустремленности личности. Конативный компонент базируется на взаимодействии всех компонентов и обусловливает готовность действовать, осуществлять свои профессиональные планы, он проявляется в целенаправленных действиях по решению коррекционно-воспитательных задач и свидетельствует, насколько действенной является профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста по адаптивной физической культуре и какие ее компоненты требуют корректировки и совершенствования.

Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре показывает, что его профессиональные умения, обеспечивающие коррекционную направленность воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья, основаны на знаниях особенностей физического и психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система профессиональных знаний специалиста по адаптивной физической культуре является теоретическим фундаментом профессиональной деятельности и инструментом конкретных профессиональных действий.

Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по адаптивной физической культуре сложна и многопланова. Ее специфика предъявляет определенные требования как к самому учебно-воспитательному процессу, так и к его результату — реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры. На успешность адаптации специалиста по адаптивной физической культуре к особенностям профессии существенное влияние оказывает тот факт, насколько он может идентифицировать себя с образом выбранной профессии и реальностью действительности. В «образ Я» будущего специалиста по адаптивной физической культуре включается знание своих интересов, склонностей, способностей и возможностей (т. е. своей профессиональной направленности). На его основе у человека складывается «Я-концепция» — относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет будущему специалисту по адаптивной физической культуре выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста. Большую роль в процессе адаптации к особенностям профессии специалиста по адаптивной физической культуре играет сформированность позитивного образа избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы ее развития.

При выполнении профессиональных задач специалист по адаптивной физической культуре проявляет свою личностную позицию, адаптируясь к профессиональной деятельности, о чем можно судить по ряду параметров:

  • 1) интеллектуальные (владение устной и письменной речью, готовность к самосовершенствованию, самокритичность, спокойствие, философский склад ума, хорошая память, чувство юмора, эрудиция);
  • 2) мировоззренческие (желание работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, любовь к профессии, наличие профессиональной позиции, склонность к педагогической деятельности, убежденность, честность);
  • 3) психотипологические (воля, наблюдательность, самообладание, саморегулирование, уверенность в себе, сдержанность, смелость, требовательность, спокойствие);
  • 4) экстравертивные качества (альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, милосердие, общительность, понимание окружающих, справедливость, эмпатия);
  • 5) разнофакторные параметры (эрудиция, успех взаимодействия с другими, упорство для достижения целей, обаяние, простота, тактичность);
  • 6) образ жизни (общественная активность, организованность, осторожность, самокорректирование, самопрогнозирование, социальная активность, физическое здоровье, целеустремленность, четкость, чистоплотность).

Сформированное профессионально значимых качеств у специалистов по адаптивной физической культуре способствует адаптации к профессиональной деятельности, характеризующейся быстрым течением адаптационного процесса и его положительным результатом, отсутствием острых противоречий между предъявляемыми требованиями и возможностями молодого специалиста.

На основе сопоставления «образа-профессии» с «образом Я» у будущего специалиста формируется «профессиональный образ Я» и происходит осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности. Выделяем основные этапы формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре:

  • 1. Происходит осмысление профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Этот нестабильный этап связан с адаптацией к новой социальной роли.
  • 2. Происходит осознание достижений, проявляется удовлетворенность от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я — будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
  • 3. На основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я — моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим. Время и степень вхождения в профессию выступают показателем успешной адаптации, которая обеспечивает активную включенность субъекта в деятельность по оказанию помощи лицам с отклонениями в состоянии здоровья.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой