Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие теоретического мышления студентов в процессе обучения физике в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди диссертационных исследований в области теории и методики обучения физике формированию теоретического мышления посвящена работа О. В. Куликовой. В ней рассматривался вопрос развития теоретического мышления у учащихся общеобразовательной школы. Повышение уровня теоретического мышления у будущих учителей физики в процессе изучения вузовского курса физики до настоящего времени не являлось… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Структурно-функциональный подход к развитию теоретического мышления
    • 1. 1. Методологический и психо лого-педагогический аспект развития теоретического мышления
    • 1. 2. Реализация структурно-функционального подхода к развитию теоретического мышления в процессе обучения физике
    • 1. 3. Компьютерное моделирование как средство развития теоретического мышления
  • Глава 2. Методика развития теоретического мышления в процессе обучения физике
    • 2. 1. Дидактическая модель развития теоретического мышления студентов в процессе обучения физике на основе использования компьютерного моделирования
    • 2. 2. Развитие теоретического мышления в процессе обучения физике на основе использования компьютерного моделирования
      • 2. 2. 1. Развитие структурного компонента теоретического мышления при изучении теоретического материала
      • 2. 2. 2. Развитие функционального компонента теоретического мышления при изучении теоретического материала
      • 2. 2. 3. Методика проведения лабораторных работ по физике на основе использования компьютерного моделирования
  • Глава 3. Педагогический эксперимент и его результаты
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий и поисковый и этапы педагогического эксперимента
    • 3. 3. Методика проведения и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента

Развитие теоретического мышления студентов в процессе обучения физике в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап общественного развития характеризуется повсеместным внедрением информационных технологий, что предъявляет новые требования к школьному образованию и, соответственно, к подготовке будущего учителя. Перед педагогическим образованием стоит задача подготовки педагогов способных обучить молодых граждан самостоятельно приобретать необходимые знания, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Выбор человеком оптимальной стратегии своей деятельности, на основе анализа и синтеза полученной информации, невозможен при низком уровне развития теоретического мышления. Необходимость поиска новых эффективных средств развития теоретического мышления у студентов педагогических вузов обусловлена его значимостью для последующей успешной самореализации школьника.

Среди естественнонаучных дисциплин физика обладает наибольшим потенциалом для развития теоретического мышления, тем не менее, он реализуется не в полной мере. Это объясняется прежде всего тем, что при подготовке будущих педагогов-физиков не ставится задача целенаправленного развития их теоретического мышления. Такой вывод позволяет сделать анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и существующего методического обеспечения учебного процесса в вузе, которые также не ориентированны на решение вышеуказанной задачи. Кроме того, использование информационных технологий, развитие которых предоставило дополнительные возможности для решения данной проблемы, также не оказало существенного влияния на методику развития теоретического мышления.

В фундаментальных работах Э. В. Ильенкова, П. В. Копнина, А. И. Ракитова, М. А. Розова, В. С. Степина, В. С. Швырева, В. А. Штоффа посвященных методологическим проблемам формирования теоретического мышления, а также в научно-методических исследованиях В. Ф. Ефименко, Г. М. Голина, С. Е. Каменецкого, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, Н. А. Солодухина проблеме развития теоретического мышления уделялось большое внимание. Однако, несмотря на значительные научные результаты, полученные психологами и дидактами, методическая проблема, связанная с развитием теоретического мышления у студентов, не нашла своего решения.

Среди диссертационных исследований в области теории и методики обучения физике формированию теоретического мышления посвящена работа О. В. Куликовой. В ней рассматривался вопрос развития теоретического мышления у учащихся общеобразовательной школы. Повышение уровня теоретического мышления у будущих учителей физики в процессе изучения вузовского курса физики до настоящего времени не являлось предметом диссертационных исследований. Между тем информационные технологии, и в частности их использование в моделировании, предоставляют большие дидактические возможности для развития теоретического мышления будущих учителей физики.

Анализ методологической, научно-методической, психолого-педагогической литературы и педагогической практики высших учебных заведений позволил выявить следующие противоречия:

• между возросшей ролью информационных технологий в современном образовании и недостаточным их использованием для интеллектуального развития обучающихся;

• между дидактическими возможностями физики и компьютерного моделирования при развитии теоретического мышления и недостаточной их реализацией в профессиональном образовании.

Важность разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность данного диссертационного исследования, а также определяет его проблему: Какой должна быть методика развития теоретического мышления в педагогическом вузе при обучении физике, чтобы у будущих учителей физики оно было сформировано на высоком уровне?

Объект исследования — процесс обучения физике студентов физических факультетов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — развитие теоретического мышления будущих учителей физики в процессе обучения физике при использовании компьютерного моделирования.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику обучения физике, реализация которой обеспечит высокий уровень развития теоретического мышления будущих учителей физики.

Гипотеза исследования: если для построения методики развития теоретического мышления будет применена созданная на основе структурно-функционального подхода дидактическая модель развития теоретического мышления, элементы которой предполагают использование исследовательского метода обучения и метода компьютерного моделирования, то реализация этой методики при обучении физике в педагогическом вузе обеспечит высокий уровень развития теоретического мышления будущих учителей физики.

В качестве критериев эффективности предложенной методики были приняты:

• уровни развития структурного компонента теоретического мышления (очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий), определяемые по тесту Амтхауэра;

• уровни развития функционального компонента теоретического мышления (очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий), определяемые по тесту Беннета;

• уровни сформированное&tradeумения решать физические задачи (1−5 уровни), определенные А. В. Усовой и Н. Н. Тулькибаевой.

Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы развития теоретического мышления обучающихся в психолого-педагогической и научно-методической литературе, а также в практике работы педагогических вузов.

2. Разработать дидактическую модель развития теоретического мышления обучающихся на основе структурно-функционального подхода.

3. Разработать методику развития теоретического мышления студентов при обучении физике в педагогическом вузе на основе предложенной модели.

4. Разработать содержание лабораторных работ по физике и заданий для самостоятельной работы студентов, при выполнении которых используется компьютерное моделирование.

5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• теоретические исследования в области психологии (Л С. Выготский, ПЛ. Гальперин, В .В Давыдов, А.3.3ак, А. НЛеонтъев, С Л. Рубинштейн, Н.И.Чуприкова);

• результаты теоретических исследований в области теории и методики обучения (С.Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева И.Г. Пусгальник, А. В. Усова, Т. Н. Шамало,);

• теория формирования и развития экспериментальных умений в процессе изучения физики (Л.И. Анциферов, П. В. Зуев, В. В. Майер);

• теория формирования и развития познавательных умений в процессе изучения физики (А.А.Бобров, А.В.Усова);

• результаты методических исследований в области теории и методики обучения физике с использованием компьютерного моделирования (X. Гулд, А. С. Кондратьев В. В. Лаптев, А. П. Михайлов, А. А. Самарский, П. В. Турусов, Я. Тобочник).

• теория и методы математической статистики в педагогических и психологических исследованиях (Дж. Гласс, Дж. Стенли).

Для решения поставленных нами задач были выбраны следующие методы исследования:

• концептуальный и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы;

• анализ государственных образовательных стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов;

• изучение и обобщение опыта учителей- 7.

• проектирование и конструирование учебного курса, направленного на достижение поставленных целей обучения;

• моделирование деятельности субъектов обучения в процессе развития теоретического мышления;

• педагогический эксперимент;

• статистический анализ результатов педагогического эксперимента.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2000 по 2005 годы.

Первый этап — констатирующий эксперимент (2000 — 2001 гг.), в процессе которого проводилось изучение философской, педагогической, психологической, методической и специальной литературы, относящейся к исследуемой проблеме, осуществлялось теоретическое обоснование темы, определялись задачи исследования. Практический аспект работы состоял в разработке и проведении констатирующего эксперимента, который заключался в определении оптимальных условий реализации структурно-функционального подхода к развитию теоретического мышления студентов физических факультетов педагогических вузов в процессе обучения физике на основе использования компьютерного моделирования.

Второй этап — поисковый эксперимент (2001 — 2002 гг.), заключался в разработке методики обучения будущих учителей физики, направленной на развитие структурного и функционального компонентов теоретического мышления. Практический аспект исследования включал экспериментальную проверку разработанной методики, ее анализ и создание дидактических материалов (лекций, лабораторных работ и компьютерных тестов).

Третий этап — формирующий эксперимент (2001 — 2005 гг.), который состоял в проведении оценки и корректировании разработанной методики развития теоретического мышления будущих учителей физики при обучении физике на основе использования компьютерного моделирования, а также подтверждении гипотезы исследования.

Научная новизна исследования. В отличие от исследования О. В. Куликовой, применившей структурно-функциональный подход к созданию методики развития теоретического мышления старшеклассников, в нашем исследовании ставится и решается проблема развития теоретического мышления у будущих учителей в процессе обучения физике:

• разработана дидактическая модель развития теоретического мышления студентов в процессе обучения физике в педагогическом вузе. Основой дидактической модели является структурно-функциональный подход к развитию теоретического мышления;

• предложен комплекс экспериментальных задач, лабораторных работ по физике и заданий для самостоятельной работы студентов, дифференцированных по уровням развития теоретического мышления.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

• научно обоснована целесообразность применения структурно-функционального подхода к созданию методики развития теоретического мышления будущих учителей физики, использование которой обеспечивает развитие у студентов умений проводить анализ, синтез и рефлексию;

• определено и обосновано содержание двух этапов (аналитико-синтетического и рефлексивного), выделенных на основании последовательности логических операций анализа, синтеза и рефлексии в процессе обучения и соответствующих развитию структурного и функционального компонентов теоретического мышления студентов;

• на основании структурно-функциональный подхода разработана дидактическая модель развития теоретического мышления будущих учителей физики, включающая четыре этапа (создание модели, выяснение границ применения модели, практического использования модели, определение теоретической системы, в которую входит модель).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования доведены до уровня конкретных методических рекомендаций:

• разработан и внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс «Вычислительная физика», реализация которого обеспечивает целенаправленное развитие теоретического мышления в процессе обучения физике. Учебно-методический комплекс содержит учебную программу, курс лекционных занятий, систему лабораторных работ, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов.

• разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические программные средства по отдельным разделам курсов общей и теоретической физики («Фазовые переходы», «Движение в поле центральных сил», «Туннельный эффект» и др.).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждена:

• анализом психолого-педагогической и методической литературы по обучению физике в высшей школе;

• обобщением педагогического опыта преподавателей по теме исследования;

• выбором и использованием взаимодополняющих методов педагогических исследований, соответствующих поставленным задачамстатистической обработкой данных педагогического эксперимента;

• результатами обсуждения на международных, всероссийских и региональных научно-методических конференциях, а также на семинарах кафедры физики и методики преподавания физики Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-поисковой работы на физико-математических факультетах Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии и Шадринского государственного педагогического института.

Основные положения диссертации обсуждались: на Международных научно-методических конференциях «Информационные технологии в общеобразовательной школе» в г. Новосибирск (2000 г.), «Школьный физический эксперимент: проблемы и решения» в г. Глазов (2001 г.), «Повышение эффективности подготовки учителей физики, информатики, технологии в условиях новой образовательной парадигмы» в г. Екатеринбург (2001 г.), «Повышение эффективности подготовки физики и информатики в современных условиях» в г. Екатеринбург (2002 г.), «Информационные технологии в естественных, технических и гуманитарных науках» в г. Таганрог (2002 г.), «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в условиях модернизации российского образования» в г. Екатеринбург (2003 г.), «Физика в системе современного образования» в г. Санкт-Петербург (2003 г.), «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» в г. Екатеринбург (2004, 2005 гг.) — на всероссийских научно-методических конференциях «Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования» в г. Екатеринбург (2000 г.), «Методологические аспекты в профессиональной подготовке учителя физики» в г. Нижний Тагил (2001 г.), «Проблемы интеграции естесвеннонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании» в г. Н. Новгород (2001 г.), «Седьмая Всероссийская научная конференция студентов физиков и молодых ученых АСФ — 2001» в г. С. Петербург (2001 г.), «Наука. Техника. Инновации» в г. Новосибирск (2001 г.), «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий» в г. Улан-Удэ (2001 г.), «Информатизация образования — 2002» в г. Нижний Тагил (2002 г.), «Информационные технологии в высшей и средней школе» в г. Нижневартовск (2003 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость поиска новых эффективных средств развития теоретического мышления у будущих учителей физики обусловлена изменением требований к их профессиональной деятельности, которые предъявляются обществом в условиях его информатизации. Содержание дисциплин общей и теоретической физики, дисциплин по выбору предметного цикла позволяет реализовать социальный заказ общества и стать предметной основой развития теоретического мышления студентов педагогических вузов.

2. Для создания дидактической модели развития теоретического мышления в процессе обучения физике целесообразно использовать структурнофункциональный подход. Предложенная дидактическая модель, состоящая из четырех этапов (создание модели, выяснение границ применения модели, практическое использование модели, определение теоретической системы, в которую входит модель), должна служить основой для создания методики развития теоретического мышления студентов в процессе обучения физике.

3. При разработке методики развития теоретического мышления в процессе обучения физике следует предусмотреть использование исследовательского метода обучения и метода компьютерного моделирования, как наиболее целесообразных для решения данной задачи. Первоначальное предъявление образцов деятельности, постепенное уменьшение ведущей роли педагога и повышение познавательной самостоятельности обучаемого при реализации предлагаемой методики обеспечивают эффективность развития теоретического мышления будущих учителей физики.

4. Повышение уровня структурного и функционального компонентов теоретического мышления и развития умений применять метод компьютерного моделирования при решении физических задач и в процессе выполнения лабораторного практикума являются критериями эффективности предложенной методики.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 170 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 218 источников. В тексте содержится 88 рисунков и 14 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Алализ состояния проблемы развития теоретического мышления будущий учителей физики показал необходимость применения методики обучения физике на основе компьютерного моделирования с отбором содержания дисциплины по принципу классификации изучаемых физических моделей и организации обучения с применением исследовательского метода обучения.

2. В ходе педагогического эксперимента была доказана действенность критериев оценки уровней развития структурного (определяемого по результатам прохождения теста Амтхауэра) и функционального (определяемого по результатам прохождения теста Беннета) компонента теоретического мышления студентов при изучении физики. Введен обобщающий критерий развития теоретического мышления.

3. Показана возможность применения пяти уровней сформированности умения решать физические задачи, предложенные Н. Н. Тулькибаевой и А. В. Усовой в качестве критерия развития умения применять метод компьютерного моделирования при решении физических задач и выполнении лабораторного практикума.

4. Педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики развития теоретического мышления будущих учителей физики, построенной на основе дидактической модели, элементы которой реализуются с использованием исследовательского метода обучения и метода компьютерного моделирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучение состояния исследуемой проблемы позволило сделать вывод о том, что в настоящее время целенаправленному развитию теоретического мышления в процессе обучения физике в педагогических вузах не уделяется должного внимания. В частности, отсутствует разработанная методика обучения студентов физике с использованием информационных технологий и в частности компьютерного моделирования направленная на решение данной задачи. Это свидетельствует об актуальности и своевременности проведенного исследования.

2. В диссертационной работе показана возможность использования структурно-функционального подхода к развитию теоретического мышления будущих педагогов в процессе их обучения физике на основе использования компьютерного моделирования. Созданная нами дидактическая модель развития теоретического мышления реализует указанный подход и содержит две фазы, дидактическими целями которых являются развитие структурного (приоритетное развитие анализа и синтеза) и функционального (приоритетное развитие рефлексии) компонентов теоретического мышления.

3. Разработанная методика развития теоретического мышления будущих педагогов в процессе их обучения физике построена на исследовательском методе обучения и методе компьютерного моделирования. Первоначальное предъявление образцов деятельности, постепенное уменьшение ведущей роли педагога и повышение познавательной самостоятельности обучаемого, в рамках предлагаемой методики обеспечивает эффективность развития теоретического мышления будущих учителей физики.

4. Предлагаемая методика развития теоретического мышления при использовании структурно-функционального подхода явилась дидактической основой для создания комплекса теоретических и лабораторно-практических занятий по физике.

5. В диссертации определены критерии эффективности развития теоретического мышления при обучении физике на основе использования метода компьютерного моделирования. К этим критериям относятся: уровень развития структурного компонента теоретического мышления, оцениваемый по результатам прохождения теста Амтхауэрауровень развития функционального компонента теоретического мышления, определяемый по результатам прохождения теста Беннетауровень умения применять метод компьютерного моделирования при решении физических задач и выполнении лабораторного практикума оцениваемый по критериям предложенным А. В. Усовой и Н. Н. Тулькибаевой.

6. Педагогический эксперимент осуществлялся в течение пяти лет и подтвердил гипотезу об эффективности предлагаемой методики, обеспечивающей развитие у студентов структурного и функционального компонентов теоретического мышления и повышение уровня умения применять метод компьютерного моделировании при решении физических задач и выполнении лабораторного практикума.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов. Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. 24 с.
  2. В.И. Исследовательский метод обучения. М., 1986. 120 с.
  3. И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. М.: Знание, 1982. 64 с.
  4. С.М., Случаевский А. С. многовариантные контрольные работы по физике. М.: Школа-пресс, 1988. 93 с.
  5. JI. И. Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1984. 255с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: Высшая школа, 1988. 368 с.
  7. Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк.: ЕАИ-Пресс, 2001. 160 с.
  8. Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития. / Под научной редакцией действительного члена РАО, профессора В. В. Давыдова. Москва Рига, 2000. 208 с.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1985.80с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.192 с.
  11. П.Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения: пособие для учителя. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983.432 с.
  12. М.П. Методологичесие основы развивающего обучения. М.:Высшая школа, 1991. 232 с.
  13. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы. М.: ЛБЗ, 2001 г. 632 с.
  14. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. 352 с.
  15. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. № 4. С.52−70.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1977. 304 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. Беспалько В. П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  19. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. 170 с.
  20. С.А., Ракитина И. С. Моделирование и формализация. Метод, пособие. М.: ЛБЗ, 2002. 336 с.
  21. B.C. Творческое мышление как предмет логики. М.: Просвещение, 1969.200 с.
  22. .В. Кибернетика и методология науки. М., 1974. 80 с.
  23. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. 150 с.
  24. В.А. Инновационные процессы в современной системы высшего педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 126 с.
  25. В.А., Горбунова И. Б., Кондратьев А. С. Персональный компьютер на занятиях по физике. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 116 с.
  26. Ю.В., Лободинский Ю. Г. Информационные технологии: Методы, процессы, системы. М.: Радио и связь, 2001. 456 с.
  27. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. 175 с.
  28. М.А. Логические категории и понятия. Киев, 1981. 234 с,
  29. Э.В. Задачи по физике для компьютера: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. Факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991.255 с.
  30. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997. № 3. С. 15−19
  31. Введение в математическое моделирование: учебное пособие // под ред. П. В. Турусова. М: Интермет Инжиниринг, 2000. 320 с.
  32. В.М. Численные методы. Линейная алгебра и нелинейные уравнения. М.: Высшая школа, 2000. 266 с.
  33. Д.В., Поршнев С. В. Программа для моделирования фазовых переходов // Проблемы учебного физического эксперимента: Сб. науч. трудов. Вып. 12. М.: ИОСО РАО, 2001. С. 53−57.
  34. Д.В., Поршнев С. В. Методика использования пакета Mathcad в преподавании физики (на примере модели белого карлика) // Образовательные технологии: Межвуз. сборник науч. трудов. Вып. 7. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001.С. 78−84.
  35. Д.В., Поршнев С. В. Методическое обеспечение лабораторного практикума по вычислительной физике // Информатика и информационные технологии в образовании: Сб. науч. работ. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. С.9−15.
  36. Д.В. Моделирование процесса релаксации статистической системы. // Ученые записки НИ ПИ. Вып. IV / Нижнетагильский гос. пед. инт. Нижний Тагил, 2001.С.148−152.
  37. Д.В., Поршнев С. В. Моделирование статистической системы в процессе релаксации и состоянии равновесия // Преподавание физики в высшей школе. Науч.-метод. журнал. № 23. М., 2002. С. 279−287.
  38. Д.В. Компьютерное сопровождение урока «Туннельный эффект» // Информационные технологии в общеобразовательной школе: Сб. матер, междунар. телеконф. / Новосибирск: Издательский центр ИВТ СО РАН, 2002. С.57−59.
  39. Д.В., Поршнев С. В., Попов С. Е. Физическое образование в современном обществе // Физика в системе современного образования (ФССО-ОЗ). Труды седьмой междунар. конф.- Т.2.СП6: Изд-во РГПУ, 2003, С.134 137.
  40. Д.В., Поршнев С. В. Методика использования пакета Mathcad в преподавании физики (на примере задачи Кеплера для трех тел) // Образовательные технологии: Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 2003. С. 120−125.
  41. Д. В. Поршнев С.В. Реализация клеточного автомата «Жизнь» в пакете в Mathcad // Математика и информатика: наука и образование: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.З. / Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003 С.48−52.
  42. Д.В. Реализация клеточного автомата «Жизнь» в пакете Mathcad // Ученые записки НТГСПА / Нижнетагильская гос. соц.-пед. академ. Нижний Тагил, 2003. С. 200−206.
  43. Е.К. Понятие. М.: Наука, 1969.286 с.
  44. B.C. Сборник задач по общему курсу физики. М.'Книжный мир. 2003. 328 с.
  45. Л.С. Мышление и речь. М.: Наука, 1985. 351 с.
  46. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в советской психологии. М.: Педагогика, 1966. С.16−46.
  47. М. Математические досуги М.: Мир, 1972. 350 с.
  48. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1971. Т.2.630 с.
  49. Гегель Г. В. Ф. Собр. Соч.: в 14 т. Т.1. М.-Л.:1930. 534 с.
  50. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.:Педагогика, 1987. 264 с.
  51. А. Т., Нурминский И. И., Пинский А. А. Методика преподавания физики в средней школе: электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика. М.: Просвещение, 1989. 272 с.
  52. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло-гии./Пер. с англ. Под общ. Ред. Ю. П. Адлера. М.:Прогресс, 1976.495 с.
  53. В. С. Типы мышления и учебная деятельность.: Пособие к спецкурсу/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1988. 72 с.
  54. Г. М. Вопросы методологии физики в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  55. О. Н. Концепция компьютерного обучения физике//Высшее образование в России. 1994. № 3. С.5−12.
  56. Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М.:Изд-во АН СССР, 1961.351 с.
  57. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева. М.: Из-во Московского психолого-социального института-
  58. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  59. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2-х частях. М.: Мир, 1990.400 с.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.424 с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педагогика, 1986. 240с.
  62. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск.: Пеленг, 1992. 112 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996. 257 с.
  64. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез по-знания//Вопросы психологии. 1998. № 5. С.11−29.
  65. .П., Марон И. А., Шувалова Э. З. Численные методы анализа: Приближение функций, дифференциальные уравнения. М.: 1962. 367с.
  66. И.В. Проблемное обучение в школе. М., 1983. 115 с.
  67. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М., 1979. 208 с.
  68. В.П., Абраменкова И.В, Mathcad 7 в математике, в физике и в Internet. М.:Нолидж., 2002. 275 с.
  69. В.П. Справочник по Mathcad 7.0 Pro. М.:СК Пресс, 1998. 315 с.
  70. В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997. № 3. С.14−23.
  71. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. М.: Флинта, 2003.336 с.
  72. Ефименко В. Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  73. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 192 с.
  74. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980.112 с.
  75. П.В. Повышение уровня физического образования в процессе обучения школьников: Монография/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.130 с.
  76. П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.120 с.
  77. Ю. В. Учебные исследования капель жидкости в системе обучения физике. Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2001. 233 с.
  78. Иванова JI.А.Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.160 с.
  79. В.А., Случкий A.M. Решение задач по физике на компьютере. М.:Просвещение, 1999. 254 с.
  80. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 1997.464 с.
  81. Э.В. Диалектическая логика. М.:Наука, 1984. 271 с.
  82. И.И. Структура процесса учения. Изд-во Моск. ун-та, 1986 199 с.
  83. И.Е. Задачи по общей физике. М.:ЛБЗ, 2001.432 с.
  84. Исследование развития познавательной активности./ Под ред. Дж. Бру-нера, Р. Оливер, П. Гринфилд. М.:Педагогика, 1971. 392 с.
  85. Исследовательский метод: Современные методические искания / Под ред. М. М. Рубинштейна. М., 1926.
  86. Кабанова-Меллер Е. Н. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1975.120 с.
  87. С.Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.:Просвещение. 1982. 96 с.
  88. Т.А. Применение исследовательского подхода в обучении// Советская педагогика. 1987. № 12. С. 12−20.
  89. И. Критика чистого разума. М.:Наука, 1964. 655 с.
  90. Г. Методика преподавания физики в общеобразовательной школе. Дидактика физики. Таллинн: Валгус, 1986. 157 с.
  91. Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2000. 21 с.
  92. В.М. Методика формирования у студентов втузов исследовательских умений в процессе физического практикума: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1986. 16 с.
  93. Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1976. 651 с.
  94. А.С., Лаптев В.В.Физика и компьютер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 325 с.
  95. А.С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий. СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 95 с.
  96. Ш. Кондратьев А. С., Филиппов М. Э. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов: учебно-методическое пособие для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.111с.
  97. Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения// Педагогика. 1999. N°2. С. 46−50.
  98. Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания. М.:Наука, 1973. 322 с.
  99. Коржуев, Андрей Васильевич Теоретическое мышление и школьная физика: задачи и упражнения: Кн. для учителей А. В. Коржуев, И. В. Тройская Калуга: Изд-во Н. Ф. Бочкаревой, 1999. 87 с.
  100. К.А. Модели и моделирование в методике использования учебного физического эксперимента (На материале темы «Световые явления»): Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2000. 22 с.
  101. Е.С. Развитие исследовательских умений учащихся на основе использования схемотехнического моделирования в процессе обучения физике. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 180 с.
  102. О. В. Развитие теоретического мышления старшеклассников в процессе формирования понятия электромагнитного поля в курсе физики средней школы//Дис.. канд. пед. наук, Екатеринбург. 2001. 190 с.
  103. С. Вычислительная физика. М.: Мир, 1992.
  104. А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993.45 с.
  105. И.Я. формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  106. В.В., Немцев А. В. Учебные компьютерные модели // Информатика и образование. 1991. № 4. с. 5−9.
  107. В.А. Субъект, объект, познание. М/.1960.150 с.
  108. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Педагогика, 1981.160 с.
  109. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Высшая школа, 1977. 280 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.584 с.
  112. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 80 с.
  113. И.Я. Дидактичекие основы методов обучения. М.:Педагогика, 1981. 186 с.
  114. Р.В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике: учеб пособие. Глазов, 1998. 132с.
  115. И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. М.:Радио и связь, 1988. 232 с.
  116. С.В. Психологические механизмы теоретического мышления теория и практика в науке и учебной деятельности: Монография/ Марийский гос. унт. Йошкар-Ола, 2001. 260 с.
  117. Р.И. Развитие учащихся на основе проблемного обучения физике. Учебное пособие. Челябинск. 1975. 155 с.
  118. М.К. Форма и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968.191 с.
  119. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. 120 с.
  120. Н.А. Пробемы учения и умственного развития школьников // Изб. псих, пруды. М.:Педагогика, 1992. 224 с.
  121. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. /Под ред.В.П., Орехова, А. В. Усовой. Ч. 1−2. М.:Просвещение, 1980. 320с. 351 с.
  122. Методика преподавания физики. Механика./ Под ред. Э. Е. Эвенчик. М.: Просвещение, 1974.238 с.
  123. Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика. Электродинамика. / Под ред. С. Я. Шамаша. М.: Просвещение, 1987.256 с.
  124. Методы Монте-Карло в статистической физике / Под ред. К. Биндера М.: Мир, 1982.270 с.
  125. А.Б. Качественные методы в квантовой теории. М.: Наука, 1975. 130 с.
  126. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  127. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань, 1979. 60 с.
  128. В.Н. формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. 190 с.
  129. В.В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики средней школы. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.:НИИ СиМО АПН СССР, 1979. 44 с.
  130. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в шкоьном курсе. М.:Просвещение, 1977. 168 с.
  131. С.Т. Реализация исследовательского подхода при обучении физике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Москва, 1989. 18 с.
  132. Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Владос. 2002. кн.З. 640 с.
  133. Н.И. Теоретические исследования на уроках физики. М.: Прометей, 1999.96 с.
  134. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. 303 с.
  135. О. В. Методика обучения основам компьютерного моделирования будущих учителей физики в педвузе. Дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000. 180 с.
  136. Пиаже Жан. Психология интеллекта. М.: Питер, 2003. 192 с.
  137. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.
  138. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М. Знание, 1985. 80 с.
  139. А.А., Разумовский В. Г. Метод модельных гипотез как метод познания и объект изучения // Физика в школе. 1997. № 2. С.30−36.
  140. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособиедля студентов пед. ин-тов / По ред.В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.142 с.
  141. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М., 2001.134 с.
  142. С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета Mathcad. М.: Горячая линия-Телеком, 2002. 150 с.
  143. И.Г. Теоретические основы формирования научных понятий у учащихся: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 103 с.
  144. В.Г. Развитие творческих способностей у учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. 272 с.
  145. .Е. Исследовательский метод в педагогической работе. Л., 1924.40 с.
  146. А.И. Философские проблемы науки. М.: Наука, 1977. 270 с.
  147. В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. М.: Просвещение, 1985. 93 с.
  148. З.А. Психологические основы профессионального обучения М.: Изд-во МГУ, 1985. 208 с.
  149. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  150. М.М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. № 5.С.35−41.
  151. С.Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957. 328 с.
  152. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.720с.
  153. Н. Г. Знак и символ в обучении. М.:Изд-во МГУ, 1988. 286с.
  154. Самарский А, А. Введение в численные методы. М.: Наука, 1982.272 с.
  155. А. А. Гулин А.В. Численные методы: учеб. пособие для вузов. М.:Наука, 1989. 432 с.
  156. А. А., Михайлов А. П. Компьютеры и жизнь: Математическое моделирование. М.: Педагогика, 1997. 127 с.
  157. А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2002. 320 с.
  158. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные техноогиии. 1996. № 6. С.3−43.
  159. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  160. В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики. Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. 21 с.
  161. Н.П., Любичанский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1979. 86 с.
  162. Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного исследования и эксперимента // Советская педагогика. 1976. № 9. С.18−23.
  163. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М.:3нание, 1986. 80 с.
  164. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  165. Я. Б. Методология и методы педагогического исследования. М.:Педагогика, 1989. 216 с.
  166. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. 150 с.
  167. В.И. Курс высшей математики. М.: Физматгиз, 1958. 250 с.
  168. .И. Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней школы. М.:Просвещение, 1975. 95 с.
  169. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера/Урал. гос. пед. ун-т. Екаеринбург, 2004.218 с.
  170. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.:Гардарика, 1996.400 с.
  171. Л.В. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990. 328 с.
  172. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. / Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Academia, 2000. 380 с.
  173. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы/ Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Academia, 2000. 365 с.
  174. Тест умственных способностей. Научно-производственный центр «Психодиагностика». Ярославль, 1991. 32 с.
  175. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск, 1981. 88 с.
  176. А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышения. Дисс.канд. психол. наук. М.: 1986., 177 с.
  177. Д.Н. Психологические исследования. М.:Наука, 1966. 451 с.
  178. В.В. Исследовательский подход в обучении как условие развития интереса учащихся к знаниям // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Куйбышев, 1975. с. 23−30.
  179. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1986. 88 с.
  180. Усова А. В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. Челябинск: Изд-во «Факел», 1997. 72 с.
  181. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  182. Флюгге 3. Задачи по квантовой механике. М.: Мир, 1974. 350 с.
  183. Д.В. Методы компьютерного эксперимента в теоретической физике. М.: Наука, 1990. 270 с.
  184. Е.К., Шестаков А. П. Математическое моделирование. Пермь, 1995. 90 с.
  185. Г. Ш. Генезис структуры теоретического мышления. Тбилиси.: Изд-во «Мецниереба», 1989.191 с.
  186. И.Д. Управление исследовательской педагогов и учащихся в современной школе. М., 1998. 120 с.
  187. Н.И. Система обучения JI.B. Занкова и современная психология // Педагогика. 1993. № 2. С.16−27.
  188. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологическиеосновы развивающего обучения. М.: Столетие, 1994. 192 с.
  189. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  190. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1990. 96 с.
  191. Т.Н. Учебный физический эксперимент в процессе формирования физических понятий. М.: Просвещение, 1986. 96 с.
  192. С.Т. Исследовательский метод в преподавании // Советская педагогика. 1973. № 6. с.8−15.
  193. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978. 384 с.
  194. Д. Ш. Мысленный эксперимент в преподавании физики М. Просвещение, 1987 95 с.
  195. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 301 с.
  196. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
  197. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогичесой психологии. М., 1995. 224 с.
  198. Э. Е., Шамаш С. Я., Орлов В. А. Методика преподавания физики в средний школе: Механика. М.: Просвещение, 1996. 320 с.
  199. А. Л. Физика и геометрия беспорядка. М.: Наука, 1982.125 с.
  200. Т.А. Технология компьютерного моделирования// Информатика и образование. 1997. № 5. с. 14−19.
  201. MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные расчеты в среде WINDOWS 95. / Пер. с английского. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 450 с.
Заполнить форму текущей работой