Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

З. Выбор действий для решения задач

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фронтальное обсуждение оказалось просто необходимым в данном случае. Яна рассуждает так: «Вопрос 1 требует действия сложения для числа листов красной и синей бумаги. Смотрю в условие. Красных листов 9, синих 4. Сумма девяти и четырех в предпоследней рамке. К ней и протяну линию карандашом от первого вопроса». Давно не звучавшие в знак одобрения аплодисменты одноклассников служат ярким и приятным… Читать ещё >

З. Выбор действий для решения задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель: продолжить формирование умения читать задачу: соотносить ее текст с готовым решением, сравнивать тексты; совершенствовать вычислительные умения.

Начинаем урок с проверки домашнего задания № 34 Тетради «Учимся решать задачи» .

а) Прочитай условие задачи:

В букете 3 красных розы, 4 белых и 2 желтых.

  • б) Используя данное условие, запиши выражением ответ на каждый вопрос:
    • 1. Сколько красных и желтых раз в букете?
    • 2. Сколько красных и белых роз в букете?

З. Сколько белых и желтых роз в букете?

  • 4. Насколько меньше красных роз, чем белых?
  • 5. Насколько больше красных роз, чем желтых?
  • 6. Насколько больше белых роз, чем желтых?
  • 7. Насколько меньше желтых роз, чем красных?
  • 8. Сколько всего раз в букете?
  • в) Обведи красным цветом отрезок, который показывает, на сколько красных роз меньше, чем белых:
З. Выбор действий для решения задач.

г) Обведи зеленым цветом отрезок, который показывает, на сколько желтых роз меньше, чем красных.

Кроме прочтения ответов на каждый вопрос, записанных выражением, дети отмечают, что к приведенному списку вопросов можно добавить еще два: «Насколько больше белых роз, чем красных?» и «Насколько меньше желтых роз, чем белых?» Авторы этих вопросов руководствовались тем, что одна разность показывает как-то, насколько первое число больше второго, так и то, насколько второе число меньше первого.

Для сравнения отрезков на рисунке ребята применяли два приема: при помощи циркуля откладывали на большем сравниваемом отрезке меньший или от конца меньшего отрезка проводили штриховую вертикальную линию к большему. Оставшийся отрезок выделяли указанным в задании цветом.

Задание 29 Тетради «Учимся решать задачи» — наше следующее упражнение.

а) Прочитай условие задачи:

Для урока труда Лена приготовила 9 листов красной бумаги, 4 листа синей и 6 листов желтой.

  • б) Используя данное условие, соедини каждый вопрос с соответствующим ему выражением:
    • 1. Сколько листов красной и синей бумаги приготовила Лена? 6 + 4
    • 2. Сколько листов синей и желтой бумаги приготовила Лена? 9 — 6

З. Насколько больше листов красной бумаги, чем желтой, приготовила Лена? 9 — 4.

  • 4. Сколько всего листов бумаги приготовила Лена? 9 + 4
  • 5. Насколько меньше листов синей бумаги, чем красной, приготовила Лена? 9 + 4 + 6

Истинное значение такого рода заданий для формирования умения читать задачу я оценила лишь в процессе работы. Простота выполнения, какую придает взрослый человек этому заданию, затмевала в моем со знании возможные трудности, с которыми столкнулись мои ученики. Фраза «Легко!» прозвучала сразу после прочтения текста и из уст второклассников, но дальнейший ход событий показал, что это не так. Коекто стал наугад соединять карандашной линией вопрос и выражение, с ним якобы связанное; другие невнимательно выбрали из текста условия число листов разного цвета и перепутали все количества; третьи перечитали условие не раз и не ошиблись в выборе. Опыт последних я и привела в пример тем, кто «поспешил, да людей насмешил» .

Фронтальное обсуждение оказалось просто необходимым в данном случае. Яна рассуждает так: «Вопрос 1 требует действия сложения для числа листов красной и синей бумаги. Смотрю в условие. Красных листов 9, синих 4. Сумма девяти и четырех в предпоследней рамке. К ней и протяну линию карандашом от первого вопроса». Давно не звучавшие в знак одобрения аплодисменты одноклассников служат ярким и приятным подтверждением ее правоты.

Не раз замечала, что грамотно, точно сформулированный учеником вывод, описание процесса рассуждений, буквально впитывается моими подопечными. Обретают уверенность в себе и обычно молчаливые дети. Для выяснения того, какое выражение соответствует второму вопросу, передаю слово Кате. Она произносит: «Я тоже выберу сумму, ведь листы синей и желтой бумаги будем объединять». Недолгая пауза, и ученица продолжает, взглянув на текст условия: «Складывать надо теперь 4 и 6!» Такой суммы среди предложенных выражений нет, но ребята находят выражение 6 + 4. Степан предлагает изменить вопрос так: «Сколько листов желтой и синей бумаги приготовила Лена?» и утверждает, что в этом случае сумма б + 4 будет решением задачи. Сверстники поддерживают предложение Степы.

Учащиеся самостоятельно продолжают работу, соединяют вопрос с подходящим для ответа на него выражением. Рассматриваю, проходя по классу, результаты, полученные нашими передовиками, и предлагаю им найти значения всех выражений. Вижу усталые, но довольные успехом лица школьников и неподдельный интерес к работе в ребячьих глазах. Вместе с ними радуюсь тому, что удалось построить процесс обучения с достижением такого результата.

В продолжение урока сравниваем тексты задач, называем черты сходства и отличия в них. Заменяю литры в задании 135 учебника ведрами и пишу тексты задач на доске:

Из бочки взяли 10 ведер воды. В бочке 40 ведер воды. Сколько ведер воды осталось ведер воды осталось в бочке?

" Тексты похожи тем, что в них говорится о бочках с водой!" - сразу реагирует на вопросы задания Сергей. «Но бочки разные, — отмечает Гриша. — В одной 40 ведер вмещается, а из другой взяли 10 ведер и еще оста лось!» Толя говорит: «Условия в задачах разные, а вопросы одинаковые». Общей чертой обеих задач называют учащиеся и то, что решить их невозможно. «А соединить два условия в одно нельзя?» — спрашивает Костя. Ребята не ожидали такого поворота событий, но с радостью поддержали идею Константина. Даня тут же решает задачу в уме и сообщает одноклассникам: «Тогда в бочке 30 ведер останется, ведь 40 — 10 = 30!» .

Я не удержалась от вопроса: «Могли бы вы объединить два условия, если бы в первом из них говорилось: „Из бочки взяли 50 ведер воды“ ?» Перечитывая тексты, ученики отмечают: в таком случае объединение условий невозможно. Наша добавляет: «Если в бочке всего 40 ведер, можно брать из нее и 10, и 20, и 30, и даже 40 ведер. Больше, чем 40, не возьмешь, бочка-то пустая будет!» Я обобщаю сказанное: «Значит, самое большое число ведер, которые можно взять из бочки в задаче справа — 40. А самое маленькое каково?» Тимофей тут же отвечает: «Меньше одного ведра не возьмешь, если полными ведрами черпать приходится!» .

Дополнить условия собственными данными, как предлагается в задании учебника, могут все ученики. Ответы называют разные, а Петя отмечает в заключение: «Зато действие у всех ребят в решении одинаковое — вычитание» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой