Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпринимательская подготовка молодежи как элемент системы дополнительного профессионального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление к созданию слоя собственников среднего уровня (средний класс) делает наиболее актуальным такой элемент системы ДПО как бизнес-образование или предпринимательская подготовка. Поскольку сформировать предпринимательский слой общества легче из молодежи, которая еще не определилась в жизни, необходима целостная модель предпринимательской подготовки молодежи. Для того чтобы молодые… Читать ещё >

Предпринимательская подготовка молодежи как элемент системы дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс интеграции Российской Федерации в мировое экономическое и политическое пространство, ведущими мероприятиями которого являются присоединение к Болонскому процессу, вступление России в Всемирную торговую организацию, привел к повышению роли дополнительного профессионального образования (ДПО).

В соответствии с новым Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 76 «дополнительное профессиональное образование можно определить как деятельность, направленную на удовлетворение профессиональных и образовательных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [4].

Стремление к созданию слоя собственников среднего уровня (средний класс) делает наиболее актуальным такой элемент системы ДПО как бизнес-образование или предпринимательская подготовка. Поскольку сформировать предпринимательский слой общества легче из молодежи, которая еще не определилась в жизни, необходима целостная модель предпринимательской подготовки молодежи. Для того чтобы молодые предприниматели стали реальностью, ежегодно на территории России проводятся различные образовательные бизнес-практикумы. Рассмотрим основные из них:

  • 1) Ежегодно в районе озера Селигер, проходит одноименный молодежный бизнес-форум «Смена инновации и техническое творчество: молодежный форум «Селигер». В рамках бизнес-форума собираются несколько тысяч молодых людей, которые занимаются изобретательской и иной инновационной деятельностью. Для тех, кто не определился с вектором своего предпринимательского развития на «Селигере» есть возможность найти новую интересную идею для бизнеса. Форум открывает для бизнес-активной молодежи возможности экспертизы собственных инновационных проектов, встречу с реальным инвестором, а так же возможность найти партнера [3].
  • 2) Параллельно с бизнес-форумом «Селигер» проходит не менее масштабное событие на берегу Черного моря. В Федеральном детском центре «Смена», проходит профильная смена «Бизнес-фестиваль молодежи России им. В.В. Быкова». Работа данного образовательного пространства строится на концептуально-технологической модели отечественной системы предпринимательской подготовки, основы которой заложены В. В. Быковым, А. И. Парамоновым, И. С. Павловым [1]. Основной идеей данного образовательного бизнес-практикума является запуск в сознании молодых участников, процессов самоопределения. Система тренинга под названием «бизнес-фестиваль» включает в себя 4 основных элемента:
    • — региональные конкурсы бизнес проектов (данный элемент является отборочным туром, на котором формируются региональные команды. Примеров таких конкурсов множество, в каждом регионе это своя модель. В Москве и Московской области — «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи города Москвы», Челябинская область — образовательный практикум «Трасса», Орск — конкурс бизнес-проектов «Твоя идея»;
    • — курсы повышения квалификации педагогов и организаторов предпринимательской подготовки молодежи;
    • — бизнес-фестиваль молодежи России им. В. В. Быкова — отличие бизнес-фестиваля от многих других образовательных пространств в том, что бизнес-план, составляемый молодыми людьми, пишется по итогам реализации бизнес-идеи. Для реализации бизнес-идеи молодых предпринимателей на базе ФДЦ «Смена», формируется «свободная экономическая зона», организаторы бизнес-фестиваля создают условия реальной рыночной деятельности. Участники бизнес-фестиваля получают квалифицированную помощь в области маркетинга, финансов, бизнес-планирования, управления проектами, PR и креатива;
    • — стажировка наиболее отличившихся участников бизнес-фестиваля в ведущих отечественных и зарубежных компаниях [2].
Ежегодно в бизнес-фестивале им. В. В. Быкова принимает участие около 200 участников с различных уголков России.

3) Федеральная программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». В Оренбургской области в 2011 году реализовывался инновационный, социально-образовательный проект по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность по государственному заданию Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли в сотрудничестве с Министерством молодежной политики, спорта и туризма области, высшими и средне-специальными учреждениями области, учреждениями общего и среднего образования, общественными организациями.

Проект был направлен на поддержку молодых, целеустремленных людей в достижении успеха при создании собственного дела и оказание помощи при реализации бизнес-проектов.

В рамках проекта в Оренбургской области в декабре 2011 для 500 студентов стартовала работа 11 бизнес-школ «Открой свое дело!» в задачи, которых входило информирование потенциальных будущих предпринимателей об особенностях ведения собственного бизнеса, оказание помощи и консультирование в разработке бизнес-проектов и регистрации в качестве предпринимателей. Лучшие бизнес-проекты были отмечены наградами и получили поддержку в дальнейшей их реализации.

Одна из бизнес-школ была открыта на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ответственным за проведение образовательного практикума была выбрана кафедра маркетинга.

«Открой свое дело!» — проект, в рамках которого студенты прошли обучение по организации и ведению бизнеса. Молодых людей обучали составлять бизнес-планы, решать вопросы по их реализации. Преподавателями выступали успешные предприниматели, представители власти, а также профессиональные бизнес-тренеры. По результатам обучения в школе авторы наиболее успешных бизнес-идей получили финансовую поддержку по программе, зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей.

После презентации бизнес-школы прошло анкетирование, в котором приняли участие 410 студентов, обучающихся на разных факультетах Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. Из 410 человек 170 представили свои бизнес-идеи и выразили желание пройти обучение в бизнес-школе. По результатам отбора идей экспертной комиссией в бизнес-школу было зачислено 65 человек.

На следующем этапе учащимся предстояло пройти тестирование.

Цель тестирования — определение предпринимательского потенциала участников проекта «Открой свое дело!». Результаты тестирования подтвердили наличие у 53% из 65 опрошенных наличие предпринимательских задатков.

С целью определения участников мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность 5 и 6 декабря 2011 года было проведено анкетирование. Участие в нем прияли 410 респондентов, преимущественно студенты Орского гуманитарно-технологического института. Результаты анкетирования показали следующее:

1. Большая часть респондентов (57%) осведомлены о проведении данного мероприятия, при этом 43% опрошенных слышат об этом впервые (таблица 1). Такое распределение ответов респондентов можно объяснить отсутствием прецедентов реализации подобных программ в Оренбургской области ранее.

Таблица 1. Осведомленность респондентов о программе содействия молодежному предпринимательству

Знаете ли вы, что Правительством Оренбургской области реализуется программа содействия молодежному предпринимательству, в ходе реализации которой каждый молодой человек до 30 лет получит шанс открыть собственное дело?

Число респондентов.

%.

Да.

Нет.

Итого.

профессиональный образование бизнес практикум.

2. Как показывают данные таблицы 2 преобладающее число опрошенных (83%) одобряют реализацию данной программы в области. 16% респондентов скептически оценивают результаты реализации данного проекта.

Таблица 2. Отношение респондентов к инициативе органов власти помогать молодым людям открывать свое дело.

Как вы относитесь к инициативе органов власти помогать молодым людям открывать свое дело?

Число респондентов.

%.

положительно, это действительно полезный проект для молодежи.

скорее положительно, такие проекты должны быть.

идея хорошая, но вряд ли из этого что-то получится.

отрицательно, я не верю в этот проект.

затрудняюсь ответить.

Итого.

3. На вопрос: «Каким вы видите свое будущее?» ответы респондентов были распределены следующим образом (рисунок 1):

Представление респондентами своего будущего.

Рисунок 1. Представление респондентами своего будущего.

4. Подтверждением важности и целесообразности реализации программы содействия молодежному предпринимательству стал утвердительный ответ 80% респондентов, согласных с тем, что молодые люди должны осуществлять попытку в организации собственного бизнеса (таблица 3).

Таблица 3. Мнение респондентов о необходимости заниматься молодым людям собственным бизнесом.

Как вы считаете, стоит ли молодым людям заниматься собственным бизнесом?

Число респондентов.

%.

да, безусловно, стоит.

нет, не стоит, это невозможно.

затрудняюсь ответить.

Итого.

5. На вопрос о том, с какими проблемами могут столкнуться молодые люди при организации собственного бизнеса, были получены следующие ответы (рисунок 2):

Проблемы, с которыми сталкиваются молодые предприниматели.

Рисунок 2. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые предприниматели.

профессиональный образование бизнес практикум.

  • 6. Наряду с вышесказанным анкетирование показало, что среди опрошенных:
    • — 7 человек (1,7%) из 410 уже являлись действующими предпринимателями;
    • — 168 респондентов (41%) имели готовую бизнес-идею;
    • — 213 участников (52%) анкетирования хотели бы вы в рамках обучающих семинаров создать свой бизнес-проект и получить поддержку по открытию бизнеса.

Таким образом, результаты анкетирования подтвердили готовность преобладающего числа опрошенных открыть своё дело при осознании ряда входных барьеров, в преодолении которых могут помочь именно органы власти. Оказание реальной поддержки поможет юным предпринимателям осуществить старт с минимальными трудностями и стать хорошим примером для последователей, что имеет большое значение для экономического благополучия Оренбургской области.

По результатам отбора идей экспертной комиссией в бизнес-школу «Открой свое дело!» 07 декабря было зачислено 65 человек. Лекции, практические занятия и тренинги проводили опытные преподаватели экономического факультета, успешные предприниматели и психологи: Шутенко Н. Д. — кандидат социологических наук, бизнес-тренер, руководитель проектов (г. Москва); Войнов О. Ю. — директор ООО «IT-Консалтинг»; Аншаков И. М. — КБ Юниаструм Банк, управляющий ДО «ОРСК»; Альмагамбетова Ф. Г. — руководитель регионального отделения в г. Орске ОАО «АльфаСтрахование», Ершова Н. А. — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ.

В процессе работы было подготовлено и защищено 32 бизнес-проекта. В качестве индивидуального предпринимателя зарегистрировались 11 человек.

Тематика представленных проектов очень разнообразна: создание бизнеса в сфере общественного питания, открытие школы танцев «JustDance», оказание ремонтных услуг, бизнес-план агентства по организации деловых мероприятий «Eventario», проект по созданию информационного интернет-портала «Бизнес-Орск», создание учебного центра «HandMade клуб», проект по созданию интернет-журнала «Сфера» и др.

Таким образом, целевой проект «Открой своё дело», впервые проводившийся в городе Орске, дал свои положительные результаты: 11 обучающихся вступили в самостоятельную предпринимательскую жизнь, остальные — получили хорошую подготовку в вопросах выявления и реализации своего предпринимательского потенциала.

Одно из важных условий перехода России к инновационной экономике — модернизация, которую должны осуществлять специалисты, в том числе и предприниматели. В своей профессиональной деятельности молодые предприниматели сталкиваются с широким кругом проблем, многие из которых они не могут решить самостоятельно. Поэтому задача органов власти и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства — создать условия для повышения активности молодежного предпринимательства и его последовательного развития.

Список использованных источников

  • 1. Парамонов А. И. Разработка концептуально-технической модели отечественной системы предпринимательской подготовки: монография / А. И. Парамонов, В. И. Слободчиков, В. В. Швецов, И. С. Павлов, Д. А. Григорьев. — М.: 2008 грант РГНФ
  • 2. Режим доступа: http://www.kp11.ru — сайт ГАОУ СПО «Колледж предпринимательства № 11 г. Москвы
  • 3. Режим доступа: http://seliger.innovaterussia.ru/program — сайт молодежного бизнес-форума: Инновации и техническое творчество — «Селигер»
  • 4. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой