Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая подготовка молодежи в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях перехода к рыночной экономике конкурентоспособность личности на рынке труда обеспечивается широким спектром профессионально важных качеств, включающих определенную f предпринимательскую подготовку. Соответственно, в содержании практическойэкономическойподготовки всистеме дополнительного образования приоритетными становятся знания, умения и навыки в области практических4 аспектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Влияние социально-экономических преобразований на систему образования
    • 1. 2. Роль и место системы дополнительного экономического образования в адаптации молодежи в условиях рыночной экономики
    • 1. 3. Понятийно—терминологический аппарат исследования
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВШ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯV
    • 2. 1. Эмпирические методы исследования влияния дополнительного экономического образования на формирование личности
    • 2. 2. Формы и методы экономического образования молодежи (технологический подход к экономической подготовке молодежи)
    • 2. 3. Критерии оценки сформироваииости социально-экономической активности молодежи
    • 2. 4. Система дополнительного экономического образования: личностпо-ориентироваиная модель

Экономическая подготовка молодежи в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях перехода к рыночным отношениям значительно обострились проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, трудоустройством и социальной защищенностью выпускников общеобразовательных школ. Острота проблемы связана, прежде всего, с их незначительным социальным опытом, слабым практическим навыком использования полученных знаний в реальной жизни, недостаточной сформированностью навыков и умений применения экономических законов и механизмов в своей повседневной жизни. Проблемой является также слабая профессиональная подготовленность и неконкурентоспособность на рынке труда в силу низкой профессиональной квалификации и, в большей степени, отсутствия практического опыта. Одним из важнейших условий разрешения вышеназванных проблем является предоставление возможности каждому получить качественное экономическое образование, позволяющее подростку, с одной стороны, правильно ориентироваться и адаптироваться к постоянным изменениям реалий современной жизни, с другой стороны, быть социально защищенным и быть способным включиться в производственные отношения в порядке индивидуального трудоустройства или в сферу бизнеса через открытие своего дела.

В условиях перехода к рыночной экономике конкурентоспособность личности на рынке труда обеспечивается широким спектром профессионально важных качеств, включающих определенную f предпринимательскую подготовку. Соответственно, в содержании практическойэкономическойподготовки всистеме дополнительного образования приоритетными становятся знания, умения и навыки в области практических4 аспектов менеджмента и маркетинга. Только при гармоничном соединении теории и практики в конкретной деятельности учащиеся получают необходимую подготовку в профессиональном самоопределении. Экономическое образование в общеобразовательных школах даже при наличии методики деловых игр не будет эффективным, если не будет включать в качестве дели обучения приобретение предпринимательского опыта.

По предварительным подсчетам уже в ближайшие пять-шесть лет рыночная экономика потребует ежегодно около 400 тыс. специалистов со средним экономическим образованием различного профиля, то есть фактически сертификат об экономическом образовании должен будет иметь каждый девятый выпускник среднего профессионального учебного заведения.

Таким образом, изменения происходящие в системе хозяйственного развития общества, ориентация проводимых рыночных реформ в стране, направленных, в том числе, на создание конкурентно способных отечественных: товаропроизводителей, развитие системы малого бизнеса, отсутствие практически ориентированных программ экономического обучения через личностный подход подтверждают актуальность исследуемой темы.

Проблема исследования состоит, таким образом в том, что как общество в целом, так и молодежь в частности, в условиях становления рыночной экономики заинтересованы в разработке и внедрении практических аспектов в систему профессиональной ориентации и дополнительного личностно-ориентированного экономического образования, однако, теоретико-педагогического обоснования решения подобных вопросов в полном объеме для системы дополнительнот. образования сделано не было.

Необходимость разработки проблемы органической взаимосвязи практической личностно-ориентированной экономической подготовки молодежи в ее жизненном самоопределении, определении профессиональной карьеры в условиях становления рыночной экономики обусловила тему исследования.

Цель исследования—разработка педагогических основ экономической подготовки молодежи в системе дополнительного образования. Объект исследования—экономическая подготовка молодежи в системе дополнительного образования в условиях становления рыночной экономики.

Предмет исследования—содержание, формы и методы организации экономической подготовки в системе дополнительного образования.

Гипотеза включает комплекс предположений, направленных на разрешение проблемы исследования:

1.Экономическое образование молодежи будет способствовать эффективному росту ее социально-экономической активности, если оно будет основываться на следующих положениях:

— комплексном учете педагогических и технологических компонентов организации в профессиональной ориентации молодежи на экономические профессии;

— деятельностном и личностно ориентированном подходах при организации технологической части экономической подготовки в системе дополнительного образования;

— оптимальном учете состояния и тенденций развития рынка труда во взаимодействии с интересами и возможностями личности конкретного человека.

2. В условиях реформирования образования, появления различных типов экономических образовательных программ практическая подготовка как составная часть экономического образования в системе дополнительного образования может обеспечить необходимую основу успешной социальной адаптации молодежи и способствовать достижению сочетания образовательных потребностей личности и возможностей, предоставляемых рынком труда.

3. Эффективной составной частью экономического образования возможно станет обучающая программа практического руководства по организации деятельности кампании.

Задачи исследования:

1. Исследовать влияние тенденций экономического развития Российской Федерации на систему образования.

2.Выявить критерий оценки сформированное&tradeсоциально-экономической активности молодежи.

3.Провести сравнительный анализ программ и методов, экономического образования, способствующих развитию социально-экономической активности молодежи,.

4.Разработать методику экономического образования, максимально учитывающую тенденции рынка труда и интересы, возможности личности молодого человека.

5.Разработать практический курс «Как начать свое дело и добиться успеха».

Методологической основой исследования явились: концепция содержания непрерывного образования (B.C. Леднев) [56]- теория политехнического образования, разрабатываемая С. Т. Шатским, П. П. Блондстсим, В. А. Поляковым, B.C. Ледневым [57] и С.М. Шабаловым- -ра-зрабатываемБте-^ЗЛХ^ Кальней [35]. И. А. Сасовой.

51, 77], С. Е. Шишовым [J25] и др.- стандарты экономического образования молодежисистемы практического обучения как составной части непрерывного экономического образования, разработанной П.Я.

Гальпериным, Н. Ф. Талызинымтеоретические аспекты дифференцированного обучения в становлении личности, в осознании его жизненного выбора через практику, принцип системности, разработанный В .Г. Афанасьевым, М. С. Каган, А. И. Ракитовым, Э. Г. Юдиным и др.- проблемы социализации личности (А.В. Мудрик) — соотношение обучения и развития личности, особое значение личности педагога, консультанта в обучении, общая характеристика педагогического процесса, данная П. Ф. Каптеривымсознательная деятельность личности как фактор обучения, имеющий жизненный смысл для учащегося (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков).

Теоретическая база исследования опирается на философские, психолого-педагогические концепции о сущности и природе человека, о взаимодействии человека и общества.

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали работы в области высшего педагогического и профессионально-педагогического образования (С.И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко, В. В Шапкин) [52], в области закономерности и принципов профессионального становления личности (В.Г. Ананьев, А. С. Белкин, Г. Е. Зборовский, К. К. Платонов, Г. Н. Сериков) [133,134].

Основные этапы исследования.

На 1 этапе (1991;94гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике дополнительного образования, диссертационные работы, связанные с проблемой исследования, формировался, в первом приближении, понятийный аппарат исследования, велось накопление эмпирического опыта: изучалась работа средней школы, учреждений и организаций дополнительного образования школьников, что позволило выделить и разработать теоретические предпосылки основных направлений дальнейшего исследования. Осуществлялась подготовка педагогов дополнительного образования и реализовывался гипотетически заданный проектно-ориентированный подход в обучении.

На 11 этапе (1994;97гг.) на базе системного подхода разрабатывались методологические аспекты исследования, был обоснован выбор теоретической и методологической базы для построения дидактической модели дополнительного образования. Разработана концепция дополнительного личностно-ориентированного экономического образования школьников, разработаны и внедрены программы экономической подготовки молодежи, используемые в системе дополнительного образования.

На Ш этапе (1997;99гг.) разрабатывалось и апробировалось содержание дополнительного экономического образования в различных типах образовательных учреждений, уточнялись принципы и основные понятия дополнительного образования на основе дидактической модели, разработаны программы, пособия, осуществлен широкомасштабный эксперимент в регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Проводилась корректировка разработанных теоретических и методологических положений, осуществлялась реализация разработанных методик. Была подтверждена их эффективность и целесообразность дальнейшего использования в системе дополнительного образования. Проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, осуществлялась публикация основных материалов исследования в печати.

Методы исследования. Для решения поставленных задач Ф применялись следующие методы исследования: изучение и обобщение системы экономического образования в России и за рубежоманализ научной учебно-методической литературы, нормативной документациипроведение анкетирования, интервьюирование, беседы, тестированиемоделирование опытно-экспериментальной работы по разработке содержания и методов экономической подготовки учащихся в условиях системы дополнительного образования.

Научная новизна исследования состоит в следующем: раскрыта сущность понятия «дополнительное экономическое образование школьников», как составной части общего образования, создающей внешние и внутренние условия обучения и воспитания, способствующие формированшо качеств личности школьника (самостоятельность, инициативность и трудолюбие), обеспечивающее его адаптацию в быстро меняющихся социально-экономических условияхсформулирован принцип организации дополнительного образования, позволяющий рассматривать его на основе взаимосвязи таких видов деятельности, как учебная, трудовая и игровая, способствующий реализации и развитию дидактической модели дополнительного экономического образования школьниковразработана дидактическая модель дополнительного экономического образования школьников, в качестве образующего элемента которой выступает дидактическая цепь, обеспечивающая взаимосвязь содержания (разработанного на основе категорий «предпринимательство», «малое предпринимательство»), методов обучения (в качестве ведущих определены проблемное обучение и самостоятельная работа), форм организации (на основе имитационно-моделированных игр);

Теоретическая значимость: разработана научно-дидактическая основа дополнительного экономического образования школьников в условиях радикального реформирования российского общества на базе понятия: «дополнительное экономическое образование школьников» ,.

I' сформулированного и обоснованного принципа организации дополнительного образования, разработанной дидактической модели и ее методического обеспечения, что по существу вносит вклад в теорию образования, определяет круг научно-прикладных проблем и перспектив их изучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе осуществленного теоретического анализа разработаны: программы дополнительного экономического образования школьников с учетом формирования у них предпринимательских качеств личности (самостоятельности, инициативности, трудолюбия) — научно-методические рекомендации по организации дополнительного экономического образования.

Практическая значимость работы состоит так же в массовом использовании результатов исследования в практике дополнительного экономического образования молодежи. На защиту выносятся: I.

— совокупность условий (личностно-деятельностный подходучет единства мотивационно-потребностной, смысловой и операционной сфер ф учебно-профессиональной деятельностиучет индивидуальнодинамического сочетания «профессионального» и «личностного» в каждом человеке) и принципов (сочетания и реорганизации, компенсации, индивидуализации, интеграции), лежащих в основе дополнительного экономического образования молодежи, способствующих обучению и воспитанию личности, формированию качеств обеспечивающих ее профессиональную адаптацию в меняющихся социально-экономических условиях;

— дидактическая модель, включающая в себя содержание, адекватные ему методы обучения, формы организации дополнительного экономического образования молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования предлагались для внедрения в практику работы учреждения дополнительного образования в виде учебных пособий методических рекомендаций, излагались и были одобрены на Всероссийских региональных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах: в Москве, Калининграде (Московской обл.), Туле, Владивостоке, Троицке. Опытно-экспериментальная проверка и апробация учебных и методических материалов прошла более, чем в 25 регионах России. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключение, список литературы и приложения.

Выводы по главе 2.

Рассматривая категории «становление» и «условия», лежащие в основе дополнительного экономического образования молодежи относительно профессиональной адаптации, в своем исследовании мы отмечаем ряд принципиально важных положений:

1. Профессиональная адаптация — один из важных этапов в профессиональном развитии личности. Профессиональная адаптация предполагает приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, вхождением в ролевую структуру профессиональной группы, принятие всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, результатов труда, условий в рамках данной профессии.

2. Современные исследования профессиональной адаптации личности ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство мотивационно-потребностной, смысловой и операционной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности.

3. Профессиональная адаптация выступает одной из сторон социализации. «Профессиональное» и «личностное» могут находиться у человека в разном соотношении:

— существование рядом, без пересечения, когда человек функционирует формально;

— полное совмещение, когда человек «втискивает» свое личное в профессиональные рамки;

— частичная идентификация личности со своей профессиональной нормой;

— полное включение профессиональных ценностей в личное пространство.

4. Профессиональное и личностное у человека находятся в постоянной динамике, «то гармонично сближаясь, то вступают в противоречие, то расходятся по разным векторам развития» .

С этих позиций выделяют ряд принципов лежащих в основе дополнительного экономического образования молодежи, способствующих ее профессиональной адаптации.

Принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности.

Принцип компенсации наиболее четко проявляется в тех случаях, когда у человека отсутствуют те или иные качества, необходимые для осуществления его деятельности. Так, например, если стоящая перед человеком профессиональная задача не может быть решена актуализацией одних функциональных возможностей, то она нередко решается актуализацией других.

В основе принципа индивидуализации (К.А. Абульханова-Славская) лежат явления, которые, в основе своей, имеют различные параметры — это и типичный для данного человека способ решения им жизненных задач, отличающих его от других людей, и интеграция в некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественных позиций, особенностей ее жизни.

Принцип интеграции можно охарактеризовать как объединение в целостное образование не только способностей самих по себе, но и определенный их синтез.

Признаками самоопределения:

— установление человеком своих особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

— выбор человеком критериев, норм оценивания себя на основе системы идеалов, ценностей;

— определение своих уже имеющихся качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя;

— предвосхищение своих будущих потенциальных качеств, соответствующих нормам, принятие или непринятие себя в ситуации завтрашнего дняпостроение своих целей, задач, планов (близких, среднеотдаленных, перспективных) для развития у себя необходимых качеств;

— пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, так как изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;

— пересамоопределение — человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающего процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни, — меняет профессию, круг знакомых, образ жизни и т. д.

5. Учебный комплект планирует работу учащихся в духе последовательного дидактического программирования: постановка учебной целипредъявление информациитестирование.

В качестве основных можно выделить несколько видов деятельности в обучении: усвоение четко заданного образца (технологически построенная репродукция) — учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) — Систематический познавательный поиск по типу научного исследованияигровая деятельность (включая игровое моделирование) — дискуссионная г диалоговая, коммуникативная) деятельность.

6. Структурными элементами социально-экономической активности молодежи являются: наличие экономических и правовых знаний, качеств личности, обеспечивающих учет как личных, так и ведущих потребностей социальной средыпонимание личной и общественной значимости трудастремление умножать не только личное, но и общественное богатствофактическое участие в трудовой и экономической деятельностиотношение к непосредственно выполняемой работесформированность мотивационно-ценностного компонента трудаиспользование экономической информациивыработка и принятие решений в практической предпринимательской деятельностиреализация принятых решений.

7. Критериями и показателями учебных достижений в экономической подготовке служат: понимание сущности социально-экономической активностивладение основными понятиями рыночной экономикиумение устанавливать экономические и социальные связи с внешней средойстремление участвовать в преобразовательной деятельности, процессах производства, обмена, распределения и потребленияспособность проявлять творческую инициативу в трудеспособность принимать самостоятельные решения в обычных и нестандартных ситуацияхспособность идти на риск при осуществлении новаторских идейумение работать в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного теоретического исследования и анализа обширного экспериментального материала автор пришел к следующим выводам: социально-экономическую активность необходимо рассматривать как преобразовательную деятельность человека, направленную на прогрессивные изменения окружающей среды, процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, предусматривающую положительный экономический эффект для личности и общества. Активность личности непосредственно связана с социально-экономическими переменами, происходящими в стране.

Предприимчивость представляет социально ценное, приносящее выгоду обществу и личности интегративное качество, обеспечивающее опережающее других людей практическое осуществление своего преднамерения, связанного с затратами времени и усилий, включающего финансовый, психологический и социальный риск, а также предполагающего последующее вознаграждение в виде денежного или личностного удовлетворения.

Структурными элементами социально-экономической активности молодежи являются: наличие экономических и правовых знаний, качеств личности, обеспечивающих учет как личных, так и ведущих потребностей социальной средыпонимание личной и общественной значимости трудастремление умножать не только личное, но и общественное богатствофактическое участие в трудовой и экономической деятельностиотношение к непосредственно выполняемой работесформированность мотивационно-ценностного компонента трудаиспользование экономической информациивыработка и принятие решений в практической предпринимательской деятельностиреализация принятых решений.

Наиболее существенным для формирования социально-экономической активности и подготовки обучающихся в системе дополнительного образования к участию в предпринимательской деятельности и малом бизнесе является включение их в реальные производственные отношения, производственно-экономическую и управленческую деятельность.

Эффективной формой экономической подготовки в системе дополнительного образования является учебное производство, основанное на принципах частичного самофинансирования и самоуправления, организация которого максимально приближена к малым предприятиям. Однако создание материальных ценностей в учебном производстве не является главной целью, а служит фактором подготовки молодежи к участию в социально-экономической деятельности, развития их предприимчивости, расчётливости й самостоятельности.

Критериями и показателями учебных достижений в экономической подготовке служат: понимание сущности социально-экономической активностивладение основными понятиями рыночной экономикиумение устанавливать экономические и социальные связи с внешней средойстремление участвовать в преобразовательной деятельности, процессах производства, обмена, распределения и потребленияспособность проявлять творческую инициативу в трудеспособность принимать самостоятельные решения в обычных и нестандартных ситуацияхспособность идти на риск при осуществлении новаторских идейумение работать в коллективе.

Показателями, оценивающими результаты формирующего эксперимента, являются: способность по-хозяйски, творчески относиться к порученной работевскрывать резервыбережное отношение к собственности работодателянетерпимость в отношении к нарушителям трудовой дисциплиныоценка трудовой и производственной деятельностиучастие школьников в обсуждении трудовой жизни коллектива.

Успех в экономической подготовке молодежи зависит от непосредственного участия преподавателей, бизнес-консультантов в учебно-производственной деятельностивозможности реализации учащимися собственных способностей: отстаивать свои экономические решения и право на выбор поля своей деятельности, инвестиций, формирования положительного отношения окружающих к предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. — М.: «Знание», 1985.
  2. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов / Науч. ред. И. В. Зорин.-М.: 1997, — С. 402 -Вып. 1.
  3. Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. -М.: 1998.
  4. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся IV-X (V-XI) классов: Учеб. пособие/Челяб. пед. ин-т, Челяб. обл. ИУУ.-Челябинск, 1988. 6,162.1
  5. Д. Педагогика переходного периода: экономическое образование в Центральной и Восточной Европе/Высшее образование в Европе. -1994. Т.19, N2. — С.131 — 137.
  6. О.П. Рынок: молодежная политика и профориентация/Шк. и пр-во. 1991. N3. С.73−76.
  7. Арендные отношения в производительном труде школьников: Метод, рекомендации: Для опыт.-эксперим. проверки/НИИ труд, обучения и проф. ориентации АПН СССР- С.Е. Шишов- Науч. Ред. И. А. Сасова. -М.: 1990. 29с.
  8. А.Г. Психология личности М.: 1990, С. 90.
  9. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление М.:
  10. С.Б., Березовская Д. А. Экономическое воспитание учащихся: (Учеб.-метод. пособие для учителя). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988. -70 с.
  11. С.С., Воронин Г .Л., Французова Л .Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся: (Положит, и отрицат. восприятие): По материалам социол. исслед. 1993. N2.
  12. Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М.:Изд-во РУДМД992.
  13. И.И. Опыт его биографии, составитель П.М. Майков/СПб, 1904.
  14. А.В. Психологические проблемы. экономической социализации/Педагогика.4 -1995.
  15. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое образование и воспитание подрастающего поколения/Сов. педагогика. 1988. N1.
  16. М. Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1993.
  17. П. А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни / Основы физической культуры: Учеб. пособие. — Челябинск, 1997.-4.4.
  18. Н.Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы: Автореф. дис. На соиск. учен. степ, канд. пед. наук: (13. 00. 01)/Ин-т общ, Образования М-ва образования
  19. Рос. Федераций, Специализир. Совет К 113.39.01. М.: 1994. — 20 с. 21 .Диксон Д.Е. Н. Совершенствуйте свой бизнес./Пер. с англ. -М.:Финансы и статистика, 1994.
  20. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. -М.: 1997.27.3орин И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. v- Москва Афины, 1994,407 с.
  21. И.И., Лазарева О. Н. Довузовская экономическая подготовка школьников: (Опыт базовых шк. Краснояр. гос. техн. ун-та)/Профессиональнай ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994. — С.59−61.
  22. Д. Българо-американски проект за въвеждане на икономически знания в средните общообразователни училища в България/Обучението по география. 1995. — Г.38, N3. — С.24−26.
  23. В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высш. шк., 1991. — 222с.
  24. В.М. О проекте Российского стандарта образовательнойобласти «Технология1,/Шк. и пр-во. 1994. — N1.
  25. Как читать финансовый отчет/Пер. с англ. М.: «Дело», 1992.
  26. Н.А. Единство трудового обучения и экономического воспитания/Сов. педагогика. 1987. N2. С.17−19.
  27. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. Сб. «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. -М.: 1986.
  28. В. А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность / Туризм: теория и практика: Избр. Труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с.
  29. В. А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России / Туризм: теория и практика: Йзбр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5.-248 с.
  30. В. А. Новые цели и функции туризма / Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3, -384 с.
  31. В. А. Социальный туризм / Туризм: теория и практика: Избр, труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 2.-256 с,
  32. В. А. Становление системы образования для целейтуризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: 1997. — 75 с.
  33. В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М.: 1990. -80 с.
  34. К.Г. Влияние экономической ситуации в России на -нравственное воспитание молодежи: (Сравнит, анализ отношения сел. молодежи Алтая к материал, ценностям и труду до и после перёстройки)/Гуманизация образования. 1995. — N1. — С.37−40.
  35. Кон И.С. «Ребенок и общество». М.: 1988 г. — С.127.46 .Королева И. Ш. Формы и методы экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы/Социально-экономические проблемы управления народным образованием. М.: 1984.С.123−130.
  36. Л. Обучение предпринимательской деятельности: (Как вариант непрерыв. образования: Финляндия)/Информатика и образование. 1995. — N2. — С.ИЗ.
  37. Д. Алгоршъм за осъществяване на рекламна комуникация в извънучилищните форми на центровете за работа с деца/Образование.-1995. Г. 4, N3. — С.18−27.
  38. Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  39. П.В., Быков В. В. Всемерно способствовать детскому кооперативному движению/Шк. йпр-во. 1991. N6. С.5−6.
  40. Критерии педагогической и экономической эффективности производительного труда школьников: Метод. Рекомендации/НИИ труд, подгот. и проф. ориентации АПН СССР- И. А. Сасова и др. М.: 1991.-58 с.
  41. А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство:Очерки истории М.:Прогресс-Академия, 1995
  42. Л.П., Соболева Е. Н., Якимов В. Н. Экономическое образование и воспитание школьников. 2. изд., доп., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 140 с.
  43. Н. Н. Основы психологических знаний: Учеб. Пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики». — М.: «Прин-Ди», 1997.
  44. Н. Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики» М.: «Зело», 1998.
  45. B.C. Непрерывное образование. Структура и содержание. М.: Просвещение, 1988, — С. 171.
  46. B.C. Содержание образования М.: 1989, — С. 89.
  47. С.Н. Школа юных менеджеров: (Ленинград)/Шк. И пр-во. 1991. N7.C.38.
  48. Л.А. Формирование социальной активности школьников впроцессе трудового обучения и воспитания/Ml 11Й им. В. И. Ленина. -М.: Прометей, 1989. 149 с. tii•
  49. . Рыночные отношения и воспитание/Воспитаниешкольников. 1991. N5. С.5−6.
  50. Л. Л. Экономическое образование в России: есть ли выход? / Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 12−21.
  51. В.И. Экономическая культура личности/Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: 1989. С. 99 -104.
  52. НисиМчук А. С. Экономическое образование школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.68 .Новик И. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании. М.: 1975. С. 37.
  53. Педагогические основы деятельности ученических производственных бригад/Под ред. К. А. Ивановича. М.: 1979.
  54. Педагогические основы обучения в учебно-производственных комбинатах: Метод, рекомендации. М.: 1973.
  55. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб. науч. тр./НЙИ труд, обучения и проф. ориентации АПН СССР- Отв. ред. Ю. К. Васильев, И. А. Сасова. М.:1986. 99 с.
  56. Педагогическое руководство экономическим образованием и воспитанием школьников: Обзор. информ./НИИ труд, подгот. И проф. ориентации АПН СССР- И. А. Сасова и др. М.: 1991. — 71 с.
  57. В.А. Хозяйственный расчет в ученической производственной бригаде/Шк. и пр-во. -1988. N7. — С.3−6.
  58. С.Г. Гуманизация образования и труд в школе/Шк. и пр-во. 1993.-N3. — С.3−4.80 .Прикладная экономика: Материалы из опыта работы преподавателей курса «Прикладная экономика». М.: Исполнительная дирекция «Достижения молодых"Д994.
  59. B.C. Азбука предпринимательства: справочно-пракшческое руководство.- М.: Паллада, 1993.86 .Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики: Межвуз. сб./Краснояр. инж.-строит. ин-т.- Красноярск: Б.и., 1994.- 96.
  60. Ю.И. Хозрасчет в трудовых объединениях: (Сел. шк. Воронеж. обл.)/Шк. и пр-во. 1990. N8. С.73−76.
  61. В.А. Роль ученических производственных бригад вэкономическом образовании и воспитании учащихся/Непрерывная педагогическая практика. Даугавпилс, 1989. С.65−69.
  62. В.А. Экономическое образование и воспитание в школе/Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. -М.: 1991. С.86−89.
  63. Т.К., Титкова JI.M. Реклама в бизнесе. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг"Д995.
  64. А.П. Вопросы теории и практики экономического образования и воспитания пшольников/Педагогическая наука в условиях перестройки. М.: 1988. С. 149−153.
  65. Совершенствование экономического образования и воспитания учащихся в свете требований научно-технического прогресса: Сб. науч. тр./НЙИ труд, обучения и проф. Ориентации АПН СССР- Отв. ред. Ю. К. Васильев, И. А. Сасова. М.: 1988. -102 с.'
  66. Стандарт Российской Федерации. Система образования: Нач. проф. образование: Основные положения гос. стандарта нач. проф. образования: Утв. М-вом образования Рос. Федерации/Вестн. образования. 1995. — N4. — С.24−31.
  67. Стандарт Российской Федерации. Система образования: Нач. проф. образование: Перечень профессий и спец. нач. проф. образования: Утв. М-вом образования Рос. Федерации/Вестн. образования. 1995. -N4. — С.33−36.
  68. Стандарт Российской Федерации. Система образования: Нач. проф. образование: Система кодификации (обозначений) документов гос. стандарта нач. проф. образования: Утв. М-вом образования Рос. Федерации/Вестн. образования. -1995. N4. — С.49−50у||^ .
  69. Стандарт Российской Федерации. Система образования: Нач. проф. образование: Модель учеб. пл. для учреждений нач. проф. образования: Утв. М-вом образования Рос. Федерации/Вестн. образования. 1995. -N4. — С.37−48.
  70. ЮО.Томин Н. А. Политехническая направленность экономического воспитания школьников/Соединение обучения с производительным трудом-основа реформы общеобразовательной и профессиональной Школы. М.: 1987. С.15−20.
  71. .А., Лещинер В. Р. Технологическое образование в средней школе Сб. Западные технологии и российский образовательный рынок М.: 1995, С. 38.
  72. Управление современной школой: Пособие для директора школы./Под редакцией М. М. Поташника. М.1995.
  73. Учащаяся молодежь и рынок: (Сб. науч. тр.)/Высш. пед. шк. им. Т. Котарбиньскего (Зелена Гура), НИИ проф. Самоопределения молодежи, Рос. акад. образования (Москва) — Редкол.: Е. К. Баксляры и др. Зелена Гура- М.: Высш. пед. шк., 1994.-175 с.
  74. Учащаяся молодежь и рынок: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. в г. Бресте. 27−29 окт. 1992 г. М.: НИИ трудовой подготовки и профориентации. 1992. — 256 с.
  75. Ю5.Файнберг Р. И. Кооператив при школе или школа при кооперативе?/Сов. педагогика. 1991. N7. С.24−29.
  76. Юб.Федин С. В. О преемственности экономического образования и воспитания учащихся средних школ и студентов вузов/Формирование современного экономического мышления у студентов и школьников. Владимир, 1988. С.91−96.
  77. .й. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: 1991.
  78. Е.Ю. Экономика и бизнес. М.:Начала-прессД993.
  79. Л.П. Экономическое воспитание старшеклассников/Шк. и пр-во. 1986. N8. С.8−9.
  80. ПО.Хайбулаев М. Х. Менеджмент в школе: (Сред. шк. N29 Волгограда с гуманит.-экон. уклоном)/Сов. педагогика. 1991. N11. С.14−47.
  81. Ш. ХозеС, Бизнесмен из десятого «Б»: (Пробл. Обучения школьников навыкам предпринимательства)/Моск. правда. 1992. 22 мая.
  82. В. Д., Жолдак В. И. Переподготовка кадров на факультете повышения квалификации: Методические указания. М.: 1990.
  83. ПЗ.Чепик В. Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма / Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. М.: 1998.-Ч. 1.-С. 13−15.
  84. В. Д., Левченкова Т. В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма /Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. М.: 1998. — Ч. 1. — С. 70−72.
  85. С.Л. К проблеме совершенствования экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ: (Шк. N26 г. Балашиха Моск. обл.)/Соединение обучения с производительным трудом учащихся в условиях нового механизма хозяйствования. М.: 1991. С.74−78.
  86. Пб.Черноглазкин С. Ю. Социально-экономическая подготовка и творческое развитие личности учащегося/Специалйст. 1995. -N2. — С.30−32.
  87. А. Первый московский кооператив школьников: («Хамовники»)/Семья. 1988.18 мая. С. 7.
  88. ИВШемякин Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  89. С. Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека / Сборник научных трудов «Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов». Пермь, 1996. — С. 138−146.
  90. С. Е. Образовательные стандарты и качество образования / Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 1996. — С. 25−34.
  91. С. Е. Образовательные стандарты и контроль качества / Сборник выступлений и статей российских, голландских и датских экспертов «Контроль качества в образовании». Пермь, 1996. — С. 324.
  92. С. Е. Образовательные стандарты и права человека / Сборник научных трудов «Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». ~М.: 1996. С, 116−124.
  93. С. Е., Шафиев Р. М. Социально-экономические аспекты развития образования в новых условиях хозяйствования. М.: РАО, Институт профессионального самоопределения, 1994. — 21с.
  94. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений / Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». -Санкт-Петербург, 1994. С. 18−22.
  95. Школа и экономика: Сб. материалов науч.-практ. конф., 18−20 мая 1993 г. Витебск: (ИУУ), 1993.4.1. 1993. -132 с.
  96. Школа и экономика: Сб. материалов науч.-практ. конф., 18−20 мая 1993 г. Витебск: (ИУУ), 1993. Ч.2< 1993. — 158 с.
  97. А.Т. Организация экономического образования и воспитанияучащихся. Киев: Рад. шк., 1987. — 126 с.
  98. В.А. Моделирование И философия M.:JI.: 1966.
  99. В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01)/Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Специализир. Совет Д 053.01.03.-М.: 1994.-35 с.
  100. Экономическое воспитание школьников в учебном процессе: Сб. науч. тр./Мин. пед. ин-т им. A.M. Горького- Ред. М. С. Войтович, B.C. Середа. Минск, 1984. — 76 с.
  101. Экономическое образование в школе: Материалы к междунар. семинару, 12−14 июня 1995 года. СПб.: Образование, 1995. — 79 с.
  102. Экономическое образование и воспитание учащихся общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки: Прим. прогр.: (Эксперим. вариант)/НИИ труд, обучения и проф. ориентации АПН СССР- И. А. Сасова, С. Е. Шишов. М.: 1989. — 57 с.
  103. Экономическое образование и воспитание учащихся: Пособие для учителя/Н.И. Горлач и др.- Под общ. ред. Н. И. Горлача, И. Ф. Прокопенко, В. К. Розова. Киев: Рад. шк., 1989. — 333 с.
  104. Abrokwa С.К. Vocational educationin the Hiird World: revisiting the debate//The vocational aspect of education. 1995. — Vol. 47, N2. — P.129 -140.
  105. Berufsbildung intemationaWBerufsbildung. 1994. — Jg.48, N26. — S.2−37.
  106. Berufsbildung//Zeitscrift fuer Paedagogik. 1994. — Jg.40, N3. — S.357−422.
  107. Bildung und Erziehung in Europa: Beitr. zum 14. Kongress der Dt. Ges. fuer Erziehungswiss. vom 14.-16. Maerz 1994 in der Univ. Dortmimd/Imi
  108. Auftr. des Vorstandes hrsg. von D. Benner u. D. Lenzen.-Weinheim- Basel: Beltz, 1994. 472 S.
  109. Caillods F., Atchoarena D., Bertrand O. Trends and challenges in EasternEurope/ЯШР Newsletter. 1995. — Vol.13, N1. — P. l-3.
  110. Charner I., Frazer B.Ch., Hubbard S. Reforms of the school-to-work tranzition//Phi Delta Kappan. 1995. — Vol.77, N1. — P.40, 58−59.
  111. Classement des colleges/ZBulletin officiel de 1, education nationale. 1994. -An.2, N13. — P.103−199.141 .Crott R.-D., Klueter H., Waclawek W. Innovationen durch
  112. Das Bildungsverstaendis der Arbeitswelt//Die Deutsche Scliule. 1994. -Jg.86, N2. — S.132−146.
  113. Das Handwerk in Deutscland//Bildung und Wissenscaft. 1995. — N1.-S.3−23.
  114. De Bruijn E., Howieson C. Modular vocational education and training in Scotland and the Netherlands: between specifity and coherence//Comparative education. 1995. — Vol.31, N1. — P.83−99.
  115. Dobischat R., Wacker M. Berufliche Integration von Aussiedlern//Die berufsbildende Schule. 1995. — Jg.47, N5. — S.170−175.
  116. Esely az oktatas modernizaciojara//Uj pedagogial szemle. 1995. — Evf.45, N5. — 0.3−13.
  117. Goal-based scenarios: a new approach to professional education/ZEducational teclmology. 1994. — Vol.34, N9. — P.3−32.
  118. Greinert W.-D. Die Berufsschule am Ende ihrer Entwicklung//Die berufsbildende Schule. 1994. — Jg.46, N12. — S.389−395.
  119. Griffin A., Bailey B. Vocational education in Russia in the tranzition to a market economy//The vocational aspect of education. 1994. — Vol.46, N2. -P.181−194.
  120. Grubb W.N., Kalman J. Relearning to earn: The role of remeditation in vocational education and job 1xaining//American journal of education. 1994. — Vol.103, N1.-P.54−94.
  121. Hager P. Competency standards-a help or a hindrance? An Austrahan perspective//The vocational aspect of education. 1995. — Vol.47, N2. -P.141−151.
  122. Handwerk u. Technik, 1992. 251 S.
  123. Heimerer L. Die Berufsschulen-sie sind besser als ilir Ruf/Die berufsbildende Schule. -1995. Jg.47, N5. — S.166−170.
  124. Hollo way D.G. Total quality management, the learning organization and post-compulsory education//The vocational aspect of education. 1994. -Vol.46, N2.-P.117−130.
  125. Kell A. Zur Gleichwertigkeit von allegmeiner und beruflicher Bildung//Die Deutsche Schule. 1995. — Jg.87, N2. — S.143−160.
  126. Kuebart F. Perspectives on the emergence of Tsairist Russia"s vocational education system// East/West education. -1993. Vol.14, N2. — P. l 13−125.
  127. D. «Frauenberufe»: ein Politikum und eine pedagogische Aufgabe//Die berufsbildende Schule. 1995. — Jg.47, N6. — S.206−211.
  128. Lernen im Arbeitspozess/ZBerufsbildung. 1994. — Jg.48, N25. — S.2−34. Luby A. An enterprizing approach to democratizing the curriculum: reflections on a Scottish experience//The vocational aspect of education. -1995,-Vol.47, N1.
  129. MarshK. Vocational education after Perestroika/ZEducation today. 1995. -Vol.45, N2.-P.26−27.
  130. Modellversuche-Ergebmsse anwendbar!?//Berufsbildung. 1994. -Jg.48, N30. — S.2−34.
  131. Niedermair G. Von der Klasse zum Team//Die berufsbildende Schule. -1994. Jg.46, N9. — S.281−285.
  132. D.N. «The talent at its command»: The First World War and the vocational aspect of education, 1914−39//History of education quarterly. -1995. Vol.35, N3. — P.237−260.
  133. Phillips T. Constructing vocational identities//The vocational aspect of education. -1995. Vol.47, N1. — P.5−19.
  134. R. 14−19: Innovation without change/ZEducation review. 1994. -Vol.8, N2. — P.34−38.
  135. Produktionsschulen/ZBerufsbulding. -1994. Jg.48, N29. — S.2−52.
  136. Qualifikation-Kompetenz-Bildimg//Berufsbildung. 1994. — Jg.48, N28. -S.2−52.
  137. Reuel G. Welche Arbeit meint die Arbeitslehre?//Arbeit und Technik in der Schule. -1994. Jg.5, N10. — S.322−326.
  138. Richtlinien und Lehrplaene?//Die berufsbildende Schule. 1995! -Jg.47, N5. — S.175−178.
  139. Schulishe und betreibhche Berufsbulding im intemationalen
  140. Vergleich/ZBildung und Erziehung. -1994.-Jg.47, N3. S.237−262.
  141. SnapeJ., CavanaghS. The problem facing students of nursing/ZEducation today. -1995. Vol.45, N2. — P.10−15.
  142. Strattmann K. Die historische Entwicklung der Gewerbelehrerbildung//Die berufsbildende Schule. 1994. — Jg.46, N2. — S.40−51.
  143. Taubman D. The GNVQ debate/ZForum for promoting 3−19 comprehensive education. 1994. — Vol.36, №. — P.77−80.
  144. Thomas Jefferson high school for science and technology (Virginia).
  145. Ulbricht G. Arbeitserzichiing in der staendich gegliederten Feudalgesellschaft//Arbeit und Teclinick in der Schule. 1994. — Jg.5, N11. -S.362−364.
  146. Warton P.M., Goodnow J.J. Money and children"s household jobs: parents» views of their interconnections/ZInternational journal of behavioral development. -1995. Vol.18, N2. — P.335−350.
  147. Watson A. Strategies for the assesment of competence//The vocational aspect of education. 1994. — Vol.46, N2. — P.155−166.
  148. Williams S. The business of morality//Education. 1995. — Vol.185, N14.-P. 18.
Заполнить форму текущей работой