Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная педагогика в период революции 1905—1907 годов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приобретенный в революции политический опыт позволил молодежи выявить классовую сущность просветительной доктрины самодержавия, официальной педагогики и практических мер правительства в области народного образования. Учащаяся молодежь убеждалась в необходимости не только разрушения старых академических порядков, но и создания новой школы, основанной на принципах демократии, гуманизма, дающей… Читать ещё >

Государственная педагогика в период революции 1905—1907 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Революционное движение в России накануне 1905 г. являлось мощным стимулом в борьбе демократических сил за влияние на школу, за пересмотр государственных принципов организации системы народного образования. Среди участников общественно-педагогического движения все активнее раздавались голоса с призывом отстранить самодержавное правительство от руководства школьным делом, децентрализировать управление народной школой, передав его в руки местных органов самоуправления. Состоявшийся в ноябре 1904 г. земский съезд признал, что «не соответствующее потребностям страны положение народного образования во всех его отраслях и степенях объясняется стоящим в связи с общей бюрократической системой отрицательным отношением правительственных кругов к мысли о пользе и значении всестороннего умственного развития народа для правильного течения общественной и государственной жизни» (Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образования. — СПб., 1906. — С. 5—6). Общественно-педагогическое движение рассматриваемого периода проявило себя в качестве активного противовеса официальной педагогики, способствовало обострению общественного интереса к проблемам воспитания и образования.

В России 9 января 1905 г. вспыхнула буржуазно-демократическая революция. Порожденная острейшими противоречиями российской действительности, она подняла к сознательному историческому творчеству пролетарские массы города и деревни, оказала влияние на все стороны общественной жизни.

С первых недель революции наглядно обозначился процесс отторжения как высшей, так и средней и низшей школы от царского режима. Крупные размеры приняли студенческие выступления в Петербурге, Киеве, Харькове, Москве и других университетских городах. Студенчество подхватило призыв о проведении всеобщей академической политической стачки. Решение о прекращении занятий и участии в стачке приняли студенты почти всех высших учебных заведений страны, кроме слушателей военных академий и привилегированных учебных заведений. С заявлениями о готовности прекратить учебные занятия и организовать ученические стачки выступили воспитанники средних учебных заведений страны (Центральный государственный исторический архив РФ (ЦГИА РФ). Фонд 733, оп. 16, д. 2, л. 101—103).

В центре академических требований студенчества стоял вопрос об автономии высшей школы и отмене реакционного университетского Устава 1884 г. Среди академических и административных требований, выдвинутых учащимися средней школы, находились вопросы коренного изменения школьного режима. Так, забастовавшие 4 февраля 1905 г. гимназисты Петербурга потребовали исключения из учебной программы латинского языка, невмешательства школьного начальства в домашнюю жизнь учеников, отмены существующей системы наказаний, вежливого обращения со стороны педагогического персонала, свободного посещения театров, концертных вечеров, библиотек, общественных читален, свободы совещаний в стенах учебных заведений. Учащиеся гимназий Тифлиса выставили требования о замене директоров и учителей, зарекомендовавших себя верноподданичеством, введении обязательного обучения грузинскому и армянскому языкам, создании товарищеского суда (// Вперед 1905. — 15 февраля). Бурные протесты вызывала господствовавшая в школе система религиозного сыска, обязательность исповеди и предоставления свидетельства об этом. Гимназисты многих городов страны настаивали на расширении программы обучения естествознанию, чтобы преподавание естественных наук находилось на уровне «современной научной точки зрения».

Буржуазно-демократические деятели выдвигали требование расширения сети средних школ, устранения или ослабления классицизма, признания реальных училищ равноправными с гимназией учебными заведениями, ликвидации формализма в обучении и схоластических методов преподавания, предоставления учащимся права устраивать кружки для самообразования, отмены внешкольного надзора, изменения школьного режима и др.

Приобретенный в революции политический опыт позволил молодежи выявить классовую сущность просветительной доктрины самодержавия, официальной педагогики и практических мер правительства в области народного образования. Учащаяся молодежь убеждалась в необходимости не только разрушения старых академических порядков, но и создания новой школы, основанной на принципах демократии, гуманизма, дающей полноценное научное образование. Весной 1905 г. в ряде средних учебных заведений страны был введен институт выборных старост, выполнявший первоначально роль представителей учащихся в решении конфликтных ситуаций с учебной администрацией. Создание демократической системы ученического самоуправления позволяло учащимся эффективно отстаивать свои права, проводить в жизнь идеи обновления внутреннего строя учебных заведений, добиваться изменения содержания образования. К осени 1905 г. студенческое самоуправление получило законченное структурное оформление. Вернувшись в сентябре в стены Alma mater после шестимесячной стачки, студенты Московского университета на сходке приняли решение о создании Центрального университетского органа (ЦУО). Одновременно с ЦУО был создан Коалиционный совет Московского университета — межпартийный центр, объединивший представителей студенческих революционных организаций (ЦГАОР. Ф. 63, 1905 г., д. 26, т. 1, л. 232— 234 об.; См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова и др. — М., 1991. — С. 29).

Массовый подъем революционной активности учащейся и студенческой молодежи застал врасплох учебную администрацию. Государственная педагогика прилагала усилия к тому, чтобы сохранить и спасти старый школьный режим. Стоявший во главе МНП В. Г. Глазов стремился ликвидировать проникновение в школу революционные настроения репрессивными акциями. От чиновников министерства, попечителей учебных округов, местной учебной администрации он требовал пресечения, карательных мер. Любые либеральные колебания, нерешительные действия расценивались министром как предательство государственным интересам и измена трону. Когда, например, попечитель Казанского учебного округа принял решение начать разбирательство причин массовой забастовки учащийся и студентов Казани, министр отменил это решение и Предписал попечителю немедленно уволить виновных (Константинов Н. А. Очерки по истории средней Школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г.). — М., 1956. — С. 78). Однако педагогические идеи правительства, включавшие карательные меры, не только не способствовали «умиротворению» учебных заведений, но и порождали новые волны протеста.

Отсутствие в государственной педагогике единства мнений о путях и средствах восстановления в стенах учебных заведений гражданского мира, осуществления гуманного воспитания вынудило правительство прибегнуть к выработке педагогически не обоснованных подходов и решений. Реализацией педагогических идей правительства явились обнародованные 27 августа 1905 г. «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями». В соответствии с этим документом университеты получали право выбирать ректора, деканов, профессоров, проводить студенческие собрания. Тем не менее государственная педагогика сохраняла право утверждения избранных должностных лиц. Правительство сохраняло в высшей школе институт инспекторов-педелей. Фактически потеряв весной 1905 г. контроль над средней школой, министерство В. Г. Глазова так и не смогло выработать сколько-нибудь приемлемые меры для наведения здесь хотя бы элементарного порядка.

Подъем революционного движения в стране осенью 1905 г. вынудил царизм пойти на уступки восставшему народу. 17 октября был опубликован царский манифест о «даровании» гражданских свобод. Наряду с опубликованным документом об учреждении Государственной думы, манифест стал практически шагом на пути превращения романовской монархии из сословной в буржуазную. Одновременно произошла реорганизация некоторых органов государственного управления, было объявлено об отставке наиболее реакционных министров. Обновленный Совет министров возглавил сторонник либерального реформаторства С. Ю. Витте.

Приступив в ноябре 1905 г. к обязанностям министра народного просвещения, И. И. Толстой как выразитель педагогических идей правительства предпринял попытку спасти школу от окончательного краха, либерализовать ее внутренний строй в духе новых порядков. Одним из первых документов, выработанных под его руководством, явилась представленная в Совет министров записка с изложением первоочередных нужд российской школы. В документе подчеркивалась необходимость возможно более скорого решения вопросов о введении в стране всеобщего обязательного начального образования, реформе средней школы, разработке нового университетского Устава, перестройке преподавания в национальных школах империи.

Совет министров счел возможным положительно отнестись к некоторым предложениям министра народного просвещения, в частности предоставить попечителям учебных округов право разрешать местному учебному начальству отступать от действующих правил и циркуляров, регламентирующих внутренний распорядок в учебных заведениях, допускалось образование при средних учебных заведениях родительских комитетов с правом представительства в попечительских и хозяйственных советах, признавалось необязательным ношение учащимися форменной одежды в свободное от школьных занятий время и т. д. Отметив, что своими средствами правительство «не может удовлетворить все более и более растущую потребность в среднем образовании», Совет министров поддержал предложение И. И. Толстого о государственном содействии частной и общественной инициативе в открытии средних учебных заведений, вносящем таким образом коррективы в развитие официальной педагогики.

Составленный на основе предложений министра народного просвещения доклад был утвержден Николаем II 16 ноября 1905 г., за исключением пункта, который признавал необязательным ношение учащимися за пределами школы форменной одежды. По всей видимости, царь опасался, что эта мера ослабит контроль за поведением учащихся на улице и в общественных местах. Однако уже 17 ноября при личной аудиенции И. И. Толстой сумел уговорить его «всемилостивейше» утвердить и этот пункт, разъяснив, «что отмена формы вне школы предполагается не ради поощрения разнузданности учащихся, а как необходимая и то не везде, а лишь в некоторых местностях мера предосторожности от могущих произойти несчастий» (Текущий архив лаборатории истории школы и педагогики дореволюционной России НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Воспоминания И. И. Толстого (машинописная копия). — С. 14).

Министерство И. И. Толстого приняло ряд мер по либерализации школьного режима. Во многих средних учебных заведениях прекратилась слежка за учащимися и применение к ним физических наказаний, был ослаблен контроль учебной администрации за внеклассным чтением и участием воспитанников в религиозных отправлениях. Циркуляром от 9 декабря 1905 г, упрощались условия приема в восьмые (педагогические) классы женских гимназий. 22 декабря принят циркуляр об освобождении от выпускных экзаменов по греческому языку экстернов и выпускников тех классических гимназий, где греческий язык преподавался в V—VII классах как необязательный. 24 декабря были отменены обязательные выписки из кондуитов. 9 ноября последовало разрешение освобождать по усмотрению администрации от обязательного посещения занятий в гимназиях и реальных училищах тех учащихся, родители которых заявляли о расстройстве здоровья детей вследствие нервного возбуждения «текущими событиями».

Наряду с мерам и по либерализации средней школы, МНП осуществляло и карательные акции. Это наглядно проявилось в циркуляре «О мерах, могущих обеспечить правильный ход занятий в средних учебных заведениях» (// Журнал Министерства народного просвещения. — 1906. — № 2. — С. 86). Главную помеху на пути «к правильному течению школьной жизни» министр видел «в образовании среди учеников организаций с избранными старостами, делегатами и т. п.». Циркуляр предписывал педагогическим советам учебных заведений «принять все меры для устранения ученических сходок и проявления деятельности организаций, вовлекающих учащихся в политическую деятельность и отвлекающих их от занятий». Активную борьбу вело МНП с педагогами, стремившимися внести в жизнь средней школы даже малейшие элементы демократизма.

Государственная педагогика обосновывала исходные положения проектов новых Уставов для различных типов учебных заведений.

После разгрома декабрьского восстания МНП объявило о закрытии ряда высших учебных заведений. Царизм вовсе не желал узаконивать «дарованную» высшей школе на основе «Временных правил» автономию и тем более подкреплять ее новыми Уставами, которые предусматривали равные условия приема в университеты выпускников всех типов средних учебных заведений, отмену процентной нормы приема в университеты евреев, предоставление права на университетское образование женщинам, введение предметной системы преподавания вместо курсовой, отмену служебных привилегий, связанных с университетским дипломом. В условиях ослабления революционного натиска и консолидации правых сил проекты либерализации высшей школы были торпедированы Советом министров, а затем и окончательно потоплены в потоке нахлынувшей реакции.

Безрезультатными оказались попытки государственного реформирования начального образования. На местах шла борьба против церковноприходской школы, против русификации школы, за расширение сети начальных школ, за расширение объема знаний, сообщаемых начальной школой, против мертвящего школу надзора со стороны инспекции народных училищ. В декабре 1905 г. записка МНП по этому вопросу была внесена в Совет министров для предварительного рассмотрения. Совет министров 30 декабря того же года поддержал инициативу МНП и предложил ему выработать законопроект о введении в империи в течение 10 лет всеобщего обязательного обучения при условии объединения всех начальных школ, кроме синодальных, под общим руководством и наблюдением учебного ведомства. Проект не получил одобрения ввиду отрицательной позиции Государственного совета. В 1907 г. II Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. По закону, города и земства могли получать некоторые суммы для реализации планов всеобщего обучения. Субсидии оказались недостаточными, чтобы осуществить эти планы. Внесенный 20 февраля 1907 г. во II Государственную думу законопроект министерства П. М. Кауфмана был расценен современниками как «одна из самых неудачных попыток канцелярского творчества», подвергся резкой критике в демократической печати (Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. — Т. X. Народное образование в России. — М., 1910. — С. 129).

Революционная эпоха способствовала рождению нового в общественно-педагогическом движении в России феномена — педагогического творчества народных масс. В годы революции скрытое недовольство трудящихся официальной народной школой выплеснулось наружу. Широко прокатилась по стране кампания бойкота церковных школ, требований отстранить духовенство от обучения детей, отделить школу от церкви. В 1905—1907 гг. в целом по стране было закрыто около 4468 церковных школ (Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905— 1907 годы. — СПб., 1910. — С. 293).

Монархическая направленность официальной педагогики отчетливо проявилась при обсуждении вопроса о национальной школе. Результатом охватившей весной 1905 г. Прибалтийский край «школьной забастовки» явился массовый переход учителей национальных школ к преподаванию на родном языке учащихся, отказ от проникнутых монархической идеологией и великодержавным шовинизмом министерских учебников и пособий, создание на местном уровне демократических органов управления школами.

Анализируя влияние революционного движения на состояние народной грамотности и образования, В. И. Ленин в статье «Русские негры» (1913) отмечал прямую зависимость развития просвещения от силы революционного натиска. Наглядной иллюстрацией этой закономерности может служить и развитие национальных школ в России. В процессе революционной борьбы многие зависимые народы империи сумели вырвать у самодержавия значительные уступки национальной школе. Так, уже в мае 1905 г. правительственным постановлением было разрешено преподавание литовского и польского языков в двуклассных и городских училищах Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, а также в средних учебных заведениях тех местностей, где большинство учащихся принадлежало «к литовской и польской народности».

1 августа 1905 г. были отменены правительственные указы 1897 и 1903 гг. о закрытии армянских школ и секуляризации имущества армянской церкви. «Закрытые когда-то школы, — писал, комментируя это событие, Н. В. Чехов, — стали открываться одна за другой, и в 1908—1909 гг. число их достигло 260. За несколько лет сделали громадные успехи в деле улучшения своей внутренней жизни и сложились в стройную и прочную национальную организацию» (Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. — М., 1912. — С. 173).

В 1906 г. вышло правительственное распоряжение об отмене закона 1892 г. о взыскании за тайное обучение в губерниях Западного края и Царства Польского, были утверждены «Правила для иногородцев, живущих в восточных и юго-восточных районах России». В соответствии с этими «Правилами» разрешалось первоначальное обучение в течение первых двух лет на «природном наречии», а в дальнейшем обучении родной язык учащихся оставлялся в качестве предмета, облегчающего преподавание на русском языке прочих дисциплин. Учителями в национальных школах могли быть либо «инородцы соответствующего племени», либо русские, «основательно знающие данное инородческое наречие». Решением Совета министров от 8 ноября 1906 г. в ведение попечителей учебных округов было передано рассмотрение проектов учебных руководств, издаваемых на местных языках, тогда как ранее это явилось прерогативой Ученого комитета МНП (ЦГИА РФ. Ф. 1276, оп. 20, д. 5, л. 36—37).

Революция способствовала дальнейшему крупному подъему общественно-педагогического движения в стране, которое выступило одним из противовесов антинародной политики самодержавия. Наиболее заметную роль в этом движении в рассматриваемый период играло учительство. В июне 1905 г. в Петербурге открылся I (учредительный) съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, но вскоре перенес свою работу из-за преследований столичной полиции в Финляндию. Параллельно с Всероссийским союзом учителей по народному образованию, объединявшим преимущественно учителей начальной школы, в стране был создан еще ряд профессиональных педагогических объединений. Наиболее значительным из них являлся Всероссийский союз учителей и деятелей средней школы (1906 г.).

Таким образом, период революции 1905—1907 г. был отмечен резким обострением кризиса официальной школьной политики, государственной педагогики. Волна революционной активности учащейся и студенческой молодежи, массовые демократические протесты общественности вынудили правительство внести в эту политику и официальную педагогику коррективы, направленные на либерализацию академических порядков, на частичное изменение содержания образования, предоставление возможностей для развития общественной и частной инициативы в школьном строительстве и внешкольной просветительной работе. Реагируя на требования народа, правительство пошло на некоторые уступки национальной школе, приступило к разработке планов введения в стране всеобщего обучения. На развитие государственной педагогики и разработку общих принципов организации и управления народным образованием, основ, на которых должна базироваться школьная реформа, оказали влияние общественные и политические движения, партии, общественные организации и группировки. Но только в проектах, разработанных учителями, педагогическими деятелями и общественно-педагогическими организациями, главное внимание уделялось собственно педагогическим аспектам реформ, вопросам гуманизации школы и образования, реформирования содержания, методов, организационных форм обучения и воспитания. Эти и подобные им педагогические идеи лишь в незначительной мере реализовывались в единичных, главным образом, в частных и элитарных школах.

Буржуазно-демократическая революция способствовала проявлению педагогического творчества народных масс, значительному подъему общественно-педагогического движения, созданию первых учительских профессиональных союзов в России, выявила как сильные, так и слабые их стороны. Дальнейшее развитие получила педагогическая мысль. Ее главнейшим ориентиром стали принципы демократии и гуманизма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой