Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций как средство их профессионально-личностного роста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены структурные элементы личностно-ориентированного подхода в рефлексивном обучении, рассматривающие личностное развитие как развитие субъектности, при котором организация процесса обучения опирается па личностный потенциал обучающихся, совместную деятельность субъектов обучения (педагога, учащихся), и технологию организации образовательной ситуации. С учётом сделанных обобщений, необходимых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки подготовки педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций в практике последипломного образования
    • 1. 1. Теоретические и методологические подходы организации рефлексии в образовании
    • 1. 2. Оценка содержания подготовки педагогов к проектированию образовательных ситуаций с рефлексивным содержанием деятельности
    • 1. 3. Структура и содержание педагогических действий проектирования рефлексивных образовательных ситуаций
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий готовности педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций
    • 2. 1. Критерии и показатели оценки результатов подготовки педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций
    • 2. 2. Технологическая обеспеченность курсовой подготовки педагогов телекоммуникационными средствами
    • 2. 3. Характеристика результатов профессионалы ю-личностного становления педагогов на различных этапах курсовой подготовки
  • Выводы по второй главе

Подготовка педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций как средство их профессионально-личностного роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и переход к рыночной экономике". В обществе, актуализировалась потребность в современно образованных, нравственных, умеющих делать осознанный и ответственный личностный выбор, предприимчивых людях, самостоятельно принимающих решения и способных прогнозировать их возможные последствия, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание и духовное развитие.

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», идеи федеральных образовательных стандартов нового поколения предполагает значительное повышение качества профессиональной подготовки педагогов. Наиболее значимые тенденции проявляются в непрерывности обучения педагога, нацеленности на самосовершенствование, личностную и творческую самореализацию. Неотъемлемым компонентом, обеспечивающим развитие процессов профессионального и личностного развития, является рефлексия. Включение методов обучения рефлексии в практику последипломного образования создаёт условия для актуализации профессионального опыта участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследеятельности, побуждает к саморазвитию, стимулирует творческое отношение к профессиональной деятельности [98 и др.]. Под рефлексией в данном исследовании понимается процесс мышления человека о себе как субъекте мыслительной деятельности, содержании своего мышления и сознания, характере процесса мышления [126]. В образовании проблематика рефлексии всё чаще связывается с инициированием мышления как фактора стратегически важного для образования человека, радикально влияющим на эффективность деятельности. В связи с этим в образовании получили и получают свое развитие методы влияющие на сознание и мышление не опосредованно, через культурные нормы и образцы, а напрямую, связанные с выработкой собственных норм и образцов деятельности. Придание мышлению стратегических функций в развитии человека и цивилизации, породило и развивает не только новые виды деятельности, такие как например проектную, с ее нацеленностью на будущее, но и вопросы, как к самим основаниям проектирования так и специфическим средствам включенным в ее арсенал. Рефлексивный опыт организации собственного мышления и сознания, трансформируемый в учебный процесс, позволяет педагогу создавать ситуации обучения и освоения рефлексии учеником. Развитие личности ученика — цель и смысл современного образования.

Теоретико-методологические аспекты проблем рефлексии как общей категории различных отраслей философского знания рассмотрены в работах В. П. Зинченко, В. И. Слободчикова, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, В. М. Розина и др. Обоснование применения рефлексии в сфере педагогики разрабатывались в работах Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, В. В. Краевского, Г. П. Щедровицкого и др. Применение рефлексии в педагогической практике привело к необходимости исследований этических и моральных проблем рефлексивного выбора [91- 92- 183 и др.], структуры и методов освоения рефлексии [5- 13- 14 и др.], позволяющие сделать её доступным практическим средством для широкого круга учителей. В то же время исследователи отмечают, что педагогический опыт проведения рефлексии в образовательной деятельности не накапливается стихийно. Для этого необходимо создавать определённые условия организации обучения [32- 185 и др.].

В качестве системообразующего подхода для освоения рефлексии педагогом и учеником выступает рефлексивное обучение, — педагогический процесс, в котором действия педагога и обучающегося, направленные на достижение целей образования, имеют рефлексивный характер [33- 59- 60- 193- 194 и др.]. Особенности проектной деятельности позволяют использовать рефлексию в качестве конструктивного средства и методического алгоритма педагогической деятельности, создают условия для развития профессиональной рефлексии [59- 98- 123 и др.].

Анализ литературы показал, что образовательная ситуация (ОС) является одной из наиболее распространённых форм организации учебного процесса в рефлексивном обучении. Специфика образовательных ситуаций с рефлексивным содержанием деятельности позволяет определить их как рефлексивные образовательные ситуации (РОС). Проектирование РОС в практике дополнительного профессионального образования создаёт ситуации обучения, в которых педагоги осваивают рефлексию как личное и профессиональное средство деятельности и жизнедеятельности. Это одно из наиболее значимых условий для профессионально-личностного роста педагога, позволяющее средствами рефлексии преодолевать педагогические стереотипы, формировать опыт инновационной деятельности, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества [98- 140- 182 и др.].

Анализ состояния практики свидетельствует о том, что педагоги испытывают значительные трудности с проектированием РОС и включением их в образовательный процесс ученика. Не умеют использовать РОС в своей практике по причине слабой их представленности в последипломном образовании. В то же время педагоги считают важным для себя умение рефлексивного осмысления собственного опыта профессионально-творческой деятельности, а также опыта взаимодействия учителя и ученика в образовательной ситуации, включающего в себя рефлексию.

Состояние теории и практики последипломной подготовки педагогов к проектированию РОС характеризуются следующими противоречиями:

— между возрастающим значением рефлексии как фактора, обеспечивающего профессионально-личностный рост > педагога, и недостаточной разработкой средств и методов для её освоения;

— между объективной потребностью педагогов включать в образовательный процесс новые практики, соответствующие задачам современного школьного образования, и недостаточной разработанностью структуры и содержания подготовки педагогов, позволяющей осваивать проектирование образовательных ситуаций с рефлексивным содержанием деятельности.

Следовательно, проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью подготовки педагогов к проектированию РОС, обеспечивающих (через процесс освоения рефлексии) более эффективную организацию образовательной деятельности, и недостаточной разработанностью содержания подготовки, средств и методов обучения педагогов, побуждающих осваивать педагогическую рефлексию.

Цель исследования — разработать организационно-педагогические условия подготовки педагогов к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций.

Объект исследования — проектная деятельность педагога в условиях курсовой подготовки.

Предмет исследования — рефлексивная образовательная ситуация как средство профессионально-личностного роста педагога.

Гипотеза исследования. Рефлексивные образовательные ситуации изменяют отношение педагогов к содержанию образования как к ценности, обретенной в совместной деятельности с учеником, создают условия для освоения рефлексии, учебного, творческого и личностного взаиморазвития педагога и ученика, активизируют деятельностные и познавательные смыслы подготовки педагогов, повышающие мотивацию на освоение рефлексии. Проектирование рефлексивных образовательных ситуаций в педагогической практике учителя происходит эффективно, если:

— определена структура и содержание интегративной модели РОС, при проектировании которой создаются ситуации обучения рефлексии.

— специальным образом организованы взаимосвязи между структурными элементами РОС;

— средства и методы обучения педагогов обеспечивают согласование целей проектирования РОС и социокультурных образовательных смыслов, побуждают осваивать педагогическую рефлексию, инициируют интерес к овладению способами её организации и рефлексивному взаимодействию между субъектами обучения;

— методический алгоритм проектирования РОС в системе курсовой подготовки структурирует деятельность участников по достижению целей проектирования, переводит их в особый, творческий режим деятельности;

Задачи исследования:

1. Разработать структуру и содержание интегративной модели РОС, выявить взаимосвязи между её структурными элементами в рефлексивном обучении, влияющие на эффективность освоения рефлексии, как условие профессионально-личностного роста педагога.

2. Выявить средства инструментального и методического обеспечения курсовой подготовки педагогов к проектированию РОС с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

3. Определить критерии и показатели оценки уровней готовности педагогов к проектированию РОС и их профессионально-личностного становления в системе курсовой подготовки.

4. Разработать содержание курсовой подготовки педагогов, включающее методический алгоритм проектирования РОС.

Методологической основой исследования являются идеи развития профессионально-педагогической рефлексии в контексте социокультурной ситуации [23- 107- 141- 190- 150 и др.]- идеи, отражающие пути и средства профессионального саморазвития педагога [32- 80- 150 и др.]- идеи развития рефлексивного мышления через синтез проектного подхода к действию и рефлексии [6- 160-, 182 и др.]- идеи технологизации процесса обучения [137;

135, 161 и др. ]- идеи контекстного обучения, основанные на воссоздании в образовательной ситуации предметного и социокультурного контекста профессиональной деятельности [29- 52 и др.]- идеи, отражающие необходимость рефлексии в сфере педагогической деятельности, исследования структуры и методов организации педагогической рефлексии (6- 14−76- 128- 184) — теоретические положения по этическим и моральным проблемам рефлексивного выбора, понимание себя и мира (91- 183 и др.]- идеи антропологических подходов в образовании человека (62- 155- 156- 172 и др.]- концепции рефлексивного образования [60- 193 и др.].

Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Сравнительно-сопоставительный анализ материалов научных конференций, философской, психологической, педагогической и методической литературы. Методы эмпирического исследования включали: моделирование, наблюдение, анкетирование, рефлексивную диагностику, контент-анализ. Поисковый, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты для реализации целей исследования. Результаты экспериментов обрабатывались статистическими методами с помощью пакета программ '^аЙБЙса 6.0″ .

Основные этапы исследования.

Первый этап (2000 — 2004 гг.) — анализ философской, педагогической и психологической литературыисследование сложившейся практики рефлексивного обученияопределение научного аппарата исследованияразработка программы педагогического эксперимента, проведение констатирующего эксперимента. Подбор и разработка методов исследования.

Второй этап (2004 — 2007 гг.) — поисковый эксперимент по выявлению особенностей программы проведения очно-дистанционных курсов по подготовке педагогов к проектированию РОС. Продолжение теоретических исследований по проблеме, корректировка формулировки гипотезы, разработка критериев и показателей готовности педагога к деятельности по проектированию РОС. Разработка и уточнение структуры и содержания рефлексивной образовательной ситуации, фрагментов методических рекомендаций.

Третий этап (2007;2009 г. г.) — формирующий эксперимент: организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению условий для подготовки педагогов к проектированию РОС на курсах повышения квалификации, проверка гипотезы исследования. Обобщение и систематизация результатов исследования, их количественная и качественная обработка, формулировка выводов, оформление текста диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлись МОУ «Лицей № 8" — МОУ «Гимназия № 21" — МОУДОД «Детская музыкальная школа № 1" — НОУ «Феникс» — МОУ ДОД «Станция юных техников" — НОУ «Православная классическая гимназия им. А. Рублёва» г. Электросталь, Московской области.

Всего в экспериментальных исследованиях на всех этапах приняло участие 311 педагогов в возрасте от 24 до 57 лет и со стажем работы от 2 до 28 лет. По отдельным экспериментам (констатирующий, формирующийаналоговый, лонгитюдный), этапам (исходный уровень, один год обучения, два года обучения), сериям, методикам принимало участие от 24 до 192 педагогов.

Научная новизна исследования:

— определена структура и содержание интегративной модели организации РОС, при проектировании которой создаются ситуации освоения рефлексии;

— выявлены средства обеспечения подготовки педагогов, включающие методический алгоритм обучения педагогов проектированию РОС и деятельностно-инструментальное обеспечение средствами ИКТ;

— определены критерии и показатели оценки уровня подготовки педагогов к проектированию РОС: лютивационно-личностный определяющий потребность: в личностной рефлексии, в самопознании, взаимодействии и сотрудничестве, независимости от внешнего организатора рефлексии, в эмоциональном сопереживании педагогическому процессу с рефлексивной составляющейкогнитивно-содержательный — знание: образовательных ситуаций с различным субъектным позиционированиемценностно-смысловых оснований организации рефлексии в педагогической практикеприемов и форм организации РОСпонятийного и терминологического тезауруса педагогической рефлексиидеятельностно-практическгш — умение: проектировать РОСорганизовать взаимодействие и обратную связь в РОСразрабатывать рефлексивные вопросыобучить ученика пользоваться методами рефлексии.

— выделены рефлексивные компоненты РОС: определения вариантов оснований ценностно-смыслового самоопределенияактуализации собственных средств жизнедеятельностинормирования приоритетов принятия решения и связанных с ними действий по ограничению или развитию деятельности;

— выделены, по субъекту рефлексии, направления рефлексршного обучения и взаимосвязанные с ними образовательные ситуации, определяющие содержание курсовой подготовки и специфику повышения квалификации педагогов.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы структура и содержание курсовой подготовки по проектированию РОС в системе повышения квалификации педагогов на основе обобщения научно-теоретических представлений о предмете и субъектах рефлексииопределены направления рефлексивного обучения, структура и содержание образовательных ситуаций в каждом из выявленных направлений, особенности проявления функций рефлексивных компонентов образовательной ситуации в результатах деятельности, что дополняет теорию профессионального образования.

Практическая значимость исследования: разработаны средства методического обеспечения обучения педагогов рефлексии, создающие условия для освоения способов и форм рефлексивной деятельности в реальной педагогической практике и позволяющие проводить оценку качества и уровень подготовки педагогов к проектированию РОС.

Разработаны программа и методические рекомендации для обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования, связанные с освоением рефлексии через специально организованную проектную деятельность. Программы и рекомендации апробированы и внедрены в практику дополнительного профессионального образования.

Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в разработанных образовательных курсах для педагогов, направленных на повышение их квалификации по темам: «Как организовать рефлексию учащихся» (2003), «Рефлексия на личностно-ориентированном уроке» (2005), «Проектирование образовательных ситуаций в рефлексивном обучении» (2007) и др.

Материалы исследования могут быть и частично уже использованы в практике подготовки педагогов в условиях общеобразовательной школы, в системе повышения квалификации, при создании спецкурсов в педагогических образовательных учреждениях.

На защиту выносятся.

Организационно-педагогические условия профессионально-личностного роста педагогов средствами проектирования РОС, включающие:

1. Методический алгоритм обучения педагогов проектированию РОС, состоящий из следующих этапов:

— проектирование ситуаг^ионного задания и пространства РОС (разработка целевых установок замысла РОС и ситуационного задания, инициирующего взаимодействие и сотрудничество субъектов деятельности субъект-субъектное пространство) — отбор и систематизация средств реализации целевых установок замысла (пространство реализации) — определение условий принятия решения по реализации замысла (пространство рефлексии);

— проектирование социокультурного контекста РОС (аналитический, организационно-деятельностный этапы и рефлексия результатов организационных и аналитических действий);

— проектирование места РОС в системе общеобразовательной деятельности и жизнедеятельности;

— рефлексия результатов проектных и организационных действий.

2. Структуру и содержание РОС, интегрирующие через условия ситуационного задания, с одной стороны, педагогическое пространство рефлексии и деятельности, с другой, ценности и смыслы образовательной среды в её социокультурном преломлении, включая пространство РОС:

— субъект-субъектное пространство взаимодействия и сотрудничества заданное условиями РОС через ситуационное задание;

— пространство рефлексии, определяемое через специфику рефлексивных компонентов РОС направленных на определения вариантов оснований ценностно-смыслового самоопределенияактуализации собственных средств жизнедеятельностинормирования приоритетов принятия решения и связанных с ними действий по ограничению или развитию деятельности;

— пространство реализации, определяемое через процесс деятельности и жизнедеятельности субъектов обучения в котором воспроизводится три вида результата: репродуктивный, творческий, эвристический, осуществляется рефлексия полученных результатовопределяется место образовательной ситуации и полученных результатов в системе общеобразовательной деятельности и жизнедеятельности;

— социокультурный контекст — среду, обеспечивающую согласование целей проектной деятельности с социокультурной действительностью.

3. Средства инструментального и методического обеспечения подготовки педагогов к проектированию РОС, позволяющие осуществлять организацию образовательной среды, сопровождение и диагностику качества обучения, творческое и продуктивное взаимодействие между педагогами и руководителем курсовой подготовки, участвовать в формировании целей и содержания своего образования, включающие программно — методический комплекс: модульные кейс-технологии (практические задания, теоретические материалы, технологические предписания, рефлексивную самооценку, тесты) — методические рекомендации по использованию возможностей электронной почты для консультирования, организации коммуникации и взаимодействияметодические рекомендации по использованию возможностей электронной почты для консультирования, организации коммуникации и взаимодействияметодические рекомендации по организации обсуждения заданий и материалов курса на специальном форуме и чат-конференциях.

4. Критерии и показатели оценки уровня подготовки педагогов к проектированию РОС: мотиваг^ионно-личностньш — определяющий мотивы освоения рефлексии: потребность в личностной рефлексииобращение к рефлексии как к средству самопознаниястремление к творческому взаимодействию и сотрудничеству в РОСнезависимость от внешнего организатора рефлексиикогнитивно-содержательный — отражающий содержание профессионально-педагогического рефлексивного знания о РОС с различным субъектным позиционированиемзнания ценностно-смысловых оснований организации РОС в педагогической практикезнания приемов и форм организации РОСзнания понятийного и терминологического тезауруса педагогической рефлексиидеятелъностно-практический — показывающий уровень готовности педагогов к личностному и профессиональному самодвижению в системе рефлексивного обученияумение проектировать РОСумение организовать взаимодействие и обратную связь в РОСумение разрабатывать рефлексивные вопросыумение формировать опыт учащегося в пользовании методами рефлексии.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивались научно обоснованными методологическими подходами, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам, доказательностью и непротиворечивостью выводов, математической обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов:

Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных (Москва, 2002), Всероссийских (Москва, 2004) — межрегиональных Интернег-педсоветах (Уфа, 2007, 2008, 2010) — научно-практических конференциях (Москва. 2003, 2006, 2008) — заседаниях Ученого совета по общим проблемам среднего образования УРАО ИСМО (Москва, 2008, 2009, 2010).

Результаты исследования внедрены в практику работы педагогов: МОУ «Лицей № 8" — МОУ «Гимназия № 21" — МОУДОД «Детская музыкальная школа № 1" — НОУ «Феникс» — МОУ ДОД «Станция юных техников" — НОУ «Православная классическая гимназия им. А. Рублёва» г. Электросталь, Московской области. Материалы исследования внедрены в систему работы по повышению квалификации педагогов ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. УфаГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров» (КРИРОиПК), г. Сыктывкар.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Установлено, что реализация разработанной структуры и содержания подготовки педагогов к проектированию РОС влияет на развитие личностной рефлексии, создаёт условия для профессионального роста педагога в системе повышения квалификации, обеспечивает личностную и творческую самореализацию педагога.

2. Выявлены средства инструментального и методического обеспечения проектирования РОС создающие при педагогическом сопровождении обучения условия для взаимодействия между субъектами обучения и руководителем курсовой подготовки, выбора деятельностной позиции, творческой направленности деятельности и полученных результатов.

3. Определены критерии и показатели оценки уровня готовности педагогов к проектированию РОС, позволяющие определить успешность освоения рефлексии, профессиональные и личностные изменения, происходящие в процессе обучения по выделенным уровням: высокийсистемно-интегративный, средний — системно-деятельностный, низкийвнесистемный.

4. Разработана очно-дистанционная программа курсовой подготовки, позволяющая повысить качество профессиональной деятельности педагогов, осваивать организацию рефлексивного обучения, ориентированного на взаимодействие и личностное со-развитие субъектов обучения.

Общие итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные цели решены. Выполненная работа не исчерпывает всех проблем, связанных с темой исследования. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении взаимосвязей между рефлексивным обучением, образовательной ситуацией и антропологическими подходами в системе полного (основного и дополнительного) образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Остановимся на основных выводах, полученных при решении задач исследования.

Первая задача состояла в необходимости разработки структуры и содержания интегративной модели РОС, выявлении взаимосвязей между её структурными элементами в рефлексивном обучении, влияющими на эффективность освоения рефлексии Для решения этой задачи проанализированы методологические и психолого-педагогические основания организации рефлексии в образовании. Выделены научно-педагогические обоснования организации рефлексии в образовании: преодоление затруднений в деятельности, связанные с развитием рефлексии мышления и деятельности, и ограничение деятельности — связанные с методами организации рефлексии сознания, создающие ситуацию выбора между прагматическим характером целей и нравственными основаниями деятельности, зависимость, несвободу от моральных оценок своих действий в рамках нравственного сознания.

Рассмотрена идея интегративной модели организации рефлексии в образовательной деятельности, где её место определяется в двух разрабатываемых сферах образования: в рамках теории и технологии деятельности и теории духовного сознания и самосознания. Выделены и уточнены понятия, на основании которых эти модели получают своё развитие.

Выделены структурные элементы личностно-ориентированного подхода в рефлексивном обучении, рассматривающие личностное развитие как развитие субъектности, при котором организация процесса обучения опирается па личностный потенциал обучающихся, совместную деятельность субъектов обучения (педагога, учащихся), и технологию организации образовательной ситуации. С учётом сделанных обобщений, необходимых для определения структуры и содержания подготовки педагога к проектированию РОС, выделены и систематизированы направления рефлексивного обучения (по субъекту рефлексии), позволяющие установить взаимосвязи между структурными элементами подготовки педагога: образовательной ситуацией, содержанием рефлексивной деятельности в образовательной ситуации, рефлексивным компонентом (специфика определяется направленностью рефлексивной деятельности), технологией обучения и формой организации рефлексии.

Разработан методический алгоритм проектирования рефлексивных образовательных ситуаций (проектно-разработческий этап программы курсовой подготовки) и социокультурного контекста (обеспечение согласования целей проектной деятельности и социокультурных образовательных смыслов) создающий условия для более качественного освоения педагогами рефлексивной деятельностью.

На основании теоретических обобщений направлений рефлексивного обучения разработана структура и содержание (модель) образовательной ситуации с рефлексивными компонентами. Определена направленность рефлексивных компонентов для данного типа РОС, в которой они выступают как элементы образовательной ситуации, организующие рефлексивную деятельность и развитие её участников. В разработку РОС были внесены следующие структурные элементы: субъект-субъектное пространство, пространство рефлексии, пространство реализации, социокультурный контекст.

В результате нами введено следующее определение понятия «рефлексивная образовательная ситуация», как интегративное пространство рефлексии мышления, сознания и деятельности, структурированное в соответствии с личностными представлениями о его значимости, влиянием социокультурного контекста, содержанием образования и позицией субъектов обучения по отношению к целям и смыслам деятельности.

Согласно второй задаче нашего исследования мы выявили средства инструментального и методического обеспечения курсовой подготовки педагогов к проектированию РОС с использованием информационнокоммуникативных технологий. Проанализированы возможности средств ИКТ для создания условий по проектированию рефлексивных образовательных ситуаций. Это создание виртуальной образовательной среды, включающей: педтехнологии сопровождающего обученияоткрытые задания курса и теоретические модулиценностно-смысловое содержание обучениявозможность выбора деятельностной позициитворческая направленность деятельности. Выделены средства инструментального и методического обеспечения подготовки педагогов к проектированию РОС, позволяющие осуществлять организацию образовательной среды, сопровождение и диагностику качества обучения, творческое и продуктивное взаимодействие между педагогами и руководителем курсовой подготовки, участвовать в формировании целей и содержания своего образования, включающие программно — методический комплекс: модульные кейс-технологии (практические задания, теоретические материалы, технологические предписания, рефлексивную самооценку, тесты) — электронную почту (консультации по содержанию деятельности, коммуникации и взаимодействие) — форум (отсроченное обсуждение заданий и материалов курса) — чат-занятия (обсуждение проблемных моментов освоения курса в режиме реального времени). Педагогами даны оценки образовательному процессу с точки зрения использования ИКТ при обучении рефлексии. Зафиксированы субъективные и объективные проблемы курсовой подготовки педагогов по обучению рефлексии средствами ИКТ. Система очно-дистанционной подготовки обеспечивает развитие мотивации, направленной на освоение рефлексии, и её взаимосвязь с познавательным и деятельностным содержанием обучения. Разработан методический алгоритм проектирования рефлексивных образовательных ситуаций (проектно-разработческий этап программы курсовой подготовки) и социокультурного контекста (обеспечение согласования целей проектной деятельности и социокультурных образовательных смыслов) создающий условия для более качественного освоения педагогами рефлексивной деятельностью.

Решая третью задачу, мы выявили критерии и показатели оценки уровней готовности педагогов к проектированию РОС и их профессионально-личностного становления в системе курсовой подготовки. Описаны показатели, входящие в состав критериев, позволяющие характеризовать качественные и количественные изменения подготовки педагогов. Для реализации целей исследования использованы следующие критерии: лютивационно-личноетный, когнитивно-содержательный, деятелъностно-практический. Критерии и показатели, проявляемые через продуктивность деятельности и качество рефлексии, фиксировали степень готовности педагогов к организации рефлексии. В результате такой работы выделялись объекты экспериментальной работы и субъекты разноуровневой подготовки. В рамках педагогического эксперимента нами было выделено гри уровня готовности педагогов к проектированию РОС: высокий, средний, низкий.

Для решения четвертой задачи, были определены этапы формирующего эксперимента: подготовительный, проектно-разработческий, оценочно-аналитический, реализованные в форме программы очно-дистанционной курсовой подготовки. Качественные изменения, отражающие субъективные и объективные изменения в уровне подготовки педагогов, показала рефлексивная диагностика, которая проводилась в процессе обучения. Диагностика участников курсовой подготовки позволила выявить динамику развития уровня готовности к проектированию рефлексивных образовательных ситуаций, определить степень изменения подготовки и конкретизировать эти данные в соответствующих показателях В результате ОЭР произошло сокращение количества педагогов, находящихся на низком уровне готовности и увеличилось их количество на высоком. Статистическая обработка результатов позволила выявить и проанализировать факторы влияния, определяющие переходы между группами и влияющие на личностные и профессиональные изменения в уровне подготовки.

Результаты диагностических исследований показали положительную динамику изменения рефлексивной самооценки, субъективные и объективные проявления характеристик педагогической деятельности по проектированию РОС, связанные с изменением уровня профессионализма по исследуемым показателям. Также выявлены изменения, затрагивающие профессиональную сферу педагогов на уровне подходов и принципов проектирования РОС, обусловленные их изменением на мировоззренческом и смысловом уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. О. Автайкина -Новокузнецк, 2008. 165 С.
  2. , Н.Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования Текст. / Н. Г. Алексеев // Кентавр. -1992.-№ 3.-С. 46−52.
  3. , Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление Текст. / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. -М.: 2002. № 2.- С. 92−116.
  4. , Н.Г. Направления изучения рефлексии Текст. / Н. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987. — С. 3−11.
  5. , Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления Текст.: автореф.. док. псих, наук: 19.00.13 / Н. Г. Алексеев. М, 2002.-36 С.
  6. , Н.Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения Текст. / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И.С. ЛаденкоИ.Н. Семенов. -Новосибирск: СО АН СССР. 1991. 38 С.
  7. , Г. С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности Текст. / Г. С. Альтшулер, И. М. Верткин. Мн.: Беларусь. 1994. — 479 С.
  8. , Ш. А. Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света Текст. / Ш. А. Амонашвили- М.: Изд. дом Ш. Амонашвили. 2009. 114 С.
  9. , Д.Л. Роза Мира. Метафизика истории Текст. / Д. Л. Андреев. -М.: Прометей. 1991.- 286 С.
  10. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : методическое пособие. Текст. / В. И. Андреев // М.: Высшая школа, 1981. 240 С.
  11. , О.С. Основы методологии: Учебное пособие. Текст. / О. С. Анисимов // Российская академия менеджмента и агробизнеса. — М.:1994. Т.1. — 185 С.
  12. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Текст. / О. С. Анисимов // М.: Экономика, 1991. -С. 170.
  13. , Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Артюшина. Нижний Новгород, 2008. — 24 С.
  14. , М.И. Теория и практика продуктивного обучения. Текст. / Башмакова М. И. // М.: Народное образование, 2000. 140 С.
  15. , Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Белозерцева Челябинск-2000. — 189 С.
  16. , Г. Ф. Дидактические условия развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Ф. Биктагирова Казань — 2004. — 168 С.
  17. , A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / A.A. Бизяева. С.-Петербург, 1993. — 23 С.
  18. , В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и некоторые размышления о путях ее решения. Текст. / В. Г. Богин // Вопросы методологии" № 1−2, 1999. С. 18−20
  19. , В.Г. Паша, Маша и Алена. Текст. / В. Г. Богин // Начальная Школа № 16, 1993.-С. 21−23.
  20. Богин, В. Г Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности Современная дидактика: теория практике. Под научной редакцией И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. Текст. / В. Г. Богин // Москва, 1993. — С, 115 121.
  21. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Текст. / Бондаревская // Педагогика. 1997. -N9 4.-C. 11 -17.
  22. , Л. Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 01 / Л. Н. Борисова Курск, 1999. — 24 С.
  23. , Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Текст.: автореф.. док. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. -56 С.
  24. , Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания. Текст. / Н. М. Борытко // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. A.B.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С.38−40
  25. , Б.С. К проблеме исследования человека в психологии. Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. С 5−20
  26. , Е.П. Психология и практика рефлексивная диагностика в системе образования. Текст. / Варламова, Е.П., Степанов С. Ю. // Вопросы психологии, 1997. N 5. — С. 8−4.
  27. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Текст. / А. А. Вербицкий //М.: Высш. шк., 1991.-207 С.
  28. А. JI. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Текст. / А. Л. Венгер// М.: ВНИК «Школа». 1998.- 80 С.
  29. , Л.С. Педагогическая психология. Текст. / Л. С. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — С. 319.
  30. , Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление. Текст. / Б. З. Вульфов // Magister, 1995.- № 1. С. 71−79
  31. , В. Б. Повышение квалификации учителей на Западе : рефлексивная модель обучения. Текст. / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2004. — N 2.- С. 72−79
  32. Гин, A.A. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Текст. / A.A. Гин // Пособие для учителей. М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 С.
  33. , З.П. Педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе личностно ориентированного обучения. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбенко З. П. Барнаул, 2003. С. 25.
  34. , Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. Текст. / Ю. В. Громыко // М., НМУ, 1992. С. 92.
  35. , Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. Текст. / Ю. В. Громыко // М., МАРО, 1996. 545 С.
  36. , А.Ю. Мыследеятельностная педагогика существует, как практика образовательных организационно-деятельностных игр.Электронный ресурс. / А. Ю. Губанов, A.B. Нечипоренко Т. М. Губанова http://www.fondgp.rU/projects/chteniya/abstracts/2
  37. , Т.М. Опыты мыследеягельностной педагогики. Текст. / Т. М. Губанова // М., 1998. С. 122.
  38. , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. Текст. / Э. Гуссерль // Вопросы философии, 1992.- № 7. С. 18−23.
  39. , Э.Н. Введение в философию образования. Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчинова // М.: Логос, 2000. 224 С.
  40. , В. В Младший школьник как субъект учебной деятельности. Текст. / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, № 3, 1992.-С. 14−20.
  41. , В.В. Проблемы развивающего обучения. Текст. / В. В. Давыдов // М, 1986.-286 С.
  42. , В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил. Текст. / В. И. Даль // М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2008.-349 С.
  43. , А. Я. Теория интеграции образования. Текст. / А. Я. Данилюк // Ростов-на-Дону, 2000. 185 С.
  44. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора. Электронный ресурс. / Православие. Ки // Интернет-журнал, 6 апреля 2006 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/16 935.htm
  45. , В. К. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя. Текст. / В. К. Елисеев // Высшее образование в России. 2005. № 2 С. 37−40.
  46. , В. К. Сластенин В.А. Рефлексивная культура учителя как субъекта педагогической деятельности. Текст. / В. К. Елисеев // Педагогическое образование и наука, 2005. № 5. С. 37−42
  47. , А. Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего. Текст.: дис. .канд. психол. наук: 19.00.13/А. Л. Емельянов II- М. 1997. — С. 192.
  48. , В.А. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем (ЧМС). Текст. / В. А. Жегалин, A.B. Нечипоренко // Вопросы методологии. 1991. № 4. — С. 3439.
  49. , В.И. Педагогическое творчество учителя. Текст. / В. И. Загвязинский // М.: Педагогика, 1987. -160 С.
  50. , Л.В. Избранные педагогические труды. Текст. / Л. В. Занков // М.: Новая школа, 1996.- 432 С.
  51. , В.К. Ключ к детским желаниям. Электронный ресурс. / В. К. Зарецкий, М. М. Гордон Первое сентября № 22/2001 2001 http://ps.september.ru/
  52. , В.И. Теория обучения : Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. / В. И. Загвязинский //М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 С.
  53. , B.K. Использование рефлексии в практике организации решения проблем. Электронный ресурс. / В. К. Зарецкий // Материалы XI Чтений памяти Г. П. Щедровицкого http://www.fondgp.ru/projects /chteniya 2005
  54. , Г. П. Педагогические практикумы форма обретения опыта рефлексивного образования. Текст. / Г. П. Звенигородская // Мир образования — образование в мире, 2002. — № 2. — С. 160−170
  55. , Г. П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: Текст. / Г. П. Звенигородская // Хабаровск, 2002 451 С. РГБ ОД, 71:02−13/288−4
  56. , В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов М.: Тривола, 1994.-С. 123.
  57. , В.П. Миры сознания и структура сознания. Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. С. 15−36
  58. , В.П. О целях и ценностях образования. Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика, 1997. № 5. — С. 3−17.
  59. , И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности в связи с уровнем развития рефлексивности. Текст. / И. Н. Зиник // Психология обучения, 2008. № 4. — С. 91−100.
  60. , Э.В. Что же такое личность? Текст. / Э. В. Ильенков // М., 1979. С. 183−236.
  61. , И. М. Асимметричный человек. Текст. / И. М. Ильинский // М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 196.
  62. , И. Критика чистого разума. Текст. / И. Кант // М.: Мысль, 1994. -С.513.
  63. Кара-Мурза, С. Г. Подрыв рационального мышления и рефлексивное управление. Текст. / С.Г. Кара-Мурза // Рефлексивные процессы и управление. Том 3, № 2, 2003. С.16−34.
  64. , A.B. Рефлексивность в структуре общих способностей // Психологи способностей: Современное состояние и перспективы исследований.
  65. Текст. / A.B. Карпов // Материалы научной конференции, посвященной памяти В. Н. Дружинина, ИП РАН, 19−20 сентября 2005 М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2005.-С.40−44.
  66. , П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. Текст. / П. Ф. Каптерев // Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — С. 37- 41.
  67. , Г. С. Культура и жизненый поток два полюса образования. Текст. / Беседа гл. редактора ЛГО Александра Пентина с Георгием Кнабе // Лицейское и гимназическое образование, 1998. -№ 1 С. 19−31.
  68. , А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания. Текст. / А. Ф. Коган // Практична психолопя та сощальна робота. К., 2000 — № 2(21). — С.22−26.
  69. , H.H. Возможные перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности Электронный ресурс. Опубликовано: July 8, 2003, 12:00 am http://flogiston.ru/articles/general/kogan4
  70. , E.B. Социально-психологические аспекты становления культуры рефлексии педагога в профессионально значимых жизненных ситуациях. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. В. Корецкая. Курск — 2002. С. 26.
  71. , Н.И. Логический словарь-справочник. Текст. / H.H. Кондаков //НаукаМ.:-1975. С. 717.
  72. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Текст. / В. В. Краевский // Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 С.
  73. Краевский, В.В."Человеческий фактор" в жизни и в педагогике. Текст. / В. В. Краевский // Педагогика, 2006. № 3.~С. 92−102
  74. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Текст.: метод, пособие под ред. С. Н. Чистяковой,
  75. А.Я.Журкиной. -M.: Институт общего среднего образования РАО. 1997. С. 112.
  76. , Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. Текст. / Ю. Н. Кулюткин // СПб.: СпецЛит, 2001, — 75 С.
  77. Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Текст. / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская // СПб.: СПбГУПМ, 2002. 48 С.
  78. , Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Текст. / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Без духов // СГПУ. — Самара, 2002. —400 С.
  79. , C.B. Педагогика личности: Учеб. пособие. Часть 1. Текст. / C.B. Кульневич //- Ростов н/Д, 1995.-С. 167.
  80. , Н.В. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки. Текст. / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецианский // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63 — 66.
  81. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии, 1984. -№ 1.-С. 33−37.
  82. , В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. Текст. / В. П. Кузьмин // М., 1976.
  83. , А.Е. Функциональная типология рефлексий / А. Е. Левинтов Электронный ресурс. // 2005 (http // www.redshift.com/alevintov. htm).
  84. , И .Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  85. , В.А. Конфликтующие структуры. Текст. / В. А. Лефевр // Изд. 2-е перераб. и дополн. — М.: Советское радио, 1973. -153 С.
  86. , В.А. Нравственное сознание. Текст. / В. А. Лефевр // Методологический и игротехнический альманах Кентавр 1990. — № 2. С. 40−47.
  87. , В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. Текст. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 108 С.
  88. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев //- 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 С.
  89. , Л.В. Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной культуры педагога. Текст. / Л. В. Лидак // Психология и педагогика развития личности. «Илекса», Москва, 2002.
  90. , М.К. Театр. Текст. / М. К. Мамардашвпли // М.: 1991. -№ 3, — С.-12.
  91. , М.К. Сознание как философская проблема. Текст. / М. К. Мамардашвили // // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 73- 79.
  92. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. № 8. — С. 16−21.
  93. , В.А. Рефлексия как метакомпетентность. Текст. / В. А. Метаева // Педагогика, 2006. № 3. — С. 57−61
  94. , М.В., и др. / Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. Текст. / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. И. Нежурина // Под ред. канд. пед. наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 С.
  95. , О. Б. Формирование у педагога рефлексивно позиции в процессе дополнительного профессионального образования. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.08 / О. Б. Модулина. Ярославль. — 2009. — С. 26.
  96. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской // М.: Педагогика, 1990. -С. 104.
  97. , Т.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении. Текст. / Назарова Т. С., Шаповаленко B.C. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 3 -10.
  98. , Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления христианского психолога. Текст. / Б. В. Ничипоров // М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 С.
  99. , Б.В. Времена и сроки. Книга первая: Очерки онтологической психологии. Текст. / Б. В. Ничипоров // М.: Паломник, 2002 С. 173.
  100. , В. «Проблема реальности» RC'2000: мимолетные впечатления. / Электронныйресурс. В. Никитаев // http://old.circle.ru/reflexum/n24112000.html
  101. , А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание. Текст. / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексия. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко Новосибирск: Наука, 1987.- С. 12−19
  102. , А.П. Рефлексия. Текст. / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / РАН: Научн.- ред. совет В. С. Степин. М.: Мысль, 2000. — Т. 3.: Н-С.-2001.
  103. , М.В. Дидактические приемы реализации проблемно-рефлексивной ситуации на уроке. / Электронный ресурс. М. В. Оданович // Материалы международных педагогических чтений http://wecomm.ru/structure/?idstucture=368
  104. , С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов. Текст. / С.И. Ожегов// Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.- 750 С.
  105. , С.К. Учет генетических особенностей при разработке модели социально-экономического развития России. Текст. / С. К. Орловская // Вестник российской академии естественных наук 2008/1 С. 42 49
  106. , A.A. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? Текст. / A.A. Остапенко // Духовно-нравственное воспитание № 6.-2008.-С. 20−22.
  107. , Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Д. Ю. Осягин. Новосибирск. — 1997. — С. 26.
  108. Педагогические технологии дистанционного обучения. Текст. / Под ред. Е. С. Полат М., 2006. — 292 С.
  109. Педагогическая лоция. Текст. / прилож. к жур. Лицейское и гимназическое образование // Метод проектов в технологическом образовании школьников в Великобритании. 2007. С. 20
  110. Педагогический энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 С.
  111. Петрухин, Е. Б .Самооценка рефлексивности педагога как фактор эффективности руководства классным коллективом. Текст. / Е. Б. Петрухин // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. С. 31 -35.
  112. , Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.». Текст. / Л. Г. Петерсон // Построение непрерывной сферы образования. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007.- 448 С.
  113. , Г. Н. Педагогическая ситуация как средство личностно-профессионального развития студентов : Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.08 / Г. Н. Петрова. Владивосток, 2007. — С. 26.
  114. , O.K. «Среда события знания» как педагогическое явление. Текст. / O.K. Позднякова // Известия Российской академии образования, 2009. № 2 (10). — С. 83−91
  115. , A.A. Очерки методики преподавания психологии. Системно ситуационный анализ психологического взаимодействия. Электронныйресурс. / A.A. Полонников // www.charko.narod.ru
  116. , А. В. Организация рефлексии педагогической деятельности учителями в условиях дополнительного профессионального образования студентов. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.08 / А. В. Поминов // Челябинск, 1998. С. 24.
  117. , В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности. Текст.: автореф. дис.. канд. псилог. наук: 19.00.01 05 /А. В. Поминов // Ярославль, 2000. С. 25.
  118. , C.B. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска». Текст. / C.B. Попов // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах, 1994. № 3, С. 2−31.
  119. , Т. В. Особенности рефлексии на различных уровнях педагогического мышления. Текст.: автореф. дис.. канд. псилог. наук: 19.00.07 /Т. В. Разина//Ярославль, 2002. С. 25.
  120. , В.М. Рефлексия, мышление, квазирефлексивные структуры. Текст. / В. М. Розин // Рефлексивные процессы и управление, 2003. №.1, том 3, С. — 40−57.
  121. , В.М. О необходимости различения понятий «схема рефлексии», «рефлексивная работа», «контекст рефлексии». Текст. / В. М. Розин // Рефлексивные процессы и управление, 2001. № 1. С. 55 — 60.
  122. , Г. А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 19.00.01 / Г. А. Романова // Москва, 2002. С. 25.
  123. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Р76 Гл. ред. В. В. Давыдов. Текст. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998 — 672с., ил. Т.2-Я- 1999. Учитель т-2. С. 491.
  124. , C.JI. Основы общей психологии. Текст. / C. JL Рубинштейн // СПб: Издательство «Питер», 2000 С. 712.
  125. , Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения. Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы философии, 1983. № 10. С.27−32.
  126. , М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. -.№ 1. С. 48−51.
  127. Савинкова, Т Н Рефлексия как средство преодоления профессиональных затруднений педагога инновационного образовательного учреждения. Текст. / автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / Т. Н. Савинкова. Челябинск. — 1999. — С. 26.
  128. , И.А. Нужно ли технологическое образование в общеобразовательной школе? Текст. / И. А. Сасова // Профессионал. № 1.2008. С. 13 — 17.
  129. .В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. 2-е изд. Текст. / П. В. Баранов Б.В. Сазонов // М., МНИИПУ, 1989. С. 290.
  130. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. Текст. М: Народное образование, 1998. — 256 С.
  131. , В.Е. Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях: дис. канд. психол. наук. Текст. / В.Е. Семёнов-Л, 1975, — 241 С.
  132. , И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Текст. / И. Н. Семёнов //- НИИОПП АПН СССР. М., 1990. — 216 С.
  133. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.. Текст. / В. В. Сериков // Монография. Волгоград, 1994. С. 152.
  134. , Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе : Текст. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. И. Скворцова//Омск, 2000 182 С.
  135. Современная западная философия: Словарь. Текст. / Сост.: Малахов
  136. B.C., Филатов В. П. -М.: Политиздат, 1991.- 414 С.
  137. , Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза. Электронный ресурс. / Л. Б. Соколова, Л. М. Ильязова // CREDO NEW Теоретический ж-л № 1 2005 http://www.credonew.m/credonew/01 05/14.htm
  138. В. Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Текст. / В. Н. Соколов // (Программа: Обновление гуманитарного образования в России), М., 1995. С. 225.
  139. , B.C. Оправдание добра. Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990.-С-413.
  140. , B.C. Философское начало цельного знания. Текст. / B.C. Соловьев// Мн.: Харвест, (Классическая философская мысль), 1999.- 912 С.
  141. , Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности. Текст. / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология, 2008. № 3 С. 24 — 40.
  142. , В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Текст. / В. А. Сластенин //- М.: Просвещение, 1976.-160 С.
  143. , В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 С.
  144. , В.И. Образовательная среда: Реализация целей образования в пространстве культуры. Текст. / В. И. Слободчиков, // Новые ценности образования: Культурные модели школ.-Вып.7.- М.:Рус.яз., 1990, — 624 С.
  145. , В.И., Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М: Школа — Пресс, 1995. — 383 С.
  146. , В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 29−36.
  147. , В.И., Антропология образования: её возможность и действительность. Текст. / В. И. Слободчиков // Школьные технологии № 3 2008 С. 3−9.
  148. , В.И. Человеческий потенциал в пространстве антропологии образования. Текст. / В. И. Слободчиков // Психология обучения, 2009. № 1. -С. 4−19.
  149. Становских, 3.JT. Рефлексивные компоненты профессионального самоопределения старшеклассников. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 Киев, 2005. С. 24.
  150. , С. Ю. История рефлексивных размышлений и поисков одной школы. Текст. / С. Ю. Степанов, А. С. Сухоруков // Директор школы, 1999. -№ 5.-С. 8−14.
  151. , И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности. Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / И. А. Стеценко // Таганрог. -1998. С. 24.
  152. , H.H. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Текст.: автореф. дисс. докт. пед. наук. 13.00.08 / H.H. Суртаева // М., 1995. — 40 С.
  153. , И. А. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Барнаул. 2002. С. 26.
  154. , Д.В. Рефлексивное обеспечение инновационной деятельности. Текст. / Д. В. Тырсиков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 1999. = № 3. С. 28 — 31.
  155. , В.Г. Модернизация «другой» Европы. Текст. / В. Г. Федотова, //-М., 1997.-С. 271.
  156. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Текст. / Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. // Министерство образования Российской Федерации. -М. 2004,221 С.
  157. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Текст. / Часть П. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. — 266 С.
  158. , Н.П. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.244−245.
  159. , П.А. Макрокосм и микрокосм. Текст. / П. А. Флоренский // Человек и природа. 1989, — № 9 — С. 70 — 71.
  160. , Э. Анатомия человеческой деструктивности. Текст. / Э. Фромм // М.:Республика, 1994.- 447 С.
  161. , Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или Быть? Текст. / Э. Фромм // К.: Ника-Центр, 1998.- 400 С.
  162. , М. Слова Ницше «Бог мертв»// Работы и размышления разных лет. Текст. / М. Хайдеггер // М., 1993 — С. 197.
  163. , М. Время и бытие. Текст. / М. Хайдеггер // М., 1993. С. 123.
  164. , A.B. Современная дидактика. Текст. / A.B. Хуторской // СПб: Питер, 2001-С.289.
  165. Хуторской, А. В Дидактическая эвристика. Текст. / A.B. Хуторской // Теория и технология креативного обучения. М. Изд-во МГУ, 2003. — 416 С.
  166. Хуторской, А. В Соотношение деятельности и содержания образования. Текст. / A.B. Хуторской // Школьные технологии, 2007. № 3 — С. 10−17.
  167. , Т.А. Проектирование образовательной среды содействующей профессиональному саморазвитию личности. Текст. / Т. А. Челнокова // Образование и саморазвитие. 2009. № 4(14). — С. 3−8.
  168. , О. Разработка уроков математики в развивающей технологии Л.Г. Петерсон: Электронный ресурс. / О. Чиханова // Математика. 1 кл. ч. 1. М.: Конспект № 1. Баласс, 2000. С. 33. http://nsc.lseptember.ru/2003/36/6.htm .
  169. , В.Э. Смысл жизни: проблема. относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего». Текст. / В. Э. Чудновский // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. — С. 15 — 26.
  170. , Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, 2001.- № 5.-С. 19−34
  171. Шаров, А. С О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Текст. / А.С.Шаров// Омск: Изд-во Омского госуд. пед. унив., 2000. 358 С .
  172. , Г. П. Система педагогических исследований. (Методологический анализ) //Педагогика и логика.- М.: Касталь, 1993. 412 С.
  173. , Г. П. Рефлексия в деятельности. Текст. / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1994. — № 3 — 4 (№ 15−16). — С. 76−121.
  174. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя. Текст. / Г. И. Щукина // М.: Просвещение, 1986. 114 С.
  175. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Текст. / Г. И Щукина // М.: Педагогика, 1988. 208 С.
  176. , Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Текст. / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  177. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Текст. / Э. Г. Юдин // М.: Наука, 1978. С. 41−45.
  178. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.М.: Сентябрь, 1996. 96 С.
  179. , И.С. Личностно ориентированная школа схема анализа деятельности Директор школы", № 6, 2003. — С. 18−20.
  180. The reflective model of educational practice // Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. P. 7−25. Перевод выполнен А.В. Колотвиным
  181. Lipman, M. Thinking and the School Curriculum // Lipman M., Sharp M., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. Sec. Ed. Philadelphia, 1980. P. 12−31. Перевод выполнен М.Н.Архиповой
  182. , J. H. (2000). Teacher education at the millennium: A view from the cafeteria. Journal of Teacher Education, 51(3), 174−179. Образование Учителя в новом тысячелетии: вид из кафетерия. Журнал Образования Учителя, 51(3), 174−179.
Заполнить форму текущей работой