Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая технология обучения двигательным действиям подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях повышения эффективности обучения и совершенствования ДД, а также для контроля за их усвоением, наряду с общепринятыми методами следует широко использовать различные тренажерные устройства: а) на этапе начального разучивания рекомендуются тренажерные устройства при помощи которых подросток обучается последовательности выполнения ДДб) на этапе детализированного разучивания использовать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическое развитие личности и воспитание подростка
    • 1. 1. Философская концепция развития и её значение для разработки теоретических и практических основ физического воспитания
    • 1. 2. Роль наследственности в физическом развитии подростка
    • 1. 3. Среда, как фактор физического развития подростка
    • 1. 4. Соотношение физического воспитания и развития личности подростка
    • 1. 5. Учёт возрастных особенностей индивидуальных различий подростков в процессе физического воспитания
    • 1. 6. Особенности личности подростка
    • 1. 7. Понятие о принципах воспитания. Важность учёта комплекса принципов в процессе физического воспитания
    • 1. 8. Использование общих методов воспитания
  • Основные требования к ним
    • 1. 9. Понятие формы воспитания. Требования к организации воспитательного процесса
    • 1. 10. Использование методов коллективного воспитания в работе преподавателей физической культуры
    • 1. 11. Учёт психологических особенностей подростков в обучении двигательным действиям
  • Глава 2. Теоретические основы развития двигательных действий подростков
    • 2. 1. Теория обучения движениям
    • 2. 2. Психологические закономерности формирования двигательных действий подростков
    • 2. 3. Физиологические основы развития двигательных действий подростков
    • 1. 2.4 Биомеханические закономерности в обучении двигательным действиям подростков
      • 2. 5. Взаимосвязь возрастных особенностей физического развития и формирования двигательных умений и навыков подростков
      • 2. 6. Влияние учебного процесса на развитие (совершенствование) двигательных действий подростков
  • Глава 3. Сущность и методика обучающего эксперимента
    • 3. 1. Специфика использования технических средств в процессе формирования двигательных умений и навыков подростков
    • 3. 2. Контроль обучения двигательным действиям подростков
    • 3. 3. Особенности и результаты констатирующего эксперимента
    • 3. 4. Особенности экспериментального обучения подростков 91 двигательным умениям и навыкам

Педагогическая технология обучения двигательным действиям подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Успешный переход средней школы на путь личностно-ориентированного педагогического процесса предполагает обобщение и творческую реализацию достижений педагогической науки с позиции междисциплинарного подхода к раскрытию сущности обучения и воспитания. Это важно сделать по той причине, что многие педагогические концепции ранее разрабатывались на очень высоких уровнях абстракции и не были востребованы ни общеобразовательными, ни специальными школами.

Психологические, биомеханические, методические и педагогические исследования велись фактически изолированно и редко пересекались. Возникла, таким образом, настоятельная потребность в качественном обновлении методики преподавания конкретной дисциплины на междисциплинарной основе. Современная методика обучения призвана отвечать следующим науковедческим требованиям: быть наукоемкой, то есть представлять собой синтез достижений наук о человеке и обществеотличаться прогнозтичностьюносить конструктивный, развивающий характер — оказывать реальное воздействие на всестороннее развитие личности подростка.

Известно, что новая педагогическая парадигма создается на основе субъектного отношения к учебно-воспитательному процессу. Ее создание направлено на актуализацию структурных компонентов «я» — сферы воспитанника — познавательных интересов, внутренних потребностей в их достижении, эмоциональных факторов.

Рассмотрение комплекса теоретических аспектов общей педагогики, позволяющих рассмотреть их с различных точек зрения, иногда внешне незримых, но связанных между собой существенными внутренними отношениями, поможет преподавателю физвоспитания в значительной степени повысить уровень своего профессионального мастерства.

Физическое воспитание представляет собой, как известно, синтез разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию подростка. Физическое воспитание подростка предполагает решение комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач — воспитательных, оздоровительных и образовательных. Правильно организованное, оно способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию учащихся и успешному формированию у них двигательных умений и навыков.

Подростковый возраст — это важнейший переходный период формирования личности. Особо следует иметь в виду, что в физическом воспитании подростков обучение двигательным действиям занимает одно из основных мест. Решение этой важной задачи во многом определяется знанием закономерностей проявления и дальнейшего формирования у подростков основных двигательных умений и навыков. Знание закономерностей, факторов, характеризующих физическую подготовленность подростков, необходимо для нахождения оптимального уровня их двигательных умений и навыков.

Это в значительной мере определяет многие методические аспекты физического воспитания в общеобразовательных школах, школах-интернатах спортивного профиля и в специальных школах.

Демократизация и гуманизация личностно ориентированного педагогического процесса в образовательных учреждениях требуют нового подхода к проблеме обучения двигательным действиям подростков. С проблемой формирования двигательных умений и навыков подростков сталкиваются преподаватели физической культуры общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ, хореографических училищ. При проведении занятий по физическому воспитанию в школах по разделу «спортивная борьба» возникает ряд острых проблем, связанных с отсутствием подготовленных кадров учителей по борьбе, кроме этого около 50% учителей физкультуры — женщины.

Имеющиеся методические разработки не отвечают современным представлениям об обучении двигательным действиям (ДД), суть которых определена концепцией решения двигательных задач (Н.А. Бернштейн (32), М. М. Боген (40), С. В. Дмитриев (70)). Данная концепция существенно отличается от традиционной методики (В.В.Белинович (30), А. А. Новиков, Л. П. Матвеев (108)), цель которой заключается в овладении фиксированной системой движений.

Возрастная педагогика хотя и развивается очень интенсивно, но рост ее идет весьма однобоко. Наибольшее распространение получили работы, посвященные развитию функций физических качеств. В тоже время, очень мало уделяется внимания технологии обучения двигательным действиям учащихся. Исследованиями Н. А. Карпушко,.

М.А.Петрачева, С. В. Молчанова, Л. Ю. Малая (86) установлено, что из общего числа работ по физическому воспитанию подростков защищено всего 6,3% докторских и 8% кандидатских диссертаций по обучению двигательным действиям школьников.

Проблемы, связанные с совершенствованием физкультурной работы в общеобразовательных и специальных школах рассматриваются в научной литературе с разных позиций:

1. Изучаются особенности физического развития подростков (Р.Н. Дорохов (148), В. М. Волков (49), С. Б. Тихвинский (155), С. В. Хрущев (178), Р. Е. Мотылянская (115) и др.).

2. Рассматриваются формы и методы проведения занятий по физическому воспитанию в школе (С.В. Шкляров (185), Л. В. Вишнева (48), Б. Н. Минаев (114), А. Н. Хан (174) и др.).

3. Разрабатываются частные методики обучения двигательным действиям (М.А. Матова (109), Г. Л. Драндров, В. А. Сальников (74), Н. Г. Измайлов (80), Е. Б. Сологуб (147), Л. В. Чхаидзе (181), С. Ф. Ионов (83), С. Л. Зубайраев (79), A.M. Шлёмин (186) и др.).

4. Разрабатываются рекомендации по обучению двигательным действиям в зависимости от свойств нервной системы (Б.А. Вяткин (56), B.C. Мерлин (112), А. В. Родионов (139), А. Н. Крестовников (93), и др.).

5. Разрабатываются методики и тесты за контролем обучения двигательным действиям (Г.Я. Шидловский (184), Ю. М. Беников (31), М. С. Фидаров, И. Ф. Бурдин (168), Н. В. Аверкович, В. М. Зациорский (4), Б. Я. Бондаревский (43), Г. А. Семенов (143), П, А. Эгминас (187) и др.).

6. Разрабатываются тренажеры для обучения двигательным действиям (А.Ф. Бочаров, А. Н. Лапутин, В. М. Смирнов, Д. И. Денискин, В. В. Кузнецов (69), В. Г. Герасименко (19, 20,21) и др.).

Однако многие теоретические и практические вопросы физкультурных занятий с подростками еще не решены. Не разработаны валидные тесты, с помощью которых можно определить уровень сформированности двигательных действий. Недостаточно исследованы особенности формирования двигательных умений и навыков подростков. Особый интерес к вопросам физического развития и совершенствования методики обучения двигательным действиям подростков связан с их большой практической и теоретической ценностью.

Успешное решение этих вопросов будет способствовать разработке эффективных средств и методов улучшения системы физического воспитания в общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

Для теории и практики физического воспитания школьников большое значение имеет исследование с использованием средств срочной информации, а также метода сопряженного воздействия при обучении двигательным действиям подростков.

Мало исследовано и освещено в литературе влияние занятий по различным разделам школьной программы физического воспитания на развитие двигательных действий.

Особую важность данной проблеме придает необходимость тщательного изучения методики обучения двигательным действиям детей школьного возраста, нуждающиеся в адекватной и своевременной педагогической оценке. В подростковом возрасте дети должны овладеть определенным запасом двигательных умений и навыков, которые позволяют им адаптироваться к новым условиям и требованиям учебной деятельности в старших классах.

Актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью совершенствования методики N обучения двигательным действиям подростков в общей системе непрерывного обучения, а с другой — недостаточностью многих актуальных аспектов данной проблемы, отсутствием специальных исследований по формированию двигательных умений и навыков с учетом преемственности между подростками и школьниками старшего возраста.

Актуальность исследования определяется также противоречием между потребностью педагогической практики в решении трудностей физического воспитания детей подросткового возраста и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике.

Возникла необходимость выявить показатели развития совершенствования двигательных умений и навыков школьников, разработать приемы и * методы их усиленного формирования и экспериментально проверить их эффективность.

Вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования Педагогическая технология обучения двигательным действиям подростков.

Объект исследования — процесс физического развития школьников в условиях общеобразовательных и специальных школ.

Предмет исследования — ход и этапы развития двигательных умений и навыков подростков 12−14 лет.

Цель исследования — разработать систему приемов и методов целенаправленного формирования двигательных действий подростков и выявить ее эффективность в ходе экспериментального обучения.

Гипотеза исследования — формирование двигательных действий детей подросткового возраста будет осуществляться успешно, если: будет четко определена ориентировочная основа двигательного действия, подлежащего усвоению, в учебный процесс будут целенаправленно включаться развивающие тренажерные системы различной направленности, учебная деятельность будет сопровождаться периодической диагностикой уровня сформированности двигательных действий и, соответственно, корректироваться.

Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, определены его следующие задачи:

1) Обобщение наиболее значимых физиологических, биомеханических, психологических, педагогических и частно-методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности физкультурной работы с детьми 12−14 лет.

2) Разработка тестов для диагностики уровней сформированности двигательных действий подростков.

3) Выявление факторов, влияющих на эффективность обучения двигательным действиям подростков на тренажерах.

4) Разработка экспериментальной методики эффективного формирования двигательных действий подростков.

Методологическую основу исследования составляют современные философские представления о развитии личности как сложном, противоречивом, многофакторном процессе, о благотворном влиянии полноценного физического развития человека на его умственные и нравственные качества. В ходе исследования автор опирался также на результаты физиологических, биомеханических, психологических исследований, раскрывающих закономерности развития двигательных действий подростков. В основу исследования, кроме того, положены: теории воспитания физических и двигательных качеств, а также обучения двигательным действиям (Д.Д. Донской (73), В. М. Зациорский (77), Ю. В. Верхошанский (47), Р. Б. Мотылянская (115), М. М. Боген (40), С. В. Дмитриев (70) и др.).

Методика исследования проблемы представляла собой многолетний поэтапный процесс. Исследования проводились с.

1990 по 1997 годы на базе общеобразовательных и специальных школ г. Саратова.

На первом этапе 1990;1992 года изучалось состояние вопроса по данным научно-методической литературы и учебной практики: определялись цель исследования, его объект и предмет, формировалась рабочая гипотеза, намечались исследовательские задачи.

На втором этапе 1992;1993 года проводились лабораторные исследования по изучению факторов, влияющих на эффективность технических действий подростков.

На третьем этапе 1993;1994 года проводился констатирующий эксперимент с участием 22 человек, испытуемых на базе ДЮСШ «Профсоюзов» г. Саратова.

На четвертом этапе 1994;1997 года проводился формирующий эксперимент с участием 60 учащихся ДЮСШ борьбы г. Саратова, из которых были сформированы две группы.

В ходе работы над диссертацией использовался комплекс исследовательских методов: теоретический анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, математико-статистический анализ полученных данных. Инструментальные методики: тензодинамография, электронный хронометраж, антропометрия.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются аргументированностью исходных теоретических положений, использованием инструментальных методов исследования, соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованием, соответствием методов цели и задачам исследования. Кроме этого, обоснованность результатов исследования достигается методологией целостного подхода к анализу педагогических явлений, многолетним (осуществляемым на протяжении 7-ми лет) формирующим экспериментом, проводимым в общеобразовательных и специальных школах г. Саратова и области.

На защиту выносятся;

1. Применение методики тестирования уровней освоенности двигательных действий подростков позволяет количественно измерить максимальную силу, время выполнения двигательного действия, а также оценить силу основных мышечных групп.

2. Величина сопротивления на тренажерных устройствах в пределах 25−35% от максимальных является наиболее благоприятной для формирования и совершенствования двигательных действий подростков.

3. Построение процесса обучения подростков двигательным действиям с использованием научно обоснованных средств и методических подходов на основе учета индивидуальных уровней развития физических качеств и степени усвоения ДД, а также разработанных тренажерных устройств позволяет сделать его наиболее эффективным и оптимально управляемым.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

Разработана авторская технология формирования ориентировочной основы действия.

Разработаны валидные тесты для диагностики уровней обучения двигательным действиям юношей-подростков.

Показано положительное влияние разработанных автором тренажеров на процесс формирования двигательного навыка юношей-подростков. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики формирования двигательных действий подростков.

Практическая значимость исследования.

Разработаны и экспериментально обоснованы оригинальные методические подходы к формированию двигательных действий подростков, определены этапы, приемы и методы целенаправленного формирования двигательных действий подростков. Не имеют аналогов в мировой практике разработанные автором тренажеры: устройство для тренировки борцов (авторское свидетельство N1146069 (14)) — устройство для тренировки борцов (авторское свидетельство N1340774 (15)) — устройство для тренировки борцов (патент РФ N1553156 (126)) — устройство для силовой подготовки спортсменов (патент СССР N1837915 (127)).

Устройство для тренировки борцов по авторскому свидетельству N1146069 (14) в 1985 году экспонировалось на Всемирной выставке — г. Пловдив (Болгария).

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в школах г. Саратова (1992;1997г.г.), посредством выступления автора на научных конференциях (Казань 1992 г., Карачаевск 1996 г., Краснодар 1996 г.). Апробация результатов осуществлялась также на международном семинаре тренеров по борьбе самбо в г. Будва (Югославия 1997 г.), путем публикации научных и методических статей в сборниках трудов методического совета кафедр физического воспитания университетов России (1992;1996г.г.), в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре физического воспитания и спорта СГУ, участия в «круглых столах» (1995г.) и конференциях (1989г.), проводимых кафедрой педагогики СГУ.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследования использовались при проведении занятий по физическому воспитанию в школах г. Саратова и области. Разработанные методические рекомендации и комплексы упражнений, система ТСО внедрены на занятиях по физическому воспитанию подростков не только в специальных, но и в массовых общеобразовательных школах.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и комплекса приложений, представляющих собой методические рекомендации для преподавателей.

Выводы: Разработанная педагогическая технология формирования ДД подростков, на каждом этапе которой важным элементом служат ТСО, является дидактически эффективной.

Система тестовой диагностики освоенности ДД подростками, в значительной степени способствует оптимизации формирования у них умений и навыков.

Тест обладает отличной и хорошей надежностью оценки уровней сформированности ДД подростков.

Величина сопротивления на ТСО в пределах 25−35% от максимальных, является наиболее благоприятной для формирования и совершенствования ДД подростков.

Таким образом, проведённые исследования подтверждают эффективность предлагаемой технологии обучения ДД подростков, основанной на усвоении ориентировочной основы действия, включении в учебный процесс тренажёрных устройств различной направленности и контроле за ходом усвоения ДД.

Практические рекомендации.

1) Обучение ДД в начальной стадии необходимо начинать с усвоения инструкции по формированию ориентировочной основы действия, подлежащего усвоению.

2) Результаты исследований и разработанную технологию обучения ДД следует использовать при составлении программ ДЮСШ, интернатов спортивного профиля, а также учебной программы общеобразовательных школ в разделе «спортивная борьба» .

3) Разработанная и экспериментально проверенная технология обучения ДД рекомендуется в практику работы с различным контингентам обучающихся.

4) В целях повышения эффективности обучения и совершенствования ДД, а также для контроля за их усвоением, наряду с общепринятыми методами следует широко использовать различные тренажерные устройства: а) на этапе начального разучивания рекомендуются тренажерные устройства при помощи которых подросток обучается последовательности выполнения ДДб) на этапе детализированного разучивания использовать тренажёры на основе принципов срочной информации и сопряженного воздействияв) на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования рекомендуются тренажёрные устройства, создающие условия вариативного выполнения ДД.

5) Величина сопротивления, задаваемая на тренажёре в пределах от 25% до 35% от максимальной, является наиболее благоприятной для формирования и совершенствования ДД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.- 1977.
  2. Н.В., Зациорский В. М. Факторный анализ тестов силовой подготовленности. / Теория и практика физической культуры. 1966. N10. 29с.
  3. Ю.П. О мастерстве воспитания. М.- Знание, 1974.
  4. В.Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков (на материале легкой атлетики) — Автореферат дис. канд. пед наук. М.- 19 66.
  5. В.Г., Скрипко А. Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник -Минск: Высшая школа, 1979. 174с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных ^ систем. М.: Медицина, 1975. 322−345с.
  7. А.Г. Психология личности. М.: изд. Московского университета, 1990, 367с.
  8. А. с. 1 146 069 СССР, МКИ В 69/00. Устройство для тренировки борцов / В. Н. Чинилов, В. А. Литвиненко N3640436/28 12, Заявл 23.06.83- Опубл. 23.03.85- Бюл. N11. Зс.
  9. А. с. 1 340 774 СССР, МКИ В 69/00. Устройство длятренировки борцов /В.Н.Чинилов, Е.М.Чумаков
  10. N4069257/31 12, Заявл 20.05.86- Опубл. 30.09.87- Бюл. N36. 4с.
  11. А.с. 640 747 СССР. МКИ В 69/00. Борцовское чучело / Петрушевский И. И., Гончаров А. И., Ступин А. И. N2452216/28−12- Заявл. 11.02.77. Опубл. 05.01.79. Бюл.Ш. Зс.
  12. А.с. 460 060 СССР. МКИ В 69/00. Тренажер для борцов. /Вилесов А.Г. N1833546/28−12- Заявл. 04.10.72. Опубл. 15.02.75. Бюл. N6. Зс.
  13. А.с. 228 574 СССР. МКИ В 69/02. Тренировочное чучело. / Суряхин С. В., Цырульников В. В. N1135048/28−12- Заявл.2111.67. Опубл. 08.10.68. Бюл. N31. 2с.
  14. А.с. 671 824 СССР. МКИ 69/00. Устройство для тренировки борцов / Герасименко В. Г., Байболов С. М., Матущая П. Ф., Черный А. А., Герт Я. Я. N2463318/28−12- Заявл. 16.03.77. Опубл. 05.07.79. Бюл. N25. 2с.
  15. А.с. 1 212 443 СССР МКИ 69/00. Устройство для тренировки борцов. / Герасименко В. Г., И. П. Ратов (136), Акопян А. О., Ишков B.C., Байдосов К. Р. N375578/28−12- Заявл. 19.06.84. Опубл. 23.02.86. Бюл. N7. 2с.
  16. А.с. 774 566 СССР МКИ 69/00. Устройство для тренировки борцов / Герасименко В. Г., Сатыбалдиев С. Р., Мусин М. А., Джанаев А. Б., Герасименко А. В. N2705990/28−12- Заявл. 28.12.78. Опубл. 30.10.80. Бюл. N40. 2с.
  17. А.с. 1 172 574 СССР МКИ В 69/00. Устройство для тренировки борцов / Лапутин А. Н., Смирнов В. М. N3651549/28−12- Заявл. 10.10.83. Опубл. 15.08.85. Бюл. N30. 2с.
  18. А.с. 1 245 327 СССР МКИ 69/00. Устройство для тренировки борцов / Петрушевский И. И., Лещенко В. Н., Николаенко Н. Н., Зимин Д. Д. N3804757/28−12. Заявл. 23.10.84. Опубл. 23.07.86. Бюл. N27. Зс.
  19. А.с. 1 147 418 СССР. МКИ В69/00. Устройство для тренировки спортсменов. / Бочаров А. Ф., Лазарев Б. П., Новиков А. А., Осетрова В. А., И. П. Ратов (136) N3554390/28−12- Заявл. 17.02.83. Опубл. 30.03.85. Бюл. N12. Зс.
  20. .А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979.
  21. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. 48с.
  22. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.- Педагогика. 1982. 192с.
  23. И.П., Вербицкий Г. И. Особенности развития мышечной силы у мальчиков пубертатного возраста, // Теория и практика физической культуры, 1973, N1, 52−53с.
  24. В.К., Запорожанов В. А. Обучение спортивным движениям. Киев, 1986.
  25. В.В. Обучение в физическом воспитании М.: Физкультура и спорт, 1958.
  26. Ю.М. Формирование технических действий у борцов массовых разрядов с учетом индивидуальных особенностей: автореферат дис. канд. пед. наук Киев -1984. 20с.
  27. Н.А. О построении движений М.: Медгиз, 1947.
  28. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности М.: Медицина, 1966.
  29. Н.А. О ловкости «и ее развитии М.: Физкультура и спорт, 1991. 288с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989.
  31. Биология человека. Дж. Харриеон и др. // Перевод с анг. Е. З. Годиной и др. Под ред. Бунака М.- Мир. 1979.
  32. З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1961.
  33. П. К теории тестирования двигательных способностей. / Перевод с чешского С. П. Петуховой М.: Физкультура и спорт. 1982. 165с.
  34. В.М. Эффективность обучения- М.- Педагогика. 1976. 191с.
  35. М.М. Обучение двигательным действиям М.: Физкультура и спорт, 1985.
  36. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.- 1968. 296с.
  37. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.- Просвещение. 1974.
  38. Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека. / Теория и практика физической культуры. 1970. N5. 33с.
  39. В.А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания- автореферат дис.канд.пед.наук М.: 1968.
  40. .И. Новое в понимании двигательного навыка. -Теория и практика физической культуры, 1971, N2, 57−59с.
  41. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.- Просвещение. 1991. 65с.
  42. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.- Физкультура и спорт. 1977.
  43. Л.В. Цель деятельности и освоения двигательных действий //Физкультура в школе, 1979. N9. 32−36с.
  44. В.М., Тренеру о подростке М.: Физкультура и спорт, 1973. 73с.
  45. В.П., Роднов B.C., Чумаков Е. М. Анализ технического мастерства самбистов. / Спортивная борьба. М.- Физкультура и спорт. 1971. 45с.
  46. Волков J1.B. Обучение и воспитание юного спортсмена. -Киев: Здоровье, 1984.
  47. Н.Н. Физические способности детей и подростков Киев- Здоровье. 1981.
  48. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А. В. 2-е издание испр. и доп. М.: Просвещение, 1979, 288с.
  49. JI.C. Избранные психологические исследования -М.: АПН РСФСР, 1956, 438−452с.
  50. JI.C. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. Соч., т.1 М.: Педагогика, 1982.
  51. .А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности // Теория и практика физической культуры. 1968, N7.
  52. Л.Г. Общие основы педагогики // изд. л
  53. Саратовского университета, 1990. 155с.
  54. Г. П. Исследование ускорений, развиваемых при выполнении бросков в борьбе самбо: автореферат дис. канд.пед.наук: М.- 1979. 24с.
  55. А.Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970.
  56. А.Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1966.
  57. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // доклады АПН РСФСР: 1958. N2.
  58. С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1965.
  59. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: изд. МГУ, 1982.
  60. А.П. Динамика проявления скоростно-силовых качеств школьников 8−15 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореферат дис. канд.пед.наук -М.- 1970. 21с.
  61. С.С., Развитие двигательной функции детей и подростков под влиянием занятий спортом в секции общей физической подготовки // Материалы к итог. науч. сессии института за 1965 г., ЦНИИФК. М.- 1966.
  62. В.П., Дорохов Р. Н., Круглов В. В., Легоньков С. В. Влияние развития морфофункциональных возможностей юных волейболистов на выполнение специальных умений. // Теория и практика физической культуры. 1986. N12. 23с.
  63. В.В. Виды обобщения в обучении. М.- Педагогика. 1972.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.- Педагогика, 1986. 240с.
  65. Д.И., Кузнецов В. В. Развитие скоростно-силовых качеств у юных метателей с помощью тренажерныхустройств. / Теория и практика физической культуры. 1972. N4. 8с.
  66. С.В. Основы теории решения двигательных задач. М.- 1991.
  67. Д.Д., Зациорский В. М. Биомеханика. М.- Физкультура и спорт, 1979.
  68. Г. В. Возрастные закономерности развития отдельных двигательных качеств юных легкоатлетов. Автореф. канд.дис. пед. наук М.- 1973.
  69. Д.Д. Спортивная техника. М.- Физкультура и спорт. 1966.
  70. Г. Д., Сальников В. А. Индивидуальность в динамике развития двигательных способностей у юных футболистов // Теория и практика физической культуры. 1986, N5. 30с.
  71. В.М. Методы совершенствования в технике движений квалифицированных спортсменов. М.- Физкультура и спорт, 1966.
  72. А.В. Развитие произвольных движений. М.- АПН РСФСР, 1960. 430с.
  73. В.М. Спортивная метрология. М.-л
  74. Физкультура и спорт, 1982.
  75. А.Ф. Структура научного мышления. М, — Педагогика. 1973.
  76. C.JI. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14−15 лет- Автореферат дис.канд.пед. наук -М.- 1967.
  77. Н.Г. Саморегуляция двигательных действий (СДД) конькобежцев в процессе восстановления техники движения. // Теория и практика физической культуры. 1986. N1. 52с.
  78. Изучение мотивации детей и подростков //Под ред. Л. И. Богнович, Л. В. Благонадежиной М.- Педагогика. 1972. 22−29с.
  79. Т.В. О системном подходе к применению технических средств обучения / Современная педагогика, 1982. N6. 88−80с.
  80. С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий в борьбе самбо на основе специальной скоростносиловой подготовки: Автореферат дис. канд.пед.наук М.- 1974. 21с.
  81. Ф.Г. Исследование возрастных изменений силы различных мышечных групп у мальчиков школьного возраста и ее развитие у юных легкоатлетов: Автореферат дис. канд.пед.наук. М.- 1965. 21с.
  82. С.В., Ласин Г. С. Щербакова И.А., Рациональное чередование упражнений развития быстроты, силы и выносливости в занятиях с подростками // Проблемы юношеского спорта. М.- Физкультура и спорт, 1962 вып.З.
  83. Н.А., Петрачев М. А., Молчанов С. В., Малай Л. Ю. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности. Теория и практика физической культуры. 1990, N2, 25с.
  84. JI.И. Анализ изменчивости отдельных сегментов t конечностей в период роста // У111 науч. конф. Повозрастной морфологии, физиологии и биохимии М.- Просвещение, 1969.
  85. В.Б. Основы качественного биомеханического анализа М.: Физкультура и спорт. 1979. 208с.
  86. В.М. Воспитывающее обучение. М.- Просвещение. 1980. 192с. к 91. Коротов В. М. Развитие воспитательных функцийколлектива. М.- Педагогика, 1974.
  87. Коц Я. М. Физиология мышечной деятельности М.- Физкультура и спорт, 1982.
  88. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений М.- Физкультура и спорт, 1951.
  89. В.А. Основы педагогической психологии М.- Просвещение. 1972.
  90. В.А. Психология обучения и воспитания школьников М.- Просвещение, 1976.
  91. И.С. Ритмичность трофических процессов как биологическая предпосылка распределения тренировочной нагрузки в микроциклах. Матер. X Всесоюзной науч. Конф.
  92. По физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности. М.- 1968.
  93. А.Н. Обучение спортивным движениям. Киев: 1986.
  94. А.А. Педагогическое общение Нальчик- 1996, 96с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.- Политиздат, 1975. 189−206с.
  96. А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.- Просвещение, 1971.
  97. Лук А. И. Психология творчества. Наука. М.- 1978. с. 177.
  98. В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям) В кн.- Теория и методика физического воспитания, т.1 — М.- 1976.
  99. А.С. Воспитание в советской школе. М.- 1966. 121с.
  100. В.В. Значение типологических различий для индивидуализации обучения // Физическая культура в школе. 1970. N5.
  101. А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1973. N3. 136−143с.
  102. А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М.- Педагогика, 1993. 65с.
  103. А.А., Король В. М. Функциональные возможности детей и подростков при мышечной деятельности М.- Физкультура и спорт, 1964.
  104. Jl.П. Теория и методика физической культуры -М.- Физкультура и спорт, 1991.
  105. М.А. Взаимосвязь характеристик психомоторики и познавательных способностей у школьников-подростков // Теория и практика физической культуры. 1988, N9. 22с.
  106. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.- Педагогика. 1972. 208с.
  107. М.И. Проблемное обучение М.- Педагогика, 1975.
  108. B.C. Очерки теории темперамента М.- Просвещение. 1964.
  109. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке / Под общ. ред. В. В. Петровского Киев- Здоров1я. 1975, 78с.
  110. .Н., Шиян Б. М. Основы теории и методики физического воспитания школьников. М.- Просвещение. 1989.
  111. Р.Е. Биологические основы занятий спортом с детьми и юношами // Спорт в школе М.- Физкультура и спорт, 1959.
  112. В.Г. Движения спортсмена. Минск. Полымя. 1984.
  113. .М., Нидерштрат Ю. М. Возрастные изменения звеньев конечностей и связанных с ними механических показателей у детей и подростков. Новые исследования по возрастной физиологии. М.- Педагогика. 1973.
  114. А.А. Особенности двигательного навыка в борьбе // В сб. На борцовском ковре М.- Физкультура и спорт, 1966.
  115. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.- 1975.
  116. Н.Г. Современная система спортивной тренировки М.- Физкультура и спорт, 1970.
  117. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева М.- Педагогика, 1973. 104с.
  118. Р.Л. и др., // Физическое воспитание детей и подростков М.- 1973. 150−155с.
  119. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Иванова B.C. М.- Физкультура и спорт. 1990. 155с.
  120. Оценка техники движений на уроках физической культуры / Под ред. Мейксона Г. В. и Богдановой Г. П. М.- Просвещение. 1975. 96с.
  121. И.П. Полное собрание трудов. / т. З кн.2 М.- АН СССР. 1951. 197с.
  122. Патент 1 553 156 РФ, МКИ В 69/00. Устройство для тренировки борцов, В. Н. Чинилов, Е. М. Чумаков. N4444526/31−12. Заявл. 20.06.99. Опубл. 30.03.90. Бюл. N12. 2с.
  123. Патент 1 837 915 СССР, МКИ В 69/00, 21/02, 23/00, Устройство для силовой подготовки спортсменов, В. Н. Чинилов, Е. Ф. Колетурин, Г. И. Медников, Н. А. Коваленко, N4935532/12. Заявл 14.05.91. Опубл. 30.08.93. Бюл. N32. 5с.
  124. Патент 56−50 595 Япония МКИ В 69/00, Устройство для измерения силы при бросках в дзюдо. Вып. 15. 1982. № 6.
  125. А.С. Тактико-техническая подготовка самбистов и педагогический контроль / Спортивная борьба М.- 1983. 57−59с.
  126. Педагогика: учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. Бабанского Д. К. М.- Просвещение, 1985.
  127. Педагогика / Под ред. В. В. Белоусовой и И. Н. Решетень М.- Физкультура и спорт. 1986.
  128. О.В. Формирование педагогического мастерства учителя физкультуры. М.: Просвещение. 1980.
  129. В.Н. Тесты для отбора в ДЮСШ способных к лыжным гонкам мальчиков 10−13 лет. / В сб. Проблемы отбора юных спортсменов. М.- ВНИИФК. 1976. 104−110с.
  130. Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни М.- Физкультура и спорт, 1979. 142с.
  131. А.Ц. Очерки психологии спорта М.- Физкультура и спорт. 1959.
  132. И.П. Ратов, Кузнецов В. В., Кравцов И. Н. Нетрадиционныелпедагогические подходы в процессе подготовки спортсменов //Теория и практика физической культуры, 1974, N8, 54-бОс.
  133. И.П. Ратов, Миненков Б. В. Проблемы биомеханики, психологии, теории обучения движениям за «круглым столом / Теория и практика физической культуры, 1980. N3,
  134. У. Учителя и машины / Введение в теорию и практику программированного обучения. / Пер. с англ. М.- Мир. 1968. 277с.
  135. А.В. Психодиагностика спортивных способностей М.- Физкультура и спорт. 1973.
  136. П.А. Психологическая характеристика деятельности. В кн.: М.- Психология, 1974.
  137. В.Н. Основания общей теории систем М.- Наука, 1974. 279с.
  138. Г. П. Физическое развитие школьников М.- Просвещение. 1968.
  139. Г. А. Двигательные качества человека и методика их развития и проверки. / Теория и практика физической культуры. 1969. N11. 23с.
  140. И.М. Избранные произведения. T.l. М.- АН СССР. 1952.
  141. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.- Педагогика. 1984. 95с.
  142. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей М.- Просвещение, 1980. 144с.
  143. Е. Б. Капустин B.C. Нейрофизиологическоелобоснование методов показа и рассказа при обучении двигательным действиям фигуристов различного возраста. // Теория и практика физической культуры. 1986. N10. 45с.
  144. Спортивно-методические аспекты подросткового возраста: сб. / Под ред. Р. Н. Дорохова, И. И. Бахраха Смоленск. СГИФК, 1979. 147с.
  145. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Кода Я. М. Физкультура и спорт. 1986.
  146. М.И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой М.- Просвещение. 1975.
  147. М.И. Этика преподавателя физического воспитания М.- Высшая школа. 1981.
  148. В.А. О воспитании. М.- Политиздат. 1975.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний -М.- изд. МГУ. 1975.
  150. Тесты в спортивной практике, Х. Бубэ, Г. Фэк, Х. Штюблер, Ф. Трогш, (пер с нем. JI.M.Мирского) / Под ред. Филина В. П. М.- Физкультура и спорт, 1966. 238с.
  151. С.Б. Физическая работоспособность детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. Л.- 1976. 11−27с.
  152. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / Под ред. В. Г. Алабина и М. П. Кривоносова М.- Физкультура и спорт, 1976. 272с.
  153. Г. С., Мартаросов М. Г. Телосложение и спорт -М.- Физкультура и спорт. 1976.
  154. В.А. Измерения в спорте (введения в спортивную метрологию). М.- 1978.
  155. B.JI. Биомеханика физических упражнений. М.- Просвещение. 1989. 210с.
  156. А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров / Собрание соч. Т.1. Ленинградский университет. 1950.
  157. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.- 1939. Т.1. 102с.
  158. B.C. Классификация движений в спорте // Теория и практика физической культуры, 1970. N11.
  159. B.C. Управление движениями в спорте М.- Физкультура и спорт, 1975. 208с.
  160. B.C., Коц Я.М. Физиология человека. М.- 1970.
  161. М.С., Бурдин И. Ф. Определения уровня мастерства борцов / Сборник. Спортивная борьба. 1976. 18с.
  162. В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта. // Теория и практика физической культуры. 1990. N2.
  163. В.П. Воспитание физических качеств у юныхяспортсменов. М.- Физкультура и спорт. 1972.
  164. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.- 1980.
  165. В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов М.- Физкультура и спорт. 1968.
  166. В.И., Туревский И. М. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи свозрастной изменчивостью структуры двигательных способностей. / Теория и практика физической культуры.1977. N4. 39−44с.
  167. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физические основы двигательной активности М.- Физкультура и спорт. 1991.
  168. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания М.- Физкультура и спорт. 1972.
  169. Хан А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. Изд-во Саратовского университета. 1975. 147с.
  170. Ю.Л. Психология общения в спорте М.- Физкультура и спорт. 1980.
  171. А.А. Борьба самбо. М.- Физкультура и спорт. 1959. 312с.
  172. А.Г. Возрастная физиология М.- Просвещение, 1978.
  173. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.- Медицина. 1980. 221с.
  174. С.В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.- Физкультура и спорт. 1982. 157с. А
  175. Чин-Чунг-Хичу, Смирнов Ю. И., Шлемин A.M. Максимальная сила, силовая выносливость и быстрота мышечного напряжения у школьников 13−15 лет. / Теория и практика физической культуры. 1971. N2. 34с.
  176. Л.В. Об управлении движениями человека М.- Физкультура и спорт, 1970.
  177. В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка. Изд-во Казанского университета. 1978.
  178. В.Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей. В кн: Проблемы генетической психофизиологии человека М.- Наука, 1978. 155−167с.
  179. Г. Я. Должные нормы разносторонней подготовленности юных биотлонистов. // Теория и практика физической культуры. 1986. N8. 31с.
  180. С.В. Методика обучения спринтерскому бегу учащихся 4−6 классов с использованием устройства для бега. / Теория и практика физической культуры. 1986, N2. 33с.
  181. A.M. Системный подход к обоснованию методики подготовки юных гимнасток. / Теория и практика физической культуры. 1980. N10. 47с.
  182. П.А. Самбо: первые шаги М.- Физкультура и спорт, 1992. 112с,
  183. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. N4.
  184. В.Г. Особенности роста в процессе полового развития мальчиков / Сборник- Новые исследования по возрастной физиологии М. Педагогика. 1973.
  185. О.П., Сердюк В. П., Репневский С. М., Савчук А. Н. Исследование взаимосвязи технического мастерства суровнем развития физических качеств юных борцов. / Теория и практика физической культуры. 1985. N8. 23с. л
Заполнить форму текущей работой