Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности учебного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 250 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1. Проблема негосударственного обучения в отечественной и ф зарубежной педагогической теории и практике
  • 2. Обоснование сущности и структуры учебного процесса в негосударственной высшей школе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСГШРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НЕГОСУДАРСТ ВЕННЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Анализ состояния учебного процесса в негосударственной высшей школе
    • 2. Ход и результат опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности учебного процесса в негосударственных вузах
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Совершенствование управления качеством учебного процесса в негосударственной высшей школе
    • 2. Повышение уровня организации и проведения учебной работы в ф негосударственных вузах
    • 3. Оптимизация методического обеспечения учебного процесса в негосударственной высшей школе
    • 4. Реализация контроля учебной деятельности студентов в негосударственных вузах

Повышение эффективности учебного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап реформирования высшей школы Российской Федерации, повышения эффективности учебного процесса в государственных и негосударственных вузах предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию, методике и совершенствованию профессиональной подготовки специалистов. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к социально ориентированной рыночной экономике, а также необходимостью преодоления опасности отставания страны от позитивных мировых тенденций экономического и общественного развития.

Как показало исследование, с конца XX века система обучения подрастающего поколения, взрослого населения, и в том числе студентов негосударственных вузов, переживает кризис. Перманентная, вяло текущая, начиная с 1984 года, реформа высшего образования не дала сколько-нибудь заметных позитивных результатов. Такая кризисная ситуация не могла удовлетворить ни государство, ни ее граждан. России была необходима модернизация системы образования1. Конструктивные изменения в системе подготовки квалифицированных кадров, образовательном процессе высших учебных заведений стали жизненно необходимыми.

Жизненная необходимость коренных преобразований в системе негосударственного высшего образования вызвана наблюдающимся противоречием между глубокими изменениями в социально-политической обстановке в стране, возрастанием сложности решаемых народным хозяйством задач и реальными экономическими возможностями Российского государства. Понятие «негосударственное образование», как показало исследование, не в полной мере отражает реальное содержание и глубину явления. В истории и современных источниках встречаются другие категории: «неправительственная», «внебюджетная», «частная», «общественная» школа, «аккредитованные вузы» и др.

Вузы этой категории решают сложные государственные задачи: а) образование подрастающего поколения (по некоторым оценкам до 20% всех студентов России приходится именно на этот сектор образования) — б).

1 Материалы заседаний государственного совета по проблемам модернизации образования. 29 августа 2001 г. -М., 2001. создание рабочих мест для значительной части населенияв) получение возможности иметь дополнительный заработок для преподавателей государственных вузов. В современных условиях государственного недофинансирования высшей школы данное обстоятельство является немаловажным фактором. В связи с этим и вузы «негосударственными называть нецелесообразно. Эти высшие учебные заведения не используют ни рубля из государственного бюджета, существуют на средства, в основном полученные от студентов как оплата за обучение, поэтому учебные заведения более правильно называть «внебюджетными» или аккредитованными.

В диссертации употребляется термин «негосударственное образование», поскольку во всех законодательных актах применен именно он, в частности, в законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других использован термин «негосударственные образовательные учреждения (организации)».

Как свидетельствует проведенный историко-педагогический анализ, российская система высшего образования способна конкурировать с образованием передовых стран мира. При этом, как показало диссертационное исследование, необходимы широкая поддержка со стороны научной и педагогической общественности негосударственной учебной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация учебного процесса в негосударственных вузах, поиск и разработка педагогических путей повышения его эффективности.

Главной целью российской образовательной политики в государственных и негосударственных вузах является обеспечение современного качества учебного процесса, сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образованиядостижение нового современного качества учебного процессаформирование в системе образования (в том числе и негосударственного) нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсовповышение роли всех участников учебного процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений) и др.1.

Анализ законодательной базы высшего профессионального образования свидетельствует о том, что негосударственные образовательные организации создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и функционируют в его рамках. Платная учебная деятельность таких образовательных учреждений не рассматривается как предпринимательская.

Проведенный анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества специальных исследований по различным аспектам учебного процесса в вузах. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в настоящее время по сравнению с 1990;1995 гг. более чем на 30% и составляет примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами учебного процесса в разное время плодотворно трудились A.B. Барабанщиков, В. П. Беспалько, В. И. Вдовюк, Б. С. Гершунский, JI.A. Демидова, П. Ф. Каптерев, А. Е. Иванов, В. П. Давыдов, В. А. Зернов, Э. Н. Коротков, B.C. Леднев, М. А. Лямзин, В. И. Марченков, В. А. Сластенин, В. Я. Слепов, В. А. Солоницин и др.2.

Анализ трудов названных и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования учебного процесса в негосударственной высшей школе, выявить научно-методические позиции проведенного исследования, разработать перспективные пути повышения эффективности учебного.

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. — 2002. — № 4. — С.8.

2 Вдовюк В. И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах: Учеб. Пособие. М.: ВУ, 1998. Демидова Л. А. Образовательная структура вуза: Учебное пособие.-М.: МЭГУ, 1996. Коротков Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе.-М: ВПА, 1990.-C.I3. Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис. докт. пед. наук. -М.: ВУ, 1997.-287 е.- Солоницын В. А. Негосударственное образование в России.-М: МОСУ, 1998. — 237с. и др. процесса в негосударственных вузах. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи разработки педагогических путей повышения эффективности учебного процесса в негосударственной высшей школе до настоящего времени не проводилось.

Диссертационное исследование свидетельствует о некоторых положительных результатах по реформированию современного учебного процесса в вузах, к которым можно отнести государственную аккредитацию целой сети негосударственных вузов (76% негосударственных вузоваккредитованы) — организованную подготовку специалистов по недостающим на рынке труда специальностямоптимизацию современной сети и емкости негосударственных высших учебных заведений.

Российская высшая школа представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Она аккумулирует трехсотлетний опыт подготовки кадров и, по оценкам экспертов, сохраняет возможность совершенствования. Система мер, направленных на ее модернизацию, должна быть глубоко продуманной, основываться на осмыслении исторического и зарубежного опыта обучения специалистов, современного состояния высшей школы, ожиданий личности, общества, государства, рынка трудана теоретических выводах и аргументированных предложениях ученых, авторитетных специалистов-практиков в области обучения.

Кроме того, возникла необходимость переосмыслить и скорректировать, изменить взгляды на роль, функции, цели и задачи учебного процесса негосударственных высших учебных заведений, определить его параметры, адекватные современным реалиям и перспективам развития. Исследования показывают необходимость изменения и концептуальных подходов к учебному процессу. Анализ вузовской практики дает возможность убедиться в том, что в современных условиях учебный процесс строится таким образом, что главные усилия сосредоточиваются не на развитии умственных способностей, сообразительности студентов, умении быстро схватывать обстановку и принимать решения с использованием компьютерных технологий, а на бездумном заучивании учебного материала. Народному хозяйству требуются специалисты, обладающие более широким кругозором, высоким культурным уровнем развития и творческим мышлением. Обеспечение рынка труда такими кадрами возможно только в том случае, если их обучение и воспитание будут сводиться не к изучению лишь доктринальных, официальных взглядов и положений, как это до сих пор практикуется в учебном процессе, а к более глубокому постижению основ наук, отражающих сложные, противоречивые процессы, происходящие в обществе, экономике и на производстве.

Изучение мнений руководителей организаций, предприятий и фирм подтверждает указанное суждение. Так, среди главных характеристик учебного процесса в вузах 75% из них называют направленность обучения на развитие у студентов мышления- 68% опрошенных считают, что в высшей школе необходим переход к развивающим технологиям обучения- 58% этой категории высказываются за придание процессу обучения прикладной направленности- 56% руководителей выступают за создание в вузах среды, которая с первого до выпускного курса была бы направлена на формирование методических, управленческих качеств и навыков будущего специалиста1.

Наиболее остро стоит проблема содержания учебного процесса в л негосударственной высшей школе вообще и его обновления в частности. В последние два-три года написаны десятки его концепций, вызывающие критикуразработаны объемные методические рекомендации по определению этого содержания, которые вызывают не меньше критики. В педагогической среде даже сложилась своеобразная оппозиция между «концептуалистами» содержания учебного процесса и «методистами» по его разработке. Одной из целей данного исследования является стремление примирить научных и практических оппонентов, показать необходимость соединения научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогики.

Исследование проблемы учебного процесса в негосударственной высшей школе становится актуальным в связи с внедрением в образовательную практику уже второго поколения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Стандарты закладывают новые подходы к реализации учебного.

1 Котов И. М., Котова О. И., Спасенников В. В. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в центральном регионе России. Труды 2-й региональной научно-практической конференции. — Калуга, 2000, — С. 76.

2 Слободчиков В. И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования — образование в мире. 2001. № 1. — С.25. процесса в высшей школе, строго регламентируют учебный процесс. Негосударственные вузы оказались в ситуации, когда, с одной стороны, требуется обеспечить высокое качество профессиональной подготовки студентов, а с другой — удовлетворить требования по минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, устанавливаемому ГОС ВПО, разработанным государственными вузами без участия специалистов негосударственного образования. Это привело к некоторому несоответствию содержания профессиональной деятельности специалистов и образовательных программ, ограниченных рамками стандартов. Опыт обучения студентов негосударственных вузов по учебным планам и программам, разработанным в соответствии с ГОС ВПО первого поколения, выявил целый ряд отрицательных моментов.

Актуальность диссертационного исследования заключается в том, чтобы максимально опираясь на существующую систему высшего образования, одновременно с её реорганизацией, сформировать адекватный ей учебный процесс в негосударственных вузах, который не только отвечал бы новой структуре и приоритетным задачам народного хозяйства, но и учитывал бы реальные экономические возможности. Поэтому главной задачей и конечной целью повышения эффективности учебного процесса в негосударственных вузах является обеспечение выпуска квалифицированных специалистов с высокими профессиональными качествами. Основными направлениями данного процесса являются сохранение преемственности в российской негосударственной школе, опыта и традиций обучения студентовукрепление научно-педагогического потенциалаустранение избыточности системы подготовки специалистовминимизация затрат на реализацию кадрового заказа по профессиональной подготовкеоптимизация содержания учебной деятельности студентовусовершенствование организации обученияулучшение методического обеспечения учебного процесса в негосударственной высшей школе.

Педагогический состав негосударственных высших учебных заведений не удовлетворяет современным требованиям: выросла доля преподавателей, имеющих педагогический стаж до 5 летменее подготовленной стала категория преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, что составляет 70% всего педагогического состава вузовв них существенно замедлен рост научных школ, которыми многие годы гордилась система высшего образованияполовина всех негосударственных вузов имеет от 2 до 27% штатных преподавателей с учеными степенями, что создает серьезные проблемы для получения ими государственной аккредитации.

Проанализированные недостатки и издержки в образовательной деятельности негосударственной высшей школы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования учебного процесса, повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Необходимость дальнейшего совершенствования процесса обучения в негосударственных вузах обусловлена не только изменением структуры высшего образования в стране, но и несовершенством системы обучения, высокой стоимостью подготовки кадров.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы в целом определили выбор темы диссертации. Научная задача исследования заключалась в разработке и обосновании сущности, структуры и путей повышения эффективности учебного процесса в негосударственных вузах, имеющих важное значение для педагогики высшей школы.

Объект диссертационного исследования — образовательный процесс в негосударственных вузах Российской Федерации.

Предмет исследования — повышение эффективности учебного процесса в негосударственной высшей школе.

Цель исследования — научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных путей повышения эффективности учебного процесса в негосударственных вузах.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние реализации учебного процесса в негосударственных вузах, выявить тенденции его зарождения, становления и развития.

2. Уточнить и обосновать теоретические и прикладные основы учебного процесса и проверить опытно-экспериментальным путем его концепцию в негосударственных высших учебных заведениях.

3. Определить и обосновать основные пути повышения эффективности учебного процесса в негосударственной высшей школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в условиях фундаментализации, профессионализации и стандартизации высшего профессионального образования, качественных изменений в его организации, содержании и технологиях объективно повысились требования к учебному процессу негосударственных вузов, подверглись корректировке научные и прикладные представления о его сущности, содержании и структуре.

Однако практика учебного процесса в высшей негосударственной школе не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические ориентиры по реформированию системы негосударственного образования, наблюдается незавершенность теоретических представлений о структурных компонентах учебного процесса и путях повышения его эффективности в современных условиях. Как представляется, разрешить данное противоречие можно путем совершенствования управления и контроля за качеством учебного процесса, повышения уровня организации и проведения учебной работы, оптимизации методического обеспечения учебного процессаосуществления контроля учебной деятельности студентов.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности) и общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогических фактових структурирование и выстраивание в определенный процесс посредством логического анализа.

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.)1, дидактики.

1 Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения .-М.: Педагогика, 1977.^412с.- Журавлев И. К., Краевский В. В. Современный урок: Метод, реком. в пом. лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей.-М., 1984,-ЗЗс.- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-2-е изд., перераб.-М.:Высшая школа, 1991.-230с.- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности.-М.: Знание, высшей школы (С.И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, A.B. Верхола, С. И. Зиновьев, Ю. С. Руденко, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов и др.)1, результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В .П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. Н. Максимова, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др.), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В. И. Загвязинский, И. А. Липский, И. П. Подласый и др.)3, модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т. И. Шамова, М.А. Чошанов)4, теории образовательного стандарта (В.И. Байденко, JI.A. Демидова, А. Н. Лейбович, В. И. Марченков, В. М. Соколов и др.)5, технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, П. А. Корчемный и др.)6, проектирования и моделирования образовательного.

1980.-96с.- Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова, М.Н. Скаткина-М.: Просвещение, 1975 и др.

1 Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы.-М.: Высшая школа, 1988.-150 е.- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. A.B. Барабанщикова.-М.: ВПА, 1988. Верхола А. П. Оптимизация процесса обучения в ВУЗе.-Киев: Вища школа, 1979. Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей школе.-М.: Высшая школа, 1975. Руденко Ю. С. Качество обучения в негосударственных вузах и функции вузовских управленцев //Инновации в образовании.-2004.-№ 1.-С.19−26. Сластенин В. А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса,-М.: Прометей, 1989.-46с.- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.: Академия, 2003 и др.

1 Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса.-М.: Высшая школа, 1998.-144с.- Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении, — М.: Педагогика, 1972. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов.-M.: Просвещение, 1987. Слободчиков В. И. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов ВУЗов.-M.: Школьная пресса, 2000. Шадриков В. Д.

Введение

в психологию: мотивация поведения.-М.: Логос, 2003.-136с. и др.

3 Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика.-М.: Наука,.

2003. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие.-М.: Академия,.

2004.-192 е.- Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие.-M.: ТЦ СФЕРА, 2004.-320 е.- Подласый И. П. Педагогика.-М.: Просвещение: Владос, 1996.-432. и др.

4 Никандров Н. Д. Как развиваться вузовской дидактике?//Вестник высшей школы.-1994.-№ 2.-С.29−45. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учебное пособие.-М.: Академия, 2002.-384с.- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие, — M.: Народное образование, 1996 и др.

5 Байденко В. И. Болонский процесс. Курс лекций. -М.: Логос, 2004.-208 е.- Демидова Л. А. Педагогические основы современного образовательного процесса в негосударственных вузах// Инновации в образовании,-2003.-№ 3.-С.15−30. Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования.- М.: Педагогика, 1994. Марченков В. И. Образовательный процесс в Военном университете и его методическое обеспечение.-М.: ВУ, 2004. Соколов В. М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект): Автореферат дис. докт. пед. наук. -СПб.: С-ПГУ, 1997 и др.

6 Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения.-М.: Владос-Пресс, 2002.-272 е.- Военная психология и педагогика: Учебное пособие /Под ре. П. А. Корчемного, Л. Т. Лаптева, B.T. Михайловского.-М.: Совершенство, 1998.-384 с. и др. процесса обучения в высшей школе (А.П. Аношкин, В. А. Ермоленко, Ю. О. Овакимян, Ю. С. Руденко, Д. В. Чернилевский и др.)1.

В качестве источников для диссертации использовались научные труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы и работы педагогов периодов царской России и послеоктябрьского, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе государственного и негосударственного высшего образования. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда отечественных негосударственных вузов. В исследовании также использовались общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы негосударственных вузов, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебного процесса в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с темой исследованиясравнительный анализобобщениемоделирование и проектирование и др. Среди эмпирических методов активно использовались анкетированиепедагогическое наблюдениебеседыанализ документов и результатов деятельностиэкспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Московском гуманитарно-экономическом институте и его 12 филиалах. Кроме того, исследовательский материал был получен из других экспериментальных негосударственных вузов и их филиалов (Московский открытый социальный университет, Московский институт права, Российский эколого-политологический университет и др.).

1 Аношкин А. П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие.-Омск: Изд. ОмГПУ, 1998.-202с.- Ермоленко В. А. Технологии разработки блочно-модульных программ.-М.: Просвещение, 1996. Овакимян Ю. О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения: Учебное пособие.-М.: Изд. МГПИ им. В. ИЛенина, 1976. Руденко Ю. С., Денисенко С. И., Лобанова Е. В. Контроль учебной деятельности курсантов в высшем военно-учебном заведении: Учеб. метод, пособие.- М.: ВУ, 2000.¡-Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе.- М.: ЮНИТИ, 2002.-437с.и др.

В целом в исследовании приняли участие 30 кафедр, 350 преподавателей различных дисциплин, более 500 студентов, более 250 выпускников экспериментальных негосударственных вузов.

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в негосударственных высших учебных заведениях (2000;2005 гг.) в несколько этапов. Базовым экспериментальным вузом являлся Московский гуманитарно-экономический институт и его филиалы.

На первом (подготовительном) этапе (2000;2001 гг.) проводилось изучение вузовской практики, различных теоретических источников по проблемеопределялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии эффективности учебного процессаопределялись участники экспериментальной работы: высшие учебные заведения, кафедры, преподаватели, студентыосуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе (2001;2005 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явились разработка программ реализации концепции учебного процесса МГЭИ на основе прогнозно-ориентированного подходасовершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к деятельности по повышению эффективности учебного процесса негосударственных вузов в современных условиях. Кроме того, осуществлялся поиск путей совершенствования управленческих, организационных, методических и других подструктур обеспечения качества подготовки специалистов в МГЭИ, проверка их эффективности в реальном учебном процессе экспериментальных вузов.

На третьем (заключительном) этапе (2005 г.) осуществлялись всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий МГЭИ, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством других негосударственных вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и студентами. Формировались основные выводы и.

13 разрабатывались практические рекомендации по внедрению технологий реализации учебного процесса, содержательному и методическому совершенствованию обучения и воспитания преподавателей и студентов.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 250 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах негосударственных учебных заведений. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 350 преподавателей, 26 заведующих кафедрами и заведующих учебными отделами негосударственных вузов, 500 студентов различных факультетов, 250 специалистов — выпускников негосударственной высшей школы. Разработан спецкурс «Основы учебного процесса в негосударственной высшей школе», для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Московского гуманитарно-экономического института. Апробировано и является руководящим документом Положение об учебной деятельности МГЭИ и филиалов. Материалы исследования отражены в учебном пособии «Учебный процесс в негосударственной высшей школе» и ряде публикаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен историко-педагогический анализ проблемы негосударственного обучения в отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции его зарождения, становления и развитиядана характеристика современного состояния учебного процесса в негосударственной высшей школе;

— уточнены сущность, содержание и структура учебного процесса в негосударственных вузах;

— разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены программы реализации концепции учебного процесса МГЭИ по гуманитарному, юридическому и экономическому направлениям подготовки специалистов;

— определены и методами опытно-экспериментальной работы проверены основные пути повышения эффективности учебного процесса в.

14 негосударственных вузах, разработаны практические рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.

На защиту выносятся: выявленные тенденции зарождения, становления и развития учебного процесса в неправительственной высшей школе: функционирование на средства учредителя и отсутствие государственных капиталовложенийсвобода учебных действий, гибкость в оказании образовательных услуг, доступность и демократичность обучения, разноуровневость обучения и совмещение специальностей, широкий набор специальностей по различным профессиональным направлениям, забота об обучении женщинсолидная научно-материальная базаразработанная современная структура учебного процесса в негосударственных вузах Российской Федерациисущность учебного процесса как целенаправленного и организованного педагогического процесса по овладению студентами системой научных знаний, навыков и умений, формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначениемсодержание учебного процесса, включающее в себя учебную, методическую, воспитательную работуструктура учебного процесса, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов учебной деятельностипроверенные опытно-экспериментальным путем программы реализации концепции учебного процесса МГЭИ по гуманитарному, юридическому и экономическому направлениям, состоящие из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий совершенствования учебно-методической, воспитательной работы и учебной дисциплины, управления учебным процессом на каждом этапеобоснованные пути повышения эффективности учебного процесса в негосударственных вузах, включающие в себя совершенствование управления и контроля за качеством учебного процессаповышение уровня организации и проведения учебной работы в вузеоптимизацию методического обеспечения учебного процесса, реализацию контроля.

15 учебной деятельности студентов в учебных заведениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной задачи педагогики высшей школы — обоснование сущности, содержания и путей повышения эффективности учебного процесса в негосударственных высших учебных заведениях. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике учебного процесса и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в негосударственной высшей школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности учебного процесса в негосударственных высших учебных заведениях. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований, учебных планов и программ. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий учебного процесса, уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей негосударственной высшей школы к учебной деятельности.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристикахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в учебном процессе Московского гуманитарно-экономического института и его 12 филиалов, Московского открытого социального университета, Российского эколого.

16 ч политологического университета и других экспериментальных негосударственных вузов. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях ® учебно-методических комиссий Минобразования и науки Российской.

Федерации, кафедре педагогики Военного Университета. По теме диссертационного исследования в МГЭИ была проведена научно-^ практическая конференция «Педагогические пути повышения эффективности учебного процесса в негосударственной высшей школе» в августе 2005 года. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Демидова Е. Е. Сущность и структура учебного процесса в негосударственной высшей школе.-Сборник научных трудов № 5: Гуманитарные наукиюридические наукиэкономические науки /Московский гуманитарно-экономический институт.- М.: МГЭИ, 2005. 1п.л.

2. Демидова Е. Е. Оптимизация методического обеспечения учебного процесса в негосударственных вузах.-Сборник научных трудов № 6: Гуманитарные наукифилологические наукиматематические науки /Московский гуманитарно-экономический институт.- М.: МГЭИ, 2005.-1п.л.

3. Демидова Е. Е. Система оценки качества образования в вузе: проблемы, методика использования и совершенствование. — Сборник научных трудов № 5: Гуманитарные наукиюридические наукиэкономические науки /Московский гуманитарно-экономический институт.- М.: МГЭИ, 2005. 1п.л.

2. Практические рекомендации.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать практические рекомендации, осуществление которых могли бы способствовать дальнейшему совершенствованию учебного процесса в негосударственных вузах.

1. Негосударственным вузам, факультетам и кафедрам в целях повышения эффективности учебного процесса предлагается:

— повысить творчество и инициативность в профессиональном совершенствовании, позволяющем реализовывать современные модели, алгоритмы и технологии управления, способность создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу в вузе, поддерживать высокую мотивацию в педагогическом труде, личностную привлекательность и эффективность в реализации должностных функций;

— оптимизировать учебно-методическую работу путем: обеспечения системно-комплексного подхода к ее планированию и организации в негосударственном вузесовершенствования учебных планов и учебных программ обучения студентов, организационно-методического обеспечения учебной.

Ф работы в негосударственном вузесовершенствования организации и проведения всех видов учебных занятийобеспечения систематического и объективного контроля успеваемости и качества подготовки обучающихсяпостоянного совершенствования организации и форм методической работыобес-ч печения оптимальной работы учебно-методического комплекса негосударственного вуза.

2. Руководству негосударственных вузов и филиалов рекомендуется повысить качество учебного процесса в негосударственных вузах с помощью ф строгого отбора студентов. Для этого целесообразно:

— провести вступительные экзамены и организовать конкурсный отбор студентов;

— организовать активную довузовскую подготовку в форме гуманитарно-экономической (экономико-математической, информационно-математической и т. п.) школы;

— создать комплексы школа — вуз;

— оказывать активную помощь школам по созданию в них классов, ч сориентированных на вуз, проводить учебные занятия со школьниками по ряду предметов силами вузовских преподавателей;

— создать в средних общеобразовательных школах сеть гуманитарно-Ф экономических классов;

— организовать подготовительные курсы для поступающих в вуз.

3. Негосударственным вузам, филиалам, факультетам и кафедрам в области методического обеспечения учебного процесса рекомендуется:

— проводить научные исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества учебной работы;

— работать над привитием обучаемым методических навыков;

— проводить межкафедральные и межвузовские мероприятия по проблемам обучения;

— вооружать профессорско-преподавательский состав разработанными на кал федрах методиками оценки и учета результатов учебной работы со студентами негосударственных вузов, проводить с ними индивидуально-методические занятия и собеседования.

4. Ректорату, директорам и деканам рекомендуется реализовывать воспитательный потенциал учебного процесса, а именно:

— принимать активное участие и проявлять инициативу в проведении мероприятий комплексного плана воспитательной работы вуза на учебный год, планов формирования профессиональных навыков у студентов;

— ежемесячно анализировать положительные и отрицательные результаты учебной и воспитательной работы в вузе на кафедре, факультете, и их причины, вырабатывать предложения по улучшению воспитательной работы, систематическому обучению должностных лиц ее методике;

— адаптировать организацию воспитательной работы к специфике студенческих коллективов, ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию;

— обеспечивать решение воспитательных задач личным примером в ходе образовательного процесса, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им практических навыков воспитательной работы.

Вузам, филиалам, факультетам и кафедрам в области методики воспитания студентов рекомендуется:

— осуществлять научно-методическое обеспечение процесса воспитания в вузе: проводить научные исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества воспитательной работыучаствовать в работе по привитию обучающимся методических навыков воспитательной работыпринимать участие в обучении должностных лиц вуза практике воспитательной работы;

— вооружать должностных лиц факультетов и кафедр разработанными методиками оценки и учета результатов воспитательной работы со студентами, проводить с ними инструктивно-методические занятия;

— согласовывать воспитательную деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры со всеми должностными категориями вуза на основе единых подходов к выбору и применению оптимальных методов, форм и средств воспитания;

— считать ведущей формой воспитательной деятельности каждого преподавателя проведение систематической индивидуальной и кураторской работы в течение всего периода обучения студентов.

Дальнейшее исследование проблемы повышения эффективности учебного процесса в вузах Российской Федерации целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практической направленности учебного процесса вузакоординация усилий кафедральных коллективов в обучении и воспитании студентов в вузахуправление учебным процессом вуза в целях достижения его результативностисовершенствование системы учебной деятельности студентов в вузеорганизационное обеспечение учебного процесса вузареализация контроля в учебном процессе вуза и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Планирование учебного процесса в вузе на основе моделирования.- Минск, 1976. 224с.
  2. К.А. Педагогика высшей школы: Курс лекций: модульное обучение. Киев, 1993.-205 с.
  3. М.И. Основные требования к анализу историко-педагогических источников. -М., 1975. С 11 — 31.
  4. А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. Омск: Изд. ОмГПУ, 1998.-202 с.
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М., 1974.-246 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: Высшая школа, 1988. — 150 с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-412 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. .П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебных предметов в ВУЗе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1989. 185 с.
  10. Батраков И. С Организация педагогического процесса в современной школе. СПб., 1994. — 72 с.
  11. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М., Педагогика, 1990. С. 9−39.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1998.- 144 с.
  13. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2000. — 388 с.
  14. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб., 1997.-186 с.
  15. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М., 2000. — 216 с.
  16. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М.: ВУ, 1996.
  17. А.П. Оптимизация процесса обучения в ВУЗе. Киев: Вища школа, 1979.
  18. П.Г. Учебное дело в наших университетах //Вестник Европы. 1901. -.№ 10
  19. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
  20. В.Ф. Философия истории. СПб., 1993. — 387 с.
  21. К. Курс дидактики. СПб., 1915. — С. 1.
  22. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996.
  23. Закон «Об образовании» // Свод законов. 1996. — № 3.
  24. С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в ВУЗе: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 179 с.
  25. А.Е. Высшая школа в России в конце IX начале XX века. -М., 1991. —285 с.
  26. Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999.- 157 с.
  27. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — С. 4080.
  28. Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе: Дис. докт. пед. наук М., 2001. 295 с.
  29. СМ. Методика информационного проектирования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 155 с.
  30. С.А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра И. М., 1910. — С. 55−65.
  31. Э.Н. Технология проблемно деятельного обучения в вузе. -М.:ВПА, 1990.-С. 13.
  32. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1982.-С. 13−83.
  33. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: Дис.. докт. пед. наук. Ярославль, 1996. — 343 с.
  34. A.A. Негосударственные высшие учебные заведения в Российской Федерации //Высшее образование в России. 1993.- № 3.
  35. A.M. Частные учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения. Собрание действующих законоположений и распоряжений.-СПб., 1 91 2. С. 10−50
  36. B.C. Понятийно-терминологические проблемы педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1996. Вып.2.
  37. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991. — 230 с.
  38. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  39. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  40. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов в вузее. Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 2000. — 178 с.
  41. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис.. докт. пед. наук. М.: ВУ, 1997.-287 с.
  42. Материалы международной конференции: Образование XXI века.-М., 1994. 267 с.
  43. П.И. Очерки по истории русской культуры. 4-е изд. СПб., 1905.- 4.2. -318с.
  44. Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактических принципов в учебном процессе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. —170 с.
  45. В.М. Методология проектирования педагогической технологии: Аксиоматический аспект // Школьные технологии. 2000. — № 3.
  46. Г. А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: Дис.. док. пед. наук. Волгоград, 2000. — 183 с.
  47. Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике? // Вестник высшей школы.-1994. -№ 2. -С. 29−45.
  48. СВ. Сотворчество в образовательном процессе университета: Дис.. канд. пед. наук. Иваново, 1999. — 246 с.
  49. Образовательный процесс в ВУ и его методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие / Под ред. В. И. Марченкова.- М.: ВУ, 2001.- 185 с.
  50. В.К. Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1999.-208 с.
  51. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на/Д.: Феникс, 1998.-544 с.
  52. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. — 246 с.
  53. И.П. Педагогика.-М.:Просвещение, 1996.-432 с.
  54. Д.В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в вузе: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.-198 с.
  55. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов.- Екатеринбург, 1995. 178 с.
  56. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузах: Научно-методические материалы / Под ред. В. М. Воробьева, В.А. Чичи-рева.-М., 1998.-272 с.
  57. Психолого-педагогические и рефлексивные технологии / Под ред. A.A. Деркачаи др.- М.:РАУ, 1995.-147 с.
  58. A.A. Альтернативные идеи в современных западноевропейских концепциях образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук.- Великий Новгород, 2000.-164 с.
  59. С. В. Очерк по истории систем народного прсвещения в Россиив 18−19 веках.-СПб., 1912.-С.649.
  60. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.-СПб., 1864.-Т. 1.-№ 1185−1189.
  61. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М., 1999. 189 с.
  62. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис. докт. пед. наук. СПб., 1998. — 357 с.
  63. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. -М.: Прометей, 1989. -46 с.
  64. В.А., Каширин В. П. Основы педагогики и психологии, — М, 2001.-346 с.
  65. В .И. Психологические основы личносгно ориентированного образования // Мир образования образование в мире.-2001 1 -С.25.
  66. А.И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв.ека. СПб., 1882.-С. 20−35.
  67. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах. -М., 2000. -168 с.
  68. В.А. Негосударственное высшее образование в России.-М.: МОСУ, 1998.-273 с.
  69. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.147 с.
  70. С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. -416 с.
  71. П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов, 1894.-С. 4−11.
  72. В. Уроки дает история // Высшее образование в России.2002. -№ 5. С. 3−4.
  73. Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1996. — 210 с.
  74. A.B. Формирование готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению образовательным процессом: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.-149 с.
  75. В.М. Методическое обеспечение образовательного процесса: состояние, проблемы, пути совершенствования // Информационно-методический бюллетень. М.: Военный университет.- 2001.-№ 1(10).-С. 9−16.
  76. B.C., Кошман JI.B., Зенина М. Р. Культура России IX—XX вв.. -М., 1996. -С.23−35.
  77. В.А. Обучение как процесс управления. Ленинград: ЛГУ, 1988. — 160 с.
  78. К.П. К вопросу о наших высших учебных заведениях и об университетах в особенности. Мысли о воспитании и обучении. -СПб., 1900. С. 270−283.ч
Заполнить форму текущей работой