Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В некоторой степени эту проблему решало введение курса естествознания в начальной школе, который имеет более чем столетнюю историю и связан с именами Ушинского К .Д., Герда А. Я., В? терова В.П., Всесвятского Б. В., Райкова Б. Е., Полянского .И.И., Завигаева ПА., Ягодовского К. П., Занкова Л. В., Скаткина М. Н. и др. В современной начальной школе элементы естествознания включены в учебный предмет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методические проблемы формирования естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний на начальном этапе обучения в сельской школе
    • 1. Становление и развитие учебного предмета «Естествознание» в начальной сельской и-коле
  • Экспериментальное Исследование состояния естественнонаучных зйайий й сельскохозяйственных умений сельских школьников
  • З^опостав^ естествознанию и программы по^ трудовому рбучению в сельской школе. .*
  • ГЛАВА 2. Интегрированный курс начального естествознания (теория, эксперимент)
    • 1. Психолоого-педагогические основы формирования естественнонаучных — понятий и. представлений в курсе начального естествознания!
    • 2. Ко.нцетуальные положения и основное содержание курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»./
    • 3. Организация и результаты экспериментальной проверки эффективности обучения по интегрированному курсу

Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для крестьянского уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовуюдеятельность с самого • раннего возраста, наиболее благоприятного для| формирования не только трудовых умений, но и потребности в труте, уважения и любви к трупу на земле. —.

В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий.

В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должнасочетаться с определенным объемом естественнонаучных .и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень. ¦ .

В некоторой степени эту проблему решало введение курса естествознания в начальной школе, который имеет более чем столетнюю историю и связан с именами Ушинского К .Д., Герда А. Я., В? терова В.П., Всесвятского Б. В., Райкова Б. Е., Полянского .И.И., Завигаева ПА., Ягодовского К. П., Занкова Л. В., Скаткина М. Н. и др. В современной начальной школе элементы естествознания включены в учебный предмет «Окружающий мир» (1−2 кл.), основы которого былг слежены и развиты методистами Плешаковым, А А., Виноградовой Н. Ф., Сватковым Н. М., Сороцкой О. Н. Начала естественных наук вошли и в предмет «Природоведение» (3−4 кл.), над содержанием которого работали методисты начального естествознания Клёпинина ЗА., Мельчаков Л. Ф., Аквилева Г. Н., Горощеико В. П., Кизова А. М., Плешаков, А А.

В последние годы разработан ряд альтернативных курсов предметов «Природоведение» и «Окружающий мир», что связано с необходимостью вариативного изучения основ естествознания и школах различной направленности, в отличие от ранее.

• ' ' • существовавшего курса для единой школы.

Анализ действующих и альтернативных программ по начальному естествознанию показал, что их содержание, как правило, ориентировано на особенности природного и социального окружения городского школьника. Некоторые «ведения о сельскохозяйственном производстве вводятся в содержание предмета лишь в 3−4 классах в ознакомительном плане безявной связи с основным содержанием программ и учебников.

Анализ раздела «Сельскохозяйственный труд» программы по трудовому обучению в сельских школах выявил его направленность на выработку у школьников сельскохозяйственных уменийоднако содержание этого раздела отражает уровень трудовых умении городского школьника, не учитывая жизненного и трудового опыта I сельского ребенка.

Программа по трудовому обучению в сельских школах и программы курса «Окружающий мир — природоведение» существуют параллельно. Теоретическое естественнонаучное обоснование сельскохозяйственного труда является частью курса «Окружающий мир

— природоведение", а практическая сельскохозяйственная деятельность.

— разделом программы по трудовому обучению. Какпоказал анализ изучения состояния преподавания основ естествознания в массовой сельской школе, сельский учитель буквально следует содержанию действующих программ и учебников. В обучении естествознанию сельского школьника не учитываются учебные возможности сельскохозяйственного и природного окружения школы.

Основным методом изучения предмета остается объяснительное чтение статей учебника, а не наблюдение. Уроки сельскохозяйственного труда не выполняют в должной мере воспитывающую и обучающую функций.

Наше исследование позволило констатировать, что в современной сельской школе, так же как и в городской, обучение начальному естествознанию проводится, большей частью, на уровне л * представлений. На это же. ориентируют и действующие школьные программы, хотя психологами доказана возможность и необходимость обучения младших школьников на уровне элементарных понятий.

Некоторые причины неблагополучного состояния практики преподавания курса «Окружающий мир — природоведение» в начальной школе были выявлены в результате исследования особенностей обучения сельских детей начальному естествознанию. Анализ результатов исследования жизненного опыта, сельских и городских детей, проведенных в разные годы Паркером С. Н., Ягодовским KJI., Ивановым ПЛ., Низовой А. М., наши наблюдения за процессом обучения в сельских начальных школах, результаты исследований, проведенных в ряде территорий Российской Федерации, а также анализ учебно-методической литературы показали, что жизненный опьгг ребенка, живущего близко к природе, значительно отличается от опыта городского ребёнка. Сельские дети имеют некоторый запас знаний о сельском хозяйстве и ближайшем природном и социальном окружении, специфичном для данной местности. Знание первоклассниками сельской' школы сельскохозяйственной техники, названий культурных растений и сорняков, сельскохозяйственных животных и мер ухода за ними соизмеримо с аналогичным знанием учащихся 3−4-х классов городской школы после изучения этих тем. Эти знания носят достоверный характер и используются учащимися в повседневной жизни. Сельские дети участвуют в работе на j приусадебном участке, а потому уже владеют элементарными и — сельскохозяйственными практическими умениями и знанием ряда агротехнических приемов.

Следовательно, использование в сельской школе программ, не содержащих новых для сельских школьников сведений, снижает заинтересованность детей в изучении предмета, задерживает обучение и развитие крестьянского ребенка.

Следуетподчеркнуть также, что в суинхтвуквдих курсах I.

Окружающий мир — природоведение" не учитывается уровень гигиенической культуры в крестьянских семьях и особенности гигиенических традиций, присущих сельской социокультуре, что отрицательно сказывается на воспитании детей и, главное, на их—^ здоровье. .

Результаты изучения массового опыта работы сельской начальной школы, анализ психологической, методической литературы, школьных программ позволили выявить проблему несоответствия содержания курсов начального естествознания особенностям обучения сельских детей, а именно специфике социального и природного компонентов окружающего мира, жизненному опыту и потребностям сельских' школьников в специальных знаниях и умениях. Не менее важно обнаруженное противоречие между уровнем предлагаемого для обучения содержания и интеллектуальным развитием сельского ребенка, между естественнонаучным содержанием предмета и методом его усвоения, между теоретической и практической основами сельскохозяйственной деятельности, между необходимостью повышения уровня теоретических Знаний и современным базисным учебным планом.

Необходимость разрешения данных противоречий и определила проблему исследования, которая состоит в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке процесса формирования системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы. Нель исследования заключается в создании интегрированного курса естествознания для сельской школы, в котором ограничено будут объединены естественнонаучные и сельскохозяйственные знания, что позволит повысить эффективность обучения.

— Объектом исследования является процесс обучения основам естествознания младших школьников села.

Предмет исследования — процесс формирования системы начальных естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний в сельской школе средствами интегрированного курса.

• • ГУпотеза исследования: уровень начальных естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, целостность и практическая значимость их для сельских школьников повысятся при условии, если основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний интегрированы в содержанииодного учебного предмета, на базе единой системы элементарных понятий, методов и способов их усвоения, а в содержании учтен жизненный опыт ребенка, гигиенические традиции, природные и социальные особенности села.

Задачи исследования:

1. Определить состав и структуру курса начального естествознания для сельской школы — произвести отбор ведущих естественнонаучных понятий предлагаемого курса, ввести их в единую систему,.

2. Выявить наиболее эффективные методы и средства, обеспечивающие усвоение учениками интегрированного содержания.

3. Экспериментально проверить доступность и эффективность обучения t. , '. по экспериментальному курсу.

Методологической основой работы являются • общепёДагогическая идея о триединстве процессов обучения, воспитания и развития, психотюго-педагогические положения о возможностях формирования понятий у младших школьников.

В работе был использован следующий комплекс общих научных и конкретных методов исследования: .

Теоретические методы: изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы и школьной документации, изучение педагогического опыта, Статистический анализ результатов педагогического эксперимента, обобщение результатов исследования.

Социологические методы: беседы с учителями, учащимися, методистами, анкетирование учителей.'.

Эмпирические методы: наблюдение за ходом учебного процесса, хронометрирование, экспертная оценка разработанных материалов. Ведущий метод исследования — педагогический эксперимент.

Основные источники исследования:

• массовый и передовой педагогический опыт, школьная документация, работы учащихся, магнитозаписи;

• труды видных методистов начального естествознания, биологического и экологического образования, трудового воспитания и обучения, специалистов по проблемам начальной сельской школы, психологоврезультаты педагогического эксперимента;

• диссертационные исследования, близкие к исследуемой проблеме;

• зарубежный опыт.

Этгпы исследования. На первом этапе (1981;83 г. г.) продуман замысел исследования, определены его цели и задачи. Проведен анализ учебно-методической литературы по теме исследования, изучено состояние преподавания естествознания в начальной сельской школе. Выявлены основные природоведческие понятия предметов «Окружающий мир» и «Природоведение», разработана методика констатирующего эксперимента и проведен сравнительный анализ основных природоведческих понятий, которыми владеют ученики начальных • классов сельских школ до н после обучения по традиционной методике. Кроме основных задач исследования, были поставлены дополнительные по определению некоторых интеллектуальных умений сельских школьников: проведена проверка умения учеников начальных классов сравнивать, обобщать, классифицировать, составлять описание предмета, т. е. определена их готовность к обучению приемам наблюдения и формированию элементарных понятий.

На основании результатов этого этапа эксперимента и изучения психолого'-методической литературы был проведен отбор содержания и разработан первый вариант экспериментальных материалов в форме поурочных рекомендаций для учителей (1 кл.). .

На втором. этапе (19S9−90) проводился поисковый эксперимент: определялось влияние, содержания экспериментальных материалов, а также методов и средств изучения на уровень знаний и у. гний сельских первоклассников. Была определена система естественнонаучных и сельскохозяйственных понятии, выявлены наиболее эффективные методы и средства, обеспечивающие усвоение нового содержания. Произведены значительные коррективы в предложенном содержании и разработана программа нового курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний», интегрирующего природоведческие и сельскохозяйственные знания, а О также вариант экспериментальных материалов для учителе и учащихся 1−2 года обучения. Были внесены коррективы в методику проведения контрольных опросов учеников до и после обучения по экспериментальному курсу.

На третьем этапе проводился обучающий эксперимент (1990;1994, 1998;1999 гг.): определялась эффективность предлагаемой методики изучения курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» в первом классе сельской школы и вносились коррективы в программу, методические рекомендации для учителей и дидактические материалы для учителей и учащихся.

Научная новизна и теоретическая. значимость работы заключается в обосновании необходимости и возможности интеграции основ естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний в едином курсе начального естествознания для сельской школы, в определении его содержания и структуры, разработке методических условий изучения, адекватным особенностям обучения в условиях сельской школы.

Практическая значимость исследования состоит в создании учебно-методического комплекта альтернативного интегрированного курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» для 1−4 классов сельской школы, а именно: программ, дидактических материалов для учителей и учащихся и методических рекомендаций для учителей.

Весь. учебно-методический комплект, созданный в ходе эксперимента, предназначен для использования в массовом педагогическом опыте. .

Достоверность результатов исследования обеспечивается методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодействующих методов обучения, адекватных его объему, предмету, целям задачам, анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала, результатами проведенного педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные положения, результаты и материалы исследования обсуждались на заседаниях Центра сельской школы РАО, на конференциях молодых ученых НИИ СиМО АПН СССР (1982, 1983, 1985 гг.), на III Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды (Казань, 1990), • на региональной научно практической конференции «Новые подходы к организации подготовки кадров в условиях непрерывного образования» (Екатеринбург, 1992 г.), на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Московской (1982, 1993 it.), Рязанской (1990, 1991 it.), Тверской (1990, 1992, 1998 гг:), Белгородской (1998 г.) областей.

Программа курса, методические рекомендации и дидактические материалы для учителей экспонированных на ВДНХ в павильон? ''Народное образование" (1991 г:) и отмечены серебряной медалью.

Результаты исследования внедрены в практ:1ху обучения ряда сельских школ Рязанской, Тверской, Кировской и. Белгородской областей.

На защиту выносятся: .

1. Идея о необходимости введения в учебные планы сельских школ курса, интегрирующего основы. естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний.

2. Учебно-методический комплект курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»: программа, методические рекомендации по формированию природоведческих и сельскохозяйственных понятий на основе наблюдений за объектами природыдидактические материалы для учителя (поурочные разработки), дидактические материал, м для учащихся.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы: .

Анализ результатов эксперимента показал, ч’го экспериментальный курс «Основы естественнонаучных. и сельскохозяйственных знаний «доступен сельским первоклассникам.

Усвоение природоведческих и сельскохозяйственных элементарных понятий первоклассниками экспериментальных классов достаточно для продолжения обучения во втором классе по программе курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний», где изучение понятий будет продолжено, расширено и дополнено в соответствии со знаниями учеников после обучения в 1 классе.

Эффективность обучения по экспериментальным материалам выражается в усвоений учащимися знаний на уровне элементарных понятийв расширении числа усвоенных понятий природоведческого и сельскохозяйственного содержания, в усвоении связей между понятиями (родовое — видовое понятие, причинно-следственные связи) — в расширении объема родовых понятий и уточнении их содержания за счет включения в систему понятий сельскохозяйственного содержания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

•.

Анализ содержания курсов «Окружающий мирприродоведение» и «Трудовое обучение в сельских школах» (раздел «Сельскохозяйственный труд» показал, что их содержание ориентировано на особенности обучения городского школьника.

Это обусловило необходимость создания курса, предназначенного специально для сельской, школы и объединяющего теоретические и практические основы естествознания и сельскохозяйственной науки. Такой курс был разработан в ходе настоящего многолетнего экспериментального исследования.

В его содержании были учтены следующие особенности обучения детей начальному естествознанию в условиях сельской школы: специфика природного и социального окружения, цели обучения школьников в начальной сельской ' школе, сочетание базового, регионального и школьного компонентов, жизненный опьгг сельского школьника,.уровень его гигиенической культуры. С.

Базовый компонент содержания курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» составила система взаимосвязанных категорий и общих понятий, например таких, как: природа, общество, человек, как член общества и как часть природыприрода неживая и живая (животные, растения, грибы, бактерии) и т. д. Региональный компонент включил отдельные общие у единичные понятия, связанные восходящими линиями с системой базовых понятий. Таким образом все понятия курса включены в общую иерархическую систему.

Основными идеями, положенными в основу экспериментального курса явились:

• интеграция основ естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний и умений в едином курсе;

• отбор содержания с учетом жизненного опыта и потребностей крестьянского ребенка;

• обучение на уровне системы элементарных понятий;

• использование наблюдения как основного метода формирования. элементарных естественнонаучных понятийобучение наблюдению посредством совершенствования восприятия и последовательного формирования у сельских школьников логических приемов мышления;

• использование опорных схем как средства усвоения системы элементарных понятий.

Эффективность этих идеи была доказана в ходе педагогического эксперимента.

Реализация идей разработанного интегрированного курса позволяет решить триединую задачу обучения, воспитания и развития сельского школьника, так как: а) научные знания, составляющие его содержание включают две предметные области — основы естественных и сельскохозяйственных наук" введенных в курс на уровне системы элементарных понятийб) интеллектуальное развитие сельских детей обеспечивается обучением на понятийном уровне, целенаправленным формированием логических приемов мышления, систематической работой с опорными схемами, и выявлением родо-видовых, причинно-следственных и экологических связей между понятиямив) школьники обучаются основному способу познавательной деятельности в процессе Изучения естественного учебного предметанаблюдениюг) эмоционально-ценностное отношение сельскйх учеников к окружающему миру формируется при усвоении специально отобранных естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний и умений, в том числе, и экологического характера, а тазоке благодаря органическому сочетанию базового, регионального и школьного компонентов в содержании курса.

• Таким образом, в результате проведенного исследования бьла подтверждена гипотеза и решены поставленные задачи.

Разработка • интегрированного курса. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» (1 для сельской школы и экспериментальная проверха его доступности и эффективности в. 1-м классе дают основания наметить также и перспективы, продолжения начатой работы. В качестве важнейшей из них представляется исследование методических условий, формирующих личность современного крестьянина средствами учебных предметов образовательной области «Естествознание» и возможностями внеклассной и внешкольной деятельности:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Влияние дидактического материала на повышение Эффективности самостоятельной работы учащихся по природоведению: Авт. диссканд. пед. наук. М., 1977. — 19 с.
  2. Аквилева, Г. Н., Клепинииа ЗЛ. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988. — 95 с.
  3. Л.И. Подготовка студентов педвуза к воспитательной работе в сельской малокомплекгной начальной школе- Дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 217 с.
  4. С.И., Михеев В. И. Теоретически основы научной организации педагогических исследований. М.: Знание, 1976. — 27 с.
  5. В.Г. Основы философских знаний. М.: Мысль, 1981. 382• '. * • ' * ¦
  6. Ю.К. Оптимизацгя процесса обучения: общедидактич^ский аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  8. С.П. О роли представления на уроках чтения // Нач. школа. -'1958. № 4. — с. 21 -26.
  9. И.Н. О способах обучения предметам учебного курса начальных народных уччлищ. Изд. 3, яспр. и дополн. С.-П. 1875, тип. В.Демакова. — 131 с.
  10. И.Н. Ученье свет. М.: тип. А. Мамонтова, 1873. — 102 с.
  11. КБлонский П. П. Возоастные особенности детей (школьный возраст) //. Избр. пед. произв. М., 196 — с. 439−490.
  12. П.П. Возрастная педагогия. М.-Л.: Работник просвещения. — 1930. ~ 212 с.
  13. ПЛ. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935.-128с. «
  14. Большая советская энщпслопедия: в 30 т. Сов. энциклопедия, 1975:-20 т.-с. 494- ' '
  15. Д.Н., Менчинская Н А, Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  16. JI.И. Общая характеристика младшего школьного возраста /7 Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1950. с. 35−37.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  18. Н.Ф. Избранные пед. сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -412 с. • .
  19. В.П. и Вахтерова Э.О. Мир в рассказах для детей. М. -Пг.: Госиздат, 1923. — 152 с.
  20. ЛА. Восприятие и ощущение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. 365 С.2L Венгер Л. А. Об особенностях работы подготовительных классов // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — с. 133−137.
  21. Л.А. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования). М., 1980. — с. 3−15.
  22. Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание школьников. М., 1985. — 200 с.
  23. Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. 1966. — № 12. — с. 53−63.
  24. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания . биологии. М.: Просвещение, 1976. -384 с.
  25. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы. / Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Просвещение, 1966. -442 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. проф. .А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 285 с.
  27. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. / Под пед. В. В. Давыдова М., 1975.245 с.
  28. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. / Подред. В. В. Краевского. М., 1980. — 1220 с.
  29. .В. Общая методика биологии. М.: Учпедгиз, i960. -331 с/ .
  30. Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в б т. М., !982. -т. 2.-с. 5−361.
  31. Л.С. Проблема изучг-иия умственного развития в школьном возрасте. // Избр. псих. Иссл. М., !956. — с. 438−452.
  32. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -' М.-Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  33. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. — № 1.- е. 15−26.
  34. ПЛ. Основные результаты исследований по проблеме. 1−71 ¦умственных действий и понятий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. -93 с.
  35. П.Я. Психология развития мышления учеников и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. Сб. научн. тр. М.: Наука. -1966.-с. 236−277.
  36. Герд, А Я. Избр. пед. труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, J 953. — 208 с.
  37. Герд В А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы. Страницы из методики естествознания. П.: Жизнь и знание, 1917.-I {4 с.
  38. И.В. Вопросы методики воспитания мышления детей в начальном обучении, истории. 4 класс. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950:-80 с
  39. Громов .¦ М. Д. Некоторые особенности формирования природоведческого кругозора младших школьников. / Доклады АПН РСФСР. 1958. № 105. — с. 85−89.
  40. А?. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии.» -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: педагогика, 1972. -, 424 с. * '
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения:. опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  43. В.В. Связь теории обобщения с программированным обучением. // исследования мышления в советской психологии. / Под ред. Щороховой Е. В. М.: Наука, 1966. — с. 437−469.
  44. Дидактика начального обучения: Сб. науч. тр./ Под ред. A.M.
  45. Пышкало- М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1977. — 8 i с.47: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткин-:. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982.-3319 с.
  46. Донаддсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей: пер. с анга. / Под «ред. В. И. Лубоского. М.: Педагогика, 19&5. — 192 с.
  47. Единый уровень содержания общего среднего образования. / АПН СССР, НИИ СиМО. М., 1986. — 38 с.
  48. ПЛ. Изучение природы в начальной школе (1−3 классы). -М.-Л.- Изд-во АПН РСФСР, 1948. 124 с.
  49. ПЛ. Наблюдения и опыты по естествознанию в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956. — И 2 с. ¦¦
  50. ПЯ. Представления и понятия о растениях и животных у учащихся 1 класса.//Изд. АПН РСФСР, 1959. -Н> 107.-е. 104−120.
  51. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 5968. — 175 с.
  52. Л.В. наглядность и активизация учащихся в обучений. М.: Учпедгиз, I960. — ЗП с.
  53. Л.В. О начальном обучении. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. -199 с.
  54. Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1965. 215 с.
  55. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста /У Сов. педагогика. 1973. — № (. — с. 3036. .
  56. А.И., Зверев И Л-* Суравегина И .Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 207 с. .
  57. Зверев ИЛ- Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  58. Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя. /
  59. Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Просвещение, ! 984. -144 с.
  60. в.Ф. Пед. труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. ~ 148 с.
  61. Е.И., Громов М. Д., Лукин Н. С. Психология. м.:• Просвещение, 1965.-344 с.
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее, обучение. М.: Знание, 198!.-96 с.
  63. Казанский H. HV Назарова Т. С* Дидактика. М.: Просвещение,. 1978. — 224 е.
  64. П.Ф. История русской педагогики. Изд. 2, пересмотр, и-доп. Петроград, 1915. — 746 с.
  65. П.Ф. Современные задачи народного образования в России.-М., 1913.-80 с.
  66. А .Я. Обучение шестилетних дс*сй в школе: Из опьгга работы подг. Классов в школах Латв. ССР. М.: Педагогика, 1984.• -94с.
  67. Т.Е. Формирование и развитие системы природоведческих понятий и ее пропедевтическая роль в биологическом образовании: Авт. дисс. .канд. пед. наук. М., 1979.-31 с.
  68. НА. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных, и учителей сельских школ. Спб., 1870. — 363 с.
  69. ЗА., Мельчаков Л. Ф. Природоведение: учебник для 2 и' *3 классов.'- М.: Просвещение, 1978. 255 с.
  70. ЗА., Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 классе. М.: Просвещение, 1990. 112 с.
  71. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на ¦ современном этапе.-М.: Педагогика, 1979. 174 с.
  72. Комплект программ по экологическому образованию учащихся. Начальная школа,/ Сост. Салеева Л. П. // Подред. И. Т. Суравегиной. -М., 1992.- 19 с.
  73. Концепция общего среднего образования: Проект / ВНИК „Школа“. М.» 1988. 63 с- '
  74. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного обра, ювания: Проект / АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 19 с.
  75. В.В. Проблема научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 264 с. 81- Крутецкий. В А. Основы педагогической психологии. — М.:
  76. Просвещение, 1972.-255 с. 82. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательныетехнологии.--.М. Воронеж.: НПО «Модэк», 1998.-280 с.
  77. B.C. Содержание образования : сущность, структура,. перспективы. М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.
  78. йЛ. Дидактические основы методов обучения. — М.:к. ¦ ' ' ' .1. Педагогика, 1981. 186 с.
  79. Лфнёр VISi. Зачем учителю дидактика. // Биология в школе. 1988. -№ 1.-0.44−46.
  80. Лернер И .Я- Концепция базового содержания общего образования (БСОО) // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики й народного образования. Вып. 8(20), М: АПН СССР, НИЙ теории и истории педагогики, 1991. — 40 с.
  81. Лернер И Si. Способы и уровни усвоения содержания образования. (I Биология в школе, 1988. № 1. — с. 62−64.
  82. Л иберов А. Ю. Живой объект как средство формирования теоретических понятий курса биологии средней школы: Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 18 с.
  83. Н.И. Логические операции как компонент формирования системы знаний у младших школьников: Авт. дисс. канд. пед. наук. М.,! 986. — 16 с.
  84. Т.Н. Труд как средство формирования познавательной активности младших школьников (на примере труда по выращиванию растений): Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. -18 с.
  85. АЛ. Учителю о психологии младшего школьника.' -М.: Просвещение, 1977.-224 с.
  86. А.С. Лекции о воспитании детей. М: Учпедгиз, 1953. -96 с.
  87. В.И. Наблюдения по естествознанию в начальной школе.J1. Л ., 1946. 58 с.
  88. В.И. Объяснительное чтение по естествознанию в начальной школе. Л.: Учпедгиз, 1957. 203 с. 95. материалы к концепции общего среднего образования: Состав и структура общего среднего образования / АПН СССР. М.,, 1988. -82 с.
  89. А.Н. Анастасиев. 1913. — 346 с. 99. Начальная ступень общеобразовательной школы: Материалы к * концепции целей и содержания образования. — М.: НИИ СиМО
  90. АПН СёСР, 1989. ч. 1. — 78 с. 1(К).На*1альная ступень общеобразовательной школы: Материалы. к концепции учебных предметов.'- М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1939. • - ч. 2−3. — 95 с.. 101. Начальная школа. Настольная книга учителя. / Под ред. МЛ.
  91. . М., 1950. — 915 с. Ю2. Низова A.M. Первоначальные природоведческие представления у учащихся первых классов // Изд. АПН РСФСР, 1959. — № 107. — с. 141−159. ' .
  92. ЮЗ.Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.:
  93. Педагогика, 1989. 279 с. 104. Обучение детей с шестилетнего возраста // Методические рекомендации для учителей и руководителей школ. — М.: АПН СССР. Г985 — 104 с.
  94. Обучение детей с шестилетнего возраста // Под ред. И. Д. Зверева, • AM. Пышкало. М.: Педагогика. 1987. — 212 с.
  95. Обучение и развитие // Экспериментально-педагогическое исследование. / Под ред. Л .В. Занкова. М., 1875. — 440 с.
  96. Г. И. Строение учебной деятельности школьников при усвоении знаний на основе теоретических обобщений // Вопр. Психологии. 1973. — МЬ 2. — с. 77−82.
  97. Окружающие мир для четырехлетней начальной школы II Нач. ¦ Школа. -1992. № 1. — с. 67−72.
  98. Организация экологического образования в школе, / Под ред. И .Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. Пермь, 1990. — 250 с.
  99. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльонина, АЛ. Вснгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с. .lit. Отношение школьнт-псов к природе. / Под ред. И .Д. Зверева, И.Т.
  100. В.Л., Трудовое воспитание младших школьников. М.: Просвещение, 1984.-143 с.
  101. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  102. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1966.-3 т.-С. 10−11.
  103. ЗА. Воспитание общественно, трудовой активностил, учащихся начальных классов сельской школы: Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 17 с. .
  104. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе: Уч. пособие для студентов. / Под ред.А. М. Леушиной. —г Минск: Выщэйшая школа, 1982. 240 с.
  105. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.:. Педагогика, 1972. — ! 84 с.
  106. Плешаков, А А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса трехлетней начальной школы. М/. Просвещение, 1995. — 160 с.
  107. К Плешаков, А А. Новое в курсе «Ознакомление с окружающим миром» // Нач. Школа, 1992. № 7−8. — с. 49−54. .
  108. Плешаков, А А. Природоведение: учебник для 3 класса четырехлетней начальном школы. / Под ред. ИД. Зверева. М.:
  109. Просвещение, 1994.- 160 с. 4 ¦ ¦ *
  110. Плешаков, А А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе: Авт. дисс.. канд. пед. наук. М., 1990.-15 е.
  111. Плешаков, А А. Природоведение: учебник для 3 класса трехлетней и 4. класса четырехлетней начальной школы. / Под ред. ИД. Зверева. М.: Просвещение, 1998. -! 91 с.
  112. Плешаков, А А. Природа и человек.: Учебное пособие для 2 класса.-М., 1994.- 140 с.
  113. И.И. Избр. пед. труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. -175 с.
  114. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1−4) одиннадцатслет. шк: М.: Просвещение, 1996. — 395 с.
  115. Программы средней общеобразовательной школы. Начальная школа. 1−3 классы. М.: Просвещение, 1996. — 285 с.
  116. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, ! 990. — 160 с. 130.. Психологический словарь /. Под ред. В. В. Давыдова, Л. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  117. А.М., Журова JI.E. Концепция начального образования. М.: НИИ ОСО АПН СССР, J 991.19 с.
  118. Развитие мышления школьников в процессе усвоения знаний:• * «экспериме^ктально-педагогическое. исследование. / Под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 19 983. — 168 с.
  119. Рубинштейн С А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, .1940. 0 — 596 с. •
  120. Райков Б. Ei Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Издгво АПН. РСФСР, 5960. — 487 с. .
  121. С.А. Начальная школа и сельское хозяйство / Сельская ¦ школа. Спб. Л 898.-с. 313−326s ». ,
  122. СЛ. Сельская школа: Сб. статей / Сост. Л. Ю. Стрелкойа. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  123. А .Я. Дидактический прием сравнения как средство обучения и развития младших школьников: Авт. дисс.. канд. пед.наук. Минск, 197 L 28 с.
  124. АЯ. Формирование познавательной самостоятельности180' О 'младших школьников: Авт. дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1984. — 48 с. .
  125. Салмина Н. Г'. Виды и функции материализации в обучении. М.,. 1981. — 134 с. '
  126. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-288 с.
  127. ЮЛ. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  128. Т.К. Современны образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  129. М.Н. Методика естествознания. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, «1948. — 220 с., 14 $.. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальных классах. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1959. — 2!4 с.
  130. М.Н. Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе II Известия АПН РСФСР, 1946.вып. 4. -с. 115−169. .
  131. Скаткин .М.Н, Проблемы современной дидактики. М.:1. Педагогика, 1980.--9<5 с.*л51. СкаПсин М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.:
  132. Пдагогика Л 971. 206 с. 152. Совершенствование обучения и воспитания учащихся в начальныхклассах малокомплектных школ Н Материалы всесоюзногоАсеминара.- Минск, 1985. 104 с.
  133. В.П. Актуальные проблемы начального обучения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 207 с.
  134. Т.Ф. Совершенствование учебного процесса в 'малокомплектной начальной сельской школе. М.: Педагогика, 1980.-134 с.
  135. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): Дисс. д-ра пед. наук. м., 1995. -341 с.
  136. Н.Ф. Познавательная деятельность как проект управления // Теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом учения. М., 1967. — с. 28−43.
  137. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблемы мышления в процессе обучения в школе: Доклад на XVIII Междунар. конгрессе психологов. Авг. 1966// Сов. педагогика. 1967. — № 1. — с. 28−32.
  138. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 133 с.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издво МГУ, 1975.-344 с.
  140. Н.Ф. Формирование научных понятий и развитие логического мышления учащихся // Нач. школа. 1970. — № 1.-е. 7277.. .
  141. Н.Ф.- Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  142. Теоретические основы нового учебного курса «Мир и человек» II Нач. школа. 1989. — с. 13−16.166.- Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. ВJB. Краевского, ИЛ. Лернер. М.: Педагогика, 1989. 318 с.
  143. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.
  144. , Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с. * *. i
  145. Д.И. Чему и как учлггь на уроках родного языка вначальной школе. М., 1890 — 319.с.
  146. Л.Н. Педагогические сочинения. М.-Л.: Учпедгиз, 1953. -444 с.
  147. Л.Н. Первая русская книга для чтения. 16-е изд. — М.: ¦ Изд-во Сытина, 1917. — 44 с.
  148. Н.М. Вопросы формирования у младших школьников . интереса к трудовой деятельности // Сов- педагогика. 1980. — Jto 6.с. 63−66.
  149. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. статей./ Под ред. ПЛ. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во моек, унта, 1972.-262 с.
  150. ТраЙтак Д. И. Биология с элементами сельского хозяйства //. Программы сельской общеобраз. школы. М.: АПН СССР, ! 99 Lс. 3−26.
  151. ТраЙтак Д.И., Клепинина ЗА. Занятия по трудовому обучению: 5−7кл. М.: Просвещение, 1989. — 192 с. .
  152. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.: Педагогика, $ 975. — 72 с.
  153. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. статей. / Под ред. Л. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. .: Изд-во Моск. ун-та. 1972. — 262 с.
  154. Урок в начальной школе / Сост. Н. С. Сурьянинова. М.: Просвещение, 3 975. — 143 с. 178! Усвоение знаний и развитие младших школьников. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1965. — 135 с.
  155. Н.Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины. М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-380 с.
  156. КД. Родное слово II Собр. соч. в ! 1 т. М.-Л., 1950. т. 6.-с. 237−337.
  157. КД. Человек как предмет воспитания. II Собр. соч. в 1! т. М.-Л., 1950.-т. 2. -319 с.
  158. Начальная школа. 1996. 187. Экология и диалектика. / Педагогический эксперимент. Рук. Тарасов Л. И. — М.: Моск. гор. комитет по нар. обр., Моск. гор. ин-т усовершенствования учителей, 1989. — 207 с.
  159. Экологическое образование школьников. / Под ред. ИД. Зверева,"* •. «*
  160. И.Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 250 с.
  161. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В.
  162. Давыдова.-М., 1966.- е. 13−53.
  163. Д.Б. Особенности развития понятий в младшем школьном возрасте II Очерки психологии детей. 7 Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — с. 134• 145,
  164. Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. труды. М.: Педагогика, 1989. — с. 220−258.
  165. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие. Киев, 1970. — с. 54−57.
  166. П.М., Эрдниев Б. Г. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы. // Советская педагогика. 1975. — № 7. — с.' 72−80. •
  167. П.М., Эрдниев Б .Г. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. // В кн. дня учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  168. К.П. Вопросы общей методики естествознания. М., 1954. — 276 с.
  169. . К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. / Под ред. МЛ. Скаткина. М.: Учпедгиз, 1953. -332 с. '
  170. Programme du ministere nationale d’Education de la Jeunesse et du Sport de France. Biologie Ieologje. Gasse de colledge: 6-ieme, 5-ieme, 4-ieme, 3-. ienie. — Paris, 1989. — 10 p.
Заполнить форму текущей работой