Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование информационной культуры у учащихся начальной школы на основе межпредметной интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Воог-лайд, В. М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М. Ю. Климова, Н. И. Лапин, Б. Мор, JI.C. Подымова, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, В. П. Симонов, Н. В. Степанов, B.C. Толстой, А. П. Тряпицина, И. Шумпетер, Р.Н. Юсуфбе-кова и др.) — теория рефлексивного управления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.'
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры у учащихся начальной школы
    • 1. 1. Информационная культура как необходимый компонент системы начального образования
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты осуществления межпредметной интеграция в обучении
  • Глава 2. Формирование информационной культуры у младших школьников на основе интеграции предметов начального обучения
    • 2. 1. Моделирование педагогической информационной среды
    • 2. 2. Особенности структурирования содержания обучения
    • 2. 3. Обучение рациональным способам умственной деятельности

Формирование информационной культуры у учащихся начальной школы на основе межпредметной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интерес современной образовательной практики к вопросам формирования общепредметных умений и навыков учащихся, активизация их познавательной деятельности и ее сопряженности с реалиями нынешнего российского общества необычайно высок. Необходимость качественного обновления технологий получения и последующего использования разнообразных знаний об окружающем и внутреннем мире человека стало закономерным следствием тех масштабных изменений, которые последовали за компьютеризацией основных областей человеческой жизнедеятельности.

Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом. Поиск специалистами соответствующих способов деятельности личности в новой информационной среде находит свое обоснование в разработке понятия информационной культуры как одной из составляющей общей культуры человека.

Михайлиди С.В. определяет информационную культуру как сформированную в процессе информационной деятельности систему знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, выступающих в качестве средства осмысления явлений и принятия решений в информационной сфере. Рассматриваемое понятие охватывает сложный комплекс знаний, умений и навыков. Традиционно этими вопросами занималась информатика, систематическое изучение которой начиналось в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке — формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения. Это инициирует пересмотр существующих методов, форм и содержания обучения, а также предполагает необходимость изменения методики преподавания базовых предметов начальной школы.

Вопросы формирования информационной культуры на разных ступенях обучения исследовали Андрианов Т. Д., Воробьёв Г. Г., Луканкин Г. Л., Михайлиди С. В., Милитарёв В. Ю., Сергеева Т. Ф., Суханов И.П.

Развитию алгоритмического мышления учащихся посвящены работы Дьяконова В. П., Житомирского В. Г., Заварыкина В. М., Истоминой Н. Б., Лапчика М. П., Ляховича В.Ф.

Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих формированию информационной культуры у младших школьников состоит в интеграции. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, интегрально отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности. Поэтому исследования учебно-познавательной деятельности учащихся по осуществлению межпредметной интеграции и ее роли в формировании информационной культуры приобретают особую актуальность.

Проблема интеграции рассматривалась в трудах таких ученых как Г. И. Беленький, И. Д. Зверев, Д. М. Кирюшкин, П. Г. Кулагин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Т. Ф. Федорец, Н. В. Федорова и других, разрабатывавших такие аспекты, как дефинирование, функции, типы и виды межпредметных связей.

Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальной школе, являющихся «зоной ближайшего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов (Г.Н. Аквилева, Г. В. Бельтюкова, Н. Я. Виленкин, Т. Л. Рамзаева и др.).

Принимая во внимание, что обучение в начальной школе должно проходить в условиях здравооберегающей среды, что накладывает ограничения на использование компьютеров в учебно-воспитательном процессе, возникает необходимость поиска путей формирования информационной культуры младших школьников не только на занятиях информатикой, но и в процессе изучения других предметов начальной школы.

Таким образом, актуальность исследования процесса формирования информационной культуры учащихся младших классов обусловлена:

— изменением парадигмы образования,.

— процессом информатизации общества и образования,.

— необходимостью теоретического осмысления путей формирования информационной культуры у учащихся начальной школы в условиях здраво-оберегающей среды.

Проблема исследования заключается в определении подходов к формированию информационной культуры на этапе начального образования.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся начальной школы.

Предмет исследования — содержание, способы и формы осуществления межпредметной интеграции как средства формирования информационной культуры у учащихся начальной школы.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики формирования информационной культуры у учащихся младших классов на основе межпредметной интеграции.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование информационной культуры у учащихся начальной школы может быть эффективно осуществлено на основе межпредметной интеграции при соблюдении следующих условий: структурирование учебной информации как системы обобщенных интегрированных знаний;

— обеспечения информационной активности и готовности к взаимодействию учащихся с естественной информационной средойучета особенностей восприятия и переработки младшими школьниками учебной информации.

Для достижения цели исследования и проверки сформулированной гипотезы потребовалось рассмотреть следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2) уточнить содержание и структуру понятия «информационная культура» на начальном этапе обучения;

3) разработать методику формирования элементов информационной культуры учащихся младших классов на основе межпредметной интеграции.

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационногоидеи гуманизации и демократизации образования.

В качестве специальной методологии исследования выступает системный подход.

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции общей и педагогической инноватики (К. Ангеловски, Ю. Воог-лайд, В. М. Дунченко, В.А. Кан-Калик, М. Ю. Климова, Н. И. Лапин, Б. Мор, JI.C. Подымова, А. И. Пригожин, Э. Роджерс, Б. В. Сазонов, В. П. Симонов, Н. В. Степанов, B.C. Толстой, А. П. Тряпицина, И. Шумпетер, Р.Н. Юсуфбе-кова и др.) — теория рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, А. А. Баталов, Е. В. Бондаревская, Ю. В. Васильев, З. И. Васильева, Б. З. Вульфов, Т. А. Давыденко, B.C. Петрова, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. Е. Щурковаи др.) — теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А .Я. Данилюк, М. В. Кларин, Ю. С. Тюнников и др.) — теории целеполагания (E.JI. Белкин, В. П. Беспалько, Б. Блум, И. Я. Лернер и др.) — теория развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.).

Методы исследования:

• теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование);

• диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т. п.);

• педагогический эксперимент;

• статистическая обработка данных педагогического эксперимента. Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились ряд школ г. Сочи Краснодарского края. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам осуществления межпредметной интеграции в начальной школе и формирования информационной культурыопределялись исходные параметры исследования. На втором этапе (2001;2004 гг.) разрабатывалась методика формирования информационной культуры у учащихся начальной школы, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2004;2005 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их математическая обработкаформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

• определен концептуальный подход к обеспечению информационной культуры учащихся начальной школы, заключающийся в осуществлении межпредметной интеграции как основы для формирования у обучаемых умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения, представления и рационального применения;

• сформулированы условия реализации межпредметную интеграцию как средство формирования информационной культуры: структурирование содержания обучения как системы обобщенных интегрированных знанийсоздание условий для информационной активности и готовности учащихся к взаимодействию с естественной информационной средойучет особенностей восприятия и переработки информации младших школьников- • разработаны структура и содержание процесса формирования информационной культуры на этапе начальной школы, включающего мотивационно-ценностный, знаниевый, деятельностный и творческий компоненты.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке дидактической модели формирования информационной культуры младших школьников, основанной на межпредметной интеграции:

— принципов отбора и структурирования содержания обучения;

— комплекса методических приемов;

— критериев эффективности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при проектировании образовательного процесса в начальной школе, разработке методических пособий для учителей начальных классовв обучении студентов педколледжей и пединститутовна курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теориичеткостью исходных методологических позицииадекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованияширотой и разносторонностью экспериментального исследованиястрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными методами математической статистики, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Увеличение информационной емкости мира и широкое распространение информационных технологий во все сферы общественной жизни диктуют необходимость формирования элементов инофрмационной культуры уже на этапе начальной школы.

2. Процесс формирования информационной культуры у младших школьников должен строится в условиях здравооберегающей среды, что предполагает перенос акцентов с использования компьютерной техники на обучение рациональным приемам умственной деятельности (аналогия, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др.) и способам работы с информацией (кодирование, алгоритмизация и моделирование).

3. Формирование информационной культуры в начальной школе может быть эффективно осуществлено на основе межпредметной интеграции в образовательной среде, сущностными характеристиками которой являются:

— структурирование учебной информации как универсальной системы категорий;

— обеспечение информационной активности и готовности учащихся к взаимодействию с естественной информационной средой;

— учет особенностей систем восприятия и переработки информации у обучаемых.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Адыгейского государственного университета (2002, 2003, 2004 гг. Майкоп) и на 4-ой международной научно-методической конференции в г. Сочи (2003), на заседаниях Научно-методического Центра новых педагогических технологий Московского государственного областного университета.

Выводы ко второй главе:

1. Процесс формирования информационной культуры у учащихся начальной школы включает в себя такие компоненты как мотивационно-ценностный, знаниевый, деятельностный и творческий, реализация которых позволяет дать представление о информационной картине мира, способах получения, передачи, хранения информации человекомобеспечить элементарные умения и навыки работы со смысловой информациейразвивать способности рациональной обработки и использования полученной информации с помощью общенаучных методов познания: анализа, синтеза, обобщения информации, кодирования, алгоритмизации и моделирования на уровне учебного материала, классификации и систематизации полученных данных.

2. Эффективность формирования информационной культуры в образовательном процессе начальной школы обеспечивается межпредметной интеграцией, которая может быть осуществлена на основе информационно-категориального подхода. Данный подход позволяет структурировать содержание обучения как систему межпредметных знаний, что способствует достижению универсальности образования и адаптации учащихся к естественной информационной среде.

3. Организация в процессе формирования информационной культуры младших школьников деятельности по обучению рациональным способам работы с информацией положительно сказывается на уровне интеллектуального развития учащихся, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. Превращение информации в главный общественный продукт, обеспечивающий развитие основных сфер человеческой деятельности и широкое распространение информационных технологий вызывают необходимость пересмотра целей образования. Одной из главных целей становится создание условий для адаптации личности к условиям возрастания информационной емкости мира и мобильного освоения технологий получения, переработки и распространения информации.

2. Формирование информационной культуры в начальной школе призвано обеспечить навыки адаптации школьника к стремительно меняющейся информационной среде и должно представлять собою непрерывный процесс, который необходимо осуществлять целенаправленно путем проектирования образовательной информационной среды, в максимальной степени адекватной естественной информационной среде.

3. Основными компонентами процесса формирования информационной культуры в начальной школе выступают мотивационно-ценностный, раскрывающий значимость информации в современном мире и в жизни отдельной личностизнаниевый, включающий знакомство с источниками и носителями информации, видами ее представления, способах получения, хранения и передачидеятельностный, обеспечивающий приемы работы с информацией и способы ее обработки и творческий, направленный на проектирование информационных моделей окружающего мира.

4. Процесс формирования информационной культуры у учащихся начальной школы может быть эффективно осуществлен на основе межпредметной интеграции, обеспечивающей универсальность знаний и способов получения, передачи, обработки и хранения информации. Сущностными характеристиками образовательной информационной среды, реализующей межпредметную интеграцию и способствующей формированию информационной культуры у младших школьников являются: структурирование учебной информации как системы обобщенных интегрированных знанийобеспечение информационной активности и готовности к взаимодействию с естественной информационной средойучет особенностей восприятия и переработки младшими школьниками учебной информации.

5. Качественными показателями эффективности формирования информационной культуры младших школьников являются положительная динамика уровня развития их психических процессов, владение рациональными приемами умственной деятельности (аналогия, конкретизация, обобщение, абстрагирование, и др.), способами обработки информации (кодирование, алгоритмизация и моделирование).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г., Громыко Ю. В., Дмитриев Д. Б., Рубцов В. В., Слободчи-ков В.И. Проект федеральной программы развития российского образования. — М., 1993.
  2. Ш. А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. М., 1984.
  3. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  4. Н.И. Образность мыслей как фактор усвоения учебного материала детьми шестилетнего возраста. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1985.
  5. А.И. Обучаем по системе JI.B. Занкова. М., Просвещение, 1992.
  6. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.- 104с.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977. — 254с.
  8. И.А. Информатика в системе начального обучения // Вестник АГУ. 2003. — № 1−3. — с.212−213.
  9. Ю.Батенева И. А. Формирование информационной культуры младших школьников в условиях межпредметной интеграции / Материалы научно-практической конференции «Проблемы образования». Пенза: ПИК, 2005. -с.164−168.
  10. И.А. Универсальное знание и развитие информационных умений учащихся начальной школы // Образование. Пространство RU. 2005. -№ 5. — с.76−77.
  11. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  12. Бахарева J1.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. 1991. — № 8. — С.48−51.
  13. Бернс Патрик, Бэрроуз Элисон Секреты Excel 97. Киев-Москва: Диалектика, 1997 г.,-528 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  15. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. T.I. М., 1979. — 421 с. Т.Н. — М., 1979. -400с.
  17. Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994. — 67с.
  18. Н.В. Общая психология. М. 1986. — 380с.
  19. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. — 176с.
  20. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. докт. дисс. М., 1988.
  21. Л.И. Педагогическая психология / В кн.: Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966.
  22. В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.-74с.
  23. Дж. Процесс обучения. -Перев. с англ. Тихомирова O.K. Под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. Лурия А. Р. -М., 1962. -84с.
  24. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев. — 1989.
  25. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. —Л., 1964. —194с.
  26. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. -365с.
  27. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста.// Дошк. восп., 1972, № 1. -С.31−35.
  28. В. И. Балл Г. А. Категория модели и ее роль в педагогических исследованиях./ В сб. Программированное обучение. -М., 1978, вып. 15. -С.3−10.
  29. М. Культура инструмент самосозидания. Электронный ресурс. Режим доступа: http://libcorifs.narod.ru/2004/sl/lp32/htm
  30. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., — 1991.-87с.
  31. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991.
  32. Л.С. Развитие высших психических функций. -М., 1960. —500с.
  33. Л.С. Собрание сочинений. T. I-VI. М.: Педагогика, 1984. -488с.
  34. А.Г. Упражнения по развитию мышления. Киев, 1995. — 64 с.
  35. Н.А. Роль манипуляций в формировании зрительного и мыслительного умения. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. -М., 1981. -196с.
  36. П.Я. Введение в психологию. -М., 1976. -149с.
  37. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М., 1968. -135с.
  38. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. -М., 1972. -262с.
  39. П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Пиаже Ж. о развитии детского мышления.// Послесловие, Флейвел Д. Л. Генетическая психология Жана Пиаже. -М., 1967. -С. 596−621.
  40. М.В. Знаковые модели и их роль в формировании умственных действий.// Вопр. психол., 1975, № 6. -С. 75−84.
  41. В.И., Ивановский В. А., Тертышников М. Ф. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против // Биология в школе. 1989. — № 5. — С.54−55.
  42. М.М., Краснянская К. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.-134с.
  43. Ю.В., Давыдов В. В. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 г.// Народное образование. Январь-март 1993. С.3−15.
  44. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2.
  45. К. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. -173с.
  46. В.В. Виды обобщения в обучении. -М., 1972. -423с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  48. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В кн. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. — С.66−97.
  49. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск, 1992.-112с.
  50. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды (пособие для учителя) (Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.-222с.
  51. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  52. JI.M. Творческая мастерская как форма организации учебного процесса в начальной школе. Майкоп: Изд-во «Аякс», 2001. — 40с.
  53. JI.M., Сергеева Т. Ф. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп: изд-во «Аякс», 2001. — 36с.
  54. М. мыслительная деятельность детей. -М., 1985. 191с.
  55. В.М. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  56. И.В., Акимова М. К., Борисова Е. Н. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.-340с.
  57. О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997. С.67−77.
  58. Е.Б., Петракова Т. И., Пентин А. Ю., Чечеткин Ю. В. На пути к открытию мира // Начальная школа. — 1991. — № 6. С.82−86.
  59. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).77.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. -М., 1968. -175с.78.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -220с.
  60. A.M., Фещенко Т. И. Математика. 2 класс. — Харьков. 1994.
  61. И.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. 1991. -№ 5. -С.46−49.
  62. В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991. С. 15 16.
  63. Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. 1989. -№ 9. — С.8−10.
  64. Информационные технологии в образовании // Учительская газета. 2000. 1 апреля (№ 4). С. 8 9- Чуракова Р. Г. Развивающее обучение на пороге XXI в. // Начальная школа. 2001. № 5. С. 16 — 19.
  65. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях / Автореф. канд. дисс.-М., 1995.
  66. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994. — 143 с.
  67. Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура региональный компонент школьного образования» // Информатика и образование. 1995. № 1. С.21- Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» и начальная школа// Информатика и образование. 1998. № 6.
  68. Г. И. Межпредметные связи — одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. — 1989. — № 10−11. — С.29−31.
  69. Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989. — № 3. — С.52−53.
  70. Ю.М., Алексеенко O.JI. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. № 9. — С.28−31.
  71. Н. И. Логический словарь-справочник. М., Наука, 1979.
  72. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984, № 1. С.20−26.
  73. П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1983.
  74. И.Т. Конструирование информационных технологий обучения. Дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002.
  75. Ле Минь Хоа. Роль строительно-конструктивных игр в формировании математических представлений у дошкольников. Дис. на соиск. уч. степ, канд. психол. наук. -М., 1988. -118с.
  76. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971— 279с.
  77. Е.А. Технология построения школьного курса информатики. / Материалы IX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании «30 июня — 3 июля 1998 г., Троицк. Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 1998. — С. 115−116.
  78. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. -T.I.-M., 1983.-392с.,-Т. И.-М., 1983.-320 с.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 575с.
  80. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
  81. Г. Л. Об интегративном курсе математики и информатики в начальной школе / Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. И. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсеева, 1998. — 129 с.
  82. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников // Информатика и образование. 2000. — № 1.
  83. Г. Л., Сергеева Т. Ф. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе // Начальная школа. -1999. -№ 11.
  84. Г. Л., Сергеева Т. Ф., Кринко Е. Ф., Петрова Н. В. Об информационно-категориальном подходе к обучению детей школьного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 2001. № 7.
  85. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М. 1977.-140с.
  86. В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников // Межвзовский сборник научных трудов.-Л., 1987.— 146с.
  87. М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. 365с.
  88. МежВУЗовский сборник научных трудов. Челябинск: Челябинский пед. ин-т, 1982.-С. 160.
  89. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1987. — 146 с.
  90. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С. Д. -Киров-Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978. С. 80.
  91. Э.Л., Корожнева (Исаева) Л. А. Интегративный подход в преподавании природоведения // Малокомплектная школа и вопросы экологии в начальных классах. Петразаводск, 1991. — С.50−54.
  92. Э.Л., Корожнева (Исаева) Л.А. К проблеме интеграции в начальном обучении: Материалы региональных педчтений. — СПб., 1992. -С. 70−71.
  93. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М., 1984.-204с.
  94. Минский. От игры к знаниям. М. 1978. — 148с.
  95. С.В. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике. Дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1991.- 175с.
  96. Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура: преподавание в общеобразовательной школе учебных дисциплин с использованием достижений современных информационных технологий // Мир психологии. 2002. № 1 (29). С. 262.
  97. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под. ред. А.В. Бруш-линского и др. М.: Наука, 1982.
  98. На пути к 12-летней школе / Сб. научн. тр. Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2000. -388с.
  99. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект.
  100. Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 632 с.
  101. Р.С. Психология. 2-е изд. — М., 1995. — 546с.
  102. .П. Развивающие игры. М., 1985. — 95с.
  103. Т. С. Шапиро Ф. Почему? Загадки, головоломки в картинках. -Киев. 1995.-49с.
  104. Образование: Традиции и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилотиевича. М.: РАО, 1997. — 326с.
  105. Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1998.-352 с.
  106. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. — 152с.
  107. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440с.
  108. Общая психология. Учебное пособие для пединститутов./ Под ред. Петровского А. В. -М, 1986. -463с.
  109. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996.-240.
  110. В.Е. Педагогика. Ч. З. Технология развивающего обучения. -Майкоп: Изд-во АГУ, 1998. 72с.
  111. Е.А., Щербан О. В. Еще раз о концепции интеграции естественно-научных знаний//Биология в школе. 1991.-№ 1. — С. 53−55.
  112. Ю.А. Педагогические тесты для детей младшего школьного возраста. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  113. Я.А. Психология творчества//Тенденции развития психологической науки.
  114. А.И. Элементы интегрирования на уроках чтения // Начальная школа. 1990. — № 9. — С. 17−21.
  115. Практическая психология в тестах М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. — 376 с.
  116. Программы. Начальные классы (1−4 классы одиннадцатилетней школы). -М., 1985−145с.
  117. Программы. Начальные классы. (1−3 классы). -М., 1988. -191с.
  118. Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  119. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: изд-во МГУ, 1979.
  120. Психологический словарь. М., 1996.
  121. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991. -181 с.
  122. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, 1998, № 5, -С. 17−22.
  123. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. № 3, 4.
  124. С. 6−19. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М., 1988- он же. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
  125. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 1999. № 7. С. 19.
  126. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестн. Харьковского ун-та. 1978. — № 171.
  127. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — М., 1989. 193с.
  128. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. Педагогика, 1989.-Т. 1. -369с.
  129. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  130. В.Н. Логические задачи на раскрашивание. Начальная школа. -1991. № 6. — с.36−38.
  131. Н.Г. Структура, функционирование и формирование знаково-символической деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. -М., 1987.-433с.
  132. И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1990. ~ № 5. — С. 57−60.
  133. Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Просвещение, 1999.
  134. Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С.2−7.
  135. Т.Ф. Информационно-категориальный подход в образовании. Майкоп, 2001. С.
  136. Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. — 160с.
  137. В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учебно-справочное пособие. М.: Изд-во МПУ, 1999. — 46с.
  138. В.П. Управление образовательным процессом в средней школе: методология, теория, технология. Автореферат дисс. докт. педагог, наук.-М., 1993.
  139. К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. / Под ред. Менчинской Н. А. И др. — М.: Просвещение, 1972.
  140. Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. 2001. № 7. С. 32.
  141. С.Д. Тема «Величины» в курсе математики для IV класса./ Начальная школа, 1989, № 8.-С.39−44.
  142. И.Т. Идеи, структура интегрированного курса «Естествознание» (второй вариант) // Биология в школе. 1990. ~ № 3. — С. 19−22.
  143. И.А. Методические рекомендации к урокам природоведения в начальной школе. М., Изд-во «Барс», 2002. — 128с.
  144. Т.Н. Интегрированные уроки в начальной школе. М., Изд-во «Владос», 2002. — 80с.
  145. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 173с.
  146. Д., Воровщиков Д. Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. 2003. № 8.
  147. .М. Избранные труды: В 2 т.— М.: Педагогика, 1985.- Т. 2. -359с.
  148. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
  149. С.В. Информационные технологии для повышения профессиональной компетенции. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.ffl.msu.ru/people/stitova/web.kok.html
  150. O.K. Психология мышления.-М., 1984.
  151. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Ярославль, 1996. — 230с.
  152. Л.Ф. Развитие памяти детей. Ярославль, 1996. — 160с.
  153. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996. — 230с.
  154. Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998.- 380с.
  155. Учебные стандарты школ России. Кн.2. Математика. Естественнонаучные дисциплины / Под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.:ТЦ Сфера, Прометей, 1998.-33 6с.
  156. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Нар. образование, 1985.
  157. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). Л., 1989. — 96 с.
  158. В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи М., Педагогика, 1989.
  159. Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1994.
  160. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
  161. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та. М: Изд-во «Барс», 1997. 392с.
  162. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А. Н. Алексеева и др. М.: Просвещение, 1972. — 407 с.
  163. А.Г., Мягкова А. Н., Калинова Г. С. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против // Биология в школе. 1990. — № 1. — С.48−50.
  164. А.В. Как я понимаю и веду курс естествознания // Биология в школе. 1990. — № 5. — С.27−31.
  165. Г. А. Виды общения в обучении. М.: Пеленг, 1993.
  166. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Докт. дисс. М., 1992.
  167. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Просвещение. 1980.-141с.
  168. В.Д. Способности человека// Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  169. Г. Н., Зайцев В. В. Предметное обучение в начальных классах // Начальная школа.— 1998.— № 4.
  170. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. 1996, № 3. С. 34−43.
  171. А.А. Роль моделей в познании. J1., 1973. — 128с.
  172. Щукина Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.
  173. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560с.
  174. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). -М., 1966. С. 13−53.
  175. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. /В кн. Обучение и развитие младших школьников. Материалы межреспубликанского симпозиума./Под ред. Костюка Г. С.
  176. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике (книга для учителя). -М., Просвещение, 1986.198'Якимцова О. В. Объем и содержание понятия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://libcorifs.narod.ru/2004/sl/lp32/htm
  177. В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа.— 1996. -№ 6.
  178. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.-227с.
  179. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой