Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Методология педагогического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Массовая исследовательская практика выявила недостаток исследовательской культуры значительной части участников поиска, слабое владение методологией исследования и неготовность к использованию новых подходов и способов практической и исследовательской деятельности. Данное пособие создано с целью помочь педагогу и руководителю-практику, любому начинающему исследователю овладеть основами… Читать ещё >

Введение. Методология педагогического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почему методология, традиционно понимаемая как общее учение о теоретических основаниях и методах научного исследования, представлена в пособии как практическая?

Почему речь идет не только о педагогическом, но и о социальнопедагогическом исследовании, и психолого-педагогическом?

Почему адрес пособия достаточно широк: отдельные педагогиисследователи, руководители образования, аспиранты, исследовательские коллективы? Оправдано ли это?

Поясним сразу свой подходи свои намерения. Методология определяется в настоящее время как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Иными словами, это учение об основах построения любой деятельности, в том числе практической (А. М. Новиков). Методология педагогики стала все более отражать не только общие принципы, подходы и методы теории педагогии, но и ее практическое приложение к развитию и обновлению образования, т. е. стала методологией образовательной деятельности и, прежде всего, деятельности по развитию, обновлению, преобразованию самой образовательной системы. Иными словами, практическая методология — это методология, адресованная всем, кто стремится совершенствовать образовательную практику, кто включился в приобретший массовый характер педагогический поиск, в котором совершенствуются индивидуальные образовательные практики обучения и воспитания, намечаются перспективы развития образовательных учреждений, образовательных систем города, региона, федерации, совершенствуются концепции развития образования и одновременно вносится лепта в решение многих теоретических проблем образования и развития личности.

Массовый педагогический поиск был порожден потребностью коренных преобразований в образовательной системе России. На рубеже 90-х годов прошлого столетия возникла необходимость, чтобы активные, ищущие новые подходы и технологии педагоги-практики в определенной мере стали и философами (цели и смысл образования, его миссия и возможность), и психологами (в центре образовательных стратегий была поставлена личность, ее развитие и самореализация), и социологами (возросшая роль образования в стабилизации и развитии общества), и валеологами (необходимость остановить катастрофическое падение здоровья подрастающего поколения), и культурологами (растущая роль образования в сохранении и умножении традиций культуры). Резкое разграничение функций ученых, методистов и практиков (В. В. Краевский) ушло в прошлое. К традиционным функциям учителя — обучение по предмету, воспитание, развитие способностей и формирование жизненного самоопределения — добавилась (вернее отчетливее проявилась) исследовательская функция. Возникла необходимость в формировании исследовательской деятельности педагога.

Как известно, педагогическую профессию издавна относят к разряду творческих. Педагог всегда должен искать лучшие варианты, сравнивать эффективность различных подходов и средств обучения и воспитания, искать уникальные решения в меняющихся и нередко нестандартных ситуациях. В его деятельности всегда необходимо проявление и логических обоснований действий, и интуитивной догадки, и воображения, и предвидения. В поисках лучших решений он вырабатывает собственную стратегию и тактику, проводит диагностику, оценку сделанного, корректирует ранее принятый тип деятельности. В его деятельности, таким образом, присутствуют почти все элементы исследовательского поиска.

В современной ситуации возникла потребность в целенаправленном поиске, а значит, в том, чтобы исследовательская деятельность педагога стала целенаправленной и профессиональной. Многофункциональность образования вызвала к жизни и многообразие функций, выполняемых его отдельными субъектами, и необходимость совместной творческой работы педагогов, психологов, экономистов, управленцев, медиков и ученых. Исследование, которое необходимо сегодня, можно назвать социально-психолого-валеолого-культуролого-педагогическим. Условно мы будем отражать этот комплексный характер педагогического поиска, называя его педагогическим.

Преимущественная предметная направленность каждого конкретного исследования может быть разной. При этом возможны: методический поиск в рамках проблем и задач, связанных с изучением отдельного предмета или вида деятельности (от методики математики до методики организации труда и отдыха подростков в летних оздоровительных лагерях), исследование педагогическое, охватывающее общие проблемы воспитания, развития личности в образовательном процессе, организации образования, управления им и др., исследование социально-педагогическое, в котором образование рассматривается как часть социальной сферы, выявляются способы реализации социального заказа образованию, влияние самого образования на социальное развитие и общественный прогресс, исследование психолого-педагогическое, в котором изучаются способы диагностики, индивидуального подхода, личностного развития обучаемых и воспитуемых, исследование образовательно-остеологическое (о сохранении и умножении здоровья, о становлении культуры здоровья и здорового образа жизни молодого поколения, о роли образования в этих процессах), и, наконец, исследование процессов вхождения детей, подростков, юношей в культуру, проблемы ее сохранения, трансляции, культуротворчества в образовании — то, что охватывает педагогическая культурология. Конечно, мы назвали далеко не все сферы и направления исследований в области образования. Все их почти невозможно определить одним термином или словосочетанием. Этот спектр практических поисков связан теснейшим образом с развитием общества и обращен, прежде всего, к детям, подросткам, юношам, хотя охватывает и вопросы образования и развития взрослых (андрагогика).

В последние 10−15 лет произошел буквально лавинообразный рост исследований и людей, вовлеченных в этот процесс, т. е. исследователей. Во многом именно благодаря этому поиску российское образование не только выжило в очень трудный для страны период, но и обновилось, стало более демократичным, ориентированным на развитие личности, гибким и вариативным. Бурный рост числа экспериментальных площадок, очагов передового опыта, авторских школ привел кумножению рядов педагогов-исследователей, в том числе и соискателей ученых степеней. Этот факт несомненно заслуживает положительной оценки, поскольку стимулирует развитие образования и совершенствование всех участников процесса, однако, как и в каждом массовом явлении, в этом процессе стали возникать и негативные моменты. Появилось много имитаций научного поиска, лишенных творческого ядра, новизны, а потому и малопродуктивных для теории и практики, заметно снизилось качество многих педагогических диссертаций, в том числе докторских. Подлинное исследование нередко подменяется прожектерством или «открытием» давно известных положений. За исследование часто выдается просто хорошая, добросовестная методическая разработка. Нередко претенденты на статус исследователей просто затрудняются определить, что они ищут, какие варианты и модели собираются проверять, в чем суть их исследовательского замысла, в чем новизна планируемых и полученных выводов и рекомендаций.

Чем объясняется такое положение?

Во-первых, условия вхождения в рыночную экономику, когда каждое образовательное учреждение должно было определить свое лицо, найти свою «социальную нишу», стать привлекательным для «своего» контингента, стимулировали собственный исследовательский поиск.

Во-вторых, такой поиск стал средством самореализации и самоутверждения педагогов, что при невысоком социальном статусе педагогической профессии и мизерной оплате труда послужило в какой-то мере средством социальной компенсации и удержало часть талантливых или потенциально талантливых педагогов и руководителей от ухода из образования в более престижные и оплачиваемые сферы.

В-третьих, отмена многих установлений, регламентирующих деятельность педагогов и педагогических коллективов, устранение препонов развития творческой деятельности, моральная и определенная материальная поддержка исследовательских коллективов, доплата за ученую степень также стимулировали научный поиск.

Такой поиск нередко сводит преподавателей вузов, сотрудников НИИ разных профилей и специальностей, руководителей образования, педагогов, психологов, воспитателей в единые творческие коллективы к выгоде и взаимообогащению всех участников совместной работы. В таком варианте гораздо проще и естественнее решается проблема «внедрения» научных достижений в практику. Совместно разработанные и ориентированные на решение конкретных практических задач исследовательские проекты и программы решают проблему внедрения полученных результатов при условии их научнометодического сопровождения, управленческого и ресурсного обеспечения.

В последние годы, после принятия приоритетной программы «Образование», интерес к инновационным поискам еще более усилился. Инициатива реформирования образования «снизу» позволяет скорректировать и соотнести с возможностями каждого коллектива, накопленным опытом и потенциалом образования идущие «сверху» мероприятия по укреплению ресурсной базы образования, его информатизации, совершенствованию итоговой аттестации выпускников и многие другие.

Массовая исследовательская практика выявила недостаток исследовательской культуры значительной части участников поиска, слабое владение методологией исследования и неготовность к использованию новых подходов и способов практической и исследовательской деятельности. Данное пособие создано с целью помочь педагогу и руководителю-практику, любому начинающему исследователю овладеть основами исследовательской культуры, т. е. определенной системой ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, традиционных и инновационных подходов, способностей и личностных качеств, необходимых для успешного исследовательского поиска. Оно может быть полезным для аспирантов и практиковсоискателей ученых степеней, а в какой-то степени и для начинающих научных руководителей.

Итак, для того чтобы состоялось подлинное, действительное исследование, позволяющее найти, проверить и предложить свое, в чем-то более эффективное, чем известное ранее или общепринятое решение проблем, найти свое изобретение, свой подход или усовершенствование, необходим ряд условий, а именно:

S осознание характера поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание, постижение смыслов, на поиск оригинальных и эффективных решений;

S общенаучная и предметная эрудированность, а также общекультурный кругозор;

S личностный творческий потенциал, способность к нестандартным подходам и решениям; волевые и морально-психологические качества: честность, настойчивость, увлеченность, критичность и др.;

S овладение методологией научного практического поиска — теоретического и практического;

S овладение технологиями, т. е. основными процедурами, последовательностью операций и действий, методиками и алгоритмами деятельности.

Данное пособие может непосредственно помочь в овладении двумя последними компонентами, однако включение в активную исследовательскую деятельность будет способствовать и развитию первых трех компонентов, в том числе творческого потенциала, способностей и морально-психологических качеств исследователя. Нужно помнить, что жесткие алгоритмы творческого поиска создать невозможно, поскольку творческая деятельность в принципе неалгоритмизируема. Мы попытаемся предложить примерные алгоритмы (перечень действий, схемы), пользоваться которыми нужно с учетом особенностей объекта и предмета поиска, специфики определенных образовательных ситуаций, собственных возможностей.

Один из таких весьма общих примерных (нестрогих) алгоритмов мы хотим предложить читателям сразу. В нем в виде циклограммы представлена логическая схема основных этапов социально-педагогического исследования.

Содержание этапов будет раскрываться в тексте, поэтому к схеме нужно обращаться постоянно, не воспринимая ее как догму (см. схему 1).

Следует заметить, что к каждому этапу и шагу исследования придется обращаться неоднократно: сначала в плане проектирования процедуры предстоящего исследования, затем (нередко оба плана будут совмещаться) в плане реализации намеченного. Кроме того, возвращения могут бытьсвязаны с необходимостью коррекции, уточнения, углубления, проверки, а не редко — изменения определенных этапов или шагов поиска.

В разделе об изложении результатов исследования будет предложена еще одна циклограмма — «Изложение результатов выполненного исследования и представление его к защите».

Один из разделов пособия назван «Работа над ошибками». Это не случайно. Анализ выполненных и представленных к защите проектов и диссертаций позволяет утверждать, что в них тиражируются одни и те же ошибки. Конечно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Рисковать и при этом ошибаться — это нормально. Но повторять одни и те же ошибки многократно врядли целесообразно. На ошибках, допущенных другими, и собственных нужно учиться, с тем, чтобы риск при нововведениях был обоснованным и минимальным, а ошибки были связаны не с незнанием и неумелостью, а лишь с неопределенностью и сложностью образовательных ситуаций.

В последней части книги приведен понятийный словарь.

Схема I. Циклограмма процесса исследования.

Схема I. Циклограмма процесса исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой