Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Монтессори-педагогика. 
Рассмотрение характерных черт системы образования Соединенных Штатов Америки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мария Монтессори — великий итальянский ученый, педагог, первая женщина-врач в Италии. М. Монтессори, которая долгое время работала с детьми с отклонениями в развитии, создала уникальную педагогическую систему, разработала специальные дидактические материалы, доказала эффективность системы и для детей, не имеющих патологии в развитии. «Мы полагали, — пишет М. Монтессори, — что, таская камни… Читать ещё >

Монтессори-педагогика. Рассмотрение характерных черт системы образования Соединенных Штатов Америки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве следующей модели организации образовательной среды рассматривается Монтессори-модель, которая также является одной из программ «Хэд Старта». Она основывалась на деятельности М. Монтессори в Италии, во многом аналогичной с традиционной моделью и моделью познавательного взаимодействия в том, что развитие ребенка рассматривалось как целостный длительный процесс. Позитивная самооценка была в основе процесса обучения в отличие от бихевиористской модели, где самооценка должна формироваться при достижении кратковременных познавательных целей.

Мария Монтессори — великий итальянский ученый, педагог, первая женщина-врач в Италии. М. Монтессори, которая долгое время работала с детьми с отклонениями в развитии, создала уникальную педагогическую систему, разработала специальные дидактические материалы, доказала эффективность системы и для детей, не имеющих патологии в развитии. «Мы полагали, — пишет М. Монтессори, — что, таская камни экспериментирования к искрошившимся стенам старой школы, мы сможем перестроить ее. Но этого мало. Для практического улучшения школы необходимо действительное слияние теории и практики» [5, с.269].

В США подъем интереса к «Монтессори-педагогике» наблюдался с 1910 по 1920 гг. Программа была представлена в специальном помещении в Сан-Франциско на международной ярмарке 1916 г. Затем «Монтессори-педагогика» была почти полностью забыта в США вплоть до конца пятидесятых, хотя она и продолжала активно развиваться в странах Западной Европы и Индии.

В исследованиях Элкинда [1998] приводится несколько вероятных причин непринятия «Монтессори-педагогики» в США в начале ХХ в.: большинство родителей Америки того времени считали детство периодом невинности, когда только мать может осуществить лучший уход за ребенком; непонимание и нежелание понять «Монтессори-педагогику» руководством и ведущими деятелями системы образования; вариативная адаптация Монтессори-методов, с которой сама М. Монтессори была не согласна; требования родителей среднего класса сосредоточить внимание на обучении предметам, необходимых в школе; появление огромного числа авторов, желающих извлечь выгоду из имени М. Монтессори [8, с.32−39].

Суть метода Монтессори — свободная работа (целесообразная деятельность) детей с дидактическими материалами в развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Ребенку предоставлено право выбора деятельности, места и длительности работы, а также партнера по работе. Педагог — партнер и помощник ребенка, наблюдающий за его деятельностью и в случае необходимости осуществляющий ненавязчивое руководство ею. Педагог организует развивающую среду, демонстрирует ребенку способ рациональной деятельности с находящимися в ней материалами и несет ответственность за порядок в ней. Работа с детьми проводится преимущественно индивидуально или с малыми группами, в то время как остальные дети занимаются своими делами. Реже используются методы работы со всей группой (такие как «беседы в кругу» — совместное обсуждение под руководством воспитателя различных тем, предложенных самими детьми или же запланированных педагогом). Классическая Монтессори-педагогика предусматривает работу с разновозрастными группами [11, с.306].

Деление группового помещения на центры активности (практической жизни, математический, речевой, сенсорный и др.), четкий алгоритм взаимодействия с материалами, строгие правила социального поведения в группе способствуют формированию привычки к порядку и уважению индивидуального пространства других людей. Это и определило тот факт, что современное Монтессори-движение в Америке началось в конце 50-х годов с создания частных школ, преимущественно для среднего класса. Многие из этих школ были основаны родителями. В 1959 г. было организовано Американское Монтессори-Общество (AMS). Его основатель — Нэнси МакКормик Рэмбуш говорила о том, что необходимо не просто перенимать метод М. Монтессори, но и адаптировать его для того, чтобы осуществлялась «естественная» трансляция метода в разноплановую американскую культуру [8, с.50−54].

В конце 1960;х гг. родители в нескольких округах стали выступать за предоставление в обычных школах обучения по методу М. Монтессори, особенно для детей, посещавших соответствующие детские сады. Это явилось толчком к началу финансирования Монтессори-школ из федерального бюджета. В настоящее время более 350 школ в 150 учебных округах по всей стране предлагают различные программы по методу М.Монтессори. Программы предназначены для детей от 3 лет до старшей школы. Согласно существующим статистическим данным, общее количество общественных и частных Монтессори-школ по всей Америке сегодня составляет около четырех тысяч [8, с.56].

Многие из вышеописанных моделей, по мнению Веракса Н. Е., представляют собой варианты давно существовавших систем обучения с добавлением новых элементов. Например, часть педагогов и родителей могут относится к образованию по системе Монтессори как к новому направлению в детском образовании, другие же могут утверждать, что возникший более 100 лет назад метод никак нельзя назвать инновационным.

Таким образом, многие направления, которые возникают в детском образовании, фактически являются вариациями существовавших ранее систем. Обращение к старым технологиям не указывает на их неэффективность. Но они переносят на себе идеологию, методику и психологию ХIХ века в век ХХI. Зачастую направление просто меняет название. Некоторые исследователи описывают появление новых подходов как колебания маятника: после развития, новая идея отступает на задний план и, в ответ на это, возникают другие подходы [2, с.6].

В целом, можно говорить о том, что в современной системе образования США представлен комплекс разнообразных методологических подходов к организации подготовленной среды в различных образовательных учреждениях, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что создание образовательного пространства является ключевым компонентом концептуальной учебно-воспитательной программы каждого из них. Учет собственного историко-педагогического опыта и опыта зарубежных стран позволяет американским исследователям и педагогам в современных условиях успешно реализовывать различные подходы в дошкольном образовании и продолжать научный поиск оптимальных путей развития и воспитания детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой