Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы оценивания в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся. Следует отметить работы по вопросам тестирования таких методистов, как Ж. А. Витковская, Н… Читать ещё >

Теоретические основы оценивания в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль и место оценивания в обучении иностранным языкам

В отечественной методике нет единства мнений по проблеме контроля. Исследователи — методисты рассматривают контроль как систему, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Система контроля отвечает нуждам учебного процесса и как его составная часть обнаруживает те или иные функции.

Наиболее подробно функции контроля были освещены в работе М. Е. Брейгиной и А. Д. Климентенко. Контроль, по их мнению, выполняет следующие функции: обучающую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, управленческую, оценочную, стимулирующую, развивающую, воспитывающую. Аналогичной точки зрения придерживается С. Ф. Шатилов. Другие авторы (Р.К.Миньяр-Боручев, Е. И. Пассов, А.П.Старков) склонны рассматривать контроль лишь как форму осуществления обратной связи, исходя из того, что контроль есть «совокупность рецептивных действий и операций учителя по составлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном». Поэтому контроль, по их мнению, стимулирует учебные действия учащихся, дополнительно активизируя их деятельность.

Контроль в дидактике — это проверка знаний, навыков и умений обучающихся. Рациональное, эффективное управление обучением и воспитанием учащихся невозможно без четкой, научно организованной системы контроля.

Реализация контроля требует ясного понимания сущности данного явления, его значения в свете выполняемых им функций, четкого представления о требованиях, о его объектах, формах и приемах.

В самом общем виде контроль — это сложное диалектическое целое, в котором деятельность личности обучающего и воспитывающего — учителя — находится в тесной взаимосвязи с деятельностью обучаемого и воспитываемого ученика. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, контроль выполняет определенные функции. Эти функции весьма разнообразны, многоаспектны.

Одной из самых важных функций контроля является контролирующая — проверка качества решения поставленных задач (достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков, усвоения определенной суммы знаний). Не менее важной является обучающая функция контроля. «Суть обучающей функции контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер» [Рабинович, 2014, 21].

Это значит, что контроль своими средствами должен способствовать реализации задач обучения, что назначение контроля в определенном плане адекватно целям обучения. Обучающая функция контроля тесно связана с так называемой управляющей или управленческой функцией. Управляющая функция реализуется успешно в случае адекватного взаимодействия всех компонентов учебного процесса и, в первую очередь, при условии учета и осуществления на практике всех общедидактических и собственно методических принципов современной методики обучения иностранным языкам.

Следующей функцией контроля является диагностирующая или диагностическая функция, то есть способность произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями, навыками, знаниями на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым «успешность или неуспешность учения, и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность».

С диагностической функцией контроля непосредственно связана его корректирующая или корректировочная функция, которая заключается в совершенствовании владения отдельными учащимися или группами учащихся знаниями, навыками и умениями путем внесения изменений в методику обучения.

Близкой по значению к корректирующей, но несколько отличающейся от неё является предупреждающая, или предупредительная функция контроля. Её значение состоит в том, что контроль дает возможность обратить внимание учащихся на соответствие их знаний, навыков или умений предъявляемым требованиям. Это позволяет, в свою очередь, выявить пробелы в подготовке их ликвидировать.

Не менее важной является стимулирующая, или стимулирующее-мотивирующая, функция контроля, одной из задач которой является создание положительных мотивов учения, в данном случае — овладения иностранным языком.

Со стимулирующее-мотивирующей функцией контроля непосредственно связана его оценочная функция. Именно от оценочной функции во многом зависит правильное психолого-педагогическое воздействие и результативность контроля, поскольку благодаря оценке рождается группа мотивов, которые направляют учебную деятельность обучаемого.

Во многих методических работах отмечается еще одна функция контроля — обучающая. Эта функция заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями, навыками и знаниями в конце изучения определенной темы или по истечении части учебного курса/года.

Наконец, одной из важнейших функций контроля является его воспитывающая, развивающая, дисциплинирующая функция. Исследователи справедливо признают огромное значение этой функции контроля; они указывают, что в контроле «кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения».

Контроль способен осуществлять и такую функцию, как развитие интеллекта учащегося, совершенствование культуры его мышления, его логики, умений анализировать и обобщать, систематизировать и другое.

Рассмотрев функции контроля обратимся к анализу его форм и видов.

Понятие «форма контроля» трактуется на страницах педагогической и методической литературы по разному. Однако, большинство исследователей подразумевает под этим термином различные виды текущего, периодического, промежуточного и итогового контроля. Соотношение видов и форм контроля при обучении иностранному языку можно показать на следующей таблице [Бим, 1988, 56].

Таблица 1 — Виды и формы контроля.

Вид контроля.

Форма контроля.

Контроль готовности к учебной деятельности (предваряющий учебный процесс).

тестирование.

Контроль готовности к учебной деятельности (как часть учебного процесса).

Опрос (разные виды, в том числе тестирование).

Контроль процесса овладения компонентами деятельности (в ходе учебного процесса).

Опрос (в том числе тестирование).

Контроль результатов учебной деятельности (как часть учебного процесса).

Опрос (в том числе тестирование), контрольные устные и письменные зачетные работы.

Контроль результатов учебной деятельности (после завершения учебного процесса).

Контрольные устные и письменные работы, в том числе тестирование; зачеты, экзамены.

Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, предварительный и итоговый.

Текущий контроль пронизывает весь учебный процесс, являясь как бы «сопутствующим» [Бим, 1988, 57] обучению методом, растворяясь в разнообразии форм учебной деятельности. В этой связи совершенно очевидно, что в процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом и речевые упражнения. По-иному приходится подходить, планируя промежуточный, итоговый и предварительный контроль. В этом случае возможны различные формы его реализации: собеседования, контрольные работы, экзамен. Все перечисленные формы контроля могут быть как письменными, таки устными.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся. Следует отметить работы по вопросам тестирования таких методистов, как Ж. А. Витковская, Н. В. Володин, А. Ю. Горчев, В. А. Коккота, Ф. М. Рабинович и М. В. Розенкранц, И. А. Рапопорт, Р. Сельг и А. Соттер, С. К. Фоломкина, И. А. Цатурова и других.

Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой