Содержание и формы организационно-педагогической деятельности
Первый этап является организующим началом, так как он определяет главные направления деятельности исполнителей. Плавность, непрерывность, перспективность, оптимальность, будучи ведущими принципами в организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, определяют специфику и содержание второго этапа — отбора средств реализации целей деятельности. Задача этапа — определение средств… Читать ещё >
Содержание и формы организационно-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ сложна и динамична. Успех её определяется, прежде всего, чётким представлением о сущности, цели, принципов и методов реализации этой деятельности.
Приступая к осуществлению организационнопедагогической деятельности, руководитель ДОУ может реализовывать её на трёх уровнях: на первом он всё сделает сам, на втором частично делегирует (распределяет) исполнителям часть своих функций, на третьем — всю работу, которую исполнители могут выполнить самостоятельно, он возлагает на них, оставляя за собой общее руководство и контроль за ходом движения к конечной цели.
Организационно-педагогическая деятельность руководителя ДОУ циклична. Управленческий цикл определяется алгоритмом учебного года и логикой деятельности. Каждый её цикл состоит из четырёх этапов:
- 1. Выбора и формулировки цели деятельности,
- 2. Отбора средств её реализации,
- 3. Подбора и подготовки исполнителей, определения организационных отношений между ними,
- 4. Оценки результатов деятельности.
На первом этапе руководитель осуществляет выбор и формулировку цели деятельности, что соответствует одному из принципов, лежащих в её основе — целенаправленности.
Выбор цели организационно-педагогической деятельности обуславливается содержанием тех задач, которые должны быть реализованы в ДОУ в соответствии с годовым планом работы.
Значение данного этапа организационнопедагогической деятельности руководителя ДОУ заключается в том, что выбирая и формулируя цели совместно с коллективом исполнителей, он учит аналитической деятельности и целеполаганию на её основе всех участников этой деятельности.
Первый этап является организующим началом, так как он определяет главные направления деятельности исполнителей. Плавность, непрерывность, перспективность, оптимальность, будучи ведущими принципами в организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, определяют специфику и содержание второго этапа — отбора средств реализации целей деятельности. Задача этапа — определение средств и методов достижения целей, последовательности их использования и взаимодействия.
Следующий, третий этап организационно-педагогической деятельности руководителя — это этап подбора и подготовки исполнителей и определение организационных отношений между ними. Задача этапа: формирование функциональных отношений в коллективе исполнителей, установление конкретного характера связей между руководителями и исполнителями, инструктирование всех участников деятельности.
Специфика этапа заключается в том, что в ходе его осуществления руководитель ДОУ выполняет ряд операций:
- 1. Создаёт организационную структуру, для чего:
- — уточняет состав исполнителей;
- — распределяет обязанности, устанавливая меру личной ответственности каждого исполнителя, — формирует управляющую и управляемую подсистемы в группе исполнителей.
- 2. Организует труд исполнителей путём:
- — их инструктирования о целях и содержании работы;
- — информирует исполнителей о сроках промежуточной и итоговой отчётности за выполненную работу.
- 3. Формирует организационные отношения между исполнителями посредством:
- — определения организационных связей между нами (связи подчинения и взаимодействия);
- — создания атмосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда. Это особенно важно при организации работы с молодыми педагогами на этапе подготовки исполнителей и определения организационных отношений между ними. Поэтому руководитель ДОУ осуществляет следующие меры:
- — для создания организационной структуры намечает ответственного за общую организацию работы с молодыми специалистами (заместителя заведующего по воспитательной работе или старшего воспитателя), назначает наставников, распределяет обязанности между организатором работы и наставниками с учётом их профессиональных возможностей;
- — для организации труда исполнителей инструктирует организатора работы и наставников о цели и содержании деятельности, определяет сроки отчётности и её возможные формы;
- — для формирования организационных отношений между исполнителями предполагает составить планы графики посещения молодого специалиста организатором работы и наставников, определяет их место и роль на разных этапах работы с молодыми специалистами, характер взаимодействий;
- — для организации воздействия на исполнителей продумывает систему стимулирования труда.
Итак, на третьем этапе решается чрезвычайно важная задача: формирование личной ответственности за осуществляемое дело, умение взаимодействовать в коллективе на основе творческого сотрудничества, формирование потребности в деятельности по решению задач ДОУ.
Оценка результатов деятельности исполнителей — четвёртый, заключительный этап организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ, позволяющий создавать условия для саморегулирования поведения членов коллектива. При осуществлении его все принципы по организации оценки (компетентность, нормативность, объективность и др.) становится основополагающим в деятельности руководителей.
В содержании организационно-педагогической деятельности руководителя можно выделить шесть основных направлений:
- 1. Воспитательное. Руководитель продумывает воспитательные задачи в работе с коллективом и определёнными его членами, намечают основные направления их реализации.
- 2. Инструктивно-методическое. Руководитель определяет содержание индивидуального и коллективного труда и характер его выполнения.
- 3. Общественно-организационное. Руководитель ДОУ развивает демократические начала в организации каждого дела, опираясь на педагогический актив и общественные организации ДОУ.
Административно-распорядительное. Руководитель ДОУ осуществляет выбор методов управленческого воздействия на коллектив и отдельных его членов, регламентацию и нормирование их деятельности, создание необходимых для функционирования ДОУ организационных отношений в системе «руководитель — воспитатель — ребёнок — родитель».
- 1. Финансово-хозяйственное. Руководитель обеспечивает создание условий, необходимых для организации труда в ДОУ и успешного её осуществления.
- 2. Педагогическое. Руководитель показывает образцы организации и выполнения различных видов деятельности, раскрывая при этом основной арсенал форм и методов их осуществления.
Эта целостная система действий руководителя ДОУ при осуществлении организационно-педагогической деятельности предопределяет методы и принципы, части и этапы, а также специфические особенности реализации каждого их них, характер их связей друг с другом и со всей деятельностью в целом.