Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на международных, всероссийских, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (Чита — 1999, 2001, 2002, 2003гг., Иркутск — 2002 г., Бийск — 2003 г., Брянск — 2004гг.), подготовки статей, докладовсоздания методического обеспечения образовательного процесса летнего технологического лагеря «Техноленд… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации летнего технологического лагеря старшеклассников
    • 1. 1. Генезис понятия «Летний технологический лагерь»
    • 1. 2. Организационно — правовые основы деятельности летнего технологического лагеря старшеклассников
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия организации деятельности летнего технологического лагеря старшеклассников
    • 1. 4. Критерии и показатели эффективности подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Содержание, формы и методы творческой деятельности старшеклассников в летнем технологическом лагере
    • 2. 1. Содержание творческой деятельности старшеклассников в летнем технологическом лагере
    • 2. 2. Формы и методы творческой деятельности старшеклассников в летнем технологическом лагере
    • 2. 3. Подготовка педагогического коллектива к работе со старшеклассниками в летнем технологическом лагере
    • 2. 4. Методика проведения исследования и результаты опытноэкспериментальной работы
  • Выводы ко второй главе

Подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наше общество, претерпевающее кардинальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни, диктует необходимость профессиональной мобильности личности. Перед выпускниками общеобразовательной школы ставятся сложные задачи формирования таких качеств личности, как творческое мышление, понимание особенностей социально-экономического развития страны и роли современных технологий в жизни общества.

Современная школа рассматривает образование как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. В образовании используются различные подходы, основанные на обучении как средстве деловой карьеры, способствующее разностороннему развитию личности. При этом цели развития и образования ориентированы на определенные личностно и социально-значимые ценности, идеи индивидуализации, гуманизации, демократизации и др.

В связи с этим очевидна необходимость широкой допрофессиональ-ной подготовки человека, которая включает следующие цели обучения: научить учиться, активизировать инициативу, способности к решению нестандартных проблем, творческое мышление, технологическую культуру, готовность к переменам и действиям. Кроме этого, современная социальная и педагогическая ситуация обострила актуальность проблемы профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного внешкольного образования, так как во многих регионах страны сокращаются или вовсе закрываются учреждения дополнительного образования.

Таким образом, многие школьники не имеют сегодня возможности проявить себя и выразить во многовариантном поиске. Обозначается опасная тенденция устранения школы от участия в организации свободного времени учащихся, отказа от детских общественных объединений и организаций. Исследователи вычленяют еще одну существенную тенденцию: новый тип экономического прогресса, когда на передний план выступает знание, ответственность, духовный и нравственный потенциал, порождающий новые критерии социально-экономического успеха. В этой связи на первое место выдвигается необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности старшеклассника.

Поэтому была создана и реализована на практике целевая комплексная программа летнего технологического лагеря — инновационной формы организации образовательного процесса в летнее время с технологическим уклоном. В данную программу был включен ряд учебных программ по разделам образовательной области «Технология», поскольку среди учебных предметов школьного курса эта интегративная область имеет большие возможности в формировании и развитии творческих способностей, так как она своим содержанием непосредственно обращена к творчеству, к применению знаний по основам наук на практике, к преломлению теории сквозь призму практической деятельности [216, С.1].

Изучение в условиях JITJI разделов ОО «Технология», включающей наиболее распространенные и перспективные технологии и методики, предусматривает творческое развитие старшеклассников. Формированию творческих способностей старшеклассников в условиях JITJI способствуют различные формы и методы организации их внеучебной и культурно-досуговой деятельности.

Такой подход позволяет решить задачу приобретения молодежью технологических, частично специальных знаний и умений, обеспечения интеллектуального, физического, эстетического развития старшеклассников и их профессиональное самоопределение, адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

В творческой деятельности в наибольшей мере проявляется активное творческое начало школьника, поскольку здесь не только отражается, но и преобразуется существующая природная реальность, создается новая технологически обогащенная гуманистическая образовательная среда обитания школьника. Данные цели могут быть достигнуты, если различные аспекты творческой личности формировать посредством внедрения творческой деятельности в образовательный процесс. Так как именно среда летнего лагеря содержит огромный потенциал резервов в активизации творческой деятельности учащихся.

При разработке педагогической платформы (концепции) летнего технологического лагеря мы исходили из необходимости перехода от так называемого «социального заказа» по подготовке учащихся к деятельности в условиях массовых рабочих профессий к развитию творческих способностей на основе личных интересов к той или иной отрасли знания и на основе индивидуально-значимых ценностей.

Учитель, развивая творческий потенциал учащихся, в поисках адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Творчество преподавателя охватывает разные стороны его деятельности: построение урока, лекции, беседы, работу над организацией коллектива учащихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Творчество преподавателя — это и выработка стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального решения задач всестороннего развития учащихся.

В отечественной педагогике, в трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской,.

A.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого разработаны общепедагогические положения о необходимости подготовки молодежи к творческой деятельности не только в период их обучения в школе, но и в течение летнего отдыха [33, 105, 116, 201, 224].

В педагогической науке проблема развития творчества школьников в процессе трудового обучения рассматривалась П. Р. Атутовым, В.А. Сласте-ниным, Т. И. Шамовой и др. [50,125, 222].

Значительный вклад в развитие методики трудового обучения в общеобразовательной школе внесли работы С .Я. Батышева, В. А Полякова,.

B.Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевского и др. [159, 148, 184, 202].

Проблема творческой деятельности учащихся обсуждалась в трудах психологов Ю. К. Бабанского, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, и др. [23, 108, 107]. Они подчеркивали необходимость учета особенностей психологической деятельности при построении процесса обучения в школе. При этом психологические факторы развития творческих качеств личности нашли отражение в исследованиях М. М. Зиновкиной, Н. В. Матяш и др. 120, 165].

В условиях коренных социально-экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, требуется качественное изменение содержания образования и воспитания школьников, подготовка их к творческой деятельности. В этой связи необходимо формировать у учащихся технологическую культуру, политехнический кругозор, мастерство, способность к творческому, нестандартному мышлению, экономическую и компьютерную грамотность.

В научных трудах, перечисленных выше авторов, прослеживается ряд эффективных методов и средств активизации творческой деятельности в учебное и внеучебное время. Однако многие вопросы, связанные с развитием творческих способностей учащихся в сфере детского дополнительного образования, по ряду объективных и субъективных причин не нашли должного рассмотрения. Во многом это объясняется тем, что данная проблема часто рассматривалась ограниченно с использованием лишь отдельных методических подходов, без учета реальных особенностей творческой деятельности.

В условиях созданного нами инновационного учреждения детского дополнительного образования во время летних каникул, открываются новые возможности для формирования у учащихся средних общеобразовательных школ таких качеств личности как самостоятельность, ответственность за принятые решения.

Методологическую основу исследования составили на общефилософском уровне:

— диалектико-материалистическое учение о развитии личности, ее целостности и возможностях творческой самореализации, об активной сущности человеческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. П. Иванов и др.) [35, 37, 70, 82];

— теории деятельности, концепции о механизмах творческой деятельности и мышленияо структуре, компонентах, этапах творческого процесса (А.Н. Леонтьев, А. Н. Лук, С. Л. Рубинштейн и др.) [111,115, 172];

— идеи о роли учителя в процессе обучения учащихся (П.Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин, С. Т. Шацкий и др.) [90,116,203, 224].

На научно-педагогическом уровне за основу были взяты.

— личностный и деятельностный подходы в реализации учебно-воспитательного процессатеории оптимизации обучения и развития личности (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и др.) [23, 70, 119, 172, 231];

— принципы гуманизации процесса обученияконцепции личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В. А. Караковский, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин, и др.) [7−8, 50, 112, 125];

— концепции активизации учебной деятельности учащихся (Д.Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова и др.) [35, 70, 222].

Общефилософская основа методологии нашего исследования связана с гуманистическим характером современного образования, с его ориентированностью на гармоничное развитие личности, на приоритет нравственных ценностей. Его стержнем стали современные гуманистические идеи, которые отражены в научных работах и практической деятельности педагогов, психологов: Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. И. Загвязинского, В. Ф. Шаталова, И. С. Якиманской и др. 6−8, 38, 78, 223,226].

В разработке и обосновании конкретно научных методологических основ мы учитывали основные положения концепций:

— формирования и развития личности в процессе деятельности (Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, Т. И. Шамова и др.) [37, 111, 222];

— учебной (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) [70, 231] и творческой (Д.Б.Богоявленская, P.M. Грановская, И. П. Иванов, Н.В. Матяш) деятельности [1,35, 62, 82,120];

— содержания и процесса обучения (В.В. Краевский, И. Я. Лернер и др.) [98,110].

Изучение содержания педагогического процесса и методов его организации через проектную деятельность опирается на исследования сущности и закономерностей развития личности в процессе обучения проектированию, проводимые П. Р. Атутовым, Н. В. Матяш, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко и др. [19, 73, 120, 184].

Опыт организации летнего отдыха детей и старшеклассников и старшеклассников педагогические и социально-психологические особенности работы в условиях лагеря описан О. С. Газманом, Ю. Н. Григоренко, Э. В. Марзоевой, М. Е. Сысоевой и др. [54, 64−68, 78, 196,203].

В данных работах раскрыта роль социальных отношений школьник-школьник, школьник-педагог, педагог-школьник. Обоснованы особенности нравственного, эстетического, гуманистического и творческого развития школьников. Рассмотрены различные формы организации летнего отдыха детей и старшеклассников, их целенаправленного досуга. Приведено много решений вопроса, состоящего в проблеме раскрытия потенциала личности старшеклассника, в условиях временного детского объединения. Многие авторы исследовали и анализировали вопросы организации летнего отдыха детей и старших школьников в условиях профильных летних школ.

Наряду с проблемами организации летнего отдыха школьников мы в большей степени рассматриваем вопросы формирования и развития творческой личности старшеклассников. На сегодняшний день по техническому творчеству, теории развития творческой личности, структуре творческой деятельности накоплен богатый материал. Определены качества творческой личности, компоненты творческого процесса и творческой деятельности. В этом направлении значительный вклад внесли Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин,.

А.В. Зусман, Г. И. Иванов, М. М. Зиновкина, Ю. П. Саламатов, Ю. С. Столяров и др. 3−5, 79, 165,177, 199].

Развитие науки и техники в нашей стране на современном этапе сопровождается рядом особенностей, которые должны отражаться в проектировании образовательных систем, повышении качества основного и дополнительного образования, что приводит к группе общих противоречий между:

— реальной потребностью в более глубокой целенаправленной творче-ско-технологической подготовке старшеклассников и недостаточным использованием основного резерва свободного времени школьника — летних каникул;

— необходимостью развития творческих способностей старших школьников в условиях летнего технологического лагеря и отсутствием психолого-педагогических условий для этого;

— необходимостью развития познавательных и предпрофессиональ-ных личных интересов старшеклассников и отсутствием условий для более эффективной реализации этого в летнее время.

На фоне всех этих противоречий в практическом и теоретическом плане обозначается проблема: раскрытие творческого потенциала личности старшеклассника в условиях летнего технологического лагеря как инновационной формы, а также разработка соответствующей модели образовательной среды. Это делает актуальной тему диссертационного исследования — «Подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря».

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря.

Объектом исследования является обучение и воспитание старшеклассников в летнем технологическом лагере.

Предмет исследования — содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях временного социального объединения школьников — летнем технологическом лагере.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря получит положительный результат, если:

— обучение и воспитание старшеклассников в каникулярное время будет осуществляться в летнем технологическом лагере как инновационной форме подготовки учащихся к творческой деятельности на основе разработанной в настоящем исследовании целевой комплексной программы JITJI «Техноленд»;

— будут выявлены психолого-педагогические условия подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря;

— станут применяться разнообразные формы организации работы со старшеклассниками в соответствии с их интересами, способностями;

— будут разработаны критерии эффективности развития творческих способностей, а также осуществлен их регулярный мониторинг.

Исходя из гипотезы, нами определены следующие задачи:

1. Разработать целевую комплексную программу подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря.

2. Выявить психолого-педагогические условия эффективности подготовки старшеклассников к творческой деятельности через гуманистическую технологически обогащенную образовательную среду летнего технологического лагеря.

3. На примере летнего технологического лагеря реализовать модель подготовки старшеклассников к творческой деятельности, основанной на различных формах и методах ее организации;

4. Разработать критерии эффективности подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы автором использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической и др. литературыобобщение философских, психолого-педагогических идей и взглядовопросы, интервьюирования, анкетирования, групповые и индивидуальные беседыпсихолого-педагогические тестирования, прямое и косвенное наблюдения, изучение продуктов творчества участников смены, моделирование процесса подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеряобобщение и анализ опыта педагогов-новаторов, исследователей по подготовке детей к творческой деятельностиконстатирующий и формирующий экспериментыкачественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения.

Организация исследования. С целью сбора фактического материала об объекте исследования было проведено две смены летнего технологического лагеря в июне 2002 года и в августе 2003 года. Основным методом исследования был социально-педагогический эксперимент, включенное наблюдение, педагогическое наблюдение, беседы со школьниками и педагогами, родителями, собеседование с участниками лагерных смен и после их окончания, изучение научных и методических публикаций.

Научная новизна исследования состоит в:

— разработке и реализации модели подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях гуманистической технологически обогащенной образовательной среды JITJ1.

— разработке и апробации организационно-правовых основ функционирования летнего технологического лагеря как инновационной формы подготовки старшеклассников к творческой деятельности, описанных в комплексной целевой программе (федеральные и региональные нормативные документы, регламентирующие работу учреждений, организующих летний отдых детей);

— выявлении психолого-педагогических условий функционирования летнего технологического лагеря как инновационной формы подготовки старшеклассников к творческой деятельности (гуманистическая технологически обогащенная образовательная среда JITJI, структура учебного и воспитательного процесса JITJI, содержание творческой деятельности старшеклассников в JITJI, формы и методы организации учебной, внеучебной и культур-но-досуговой деятельности учащихся);

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— обосновании путей совершенствования подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях гуманистической технологически обогащенной образовательной среды летнего технологического лагеря;

— интеграции различных методов развития творческих способностей, используемых в организации образовательного процесса JITJI;

— разработке новых методических путей для углубленного изучения старшеклассниками разделов 00 «Технология» и подготовки их к творческой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в:

— активизации у старшеклассников личностно-значимых процессов самореализации, самоактуализации, саморегуляции на основе самостоятельности и социального творчества в ходе смены;

— практической реализации образовательного процесса в летнем технологическом лагере, включающем занятия в Школе JITJI, кружках по интересам, организацию и проведение творческих дел и др.

— разработке методического пособия «Организационно-педагогические основы деятельности летних технологических лагерей» и web-сайта летнего технологического лагеря старшеклассников «Техноленд».

Достоверность исследования обеспечена соответствием выбранных методов, а также их взаимодополняемостью и взаимопроверяемостью. Достоверность подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, выразившимися в повышении качественного уровня подготовки старшеклассников к творческой деятельности после проведения эксперимента, относительно данных, зафиксированных первоначально.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель подготовки старшеклассников к творческой деятельности в условиях технологически обогащенной образовательной среды летнего технологического лагеря (содержание, формы и методы организации разносторонней творческой деятельности старшеклассников в условиях JITJI).

2. Целевая комплексная программа летнего технологического лагеря старшеклассников «Техноленд».

3. Организационно-педагогические условия функционирования летнего технологического лагеря как инновационной формы подготовки старшеклассников к творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на международных, всероссийских, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (Чита — 1999, 2001, 2002, 2003гг., Иркутск — 2002 г., Бийск — 2003 г., Брянск — 2004гг.), подготовки статей, докладовсоздания методического обеспечения образовательного процесса летнего технологического лагеря «Техноленд" — подготовки вожатского отряда к работе в летнем технологическом лагере и разработки программы «Организационно-педагогические основы деятельности JITJI» подготовки студентов обучающихся по специальности 30 600 — «Технология и предпринимательство», программысоздания web-сайта летнего технологического лагеряорганизации и проведении слетов отрядных вожатых, участия в конкурсах на лучший вожатский отряд.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы к Главе II.

Во второй главе исследования рассмотрены содержание, формы и методы творческой деятельности старшеклассников в летнем технологическом лагере, описана логика смены ЛТЛ, ее периоды (организационный, основной, заключительный), определены цели, функции и особенности каждого из них. Рассмотрено содержание и проанализирован характер учебной, внеучебной и культурно" досуговой деятельности старшеклассников, имеющей творческий характер.

В данной главе рассмотрены и определены роль функции и деятель-ностных, практико-ориентированных, активных форм организации различных видов творческой деятельности старшеклассников, включаясь в которые старшеклассник приобретает личностно-ценный, социально-творческий жизненный опыт, наличие которого обуславливает его качественную подготовку к творческой деятельности.

Рассмотрены особенности решения задачи профессиональной подготовки педагогического коллектива лагеря для обеспечения психолого-педагогического фассилитационного сопровождения старшеклассника в образовательном процессе ЛТЛ. Подготовка педагогического коллектива ЛТЛ, основу которого составляют студенты Технолого-экономического факультета, заслуживает внимания и требует наличия специально разработанного этапа во всем образовательном маршруте подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, чем является авторская программа «Организационно-педагогические основы деятельности ЛТЛ».

Приведены результаты экспериментального исследования, заключающегося в подготовке, организации и проведении смен летнего технологического лагеря «Техноленд». Результаты работы показали положительную динамику в подготовке старшеклассников к творческой деятельности, в развитии их творческих способностей (повышение степени подготовленности, в среднем, на 10,7%, что отличается от КГ на 13,1%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение процесса творчества и путей развития творческих способностей чрезвычайно важно для эффективного развития современного общества. В настоящем исследовании обращено первоочередное внимание на школьников старшего звена, поскольку это специалисты ближайшего будущего.

Многоплановость и разнообразие предлагаемой учащимся деятельности на уроках технологии удовлетворяет одному из важнейших условий сегодняшнего образования — комплексного и разностороннего развития школьников.

Творческий настрой на исполняемую деятельность должна носить и образовательная среда, в которой находится старшеклассник. Это важное обстоятельство в формировании креативной личности, поскольку наличие «социально-образовательного вакуума» невозможно — все люди живут и работают в определенной среде. Если изменить среду, в которой находится старшеклассник в процессе получения образования, технологически обогатить ее, что подразумевает насыщение творчеством, усилив положительное влияние и сгладив отрицательные моменты, оказавшись в содружестве увлеченных людей, личность сможет ощутить высокий эмоциональный настрой на творчество и полнее раскрыть свой потенциал.

В ходе нашей экспериментальной работы установлено, что современное состояние развития творческих способностей старшеклассников, не соответствует тем требованиям, которые предъявляются обществом к выпускникам школ. Это объясняется тем, что, во-первых, существовавшая до недавнего времени в школах г. Читы и Читинской области система трудового обучения оказалась не только недостаточно эффективной, но и «передержанной» с точки зрения состояния данной образовательной области в других регионах страны. Во-вторых, никогда ранее не интегрировались такие образовательные среды, как среда летнего лагеря и среда ОО «Технология».

Низкий уровень готовности учащихся старших классов к дальнейшей социально-ценной и востребованной творческой деятельности в значительной степени обусловлен еще и тем, что недостаточно интенсивно и продуктивно используется основной резерв свободного времени старшеклассников — летние каникулы. Устранению этого недочета способствует, как показало проведенное исследование, внедрение в практику такой формы организации летнего отдыха старшеклассников, как летний технологический лагерь. Он уникален своей iy-манистической технологически обогащенной образовательной средой, базирующейся на содержательном потенциале 00 «Технология», проектном методе, как ее основной дидактической единицы, а также возможностях летнего лагеря для реализации процесса развития творческой личности.

Проведенные теоретический анализ и опытно — экспериментальная проверка подготовленности старшеклассников к творческой деятельности в условиях гуманистической технологически обогащенной образовательной среды ЛТЛ, показали, что выдвинутая гипотеза в целом нашла свое подтверждение. Это обстоятельство дает возможность привести основные выводы проведенного исследования.

Необходимость эффективной подготовки школьников старшего звена к продуктивной, активной творческой деятельности в разных профессиональных сферах отражается в социальном заказе современного общества, поскольку недостаточно стабильное и устойчивое состояние современной социально-экономической ситуации диктует условие готовности каждого члена общества к быстрому ориентированию в профессионально-деловой сфере и жизни в целом.

Осуществление процесса эффективной подготовки старшеклассников к творческой деятельности возможно через систему социальных взаимосвязей, возникающих в процессе активизации познавательной, самостоятельной социально-творческой деятельности посредством практической реализации модели подготовки учащихся к творческой деятельности. Такая подготовка влияет на общее развитие личности, развитие ее базовой культуры, интегрирующей такие составляющие, как технологическую, эстетическую, экологическую, предпринимательскую, физическую культуру и т. д.

Созданная и реализованная на практике модель подготовки старшеклассников к творческой деятельности подтверждает важность и приемлемость включенных в нее практико-ориентированных, активных форм работы со старшеклассниками, благодаря которым учащиеся накапливают оперативный лич-ностно-ценный, социально-значимый жизненный опыт.

Для развития творческого человека необходима гуманистическая платформа в построении образовательного процесса, личностно-ориентированный подход, но в тесной связи с коллективной творческой деятельностью. Реализация этих идей на практике возможна тогда, когда в этом процессе участвует грамотный сплоченный педагогический коллектив. Именно поэтому подготовка педагогического коллектива летнего технологического лагеря, основу которого составляют студенты технолого-экономического факультета ЗабГПУ, заслуживает определенного внимания. Она требует наличия специально разработанного этапа во всем образовательном маршруте подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства, чем является программа «Организационно-педагогические основы деятельности ЛТЛ», составленная и апробированная нами в настоящем исследовании.

Справедливо отметить, что в одной из наиболее приемлемых форм решения проблемы качественной подготовки старшеклассников к творческой деятельности является интеграция образовательной среды при изучении ОО «Технология» в школе и образовательной среды летнего лагеря. Эта идея подтверждена настоящей практикой и заложена в основу разработанной и апробированной нами целевой комплексной программы ЛТЛ «Техноленд». Целевая комплексная программа отражает нормативно-правовую базу организации ЛТЛ, учебные программы дисциплин Школы ЛТЛ, план воспитательной работы со старшеклассниками в течение всей смены.

В данной работе нами определены и раскрыты психолого-педагогические условия подготовки старшеклассников к творческой деятельности посредством гуманистической технологически обогащенной образовательной среды ЛТЛ. Выявлены проблемы социализации старшеклассников в условиях ЛТЛ и возможные варианты их решения. Успешное формирование и развитие творческих способностей у старшеклассников в условиях ЛТЛ возможно лишь при условии, когда содержание программ Школы ЛТЛ, логика построения занятий и к социально-творческой работы будут направлены на развитие познавательной сферы личности, креативного и активного подхода к любой деятельности.

В исследовании приведены результаты экспериментальной работы. Их качественная оценка проведена в соответствии с разработанными критериями оценки уровня подготовленности старшеклассников к творческой деятельности. Полученные количественные показатели качественного уровня подготовленности старшеклассников к творческой деятельности доказывают высокую эффективность предлагаемой нами инновационной формы обучения и воспитания школьников — летнего технологического лагеря — в решении проблемы подготовки старшеклассников к творческой деятельности.

Настоящим исследованием не исчерпаны все проблемы сложного и многогранного процесса подготовки школьников к творческой деятельности в технологической среде. Необходим поиск новых форм, средств и методов активизации этого процесса, поиск новых видов задач, моделирующих творческое содержание учебного процесса.

Настоящим исследованием не исчерпаны все проблемы сложного и многогранного процесса подготовки школьников к творческой деятельности в технологической среде, поскольку необходим поиск инновационных форм, средств и методов активизации этого процесса, новых видов задач, моделирующих творческое содержание учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Г. С. Алгоритм изобретения./УМосковский рабочий. 1973. -296с.
  3. Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 381с.
  4. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979. — 175с.
  5. Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творче-ства.//Вопросы психологии. 1956. — № 4.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. 560с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.-496с.
  9. .Г. Человек как предмет познания.//Советская педагогика. -1965. № 8.-С. 3−10.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 240с.
  11. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ: Дис.д.п.н. М., 1986. — 253с.
  12. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 143с.
  13. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв./Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608с.
  14. Антология педагогической мысли: в 3 T.-T.2.- М.: Высш. шк., 1988. 462с.15.
Заполнить форму текущей работой