Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из главных факторов, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенной задачи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 1. 1. История и основные подходы к проблеме компетентности
    • 1. 2. Проблема ценностей в социально-философских и психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 3. Структура аксиосферы и формирование аксиологической направленности личности
    • 1. 4. Профессиональная идентичность как интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы специалиста
    • 1. 5. Ценностно-мотивационные компоненты в системе профессиональных компетенций технических специальностей
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 2. 1. Интегративная модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения в техническом вузе
    • 2. 2. Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию аксиологических компонентов профессиональной компетентности

Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основные цели современного высшего профессионального образования все больше ориентируются на подготовку компетентного специалиста, не только конкурентоспособного на рынке труда, но, в первую очередь, способного ответственно осуществлять профессиональную деятельность, опираясь не только на узкоспециальные знания, но и на опыт ценностного отношения к труду и профессии. Современный рынок труда ясно показывает, что преимущество имеют те выпускники вузов, личностный и профессиональный опыт которых позволяет интегрировать индивидуальное мировоззрение с представлениями о ценностях, характерными для их сферы профессиональной деятельности, поскольку они быстрее включаются в работу, а период их адаптации значительно сокращается.

Одним из главных факторов, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенной задачи. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие — на обновлении содержания подготовки, третьи — на усилении практической ее направленности и т. п. Однако, решение проблемы повышения качества подготовки специалистов невозможно без обращения к ценностно-мотивационным компонентам профессиональной деятельности.

В широком смысле аксиологические компоненты профессиональной компетентности представляют собой набор присущих всем членам профессионального сообщества поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, определяемых спецификой профессиональной деятельности.

Молодой специалист в процессе обучения в вузе так или иначе становиться субъектом и объектом профессиональной социализации и адаптации, в ходе которой он усваивает основные элементы профессионального мировоззрения и ценностей профессионального сообщества.

Таким образом, сформированные аксиологические компоненты профессиональной компетентности позволяют удовлетворять интересы будущего специалиста в самореализации и саморазвитии в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, полномочий, но и формирования ценностей и норм поведения той профессиональной сферы, в которой он будет работать по окончании вуза.

В современной педагогической науке достаточно много уделяется внимания формированию различных видов компетенций и компетентностей. Существенный вклад в становление теории и методологии компетентностного подходов внесли К. А. Абульханова, Болотов В. А., В. И. Байденко, А. А. Деркач, Т. Б. Гребенюк, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, A.M. Новиков, Дж. Равен, Сериков В. В., A.B. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.

Что касается понимания ценностных основ современной системы образования, то аксиологический подход становится основой для формирования нового научного тезауруса и новой образовательной парадигмы (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Н. М. Воскресенская, В. И. Загвязинский, A.B. Кирьякова, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В.А.Сластенин). Отдельные аспекты реализация аксиологического подхода в процессе развития профессионального самоопределения студентов в вузе были проанализированы в диссертационных исследованиях Макаровой И. А., Мелекесова Г. А., Райсвих Ю. А., Поляковой А. А., Шашлова и др. И. И.

Проблема соотношении профессионального и ценностно-смыслового измерения в пространстве личностного развития специалиста рассматривалась в исследованиях Брагиной В. Д., Карпушиной JI.B., Варданян Ю. В., Вершининой JI. B, Галстян О. А., Головей JI. А., Гусевой Г. А., Капцова A.B., Карандышева В. Н., Пряжникова Н. С., Сенина И. Г., Татур Ю. Г., Шнейдер JI. Б.

В тоже время анализ работ и диссертационных исследований по проблемам педагогики профессионального образования свидетельствует о том, что в настоящее время, несмотря на то, что активизируется работа по разработке научно-теоретических основ формирования различных аспектов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе, однако аксиологической стороне компетентности современного специалиста и специфике ее формирования в условиях технического вуза должного внимания не уделяется ни в научных исследованиях, ни в практике профессионального образования.

Таким образом, одним из центральных противоречий, обозначившим проблемное поле нашего исследования стало явное не соответствие между декларируемой в государственных образовательных стандартах нового поколения необходимостью формирования профессиональной компетенции будущих специалистов, основанной не только на знаниях, умениях и навыках, но и на опыте их применения и осознания себя в качестве субъекта труда, присвоившего себе важнейшие общекультурные и профессиональные ценности, и фактическим отсутствием в учебных планах технических вузов учебных единиц, предусматривающих целенаправленную работу по формированию опыта ценностного отношения к себе как профессионалу, другим людям и миру в целом.

Проведенный теоретический анализ позволил нам обосновать необходимость ' организации систематического опыта ценностного самоопределения студентов в контексте профессионального развития и саморазвития в процесс обучения в техническом вузе в рамках специально разработанных курсов и занятий, создающих условия для понимания и формирования собственного отношения к базовым ценностным установкам профессии. В тоже время проблема методической организации педагогического процесса, позволяющая достигнуть данных целей, до настоящего времени не нашла своего однозначного решения в педагогической науке.

Указанные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технических специальностей?

Исходя из этого, нами и была определена тема диссертационного исследования «Формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза».

Цель исследования: обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в образовательном процессе технического вуза.

Объект исследования: профессиональная компетентность как результат профессиональной подготовки в техническом вузе.

Предмет исследования: формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технических специальностей.

Гипотеза исследования: формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности студентов технических вузов как основы формирования личности специалиста в процессе вузовского образования будет успешным при реализации следующего комплекса педагогических и организационных условий: субъекты образовательного процесса в вузе принимают формирование аксиологических компетенций как компонентов профессиональной деятельности в качестве ключевой педагогической установки в ходе реализации целей и задач профессионального образованияв основе организации образовательного процесса будет лежать педагогическая модель, которая будет интегрировать основные дидактические компоненты педагогического процесса в целостную систему, позволяющую сформировать ценностно-смысловые компоненты профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в процессе обучения в вузе;

— формирование аксиологических компонентов профессиональной компетентности в контексте образовательного процесса будет основано на активном взаимодействие субъектов образовательной деятельности на основе теоретических и практических составляющих образованиясодержание и технологии учебно-воспитательного процесса в техническом вузе предусматривают реализацию педагогических принципов вариативности, открытости, доступности, а процесс обучения основывается на активно-деятельно стных и личностно ориентированных подходах к обучению.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы формирования ценностей и ценностных ориентаций студентов технических специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе.

2. Разработать модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза в процессе учебной деятельности.

3. Определить педагогические условия реализации модели и разработать научно-методическое обеспечение этого процесса.

4. Экспериментально апробировать модель аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза и педагогические условия реализации данной модели. Методологической основой исследования являются.

• компетентностный подход (К.А.Абульханова, А. А. Деркач, В.И.

Байденко, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Р. П. Мильруд, Г. В. Мухаметзянова,.

A.M. Новиков, Дж. Равен, Н. Г. Татур, A.B. Хуторской, В. Хутмахер, В. Д. Шадриков и др.);

• аксиологический подход (Г.А. Андреева, Е. И. Артамонова, Л. П. Илларионова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова);

• культурологический подход (С.С.Аверинцев, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева Г. П.Выжлецов Г. И. Гайсина, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, И. А. Колесникова, И. К Мамардашвили и др.);

• личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.).

Теоретическую основу исследования составляют:

• труды отечественных ученых, отражающие проблемы профессиональной подготовки и социально-профессионального воспитания специалиста в высшей школе (Л.Ф.Алексеева, A.A. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. В. Мухаметзянова,.

B.А. Попков, Е. А. Соколков, А. Р. Фонарев и другие);

• концепции культуры личности (М.М.Бахтин, В. С. Билибер, Л. Н. Буева, Л. А. Волович, Л. Н. Коган, Н. Б. Крылова, Э. К. Маркарян, Г. А. Мухаметзянова);

• положения, разработанные в области дидактики и методики профессионального образования (С.Я. Батышев, Н. Ш. Валеева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, A.A. Кирсанов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, А. И. Субетто, Н. Ф. Талызина, В.Д. Шадриков);

• теория педагогического проектирования (В.П. Беспалько, В. И. Гинецинский, В. И. Загвязинский, B.C. Леднев, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, В. Е. Радионов, Л. Г. Семушина, Г. Н. Сериков, Е. С. Смирнов, Ю.Г. Татур);

• теория социализации личности (Б.З. Вульфов, Р. Г. Гурова, В. Ш. Масленикова, A.B. Мудрик, М. И. Рожков, Т.М. Трегубова);

• теория социально-психологического тренинга как средства развития социальных компетенций (И.В. Бачков, Ю. Н. Емельянова, Ю. В. Макарова, С. И. Макшанова, JI.A. Петровская).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические — анализ научных источников по проблеме исследованияконцептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследованиймоделированиетестированиеэмпирические — изучение нормативных документов и учебной документации вузовконстатирующий и формирующий экспериментыанкетирование, тестирование, статистические методы анализа количественных данных.

Организация и этапы исследования. На первом этапе (2007;2008 гг.) была обоснована проблема исследования и изучено ее состояние в науке посредством теоретического анализа психолого-педагогической литературыразработаны научный аппарат и программа исследования.

На втором этапе (2008;2009 гг.) разработана модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности студентов технического вуза в процессе, выявлены педагогические условия ее реализации, проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых осуществлена опытно-экспериментальная проверка модели.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) проанализированы материалы формирующего эксперимента, обобщены его результаты, разработаны рекомендации по реализации модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетенции студентов технического вузаоформлен текст диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования является Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. Выборка исследования при проведении опытно-экспериментальной работы составила всего 114 студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплекса методов, соответствующих задачам и предмету исследования, организацией опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследованиянаучной апробацией исследования, ход и результаты которого обсуждались на всероссийских и региональных конференциях и отражены в публикациях.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• на основе аксиологического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов разработана модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза, состоящая из проектно-целевого, процессуально-технологического и критериально-диагностического блоков;

• выявлены педагогические условия реализации модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза: создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процессаовладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опытформирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразованиисвязь процесса обучения с решением значимых для молодых людей проблем профессиональной деятельности.

• разработаны критерии и показатели сформированности аксиологических компонентов профессиональной компетенции будущих специалистов технического профиля: система профессиональных ценностей и мотивов деятельности (ценностно-мотивационный компонент) — стиль общения, выбор способов поведения и решения практических задач и деятельностный компонент) — саморегуляция поведения в ситуации профессиональной деятельности (эмоционально-волевой компонент) — самооценка личности на основе самосознания и рефлексии (рефлексивно-оценочный компонент).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— раскрыты ценностные предпосылки, детерминирующие целевые педагогические установки в рамках компетентностного, определяющего методологию и содержание реформы высшего профессионального образования в настоящее время;

— выявлены на основе анализа государственных образовательных стандартов инвариантные аксиологические компоненты в структуре профессиональной компетентности специалистов технического профиля;

— уточнены научные представления об аксиологических составляющих профессиональной идентичности как цели и результата профессионального обучения и саморазвития личности будущего специалиста;

— разработана методология эффективной организации и научно-методического сопровождение процесса формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза, включающего программу спецкурса для «Психология и педагогика профессионального самоопределения», тренинга личностной и профессиональной идентичности, диагностический инструментарий, рекомендации по его использованиюматериалы исследования могут быть использованы в практике работы высшей школы и найти применение в системе повышения квалификации специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры Теории эксплуатации судна и промышленного рыболовства ФГОУ ВПО «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота», кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин ФГОУ ВПО «Российский государственный университет им И. Канта», а также нашли свое отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов на межрегиональных научно-практических конференциях (г. Калининград, 2008;2009гг.), научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава РГУ им. И. Канта, БГАРФ (Калининград, 2007;2010).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской деятельности соискателя в БГАРФ при проведении разработанных автором практических занятий по подготовке будущих специалистов технического профиля. Материалы исследования внедрены в учебный процесс кафедры Теории эксплуатации судна и промышленного рыболовства судоводительского факультета БГАРФ. Автором по результатам исследования опубликованы научные статьи по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современная образовательная парадигма, в основе которой лежит идея профессиональной компетентности как цели образования, включает инвариантные аксиологические компоненты, которые обнаруживаются в системе базовых общекультурных и профессиональных компетенций, подлежащих формированию в процесс обучения в техническом вузе. Инвариантные аксиологические компоненты включают в себя:

• компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребленияосознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности);

• компетенции саморазвития и самосовершенствования (способность к познавательной деятельностиосознание необходимости, потребности и способности учитьсястремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерстваумение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатковготовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности);

• компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничествурасовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантностьготовность к кооперации с коллегами, работе в коллективеготовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе);

• компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целейготовность к использованию' инновационных идейспособность работать самостоятельноспособность принимать решения в пределах своих полномочий;

• лидерский потенциал и организационно-управленческая компетенция (способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности).

2. Интегральным показателем, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей является уровень сформированности профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность — это интегральное свойство, в котором соединяются личностные и профессионально значимые ценности, формируется субъектность профессиональной позиции, происходит интернализация ценностно-мотивационных компонентов профессиональной деятельности и трансформация внешних социальных предписаний во внутренние смыслы. В процессе формирования профессиональной идентичности происходит становление внутренней позиции специалиста как субъекта деятельности, обеспечивающих владение информационной стороной профессиональной деятельности (когнитивный компонент), позитивное отношение к профессии и желание в ней развиваться (эмоциональный компонент) и целесообразное, ответственное, гибкое и функционально оправданное осуществление профессиональных действий (поведенческий компонент).

3. Педагогическая модель формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технического вуза включает: проектно-целееой блок модели, включающий в себя предварительный анализ исходных условий и приоритетов образовательного процесса в вузе и принятие субъектами образовательного процесса формирование аксиологических компетенций в качестве ключевой педагогической установки в ходе реализации целей и задач профессионального образования.

— процессуально-технологический блок, интегрирующий основные дидактические компоненты педагогического процесса в целостную систему, позволяющую сформировать ценностно-смысловые компоненты профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в процессе обучения в вузе на основе применения активных методов обучения, способствующих идентификации студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности, формирование и развитие у них системы ценностных ориентаций, необходимой для эффективной деятельности в профессиональной среде;

— критериально-диагностический блок, определяющий параметры оценки эффективности образовательного процесса в вузе с точки зрения формирования аксиологических компетенций студентов, в качестве которых выступают: система профессиональных ценностей и мотивов деятельности (ценностно-мотивационный компонент) — стиль общения, выбор способов поведения и решения практических задач (деятельностный компонент) — саморегуляция поведения в ситуации профессиональной деятельности (эмоционально-волевой компонент) — самооценка личности на основе самосознания и рефлексии (рефлексивно-оценочный компонент).

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию (211 наименований на русском и иностранных языках) и 2 приложения. Текст диссертации иллюстрирован 4 рисунками и 14 таблицами.

Выводы нашего исследования не претендуют на окончательность. Данная тематика требует дальнейших исследований, основным направлением которых могло бы стать исследование комплексных программ, условий и механизмов формирования компетентной и ответственной личности специалиста в условиях профессионального образования с использованием всего контекста педагогических средств воздействия и факторов профессиональной и личностной социализации в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показал проведенный нами анализ, в настоящее время компетентно стный подход является основным ориентиром для системы образования в России и за рубежом.

Профессиональная компетентность может быть определена как комплексная характеристикой личности и рассматривается как умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Компетентность проявляется и приобретается в деятельности. Подчеркивается, что профессиональная компетентность является: интегральной характеристикой профессионала как субъекта деятельности;

— представляет собой системное проявление знаний, умений, опыта, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности;

— формируется в процессе профессиональной подготовки;

— используется для описания конечного результата обучения;

— характеризует уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), включая и минимальный опыт по отношению к профессиональной деятельности в заданной сфере, связанное с мотивационной, когнитивной и ценностной личностно-деятельными сферами (А. А. Бодалев, О. С. Гребенюк, И. А. Зимняя, И. Б. Котова, А. В. Хуторской, Е. Н. Шиянов и др.).

Ценности понимаются как особые смысловые образования, составляющие иерархическую систему в структуре личности, которая определяет субъективную важность объекта относительно других объектов, исходя из актуальных потребностей личности. Ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основанием для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности, то есть понятие «ценности» является общим понятием относительно понятия «ценностные ориентации».

В отечественной психологии и педагогике в качестве методологической платформы выступает положение о том, что ценности есть смысловые образования, выступающие в виде убеждений, задающих направление поведению и деятельности личности. Таким образом, ценности, по мнению ученых, это все, что наделено общим смыслом. Культурные ценности представляют собой важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. То есть, под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый личностью в онтогенезе. В сознании личности ценности представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности.

Ценности есть часть направленности личности. Под аксиологической направленностью личности мы понимаем совокупность ценностей или ценностных ориентации (каждая из которых уже содержит направленность на объект или субъект), объединенных некоторой общей характеристикой.

Формирование личностных ценностей человека — процесс, во многом определяемый социальными условиями и той воспитательной и социализирующей средой, в которой развивается личность.

Базовые социальные компетенции содержат в себе ценностные представления об основных сферах жизнедеятельности человека. Выбор концепции образования зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, многообразия духовных потребностей общества. Очевидно, что современная культура и социально-экономические условия развития российского общества отражаются и в концептуальных подходах к реформированию образования.

Традиционный тип образования, ориентированный на подготовку узких специалистов, характерный до настоящего времени для технических вузов, не соответствует социальной потребности, которая выражается в том, что успешными социальными строителями, субъектами информационной культуры могут быть люди с типом сознания, основанного на индивидуальной ответственности за свои поступки и судьбы цивилизации, способные к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации.

Современные образовательные стандарты, определяемые на основе Государственной концепции модернизации образования и построенные исходя на методологии компетентностного подхода, содержат в себе инвариантные ценностные установки, которые должны быть сформированы у будущих профессионалов в процессе обучения в вузе.

Проведенный нами анализ показал, что аксиологические компоненты профессиональной подготовки в наиболее отчетливом виде представлены в целом ряде как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

Как показывает, проведенный нами анализ можно выделить следующие аксиологические компетенции, тем или иным образом представленные в государственных нормативных документах высшего профессионального образования для специальностей технического профиля:

• компетенциии ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребленияосознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности);

• компетенциии саморазвития и самосовершенствования (способность к познавательной деятельностиосознание необходимости, потребности и способности учитьсястремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерстваумение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатковготовность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности);

• компетенции социального взаимодействия (способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничествурасовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантностьготовность к кооперации с коллегами, работе в коллективеготовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе);

• компетенции самоорганизации (способность организовать свою работу ради достижения поставленных целейготовность к использованию инновационных идейспособность работать самостоятельноспособность принимать решения в пределах своих полномочий;

• лидерский потенциал и организационно-управленческая компетенция (способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности).

Интегральной показателем, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей является уровень сформированности профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность — это интегральное свойство, в котором соединяются личностные и профессионально значимые ценности, формируется субъектность профессиональной позиции, происходит интернализация ценностно-мотивационных компонентов профессиональной деятельности и трансформация внешних социальных предписаний во внутренние смыслы.

Для оптимизации процесса формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности у студентов технических вузов нами разработана педагогическая модель их формирования. Теоретико-методологическую основу разработки модели составили компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, аксиологический подход и субъект-субъектного подход в обучении.

Целью образовательного процесса в данной модели стала организация систематического опыта ценностного самоопределения студентов в контексте профессионального развития и саморазвития в процесс обучения в техническом вузе в рамках специально разработанных курсов и занятий, создающих условия для понимания и формирования собственного отношения к базовым ценностным установкам профессии.

Предлагаемая модель включает три составляющих: проектно-целевой, процессуально-технологический, критериально-диагностический.

Проектно-целевой блок модели включает в себя предварительный анализ исходных условий и приоритетов образовательного процесса в вузе. Предпосылкой успешного построения педагогического процесса в вузе с точки зрения формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной деятельности и содействия обретению профессиональной идентичности является определение структуры и содержания ценностных предпосылок, содержащихся в государственных стандартах и культурных идеалах, свойственных образованию как социальному институт на современном этапе.

Второй блок модели — процессуально-технологический — включает применяемый эффективный дидактический инструментарий, применяемый для формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе, последовательность и целесообразность подбора методов, приемов формирования. В качестве методов и приемов, обеспечивающих функционирование данного блока, мы выбрали активные и интерактивные методы обучения (метод кейсов, деловые игры, групповые дискуссии, социально-психологический тренинг), а также методы проблемного обучения. Целью тренингового психологического обучения являлось создание условий для осознания в процессе межличностного взаимодействия студентов своих персональных ценностей и установок, психологических черт, идентификация студентов с субъектом своей будущей профессиональной деятельности, формирование и развитие у них системы ценностных ориентаций, необходимой для эффективной деятельности в профессиональной среде.

Третий блок нашей модели — критериально-диагностический предназначен для определения параметров оценки эффективности образовательного процесса в вузе с точки зрения формирования аксиологических компетенций студентов и позволяет вести мониторинг сформированности исследуемого феномена. К основным компонентам критериальной характеристики сформированности аксиологических компонентов в нашем исследовании относятся ценностно-смысловой и мотивационно-потребностный критерии, находящиеся в единстве с когнитивным (знаниевым) и деятельностно-практическим (поведенческим) критериями.

Ключевым критерием, характеризующим единство личностных и профессиональных ценностей, в соответствии с концепцией нашего исследования является уровень сформированности профессиональной идентичности, которая рассматривается как интегральное свойство, соединяющее в себе личностные и профессионально значимые ценности, субъектность профессиональной позиции, интернализвоанное единство ценностно-мотивационных компонентов профессиональной деятельности.

Педагогическими условиями эффективности реализации модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности являются:

• создание в процессе обучения условий для ценностного самоопределения и согласования ценностей субъектов образовательного процесса.

• овладение в процессе обучения умением создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом.

• овладение в процессе обучения рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт.

• сформированность в процессе обучения уровня коммуникативной культуры, достаточного для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

• формирование в процессе обучения ситуаций успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формирования потребностей в самообразовании.

• связь процесса обучения с решением значимых для молодых людей проблем профессиональной деятельности.

На основе предлагаемой модели, нами был разработан спецкурс «Психология и педагогика профессионального становления», а также специализированный ««Тренинг личностной и профессиональной идентичности». Экспериментальная проверка предлагаемой модели осуществлялась на базе судоводительского и судомеханического факультетов Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Всего в исследовании приняло участие 114 студентов третьего курса, 52 из которых составили контрольную выборку, а 62 студента экспериментальную.

Статистический анализ показал, что в экспериментальной группе значительно возросло количество студентов с высоким и удовлетворительным уровнями сформированности компетенций ценностно-смысловой сферы аксиологических компонентов профессиональной компетентности. Мы можем предположить, что апробированная модель формирования данных компетенций у студентов технических специальностей привела к позитивным сдвигам в уровне их развития. В экспериментальной группе достоверно изменилось количество студентов с низким (количество студентов снизилось), удовлетворительным и высоким (количество студентов повысилось) уровнями сформированности компетенций ценностно-смысловой сферы. Достоверных изменений в значениях сформированности данных компетенций у студентов контрольной группы не обнаружено. Мы можем утверждать, что после реализации специального курса и системы тренинговых занятий у студентов экспериментальной группы качественно видоизменилась ценностно-смысловая сфера личности — интернализировались ценности достижения цели с помощью высокого уровня образования, широты знаний, высокой общей культуры, ценности психической и физической активности.

Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, а также их количественный и качественный анализ позволили подтвердить выдвинутые нами предположенияпоказали эффективность разработанной модели формирования аксиологических компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Проблема сознания в российской психологии: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 232с.
  2. .С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход): дис. докт. психол. наук. Казань, 2002. 367 с.
  3. .С. Структура ценностного мира личности: ценностные популяции //Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000. № 2. С. 18−25.
  4. .Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-234 с.
  5. Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.
  6. Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 23−30.
  7. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.:Смысл, 2001. 416с.
  8. А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: дис. канд. психол. наук. М., 2002. 149с.
  9. Л.Г. Соотношение личностных ценностей и потребностей как источников смыслообразования //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 24−35.
  10. Ю.Белинская Е. П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов. М: Аспект Пресс, 2001. 301с.
  11. П.Битянова М. Р. Ценностный аспект современного образования // URL: http://som.fio.ru/Resources/BNA/2005/02/01 .htm.
  12. А.И. Моделирование в теории развивающего образования /А.И. Богатырев, И. М. Устинова. -М.: Просвещение. 2006. С. 4−65.
  13. З.Богатырев А. И., Устинова И. М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / URL: http://www.rusnauka.eom/SND/Pedagogica/2bogatyrev%20a.i.doc.htm.
  14. A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  15. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
  16. В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № Ю.
  17. А. К., Жуков Ю. М., Петровская JI. А. Социальные коммуникации. М.: Гардарики, 2008.
  18. , В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.:"Социально-психологический центр", 1996. 380с.
  19. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.
  20. В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи : автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.
  21. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  22. С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой //Психологическое обозрение. 1997. № 1(4). С. 12−14.
  23. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал. 1999. № 5. С. 38−44.
  24. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта //Вопросы психологии. 1993. Т. 24. № 5. С. 99−105.
  25. Е.М., Карпушина Л. В. Методика диагностики инструментальных ценностей личности //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 130−142.
  26. Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.-С. 96−109.
  27. Т. М., Зевина О. Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания // Вопросы психологии. -1999. № 5.-С. 50−61.
  28. Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагогов и психологов): автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999.
  29. Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003. 240 с.
  30. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось 89», 2007. — 256 с.
  31. , И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
  32. Л.В. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния): монография. М.: МПСИ, 2005. 180с.
  33. Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
  35. Ю. Г., Добреньков В. И. Социология молодежи. М.: Гардарики, 1998.
  36. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. 504с.
  37. Г. П. Духовные ценности и судьба России //Социально -политический журнал. 1994. № 3−6. С. 16−32.
  38. О. А. Влияние взаимодействия психологов и педагогов на развитие профессиональной компетентности педагога: автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2008.
  39. М.Р. Психология личностного самоопределения: дис.. докт. психол. наук. М., 1996.
  40. Л. А. Психология становления субъектности деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1996.
  41. Л. А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема: автореф. дис.. д-ра культурол. наук. М., 2007.
  42. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / Под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М: Логос, 2004.
  43. Г. А. Формирование ценностных ориентации государственных служащих: дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  44. И. К. Человек в социокультурной реальности. М: Моск. психолого-социальный ун-т, 2005.
  45. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С.426−433.
  46. А.И. О подходе к исследованию ценностных ориентации личности //Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975. С. 75−82.
  47. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  48. И.Г., Хвостов A.A. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения //Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 87−99.
  49. Г. В. О природе социокультурной компетенции // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. СПб., 1999. С. 274 281.
  50. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:Изд-во ЛГУ, 1985.
  51. , Ю.Н. Кузьмин, Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., ЛГУ, 1985.
  52. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ, 2002. 336 с.
  53. М.В. Медиакультура. Культурно-психологические аспекты. М, 2009.
  54. Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  55. С.И. Основы андрагогики. М.: Наука, 1999.
  56. В.В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв.ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 83−93.
  57. В.В., Залевский Г. В. Предисловие // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв.ред.В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 5−19.
  58. Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ, 1989. -Серия 14. -№ 3.-С. 13−20.
  59. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  60. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.512с.
  61. М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205с.
  62. A.B. Взаимосвязь эмоциональной и аксиологической направленности личности // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии». 2006. № 4. С. 66−72
  63. A.B. Диагностика индивидуальной структуры личностных ценностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 82−94.
  64. A.B. Диагностика личностных ценностей и структуры аксио-сферы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 1(3). С. 135−155.
  65. A.B. Учебная направленность студентов технического вуза // V междунар. науч.-практ.конф. «Человек-образование-профессия». 6−8 июля 2009 г. М: ПИ РАО, МГППУ. 2009. С. 236−238.
  66. A.B., Карпушина JI.B. Аксиологическая направленность личности: руководство по применению теста. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. 40 с.
  67. A.B., Карпушина JI.B. Аксиологический подход к диагностике направленности личности // Мотивация в психологии управления: сб. матер. Третьей межвуз. науч.-практ. конф. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. С. 50−53.
  68. A.B., Карпушина JI.B. Психологическая диагностика аксиосферы личности. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2008. 71 с.
  69. A.B., Карпушина Л. В. Роль личностных ценностей в социально-психологической совместимости // Проблемы социальной психологии личности: межвузов, сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. Вып-4. С. 50−55.
  70. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция И Методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
  71. В.Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения: дис.. докт. психол. наук. СПб., 1994. 420 с.
  72. JI.B. Аксиологическая направленность и смыложизненные ориентации современной молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Психология». 2006. № 2. С. 66−75.
  73. Л.В. Влияние социально-психологических факторов на содержание мотивационной сферы студентов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Тез. докл. научно-практ. конф. Самара: СамГПУ, 2000. С.74−76.
  74. Л.В. Особенности нравственно-ценностных характеристик студентов технических вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 2. С. 95−102.
  75. Л.В. Структура и динамика жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2005. № 1. С. 78−91. ННГАСУ, 1999. — С. 37−39.
  76. Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте : дисс.канд.псих.наук. Барнаул, 2002. 198с.
  77. Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.
  78. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования / URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  79. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.255с.
  80. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.
  81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. М.: Изд-во ВШЭ, 2002. С. 263−282.
  82. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. 2001. — № 3. С.3−10.
  83. В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 32−38.
  84. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко // Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.-512с.
  85. Краткий словарь иностранных слов // Под ред. С. М. Локшиной. М., 1993.
  86. А. В. Метафизика Я: самоидентичность, самопознание, духовность: автореф. дис. канд. философ, наук. Улан-Удэ, 1998.
  87. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.- Высшая школа, 1990.
  88. Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.
  89. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.
  90. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //СОЦИС. 1996. № 5. С.3−23.
  91. Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Ключ, 1999.
  92. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73−87.
  93. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26−36.
  94. Н.М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 527с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  96. Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. 1996. № 4. С. 35−45.
  97. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М: Смысл 2003. 487с.
  98. Д.А. Тест смысложизненных ориентации (ОКО). М.: Смысл, 2002.
  99. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции /Вопросы философии. 1996. № 4. С. 5−26.
  100. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //СОЦИС. 1998. № 5. С. 96−110.
  101. Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: ПРАЙМ -ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
  102. Ю. В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб, 1996.
  103. Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : дисс. канд. псих. наук. СПб, 1996.
  104. М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.
  105. Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007.
  106. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  107. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  108. Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя : автореферат дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Оренбург, гос. ун-т Оренбург, 2003.
  109. , Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003.
  110. Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. -С. 28−38.
  111. Л. М. Психология профессионального развития. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2002.
  112. Модель образования 2020 // URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3 v/3 101 071.htm
  113. В.М. Педагогическое проектирование — современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. -2001. № 5. — С.75−89.
  114. A.B. Социализация и воспитание. М., 1997.
  115. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 400 с.
  116. Нартова-Бочавер С. Н. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005.
  117. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С.89 104.
  118. В.И. Технологии социально-психологических тренингов: учебное пособие. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.
  119. В.И., Соловьев A.C. Принципы формирования социотерапевтических групп в вузе // В кн.: Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: Изд-во ЛТИ, 1987. С. 144 — 150.
  120. Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 176 с.
  121. В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
  122. Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988.
  123. H.H., Резницкая Г. И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. 2002. — № 1.
  124. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие. М: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 192 с.
  125. Э. А. Культурная (социальная) антропология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004.
  126. И. И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  127. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  128. A.A. От традиционных ценностей к уникальным смыслам //Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 103−119.
  129. К.К. Личность как объект социальной психологии / Под общ. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. С. 72−88.
  130. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.
  131. A.A. Теория и практика развития аксиологическогопотенциала личности студента в диалоге культур : диссертация. док. пед. наук. Оренбург, 2002.
  132. JI. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросскультурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
  133. JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2002.
  134. Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума. Спб.: Изд-во СПбГУ 2005.
  135. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.
  136. Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.
  137. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
  138. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Под ред. А. В. Капцова, В. И. Кичигина. Самара: СамГАСА, 2003.-316 с.
  139. Л. М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии): автореф. дис. докт. философ, наук. М, 1999. — С. 14
  140. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.
  141. Ю.А. Научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке студентов педвузов : автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.
  142. А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 83−88.
  143. СВ. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте: дис. .канд. психол. наук. Вологда, 2002. 246 с.
  144. М.Г. Методологические основы исследования ценностной составляющей личности // ЧФ: Психологический журнал для психологов. 2006. Вып. № 1 (11). С. 29−31.
  145. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис.. докт. психол. наук. Казань, 1999. -347 с.
  146. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: Наука, 1992.
  147. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000.
  148. Российское образование 2020.
  149. С. JI. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
  150. А. П. Коммуникативная компетенция и компетентность в современной коммуникации (опыт системного анализа) // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 156−166.
  151. В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 37−43.
  152. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика» Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991.-19 с.
  153. И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 186 с.
  154. A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис.. докт. психол. наук. Кемерово, 2005. 411 с.
  155. Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003.
  156. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2002. 234с.
  157. В.А. Дидактика. М. Академия, 2002.
  158. JI. В. Россия: проблемы духовности и информационная культура // Культурология XX в. М., 2000. С. 233−254.
  159. В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 576 с.
  160. В.А., Чижаков Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 192 с.
  161. Словарь по культуре и культурологии / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М., 2003.
  162. Н. С. Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии: автореф. дис.. канд. филос. наук. Архангельск, 2007.
  163. Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972. 228 с.
  164. Г. В., Макарчук A.B., Шайгерова A.A. Тренинги повышения межкультурной компетентности. М., МГУ, 2004.
  165. В.Ф., Карпу шина JI.B. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению. Самара: Изд-во СамИКП -СНЦ РАН, 2002. 56с.
  166. Спенсер JL, Спенсер С. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. М., 2008.
  167. Т. Г. Этнопсихология: практикум. М.: Аспект Пресс, 2006.
  168. Стратегия модернизации содержания общего образования, матер, для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  169. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации / Н. Ю. Волова, A.B. Капцов, JI.B. Карпушина. Самара: Изд-во «Самарский Университет», 2001. 180 с.
  170. JI.H. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. М.: Изд-во РУДН, 2003.
  171. Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  172. O.A., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы //Мир психологии. 1999. № 3. С. 80−90.
  173. Толковый словарь / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., Азъ, 1992.
  174. В.П. Теория ценности в марксизме. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. 128 с.
  175. С.Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентации личности: дис.. канд. психол. наук. М., 2003. 200 с.
  176. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  177. А. Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 151−165.
  178. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  179. Н.Е. Сущность и механизмы ценности Я //Ценностные основания психологической науки и психология ценностей /отв.ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 148−165.
  180. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с.
  181. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» / URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  182. А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  183. Д.С. Ключевые компетенции менеджера XX века // Практический курс / URL: http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs /zodikova.htm.
  184. И. И. Аксиологические основы развития профессиональной компетентности педагога в региональной системе постдипломного образования : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08. СПб, 2006.
  185. Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 5. С. 235−145.
  186. JI. Б. Профессиональная идентичность : монография. -М., 2001.
  187. JI. Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект //Развитие личности. 2000. — № 2. — С. 44−69.
  188. Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности. М., 2001.
  189. . Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под. ред. Г. В. Драча. М.: Логос, 2001.
  190. Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2005.
  191. Э. Детство и общество. / Пер. с англ. Обнинск, 1993.
  192. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
  193. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. -С. 89−106.
  194. В.А., Палей И. И., Магун B.C. Социальная психология личности. Д., 1978.
  195. М.С. Модификация методики Р.Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания / URL: http: //spf.kemsu.ru/ portal/psy2002/2.6.shtml.
  196. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации личности: дисс.. докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 302 с. 209. http://www.mediaeducation.boom.ru.
  197. К. Н. and Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem Solving and Social Competence in Children // Handbook of Social development: A lifespan perspective / Ed. Vincent B. Hasselt, Michel Hersen. N. Y.: Plenum Press, 1992.
  198. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco, 1985.
Заполнить форму текущей работой