Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результат и анализ опытно-экспериментальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой… Читать ещё >

Результат и анализ опытно-экспериментальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На наших глазах идет деградация целого поколения. Появляется все больше детей бездомных, брошенных родителями. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Отторжение семьей обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью. Отторжение обществом обусловлено падением ценности семьи и семейного воспитания, равнодушием к проблемам живущих рядом неблагополучных семей, незнанием неравнодушных, что делать.

Безусловно, работу по оказанию помощи неблагополучной семье нужно начинать с родителей. Большинство родителей — союзники и помощники школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Многие из них идут на контакт плохо, но очевиден факт, что они нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов, но за помощью не приходят. Поэтому педагогам следует настойчиво искать пути и средства воздействия на таких родителей.

Существуют не только разные родители и семьи, но и разные дети, которые также идут на контакт по-разному. Поэтому надо искать различные формы сотрудничества и с детьми. Дети, которые имеют низкий уровень воспитанности и обученности, нуждаются только в индивидуальном подходе со стороны учителей, социальных педагогов. Другую категорию детей составляют те, которые осознают и переживают проблемы семьи. Они чувствуют себя брошенными и забытыми, им кажется, что их никто не понимает. Детей данной категории нужно учить справляться со стрессовыми состояниями. Как свидетельствует практика, именно для этой категории полезны различные упражнения.

Цель работы учителя начальных классов с неблагополучной семьей — создание единого воспитательного пространства «родители — дети — учитель» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Подводя итоги теоретического исследования по обоснованию необходимости работы учителя по преодолению неблагополучия в семье, можно сделать следующие выводы:

  • — дети из неблагополучных семей являются наиболее уязвимой группой, поэтому проблемы детей из семей социального неблагополучия напрямую связаны с их семейной ситуацией. С учетом того, что понятие «неблагополучная семья» имеет достаточно широкий смысл и включает в себя различные категории детей, то и причины детского семейного неблагополучия имеют обширный масштаб, центром которому служит нарушение процесса социализации;
  • — нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье, являются определяющими по всей совокупности причин и факторов, и вызывают семейное неблагополучие по отношению к ребенку. Другими словами, более важным является не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат;
  • — основная задача учителя в работе с неблагополучными семьями — укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения, и конечно же нужно своевременно оказывать помощь и социальную поддержку, детям из неблагополучных семей. семейный неблагополучие учитель

К какой бы категории семья ни относилась, она нуждается в квалифицированной помощи, ведь наличие семейного неблагополучия является главной причиной увеличения детского сиротства, одна из острейших граней которого — беспризорные и безнадзорные дети, дети, совершившие административные правонарушения и преступления. Для предотвращения этих проблем необходимо сосредоточить внимание на своевременной организации комплексной профилактической работы с неблагополучными семьями, а также на раннем выявлении таких семей. Выявление неблагополучной семьи, определение ее проблем — задача социальной диагностики.

С целью выявления неблагополучия в семье мы провели анкетирование среди родителей учащихся 4 «А» класса в гимназии № 5 г. Бреста (Приложение 3). В анкетировании приняли участие 20 родителей. Данные анкетирования показали, что большинство родителей (78%) занимаются воспитанием своего ребенка, поддерживают его, помогают во всем, но все же стоило бы больше проводить времени с ребенком в выходные дни, отвлекаться от повседневной суеты. Больше всего нас интересовали ответы тех родителей, которые набрали в ходе проведения анкеты наименьшее количество баллов (12%). Для выявления причин семейного неблагополучия представляют интерес ответы на предложенные далее вопросы анкеты.

Поскольку непонимание между родителями и детьми возникает из-за нехватки внимания со стороны старших, исследуемым предлагалось ответить на вопрос «Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?». Ответы распределились следующим образом: 65% проводит выходные с детьми, иногда — 23%, остальные 12% ответили, что не проводят время с детьми. Проанализировав ответы на данный вопрос, мы видим, что лишь немногий процент родителей использует выходные дни в своих целях, совсем забывая о детях.

Для того чтобы выяснить взаимоотношения между членами семьи, представляют интерес ответы на вопрос «Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?». 79% родителей дали ответ на этот вопрос «да», 9% - «иногда» и 12% ответили «нет». На основе ответов родителей нами была составлена следующая диаграмма:

Взаимопонимание в семье.

Рисунок 1 — Взаимопонимание в семье.

Можно сделать вывод, что большинство родителей находят общий язык со своими детьми, и лишь малая часть опрашиваемых не считаю свои отношения с ребенком взаимными.

Следующий вопрос был направлен на выявление чувства ответственности у родителей за воспитание, если их ребенок совершил плохой поступок («Ваш ребенок совершил плохой поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае, не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?»). 80% родителей считают поведение ребенка результатом своего воспитания, 11% частично видят связь между поведение ребенка и своим воспитанием и 9% не считают, что совершенный поступок ребенка зависит от воспитания.

Мы узнали у родителей, интересуют ли их какие-либо дополнительные сведения об организации воспитательного процесса в семье. 55% опрошенных при возникновении любого рода трудностей в воспитании детей используют дополнительные сведения, 17% - иногда прибегают за помощью к дополнительным сведениям, и 28% дали ответ нет. Это говорит о том, что родители хотят выяснить причины разногласий со своими детьми и найти способы избегания данных разногласий.

Для правильной организации воспитательного процесса со своими детьми родители используют такие источники, как научно-методическая и психолого-педагогическая литература, педагогические лектории, лекции по телевидению, радио, интернет, советы старших и другое, что является показателем заинтересованности родителей в воспитании детей.

Представляют интерес ответы родителей учащихся на вопрос «Единодушны ли Вы с вашим супругом (супругой) в воспитании детей?». Интерпретация результатов показала, что большинство родителей используют одинаковые формы и методы в воспитании ребенка (67%), и лишь у меньшей части опрашиваемых разные взгляды на воспитание (33%). Мы видим, что часть родителей единодушна со своим супругом (супругой) в воспитании детей, но есть и исключения, которые по-разному видят воспитательный процесс.

На вопрос «Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?» 27% ответили «да», 27% ответили «иногда», и 40% опрошенных ответили «нет». Возможно, это связано с тем, что большинство родителей считают форму запрета и приказа эффективной и часто используемой, в чем очень сильно ошибаются.

Для изучения взаимоотношений между родителями и детьми, мы также провели анкетирование среди учащихся 4 «А» гимназии № 5 г. Бреста (Приложение 4). В данном анкетировании приняли участие 20 детей, которым предлагалось ответить на небольшое количество вопросов.

Исследуемым предлагалось ответить на вопрос «Интересуются ли родители твоими учебными делами?». Ответы распределились следующим образом: всегда — 59%, иногда — 11%, никогда — 12%, больше отец — 8%, больше мать — 10%. Таким образом, мы видим, что большую часть родителей интересует успеваемость их детей в школе.

По данным анкетирования родителей было выявлено, что у них довольно часто отсутствует понимание между членами семьи, а вот, что показывают ответы детей на вопрос «Какие отношения у тебя с родителями?»? Интерпретацию результатов мы дадим в виде диаграммы:

Отношения детей с родителями.

Рисунок 2 — Отношения детей с родителями.

Как видно на диаграмме, большинство детей считают свои отношения доверительными, но есть и ответы детей, которые считают, что с родителями их ничего не связывает. То есть и дети и родители понимают, и что их взаимоотношения могли бы быть и лучше.

Представляют интерес ответы детей на вопрос «Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами в классе?». Возможно, из-за того, что часть родителей не интересуется своими детьми, именно таким образом распределились ответы на данный вопрос: всегда — 55%, иногда — 17%, больше мать — 20%, больше отец — 8%.

Большинство родителей — союзники и помощники школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Поэтому здесь будет интересным узнать ответы на вопрос «Посещают ли родители школу?». Самый распространенными ответами являются «больше мать» (47%) и «часто» (23%), менее распространенными — «редко» (9%), «только по вызову» (11%) и «больше отец» (10%).

Мы также узнали у детей, на кого в дальнейшем они рассчитывают? Лишь 24% ответили «на самого себя», 16% «на государство» и 60% «на родителей».

На основе диагностического исследования можно сказать о характере взаимоотношений, существующих в данных семьях, то есть свидетельствует о наличии неблагополучных семей. Причинами перехода семьи в неблагополучную в основном являются поведение, учеба и разного рода непонимание между родителями и детьми.

Как свидетельствуют результаты нашего исследования, эффективной формой оказания помощи детям и родителям из неблагополучной семьи, является тренинг. Поэтому нами была разработана тренинговая программа про преодолению неблагополучия в семье.

Беседы, лекции и индивидуальные консультации не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать групповая форма работы с родителями. Данная форма дает возможность ребенку и родителям увидеть себя, научиться общаться и противостоять стрессовым ситуациям. Именно групповая работа является оптимальной формой работы в неблагополучной семье, поскольку в процессе ее снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Поэтому наилучших результатов можно добиться, если групповая работа строится на основе директивной и структурированной программы.

Общая цель программы: развитие у родителей и детей уверенности в себе, коммуникативных качеств, оказание помощи родителям в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи.

При разработке и реализации тренинговой программы мы опирались на три основных принципа:

  • 1. Принцип нормализации. После того как ребенок подвергся воздействию неблагополучных семейных событий, он в реакциях на обычные ситуации склонен путать необычность травмы с необычностью себя самого. Мысли и чувства ребенка в процессе его социализации могут быть болезненными и непонятными ему самому, он считает себя не совсем нормальным. Но слово «норма» может иметь много значений. Среди прочих оно наиболее часто используется для определения здоровья, идеала и т. п. Поэтому в своей работе мы делаем акцент на то, что нормальный ребенок сталкивается со специфическими обстоятельствами в семье.
  • 2. Принцип партнерства и повышения достоинства личности. Означает, что отношения должны строиться совместно, приводя к восстановлению в правах тех, кто был ущемлен в своем достоинстве и безопасности.
  • 3. Принцип индивидуальности. Каждый человек имеет свой уникальный путь восстановления после перенесенного неблагополучного опыта социализации в семье или какого-либо стресса. Этот принцип ориентирует на то, что в деятельности социально значимых взрослых с детьми ценится индивидуальный способ посттравматической регуляции.

Процесс реализации тренинговой программы в группе направлен на социализацию ребенка, способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из целей работы в группе — помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы легче всего убедить ребенка, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Гуманистический подход дает детям возможность почувствовать, что они не одиноки в своей беде, поверить в свои силы и ощутить радость дружеских отношений, построенных на взаимном уважении.

Кроме того, эта программа разработана по принципу: от простого к сложному. Переход к более проблемному материалу происходит только тогда, когда участники готовы к этому. Для более успешной реализации данной программы, мы использовали разнообразные методы работы. Это ролевые игры, дискуссии, тесты, но поскольку это тренинг, то основным методом работы с детьми было упражнение (Приложение 5). В ходе выполнения упражнений они получают удовольствие от остроумных диалогов и оригинальных обменов мнениями. Заготовленные заранее записи — это неплохо, но те моменты, которые невозможно спланировать заранее, оказываются намного полезнее. Они делают курс уникальным и помогают ведущему завоевать признательность участников, поскольку те ценят непосредственность реакции на их конкретные действия и высказывания.

Программа состоит из шести занятий для детей младшего школьного возраста, каждое из которых направлено на решение конкретной задачи и содержит набор групповых практических заданий. Занятия проводятся еженедельно и длятся от 45 минут до 1 часа.

Условия проведения тренинга: комната для тренинга и комната для проведения перерывов, оборудование: стулья, кресла, маркеры, бумага, бэйджи.

Тренинговая программа была реализована полностью. Были проведены все занятия с детьми.

Основная задача первой встречи — обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи, подчеркнуть значимость каждого члена группы для формирования совместного группового опыта.

Особое внимание мы уделили созданию доброжелательной атмосферы в группе, так как дети чувствовали себя неуверенно. Начали мы встречу с приветствия. Детям было предложено упражнение на запоминание участников. Далее дети сами разрабатывали правила группы и санкции за их невыполнение. Следующий этап — создание группового рисунка. Дети очень любят рисовать и очень часто свои мысли отражают с помощью бумаги и карандашей. Поэтому целью этого задания было понять, что ребенок чувствует, интересно ли ему в данный момент. Завершающий круг занятия мы организовываем с помощью релаксации, тем самым давая детям помечтать, придумать свой мир. Для того чтобы завершить беседу на позитивной ноте, нами было предложено прощание в форме ритуала.

Вторая встреча предполагает развитие групповой сплоченности. В тоже время важной задачей для нас оставалось создать у участников чувство безопасности и защищенности. Начало встречи началось традиционно, с приветствия. Далее детям было предложено ответить на вопросы:

  • 1. Как вы себя чувствуете?
  • 2. Какое настроение в данный момент?
  • 3. Чего ожидаете от тренинга?

Далее была предложены упражнения «Я — один из…» и «Дыхание и рисование». Следующий этап — релаксация (традиционно). И завершающий этап — прощание.

Во время третьей встречи мы попытались развить у участников доверие к окружающим людям. Задачи этой встречи: формировать у детей умение находить себе друзей, развивать способность детей понимать и поддерживать других. Традиционно начинаем с приветствия, только в этот раз немного усложняем задание. Дети должны понять, что все мы похожи и в тоже время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. Далее дети выполняют упражнения «Выбираем друзей», «Человек, которого носят» и «Самолет». Заканчивается встреча прощанием.

В ходе четвертой, пятой и шестой встреч участники знакомятся с коммуникативными качествами и саморегуляцией, учатся осознавать и выражать свои чувства. Дети выполняют различные упражнения, и в ходе выполнения этих же упражнений, добиваются поставленных целей.

Результативность этапов работы с неблагополучной семьей обеспечивается разнообразием, привлекательностью выбранных форм. Для обеспечения воспитательной функции родителей в неблагополучной семье нами использовались соответствующие формы работы с родителями (таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Формы работы с родителями из неблагополучных семей.

Формы работы.

Примерная тематика.

Беседа.

«Если родители в разводе», «Как эффективно общаться с ребенком», «Как стать другом ребенку», «Конфликт с подростком и способы его преодоления».

Консультация.

«Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость».

Педагогическое поручение.

Организация труда в семье, семейного праздника («День семьи»), режима дня ребенка, семейного чтения или написания письма своему ребенку.

Педагогическое практикум.

«Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку».

Мини-лекция.

«Агрессивность. Как с ней бороться», «Эмоции в нашей жизни», «Алкоголизм и его вред для окружающих», «Хулиганство и его последствия».

Родительский ринг.

«Совместное проведение свободного времени», «Личный пример родителей», «Профилактика правонарушений», «Как поссориться, чтобы не поругаться».

Семинар

«Нужно ли наказывать ребенка», «Как найти свое место в мире».

Семейная гостиная.

«Семейный досуг: игры, праздники», «Родственное пространство семьи», «Педагогические традиции семьи».

Групповой тренинг.

«Условия преодоление конфликта в семье», «Конструктивное общение «родитель — ребенка», «Как преодолеть вредные привычки».

Группы родителей формировались по принципу добровольности. Перед началом работы с родителями очень важно показать им необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка. Это этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребенка за счет внесения корректив в стиль взаимоотношения с ними.

Каждое занятие с родителями рассчитано на 1,5−2 часа, частота проведения — 1 раз в неделю. В программе предусмотрено 5 занятий (Приложение 6), время реализации — 1 месяц.

Ожидаемый результат работы с родителями является улучшение взаимоотношений в семье.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала, что при использовании представленных в таблице 2.2 форм работы с родителями из неблагополучных семей, важно соблюдать определенные требования:

объяснять родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что он не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;

если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей (поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам — вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным);

если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот сам решит, что делать.

Эффективность профилактической, коррекционной работы с неблагополучной семьей, как свидетельствуют результаты исследования, напрямую зависят от правильного выбора способа общения с ней. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, мы тщательно подготовились к встрече: собрали как можно больше информации о семье, тщательно обдумали содержание и форму беседы. В начале встречи отметили благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседников. Завоевав расположение, мы нашли тактичную форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей нам помогла атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений с родителями, чему способствует проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе совместной подготовки родителям представилась возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организовав общение детей и взрослых, мы помогли им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, мы постарались раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей мы порекомендовали родителям понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть, он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Также мы объяснили, что научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

После проведения данных занятий, мы повторно провели анкетирование с родителями. Теперь на вопрос «Нашли ли вы общий язык со своим ребенком?» ответы распределились следующим образом: лишь у 16% опрошенных возникает непонимание в отношениях, в общении с детьми, остальные родители научились слушать и слышать своего ребенка, помогать ему во всем. В семьях, которые посетили проведенные нами мероприятия, улучшились родительско-детские отношения, взаимопонимание супругов, родители приобрели веру в возможность самим решать сложные проблемы воспитания и развития детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой