Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении… Читать ещё >

Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование — это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование». [7,279].

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К. Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении. [1,52].

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • — определяет вместе с коллективом цель своего учреждения — конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • — осуществляет стратегическое планирование — тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • — совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

— определяет вместе с коллективом цель своего учреждения — конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • — участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • — планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • — предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • — помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • — составление сетки занятий по возрастным группам;
  • — методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • — обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • — ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • — развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • — тип дошкольной образовательной организации;
  • — возможности его материально-технической базы;
  • — кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • — перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • — комплексный подход к планированию;
  • — конкретность плана;
  • — реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • — сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • — нацеленность на конечный результат;
  • — опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • — отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • — основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • — мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • — главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, Л. М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

— выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

— разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

Те же авторы выделяют ряд условий, соблюдение которых необходимо для успешного планирования:

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

— Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

— повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • — получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • — более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • — определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • — развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата. [6,27]

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • — стратегическое (долгосрочное);
  • — тактическое (среднесрочное);
  • — оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3−5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1−3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап — анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

При этом рекомендуется следующая структура анализа итогов работы ДОУ за определенный период:

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • — анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, — положительных и негативных сторон его деятельности;
  • — выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • — выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап — определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап — определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения. [2,52].

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап — обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование — это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой