Физкультура в школе
Сегодня существует обширная литература по данной проблеме. В своем реферате я использовала учебные пособия и учебники по физической культуре. Во — первых, мною было использовано пособие «Педагогическое физкультурно — спортивное совершенствование», в этом учебном пособии рассматриваются общие вопросы теории и методики дисциплин «педагогическая физкультурно-спортивное совершенствование… Читать ещё >
Физкультура в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План
1) Введение
2) Место и роль физкультуры в образовательном учреждении
3) Компоненты и формы физической культуры
4) Функции физической культуры
5) Заключение
6) Список литературы.
В этом реферате я хотела бы рассмотреть такую тему как «Физическая культура в школе». Эта тема является актуальной, т.к. физическая культура это часть общей культуры общества, которая направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений, а также Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника.
В своей работе я попытаюсь выяснить какое место и роль занимает физкультура в образовательном учреждении, выделить компоненты и формы физической культуры и определить ее функции.
Сегодня существует обширная литература по данной проблеме. В своем реферате я использовала учебные пособия и учебники по физической культуре. Во — первых, мною было использовано пособие «Педагогическое физкультурно — спортивное совершенствование», в этом учебном пособии рассматриваются общие вопросы теории и методики дисциплин «педагогическая физкультурно-спортивное совершенствование» и их реализация на предметной основе базовых и новых физкультурно-спортивных видов.
Учебное пособие Анищенко В. С. «Физическая культура». В пособии раскрывается сущность физического воспитания, дается разносторонняя характеристика физических упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека.
Учебное пособие «Физическая культура». В пособии ведется повествование о цели и задачах занятий по физической культуре. Содержит сведения о концепции формирования физической культуры личности школьников и студентов.
Учебное пособие под редакцией Кузьмина В. Г., Калюжного Е. А., Крылова Е. В., Полетаева О. Н. «Введение в теорию физической культуры». В пособии рассмотрены вопросы физической культуры в жизни общества. Пособие содержит новые современные дополнения к теории и методики преподавания физической культуры.
И пособие Евсеева Ю. И «Физическая культура». В нем физкультура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов.
А также учебник Матвеева Л. П. «Теория и методика физической культура». В учебнике содержится материал по основной части данной дисциплины — общие основания теории и методики физического воспитания.
Место и роль физкультуры в образовательном учреждении
Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. И в спортзале, и на площадке создаются определенные условия, согласно государственным нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть подсобных помещений и раздевалок, сколько душевых и комнат отдыха, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.
Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников. (Евсеев Ю.И., 2003)
Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе — это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров — оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения. (Полиевский С.А., 1989)
Компоненты и формы физической культуры
С известной условностью физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Наиболее крупными из них являются:
· базовая физическая культура,
· спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре)
· профессиональноприкладная физическая культура,
· оздоровительно-реабилитационная,
· «фоновая» физическая культура Базовая физическая культура — это фундаментальная часть физической культуры, включающая в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности.
Основную форму, или вид, базовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Это физическая культура, являющаяся учебным предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где ее применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования: сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений. Навыков и связанных с ними знаний, обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психических качеств, оптимизировать состояние здоровья и гарантировать необходимый каждому базовый уровень физической и общей деятельности.
Важными элементами школьной физической культуры являются: аналитическая «школа движения» (система гимнастических упражнений и правил их выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивают способность координировать их в различных сочетаниях); система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами (основных способов ходьбы, бега, плавания, прыжков и т. п.); «школа» единоборства, противодействия и взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности, включающих межличностные контакты. (В.Г. Кузьмин, Е. А. Калюжный, Е. В. Крылова, О. Н. Полетаева, 2005 г.)
Функции физической культуры
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. (Анищенко В.С., 1999)
Физкультура в школе в 1−3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.
Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:
правильно дышать, сочетать дыхание с движением;
ь усложненным ходьбе и бегу;
ь бегу с препятствиями;
ь начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;
ь подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;
ь метать мяч в цель на разном расстоянии;
ь лазать различными способами по гимнастической стенке;
ь элементам спортивно-командных игр;
ь часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.
Физкультура в школе в более старших классах осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура в школе в более старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.
Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Физкультура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физкультура в школе в старших классах должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Важно отметить, что физкультура в школе имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников. (Матвеев Л.П., 1991)
Заключение
Цели, поставленные мною в начале работы, а это выяснить какое место и роль занимает физкультура в образовательном учреждении, выделить компоненты и формы физической культуры и определить ее функции, были достигнуты в ходе работы. Также я выяснила, что физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание. (Решетников Н.В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура, 2000)
1) Анищенко В. С. Физическая культура: Методико — практические занятия студентов: Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999
2) Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов — н/Д: Феникс, 2003
3) Кузьмин В. Г., Калюжный Е. А., Крылова Е. В., Полетаева О. Н.
Введение
в теорию физической культуры: Учеб. пособие. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005
4) Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991
5) Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед.-М.: «Академия», 2005
6) Полиевский С. А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М.: Медицина, 1989
7) Решетников Н. В. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2005
8) Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2000
9) Физическая культура: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Е. В. Колеевой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006