Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Первый чтение в русской начальной школе. 
Обязательные профессиональные знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ну уж тут ответ для вас, если вы изучили наше пособие, «Детская книга и детское чтение», абсолютно ясен: говорит с нами книга, так как именно книга для того и существует, чтобы фиксировать, хранить и передавать читателям заключенный в ней опыт, т. е. просвещать их. А читатели — это собеседники книги, ее слушатели, опытные или неопытные, активные или пассивные. Вспомните, как часто в быту… Читать ещё >

Первый чтение в русской начальной школе. Обязательные профессиональные знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое чтение?

Как учитель-профессионал вы должны знать, что чтение — это вид речевой деятельности. «Ну и что? — скажете вы. Что из этого вытекает?» А вытекает из этого определения, если над ним хорошенько подумать, сущность того понятия, которым вы должны владеть всесторонне и на самом современном научном уровне.

Что же именно вытекает из этого определения?

Во-первых, если чтение — это деятельность речевая, а речь ~ это вид человеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере только человек разумный, то значит чтение — это тоже вид человеческого общения. Отсюда перед вами сразу встают два вопроса: а) чтение — это общение кого с кем? б) в чем специфика чтения-общения, поскольку чтение, как сказано в первом, основном, определении, — это не речь, а вид речевой деятельности, т. е. что-то особое, хотя и речь? Попробуем ответить на каждый из этих вопросов.

Итак, кто и с кем общается в процессе чтения? Как вы считаете?..

Мы очень надеемся на правильный ответ: с помощью любого вида речи общаются собеседники. Один из них говорит, другой — слушает, запоминает сказанное, понимает его смысл (или переспрашивает собеседника, если не понял), эмоционально реагирует на то, что слышит, т. е. переживает смысл чужой речи, наконец, оценивает для себя, полезно ему общение или нет, хочет он слушать собеседника дальше или не хочет… При этом — обратите особое внимание — в процессе речевого общения всегда участвуют только двое. Даже если собеседников много, допустим, целая аудитория слушателей, то говорящий-то при этом всегда один! И каждый слушатель в отдельности либо вступает с этим говорящим в речевое общение, либо не реагирует на речь того, кто говорит, и тогда собеседником вообще не является.

Кто же говорит с нами, когда мы читаем? И кем являемся мы, читатели, когда читаем?

Ну уж тут ответ для вас, если вы изучили наше пособие, «Детская книга и детское чтение»[1], абсолютно ясен: говорит с нами книга, так как именно книга для того и существует, чтобы фиксировать, хранить и передавать читателям заключенный в ней опыт, т. е. просвещать их. А читатели — это собеседники книги, ее слушатели, опытные или неопытные, активные или пассивные. Вспомните, как часто в быту мы говорим: «В книге сказано…», «Книга утверждает…», «В книге рассказывается…». Причем начинающий, неопытный, плохо обученный читатель нередко никогда и не задумывается, кто стоит за этой книгой, кто ставит перед ним вопросы, рассказывает о чем-то новом и передает ему свой опыт. И это закономерно. Только с вашей помощью и то совсем не сразу ребенок сначала увидит в книге собеседника, а потом, со временем, захочет узнать, кто этот собеседник, и почему один из них близок ему и нравится, а беседа с другим удовольствия не доставляет.

Теперь, когда вы усвоили, что чтение — это беседа книги с читателем, а не наоборот, вам нетрудно понять, в чем специфика чтенияобщения как вида речевой деятельности, чем она вызвана, чем обусловлена.

Вспомните, в чем заключается процесс устного речевого общения. Один собеседник делает что? — говорит, другой — слушает, так как слышит и понимает язык, на котором с ним’говорят. А когда вы читаете и в качестве говорящего выступает книга, то беседа может состояться только в том случае, если вы услышите заключенную в ней и хранящуюся там для вас, но уже самостоятельно не звучащую чужую речь. Значит, чтобы услышать речь, которая не звучит, но существует в виде закодированного определенными значками текста, читателю-слушателю надо ее озвучить, а значит, воспроизвести ее звучание — причем не обязательно вслух, можно и «про себя». Попробуйте-ка поговорить с книгой, не озвучивая, не вслушиваясь в то, что она вам говорит. Вспомните, как трудно, когда вам мешают, отвлекают от чтения и глаза ваши бегут, но строчкам, а вы вдруг перестаете понимать то, что читаете, и вам приходится возвращаться к написанному и перечитывать текст. Почему? Только потому, что вы внутренне не слышали звучащей речи своего собеседника-книги. На занятиях русским языком вам, вероятно, уже рассказали о том, как сложны механизмы речи и как человек, у которого повреждены органы речи, а нс слух, перестает понимать текст, прочитанный «про себя», потому что не может его озвучить. Конечно, эта проблема скорее медицинская, чем педагогическая, и экспериментально этот вывод был подтвержден, к сожалению, именно при лечении бойцов, которые получили ранение, повредившее им органы речи. Но вам, учителям начальных классов, об этом тоже надо знать. Без этого вы не поймете значимость для ребенка чтения вслух и трудности перехода к чтению «про себя», основному виду чтения, которым владеет каждый квалифицированный читатель. В способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и потому озвучить его речь — для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он, и состоит специфика того вида речевой деятельности, которая называется чтением-общением. А все остальное в непосредственном общении с собеседником, который сам озвучивает свою речь, и в чтении-общении совершенно идентично: услышав чужую речь, ее надо запомнить, понять (или переспросить, перечитать), элементарно пережить и сделать для себя выводы относительно того, чем и насколько была полезна для тебя данная беседа, хочешь или не хочешь ты еще раз слушать этого собеседника, трудной или легкой, приятной или утомительной оказалась она для тебя, и кто в этом виноват: твой собеседник или ты? Так что, обучая детей чтению, не забудьте о сущности и специфике этого особого вида речевой деятельности, без которого, как справедливо заметил некогда К. Паустовский, мы не можем теперь ни учиться, ни работать, ни жить, если конечно, хотим быть и оставаться людьми.

Выполните задания

Рассмотрите форму таблицы, скопируйте ее в тетрадь.

Сопоставляемые виды речевой деятельности.

Непосредственная беседа.

Опосредованная книгой беседа, или чтение.

Основные действия слушателя, составляющие сущностное содержание общения.

Увидеть собеседника, узнать или предугадать.

Ваша задача — правильно заполнить таблицу (см. первую строку).

Подумайте, отчего вторая строка, подлежащая заполнению, представлена иначе, чем первая и все последующие. Дайте этому объяснение.

Что еще объединяет названные здесь виды речевого общения. Дайте этому объяснение. Если вам трудно выполнить задание, значит вам надо еще раз внимательно вчитаться в § 1. Там есть ответы на все вопросы.

  • [1] Светловская Н. Н., Пиче-оол Т С. Обучение детей чтению: Детская книгаи детское чтение: Учеб, пособие для студ. пед. вузов. — М., 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой