Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника требует организации единого воспитательного процесса, одновременное решение основных воспитательных задач, поиск эффективных педагогических путей и средств, обеспечивающих гармоническое развитие личности и правильное соотношение определяющих ее социальную сущность сторон воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника как социально-педагогическая проблема II
    • I. Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания — основа формирования общественно-политической и трудовой активности личности старшеклассника
    • 2. Формирование единства сознания и деятельности во взаимодействии идейно-политического и трудового воспитания школьников
    • 3. Критерии и показатели ,'С'формированности личности старшеклассника во взаимодействии идейно-политического и трудового воспитания
  • Глава II. ч Педагогические условия взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника
    • I. Совместная деятельность школьных и производственных организаций — фактор формирования личности старшеклассника
    • 2. Оптимальное сочетание форм и методов в процессе формирования личности старшего школьника во взаимодействии идейно-политического и трудового воспитания. V
  • З.х Совершенствование педагогического руководства взаимодействием идейно-политического и трудового воспитания

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Успешное решение задач коммунистического строительства на этапе совершенствования развитого социализма требует участия в этом процессе людей «политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать» /22, 67/. В материалах ХХУ, ХХУ1 съездов партии и последующих Пленумов ЦК КПСС ключевые вопросы развития социально-экономической и политической жизни страны выдвигают важнейшую задачу воспитания у подрастающего поколения коммунистической убежденности, понимания политики партии, готовности и умения поддержать ее своей практической деятельностью. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается, что «именно труд на благо Родины является самым испытанным критерием политической сознательности» /31, 8/.

Общественная значимость труда обусловлена прежде всего его идейно-политическим содержанием. Только в этом случае, будучи сознательно усвоенным учащимися, труд становится воспитательным средством. «Труд сам по себе, — подчеркивал А. С. Макаренко, — нейтральный процесс» /163, 27/. Поэтому важно достигнуть органического единства Формирования у учащихся идейно-политических убеждений и творческого, ответственного отношения к труду. Глубокое осознание учащимися идейно-политической и нравственной ценности труда как первой жизненной потребности способствует их включению в трудовые отношения.

В партийных документах указывается на недостаточную подготовку молодежи к труду и к сознательному выбору профессии. Далеко не все выпускники школ трудятся там, где этого требуют интересы общества /26, 55/. Обращается внимание на то, что имеет место трудовая и общественная пассивность юношей и девушек /27/. В этой связи возрастает актуальность научной разработки проблемы взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания, в процессе которого реализуются социальные требования общества к личности.

Методологические основы взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания подрастающего поколения разработаны классиками марксизма-ленинизма. Идеологические и общепедагогические аспекты этой проблемы нашли отражение в работах видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства М. И. Калинина /127, 128/, С. М. Кирова /130/, Н. К. Крупской /153/, А. В. Луначарского /162/, а также выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко /163, 164, 165/, В. А. Сухомлинского /211, 212, 213, 214/, С. Т. Шацкого /234/.

Философский аспект взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания освещается в работах Л. П. Буевой /77, 78, 79, 80/, Р. И. Косолапова /149/, Г. Л. Смирнова /205, 206, 207/, Г. Н. Филонова /217, 218, 219, 220, 221, 222/ и др.

В общетеоретическом плане большое значение в изучении данной проблемы имеют работы Ю. К. Бабанского /59, 60, 61, 62, 63/, О. С. Богдановой /68, 223/,. Л. Ю. Гордина /100, 101, 102/, Р.Г.Г'уровой /105, 106, 107, 108, 209/, И. Ф. Козлова /135/, Ф. Ф. Королева /144, 145, 146/, Б. Т. Лихачева /159, 160, 161/, И. С. Марьенко /167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 192/, В. И. Петровой /156, 187/, Л. И. Новиковой /155, 182/, М. Н. Скаткина /203/, Ю. П. Сокольникова /208/, И. Д. Чернышенко /231/, А. А. Шибанова /235/, Б. Е. Ширвиндта /236/ и др.

Полнее представить механизм взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в значительной мере помогают исследования, в которых, во-первых, анализируются различные направления взаимодействия процессов воспитания: политического и нравственного /Л.Д.Ясникова /242//, нравственного и цравового /Г.А.Кузнецов /154//- во-вторых, единство процесса воспитания и обучения /В.М.Коротов /147, 148//, М. Е. Кульпединова /153/ и др./- в-третьих, взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации школы в коммунистическом воспитании учащихся /С.Е.Хозе /91, 227//, взаимодействие учителей и комсомольцев в цроцессе обучения и воспитания старших школьников /Б.З.Вульфов /90,91/, А. Я. Журкина /115, 224/, А. В. Иващенко /119/, З. В. Коваленко /131, 132/, М. М. Ященко /91, 132, 238, 239//.

Значительный интерес представляют также исследования К. Н. Мешалкиной /177/, В. И. Пирогова /189/ и др. о влиянии общественно-политической направленности личности на проявление активности старших школьников в различных видах деятельности.

Тем не менее многие аспекты взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания недостаточно разработаны. Задачи и потребности школы в условиях реформы вызывают необходимость усиления внимания к этой проблеме, в частности, анализа и обобщения передового опыта, определения педагогических условий совершенствования взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника.

Старший школьный возраст — это период, когда активно формируется идейная и гражданская зрелость, отношение к окружающей действительности, к самому себе, что способствует трудовому самоопределению юношей и девушек.

Сказанное выше определило выбор темы исследования «Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника» .

Объектом исследования является общественно-политическая и общественно полезная трудовая деятельность старшеклассников.

Цредмет исследования составляет взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в цроцессе формирования личности старшеклассника.

Цель исследования состоит в выявлении механизма и педагогических условий, обеспечивающих взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в цроцессе формирования личности старшего школьника.

В соответствии с предметом и целью исследования ставились и решались следующие задачи:

— раскрыть сущность и особенности взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания;

— выявить социально-педагогические предпосылки взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в цроцессе формирования личности старшеклассника;

— определить пути повышения эффективности взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в цроцессе формирования личности старшего школьника.

Предварительное изучение теории и практики исследуемой проблемы позволило сформулировать следующую гипотезу:

— эффективность взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания достигается, если реализуется взаимосвязь целей, задач, содержания, форм и методов этих направлений воспитательной работыесли у старшеклассников последовательно формируются важнейшие понятия о сущности и характере труда в развитом социалистическом обществеесли сформированы общественно ценные мотивы, характеризующиеся идейно-политическими убеждениями о пользе коллективного трудаесли учащиеся активно включаются в общенародный труд, принимают посильное участие в выполнении народнохозяйственных задач.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о единстве сознания и поведения, соединения обучения с производительным трудом, роли общественно-политической практики как преобразующей силы в становлении и развитии личности, решения ХХУ, ХХУТ съездов КПСС, июньского /1983 г./, апрельского /1984 г./ и последующих Пленумов ЦК КПСС, Конституция /Основной Закон/ СССР, документы партии и правительства по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы, основополагающие установки и положения Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Для решения поставленных задач был использован широкий комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, изучение массового и передового педагогического опыта, изучение и анализ школьной документации, целенацравленные наблюдения, создание педагогических ситуаций, составление и анализ стандартизированных характеристик на учащихся, творческих работ старшеклассников, протоколов общественно-политической аттестации участников Ленинского зачета, устные и письменные опросы учащихся, учителей, руководителей школ, представителей общественных организаций, шефов, ¦ретроспективный анализ личного восьмилетнего педагогического опыта в качестве учителя, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной работы.

Ведущим методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в школах Кушнаренковского, Уфимского районов Башкирской АССР, в школе J6 82 НИИ СиМО АПН СССР пос. Черноголовка Московской области. Всего было охвачено исследованием 538 учащихся, из них систематическим и длительным наблюдением — 18 учащихся.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы изучался непосредственный процесс воспитания старшеклассников, выявлялись связи идейно-политического и трудового воспитания и пути повышения ее эффективности.

На следующем этапе осуществлялось выявление в структуре личности тех качеств, развитие которых необходимо было стимулировать в процессе опытно-экспериментальной работы. Устанавливались сущность и предпосылки взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания, определялись щштерий и показатели эффективности взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания.

Главной задачей третьего этапа исследования была проверка методики, обеспечивающей взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания, в ходе которого велся поиск необходимого содержания, адекватных форм и методов воздействия на личность.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена сущность и особенность взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания, охарактеризованы условия взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника, определены пути повышения эффективности исследуемого взаимодействия, выработаны 1фитерий и показатели, определяющие результативность взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания.

Практическая значимость-исследования заключается в разработ-^ ке методических рекомендаций для учителей, классных руководителей, представителей базовых предприятий — организаторов общественно полезного, производительного труда учащихся по усилению взалмодействия идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника. Использование данных рекомендаций призвано способствовать осознанию учащимися идейно-пож-тической и нравственной значимости труда как первой жизненной потребности, на что нацеливает реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования обеспечивается методологическим подходом к проблеме, основанным на марксистско-ленинском учении о всестороннем и гармоническом развитии личностисовокупностью использованных методов, адекватных предмету., цели, задачам исследованиярезультатами опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о возросшем уровне общественно-политической и трудовой активности.

Апробация результатов исследования проводилась путем выступлений диссертанта на заседаниях лаборатории идейно-политического воспитания НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, на научно-практических конференциях аспирантов НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, на XI международном семинаре аспирантов и молодых ученых АПН СССР и АПН ГДР, на курсах повышения квалификации в ИУУ Башкирской АССР, на Всесоюзной конференции при Башкирском педагогическом институте.

Результаты исследования внедрены в практику работы школ Куш-наренковского, Уфимского, Дгартюлинского, Чекмагушевского районов.

Башкирской АССР, школы }Ь 40 г. Уфы.

Исследуя идейно-политические и трудовое воспитание во взаимовлиянии, взаимопроникновении, мы исходили из того, что эти две стороны единого воспитательного процесса формирования социалистической направленности личности имеют общие цели, задачи, а их взаимодействие повышает эффективность решения специфических задач как идейно-политического воспитания /воспитание политической сознательности, идейной убежденности/, так и трудового воспитания /формирование ответственного отношения к труду/.

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания предполагает организацию такой системы работы, которая по своим целям, задачам, содержанию, формам и методам обеспечивает реальное участие каждого школьника как в общественно-политической, так и в общественно полезной трудовой деятельности. Такая организация этих видов деятельности обеспечивает рациональное соотношение познавательной и практической сторон, при которой общественная направленность труда является важным средством воздействия на становление идейно-политических черт личности школьника.

Практика идейно-политического и трудового воспитания учащихся показывает, что в тех случаях, когда не соблюдается взаимодополняемость, взаимозависимость, у учащихся формируется односторонний подход к деятельности. Так, они могут проявить политическую грамотность и активность, но в конкретных трудовых делах быть пассивными, не готовили к любому виду общественно необходимого труда. Или же, выполняя большое или малое трудовое задание, не видят в нем идейно-политического и нравственного смысла.

Учитывая, что в практике работы исследуемые направления воспитательной деятельности нередко рассматриваются изолированно, планируются раздельно, взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания мы рассматриваем на всех этапах как в содержательном, так и в организационно-методическом аспектах.

— 143 -Заключение.

В основе социалистической идеологии лежит формирование коммунистического отношения к труду как основы построения коммунизма, воспитание уважения к людям труда, осознание человеком своего права на труд как важнейшей нравственной ценности нашего общественно-политического строя.

Труд в социалистическом обществе служит основой идейного и духовного становления человека.

В трудовой деятельности формируется идейно-политическая направленность личности.

В свою очередь и для идейно-политического развития личности участие в трудовой деятельности оказывается определяющим. В этом проявляется общее рассматриваемых сторон воспитания. Но в этом общем нас интересовало и то специфическое, что определяет решение задач как трудового воспитания, так и идейно-политического.

Исследуя идейно-политическое и трудовое воспитание во взаимосвязи, взаимопроникновении, мы исходили из того, что эти два направления единого воспитательного цроцесса формирования социалистического типа личности имеют общие цели и задачи. Изучаемое взаимодействие повышает вместе с тем решение и специфических задач как идейно-политического воспитания /формирование политической сознательности, идейной убежденности/, так и трудового воспитания /формирование творческого, ответственного отношения к труду/.

Единство исследуемых сторон воспитания материализуется в конкретных практических делах.

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника требует организации единого воспитательного процесса, одновременное решение основных воспитательных задач, поиск эффективных педагогических путей и средств, обеспечивающих гармоническое развитие личности и правильное соотношение определяющих ее социальную сущность сторон воспитания, В црактике воспитательной работы это выражается в том, что вычленяются основные, ведущие задачи, которым подчиняются более частные. Между тем постановка и осуществление одних педагогических задач из одного направления воспитания тем самым решает и задачи, относящиеся к другой стороне воспитания. Здесь единство задач определяется и направленностью на формирование одного и того же качества личности. Одновременно формируя одни качества личности мы влияем на развитие других ее качеств.

Но не всякое воздействие взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания приводит к развитию качеств личности. Воздействие должно быть актуальным для личности. Если оно «оказывается слишком ранним или слишком поздним, его эффективность резко снижается, опасность же негативного влияния может резко возрасти только из-за того, что «тема» содержащейся в нем информации не совпадает с соответствующим «сензитивным пиком» /226, 6−7/. Отсюда вытекает необходимость принципа актуализации взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания для данного возраста и его воздействия на конкретную личность старшеклассника. Актуальное воздействие вызывает высокую внутреннюю активность личности и приводит к оптимальному формированию запланированных в ней качеств идейно-политического ирудового воспитания.

Ешги воздействие взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания оказывается нейтральным для личности, оно не активизирует процесс развития его качеств. Это выдвигает принцип оптимальности взаимодействия, «минимума доминирующих средств» /Я.И.Колдунов/ воздействия, использование которого предполагает создание оптимальных условий взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания как единую систему воздействия на личность старшеклассника. Система воздействия на личность старшеклассника в процессе ее формирования предполагает учет уровня ее воспитанности, постановку общественно значимых и актуальных для личности школьника идейно-политических и трудовых задач воспитания, использование таких средств воздействия, которые приводят ее к непрерывному развитию политической сознательности, добросовестному отношению к общественно-политической, общественно-полезной трудовой деятельности, умению самостоятельно видеть идейно-политические и трудовые задачи, выдвигаемые повседневной действительностью. Дня этого необходимо соблюдать преемственность и последовательность во взаимосвязи, взаимоподчиненности цели, задач, содержания, форм, методов их реализацию в единстве.

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания предполагает организацию такой системы работы, которая по своим целям, задачам, содержанию, формам и методам обеспечивает реальное участие каждого школьника как в общественно-политической, так и в общественно полезной трудовой деятельности. Такая организация этих видов деятельности обеспечивает рациональное соотношение познавательной и практической сторон, цри которой общественная нацравленность труда является важным средством воздействия на становление идейно-политических черт личности школьника.

Опытно-экспериментальная pajtfpTa в основном подтвердила цравильность разработанных наш путей усвоения старшеклассниками в процессе общественно-политической деятельности и общественно полезного труда таких общественно-политических категорий, духовных ценностей социалистического образа жизни, как коллективистическая, гуманистическая сущность социалистического соревнования, творческое отношение к труду, гармоническое соотношение личных и общественных интересов, единство и взаимосвязь духовных потребностей, преемственности революционных поколений советского общества. Эти пути способствовали в1фаботке у старшеклассников общественно-политической и трудовой активности.

Учитывая, что в практике работы нередко исследуемые направления воспитательной деятельности рассматриваются изолированно, планируются раздельно, наш в опытно-экспериментальной работе взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания прослеживалось на всех этапах в содержательном и организационно-методическом аспектах.

В содержательном аспекте был сделан упор на выбор деятельности школьников, максимально отвечающей задачам единства идейно-политического и трудового воспитания, уровню воспитанности коллектива и личности. Разработаны содержание и конфетные формы соединения общественно полезного труда с общественно-политической работой. За каждым намеченным мероприятием идейно-политического характера планировалось конкретное трудовое дело. Такой подход должен стать системой, при которой сами школьники получают возможность наблюдать, сопоставлять уровень своего участия в конкретной деятельности и приобретенных в связи с ней общественно-политических знаний, трудовых умений и навыков.

В содержательном аспекте первоочередное внимание уделялось отбору трудовых дел, имеющих крупномасштабное значение для страны в целом. Здесь опытной проверке подвергалось участие старшеклассников в выполнении Продовольственной и Энергетической программ. С этой целью учащиеся были подключены в совместную деятельность с производственниками, в процессе которой учащиеся приобретают практические умения и навыки, опыт конкретной профессиональной деятельности, основы знаний о ней, знакомятся и познают ее общественную сущность как в общегосударственном, так и в местном масштабах.

Опытно-экспериментальная работа показала реальную возможность включения старшеклассников в систем экономических отношений социалистического производства, познания сущности социалистического соревнования, сочетание товарищеской взаимопомощи и требовательности и осмысление научно-технического прогресса как важнейшего условия повышения производительности зруда.

В организационно-методическом аспекте сделан акцент на более рациональный отбор форм сочетания общественно полезного, производительного труда школьников с общественно-политической работой на предприятиях: совместные комсомольские собрания школьной и рабочей молодежи, подведение итогов социалистических обязательств классных и цеховых комсомольских организаций, совместные мероприятия культурно-массового характера и др.

Вместе с тем опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе взаимодействия наиболее полно проявили себя и специфические формы идейно-подщтической и трудовой деятельности старшеклассников. Наш учитывались прежде всего комплексные формы исследуемого взаимодействия, что создало благоприятные педагогические условия для формирования социальной позиции школьников.

В опытно-экспериментальной работе вся совокупность методов влияния на личность оцределялась в соответствии с задачами воспитательной деятельности: вооружение старшеклассника системой.

— 148 идейно-политических и трудовых знанийобучить практическими умениями, сделать их руководством к действию в отношенияхповысить активность личности как субъекта деятельности.

Эффективность взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания зависит в значительной мере от уровня педагогического руководства. При рассмотрении готовности учителя, классного руководителя осуществлять взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания наш были выделены такие признаки, как умение определять в соответствии с целями и задачами воспитания содержание, формы, методы с учетом взаимодействия идейно-политического и трудового воспитанияорганизовывать реализацию намеченного плана с учетом комплекса воздействий идейно-политического и трудового воспитания, учитывать уровень воспитанности личности старшеклассника, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, анализировать процесс и его результаты.

Педагогическое руководство призвано научить и помочь старшеклассникам использовать различные виды общественно полезной деятельности в целях идейно-политического и трудового воспитания в их единстве и взаимосвязи. Речь идет о том, что тот или иной вид воспитательной работы должен способствовать решению различных задач и вместе с тем та или иная задача могла бы быть реализована в нескольких видах.

Применение различных методик и, прежде всего, анализ конечных результатов опытно-экспериментальной работы, включающий специальные наблюдения за развитием сознания личности старшеклассника, его отношением к учебной, общественно-политической, трудовой деятельностианализ суждений, высказываний, характеристик учащихся со стороны педагогов, товарищей, показал: во-первых, рост общественно-политических знаний, осознания школьниками значимости труда как общественной ценности. Во-вторых, зависимость развития ответственного, активного отношения к учебной деятельности, как главному виду труда учащихся от изменения их отношения к общественно полезному труду. Так, в результате исследования произошли существенные изменения в отношении к учебной деятельности. Число учащихся, проявляющих ответственное, активное отношение к учению увеличилось с 37 $ до 56,3 $. Уменьшилось число учащихся, проявляющих равнодушное отношение к учению с 24 $ до 16,7 $.

Изменилось отношение и к трудовой деятельности. Увеличилось число учащихся, проявляющих ответственное, активное отношение к труду с 57,7 $ до 88,4 $. Повысилась заинтересованность к избранной специальности по труду с 31,0 $ до 55,5 $. Уменьшилось число учащихся, проявляющих безразличное отношение к труду с 25,5 $ до 16,0 $.

Данные по всем трех уровням сформированности общественно-политической и трудовой активности у старшеклассников в экспериментальных классах оказались выше /высокий — 30,1 $, средний -55,7 $, низкий — 14,2 $/, чем в контрольных классах /высокий -24,3 $, средний — 54,4 $, низкий — 21,3 $/.

В целом, проведенное исследование, подтвердив в основном исходную гипотезу, позволило сделать следующие выводы:

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания создает качественно новую основу для формирования общественной активности личности школьника. Оно содействует цреодолению определенных несоответствий и сложностей, присущих цроцессу исследуемого взаимодействия. Становление активности в различных видах деятельности, как показало исследование, у старшеклассников протекает неравномерно. Интенсивнее проявляется активность у старших школьников в тех видах деятельности, в которых сложились еще в подростковом возрасте общественно полезные интересы, накоплен определенный опыт работы.

Эффективность взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания зависит в решающей степени от взаимообогащения содержания, форм и методов, которые определяются уровнем развития ученического коллектива и ведущей ролью в нем комсомольской организации, качеством педагогической помощи, направляемой партийной организацией школы. Научно обоснованный подход к реализации взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания предусматривает осознание каждым педагогом, школьниками-организаторами, комсомольским активом его сущности, задач и содержания. Все это способствует расширению и укреплению взаимодействия идейно-поли-тическогвг и трудового воспитания, целью которого является формирование личности социалистического типа.

Данное исследование не претендует' на исчерпывающее рассмотрение этой сложной и многогранной проблемы взаимодействия идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника. Целесообразно цри дальнейшем ее изучении сосредоточить внимание на единстве и преемственности идейно-политического и трудового воспитания на всех этапах школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды классиков марксизма-ленинизма
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 1−4.
  3. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. З, с. 7−454.
  4. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 194−203.
  5. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 1−338.
  6. Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 339−626.
  7. Ф. Роль труда в цроцессе превращения обезьяны в человека. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486−499.
  8. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.21, с.269−317,
  9. К. Капитал, т.1. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 188−495.
  10. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 41−174.
  11. В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн. собр.соч., т.10, с. 355−358.
  12. В.И. Уроки Московского восстания. Полн.собр. соч., т. 13, с. 369−377.
  13. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр.соч., т.29, с. 77−218.
  14. В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т. 30, с. 349−356.
  15. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.37.
  16. В.И. 0 государстве. Полн.собр.соч., т.39, с. 6484.
  17. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику маевке. — Полн. собр.соч., т.41, с. 107−109.
  18. Г7. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с. 298−318.
  19. В.И. 0 политехническом образовании. Полн.собр. соч., т.42, с. 228−230.
  20. В.И. Директивы ЦК коммунистам-работникам Нарком-проса. Полн.собр.соч., т.42, с. 319−321.
  21. В.И. Новая экономическая политика и задачи полит-просветов. Полн.собр.соч., т.44, с. 155−175.
  22. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -220 с.
  23. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  25. О Продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации: Постановление Пленума ЦК КПСС 24 мая 1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 28 с.
  26. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.
  27. М.: Политиздат, 1982. 31 с.
  28. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  29. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984 г., 7 июля.
  30. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 октября 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 64 с.
  31. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г.-М.: Политиздат, 1977. 10 с.
  32. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
  33. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112с.
  34. КПСС о комсомоле и молодежи. Сборник резолюций, решений, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и других документов /1917−1961/. -М.: Политиздат, 1962.
  35. КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов /1965−1976/. М.: Политиздат, 1976. — 456 с.
  36. Материалы XIX съезда ВЛКСМ: Стенографический отчет, т.1, П. М.: Молодая гвардия, 1982.
  37. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, цринятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. I9I7-I973 гг.
  38. М.: Педагогика, 1974. 560 е., с. 53−61.
  39. Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Народное образование в СССР. Сборник документов. I9I7-I973 гг. — М.: Педагогика, 1974. — 133−136 с.
  40. Основные принципы единой трудовой школы, 16 октября 1918 г. Народное образование в СССР. Сборник документов. -I9I7-I973 гг. — М.: Педагогика, 1974, с. 133−137.
  41. О социалистическом соревновании в школе, 25 января 1944 г. Народное образование в СССР. Сборник документов.1917−1973 гг. — М.: Педагогика, 1974, с. 179.
  42. В.И. Учение и дело Ленина в революционном творчестве миллионов: Доклад на торжественном заседании, посвященном 114-и годовщине со дня рождения В. И. Ленина, 20 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  43. Г. В. Великая жизненная сила идей и дела Октября. Доклад на торжественном заседании, посвященном 66-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 5 ноября 1983 г. 31 с.
  44. Труды советских ученых по вопросам коммунистическоговоспитания
  45. Абдульханова-Славская К. А. Философское наследие Карла Маркса в современной психологической науке. Психологический журнал, 1983, № 4, с. 13−22.
  46. .Г. Человек как цредмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  47. С. Проблема личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  48. Р.Г. Опыт внедрения результатов педагогического исследования в практику. Советская педагогика, 1976, № 9, с. 3038.
  49. Л.И. Теоретические проблемы психологии личности и ее развития. В кн.: Личность и деятельность. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР / 27 июня2 июля 1977 г., г. Москва/. М., 1977, с. 4.
  50. A.M. Строительство коммунизма и школы. Доклад на соиск. уч.степ.докт.пед.наук. М., 1973. — 107 с.
  51. Л.М. Комплексный подход в теории и драктике нравственного воспитания. В кн.: Искусство воспитания. -М.: Молодая гвардия, 1981, с. 108−133.
  52. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976. 158 с.
  53. П.Р. Труд как фактор становления коммунистического мировоззрения школьников. Советская педагогика, 1978,1. В 12, с. 14−19.
  54. П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения. Советская педагогика, 1983, № 6, с. 64−71.
  55. К.Ш. Трудовое воспитание в сельской школе иа современном этапе. Автореф. дис. на соиск.уч.степ.докт.пед. наук. М., 1974. — 53 с.
  56. Ю.К. Об управлении процессом воспитательного воздействия. Советская педагогика, 1971,)й 8, с. 33−41.
  57. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  58. Ю.К. Состояние и перспективы развития педагогической науки в свете решений ХХУТ съезда КПСС. Советская педагогика, 1983, В 4, с. 57−64.
  59. Ю.К. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию подрастающего поколения в духе идеалов коммунизма, преданности советскому государству и общест- 157 венному строю. Советская педагогика, 1974, $ 2, с. 94−108.
  60. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  61. В.М. Общественно-политическое воспитание старшеклассников. /Под ред И. С. Марьенко, М.: Педагогика, 1982. -112 с.
  62. Л.К. Комплексный подход к проблемам коммунистического воспитания. Советская педагогика, 1978, й 5, с. 7−13.
  63. А.Г., 1^рин В.Е. Воспитание творческой направленности в деятельности школьников. Краснодар: Краснодарский краевой институт усовершенствования учителей, 1967. — 144 с.
  64. С.Я. ^рудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. — М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  65. О.С. Проблема формирования у школьников нравственного отношения к действительности. Советская педагогика, 1981, гё 8, с. 19−24.
  66. А.А. О проблемах воспитания и их комплексной разработке. Советская педагогика, 1978, & 7, с. 12−20.
  67. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  68. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Е. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. М.:¦ Просвещение, 1968. — 573.
  69. Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  70. М.И. Воспитание коммунистического отношения к труду у старших подростков /на трудовых традициях советского народа/. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1975. — 23 с.
  71. Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшего школьника. Советская педагогика, 1980, Ih I, с. 42−49.
  72. E.B. Формирование нравственного сознания старших школьников. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. Л., 1980.41 с.
  73. Борьба идей в современном мире /В 3-х т./. Под общ. ред. Ф. В. Константинова. М.: Политиздат, 1975. — В надзагл. АН СССР, ин-т философии.
  74. Л.П. Общественная детерминация и управление формированием Личности. В кн.: Проблема управления процессом воспитания /Материалы симпозиума/ /Под ред. Н. Ф. Талызиной, Л.И.Ру-винского. — М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 24−29.
  75. Л.П. Общественное управление социальной деятельностью и формирование личности. Советская педагогика, 1970,16 6, с. 20−31.
  76. Л. П. Проблема формирования гармонической личности. Советская педагогика, 1971, J5 I, с. 22−40.
  77. Л. П. Проблема формирования человеческой личности -арена острой идеологической борьбы. Кризис современных буржуазных концепций личности и системы воспитания. Советская педагогика, 1976, № 2, с. 96−107.
  78. С.С. К вопросу о сущности и специфике идейно-политического воспитания. В кн.: Идейно-политическое и нравственное воспитание школьников. — М.: НИИ ОП, 1971, с. 10.
  79. К.В. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1971.19 с.
  80. Внедрение достижений педагогики в црактику школы /Под ред. В.Е.1Ъ*урмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  81. Вопросы воспитания: Системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  82. Вопросы подготовки старшеклассников к Ш1зни /Проблема отдаленного учета результатов воспитания/. Вып. 3. Научные труды, вып. 181 /Отв. ред. Л. И. Новикова. Краснодар: Кубанский университет, 1974. — 112 с.
  83. Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник важнейших решений КПСС /1965−1972/. М.: Политиздат, 1972. — 568 с.
  84. Г. В. Условия эффективности эксперимента в педагогике. Советская педагогика, 1981, Is 5, с. 99−106.
  85. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Из опыта работы. Сост. Ф. А. Бобков /Под ред. И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. — 159 с.
  86. Воспитательная работа в школе: Сб. документов /Сост. и авт.вступ. статьи В. М. Коротов /Под ред. М. И. Кондакова. Изд. 2. М.: Просвещение, 1977. — 315 с.
  87. .З. Комсомол школа общественной активности старшеклассников, — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  88. .З., Хозе С. Е., Ященко М. М. Классный руководитель и классная комсомольская организация /Под ред. Ю. И. Муратова. М. Просвещение, 1980. — 190 с.
  89. М.Н. Воспитание у учащихся коммунистического отношения к труду. Ленинград: Ленинградский пединститут им. А.И.1. Герцена, 1975. 241 с."
  90. В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «цринцип», «цравило» в педагогике. Советская педагогика, 1971, № 4,с. 64−75.
  91. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дисс.-. докт.пед.наук. М., 1979. — 38 с.
  92. Н.К. Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики. Советская педагогика, 1971, № 12, с. 4445.
  93. А.Ю. Воспитание добросовестного отношения к труду. Воспитание школьников, 1979, В 3, с. 18−22.
  94. А.Ю. Воспитание коммунистического отношения к ТРУДУ Воспитание школьников, 1979, № 4, с. 24−27.
  95. А.Ю. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии, Воспитание школьников, 1979, № 5, с. 31−35.
  96. Л.Ю. Взаимосвязь закономерностей коммунистического воспитания и принципов воспитательной деятельности. Советская педагогика, 1982, J6 9, с. 70−75.
  97. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования. Советская педагогика, 1979, № 12,с" 72−79.102. 1Ърдин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Автореф. дисс.. докт. пед.наук. М., 1979. — 30 с.
  98. С.И. Некоторые вопросы формирования мировоззрения учащихся в процессе трудового обучения и воспитания в сельской школе. Советская педагогика, 1977, № 6, с. 46−54.
  99. , В.Е. Творческий труд как средство формирования нравственного сознания и поведения старшеклассников. Советская педагогика, 1980, № 7, с. 52−57.
  100. Е.А. Проблемы воспитания у учащихся старшего школьного возраста коммунистического отношения к общественной собственност. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М&bdquo- 1974. -24с.1
  101. ПО. Демьянчук С. А. Развитие теории и практики идейно-политического воспитания учащихся 9−10 классов общеобразовательной школы. Автореф, дисс.. докт.пед.наук. Киев, 1978. — 58 с.
  102. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  103. М.А., Малинин В. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. Советская педагогика, 1971, В I.
  104. В.Я. Отношение к труду и некоторые вопросы его конкретно-социологического исследования. В кн.: Человек и общество, вып. П. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 250 с.
  105. В.И. Способы активизации внеурочной деятельности старшеклассников в связи с их жизненным самооцределением /Методическое пособие для педагогов и комсомольского актива/. -Краснодар- Кубанский университет, 1970. 134 с.
  106. ЗВуркина А. Я. Педагогические проблемы внучебного вре- 162 мени старшеклассников. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. -М., 1970. 20 с.
  107. .Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. Минск: Народная асвета, 1981. -152с.
  108. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 120 с.
  109. Ф.И. Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников. Вопросы психологии, 1983, гё 6, с. 28−34.
  110. А.В. функции идейно-нравственного воспитания школьников. Новые исследования в педагогических науках, 1981, JS I, с. 20−23.
  111. К.А., Раздымалин И. Ф. Формирование готовности к труду в сельском хозяйстве. Советская педагогика, 1979, № I, с. 34.
  112. Идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся. Вып.2 /Под ред. А. И. Дулова. Красноярск: Красноярский пединститут, 1974. — 179 с.
  113. Т.А. Материалы ХХУ1 съезда КПСС и партийно-правительственные документы в курсах педагогики. М.: Просвещение, 1983. — III с.
  114. S. Ильина Т. А. Научно-техническая революция и всестороннее развитие личности.-Советская педагогика, 1971,№ 12, с.'80−96.
  115. Т.А. Формирование социалистического типа личности. Советская педагогика, 1982, й 2, с. II7-I20.
  116. М.В. Содержание и формы внеучебной познавательной деятельности коллектива как средство формирования единства сознания и поведения подростков. В кн.: Единство воспитания нравственного сознания и поведения школьников. Сб. трудов
  117. Под ред. Э. С. Кузнецовой. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975, с. 128−143,
  118. Кабанова-Мелпер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981, — 96 с.
  119. М.И. О воспитании коммунистической сознательности. М.-г Политиздат, 1975. — 287 с.
  120. М.И. Речь на собрании учащихся восьмых, девятых и десятых классов средних школ Ленинского района г.Москвы,
  121. В кн.: О воспитании коммунистической сознательности, М.: Политиздат, 1975, с. 178−195.
  122. М.П., Кинкулькин А. Т. Изучение идей ленинизма-важнейший фактор всестороннего образования и коммунистического воспитания учащихся.'-Советская педагогика, 1979,№ 10,с. 48−53.
  123. С.М. О народном просвещении и воспитании. М.: Просвещение, 1969. — 199 с.
  124. З.В., Ященко М. М. Общественно-политическая практика и формирование идейной убежденности комсомольцев-старшеклассников. Советская педагогика, 1979, № 10, с. 47−52.
  125. З.В., Ященко М. М. Формирование идейной убежденности старшеклассников в процессе общественно-политической работы. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
  126. Л.Н. Зрелый социализм и формирование всесторонне развитой личности. Советская педагогика, 1980, № II, с.90−99.
  127. И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964. — 140 с.
  128. Комплексный подход к идеологической работе. Стиль и методы. /Под ред. М. В. Грамова. М.: Политиздат, 1976.-384с.
  129. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи. /Ред. кол. Е. М. Бабосов и др. М.: Наука и техника, 1981. — 248 с.
  130. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  131. М.И. Состояние и перспективы развития педагогической науки в СССР. Советская педагогика, 1982, № 12,с. 18−29.
  132. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 191 с.
  133. А.Е. Опыт и перспективы организации внеклассной работы в сельской школе. Советская педагогика, 1979,1. с. 51−54.
  134. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 174.с.
  135. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. -Л., 1970.-57 с.
  136. Королев Ф.Ф.Р. И. Ленин и педагогика. М.: Педагогика, 1971. — 398 с.
  137. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. Советская педагогика, 1970, 16 9, с. I03-II5.
  138. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М.: Знание, 1968. — 48 с.- 165
  139. В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2. -Просвещение, 1976. 175 с.
  140. В.М., Лихачев Б. Т., Гордин Ю. Социалистический гуманизм советской теории воспитания. Советская педагогика, 1972, й 6, с. 14−26.
  141. Р. Социализм как целостность: опыт и исторические перспективы. Октябрь, 1977, $ II, с. I6I-I82.
  142. И.М. Формирование нравственных понятий и убеждений у старших школьников. Автореф. дисс.. докт.пед.наук.-Ташкент, 1963. 34 с.
  143. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. /Сост. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  144. М.Е. Деятельность школьной комсомольской организации по развитию познавательных интересов старшеклассников. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1973, — 21 с.
  145. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1979. — 19 с.
  146. А.Т., Новикова Л. И. Проблемы коллектива и личности в современной педагогике. Советская педагогика, 1982,5, с. 43−48.
  147. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2.-M.s Политиздат, 1977. 304 с.
  148. А.Н. Потребности, мотивы и сознание. В кн.: «ХУШ Международный психологический конгресс. Проблемы общей психологии /Тезисы сообщений/, т. 2. — М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1966, с. 23−27.- 166
  149. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  150. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  151. .Т. О взаимодействии объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе. Советская педагогика, 1977, J5 4. — с. 100,110.
  152. .Т. Теория коммунистического воспитания /Опыт методологического исследования/. М.: Педагогика, 1974. -496с.
  153. А.В. О воспитании и образовании /Под ред. А. М. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  154. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.:Учпедгиз, 1963.
  155. А.С. Избранные произведения: В 3-х т. /Ред. кол.: Н. Д. Ярмаченко и др. Киев: Рад.шк., 1983. т. I — 517 с.
  156. А.С. Трудовое воспитание. М.: Просвещение, 1964. — 246 с.
  157. Т.Н. Социальная активность школьников и пути ее форм^ования. Советская педагогика, 1978, В 5, с.14−21.
  158. И.С. К вопросу о теоретическом обосновании методов воспитания. Советская педагогика, 1971, 10, с.99−106.
  159. И.С. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания и его роль в формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения. Советская педагогика, 1979,10, с. 122−133.
  160. И.С. О научной доказательности закономерностей воспитания. -Советская педагогика, 1967, № 8, с.109−114.
  161. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Вопросы методики.-М.:Просвещение, 1980.- 183с.- 167
  162. И.О. Особенности идейно-нравственного воспитания старшеклассников. Советская педагогика, 1982, Л» 7, с.118−119.
  163. И.О. Проблемы методики исследования процесса идейно-политического воспитания школьников. Советская педагогика, 1972, Jfc II, с. 71−79.
  164. И.С. Воцросы идейно-воспитательной работы школы в свете решений ХХУ съезда КПСС. М.: Педагогика, 1977.77 с.
  165. И.С. Организация и руководство воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  166. И.С., Филонов Г. Н. Вопросы идейно-воспитательной работы в школе в свете решений ХХУ съезда КПСС. М.: Педагогика, 1977. — 70 с.
  167. Методологические проблемы педагогики. Сборник научных трудов /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977. — 104 с.
  168. К.Н. Педагогические проблемы формирования общественно-политической активности старшеклассников: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1974. — 24 с.
  169. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  170. Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников. — Советская педагогика, 1977, Ш 4, с. 20−28.
  171. А.В. О воспитании старшеклассника. Книга для классных руководителей. Изд. 2. М.:Просвещение, 1981. -176 с.
  172. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64 с.- 168
  173. Л.М. Труд и нравственное воспитание подрастающего поколения.-Советская педагогика, 1967, М, с.104−121.
  174. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабансного. М.: Просвещение, 1983.
  175. В.И. Проблема взаимосвязи трудового и идейно-нравственного воспитания.-Советская педагогика, 1978, ЖЕ2, с.32−37.
  176. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Автореф. дисс.. докт.пед.наук. -М., 1982. 43 с.
  177. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  178. В.И. Общественно-политическая деятельность как фактор формирования личности старшеклассника советской школы: Автореф. дисс.. докт.пед.наук. М., 1984. — 32 с.
  179. А.И. Ленинская концепция культурной революции и создание советской школы. Советская педагогика, 1980, № 4, с. 35−40.
  180. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980.104 с.
  181. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразова- 169 тельной школы. /Под ред. И. С. Марьенко, 5-е изд. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  182. Д.И. Избранные речи в 3-х т. М.: Колос, 1965, т.З. — 639 с.
  183. З.И. Тенденция развития методологических проблем советской педагогики в период зрелого социализма. Советская педагогика, 1981, № 3, о 44−52.
  184. З.И. Теоретические проблемы развития педагогики и школы. Советская педагогика, 1981, № 9, с. 35−43.
  185. P.M. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности. Советская педагогика, 1976, № 4, с. 35−41.
  186. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. — 328 с.
  187. А.Д. Исследование проблем профессиональной ориентации. Советская педагогика, 1983, № 10, с.43−48.
  188. А.Д. Нормирование сельскохозяйственного труда школьников. М.: Просвещение, 1965. — 67 с.
  189. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  190. Н.П., Поляков В. А. Трудовое воспитание в формировании личности. Советская педагогика, 1981, Ml, с.19−26.
  191. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф. дисс.. канд.пед.наук.-М., 1985.-16 с.
  192. М.Н., Костяшкин Э. Г. рудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1984.192 с.
  193. Н.Я. Воспитательные взаимосвязи шкшлы и цроизводственные коллективов. Советская педагогика, 1982, 1& I, с. 31−35.
  194. Г. Л. ХХУ1 съезд КПСС о комплексном подходе к воспитанию. В кн.: Воспитание — комплексный подход. — М.: Правда, 1979, с. 9−19.
  195. Г. Л. К вопросу о комплексном подходе к воспитанию. Советская педагогика, 1976, 12, с. 3−12.
  196. Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. Изд. 3. М.:Политиздат, 1980.-483 с.
  197. Ю.П. Комплексный подход к воспитанию личности в коллективе. Советская педагогика, 1977, JM, с.28−32.
  198. Социальная зрелость выпускников сельских средних школ. /Под ред. Р. Г. Гуровой, М., 1981. — 246 с.
  199. Л.Ф., Конаныхин П. В. Идейно-политическое воспитание школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  200. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Киев: Радяньска школа, 1975. 235 с.
  201. В.А. Трудовое воспитание. Избр. пед.соч., в 3-х т. М.- 1980, т.2. — 305 с.
  202. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 270 с.
  203. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодаягвардия, 1979. 335 с.
  204. М.Г. Проблема достижения единства нравственного сознания и поведения учащихся. Советская педагогика, 1975, № II, с. 37−43.
  205. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  206. Г. Н. ХХУ, ХХУ1 съезды КПСС о единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания, комплексном подходе к воспитанию. Советская педагогика, 1982, JS 12, с.102−116.
  207. Г. Н., Марьенко И. С., Гребенников И. В. Концептуальные основы исследований проблем коммунистического воспитания учащихся. Советская педагогика, 1980, JS II, с. 93.
  208. Г. Н. Проблема эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978.-224 с.
  209. Г. Н. Социалистическая действительность и идейно-политическое воспитание школьников. Советская педагогика, 1981, $ II, с. 11−18.
  210. Г. Н., Мягченков С. В. ХХУ1 съезд КПСС и воспитательная работа в школе /Вопросы теории и методики/. М.: Педагогика, 1982. — 79 с.
  211. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в цроцессе воспитания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.
  212. Формирование коммунистической нравственности школьников. /Под ред. О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1983.-104 с.
  213. Формы и методы повышения качества трудового воспитания учащихся. Me то дич. рекомендации. /Под ред. А. Я. Журкиной. М., 1983. — 85 с.
  214. А.Г. О диалектике процесса воспитания. Фило- 172 софские науки, 1971, J5 I, с. 6−7.
  215. Хозе С. Е, Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в коммунистическом воспитании учащихся: Автореф. дисс.. докт.пед.наук. М., 1983. — 40 с.
  216. А.Г. Общественно-педагогические принципы взаимодействия школы, семьи и общественности в области формирования коммунистического сознания и поведения подрастающих поколений. -Советская педагогика, 1975, JS I, с. 94−105.
  217. А.Н. Воспитание общественно-трудовой активности подростков в современной школе: Автореф. дисс. Л. кацд.пед. наук, М., 1982. 20 с.
  218. С.А. Советская школа^ в годы Великой Отечественной войны. М.: Педагогика, 1975. — 120 с.
  219. И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  220. В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. -208 с.
  221. В.К. Нравственная готовность к производительному труду выпускников городских и сельских школ: Автореф. дисс, —. канд.пед.наук. М., I98I.-I9 с.
  222. С.Т. Избр.ред.соч.: В 2-х т. /Сост. Л.Н.Скат-кин и др./- М.: Педагогика, 1980. — т.1. — 304 с.
  223. А.А. Формирование нового человека в труде. -Советская педагогика, 1978, № 7, с. 30−35.
  224. .Е. Проблемы преемственности в деятельности пионерской и комсомольской организаций школы. М.: Педагогика, 1972. — 163 с.
  225. Г. И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977.383 с.
  226. М.М., Шюткин М. М. Формирование личности старшего школьника. М.: Знание, 1978. — 40 с.
  227. М.М. Сложные жизненные ситуации и становление личности старшеклассника. Советская педагогика, 1968, № II, с. 19−28.
  228. М.М. О конфликтных ситуациях в коллективе старшеклассников. Советская педагогика, 1969, $ 8, с. 26−36.
  229. М.М., Хозе С. Е. Общественные поручения комсомольцев-школьников. Советская педагогика, 1971, № 10, с. 49 -58.
  230. Л.Д. Взаимодействие политического и нравственного воспитания в процессе формирования личности старшеклассника: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1975. — 26 с.
Заполнить форму текущей работой