Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня в образовательный процесс по физике прочно вошло понятие «экологическая культура», которая рассматривается как главное условие обеспечения устойчивого развития природы, общества и человека. Данное исследование показывает, что задача формирования экологической культуры учащихся, стоящая перед средней школой, может быть успешно решена, если в организации учебного процесса особое внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические вопросы формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики
    • 1. Развитие атомной физики как фактор экологизации общественного сознания и школьного курса физики
    • 2. Компоненты экологической культуры учащихся и уровни ее сформированности при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе
  • Глава II. Методика формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе
    • 1. Использование учебного материала основ атомной и ядерной физики в процессе формирования экологической культуры учащихся средней школы
    • 2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики и оценка ее эффективности

Формирование экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Экологическая доктрина России, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 г., стала главным ориентиром для концептуальных положений «Приоритетного национального проекта «Образование» «, в котором формирование экологической культуры личности рассматривается в качестве определяющего фактора в разрешении глобальных проблем, стоящих перед всем человечеством. В связи с этим особое значение приобретает освоение учащимися средних школ физики микромира, которая заставила человека, осознавшего свое величие и свою зависимость от природы, всерьез задуматься о формировании планетарного мышления, «направленного на созидание целостного, взаимосвязанного и взаимообусловленного мира» (В.И. Данильчук). Именно развитие атомной физики, знакомство с основами которой традиционно завершает курс как основной, так и средней полной школы, со всей остротой поставило вопрос о необходимости формирования экологической культуры учащихся, охватывающей «совокупность опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающей его выживание и устойчивое развитие и выраженной в виде нравственных норм, ценностей, теоретических знаний, способов практических действий, поступков и культурных традиций» [А.А. Вербицкий, 1996.С.119].

Несмотря на то, что все темы школьного курса физики как науки о природе обладают значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников, изучение основ атомной и ядерной физики является приоритетным не только потому, что «оборотная сторона» практических приложений физики атома привела к ряду техногенных катастроф, сделавших экологические проблемы глобальными, но и вследствие того, что физика микромира, радикально изменив представления о структуре материи, подчеркнула неразрывность взаимосвязи человека, природы и общества.

Однако в средней школе процесс формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики не имеет системного характера. Это подтверждают результаты опроса, проведенного среди 32 учителей физики города Волгограда и области. Только 10% из них целенаправленно уделяют внимание своеобразию системы физико-экологических знаний (применительно к физике микромира это знания, характеризующие явления и процессы, происходящие в живых организмах под влиянием ионизирующих излучений и в результате накопления в тканях радиоактивных изотопов, позволяющие определить меру опасности и оптимальные способы защиты от такого рода негативных воздействий, знания о способах минимизации экологических рисков промышленного использования атомной энергии, обеспечивающих устойчивое развитие природы, общества, хозяйства и самой планеты, и т. д.) и затрагивают вопросы формирования экологической культуры школьников. Это объясняется ограниченностью учебного времени и отсутствием учебно-методического обеспечения, способного придать экологическую направленность различным формам занятий по физике, что не позволяет должным образом организовать процесс формирования экологической культуры учащихся средней школы.

Между тем для решения обозначенной проблемы есть теоретические предпосылки. В настоящее время имеется целый ряд исследований, посвященных современным экологическим проблемам и ориентированных на вопросы формирования экологической культуры учащихся средней школы (С.Н. Глазачев, Н. С. Дежникова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.), в том числе при обучении физике в условиях гуманитаризации физического образования (В.И. Данильчук, И. А. Иродова, Н. Н. Моисеев, В. Г. Разумовский, А. П. Рыженков, Н. С. Пурышева, В. В. Сериков, В. М. Симонов, Г. П. Стефанова, JI.B. Тарасов, Э. А. Турдикулов и др.). Поскольку формирование экологической культуры учащихся средней школы * предусматривает междисциплинарный подход, то важное значение приобретают исследования, посвященные информатизации образования.

Е.В. Данильчук, A.M. Короткое, Т. К. Смыковская и др.), изучению роли межпредметной интеграции в обучении физике (Е.В. Бондаревская, JI.A. Бордонская, А. П. Валицкая, З. Е. Гельман, А. Я. Данилюк, Н. Б. Делоне, Ю. И. Дик, Г. А. Монахова, А. В. Петров, Г. А. Розман, И. С. Якиманская и др.). Вследствие того, что экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека, то востребованными оказываются те научные труды, в которых систематизируются представления об основных принципах общей теории непрерывного образования и вопросах преемственности в обучении (Н.М. Борытко, Н. К. Сергеев, В. И. Сластенин, Б. М. Кедров и др.).

Для формирования экологической культуры учащихся средней школы сложились практические предпосылки. Изучение курса физики в средней школе на базовом и профильном уровнях предусматривает вариативную часть учебного плана — курсы по выбору для предпрофильной подготовки в основном общем образовании и элективные курсы, способные восполнить недостатки в экологическом образовании и воспитании школьников в профильной школе. На вооружение учителей физики поступили учебно-методические комплекты, в которых значительно расширен материал по основам строения микромира и дополнен сведениями эколого-биологической направленности. В номенклатуру учебного оборудования кабинетов физики вошел персональный компьютер, позволяющий воспроизводить средствами имитационного моделирования невизуализируемые в рамках школьного физического практикума эксперименты и процессы, наглядно демонстрирующие взаимообусловленность жизни человека и природы. Проведены научные исследования, отражающие методические аспекты формирования экологической культуры учащихся средней школы. В связи с изучением дисциплин биологического цикла данный процесс проанализирован в работах Е. Н. Бабакиной, О. В. Котко, Т. Ю. Макашиной и др. Формирование экологической культуры учащихся в контексте физического образования исследовал К. А. Юрьев, рассматривающий становление и развитие когнитивного компонента экологической культуры учащихся. В. К. Назаров предложил систему развития экологической культуры школьников 7-х и 10-х классов посредством дидактических игр с использованием комиксов, моделирующих экологическую ситуацию на уроках физики. Л. Ю. Чуйковой проанализирован процесс формирования экологического мышления у учащихся агротехнического лицея. Работа.

Ю.Н. Титовой посвящена процессам формирования экологической культуры учащихся на материале изучения курса физики в профильной школе. Анализ исследований, рассматривающих проблемы экологического образования в средней школе, показывает, что методические аспекты формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики не были предметом специального научно-педагогического исследования.

Таким образом, в теории и практике общего образования по физике сегодня обострились противоречия между: потребностью общества в экологическом образовании и отсутствием приоритетной ориентации школьного обучения физике на формирование экологической культуры учащихсязначимостью изучения физики для формирования экологической культуры учащихся средней школы и отсутствием представления о влиянии изучения основ атомной и ядерной физики на развитие компонентов экологической культурыпотенциалом основ атомной и ядерной физики для формирования экологической культуры учащихся средней школы и отсутствием методик, способных его реализовать.

Исходя из указанных противоречий, определена проблема исследования, связанная с неразработанностью методики формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики, что и определило выбор темы данной работы: «Формирование экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной * физики в средней школе».

Объект исследования: процесс обучения основам атомной и ядерной физики в средней школе.

Предмет исследования: методические аспекты формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики.

Цель исследования: разработать научные основы методики формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование экологической культуры учащихся средней школы будет более эффективным, если: формирование экологической культуры учащихся средней школы станет одной из приоритетных целей при изучении основ атомной и ядерной физикиэкологическая культура учащихся средней школы будет рассматриваться как компонентная структура, включающая в себя мотивационную, когнитивно-деятельностную и рефлексивную составляющие, развитие которых в значительной степени определяется методическими подходами к изучению основ атомной и ядерной физикив основу процесса формирования экологической культуры учащихся средней школы будет положена методика, целевые, содержательные и процессуальные характеристики которой, реализуя возможности межпредметной интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, сделают непрерывным и комплексным освоение понятий и законов физики микромира, лежащих в основе системы физико-экологических знаний о человеке, природе и обществебудет использоваться комплекс таких методических средств, как компьютерный физический эксперимент при моделировании и анализе результатов фундаментальных опытов в области микромираприменение информационных технологий при проведении интегрированных уроков физики с другими учебными дисциплинами (химией, биологией, математикой, историей, литературой и др.) — решение контекстных физических задач экологической направленностиприменение учебных ситуаций, предполагающих укрепление личностной позиции учащихся при поиске путей решения глобальных экологических проблем, реализуемых в содержании основного курса физики и курсов по выбору физико-экологического содержания.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить роль изучения основ атомной и ядерной физики в процессе формирования экологической культуры учащихся средней школы;

2) уточнить содержание компонентов экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе;

3) разработать методику формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики в средней школе;

4) экспериментально проверить эффективность методики формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: исследования по теории деятельности как движущей силы развития психики (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. Е. Залесский, И. А. Зимняя, B.C. Ильин, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.) — исследования в области явлений и процессов физики микромира (Ж.И. Алферов, В. Л. Гинзбург, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, М. Кюри, П. Кюри, В. А. Легасов, А. Б. Мигдал, Э. Резерфорд, А. Д. Сахаров, Г. Линдер и др.) и их роли в формировании знаний о путях оптимизации антропогенных воздействий на природутруды, посвященные вопросам развития ноосферы (В.И. Вернадский, С. Р. Микулинский, А. Д. Урсул и др.), теории коэволюции (И.И. Мазур,.

О.И. Молдаванов, Н. Н. Моисеев, С. А. Остроумов, А. Печчеи,.

A.В. Яблоков и др.) и работы по определению современного научного статуса категории «экологическая культура личности» (А.А. Вербицкий, Э. Геккель, С. Н. Глазачев, Н. С. Дежникова, В. В. Докучаев, А. И. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. С. Карташова, Ч. Одум, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина и др.) — работы по анализу процессов гуманитаризации обучения физике на основе межпредметной интеграции в средней школе (JI.A. Бордонская, Н. Е. Важеевская, А. П. Валицкая, З. Е. Гельман, В. И. Данильчук, Н. С. Дежникова, Н. Б. Делоне, Ю. И. Дик, И. А. Иродова, С. Е. Каменецкий, А. С. Купавцев, В. М. Монахов, Г. А. Монахова, Н. С. Пурышева, А. П. Рыженков,.

B.В. Сериков, В. М. Симонов, Г. П. Стефанова, JI.B. Тарасов, Т. А. Твердохлебова, Э. А. Турдикулов, И. С. Якиманская и др.) — исследования, связанные с изучением процессов информатизации образования (Ю.А. Винницкий, И. Г. Гребенев, Е. В. Данильчук, A.M. Короткое, Г. П. Меньчиков, Г. М. Нурмухамедов, А. В. Петров, Т. К. Смыковская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, стандартов и примерных программ основного общего и полного среднего образования (базовый и профильный уровни) по учебному предмету «Физика» с позиций отражения в них процесса формирования экологической культуры школьникованализ и обобщение педагогического опыта формирования экологической культуры учащихсянаучное наблюдение, моделирование, анкетирование, тестирование, собеседованиеметод экспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), качественный и количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, статистическая обработка данных, полученных в ходе наблюдения.

Экспериментальной базой служили средние школы Волгограда: МОУ СОШ № 130, МОУ «Гимназия.№ 6», МОУ «Гимназия № 9».

Исследование проводилось поэтапно с 2003;го по 2010 г.

I этап (2003—2005 гг.) был посвящен изучению философской, психологической и педагогической литературы, ознакомлению с диссертационными исследованиями, связанными с проблемами экологического образования в средней школе, анализу передового опыта деятельности преподавателей средних школ по формированию элементов экологической культуры учащихся на уроках физики. На этом этапе были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза исследования и разработан план ее экспериментального обоснования, уточнению которого способствовал проведенный на данном этапе констатирующий эксперимент.

II этап (2005;2007 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе с целью совершенствования экологического образования в современной школе при изучении основ атомной и ядерной физики. Конструировался процесс формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики, выявлялись дидактические условия и средства, обеспечивающие его эффективность в ходе организации формирующего эксперимента.

III этап (2007—2010 гг.) был посвящен обобщению и систематизации результатов экспериментальной работы, которые подтвердили обоснованность исходной гипотезы исследования, что нашло отражение в разработке программ курсов по выбору: «Фундаментальные эксперименты в атомной физике и живая природа» (9-й класс), «Физические основы современных экологических проблем» (10-й класс) и «Экологические проблемы современности и атомная физика» (11-й класс), обеспечивающих эффективность процесса формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики и подготовленных для внедрения в образовательную практику средней школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В связи с обострением глобальных экологических проблем формирование экологической культуры учащихся, объединяющей экологические знания, ответственное отношение к природе и деятельности человека в окружающем мире, становится приоритетной целью обучения физике в средней школе. В этом процессе особенное значение приобретает изучение основ атомной и ядерной физики, позволяющее актуализировать систему физико-экологических знаний, полученных учащимися в школьном курсе, и умений их практического применения при решении физических задач экологической направленности, содержание которых составляют жизненные коллизии, затрагивающие вопросы воздействия ионизирующих излучений на человека и природу, что обеспечивает становление и развитие у школьников опыта оценки и контроля собственной деятельности в условиях развития ядерной энергетики и использования радиационных технологий.

2. Экологическая культура учащихся представляет собой определяемую системой физико-экологических знаний учащихся и опытом экологосообразной деятельности полифункциональную структуру, объединяющую мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики дополняется мотивами, определяющими осознание учащимися «субъектности» природы и ее общечеловеческой ценности в условиях развития атомных технологийдетерминирующими процессы осознания возможности глобального воздействия «мирного атома» на биосферу Земли и население планеты и понимания фундаментальной значимости законов физики микромира, лежащих в основе познания и практического освоения объективной реальности и освоения экологически безопасных методов применения источников ионизирующих излучений в науке и на производстве. Когнитивно-деятельностный компонент включает в себя систему физико-экологических знаний и умений их практического применения при решении физических задач экологической направленности, ориентированных на выявление условий обеспечения радиационной безопасности человека и окружающей природной среды, минимизацию экологических рисков, связанных с работой предприятий атомной промышленности и утилизацией радиоактивных отходов. Он определяет особенности экологически ориентированного мировосприятия, миропонимания и мировоззрения личности. Рефлексивный компонент отражает соотношение мотивов и опыта экологосообразной деятельности учащихся, направленных на формирование навыков контроля и оценки своей деятельности в социоприродном окружении, испытывающем возрастающие радиационные нагрузки.

3. Разработанная методика, обеспечивающая последовательность, преемственность и непрерывность формирования ключевых понятий физики микромира как основы экологической культуры учащихся средней школы, реализуется на трех этапах, для каждого из которых определены целевые, содержательные и процессуальные характеристики, предполагающие изучение понятий, законов и теорий физики микромира в историко-культурном контексте (от истории Древнего мира и учений первых философов-атомистов до современной ядерной физики и отражения экологических проблем, ею обусловленных, в произведениях документальной, мемуарно-биографической и художественной литературы), что способствует актуализации потребности школьников в освоении физико-экологических знаний, связанных с основами атомной и ядерной физики, через создание условий для формирования системы физико-экологических знаний и умений их практического применения при решении физических задач экологической направленности, предусматривающих использование знаний из биологии и химии, к их интеграции в другие образовательные области с целью комплексного освоения учащимися научной картины мира.

4. Методика формирования экологической культуры учащихся, рассматриваемой как системообразующее начало интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в школьном образовании, использует экологическую составляющую физики микромира, представленную в основном курсе физики, разработанные курсы по выбору физико-экологического содержания и предусматривает комплексное использование в качестве основных следующих методов и средств обучения: во-первых, компьютерный физический эксперимент, применяемый для математического моделирования и анализа результатов фундаментальных опытов в области теории строения атома, экспериментальных методов регистрации элементарных частиц, принципов функционирования атомного реактора и его основных компонентов, построения систем радиационной защиты и дозиметрического контроляво-вторых, комплекс разноуровневых контекстных физических задач экологической направленности, формирующих природоохранительные умения учащихся, использующих понятия физики микромира для расчета радиационных нагрузок на живые организмы («доза излучения», «коэффициент качества», «естественный радиационный фон», «радиационный пояс Земли» и т. д.), возможностей рационального использования энергетических ресурсов и конструирования моделей систем радиационной защиты («постоянная распада», «интенсивность ионизирующего излучения», «слой половинного ослабления ионизирующего излучения», «радиоактивные отходы» и т. д.), прогнозирования экологических последствий антропогенного воздействия — в том числе промышленного использования ядерной энергии — для физического состояния окружающей среды («термоядерный синтез», «изотоп», «энергетический выход реакции» и др.) — в-третьих, интегрированные уроки физики с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов, способствующие становлению целостной научной картины мира и обогащающие навыки мышления учащихся.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые определены научные подходы к формированию экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики и разработана адекватная методика, обеспечивающая последовательность, преемственность и непрерывность данного процессауточнено влияние изучения учебного материала, связанного с основами атомной и ядерной физики, на содержание компонентов экологической культуры учащихся средней школы, выявлены критерии и уровни их сформированностиопределен комплекс методов и средств, обеспечивающих формирование экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики на основе реализации межпредметной интеграции физики с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они вносят вклад в теорию и методику обучения физике за счет выявления динамики формирования содержания компонентов экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики и разработки целевого, содержательного и процессуального компонентов методики формирования экологической культуры учащихся средней школы в процессе освоения данного учебного материала. Основные положения работы могут служить теоретической базой для дальнейших исследований, ориентированных на использование возможностей межпредметной интеграции в формировании экологической культуры учащихся в средней школе и придание этому процессу системного, непрерывного и необратимого характера.

Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке программ курсов по выбору:"Фундаментальные эксперименты в атомной физике и живая природа", «Физические основы современных экологических проблем», «Экологические проблемы современности и атомная физика» — и их учебно-методического обеспечения, способствующих формированию экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики. Результаты исследования могут быть востребованы на курсах повышения квалификации учителей-физиков. N.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений, системным использованием методов исследования, опорой на научную и научно-методическую литературу по вопросам формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики, применением разнообразных взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям, задачам и логике диссертации, использованием эмпирического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работырепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через:

— участие в международных научно-практических конференциях: «Информатизация образования-2009» (Волгоград, 2009) — «Инновационные технологии в обучении и воспитании» (Елец, 2008) — «Физика в системе современного образования (ФССО-07)» (Санкт-Петербург, 2007) — «Педагогика, лингвистика и информационные технологии» (Елец, 2007) — «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2007) — «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования»: (Тамбов, 2007) — всероссийских: «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях» (Михайловка, 2009) — «Образование в XXI веке: конференция Microsoft» (Москва, 2008) — «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» (Москва, 2006) — научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного педагогического университета (Волгоград, 2008, 2009) и ежегодных региональных конференциях молодых исследователей (Волгоград 2003;2009);

— публикацию материалов исследования в научных и научно-методических изданиях (по теме исследования опубликовано 12 работ, в том числе одна статья в журнале, входящем в реестр ВАК РФ);

— реализацию опытно-экспериментального обучения в МОУ СОШ «Гимназия № б», МОУ СОШ «Гимназия № 9», МОУ СОШ № 130.

Структура работы. Диссертация объемом 210 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 220 наименований, и 11 приложений.

Итак, основные выводы исследования заключаются в следующем:

1. Определена приоритетная роль изучения основ атомной и ядерной физики в процессе формирования экологической культуры учащихся средней школы в условиях гуманизации и гуманитаризации физического образования.

2. Уточнено влияние процесса изучения учебного материала, связанного с основами атомной и ядерной физики, на содержание компонентов экологической культуры учащихся средней школы (мотивационно-ценностный компонент дополняют мотивы осознания значимости законов физики микромира для сохранения жизни на планете, устойчивости ее биосферы и разработки экологически безопасных методов использования источников ионизирующих излученийв когнитивно-деятельностный компонент включается система физико-экологических знаний из области физики микромира и умений применять их на практикерефлексивный компонент укрепляют навыки контроля и оценки собственной деятельности в условиях глобальных экологических проблем, связанных с промышленным использованием достижений атомной физики), выявлены критерии и уровни их сформированности.

3. Разработаны целевой, содержательный, процессуальный компоненты методики формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики, реализующей экологическую составляющую учебного материала курса физики средней школы и возможности курсов по выбору, дополняющих и углубляющих физико-экологические знания в основной и профильной школах (базовый уровень).

4. Результаты формирующего эксперимента дают основание утверждать, что гипотеза о том, что предложенная методика является эффективным средством формирования экологической культуры учащихся средней школы при изучении основ атомной и ядерной физики, подтвердилась.

Заключение

.

Сегодня в образовательный процесс по физике прочно вошло понятие «экологическая культура», которая рассматривается как главное условие обеспечения устойчивого развития природы, общества и человека. Данное исследование показывает, что задача формирования экологической культуры учащихся, стоящая перед средней школой, может быть успешно решена, если в организации учебного процесса особое внимание будет сосредоточено на изучении экологической проблематики, связанной с основами атомной и ядерной физики. Это объясняется не только тем, что именно при изучении физики микромира систематизируются все важнейшие физико-экологические знания, полученные старшеклассниками ранее, но и тем, что знакомство с основами атомной и ядерной физики создает в сознании учащихся представление о личностной значимости глобальных экологических проблем. Все это способствует формированию потребности учащихся в овладении системой физико-экологических знаний, вооружающих действенными способами самостоятельного решения экологических проблем в школе и в «послешкольной» жизни. Речь идет не только о «защитных» действиях, позволяющих обезопасить себя и жизнь своих близких, речь о воспитании рационального отношения к окружающему миру, который ждет от человека творческих инициатив, несовместных с понятиями «экологический дисбаланс» и «экологическая угроза». Особенно важна роль экологической культуры учащихся с точки зрения профессиональной ориентации, поскольку все процессы, связанные с промышленным использованием атомной энергии — от добычи сырья до утилизации радиоактивных отходов — требуют от специалиста высокой экологической грамотности.

В данной работе на основе анализа педагогической теории и практики экологического образования и воспитания были выявлены основные компоненты экологической культуры личности и уточнены их сущностные характеристики в соответствии с тем, что личность учащегося рассматривается в качестве субъекта учебной деятельности, стимулирующей становление и развитие экологически грамотного человека. Имеется в виду формирование мотивационной сферы учащегося, постепенно осознающего «субъектность» природы и ее общечеловеческую ценность в условиях обострения глобальных экологических проблем, об укреплении его мировоззренческих позиций, связанных с систематизацией физико-экологических знаний и умений их практического применения при решении физических задач, ориентированных на сохранение природного равновесия и обеспечение экологически безопасной жизнедеятельности человекао развитии «рефлексии на себя или утверждении себя в своем проявлении» по отношению к окружающему миру, что и «называется самосознанием» (В.Соловьев) экологически грамотной личности.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют считать, что реализация предложенной методики формирования экологической культуры учащихся при изучении основ атомной и ядерной физики, обеспечивает становление и развитие целостной системы физико-экологических знаний, умений и навыков их практического применения в ходе решения физических задач экологической направленности, ориентированных на рассмотрение ситуаций взаимодействия человека и природы в условиях развития ядерной энергетики и использования радиационных технологий. В экспериментальной группе, где проверялся весь комплекс методов и средств, направленных на формирование экологической культуры учащихся, школьники более успешно, чем в массовой практике, овладели различными способами самостоятельных учебных действий при решении физических задач экологической направленности, у них сформировалась потребность в приобретении физико-экологических знаний и в рефлексии своих действий по отношению к окружающему миру, что позволяет надеяться на то, что процесс формирования их экологической культуры в дальнейшем окажется поступательным и необратимым, открытым для окружающих, перешагнувших первое десятилетие XXI века, диктующего необходимость перехода общества на модель устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Последняя пастораль//Адамович А. Хатынская повесть. Каратели. Последняя пастораль: повести. — М.: Советский писатель, 1989. -639с.
  2. С. Чернобыльская молитва//Алексиевич С. Цинковые мальчики. Чернобыльская молитва. М.: Вагриус, 2001. 347с.
  3. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 544 с.
  4. Р.А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы// Вопросы философии. 2008. — № 4. — С. 102−107.
  5. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ — 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  6. Т. Русская наука в XVIII—XX вв.. //Русская духовная культура/Под ред. А. Я. Эсалнек и М. Д. Зиновьевой. М.: МГУ, 1995. — С.311 -335.
  7. Е.Н. Формирование у подростков мотивации овладения экологической культурой при изучении предметов естественнонаучного цикла: автореф. дисс. канд.пед.наук. Волгоград, 2004. — 26с.
  8. Д.В. Формирование экологической культуры будущего инженера на основе информационных технологий: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Москва, 2002. 24с.
  9. М. Эпос и роман. Спб.: Азбука, 2000. — 304 с.
  10. А.Ю., Белогуров Ю. А. Культурологический подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин и анализ его результативности// Школа. Рабочая книга преподавателя. 2000. — № 4.-С.39 -42.
  11. А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1966. — 656с.
  12. Н.А. Русская идея// Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 140 156.
  13. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения, в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  14. В.И. Подготовка учителя биологии в контексте стратегии устойчивого развития// Педагогика. 2003. — № 9. — С.58−64.
  15. К.Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике: автореф. дис.. канд пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006.-22с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 628с.
  17. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2003. — № 10. — С.6−11.
  18. Большая советская энциклопедия// Под ред. В. В. Куйбышева, Н. И. Бухарина, В. П. Затонского. Гл. ред. О. Ю. Шмидт. Т.63. М.: Государственное словарно-энциклопедическое издательство, 1935. 867с.
  19. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. — 352с.
  20. Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 59с.
  21. Н.М. Теория обучения: учебник для ст-тов пед.вузов./ Н. М. Борытко. Волгоград.: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 72с.
  22. В. Сочинения: В 2-х т.Т.2.М.:Худож. Лит., 1987. 575 с.
  23. А.П. Культурологическая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−19.
  24. А.П. Философские основания современной парадигмы образования// Педагогика-1997.-№ 3 .-С. 15−19.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 115−127.
  26. В.И. Об ответственности ученых// Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520с.
  27. Ю.А., Нурмухамедов Г. М. Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы// Физика в школе. -2006. -№ 6. — С.42−48.
  28. А.И., Воробьев П. А. До и после Чернобыля (взгляд врача). М.: «Ньюдиамед». 1996. 180 с.
  29. Г. И. Комплексная экскурсия на атомный ледокол//Физика в школе. 2007. — № 4.-С.57−61.
  30. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. -М.: Изд-во УРА0.1999. 208с.
  31. К.В., Титовец Т. Е. Целостность человека как педагогическая категория // Педагогика 2007. — № 10.-С.13 -17.
  32. А. В. К проблеме перехода от традиционной к гуманистической модели экологического образования/Шрикладная психология. 2001. — № 6. -С.71−77.
  33. П.Я. Лекции по психологии. М.: Аст., 2007.-400с.
  34. З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе// Педагогика 1999. — № 5. — С.25−32.
  35. Л.Э., Кирик Л. А., Дик Ю.И. Физика не должна быть нелюбимой//Физика в школе. 2006. — № 5. — С.7−15.
  36. С.Н. Наука в гуманитарном университете// Вестник экологического образования в России. 2008. -№ 4. — С.4−9.
  37. С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. — М.: Горизонт, 1997. 56 с.
  38. Г. Н. Модульный подход к проектированию преподавания// Физика в школе. -2005. -№ 4. С.31−35.
  39. Д. Зубр//Новый мир. 1987. — № 2.-С.7−90.
  40. И.Г. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе// Педагогика. 1994. — № 6. — С.46−49.
  41. Ю.М. Индивидуальный подход в формировании экологической культуры старшеклассников (в условиях сельской школы): автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2005. — 19с.
  42. B.C. Авель (Шестое августа)// Гроссман B.C. Все течет. Поздняя проза. М.: OIOBO/SLOVO, 1994.C.l 1−27.
  43. В.М. Обоснование счастья// Новый мир. 2002. — № 3. -С.156−183.
  44. А.В. Искусство в век науки. М., Наука, 1978. — 181с.
  45. В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 172с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с.
  47. В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т.2.М.: Рус.яз., 1981. — 779 с.
  48. Д. Резерфорд. М.: Мол. гвардия, 1966. — 624с.
  49. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. — Волгоград.: Перемена, 1996.- 184с.
  50. В. И., Сериков В. В. Личностный подход в системе принципов экологизации естественнонаучного образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. -С.84−92.
  51. Е.В. Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры будущего педагога: Теоретическое исследование. Ростов н / Д.:Изд —во Рост. гос. пед. ун-та, 2002. — 132 с.
  52. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика. 1997. — № 4. — С.24−29.
  53. Н.С. Учитель как человек экологический// Педагогика. -1994. — № 5. С.37−40.
  54. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики// Педагогика. 2002. — № 10. — С.51−56.
  55. Д., Шадчина В. Отец полупроводниковой революции//Вечерний Волгоград. 2006. — 3 февр.
  56. Е.В. Проектирование и реализация мировоззренческих ситуаций на уроках физики основной общеобразовательной школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук: Волгоград, 2006. — 24с.
  57. Н.П. Эволюция популяций и радиация. М.:Атомиздат, 1966.-744с.
  58. В.М., Дуков А. В. Экологическое образование в школьном курсе физики// Педагогика. 1999. — № 5. — С.32−37.
  59. С.К., Груздев М. П. Структура современного образования// Информатика и образование. 2005. № 1.С.42−49.
  60. Г. К. Воспоминания и размышления М.: Издательство Агентства печати «Новости», 1971. — 704с.
  61. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  62. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 117с.
  63. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М.:Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
  64. С. Экологический роман//Новый мир. 1993. — № 12. — С.103−107.
  65. А.Н. На экологической тропе: (Опыт экологического воспитания). — М.: Знание, 1986. 80 с.
  66. А.Т., Экология. 9−11 кл. Методическое пособие /А.Т. Зверев, В. Н. Кузнецов. -М.: «Оникс», 2004.-176с.
  67. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  68. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  69. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.- 223с.
  70. И. А.Педагогическая психология. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М. «Логос», 2004. — 380 с.
  71. В.П. О целях и ценностях образования// Педагогика. 1997. -№ 5. — С.3−16.
  72. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры?// Вопросы философии. 1990. — № 1. — С.36−55.
  73. Ш. Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах//Физика.в школе. -1995.-№.5.-С.29- 31.
  74. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании//Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С.83−88.
  75. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.-144с.
  76. И. Сущность и своеобразие русской культуры// Москва. -1996. -№ 1.-С. 172−183.
  77. И.А. Теоретико-методические основы обучения физике в учреждениях начального профессионального образования: автореф. дисс.. доктора, пед. наук: — Москва, 2000. 30с.
  78. История международных отношений и внешней политики СССР. Том П.1939−1945 гг./ под общ. ред. проф. В.Г. Труфановского- М.: Изд. ИМО, 1962.-684с.
  79. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 656с.
  80. Ю.В. Два урока на информационно-деятельностной основе// Физика в школе. 2009. — № 2. — С.23−27.
  81. В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшеклассников: автореф. дисс. канд.пед.наук Москва, 1999. — 25с.
  82. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости М.: Педагогика, 1981. — 200с.
  83. Т.В. Формирование у старшеклассников мотивации достижения в процессе изучения физики: автореф. дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 2004. 24с.
  84. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание// Вопросы философии. 1994. — № 2. — С. 110−122.
  85. Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования// Социально-гуманитарные знания. 2000. — №.4. — С. 114−129.
  86. В.Н. Астрономия и мировоззрение: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  87. Е., Маркова С., Пажанин В.С .// Физика в школе. 2005. -№ 3. -С.32−44.
  88. A.M. Подготовка школьников к обучению в дидактических компьютерных средах.: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003. — 116 с.
  89. A.M. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде. Волгоград, 2004.
  90. О.В. Формирование экологической культуры младших школьников в учебнй деятельности (на примере курса природоведения): автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1999. -27с.
  91. В.В. Сколько у нас педагогик?// Педагогика. 1997. — № 4. -С.113−118.
  92. И.В. Формирование экологической культуры в процессе обучения и воспитания: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1997. -21с.
  93. О.А. Формирование готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля: автореф. дисс.канд. пед. наук. Москва, 2004. -26с.
  94. В.А. Философия Вл.Соловьева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М., Знание, 1988.-64с.
  95. Т.А. Применение методов искусственного интеллекта для анализа и проектирования тезаурусов учебных дисциплин: Монография. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена- Волгоград: Перемена, 2003.
  96. А. Методическая система профессиональной деятельности преподавателя физики в техническом вузе// «Alma mater» («Вестник высшей школы»). 2003. — № 4. С. 19 — 24.
  97. Е. Мария Кюри. М.: Атомиздат, 1967. — 352с.
  98. М.Я. Пока не поздно... Размышления экономиста-эколога.-М.: Молодая гвардия, 1991. 239с
  99. А.Д. Психология смысла. М.: Смысл, 2003. — 487с.
  100. И.К. Выступление во время «круглого стола»: «Экология и образование» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь"// Вопросы философии. № 10. — С.3−26.
  101. И. Из новой тетради// Знамя. 1992. — № 11. — С.3942.
  102. Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель, 1989. 608 с.
  103. Г. В. Две экспериментальные работы по атомной физике// Физика в школе. 2007. — № 2. — С.67 — 70.
  104. Ю.Б., Степин К. С. Девять муз и баланс человека с природой//Экология и жизнь. 2007. — № 7. — С. 15−17.
  105. И.И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.
  106. И.И. Курс инженерной экологии: Учеб. для вузов/ И. И. Мазур, О.И. Молдованов- Под ред И. И. Мазура. -2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2001.- 510 с.
  107. Т.Ю. Формирование экологической культуры учащихся 9−11 классов в процессе обучения (на материале биологических дисциплин): автореф.дисс.. канд. пед. наук-Коломна, 2004. -23с.
  108. М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. -М.: «Прогресс», 1992. -415с.
  109. В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся// Педагогика. 1997. — № 5. — С.56−58.
  110. Маяковский В. В .Разговор с фининспектором о поэзии// Маяковский В. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. М.: Изд-во «Правда», 1973.-334с.
  111. Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение//Философские науки. 1998. — № 3. — С. 161−177.
  112. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: «Педагогика», 1989.- 218с.
  113. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования// Физика в школе. 2004. — № 6. — С. 18−26.
  114. А.Б. Физика и философия//Вопросы философии. 1990. — № 1. -С.5−32.
  115. Н.Н. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). М.: Мол. гвардия, 1988. — 254.
  116. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
  117. Н.Н. Облик руководителя// Новый мир. 1988. — № 4. — С.176−188.
  118. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции// Педагогика. -1997. № 5. — С.46−57.
  119. О. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989. — 208 с.
  120. B.C. Введение в физику космических лучей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: Атомиздат, 1979, — 304с.
  121. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика. Учебник. 10 класс. 16-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2007. — 368с.
  122. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика. Учебник. 11 класс. 16-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2007. — 381с.
  123. В.К. Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физике: автореф. дисс. канд. пед. наук. Чита, 2001. — 19с.
  124. Г. Г. Экологическое образование школьников в учебной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2008. -22с.
  125. Г. А. Международные организации и глобальная экологическая проблема// Глобальная экологическая проблема / Отв. редакторы: д.ю.н. Г. И. Морозов и д. э. н. РАН Г. А. Новиков. М.: Мысль, 1988. — 207 с.
  126. Л.Ф. Возрастная психология.- 4-е изд. М.: Педгогическое общество России, 2004. — 422с.
  127. Ю. Экология. В 2-х т., Т.2. -М.:МирД986. 376 с.
  128. В.А., Никифоров Г. Г. Научный метод познания и обучение физике в школе// Физика в школе. 2008. — № 5. — С.57−59.
  129. А.В. Физика.8 класс. М.: Дрофа, 2009 — 192с.
  130. А.В., Гутник Е. М. Физика.9 класс. М.: Дрофа, 2007 — 256с.
  131. А. А. Учитель: К 90-летию со дня рождения Н.Н. Моисеева// Экология и жизнь. 2007.№ 2. С. З -8.
  132. А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 267с.
  133. Г. Система и Зубры//Уроки горькие, но неоходимые/ Сост.: В. С. Молдован, А. Г. Гридчина. М.: Мысль, 1988. С. 93 105.
  134. А. «Ренессанс» атомной энергетики?// Экология и жизнь. -2007. -№ 3. С.40−44.
  135. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7−9 классы. Естествознание. 5 класс. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 80с.
  136. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. X-XI классы.
  137. Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Астрель, 2007. — 479 с.
  138. Н.С., Важеевская Н. Е., Чаругин В. М. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2006.-288с.
  139. Рабочие программы по физике. 7−11 классы/ Авт.-сост. В. А. Попова. -М.: Изд-во «Глобус», 2009. -247с.
  140. Е.Р. Экологическое воспитание и образование молодежи// Экология и жизнь. — 2007. №.3. — С.32−34.
  141. В. Сумерки людей// В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. С.423 445.
  142. И.В. Формирование мотивации самореализации подростков в условиях задачной ситуации.: автореф. дисс.. канд.пед.наук. Волгоград, 1998.-27с.
  143. Н.Ф. Цена равновесия. Опыт, поиск, проблемы. М.: Агропромиздат, 1987. — 64 с.
  144. В.В. Сумерки просвещения/ Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990 г. — 624с.
  145. Г. А. Вопросы экологии на уроках физики// Физика в школе.1995. № 4. — С.11—14.
  146. М.Г., Коваленко С. Н. Инновационность образования и гуманистические ценности будущих специалистов// Наука и школа. 2003. -№ 3.- С.11−19.
  147. Ю. Академик// Пути в незнаемое: писатели рассказывают о науке. Сборник XXI. М.: Советский писатель, 1990. С. 75 — 91.
  148. А.П. Проблема устойчивости окружающей среды в преподавании физики// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996.С.232−243.
  149. А.П. Физика в проблеме «Человек и природа»// Физика в школе. 1995. — № 4. — С.9−14.
  150. А.П. Физика. Задачник.10−11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений. 7-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2003. — 192с.
  151. А.Д. Воспоминания// Знамя. 1991. — № 2. — С.152−193.
  152. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография/В.В. Сериков Волгоград: Перемена. 1994. — 152с.
  153. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  154. Словарь по этике/ под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. — М., Политиздат. 1989.-447с.
  155. В.М. Личностно-гуманитарный компонент в естественнонаучном образовании// Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 2000.С.44 64.
  156. В. Очень личная книга. Воспоминания о великих российских ученых Сергее Четверикове и Николае Тимофееве-Ресовском//Новый мир.2009.№ 3. С. 127 148с.
  157. Вл. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т., Т.1.М.:Мысль, 1988. 892с.
  158. А.В., Торгашина Н. Г., Ходос Е. А., Чиганов А. С. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 175 с.
  159. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: Краткий курс. Спб.: Питер, 2009. — 176с.
  160. С.А. О необходимых чертах цивилизации будущего// Вестник экологического образования в России. 2008. — №.3. — С.1- 3.
  161. B.C. Наука в России: состояние, трудности, перспективы// Вопросы философии. 1994. — № 10.
  162. B.C. О компьютерах// Вопросы философии. 1999. — № 3. С.21−22.
  163. Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности на уроках физики// Физика в школе. 2007. — № 7 — С.27−33.
  164. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. — 128 с.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Издательство Моск. ун-та, 1975.
  166. JI.B. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990.-288 с.
  167. Т.А. Формирование профессионально-значимых умений у студентов средних специальных учебных заведений: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. — 21с.
  168. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др. Под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000−384с.
  169. С.А. Гуманитаризация физического образования// Физика в школе. 1996. — № 6. -С. 39−46.
  170. Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии//Педагогика. № 9. — С.39−45.
  171. Ю.Н. Радиация и человек в курсах физики профильной школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Спб., 2008. — 17с.
  172. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.: Просвещение, 1988. 134с.
  173. А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития// Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр./ Под ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С.7−13.
  174. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  175. Успенский В. А. Математическое и гуманитарное: преодоление барьера// Знамя.-2007.-№ 12.-С.165−173.
  176. Т.В. Роль межпредметных связей в формировании понятия «Энергия»// Биология в школе. 2007. — № 8. — С.24—26.
  177. Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. -Д.: Гидрометеоиздат, 1977. 176 с.
  178. Философия: энциклопедический словарь/Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.191. Философский словарь
  179. С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. — № 6. -С.68−131.
  180. У.М., Недюрмагомедов Г. Г., Цатуров В. Н. Формирование экологической культуры старшеклассников/Шедагогика. 2008. — № 3.
  181. Е.К., Бархударов P.M., Мелихова Е. М., Иванова М. Ю. О радиации популярно. М.: Изд. «Комтехпринт», 2006. — 48с.
  182. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре// Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об -ве. М.: Политиздат, 1991. -366с.
  183. . Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь. М.: «Прогресс», 1983. -216 с.
  184. А.В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект)// Вопросы философии. -2008.-№ 4.
  185. Хуторской А. В. Теория обучения Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. 2-е изд., испр. — М., 2004.
  186. В.П. Мысли вслух : о науке XXI века// Наука и жизнь. 2004. -№ 10 — С.47-^49.
  187. Н.А. Модульная технология при изучении классической механики// Физика в школе, 2008. № 1. — С.17 — 20.
  188. О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования: автореф. дисс.. .канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. — 23с.
  189. Шумова Л. П. Моя педагогическая философия// Биология в школе. 2005. -№ 8.
  190. Ю. Чернобыль// Фантом: Сб. документальных и художественных произведений о трагических событиях на Чернобыльской АЭС.М., 1989.
  191. Экология: учеб./ JI.B. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. -М.: Изд-во Проспект, 2007. 512 с.
  192. Н.С. Выступление во время «круглого стола»: «Экология и образование» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь"// Вопросы философии. -2001.№ 10-С.3−26.
  193. К.А. Формирование когнитивных элементов экологической культуры личности в процессе обучения физике: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2002. — 22с.
  194. К.А. Физико-экологические элементы знаний и мотивация учащихся при обучении физике//Физика в школе. 2007. — № 5. — С.42−49.
  195. Е.Б. Компьютерные игры в процессе обучения физике// Физика в школе. 2006. — № 6. — С.19−24.
  196. А.В., Остроумов С. А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. -М., 1983.
  197. А. Нужен углубленный анализ экологической ситуации в стране// Экология и жизнь. 2008. — № 12.-С.12 — 15.
  198. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся// Вопросы психологии.- 1999. — № 3.-С.39 46.
  199. Funderburg S. Cooperative learning in the 21 century classroom/ Экологическая педагогика: Сборник научных статей по материалам XI Международной конференции Екатеринбург, 19−20 апреля 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 396с.
  200. Halliday D., Resnick R., Physics. For students of science and Engineering. Part II. Wiley Eastern Private Limited. New Delhi. 2007. 756p.
  201. International Nuclear Law in the Post-Chernobyl Period (2006)// International atomic energy agency/ 2006 Электронный ресурс. Дата обновления 24.12.2007.www.iaea.org/Publications/Booklets/Chernobyl/inl postchernobyl. html (дата обращения 17.04.2008).
Заполнить форму текущей работой