Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» РГПУ им. А. И. Герцена (июнь 2005, июнь 2008, СПб.) — на всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» РГПУ им. А. И. Герцена (март 2008, СПб.) — на второй международной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности обучения китайских студентов изобразительному искусству в вузах Ленинграда — Санкт-Петербурга
    • 1. 1. Российско-китайские связи в области изобразительного искусства в 50-е годы XX века
    • 1. 2. Художественно-творческие вопросы подготовки китайских студентов в российских вузах в конце XX — начале XXI века
  • Глава 2. Влияние российской высшей художественной школы на развитие реалистического искусства живописи в КНР
    • 2. 1. Педагогическая деятельность К. М. Максимова и ее значение для формирования новой художественной школы в Китае
    • 2. 2. Выпускники «группы Максимова» и ЛИЖСиА им. А. Е. Репина и их роль в реформировании высшего художественного образования в Китае
  • Глава 3. От направления «Су» (Советское направление) к направлению «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма) в Китае
    • 3. 1. Стилистические искания художников «группы Максимова» на примере творчества Цзинь Шани и Цжань Цзяньцзюня
    • 3. 2. Традиции реалистической живописи и реалистической художественной школы в современном Китае

Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена изучению художественно-творческих связей Китая и России в период с середины XX и по начало XXI века, истории китайско-советских отношений в сфере изобразительного искусства 1950;х годов, характера влияния советского изобразительного искусства на китайскую живопись, путей освоения живописи маслом, истории становление реалистической живописи в КНР.

Актуальность темы

и направленность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании истории становления и развития реалистической живописи маслом в КНР под воздействием российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в 1950;е годы, когда художники Советского Союза помогали китайским коллегам в освоении реалистического художественного метода в изобразительном искусстве. В конце XX — начале XXI века культурно-политическая ситуация складывается в пользу возобновления взаимного интереса художественной общественности России и Китая к изучению реалистического изобразительного искусства. В связи с этим снова возникает процесс обмена студентами. Спектр российских и китайских вузов, участвующих в этом процессе увеличивается. В этом процессе участвуют Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и многие другие вузы России. Этот процесс актуализирует исследования, посвященные изучению влияния русской живописи маслом (российской академической системы художественного образования) на изобразительное искусство и художественное образования Китая.

В настоящей работе изучается история распространения и развития русской школы реалистической живописи в Китае, дается обоснование широты русского художественно-творческого метода, заключенных в нем возможностей в раскрытии психологических характеристик человека, возможностей изображения личности человека в портрете.

Степень изученности проблемы.

Для проведения исследования российско — китайских связей в области художественного образования и их роли в становления реалистической живописи в КНР привлекались сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.

• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Валицкая А. П., Ван Чжун, Васильев Л. В., Гизатов К. Т., Ли Дао, Лю Чунь, Петров С. М., Си Цзинчжи, Чжао Ли, Чэн Люшен, Ян Фэйюнь.

Лю Чунь в книге «История китайской масляной живописи», которая представляет собой первую книгу по истории живописи в Китае, впервые осуществил систематизацию изложения истории развития китайской живописи, исследование обладает высокой научной и источниковедческой ценностью. Во второй книге «100 лекций по китайской масляной живописи» Лю Чунь с точки зрения эстетики и социологии анализирует 100 известных работ, имеющих значение для развития живописи на протяжении XX века.

Авторы Чжао Ли и Юй Дин в работе «История китайской масляной живописи» предсталяют историю развития китайской масляной живописи после династии Мин, а также анализируют исследовательские труды.

В монографии Ли Цао «История современной китайской масляной живописи» впервые показаны редкие и ценные исторические источники, собранные и переработанные автором в течение 10 лет.

Исследование «Язык масляной живописи» авторов Ян Фэйюня и Чжу Чуньлиня является итогом творческой, преподавательской и исследовательской деятельности авторов, а также изучения европейской традиционной масляной живописи.

• Историю русского изобразительного искусства исследовали китайские искусствоведы Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя, Шао Дачжэнь.

• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлены в трудах Валицкой А. П., Ванслова В. В., Гизатова К. Т., Петрова С. М., Чегодаева М.А.

• Исследованием вопросов китайского изобразительного искусства занимались Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань.

• Вопросами анализа творческой и педагогической деятельности занимались Купцов И. И, Максимов K.M., Соболевский Д.Н.

• Исследования по проблемам развития направления «Су» представлены в трудах Ван Чжуна, Ванслова В. В., Вишнякова Б. В., Гизатова О. Н., Чань Пана.

Однако роль российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в становлении реалистической живописи КНР не изучалась специально.

Объект исследования — связи России и Китая в системе высшего художественного образования.

Предмет исследования — становление реалистической живописи в КНР в период с середины XX и по начало ХХТ века.

Цель исследования — изучение путей трансформации метода русского реализма в своеобразный, национальный художественный творческий метод в Китае.

Задачи исследования:

• изучить особенности художественно-творческих направлений в реалистической живописи, принятых в системе высшего художественного образования России и Китая;

• исследовать формирование современной художественной школы изобразительного искусства Китая;

• выявить особенности обучения китайских художников в ЛГИЖСиА им. И. Е. Репина в 50-е годы XX столетия;

• обобщить художественно-творческие методы обучения китайских студентов в СПГАИЖСиА им. И. Е. Репина в конце XX — начале XXI века;

• изучить установки в обучении живописи советского художника K.M. Максимова в период его художественно-педагогической деятельности в КНР;

• обосновать факт продолжения традиций русского и советского реалистического 'искусства живописи в творчестве учеников K.M. Максимова;

• провести анализ творческой и педагогической деятельности последователей K.M. Максимова во второй половине XX — начале XXI века;

• определить национальные черты творчества китайских художников — последователей направления «Су» (Советское направление);

• провести анализ творчества современных художников Китая направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма).

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики реалистической живописи маслом в Китае под влиянием российской академической художественной школы.

Указанная методологическая основа способствовала выбору теоретических оснований исследования, в числе которых наиболее значимыми для диссертации являются:

• философско-эстетическое и художественно-культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве (В.В. Ванелов, А. П. Валицкая, К. Т. Гизатов, М. А. Чегодаев, С.М. Петров);

• исследования китайских искусствоведов по проблемам теории и истории изобразительного искусства (JI.B. Васильев, Ван Чжун, Си Цзинчжи, Чэн Люшен);

• труды китайских искусствоведов по истории русского изобразительного искусства (Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Шао Дачжэнь, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя);

• исследования вопросов китайского изобразительного искусства (Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань);

• вопросы творческой и педагогической деятельности K.M. Максимова (И.И Купцов, Д. Н Соболевский);

• труды по проблемам развития направления «Су» (Ван Чжун, В. В. Ванелов, Б. В. Вишняков, О. Н. Гизатов, Чань Пан).

Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными меодами являлись:

• исторический (метод историзма) в обосновании этапов развития творческих связей между художественными вузами СССР и КНР;

• сравнительного анализа, способствующий оценке результатов творчества китайских художников, обучающихся в Советском Союзе, в процессе их самостоятельного творчества в КНРА.

• композиционно-художественный, позволяющий выявить в работах студентов, обучающихся в России на рубеже XX — XXI веков, элементы русской школы живописи;

• герменевтический, выявляющий скрытые (иносказательные и контекстные) признаки традиций и инноваций в произведениях живописи китайских художников, следующих реалистической школе русского изобразительного искусства.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

• обобщен широкий спектр архивных, историко-художественных материалов середины XX и начала XXI вв., проясняющих процесс становления и развития академической реалистической живописи в Китае;

• выявлена роль советского художника K.M. Максимоваруководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая, в формировании национального художественного реалистического метода в изобразительном искусстве КНР;

• исследована в комплексе творческая и педагогическая деятельность учеников K.M. Максимова и китайских художников, получивших образование в российских художественных вузах, и освоивших традиции российского высшего художественного образования;

• показаны особенности национального художественного метода китайских художников направления «Су» (Советское направление);

• проанализирован процесс становления творческого метода современных китайских художников направления «Синь сяныии чжуи» (Новая эпоха реализма).

Теоретическая значимость исследования:

• творческие позиции китайских художников направления «Су» (Советское направление) и художественный метод современных китайских художников направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма), сформированные в результате художественно-творческих связей вузов России и Китая в середине XX и начале XXI вв., предопределяют путь развития реалистического изобразительного искусства Китая и обогащают новыми теоретическими положениями искусствоведение в вопросах комплексного изучения тенденций взаимовлияния изобразительного искусства и художественного образования двух стран;

• методы обучения китайских студентов, обучающихся живописи маслом в российских художественных вузах, обобщенные в диссертации, являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;

• вопросы истории и теории становления национальной системы обучения академической реалистической живописи маслом в Китае, под влиянием советской, а затем российской художественной школы расширяют возможности дальнейшего развития данного направления в художественной культуре КНР в XXI веке.

Практическая значимость результатов исследования:

• методическая система обучения китайских студентов реалистической масляной живописи в вузах ЛенинградаСанкт-Петербурга может быть использована в качестве критерия оценки эффективности аналогичных образовательных программ, реализуемых на родине диссертанта — в Китае;

• историческая роль К. М. Максимова — руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая и «Группы студентов Максимова» может стать в реформировании высшего художественного образования разделом учебных дисциплин «История и теория художественного образования», «История художественной культуры»;

• китайский национальный худоэюественный метод, формирование которого проходит как творчество художников направления «Су» (Советское направление) и новая реалистическая живопись художников «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма) является учебным материалом в курсе «История искусств».

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

• на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и России;

• при разработке проектов и программ конференций по вопросам художественного образования и воспитания;

• при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории обучения основам академической живописи;

• на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

• в организации и проведении выставок российских и китайских художников.

Положения, выносимые на защиту.

• Художественно-творческие и педагогические вопросы обучения китайских студентов в художественных вузах ЛенинградаСанкт-Петербурга.

• Анализ влияния русской академической школы живописи на развитие современной китайской живописи маслом.

• Творчество современных китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и направления «Синь сяныни чжуи» (Новая эпоха реализма) — есть продолжение традиций русской и советской школы живописи в КНР.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается объемом и значимостью использованной искусствоведческой, художественно-культурологической и философско-эстетической литературы для диссертационного исследованияучетом современных достижений в области теории композиции и художественной педагогикипрактическим художественным опытом учебные работы китайских студентов, выполненные во время обучения в «группе Максимова» и российских художественных вузах, работы китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма) — использованием ранее не опубликованных документов, фотографий, архивных материалов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования:

• изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» РГПУ им. А. И. Герцена (июнь 2005, июнь 2008, СПб.) — на всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» РГПУ им. А. И. Герцена (март 2008, СПб.) — на второй международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» РГПУ им. А. И. Герцена (июль 2008, СПб.) — на международной научно-практической конференции «Преодоление пространства и времени: диалог и контакты между художниками Китая и России» Академия художеств г. Цзилинь (март 2008, Китай, г. Цзилинь);

• нашли отражение в 14 публикациях диссертанта 2004;2008 годов в научных сборниках, в том числе 2 статьи в научных сборниках рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6.4 п.л.);

• регулярно обсуждались на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 — «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры», факультета изобразительного искусства, на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена;

• разработана система практических занятий по истории китайского искуссва и его связи с западно-европейским и русским искусством, которая опубликована в качестве учебника для студентов художественных вузов Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования определена ведущая идея, которая заключается в том, что под влиянием русской академической художественной школы, которое осуществлялось через деятельность российского художника и педагога K.M. Максимова в Центральной академии художеств Китая, через признание заслуг его учеников и последователей, через обучение китайских стажеров в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. А. И. Репина, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и других российских вузах, в Китае сформировался новый национальный художественный метод, который является синтезом российского художественного метода и китайского подхода к изобразительному творчеству «Синь сяныпи чжуи — Новая эпоха реализма».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой