Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к жизнедеятельности на базе межшкольного учебного комбината

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В России к началу XXI столетия специалисты насчитывают более 7000 профессий. Помочь подростку сделать правильный выбор из большого перечня специальностей, определить для себя ту профессию, которая могла бы соответствовать способностям и возможностям старшеклассника и стать любимой — задача очень сложная. Большие возможности для решения этой задачи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема подготовки учащихся старших классов общеобра зовательной школы к выбору профессии и к жизнедеятельности
    • 1. 1. Опыт решения проблемы подготовки учащихся к жизнедея тельности и выбору профессии в отечественных и зарубежных школа
    • XIX. — XX в.в.И
      • 1. 2. Психолого-педагогические проблемы подготовки учащихся выбору профессии на настоящем этапе реализации региональной полити ки образования
      • 1. 3. Разработка модели проектирования жизнедеятельности уча щихся (подростков).Т
  • Выводы к I главе
  • Глава II. Организационно-педагогические условия подготовки уча щихся к жизнедеятельности
    • 2. 1. Организационно-педагогическая деятельность коллектив межшкольного учебного комбината с учетом специфики развивающегос региона как условие подготовки учащихся к жизнедеятельно
    • 2. 2. Основные этапы подготовки учащихся (8−9- 10−11 кл.) к жизне деятельности и выбору профессии (модель выпускника межшкольног учебного комбината)
    • 2. 3. Проверка эффективности функционирования образовательно системы поэтапной подготовки учащихся к жизнедеятельности
  • Выводы к II главе

Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к жизнедеятельности на базе межшкольного учебного комбината (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В России к началу XXI столетия специалисты насчитывают более 7000 профессий. Помочь подростку сделать правильный выбор из большого перечня специальностей, определить для себя ту профессию, которая могла бы соответствовать способностям и возможностям старшеклассника и стать любимой — задача очень сложная. Большие возможности для решения этой задачи имеет межшкольный учебный комбинат (МУК), где учащийся может «попробовать себя» в любой понравившейся специальности. Существующие экономические и социальные условия требуют от человека полипрофессионализма. Во время обучения в МУК подросток овладевает несколькими смежными специальностями, поэтому при обращении в Центр занятости выпускник МУК быстрее трудоустраивается, чем выпускник общеобразовательных заведений, который готовился по одной узкой специальности.

Актуальность нашего исследования определяется противоречием между необходимостью создания модели подготовки учащихся к жизнедеятельности на основе современной концепции образования, а также реализации принципов связи школы с жизнью и теории с практикой в новых социально-экономических условиях, с одной стороны, и реально сложившимися во множестве школ условиями, не обеспечивающими реализацию опережающей функции образования и осуществление указанной задачи, с другой стороны.

Несмотря на то, что в каждом учебном предмете, в каждой образовательной области заключены возможности подготовки учащихся к жизнедеятельности и выбору профессии, выявлению своих задатков, способностей и склонностей, проектированию разнообразных сторон своей жизни, сохраняется «знаниевый синдром», отсутствует системный подход к осмыслению жизненного пути, раскрытию смысла жизни, к умелому сочетанию интеллектуального и социокультурного развития учащихся на базе практической проверки учащимися своего потенциала, своих возможностей в решении перечисленных задач. Между тем, ещё Сократ хорошо выразил эту важнейшую для молодого поколения мысль: «Только на пути интеллектуального и морального проникновения в своё „Я“, в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, добродетель и благая жизнь».

Реализации этой важнейшей цели в образовании мешает отсутствие необходимой учебно-материальной, лабораторной базы, должной практической подготовки учителей, особенно, предметов таких образовательных областей как «Естествознание», «Технология», «Физика».

В течение многих десятилетий в общеобразовательных школах осуществлялась реализация принципа политехнизма, были организованы различные учебно-производственные комплексы и учебно-производственные комбинаты (УПК), преобразованные недавно в межшкольные учебные комбинаты (МУК). В них, главным образом, проводилась работа по профессиональному просвещению, подготовке и выбору профессии. На этом пути были достигнуты значительные результаты по сочетанию теоретической (общеобразовательной) и практической (профессиональной) подготовки учащихся. Этот процесс получил развитие в 80-е и начале 90-х годов: соединение УПК, ПТУ и вечерней школы.

Однако, в целом реализация принципа связи школы с жизнью в более широком плане, т. е. в контексте подготовки учащихся к жизнедеятельности, встретила значительные затруднения. Так возникла проблема поиска путей соединения трёх основных целевых установок общеобразовательной школы: дать учащимся основы наук, подготовить их к жизнедеятельности и помочь им в выявлении своих способностей, склонностей и возможностей на том этапе образования и в тех условиях, когда эти задачи естественно соединялись с жизненными устремлениями учащихся.

В рамках решения указанной проблемы была сформулирована rteiwa нашего исследования: «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к жизнедеятельности на базе межшкольного учебного комбината».

В своем исследовании мы опирались на работы в области дополнительного образования: Р. У. Богдановой, А. Г. Бойцовой, М. В. Катуновой, О. Е. Лебедева, Н. Ф. Трубецкой, С. С. Филиппова и др., по вопросам жизнедеятельности: К.А.Абульхановой-Славской, Ю. И. Калиновского, О. В. Коншиной, С. В. Кривых, Л. П. Лазаревой, А. А. Макарени, М. А. Яцуто и др.

Основной идеей исследования стало предположение о том, что именно в МУК целесообразно осуществить поэтапное и разностороннее (максимально возможное в данном регионе) ознакомление учащихся с приоритетными, престижными, дефицитными, массовыми профессиями, а также помочь им в проектировании своего жизненного пути, в самоидентификации и предварительной (первичной) самореализации.

Объект исследования: процесс подготовки учащихся к жизнедеятельности в условиях МУК.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки старшеклассников к выбору профессии и проектированию жизнедеятельности на базе межшкольного учебного комбината.

Цель исследования: поиск эффективных путей и способов подготовки учащихся к жизнедеятельности в условиях МУК. | j ;

Гипотеза исследования: если определить и реализовать организационно-педагогические условия для функционирования МУК как учреждения, координирующего свою работу с другими образовательными учреждениями, включая дополнительное образование, а также сообразуясь с потребностями развития населённого пункта (микрорегиона), то можно реализовать опережающую функцию образования и организовать подготовку учащихсА к жизнедеятельности и выбору профессии, о чём можно судить по уровню допро-фессиональной компетентности учащихся, их самоидентификадии, а также отношению к качеству их подготовки родителей, субъектов непрерывного образования, работодателей.

Задачи исследования:

1. Разработать концептуальные положения о роли и месте МУК в решении целей и задач современной парадигмы образования в подготовке учащихся к жизнедеятельности.

2. Выявить и реализовать организационно-педагогические условия функционирования МУК в подготовке учащихся к жизнедеятельности (внутренняя — образовательная и внешняя — социокультурная среда).

3. Осуществить выборочную проверку действенности регионального МУК на основе мнения учащихся, их родителей и экспертных оценок школ, органов образования и учреждений, где продолжали учёбу «выпускники МУК».

Методологической основой исследования явились труды классиков мировой и отечественной педагогики, работы современных исследователей по проблемам жизнедеятельности молодёжи, профессиональной педагогики, самоидентификации и самореализации учащихся, управления образовательными учреждениями, экологии образования, гуманистической педагогики (И.Ю.Алексашина, Ш. А. Амонашвили, И. С. Батракова, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, С. А. Боровикова, Е. Е. Григорьева, Н. В. Гришина, Е. А. Климов, Г. Г. Корзникова, В. С. Лазарев, Л. Г. Логинова, Б. Ф. Ломов, А. А. Макареня, О. А. Махаева, Т. С. Назарова, А. И. Осьминина, А. П. Пинкевич, М. М. Поташник, С. А. Расчетина, К. Д. Симоненко, Н. Н. Суртаева, А. Токвиль, А. П. Тряпицына, С. Н. Чистякова, Д. И. Фельдыггейна, Т.И.Шалавина).

В работе были использованы методы и приёмы конкретных педагогических исследований: педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов диагностических срезов.

Исследование проводилось в три этапа:

1) 1990 — 94 г. г. — профориентация и профконсультация молодёжи на базе УПК г. Ханты-Мансийска, повышение профессионализма кадров.

2) 1994 — 1998 г. г., когда в системе УПК осуществлялась направленная подготовка на необходимые региону профессии и удовлетворение запросов учащихся на ознакомление с некоторыми нужными для жизни видами деятельности, расширение вариантов образовательных маршрутов и разработка организационно-педагогических условий реализации этих вариантов.

3) 1998 — 2000 г. г., когда в соответствии с новыми концептуальными положениями была подготовлена и реализована модель подготовки учащихся не только к выбору профессии, но и проектированию своей жизнедеятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в создании организационно-педагогических условий и модели подготовки учащихся к жизнедеятельности и выбору профессии на основе принципов двойного опережения в реализации целей и задач современной парадигмы образования (самоидентификация за счёт использования своих способностей и склонностей к определённому виду деятельности и частичная самореализация за счёт приобретения определённого уровня допрофессио-нальной компетентности), раскрыта системообразующая роль курса «Технология» в проектировании учащимися своей жизнедеятельности и в приобретении необходимых умений и навыков в выполнении ряда жизненно важных операцийсоздана база для дальнейшего накопления интеллектуального и социокультурного потенциала субъектов образовательного процесса и содеятелыюсти в микросоциуме и населённом пункте (микрорегионе), предложена система работы с кадрами для подготовки в режиме функционирования.

Практическое значение исследования заключается в создании: материальной базы, пространственно — предметной, информационной, культуротворческой среды, кабинетов, лабораторий, мастерских с региональным «наполнением» — системы оперативного взаимодействия МУК с другими образовательными учреждениями региона (с помощью электронных средств коммуникаций в том числе), что позволяет эффективно решать задачи обучения и контроля, саморазвития учащихсяучебных пособий, нормативных и инструктивных материалов, средств управления и организации непрерывной деятельности субектов образовательного процесса и коллективов при вовлечении учащихся 8 — 9 (для предварительного знакомства) и 10 — 11 классов (для организованной совместной деятельности).

Положения, выносимые на защиту.

•Концептуальные положения о МУК как образовательном учреждении, в котором осуществляется завершающий этап общеобразовательной и до-профессиональной подготовки учащихся 9 и 10 — 11 классов общеобразовательной школы (реализация принципов двойногоопережения в характере реализации целей современной школы: подготовка учащихся к новому этапу жизнедеятельности и выбору профессии на основе их самоидентификации и первичной самореализации).

•Модель «выпускника МУК» .

•Совокупность организационно-педагогических условий подготовки учащихся к жизнедеятельности на базе межшкольного комбината как регионального образовательного учреждения — организатора деятельности субъектов образовательного процесса в микросоциуме.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в МУК г. г.Ханты-Мансийска, Салехарда, Тюмени, Ишима, а также через участие в конференциях различного уровня: на международной («Антропо-экология как педагогика жизнедеятельности», Тюмень, 2000 г.), шести межрегиональных научно — практических конференциях («Формирование экологической культуры учащихся: проблемы и перспективы», Тюмень, 1999 г., «Перспективы создания системы непрерывного образования», Тюмень, 2000 г., «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе», Санкт-Петербург, 2000 г., 2001, «Регионализация естественнонаучного образования», Новокузнецк, 1998 г., всероссийской «Гуманистические технологии в образовании взрослых», Санкт-Петербург, 1999 г.), областных и окружных совещаниях и семинарах, в лекциях для студентов ТГПИ им. Д. И. Менделеева, на курсах повышения квалификации в 1996 — 2000 г. г. в Тюмени, Салехарде, Ишиме, Ханты-Мансийске).

Выводы к II главе:

1. Предложена образовательная программа подготовки учащихся к выбору профессии и проектированию жизнедеятельности в условиях развивающегося региона.

2. Раскрыта роль образовательной среды МУК (информационной, пространственно-предметной, культуротворческой) как условия, обеспечивающие формирование интеллектуального и социокультурного потенциала личности.

3. Экспертная оценка «глазами» родителей, руководителей образовательных учреждений, «работодателей» и «заказчиков» подтверждает эффективность предложенной программы реализации идей личностно-ориентированного образования.

Заключение

.

Межшкольный учебный комбинат как связующее звено в системе непрерывного образования является для детей и взрослых общинным институтом, который открывает перед ними путь к свободе выбора профессии, к жизнедеятельности.

Именно в межшкольном учебном комбинате целесообразно осуществить поэтапное и разностороннее, максимально возможное в данном регионе, ознакомление учащихся с приоритетными, престижными, дефицитными, массовыми профессиями, а также помочь в проектировании своего жизненного пути, самоидентификации и предварительной самореализации.

Проведенные исследования и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Сформулированы новые концептуальные положения (идеи) функционирования МУК как учреждения, связующего общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся базовой и полной школы и являющегося социальной ступенью системы непрерывного образования.

2. Разработана модель интегративной подготовки учащихся к выбору профессии и проектированию своей жизнедеятельности в результате создания ситуации выбора и использования дидактических, развивающих функции образовательной области «Технология», а также использования данных диагностики учащихся.

3. Предложена образовательная программа подготовки учащихся к выбору профессии и проектированию жизнедеятельности в условиях развивающегося региона.

4. Раскрыта роль образовательной среды МУК (информационной, пространственно-предметной, культуротворческой) как условие, обеспечивающее формирование интеллектуального и социокультурного потенциала личности.

5. Экспертная оценка «глазами» родителей, руководителей образовательных учреждений, «работодателей» и «заказчиков» подтверждает эффективность предложенной программы реализации идей личностно-ориентированного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Риск в профессии учителя. — СПб.: Образование, 1994.-55с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. Ю.П., Поляков В. А. Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении // Школа и производство. 1994.-№ 3.-С. 6−12
  4. JI.K. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1988.-18 с.
  5. И.Ю. Глобальное образование: Идеи, концепции, перспективы: Учебное пособие.- СПб.: Изд. ГУПМ, 1995.-104с.
  6. И.Ю. Учитель и новые ориентации образования: Монография. СПб.: Изд. ГУПМ, 1997.-153с.
  7. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). СПб.: Изд. ГУПМ, 1997. — 153 с.
  8. Ш. А. Педагогика сотрудничества: Гуманизация педагогического процесса и перспективы// Вопросы образования. 1990. -№ 4.-С. 147−157
  9. .Г. Человек как предмет познания К Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I. — М.: Наука, 1980. — 232 с.
  10. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  11. В.JI. Теория и практика трудовой школы в учении Р.Зейделя.-Баку: Изд. АГУ им. В. И. Ленина, 1929.- 16 с.
  12. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования и развития личности: Сб. науч. трудов.- М.: Наука, 1981.- 200с.
  13. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979. — 151 с.
  14. ПР., Бабкин Н. И., Васильев Ю. П. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  15. В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. М.: Высшая школа, 1995. — 214 с.
  16. В.И. Лаборатория в Храме свободы.- Тюмень: ТОГИРРО, 1990.-112 с.
  17. . А.В. Психо-диагностические способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999.- 176с.
  18. Батышев С .Я Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  19. С.Я., Родичев Н. Ф. Специальность // Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т./ Под ред. С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999.-Т.З.- С. 164
  20. М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словарного творчества. М.: Знание, 1999 — С. 361−373
  21. B.C. Педагогика. 2 изд.- Екатеринбург: ЕОГИРРОД994.- 338 с.
  22. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности.- Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991.- 137с.
  23. А. П. Гуманизация профессионального образования // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — T.I. — С. 231−232
  24. А.В. Труд и «Технология». Образование XXI века: Проблемы, прогнозы, модели, проспекты: Материалы научно-практической конференции. СПб., 1998. — С.261 — 262
  25. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.— М.: Высшая школа, 1995.-336 с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  27. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. — М.:1. Педагогика, 1988. 256 с.
  28. Бим-Бад Б. М. Аитропоэкологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд. Российского открытого университета, 1994.- 36 с.
  29. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования. Монография. СПб.: Изд. РГПУ, 2000. — 200 с.
  30. Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности объектов образования: Автореф. дис. док. пед. наук. -СПб., 2000.-49 с.
  31. М.В. Соло Рубинштейна //Магистр. 1993. — № 5.- С.26−32
  32. Большой Энциклопедический Словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. — С. 18
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования II Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17
  34. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.-304 с.
  35. Бороздина J1.B. Исследование уровня притязаний. -М.: Наука, 1986. 98 с.
  36. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) М.: Смысл, 1999.- 137с.
  37. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография М.: Наука, 1999. — 75 с.
  38. С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л.: Лениз-дат, 1981. — 144 с.
  39. С.Г. и др. Петербургская школа: Портрет выпускника.-СПб.: Спецлит, 1999. 72 с.
  40. С.В. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.:НМЦ СПОД999. — С. 12.
  41. .З. и др. Учебно-воспитательный комплекс // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С.5−16
  42. .З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление И Магистр.-1995. № 1.- С.4−17
  43. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
  44. .З. Рефлексия: Учить управляя П Мир образования. 1997.-№ 1. -С.63−65
  45. .Л. Модернизация содержания гуманистического образования в школах Запада// Советская педагогика. 1991.- № 1. — С. 124 — 130
  46. С.И. Уроки профессионального творчества: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 160 с.
  47. Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 504 с.
  48. Выпускник перед выбором пути: Социально-нравственный облик / Под ред. Е. М. Бобосова. М.: Нар. асвета, 1988.-239 с.
  49. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодежи до старости: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Ноосфера». — 1999. — 272 с.
  50. Г. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство 1970. 147 с.
  51. П.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев: Радяньска школа, 1970. — 362 с.
  52. И.В. и др. Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990.- 171 с.
  53. Н.В. От подавления к призванию, или Золотой век конфликтологии // Бюллетень Клуба конфликтологов. 1990 — № 1.- С.4−11
  54. Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  55. М.С., Михальченко Г. Ф., Прудило А. В., Зазнобина Н. П., и др. Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для8−11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. — М.: Просвещение, 2000. 191 с.
  56. А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых //
  57. Педагогика. 1985.- № 2. -С.61−64
  58. А.Н. Сравнительная педагогика. М.: Academ, 1998. — 169 с.
  59. А.П., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980.-№ 4.- С. 42−53
  60. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М.: Педагогика, 1997. 39 с.
  61. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998.- 399 с.
  62. А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров системы образования в регионе. СПб.: ИОВ РАО, 1999.- Книга 1.- 200 с.
  63. А .Я. Деятельность // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. -Т.1.-С.255 -256
  64. Д.Н., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. О системном строении когнитивных процессов // Психологические проблемы переработки знаковой информации / Под ред.Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1977. — С.47−69
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, -1987.- 160 с.
  66. Заир-Бек Е.С., Козакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. Актуальные проблемы развития образовательного процесса. СПб.: Изд. РГПУ, 1995.- 64 с.
  67. .В. Теория личности К.Левина. М.: Изд. МГУ, 1981. — 117с.
  68. В.В. Введение в системный анализ: моделирование, управление, информация.- Тюмень: Изд. 11 У, 1998.- 244с.
  69. В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание// Кадры менеджмента. 1998. — № 5. — С.49−57
  70. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  71. В.Г., Кондратьева JI.JL Психология: Учебник для индустр.-пед. техникумов.-М.: Высшая школа, 1989.- 383 с.
  72. Е.И. Концепция образования педагогика успеха // Педагогика в ВУЗе: Наука и учебные предметы. СПб.: Изд. РГТ1И, 2000.-С.247−257
  73. Ю.И. Философия образовательной политики.-М.: Вита-Пресс, 2000.- С.283−382
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  75. А.А. Индивидуализация обучения // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х. т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.-Т.1.-С. 353 -354
  76. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Дис.док.пед.наук. JL, 1991.-347 с.
  77. Е.А. Склонности // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — Т.З. — С. 113−144
  78. Е. А. Субъекты образовательной деятельности // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999.-Т.З.-С.204
  79. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд. МГУ, 1988.- 198 с.
  80. Е.А. Взаимодействие // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. У1. Т.1.-С. 118−120
  81. Е.А. Индивидуализация профессионального обучения // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998. —Т.1.-С.355 —356
  82. Е.А. Интеллектуальная деятельность// Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998.Т. 1. -С.390−390
  83. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
  84. Е.А. Установка // Энциклопедия профессионального образования
  85. Под ред. СЛ. Батышева. М: АЛО, 1999. -Т.З. — С.327−328
  86. Е.А. Введение в психологии труда. М.: Изд. МГУ, 1988. — 198 с.
  87. Н.В. Технология работы психолога с учителями. М.: Сфера, 2000.-192 с.
  88. В. И. Выбор профессии // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С .Я. Батышева. М.: АЛО, 1999.-Т.1.-С.172
  89. В.И., Родионова Т. А. Профессиональное самоопределение // Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т./ Под ред. С.Я. Ба-тышева.-М.: АПО, 1999. — Т.2. — С.419−120
  90. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.
  91. Ю.В. Мотивация // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999.-Т.2.-С. 93−94
  92. Ю.В. Социальная активность // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999.-Т.З.-С. 143
  93. Ю.В., Новиков П. Н. Инновационное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т./ Под ред. С.Я. Батыше-ва.-М.: АПО, 1998.-Т.1.-С.370−371
  94. Ю.В., Новиков П. Н. Инновационное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т./ Под ред. С.Я. Батыше-ва.-М.: АПО, 1998.-Т.1.-С.371
  95. Ю.В., Семушина Л. Г. Моделирование// Энциклопедия профессионального образования: В 3 х т./ Под ред. С. Я. Батышева. -М.:АПО, 1999.- Т.2. — С.75
  96. .И., Болдырева М. Г. Культурология (альбом схем). М.: Ин-фра — М. — 84 с.
  97. С.М. Педагогические условия и средства поддержки социализации личности в комплексном центре образования. Дис. на соискание уч.ст.канд.пед.наук. Тюмень, 2000. — 253 с.
  98. Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Сибирь. Философия. Образование: Альманах приложение к журналу «Образование в Сибири». — 1999.-№ 3.- С. 13−23
  99. В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной деятельности в старших классах средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1969. — 22 с.
  100. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. Рязань: Изд. РГПИ, 1977.-100с.
  101. Н.В., Холмс Л. Е. Теория и практика трудовой школы в России 1917−1932 г.г. Киров, 1993. — 125 с.
  102. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в педагогических науках.-1971 .-№ 4.-С.5−68
  103. Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону, 1998.- 59 с.
  104. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1995. — 145 с.
  105. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.-167 с.
  106. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: Высшая школа, 1989.- 166 с.
  107. Л. И. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд. ХГПУ, 1997.-315с.
  108. Л., Шейн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М.: Народное образование, 1994. — 158 с.
  109. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993.- 47 с.
  110. Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юрчук. Минск: Современное слово. — 1998. — 320 с.
  111. С.А. Трудовая школа. М., 1919. — 42 с.
  112. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Просвещение, 1990. — 150 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1965.- 69 с.
  114. А.И. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика.-1946.- № 1−2. С. 15−27
  115. Л.Н. К обществу образованных людей. // Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО «Тускарора», 1998.- 273 с.
  116. .Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед.уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999.- 523 с.
  117. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей.- М.: Владос, 1999.- 240 с.
  118. В.В., Лопатила Л. Е. Русский толковый словарь. — М.: Рус.яз., 1997.- С.50
  119. Н.И. Взаимодействие мастера и учащихся в общественно-полезной деятельности. Вильнюс, 1986.-283 с.
  120. Г. И. Образовательная среда // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. -Т.2 -С.152
  121. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск: Петраком, 1992. 318 с.
  122. М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: Мо-дэк, 1993.-152 с.
  123. С.А. Педагогические системы и технологии: Учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд. ОГПИ, 1993. — 98 с.
  124. И.А. Формирование профессиональной культуры педагога //
  125. Педагогика сотрудничества: Содержание. Формы. Методы: Научно-методический сборник для сред.спец. уч.зав.- М.: Минхимнефтепром, 1990.-С.82−85
  126. А.А. Избранные труды: В 3-х томах. Тюмень: ТОГИРРО, 2000.- 565 с.
  127. Л.П. О двух подходах к построению экономических моделей И Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. М.: Наука, 1986.-С.48−63
  128. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  129. П.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе.-Курск: ОИУУ, 1987, — 79 с.
  130. О.А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников -М.: УЦ «Перспектива», 2000.- 48с.
  131. А.С. Этика межличностных отношений учащихся профтехучилищ. М.: Просвещение, 1980. — 146 с.
  132. Г. И., Чикова О. М. О некоторых особенностях рефлексии учителя // Психология учителя.- М.: Проосвещение, 1989.- С.33−34
  133. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.- 192 с.
  134. Ф.Т. Всестороннее развитие личности // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998.-Т.1.-С. 168−169
  135. B.C., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе образования: концепция и опыт ИР Л
  136. РАО // Воспитание и развитие личности. М.: Академия, 1997. — С.96−115
  137. Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века // Школьные технологии. 2000.- № 4.-С.195−199
  138. Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокопьева. М.: Педагогика, 1985.- 180 с.
  139. А.А., Богуславский М. В., Рубинштейн М. М. Российская педагогическая энциклопедия: В 3-х т. М.: БРЭ, 1999. — Т.2. — 285 с.
  140. А.А. Некоторые аспекты научного творчества М.М.Рубинпггейна// Вопросы психологиии. -1973.- № 5.- С. 15−19
  141. А.М. Гуманизация образования: мода или необходимость? // Профессионально-техническое образование. -1989. -№ 1.- С. 84−88
  142. A.M. Непрерывное профессиональное образование // Энциклопедия профессионального образования: В 3 х. т. / Под ред. С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — Т.2. — С. 133−134
  143. П.Н., Колесников Ю. В. Опережающее профессиональное образование //Профессиональная педагогика. М.: АПО, 1999. — 904 с.
  144. Образовательная программа маршрут ученика ч. 2. / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: НПО «Информатизация образования», 2000.-228 с.
  145. Н.Ф. Структура // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. -Т.З. — С.193−194
  146. В.Г., Огарёв Е. И. Мотивация учебной деятельности // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — Т.2. — С. 94
  147. П.Н. Самооценка// Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С .Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — Т. 3. — С. 74−75
  148. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шаторинского. М.: Высшая школа, 1997. — 504 с.
  149. Основы технологии проектирования примерной (типовой) учебнопрограммной документации для подготовки рабочих и служащих в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования: Методические рекомендации. М.: Проогресс, 1996.- 187 с.
  150. А.И. Курсовое обучение руководителей школ как условие развития их управленческой культуры :Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1996.-16с.
  151. Очерки истории Югры / Отв. ред. Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев. Екатеринбург: Волот, 2000.- 408 с.
  152. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций. СПб.: ВИПК ПТО, 1994. — 87 с.
  153. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 603 с.
  154. А.П. Педагогика: В 3-х т.-М., 1929.-Т.2.-Трудовая школа.-29 с.
  155. А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). М.: Знание, 1963.- 48 с.
  156. М. JI. Залог возможности существования. Четвёртая категория психологии. Самара: БАХРАХ, 1997.- 456 с.
  157. В.М. Словарь терминов по образованию и педагогике. М.: Приобье, 2000. — 116 с.
  158. В.А. Допрофессиональная подготовка // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998. — Т. 1.- С.290−291
  159. А.Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
  160. Производительный труд школьников / Под ред. В. А. Полякова. -М.: Педагогика, 1986.- 45 с.
  161. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 625 с.
  162. И.П. Диагностика педагогической компетентности: Методические советы. Пятигорск: Изд. ПГПИЯ, 1990. — 51 с.
  163. С.А., Сериков С. Г. Документадионное обеспечение здоровье сбережения в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие.- Челябинск: Изд. ИУМЦ «Образование», 1999. 230 с.
  164. М.М. Жизненные комплексы в трудовой школе.-М., 1925.-68 с.
  165. М.М. Половое воспитание с точки зрения интересов кулыу-ры.-М.-Х., 1926.- 53 с.
  166. М.М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности.-М., 1925.-48 с.
  167. М.М. Юность. По дневникам и автобиографическим запис-кам.-М., 1928. 74 с.
  168. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/Под ред. B.C. Лазарева.-М.: Педагогика, 1995.-157 с.
  169. В.Н. Ценностное основание гуманитарной экспертизы. Новосибирск, 1992.-С.9−33
  170. Э.Ф. Использование интегративных возможностей химии в развитии у учащихся 8−9 классов знаний о жизнедеятельности человека: Автореф. дис.канд.пед.наук. Омск, 2000. — 19 с.
  171. Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Наука, 1988. 67 с.
  172. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки.- М.: Экономика, 1996.- 64 с.
  173. Н.В. Научно практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы: Дис. док. пед. наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.-393 с.
  174. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1988. -336 с.
  175. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112с.
  176. Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — Т.2. — С.75 — 76
  177. В.Д. Методика обучения технологии: Книга для учителя. -Брянск, Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ «Технология», 1998. 296 с.
  178. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетики дизайнерского творчества: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1990. — 31 с.
  179. Л.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома -Минск: Высшая школа, 1995. 301 с.
  180. Л.Д. Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом. — М., 1922.- 56 с.
  181. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Педагогика, 1997.-224 с.
  182. В.И. Новое образование путь к новому сообществу //Школьные технологии.- 1997.- № 3. -С.3−6
  183. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Хар-вест, 1997.- 800 с.
  184. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.- С. 116
  185. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова.- М.: СЭ, 1985.- 1600 с.
  186. Современный словарь иностранных слов / Под ред. Л. В. Комаровой. -СПб.: Дуэт, 1994. 492 с.
  187. Современный словарь по психологии / Автор-составитель В. В. Юрчук -Минск.: Совр. слово, 1998.- 168 с.
  188. О. Столярный русский труд: Краткое руководство к педагогической постановке работ из дерева в общеобразовательной школе и в семье. -М., 1908. 26 с.
  189. Л.В. Сигнеус У, но // Российская энциклопедия / Под ред. Давыдов В. П. М.: РЭ, 1999. — Т.2.- С.324
  190. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф.дис.док.пед.наук.- М., 1995.- 40 с.
  191. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М.: Педагогика, 1989. 287 с.
  192. А. Общинные институты / Интернет сайт.
  193. Трудовая школа в свете истории и современности: Сборник статей / Под ред. М. М. Рубинштейна.-Л., 1925, — 99 с.
  194. А.П. Взаимосвязь вариативности организации обучения и возрастных особенностей учащихся в процессе обучения Н Гуманитаризация образования.-Л.: Изд. ЛГПИ, 1990. -С. 133−135
  195. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. 3-е изд. — М.: Академия, 1999. -288 с.
  196. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. Г. Лазарева.-М.: Педагогика, 1995.- 157 с.
  197. Управление школой: проблемы, опыт, перспективы: Сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 1992. — 123 с.
  198. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986.-173 с.
  199. К.Д. Собрание сочинений. Ранние работы и статьи: 1846−1856. М.: Академия педагогических наук, 1948. — 738 с.
  200. Л. Д. Обновление учебно-программной документации // Советская педагогика. -1990.- № 10.- С. 63−67
  201. В.Ф. Сочетание образовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях непрерывного профессионального образования (на примере профессионально-технических учебных заведений): Ав-тореф.дис.канд.пед.наук. М., 1996. — 23 с.
  202. Д.И. Проблеммы возрастной и педагогической психологии. -М.: Наука. 1995. -168 с.
  203. А.А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии. -4.1.-От Т. Мора до К.Маркса.-М., 1925.-187 с.
  204. А.У. Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы.-Новосибирск, 1992. 58 с.
  205. О.Б. Интегрированное обучение на производстве // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998.-Т.1.-С.390
  206. К. Собрание сочинений: В 3-х т.- М.: Наука, 1997. 876 с.
  207. Н.В. Концептуальные основы проектирования учебно-методического обеспечения // Наука образования / Под ред. Н. В. Чекалевой. Омск, 2000.- С.8−19
  208. В. Д. Способности // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева.-М.:АПО, 1999.-Т.З.- С. 165−167
  209. П.П. Пространство сободы// Народное образование, 1997. -№ 1 С.46−51
  210. JI.A. Самоменеджмент в системе непрерывного образования // Наука образования / Под ред. Н. В. Чекалевой.- Омск, 2000.- С.67−74
  211. Школа и труд / Под ред. Я. И. Янцова, П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1963.-230 с.
  212. Ю.А. Что значит бьггь интеллигентным. // Вестник высшей школы, 1997. -С.17−19.
  213. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  214. Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж.Пиаже. Пер. с франц. -Вып.5.- М.: Наука, 1975.- 185 с.
  215. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева.-М.:АПО, 1998.-Т. 1 .-568 С.-1999.-Т.2.-440 С.-Т.З.-488 с.
  216. Ю.А. Диагностика качества производственного обучения // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1998. Т.1. — С.257−258
  217. В.А. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Просвещение, 1975.-167 с.
  218. НС. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников II Вопросы психологии. 1999.-№ 3.- С.39−47
Заполнить форму текущей работой