Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономические основы развития регионального туризма в рыночной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для исследования теоретико-методологических основ функционирования сферы туризма, в первую очередь, необходимо выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме. В связи с разрозненностью понятийного инструментария в области экономики туризма, появляется необходимость уточнения функциональной структуры и места современной сферы туристских услуг в экономике региона. Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты функционирования туризма в современной экономике
    • 1. 1. Структура и организационно-экономические условия развития туризма
    • 1. 2. Институциональные основы функционирования туризма
    • 1. 3. Методические подходы к экономической оценке состояния и развития туризма
  • Глава 2. Оценка эффективности развития регионального туризма
    • 2. 1. Ресурсное обеспечение развития туризма в Республике Башкортостан
    • 2. 2. Анализ рыночных условий функционирования туристского комплекса Республики Башкортостан
    • 2. 3. Методика оценки потенциала развития туризма в регионе

Организационно-экономические основы развития регионального туризма в рыночной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в последнее десятилетие изменения в социально-экономическом развитии страны и регионов показывают, что в настоящее время более половины валового внутреннего продукта производится в сфере услуг. Сфера услуг является одним из самых перспективных, быстроразвивающихся секторов современной экономики.

Туризм как подсистема сферы услуг стал важной и доходной отраслью национальных и региональных экономик во многих странах мира. В современном мире туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры.

В России, обладающей колоссальными туристскими ресурсами, туризм до сих пор играл второстепенную роль среди экономических приоритетов. В стихийно развивающихся рыночных отношениях в этой сфере обнаружились отраслевые факторы, сдерживающие развитие её потенциальных возможностей. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры отрасли, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях.

Сфера туризма любой страны является сложной социально-экономической системой, имеющей свою качественную определенность, и представляет собой органическое единство деятельности населения (социально-демографических групп, социально-территориальных общностей, имеющих, в свою очередь, относительную автономность и специфику), географических, природных и социально-экономических условий. Процессы, протекающие внутри этой системы, подчиняются как общим закономерностям, так и специфическим, вытекающим из особенностей природной и социально-экономической среды каждого отдельного региона.

Это в полной мере относится и к Республике Башкортостан, которая является составной частью России и подвержена воздействию происходящих в стране изменений. В то же время, Башкортостан — самостоятельная социально-территориальная общность, имеющая свою качественную определенность, которая вытекает из следующих особенностей:

— собственной истории формирования и развития;

— географических и природных условий;

— размещения и развития производительных сил;

— системы расселения;

— этнической самобытности людей, населяющих данную территорию;

— социокультурных ценностей и норм;

— административного устройства и политических отношений;

— совокупности духовных и нравственных ценностей;

— специфики системы социальных институтов, принимающих непосредственное и опосредованное участие в сфере туризма и т. д.

Исследование туризма как экономической категории представляет собой сложную самостоятельную научную проблему, в изучении которой отечественная наука пока находится на стадии первичного накопления знаний.

Современная конъюнктура мирового рынка туристских услуг и становление данной сферы в России отражает необходимость глубокой интеграции туризма и предпринимательского сектора (малого и среднего бизнеса).

Выгодное географическое положение, относительная политическая стабильность, разнообразие исторического развития, высокий интеллектуальный и культурный потенциал — всё это даёт основание говорить о благоприятных перспективах развития туризма в Республике Башкортостан и, прежде всего, внутреннего туризма.

Следовательно, создание стимулирующих условий и совершенствование механизмов управления туризмом как отраслью современной экономики с целью максимального использования его потенциала является на сегодня весьма актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с изучением отдельных сторон исследуемой проблемы нашли своё отражение в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. Характер, особенности и тенденции развития мирового туризма, влияние туризма на национальную экономику, политику и культуру рассматриваются в работах исследователей.

A.Х. Абукова, В. И. Азара, И. Т. Балабанова, Ю. А. Веденина, Н. А. Восколович, В. Г. Гуляева, Дж. Криппендорфа, М. Э. Немоляевой, Г. А. Папиряна, Л. Ф. Ходоркова.

Информация о процессах, происходящих в сфере мирового туризма, содержится в публикациях ООН, Всемирной туристской организации, Международного Совета туристских организаций.

Состояние и тенденции развития отечественного туризма публикуются в ежегодных отчетах Национальной туристской ассоциации (НТА), в Российском туристском бюллетене, издаваемым Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму, научно-теоретических изданиях Российской международной академии туризма.

Вопросы развития регионального туризма, сущности, структуры и механизмов функционирования туристского рынка рассматриваются в работах Б. М. Биржакова, Е. И. Богданова, В. В. Дворниченко, И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной, Д. К. Исмаева, В. А. Квартальнова и других авторов.

Специфика сферы услуг и её место в экономике отражены в работах Г. А. Ахинова, A.M. Бабича, В. Бреева, Е. В. Биндиченко, В. Галецкого, Е. Н. Жильцова, С. В. Шишкина, Л. И. Якобсона и других.

Проблемам регионального экономического развития уделено внимание таких авторов, как М. В. Голубицкой, А. Г. Гранберга, А. Н. Швецова.

Вопросы обоснования научно-методических подходов к экономической оценке развития отраслей сферы услуг отражены в работах В. В. Котилко,.

B.К. Романович, Н. Б. Щениковой, а также таких западных исследователей, как Ж. Ламбен, М. Портер, А. Томпсон.

Тем не менее, по проблемам регионального туризма существует довольно объёмный пласт недостаточно проработанных вопросов. В условиях стихийно развивающихся рыночных отношений в российском туризме, актуальной задачей становится создание стимулирующих условий и совершенствование механизмов регулирования развития туризма в каждом отдельном регионе с целью максимального использования его потенциала, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является совершенствование механизма оценки эффективности развития и регулирования регионального туризма на основе исследования организационно-экономических аспектов функционирования туризма в современной экономике.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать структуру и функции туризма в регионе с учетом особенностей природы туристской услуги;

— выявить особенности государственного и общественного менеджмента туризма, основные проблемы и направления его развития;

— определить факторы, обусловливающие эффективное развитие регионального туризма;

— разработать методику оценки потенциала развития регионального туризма.

Объектом исследования выступает сфера туристских услуг как фактор социально-экономического развития региона.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере регионального туризма, методологические подходы к формированию механизмов его развития.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма. Информационная база исследования включает законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан, отражающие организационно-экономические условия и стандарты регулирования туристских отношений. Эмпирической базой являются материалы российской статистики, данные профильных министерств и ведомств, тематические Интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— уточнена функциональная структура и роль туризма в социально-экономическом развитии региона с учетом особенностей туристских услуг (сильной территориальной зависимости, комплексности и многофункциональности, высокой социальной ориентированности) — проведена систематизация организационно-экономических задач развития регионального туризма: совершенствование законодательного и институционального регулирования, программно-целевое развитие, поддержка региональной инфраструктуры туризма, упорядочение отношений собственности, поиск новых форм эффективного использования туристского потенциала региона и др.

— предложен комплекс управленческих мер для эффективной стратегии развития туризма в регионе, включающий обоснование приоритетных направлений менеджмента регионального туризма (реконструкция туристских объектов в зонах экологического отдыха, поддержка туристского бизнеса в малых городах и районах, развитие общественных форм управления туристским комплексом и др.), развитие механизма взаимодействия субъектов туристского рынка с государственными структурами (введение новых форм сотрудничества турфирм с музеями, природными заповедниками и профильными министерствами, новых видов туристского обслуживания с совместным участием государственного и частного капитала и др.), совершенствование функций и организационной структуры государственного органа управления туризмом в регионе;

— определены и систематизированы на основе анализа туристских ресурсов и условий функционирования туристского рынка Республики Башкортостан факторы развития внутреннего регионального туризма: факторы спроса (рост доходов населения и урбанизации, массива свободного времени), факторы предложения (развитие транспортной инфраструктуры, рекламы и информационных технологий, сервисная интеграция);

— разработана методика оценки туристского потенциала региона, заключающаяся в выявлении на основе маркетингового анализа наиболее перспективных для развития туризма муниципальных образований, а также обоснованы предложения по социально-экономическому развитию отдельных туристских территорий региона, направленные на эффективное использование их потенциала.

Практическая значимость. Полученные в результате научного исследования выводы и методические разработки могут быть использованы в построении эффективной системы управления региональным туризмом как на уровне государства (формирование целевых программ развития туризма), так и на уровне субъектов туристского бизнеса. Представленная прогнозная оценка динамики внутреннего туризма Республики Башкортостан может быть использована в планировании индикативных показателей социально-экономического развития региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку на международных, российских, региональных научно-практических конференциях: «Молодые учёные — XXI-му столетию» (УГИС, 2001, 2002, 2003), «Экологическая экономика и устойчивое развитие: от глобальной модели к региональной практике» (ВЭГУ, 2002), «Саморазвитие регионов» (ИССУ УНЦ РАН, 2002), «Сервис в XXI столетии» (УГИС, 2003), «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития» (УГИС, 2003).

Отдельные положения используются в учебном процессе по профильным дисциплинам в Уфимском государственном институте сервиса, доведены до сведения и внедрены в деятельность Министерства физической культуры, спорта и туризма Республики Башкортостан.

По тематике диссертации опубликовано 8 печатных работ общим объёмом 2 п.л.

Объём и структура диссертации. Диссертация изложена на 136 страницах и включает введение, две главы и шесть параграфов, заключение, библиографию из 110 наименований, приложения. Работа содержит таблицы, графики, рисунки.

Результаты исследования показали, что развитие туристского комплекса страны и отдельного региона в современных трансформационных условиях представляет собой сложную, многофакторную проблему.

Развитие каждой туристской территории зависит от множества, присущих именно ей, особенностей: географических и природно-климатических условий, этнической самобытности, административного устройства, политики правительства, состояния рыночной инфраструктуры, уровня деловой активности и других. Поэтому можно заключить, что сама природа туризма носит ярко выраженный региональный характер.

Выявление сущностных характеристик, принципов организации, потенциальных условий развития позволяет определить российский туризм как автономную сферу хозяйствования и перспективное направление в сфере производства услуг. Расширение масштабности туризма влечет за собой развитие сопутствующих услуг и рыночной инфраструктуры в целом, что оказывает существенное положительное влияние на экономику страны.

Кроме того, в силу своей региональное&tradeи сезонности, туризм довольно быстро реагирует на изменения внешней среды. Решение проблем такого развития обеспечивается внедрением новых прогрессивных форм управления развитием туризма, основой которых может служить формирование системы регулирования и оценки туристского потенциала отдельного региона. Для обеспечения лучших качественных характеристик такой системы в работе проведено исследование целого ряда аспектов, существенно влияющих на развитие туризма как отрасли экономики региона. Тем самым реализован комплексный подход к разработке эффективной системы управления туристской отраслью в условиях рынка.

Для исследования теоретико-методологических основ функционирования сферы туризма, в первую очередь, необходимо выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме. В связи с разрозненностью понятийного инструментария в области экономики туризма, появляется необходимость уточнения функциональной структуры и места современной сферы туристских услуг в экономике региона. Это достигается за счет определения и систематизации классификационных признаков туризма, а также сформулированных в работе понятий туристской услуги и туристской фирмы. Тем самым определилась четкая структура взаимодействия сферы туристских услуг с другими отраслями экономики, а также место регионального туристского комплекса в этой системе. Показано, что сопутствующие туристские услуги, существенно влияющие на развитие регионального туризма, определяют степень взаимовлияния сферы услуг туризма с отраслями материального производства и услуг. Проведенная в работе систематизация организационно-экономических задач управления развитием туризма позволила оценить эффективность политики регулирования регионального туризма и исследовать наиболее существенные ее направления: законодательное и институциональное регулирование, программно-целевое развитие, поддержка региональной инфраструктуры туризма, упорядочение отношений собственности в туризме и другие.

Формирование новых ориентиров развития организованного туризма требует оценки социально-экономических условий и туристских ресурсов региона.

Туристская отрасль опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма. Существующая в настоящее время МТБ регионального туризма (объектов гостиничного хозяйства, туристского и рекреационного сервиса, объектов сопутствующих отраслей) характеризуется высокой степенью физического и морального износа и нуждается в реконструкции. В этой связи необходимо стимулировать привлечение в туризм частного сектора, т.к. только реальная конкуренция частного капитала сможет обеспечить соответствие туристского комплекса региона запросам потребителей и международным стандартам. Наиболее острой следует признать проблему туристского транспорта (состояние транспортных коммуникаций, технический износ, дерегулирование ценовой политики российских перевозчиков). Частичная нейтрализация такой ситуации может быть осуществлена за счет интеграционных процессов, протекающих в сфере туристских предприятий посредством целевого объединения капиталов, тем самым, обеспечивая возможность создавать собственные транспортные ресурсы.

В условиях рыночной экономики продвижение регионального туризма опирается на широко разветвленную сеть информационного сопровождения. Информационная услуга — первая необходимость как для потребителя, так и для ее производителя. В этой связи обращают на себя особое внимание проблемы статистики туризма, информационно-рекламного обеспечения туристской деятельности. Это усиливает необходимость построения четкой системы статистической отчетности для туристских фирм, обеспечения наиболее аттрактивных туристских зон и объектов обновленной сопроводительной информацией (путеводители, туристские карты, дорожные указатели), паспортизации отдельных туристских территорий и совокупных ресурсов региона.

На фоне сдерживающих условий определены потенциальные факторы, влияющие на развитие внутреннего регионального туризма. Такие факторы можно разделить на две группы: факторы роста спроса (доходы населения, рост урбанизации и массива свободного времени) и факторы предложения (развитие транспортной инфраструктуры, сервисная интеграция, развитие рекламы и информационных технологий). Наиболее значительным фактором являются доходы населения, напрямую влияющие на уровень жизни и уровень потребления туристско-экскурсионных услуг. В качестве отдельных социальных факторов развития регионального туризма могут рассматриваться факторы, опосредовано влияющие на туристскую привлекательность региона: уровень здравоохранения, криминогенная, политическая и экологическая обстановка. Показано, что по данным факторам Республика Башкортостан является относительно стабильным регионом.

Предпочтительным направлением для решения проблем туризма было обозначено совершенствование государственных программ развития туристской отрасли, способствующих социально-экономическому развитию регионов, расширению возможностей для отдыха и лечения российских граждан, привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Достижение такого эффекта возможно только посредством оптимизации взаимодействия субъектов туристских услуг с органами регионального и местного управления на основе прозрачности их работы и проводимой государством политики поддержки предпринимательства в туризме. Социально-экономический результат такого взаимодействия выражается в росте занятости и доходов местного населения, увеличении поступлений в региональные и местные бюджеты, а также в решении проблем развития социального туризма.

Исследование рынка туристских услуг Республики Башкортостан и потребительских предпочтений позволило выявить приоритеты в развитии регионального туризма, ориентированные на стимулирование деловой активности в туризме, реконструкцию туристских объектов, поддержку бальнеологических курортов, развитие социальных программ в туризме и общественных форм управления туристской отраслью региона. При этом для Республики Башкортостан актуальной задачей становится развитие новых форм взаимодействия частных фирм и государственных структур, призванных регулировать качество туристского обслуживания и формирование целевых инвестиционных программ с совместным участием государственного и частного капитала.

Комплекс государственного менеджмента туризма включает в себя, прежде всего, институционально-экономическое обеспечение функционирования и развития туристской отрасли. За последние годы произошли существенные изменения в туристском законодательстве: основной закон «Об основах туристской деятельности в РФ» стал более понятен и адекватен современным реалиям, подверглись изменениям подзаконные акты в области государственной сертификации, стандартизации и лицензирования туристских услуг. Однако туристское законодательство еще нуждается в совершенствовании по целому ряду условий, отделяющих российскую практику туристской деятельности от международных стандартов. Это, прежде всего, условия в области: создания системы гарантий выполнения туристской программы, разработки системы требований к профессиональным туристским кадрам, контроля в системе информационного позиционирования туристского продукта.

Для Республики Башкортостан была обоснована целесообразность совершенствования организационной структуры государственного органа управления туризмом и выделение в ней комитета по развитию туризма. Функциональной особенностью такого комитета должна стать деятельность по трём направлениям: разработка комплексных программ, стратегия финансирования и научно-методическое обеспечение развития внутреннего регионального туризма.

Комплекс управленческих мер должен включать экономический и фискальный инструментарий поддержки туристского бизнеса. В Республике Башкортостан очевидна недостаточность и несистемность такой поддержки. Хотя дальнейшее развитие туризма региона должно строиться именно на создании привлекательных условий для частного капитала, что было доказано в диссертации. Именно частный бизнес (прежде всего, малое и среднее предпринимательство) ориентирован на оптимальное использование имеющихся ресурсов, а также высокую степень ответственности за использование государственных активов и эксплуатацию туристских возможностей территорий, что может быть усиленно при условии правового регулирования, четко регламентирующего ответственность частного бизнеса перед обществом. Таким образом, государство, создавая благоприятные экономические условия для частного бизнеса, без существенных финансовых затрат добивается двоякой цели: роста экономики и доходной части бюджета, с одной стороны, и формирования развитой региональной отрасли туризма — с другой.

Самый выгодный для региона — внутренний туризм — представляет собой весьма неопределённую, нестабильную среду для развития частного бизнеса. Именно в данном секторе предприниматели больше ориентированы на практику и действуют, что называется, методом проб и ошибок. Индивидуализация потребительского спроса, переход от массового стандартизированного к дифференцированному предложению туристских товаров и услуг обусловливают актуальность маркетинговых подходов к решению проблем развития туризма.

Определить наиболее выгодные с точки зрения доходности и инвестиционной привлекательности туристские области и целевые рынки туристских услуг позволит проведение комплексных маркетинговых исследований региона как единой туристской территории. Облегчить принятие оптимального решения призвана предложенная нами методика ранжирования туристских территорий по критериям уровня и потенциала развития туризма. В ходе проведения маркетингового анализа туристских территорий Республики Башкортостан было обозначено понятие «туристский округ», сформулирована система коэффициентов для расчета интегральных показателей уровня и потенциала туристского развития территорий, построена типологическая матрица для соответствующего ранжирования туристских территорий. Выработка данной методики потребовала всестороннего анализа существующих методик экономической оценки развития отраслей сферы услуг, определения их недостатков и преимуществ, что повлияло на качество авторской методики. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации по повышению эффективности использования выявленного потенциала туристских территорий республики.

Таким образом, проблемы дальнейшего развития и управления региональным туризмом и соответствующей рыночной инфраструктурой требуют проведения комплекса мер законодательного, экономического и организационного направления.

Современное развитие туризма характеризуется настолько глубокими переменами в его организационной структуре, специфике развития, состоянии качественных и количественных характеристик отрасли, что это до сих пор не позволяет дать однозначную оценку произошедшим изменениям. С одной стороны, современное состояние туризма расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее показателей туристского обслуживания, сокращением (износом) МТБ отрасли и значительным несоответствием туристского предложения современным требованиям потребительского спроса. С другой стороны, отмечаются высокие темпы роста туристских объектов, частных туристских фирм, числа обслуживаемых туристов по всей стране. Такая картина свидетельствует о периоде глубокой структурной перестройки российского туризма.

В данной работе, проведённой на базе Уфимского государственного института сервиса, являющегося профильным для туристской отрасли вузом, впервые на научной основе осуществлена попытка анализа социально-экономического состояния сферы туристских услуг региона. Исследование, проведенное на основе реальных показателей туристской отрасли отдельного региона, подтверждает необходимость учета специфики региональных условий при разработке и реализации механизмов совершенствования управления и развития туризма.

Внедрение выявленных положений и предложенных рекомендаций призвано обеспечить повышение эффективности регионального туризма и определить направления дальнейших исследований в этой области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. //Предпринимательство в России. 1998, № 3.
  2. М. Ф. Малые предприятия: социально-экономическая роль в системе рыночных отношений. // Рынок: социально-экономическое содержание и механизм функционирования.- Уфа: БГУ, 1998. -196с.
  3. М.А. Международный туризм. М.: Наука, 1969. — 208 с.
  4. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  5. Р. И. Приоритеты нашей экономической политики.// Экономика и управление. 1999, № 2.
  6. А.В. Эколого-экономический аспект оценки недвижимости. Уфа: УНЦ РАН, 2000. -53с.
  7. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.-С. 40−53
  8. Е.В. Российский сервис: сущность, состояние, проблемы, перспективы. Уфа: БГУ, 2000. -181с.
  9. М.Б., Богданов Е. И., Надиров А. Н. Система туристского образования //Тур. Фирмы. Вып. 10. СПб.: ТОО «Олбис». — С. 164−168.
  10. В., Галецкий В. Развитие сферы услуг и экономический рост // РЭЖ. 2000, № 10.-С. 56−61
  11. Больная Российская Энциклопедия. / Т.-19. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 235с.
  12. .И., Гладышев А. А. Экономика здоровья населения. -М.: ТЕИС, 2001.-103с.
  13. Г. Проблемы малого бизнеса: зарубежный опыт.// Экономика и управление. 1994, № 3.
  14. Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма. -М.: Советский спорт, 1999. -480с.
  15. Бюллетень туристской информации. М.: Госкомтурист, 2000. № 6.
  16. Ю.А. Рекреационные ресурсы СССР. М.: Наука, 1990. — 366 с.
  17. Н.А. Маркетинг туристских услуг. -М.: ТЕИС, 2001. -167с.
  18. P.M. Рыночная экономика и деловые отношения. Уфа: Башкортостан, 1997. -С.83
  19. Р. Проблемы малого предпринимательства или как решить их при господдержке.// Экономика и управление. 2000, № 1.
  20. Р.Ф. Повышение эффективности сферы услуг населению: теория и методология. -Уфа: Восточный университет, 2001. 130 с.
  21. М. В. Санин И.И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы). -М.: Сатурн-С, 2001.-151с.
  22. Г. А. Региональные модели организации внутреннего туризма. Владивосток: ВГУЭС, 2002. -89с.
  23. РБ. Статистический ежегодник. /Отчёты отраслей экономики РБ, 2001.
  24. Гостиничный и туристический бизнес. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998. — 180 с.
  25. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: НОЛИДЖ, 1996. -236с.
  26. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М.: Финансы и статистика, 2003. 300с.
  27. А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего Зарубежья. СПб., 1994. — 106 с.
  28. А.Н. Институциональные основы развития малого предпринимательства в XIX—XX вв..в. (на примере Республики Башкортостан). Уфа: УТИС, 2001. -299с.
  29. С., Симкин JL, Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2001. -114с.
  30. А. И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 1999. -543с.
  31. Д.И., Кутилина О. М., Реймер JI.A. Сравнительный экономический анализ региональной экономики. -М.: УРСС, 2002. 127 с.
  32. А.П. Менеджмент, маркетинг образования. -Н.Новгород: Нижегородский Институт менеджмента и бизнеса, 2001. 620 с.
  33. Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России. М.: НТА, 1996.-С. 29.
  34. А. Анализ структурных деформаций в промышленности Республики Башкортостан.// Экономика и управление. 1994, № 3.
  35. Е.Н. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996. -205с.
  36. И.В. Экономические аспекты стимулирования деятельности отечественных производителей туристского продукта. //Теория и практика физической культуры. 1999, № 11, С.39
  37. Е.Н. Туризм — путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. М.: РМАТ, 1998.-435 с.
  38. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России. -М.: Бизнес-центр «Агроконсалт», 2001. -56с.
  39. Д.К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. М.: ТОО «Луч», 1994. — 96 с.
  40. Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации (теория и практика деятельности туристских фирм). М.: Мастерство, 2002. -188 с.
  41. А.Л. Этапы развития туризма. Краткое методическое пособие для практической работы. Российский творческий союз работников культуры. -СПб., 1995. С. 4−5.
  42. Л.Г. Государственное регулирование развития предпринимательства в регионе. -М.: МГУС, 1999. -96с.
  43. Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. /Выпуск 1. -М.: Ресурсный центр (TACIS),
  44. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999. -286 с.
  45. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 г.: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 175 с.
  46. В.А. Туризм. -М.: Финансы и статистика, 2003. 315 с.
  47. А.Т., Волкова Н. А. Маркетинг в туризме. СПб., 1997. — 184 с.
  48. Н.В. Введение в специализацию: международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота. М.:Советский спорт, 1999.-202 с.
  49. Концепция развития малого предпринимательства Республики Башкортостан на 2001−2005 г. г. -Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, МВСТ РБ, 2000.
  50. В.В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. -М.: МГУС, 2003.-428 с.
  51. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. / Под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998.- 787 с.
  52. Н. А., Беляев М- К. Гарантийные механизмы поддержки субъектов малого бизнеса.// Малое предприятие. 1999, № 4.
  53. .Т. Справочник по экономической географии России. -М.: Юристь, 2001.-320 с.
  54. . Стратегический маркетинг. С.-Пб.: Наука, 1996. -589с.
  55. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: УРСС, 1977.
  56. И.А. Государственное регулирование экономики: формы, методы, инструменты. -Уфа: УТИС, 1997. -209с.
  57. Малое предпринимательство Башкортостана: проблемы и перспективы развития. -Уфа: 2000. -49с.
  58. Малое предпринимательство в РБ. Статистический сборник. -Уфа, 2000.
  59. Малый бизнес (спецвыпуск). -М.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2001.
  60. Маркетинг в туристском бизнеса. /Министерство иностранных дел Японии- Японский центр производительности для социально-экономического развития (JPC-SED), 2000. -57с.
  61. Менеджмент в сфере услуг: /Под ред. В. Ф. Уколова. -М.: Луч, 1995. -346с.
  62. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. -М.: 1997. -77с.
  63. Н.А., Галенская JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., Издательство Михайлова В. А., 2000. -207с.
  64. А.В. Место и роль индустрии туризма в современной экономике // Изв. АН СССР. Экономика. -М., 1991. № 3.
  65. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1985. — 215с.
  66. Г. А. Экономика туризма: международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 2001 -207с.
  67. Положительный опыт развития малого предпринимательства в РФ. -М.: Академия менеджмента и рынка, 2001. -89с.
  68. М. Конкуренция. М.: Юнити, 2001.
  69. Правила игры: производство, конкуренция, рынки. Министерство РФ по антимонопольной политике. /Выпуск-1. -М.: Институт макроэкономики, 2001 г.
  70. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. /Сб. науч. трудов. М: РНИИ культурного и природного наследия, 1995. — 212 с.
  71. Развитие отраслей социальной сферы в переходный период. /Под ред. Жильцова Е. Н., Ломанова П. Н. М.: ТЕИС, 2001. -276 с.
  72. Л.А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. М.: РИБ «Турист», 1997. — 295 с.
  73. В.К. Институциональная структура сервиса в сфере услуг. М.: МГУ сервиса, 2001. -263с.
  74. Российский статистический ежегодник. -М.: Госкомстат России, 1996−2000.
  75. Л.М. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. -М., МГУС, 1999. -159с.
  76. М.А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории. М.: Экономика, 1996.-365с.
  77. Социально-экономическое положение РБ в 2001 году. //Информационное сообщение Госкомстата, 2002.
  78. А.И. Качество непрерывного образования в РФ. М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов, 2000. -498 с.
  79. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
  80. А.Г. Малый бизнес в экономике региона. Уфа: Башгосунивер-ситет, 2000. -227с.
  81. Туризм и отраслевые системы. /Под ред. В. А. Квартальнова. -М.: Финансы и статистика, 2001. 318с.
  82. Туристский терминологический словарь /Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Советский спорт, 1999. — 325 с.
  83. Г. С. Очерки истории российского туризма. -М.: Герда, 2000. -217с.
  84. Ф.С., Бикташев С. С. Проблемы совершенствования межнациональных отношений в Республике Башкортостан. Уфа: Госкомитет РБ по науке, высшему и среднему специальному образованию, 2001.
  85. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИЦ Маркетинг, 2002. 886 с.
  86. М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА, 1996. 625с.
  87. Н.Б. Туризм как фактор экономического развития региона. Владивосток: ВГУЭС, 2002. -30с.
  88. Экономика Башкортостана /Под редакцией Х. А. Барлыбаева. Уфа.: Баш-госуниверситет, 1998. -188с.
  89. Экономика туризма. /Под ред. Квартальнова В. А. М.: Финансы и статистика, 2002. -308с.
  90. М. Туризм крупнейшая мировая индустрия // Экономист. 1991. 2329.03. № 769. С. 1−20.
  91. А.Г. Туриндустрия, помноженная на образование // Туристские фирмы. Вып. 12. СПб.: ОЛБИС, 1997. — С. 17−20.
  92. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. Tubungen, 1996. -C.99.
  93. Krippendorf J. Marketing of tourism. -Berne, 1971.
  94. Tacis Project SMERUS 9501/ Техническое содействие Ресурсного центра МП. Финансовые технологии в МП. Совместное исследование Ресурсного центра МП и Euroconsultants-European Profiles S.A. Consortium. M.: 1999 г.
  95. Информационная справочная система «Гарант». Законодательство Российской федерации. /Электронная версия от 25.04.2003.
  96. Информационная справочная система «Консультант Плюс». Законодательство Республики Башкортостан. /Электронная версия от 12.12.2003.
  97. Башкирская баннерная сеть: www.bilet.ufanet.ru/banner
  98. Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике: www.bashstat.ru
  99. Информационная служба «Уфа Он-лайн «: www.ufaonline.ru
  100. Информационно-деловой центр поддержки малого предпринимательства «МИД центр»: www.midcentr.ufanet.ru
  101. Информационное агентство «Башинформ»: www.bashinform.ru
  102. По тропам Южного Урала /Туризм на Южном Урале: www.southural.ru
  103. Региональная справочная информационная система «БашИнфо»: www.bashinfo.ru
  104. Ресурсный центр МП РФ: www rcsme.ru
  105. Российская Ассоциация развития малого и среднего бизнеса: www.rasme.ru
  106. Служба деловой информации по новым независимым государствам BISNIS: www.bisnis.doc.gov
  107. Уфимский городской фонд поддержки и развития малого предпринимательства: www.icity.ru
  108. Уфимский государственный институт сервиса: www.utis.bashedu.ru
  109. Фонд «АЯКС» по содействию развитию предпринимательства: www.fondajks.ru
  110. Фонд прямых инвестиций «Инвестиционные возможности России»: www.ivr.ru
  111. Территория охвата проекта j L^ Золотое Кольцо Башкортостана V1. Оренбург1.2 500 000
  112. Центральнй тур. округ- Южно уральский- ?) Южный-) Западный-) Северный- ^ Восточный
  113. Изменения в туристском законодательстве за период 1999—2002 гг. г.
  114. Положение Старые условия Новые условия Нормативная ссылка
  115. Старые условия Новые условия1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Заполнить форму текущей работой