Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диалектика времени и вечности в художественном сознании Михаила Пришвина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Официальная идеология страны не признавала этой непрерывности и взаимосвязи времен, была направлена на забвение ценностей дореволюционного прошлого, воспринимала настоящее как переходное состояние и целиком была обращена к «светлому будущему». Пришвин не принимает утверждаемые новой властью ценностные ориентиры и черпает поддержку в глубоко нравственных философских построениях русских мыслителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБРАЗ ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ М. ПРИШВИНА
    • 1. 1. Проблема времени в философском контексте первой половины XX века и художественном сознании М. Пришвина
    • 1. 2. Художественный мир М. Пришвина и восприятие времени в неомифологической культуре начала XX века
    • 1. 3. Образ времени в послеоктябрьском творчестве М. Пришвина
  • ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЕ М. ПРИШВИНА («ЗА ВОЛШЕБНЫМ КОЛОБКОМ», «ЖЕНЬ-ШЕНЬ», «ФАЦЕЛИЯ», «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ»)
    • 2. 1. Время в пространстве Всеединства: очерк М. Пришвина
  • За волшебным колобком"
    • 2. 2. Экзистенциальное время и вечность в лирико-философском дискурсе М. Пришвина: «Жень-шень», «Фацелия»,
  • Лесная капель"
  • ГЛАВА 3. ДИАЛОГ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО В РОМАНЕ «ОСУДАРЕВА ДОРОГА»
    • 3. 1. Конфликт эсхатологического мировосприятия староверов и исторического оптимизма «новых людей»
    • 3. 2. Личность и историческое время в «Осударевой дороге»

Диалектика времени и вечности в художественном сознании Михаила Пришвина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выдающийся русский писатель М. Пришвин по праву считается одним из уникальных художников двадцатого столетия, знаковой фигурой литературного процесса. Это не только талантливый писатель, но и оригинальный мыслитель, создавший собственную художественную философию творчества, природы и истории, общества и человека. В его произведениях удивительным образом сочетаются традиции русской культуры и открытия западной и отечественной философии, поэзия и наука, современное и архаическое.

Самобытный писатель, он выбрал свой неповторимый путь в литературе. Уже первое произведение «В краю непуганых птиц» продемонстрировало незаурядное умение М. Пришвина сопрягать изображение сегодняшнего дня народной жизни с поисками нетленных, вечных начал бытия. Среди дореволюционных критиков Р.В.Иванов-Разумник первым отметил укорененность художника в русской архаике, интерес к «золотому веку» прошлого. Это живое чувство прошлого, проявляющегося в каждом моменте настоящего, писатель пронес через всю жизнь. Еще одну грань таланта Пришвина осветил М. Горький, обративший внимание на оригинальность художественной манеры писателя, его поэтическую непосредственность восприятия окружающего мира.

В советский период своеобразие творческих поисков писателя не всегда находило понимание. В отечественном пришвиноведении на долгое время закрепилась оценка Пришвина как писателя-географа, анималиста, «певца природы», художественного очеркиста, значительно сужавшая и упрощавшая смысл его творчества. Многогранность таланта художника открылась не сразу. Конец прошлого столетия прошел под знаком поисков новых перспективных подходов к изучению творчества Пришвина.

Крепло понимание того, что произведения Пришвина являют собой пример оригинальной художественной философии, выявляющей в созданном им образном мире нравственное, эстетическое, ценностное отношение человека и писателя ко всему сущему. Поэтому его творчество необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Традиция исследования творчества М. Пришвина в широком философско-эстетическом контексте была заложена в работах Трефиловой Г. П., Агеносова В. В., Холодовой З. Я., Дворцовой Н. П., Семеновой С. Г, Борисовой Н. В. и др. Трефилова Г. П. одной из первых обратила внимание на философичность прозы писателя, определив ее как «философско-лирическую». В. В. Агеносов в работе «Творчество М. М. Пришвина и советский философский роман» (1988) рассматривает мир художественно-философских идей писателя, проводит параллель с творчеством современных художников слова.

Одна из наиболее важных, перспективных тенденций современного пришвиноведения — изучение философских основ художественного мира писателя. Проблема взаимосвязи творческих исканий М. Пришвина с религиозно-философской мыслью начала XX века была осмыслена в работах Н. П. Дворцовой и А. М. Эткинда. Предметом исследования З. Я. Холодовой стали вопросы, связанные с философией жизни и эстетической теорией Вл. Соловьева как корневой основой пришвинского «эстетического мировоззрения» (З.Я.Холодова). С. Г. Семенова рассматривает влияние идей русских космистов, в частности Н. Ф. Федорова, А. Л. Чижевского, В. В. Вернадского и др., на творческое поведение М.Пришвина. Н. В. Борисова находит точки соприкосновения мировоззренческих идей писателя с теориями западноевропейских и русских философов конца XIX — начала XX века.

Несмотря на то, что исследование творчества Пришвина в русле его философских воззрений дает ощутимые результаты, мы считаем, что особо важная для этого автора проблема времени проанализирована недостаточно. Следует подчеркнуть, что сам Пришвин неоднократно отмечал, что категория времени является основополагающей в его картине мира. Это одна из центральных тем философской рефлексии художника, о чем свидетельствует дневниковая проза и художественные произведения. По мысли писателя, полнота существования человека в мире оказывается невозможной без осознания им себя во времени, в непрерывном потоке существования и перемен. Пытаясь разгадать тайну времени, М. Пришвин устремляется к познанию законов бытия и человеческой жизни. Внимание художника к этой глобальной проблеме обусловлено и закономерностями эпохи: движением научно-философской мысли, усилением, по сравнению с XIX веком, трагичности мироощущения, апокалиптических предчувствий и ожиданий в среде русской интеллигенции, стремлением современников писателя объединить историческое и вневременное, объяснить текущее, преходящее с позиции вечного, нетленного.

Интерес исследователей к этой центральной текстообразующей проблеме пришвинского дискурса в целом носит эпизодический характер. Наблюдения за развитием и поэтикой воплощения философемы «время» присутствуют в статьях Юлдашевой J1.B., Геймбух Е., Поповой И. В. Ценными представляются умозаключения исследователя Н. В. Борисовой, которая приходит к выводу, что обращение М. Пришвина к языку мифа означает в том числе и философско-художественное постижение феномена времени и вечности. Проблема времени не случайно обладает особым статусом при изучении художественного творчества писателя. Понимание этого универсального измерения бытия, стало одним из главных смысложизненных ориентиров Пришвина. Для писателя постижение времени — это способ приблизиться к тайне мира. Глубинная интуиция художника, позволяющая чувствовать «иные времена, иные сроки», вкупе с философскими прозрениями эпохи направляла поиски писателя и определила особенности восприятия им категории времени. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что назрела необходимость изучения творчества М. Пришвина как художественно-философского постижения писателем феномена времени. Обращенностью к этой проблематике определяется актуальность данного диссертационного исследования.

Осмысление проблемы времени в его соотношении с вечностью и своеобразия ее решения в художественном мире М. Пришвина является главной целью исследования. Реализации цели подчинены следующие задачи:

— проанализировать особенности восприятия времени в неомифологической культуре начала XX века;

— определить причины обращения писателя к исследованию диалектики времени и вечности;

— проследить путь сопряжения сложных философских вопросов о сущности времени с художественной практикой М. Пришвина;

— рассмотреть типологию художественного времени в творчестве писателя;

— осуществить анализ поэтики воплощения времени в пришвинском дискурсе;

— уточнить взгляды писателя на характер движения циклического и линейного времени;

— определить отношение М. Пришвина к проблеме «прошлое / настоящее / будущее»;

Материалом исследования является художественная проза М. Пришвина — от первых очерков до итогового романа «Осударева дорога», отражающих взгляды писателя на сущность времени, характер и направление его движения. К анализу привлекаются также дневниковые книги художника, дающие представление об эволюции взглядов писателя на означенную проблему. Особенности восприятия категории времени и его художественного воплощения в творчестве Пришвина являются главным предметом диссертационного исследования.

Поставленными целью и задачами обусловлен и выбор метода исследования — системно-целостного. Кроме того, важное место в работе занимает сравнительно-типологического метод исследования, предполагающий соотнесение творчества М. Пришвина с философскими и публицистическими работами российских мыслителей XIX — XX веков, западноевропейским философским дискурсом. Применяется также принцип структурно-семантического анализа художественного текста. Использование данных методов диктовалось общей логикой работы, характером подлежащей рассмотрению проблемы и спецификой исследуемого материала.

В определении рабочей гипотезы мы исходили из того, что проблема «время — вечность», актуализированная художественной и философской мыслью в начале XX века, — одна из ключевых в творческом наследии художника. Становление писательского мировоззрения и эволюция представлений о «мире вечности» и «мире времени» отчетливо прослеживаются в дневниковой и художественной прозе М. Пришвина. От утверждения «Нельзя же сознавать себя без времени!» писатель приходит к пониманию сути времени в духе философских построений А. Бергсона, В. Вернадского и Н. Федорова, а в послеоктябрьском творчестве предметом пристального интереса художника становится взаимоотношение прошлого и настоящего и будущего.

Существенное значение для разработки теоретико-методологических основ диссертации имели философские и публицистические работы Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова, С. Н. Булгакова, В. Н. Муравьева, В. В. Вернадского, А. Бергсонанаучные теоретические исследования проблемы времени Н. М. Черемных, Л. М. Любинской, Л. Н. Когана, А. Косарева и др. Были привлечены исследования современников писателя: М. Горького, Р.В.Иванова-Разумника, В. Д. Пришвиной и др.

В диссертации учтены взгляды отечественных ученых, выработавших литературоведческие подходы и принципы текстуального анализа: М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Б. А. Успенского, Ю. С. Степанова, Е. М. Мелетинского и др.- работы российских историков литературы, связанные с изучением художественного процесса рубежа XIX.

XX веков, К. Г. Исупова, М. М. Голубкова, А. Гачевой и др.- результаты исследовании пришвиноведов: З. Я. Холодовой, Н. П. Дворцовой, Т.Я.Гринфельд-Зингурс, Н. В. Борисовой, С. Г. Семеновой, И. В. Поповой, Н. Н. Иванова, Л. Е. Тагильцевой и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диалектика времени и вечности, особенно актуальная для русской литературы конца XIX — начала XX века, занимает центральное место в творчестве М.Пришвина. Представление о времени как важнейшей универсалии человеческого бытия находит сложное отражение в произведениях писателя. Они являют собой художественное воспроизведение и философское осмысление разных временных типов: линейного исторического времени, природно-циклического, прошлогонастоящего — будущего, реального и мифологического, событийного и ментального.

2. Тесная связь с философией — отличительная черта художественного мышления писателя. Взгляды М. Пришвина на проблему времени развивались в русле философских построений западноевропейского мыслителя Анри Бергсона, философских и естественнонаучных идей представителей русского космизма Н. Ф. Федорова, В. В. Вернадского и др.

3. Диалектика времени и вечности эксплицирована в творческом наследии М. Пришвина системой противопоставлений: мгновение — вечность, земное время — вечность, прошлое — настоящее — будущее, время циклическое — время линейное, создающих формы сопряжения сиюминутного и бытийственного в судьбе человека и мира.

4. Дневниковая и художественная (повесть «Мирская чаша») проза послеоктябрьского периода проникнута ощущением катастрофизма текущего исторического времени. Революция, по мысли писателя, стала отправной точкой, в которой столкнулись два принципиально разных хода времени: линейное, историческое, и циклическое, естественное. Образы «злого» времени, времени как «дурной бесконечности», катастрофического ускорения бытия становятся доминирующими в художественном мире М. Пришвина.

5. В понимании М. Пришвина в тесном соприкосновении с проблемой изображения времени находится проблема изображения вневременного и вечного, так как это те реалии, которые издревле лежат в основе человеческого мировосприятия. Для писателя мир — это мир времени, исходящий из вечности и к ней возвращающийся. Образ вечности становится самым значительным в его художественных произведениях.

6. В романе «Осударева дорога» писатель исследует историческое время 30-х годов 20 века. Прошлое и настоящее — две временные константы, корректирующие и направляющие сознание автора. Духу эпохи с его отрешением от прошлого, разрывом с предшествующей культурной традицией и футуристическим напряжением М. Пришвин противопоставляет необходимость взаимодействия прошлого и настоящего с целью построения новой созидательной жизни.

Научная новизна диссертации заключается:

— в рассмотрении творчества писателя (художественной и дневниковой прозы) через призму проблемы времени, центральной для М. Пришвина;

— в исследовании взглядов Пришвина на природу времени, обнаружении их связи с философскими теориями времени А. Бергсона, Н. Ф. Федорова, В. В. Вернадского;

— в выявлении онтологического соположения различных временных типов, измеряющих социально-историческую и экзистенциальную ипостаси во взаимоотношениях человека и мира;

— в экспликации важной текстопорождающей идеи в пришвинском мирообразе, утверждающей, что время — проективно, ибо человек творческий, преображая природу, творит историю космоса, а, следовательно, изменяет и само время;

— в прочтении романа «Осударева дорога» как художественно-философского исследования взаимоотношения прошлого, настоящего и будущего.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней исследована эволюция взглядов писателя на проблему времени в русле историко-культурного и философского контекста конца XIX — середины XX векарассмотрена типология художественного времени в пришвинском дискурсеопределено своеобразие философского содержания романа «Осударева дорога» в контексте проблемы времени.

Практическое значение диссертации обусловлено возможностью применения выводов и наблюдений исследования в общем курсе истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М. Пришвина. Результаты диссертационной работы могут быть учтены при планировании школьного курса литературы в классах гуманитарного профиля.

Апробация работы. Основные положения исследования были апробированы на международных и российских конференциях по проблемам современной филологии: международной научной конференции «М. Пришвин: актуальные вопросы изучения творческого наследия» (Елец, 2002) — международной научной конференции «Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий» (Елец, 2003) — IX Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, 2003) — Второй Всероссийской научной конференции «Русская литература и философия: постижение человека» (Липецк, 2003) — Четвертых Международных научных чтениях «Творчество Б. К. Зайцева в контексте русской и мировой литературы» (Калуга, 2003) — научной конференции для аспирантов и молодых ученых «Поэтика» литературных гнезд: филология, история, краеведение" (Орел, 2004). Результаты научного исследования отражены в 7 публикациях.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

I. Ковыршина, О. А. Диалог прошлого и настоящего в романе и.

М.Пришвина «Осударева дорога» / О. А. Ковыршина // Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия: Материалы международной научной конференции. — Елец: ЕГУ имени И. А. Бунина, 2003. — Выпуск 2. С. 143−147.

2. Ковыршина, О. А. Философия времени в творчестве М. М. Пришвина / О. А. Ковыршина // Русская литература и философия: постижение человека: Материалы Второй Всероссийской научной конференции: в 2-х частях. -Липецк: ЛГПУ, 2004. — 4.2. — С. 136 — 142.

3. Ковыршина, О. А. Время и вечность в философской прозе М. М. Пришвина (На материале очерка за «Волшебным колобком») / О. А. Ковыршина // Творчество Б. К. Зайцева в контексте русской и мировой литературы 20 века: сб. ст.- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2003. — Выпуск 4. — С.321 — 327.

4. Ковыршина, О. А. Образ — символ чаши в повести М. М. Пришвина «Мирская чаша» и в рассказе И. А. Бунина «Чаша жизни» / О. А. Ковыршина // Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научной конференции. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. -С.108- 111.

5. Ковыршина, О. А. Путь духовного роста героев М. Пришвина (На материале сказки-были «Кладовая солнца») / О. А. Ковыршина // Мировая словесность для детей и о детях: сб. ст.- под ред. И. Г. Минераловой. — М.: Учебно-научный филологический центр, 2004. — Выпуск 9. — С. 141 — 144.

6. Ковыршина, О.А. «Философия жизни» Анри Бергсона в творческом наследии М. М. Пришвина / О. А. Ковыршина // Философия в 21 веке: Международный сборник научных трудовпод ред. О.И.Кирикова-Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. — Выпуск 1. -С. 101 — 105.

7. Ковыршина, О. А. Время как «дурная бесконечность» в дневниках М. М. Пришвина / О. А. Ковыршина // Культура и власть: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2004. — С. 154 — 156.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

М. Пришвин вошел в историю русской литературы как оригинальный художник-мыслитель, чье творческое наследие являет собой впечатляющий синтез философии и словесного искусства. Писателя на протяжении всей жизни серьёзно занимала и волновала проблема времени, являющегося неотъемлемой составляющей человеческого и природного бытия. Вслед за французским философом Анри Бергсоном Пришвин имеет полное право сказать, что время он ощущает как саму «ткань жизни».

Время относится к объектам, познаваемым в масштабе культуры, и поэтому ответ на вопрос «что есть время?» не может быть получен, если он поставлен вне культурно-исторического контекста, отражающего основные способы мышления о времени. В пришвинской философской концепции нашли отражение взгляды его современников: А. Бергсона, В. Вернадского, Н. Федорова, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева. Эти гениальные мыслители в определённый период произвели настоящий переворот в мировоззрении Пришвина и повлияли на формирование его взглядов, в том числе и на проблему времени.

Из философии А. Бергсона унаследовал писатель представление о времени как неотъемлемой внутренней сути бытия. Жизнь непрерывна, ее суть не время, а длительность — трансформирует писатель идеи французского философа. Длительность есть атрибут времени, его качество. А. Бергсона и М. Пришвина интересует не просто время как некая объективная категория, а время, которое переживает человек. Писатель стремится почувствовать ход времени, слиться с ним. Это «непосредственное вживание» или «интуитивное схватывание» (по А. Бергсону) представляет собой специфический способ постижения длительности, самой сути вещей и мира.

Жизнь именно длится благодаря тому, что прошлое в ней неразличимо сливается с настоящим и будущим. Писатель убежден, что прошлое, настоящее и будущее образуют единый поток, именуемый вечностью. В понимании Пришвина, время и вечность не противостоят друг другу, а друг в друге отражаются. Время не отменяет, не уничтожает вечности, вечность существует параллельно со временем как сфера непознанного, невыразимого. Чувство вечности — основное у писателя, оно присутствует почти во всех произведениях.

По мысли Пришвина-философа, суть бытия заключается в бесконечном движении во времени. Он много раз упоминает о вечном и бесконечном движении жизни, которое не укладывается в привычные с детства пространственно-временные масштабы. Вслед за А. Бергсоном, русским исследователем В. Вернадским писатель, наряду с субъективным временем живых организмов, временем эволюционного процесса, выделяет планетное время. Планетарно-космическое время Пришвин противопоставляет времени социальному, протекающему неравномерно.

В духе философских построений А. Бергсона М. Пришвин воспринимает жизнь как метафизически-космический процесс, могучий поток творческого формирования, а время — как функцию развития. Представление писателя о связи времени и движения жизни перекликается с идеями русских космистов Н. Федорова и В. Вернадского. В философской системе Пришвина представление о времени — протяженности дополняется представлением о времени — творчестве. Таким образом, взгляды художника на природу и характер движения времени развивались в русле философских концепций того времени и свидетельствовали о неослабевающем интересе писателя к этой глобальной проблеме человеческого бытия.

В сознание писателя, наряду с философскими построениями, органично вошли архаические представления о циклическом и линейном движении времени. Круг и прямая — символы природного и исторического времени — становятся ведущими в творчестве М. Пришвина. Признавая несомненную ценность текущего исторического времени, писатель, тем не менее, в своих произведениях актуализирует прежде всего мифологическую циклическую модель. Мифологическое циклическое время ориентировано на прошлое.

Прошлое как бы постоянно возвращается и тем самым придает солидность, весомость, непреходящий характер настоящему. Иное дело — время линейное, однонаправленное и необратимое, отвергающее законы «вечного возвращения». Оно соответствует человеческому ощущению непрерывного хода времени.

Октябрьская революция стала отправной точкой, в которой столкнулись два принципиально разных хода времени: линейное, историческое и циклическое, естественное. Трагизм русской истории, хаос распавшегося бытия рождают у писателя восприятие времени как «дурной бесконечности». Революционный разгром коммунистами всего старого общества воспринимается им как вселенский катаклизм разрушения пространства и времени, бытия народа России и личности. М. Пришвин мечтает об исправлении силами человека испорченного настоящего, о восстановлении гармонии между прошлым и настоящим — только это позволит выйти из порочного круга.

Официальная идеология страны не признавала этой непрерывности и взаимосвязи времен, была направлена на забвение ценностей дореволюционного прошлого, воспринимала настоящее как переходное состояние и целиком была обращена к «светлому будущему». Пришвин не принимает утверждаемые новой властью ценностные ориентиры и черпает поддержку в глубоко нравственных философских построениях русских мыслителей. Писателя увлекает гуманистический пафос философии «общего дела» II. Федорова. Наследие Федорова он воспринимает как знаменательный факт русской культуры, в котором сошлись духовные, нравственные традиции. Как и Н. Федоров, писатель видит смысл «общего дела» в сохранении прошедшего, за которым стоят реально жившие, существовавшие люди, не приемлет социальный подход к решению задачи создания «правильного общества». К пониманию ценности прошлого в деле созидания настоящего и будущего в разное время подошли С. Булгаков, В. Муравьев, Н. Федоров, Н. Бердяев с высказываниями которых, безусловно, корреспондируют философские раздумья Пришвина о движении времени.

Сознание М. Пришвина многослойно: оно вмещает все измерения времени не в линейной, а в пространственно-многогранной форме. Он ориентируется на жизнь природного мира, который по-настоящему гармоничен, потому что в нем время циклическое включает в себя линейное движение. Поэтому, не отрицая ценности линейного исторического движения и развития, писатель во главу угла ставит следование ритмам природы, живущей по законам вечно возвращающегося циклического времени.

Творчество Пришвина связано с общими закономерностями развития русской литературы начала двадцатого века, когда в ту переломную эпоху эстетические искания проходили под знаком поисков средств художественных и философских обобщений, наблюдалось частое обращение к мифу с его насыщенной семантикой. «Миф о мире» не искажал картину мира, но проницал ее, позволял видеть ее скрытые сущности и смыслы явлений, раскрывал таинственную связь между жизнью и бытием. Пришвинская картина мира создана по законам мифопоэтики, пронизана мифическими аллюзиями и реминисценциями. Предметом изображения в ранних художественных произведениях писателя становятся время и вечность, между которыми строятся амбивалентные отношения. Писатель отстаивает приоритет вечных ценностей над временными. Ему хочется говорить о текущем, об отдельном и личном с точки зрения века, мира, бытия вообще. В связи с этим мифологизм становится для писателя фундаментальным принципом творческого восприятия действительности, ибо мифичность позволяет перевести изображение в глобальный план, а символика, возникающая на различных уровнях повествования, способствует концентрации философского содержания.

В очерке «За волшебным колобком» М. Пришвин создает свой неповторимый реально-мифологический хронотоп, намеренно нарушая непрерывность и гомогенность времени, изображая одновременно и историческое текущее время и мифологическое. Попытка вырваться из рутинного, утилитарного времени повседневности есть для писателя не что иное, как попытка осознать скрытую смысловую сторону реальной жизни. В этнографическом очерке проявляется настойчивое стремление автора за частными реалиями открывшейся жизни увидеть нечто вечное, изначальное, никуда не исчезающее, что определяет судьбы человека и мира. С этой целью Пришвин обращается к мифологическому прошлому, мифологическим образам и ситуациям. Он фиксирует во внешнем мире все, что содержит в себе потенцию к выявлению целостности, жизнеспособности, «вечности».

Тематические рамки, ограниченные понятием вечности, мгновенно раздвигаются, когда в произведениях М. Пришвина идет речь о реалиях, «генетически» связанных с вечностью в понимании писателя: любовь, природа, творчество. Красота природного мира соединяет человека с богом и напоминает о вечном, вневременных ценностях жизни. В мифическом пространстве повести «Жень-шень» это сила, особая энергия единого космического универсума — энергия Всеединства. В повести писатель отказывается от рационально-механистического подхода в художественном осмыслении вечных проблем, он руководствуется раз и навсегда избранной логикой — логикой мифа. Метаморфоза становится символом единства мира и его вечности. Силой «родственного внимания» он превращает обыденность в поэзию, не раз замирает перед красотой жизни, и тогда становятся возможными чудесные метаморфозы. Она напоминает о вечности сотворенного мира, в котором ничего не кончается смертью, а кончается только превращением, в котором ничего не завершено, а все текуче.

В особом экзистенциональном времени, измеряемом напряженностью и интенсивностью душевного состояния, открывается выход к вечности. Связывая вечность с человеческой жизнью, Пришвин обнаруживает, что она существует не где-то «там», за пределами земной жизни, а свершается во временном и через временное. Пришвинский герой приходит к пониманию ценности земного бытия, которое дает возможность приобщиться к вечности через слияние индивидуальной жизни с миром, Вселенной. Момент, когда человек испытывает единство, слияние с целой вселенной, это есть миг вечности. Такое понимание вечности, основанное на принципе «Всеединства», берет свое начало с философских идей В. Соловьева, М. Бердяева, П. Флоренского.

Пришвину свойственно особое, обостренное внимание к ускользающим мгновениям жизни, сквозь которые он умеет чувствовать вечность. В лирической поэме «Фацелия» движение жизни предстает через смену мгновений, и каждое самоценно и уникально. В «пространстве» мгновения синхронно запечатлеваются прошлое и настоящее, а человек обладает властью над временем. Пришвин философски осмысляет невосполнимость временного изменения всего сущего, однонаправленность движения от бытия к небытию. Нельзя остановить поток, но художественное утверждение состоит в том, чтобы схватить мимолетность и неповторимость бытия и дать этот миг здесь и теперь, во всем сиюминутном трепете и полноте.

В «Лесной капели» М. Пришвин укрепляется в мысли, что произведение искусства рождается из встречи мгновенья текущей жизни земли с вечностью. В главе «Времена года» время становится особой категорией авторского замысла, автор использует его с максимальной художественной нагрузкой. Образы мгновения и часа, утра и вечера, дня и ночи, весны и лета, осени и зимы, срока, поры, возраста доминируют в произведении. Время разграничено даже не днями, а утрами, полднями, вечерами, осенними, зимними, летними, весенними, выделенными памятью в силу своей особенной красоты и гармонии. Но от этого повествование не становится дискретным, так как с первых страниц автор выбирает сложную форму сопряжения сиюминутного и бытийственного. Яркое, неповторимое мгновение становится символом гармоничного существования.

Главный смысл «Лесной капели» — укорененность всей жизни во времени, изменчивость мира, имеющего свои точки интенсивности и спада. Вне этого нет жизни. Но оправданность всего существования человека, его цель лежит в страстном желании оказаться на таком уровне родства со всем миром — и никак не меньше — где время исчезает, а мгновение становится вечностью.

Само понимание или, скорее, ощущение того, что есть время дискретное и «другое» время, абсолютное, очень важно для человека, поскольку позволяет ему за дискретными оболочками земных вещей и событий прозревать их сущности. Существуя вне зависимости от дискретного в восприятии человека времени (прошлое—настоящее— будущее), вечность, по мнению писателя, тем не менее, присутствует в каждом мгновении. Таким образом, герои Пришвина, совершая путь к постижению вечности, совершают путь к самим себе.

Писателя интересует время в самых разных измерениях: от безначального природного до точного исторического и личного. В разных воплощениях — современности, прошлого и предугадывания будущего. Как художника, Пришвина, конечно, волнует прежде всего конкретное время — историческое, время в человеке. Историческое время становится важнейшим фактором, воздействующим на характер, и взаимодействия с ним, то позитивного, то губительного, не может избежать никто. В романе «Осударева дорога» писатель намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Эти полярные позиции, представленные в произведении, формируют поле огромного идеологического напряжения.

Роман «Осударева дорога» представляет собою попытку автора аналитически переосмыслить наступающие новые времена. В центре внимания писателя — период тридцатых годов, проникнутый духом всеобщего отрицания и жаждой переустройства мира. Он стремится исследовать истоки развернувшегося на его глазах конфликта между устоявшимися традиционными нормами жизни и новой идеологией, понять закономерности и движущие силы истории, провести поучительные аналогии. Требованиям «начать все вновь» противостоит в сознании.

Пришвина представление о том, что «мир круглый». Единство человека и природы существует в линейном историко-временном измерении, в измерении пространственном. Современный человек, который меняется сам и меняет мир, живет мыслью о будущем, по мысли Пришвина, одновременно находится в полной зависимости от повторяющихся событий, от круга, по которому движется жизнь в любую эпоху.

Человеческая жизнь направлена на преобразование линейного исторического времени в циклическое, вовлечение его в круговорот «вечного вращения». Этой цели служит и бережное отношение к прошедшему. Прошлое становится той идейно-художественной доминантой, которая определяет направление творческих поисков писателя. Пришвин изображает отчуждение человека в этом мире, если в основу его не положен гуманизм духа, общечеловеческие ценности, оставленные предками. Положительное, доброе, христианское прошлое он стремится воскресить, перенести из былого в будущее идеальное начало. Писатель ставит вопрос о сохранении человеком всего лучшего, что есть в народном опыте, во имя новой созидательной жизни.

Двойной ракурс «Осударевой дороги»: прошлое и настоящееотражает проблему поколений. Старики обращены в прошлое, где жизнь текла размеренно, по Закону Божьему. «Новые люди» устремлены к будущему, но не к Судному дню, как старообрядцы, а к созданию рая на земле. Основой их мироощущения становятся две жизнеотрицающие идеи: во-первых, реальность воспринимается как враждебное, косное, консервативное начало, нуждающееся в коренной переделкево-вторых, высшей ценностью является будущее, идеальное и лишенное противоречий, оправдывающее любое насилие над настоящим. М. Пришвин делает в романе попытку примирить прошлое и настоящее. Автору одинаково близки герои старого и нового времени, так как они одержимы, как всякий русский человек, поисками правды. И пусть каждый из них мыслит то религиозно, то морально, то социально, но все они ищут правды, спасения, устремляясь в будущее.

Творчество одного из крупнейших писателей конца XIX — первой половины XX века М. Пришвина привлекает пристальное внимание глубиной философских проблем и необычностью художественного метода. Представление о времени и вечности как важнейших универсалиях человеческого бытия находит отражение практически в каждом его художественном произведении. Сквозной концептуальный образ времени становится своеобразным «двигателем» художественно-философского мира Пришвина, основой композиции, главной темой и сюжетной линией многих произведений. Писателя равно интересует малое человеческое время и вечность, время линейное историческое и циклическое природное, прошлое с настоящим и будущим, ритмы природы, отдельные мгновения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Дневники 1914 1917 /М.Пришвин- под ред.
  2. B.Д.Пришвиной. М.: Московский рабочий, 1991. —432с.
  3. , М. Дневники 1918 — 1919. Книга вторая /М.Пришвин.
  4. М.: Московский рабочий, 1994.— 383с.
  5. , М. Дневники 1920 — 1922. Книга третья /М.Пришвин. -М.: Московский рабочий, 1995.— 334с.
  6. , М. Дневники. 1923 — 1925. Книга четвертая /М.Пришвин. — М.: Русская книга, 1999.-416с.
  7. , М. Дневники. 1926 — 1927. Книга пятая /М.Пришвин. — М.: Русская книга, 2003. —592с.
  8. , М. Дневник 1942 года / М. Пришвин- публикации Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. — 1990. — Выпуск 4. —1. C. 125- 139.
  9. , М. Дневник 1942 года /М.Пришвин- публ., подг. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Человек. — 1990. — Вып. 5. —С. 134 — 147.
  10. , М. 1917: Дневник / М. Пришвин- публ. Л. А. Рязановой, В. В. Круглеевской // Лит. учеба. — 1990. — № 3. — С. 88−118.
  11. И. Пришвин, М. 1931 1932 годы /М.Пришвин //Октябрь. — 1990.- № 1.- С. 146−180.
  12. , М. Дневники ранних лет. 1907 — 1909 /М.Пришвин //Человек. 1995. — Вып. 5. — С. 168 — 181.
  13. , М. Дневники /М.Пришвин. — М.:Русская книга, 1999.-412 с.
  14. , М. Воля вольная / М. Пришвин // Вопр. литер. 1995.1. Вып. 3. — С. 175−216.
  15. , М. «Жизнь стала веселей.»: Из дневника 1936 года /М.Пришвин // Октябрь. 1993. — № 10. — С. 3 — 21.
  16. , М. Дневник /М.Пришвин- публ. и прим. Я. З. Гришиной //Лит. обозрение. — 1990. № 8. — с. 104 — 112.
  17. , М. «Какая остается Россия после боев»: Из дневниковых записей о Ф. М. Достоевском / М. Пришвин // Дружба народов. 1996.-№ 11.-С. 179−202.
  18. , М. Когда били колокола: Из дневников 1926 — 1932 годов /М.Пришвин //Прометей. 1990.- Т.16.- С. 411 -422.
  19. , М. Леса к «Осударевой дороге», 1909 — 1930: Из дневников / М. Пришвин- публ. В. В. Круглеевской, JI. Рязановой // Наше наследие. 1990. — № 1. — С. 64 — 85.
  20. , М. Леса к «Осударевой дороге»: Из дневников 1931 — 1952 годов / М. Пришвин- публ. В. В. Круглеевской, Л. Рязановой // Наше наследие. 1990. — № 2. — С. 59 — 84.
  21. , М. Мы с тобой: По дневнику 1940 года / М. Пришвин- составление и сопроводительный текст В. Пришвиной //Дружба народов.- 1990. № 6. — С. 236 — 262.
  22. , В. В. Творчество М.М. Пришвина и советский философский роман: монография/В.В. Агеносов. М.: Прометей, 1988. — 98с.
  23. , В.П. Становление человека / В. П. Алексеев. М.: Политиздат, 1984. — 462с.
  24. , Ю.М. Миф и вечность / Ю. М. Антонян. М.: Логос, 2001.-464с.
  25. , Ф. «Игра с жанром» в творчестве М. Пришвина /Ф. Апанович // Михаил Пришвин и русская культура XX века: сб. статей. -Тюмень: Вектор Бук, 1998. С. 99 — 112.
  26. , Р. Избранное: Измерения исторического сознания /Р. Арон- под ред. Л. Ф. Петецкой. М.: РОССПЭН, 2004. — 528с.
  27. Астафьев, П. Е. Национальные и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) / П. Е. Астафьев // Вопросы философии. -1996.- № 12.- С. 84−101.
  28. , Г. М. Пришвин и Горький / Г. М. Атанов // Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. — С. 92 — 98.
  29. , М.Д. Пространство и время: от мифа к пауке /М.Д.Ахундов //Природа. 1985. — № 8. — С. 53 — 64.
  30. Бальбуров, Э А. Новая мифология Михаила Пришвина / Э. А. Бальбуров // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 1996. -№ 4.- С. 19−25.
  31. , Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе / Е. В. Барабанов // Вопросы философии. 1990. — № 8. — С. 67 — 80.
  32. , А. Поэтическая родина Пришвина / А. Бармин // Север. -Петрозаводск. 1973.- ЖЗ.-С. 125- 128.
  33. , М.М. Эпос и роман/М.М.Бахтин.-СПб.:Азбука, 2000.-304 с.
  34. , М.М. Из жизни идей: Статьи, эссе, диалоги / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1995.- 151с.
  35. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.- 424с.
  36. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон- пер. с фр.
  37. B.Флеровой. М.: Терра — Книжный клуб- КАНОН — пресс — Ц, 2001. — 384с.
  38. , Н.А. Русская идея. Судьба России / II.A. Бердяев. — М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 324с.
  39. , Н.А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 256с.
  40. , Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. — 415с.
  41. , М.М. Пришвин. Искусство как «творчество жизни» /М.М.Бойко //Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М.: Наука, 1985. — С. 70 — 95.
  42. , Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов / Ю. Я. Бондаренко. — М.: Школа-пресс, 1994. — 237с.
  43. , Н.В. Динамика творческого сознания в поэме М. Пришвина «Фацелия"/ Н. В. Борисова //Творческая направленность процесса обучения: сб. науч. тр. / Моск. пед. гос. ун-т. М.: Прометей, 1997.1. C. 64−68.
  44. , Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М. Пришвина: монография /Н.В. Борисова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. — 316с.
  45. , Н.В. Художественное время в повести „Мирская чаша“ /Н.В.Борисова // Европейские языки: Историография, история, теория, методика. / Елец. гос. ун-т. — Елец, 2002. Выпуск 2. — С. 203 — 213.
  46. , Н.В. Художественное пространство в повести М. Пришвина „Мирская чаша“ / Н. В. Борисова // Европейские языки: Историография, история, теория, методика. / Елец. гос. ун-т. — Елец, 2002. — Выпуск 2.-С. 213−226.
  47. , Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М.Пришвина: учебн. пособие / Н. В. Борисова. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. — 227 с.
  48. Боровой, Л."Тайная современность языка.»: М. Пришвин / Л. Боровой // Путь слова: Очерки и разыскания. М.: Советский писатель, 1974.- С. 715−741.
  49. , Е.Е. Текст в пространстве культуры («Sny. Ogrody. Serenite. Ярослава Ивашкевича): монография / Е. Е. Бразговская. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2001. — 114 с.
  50. , С. Первообраз и образ: сочинения в двух томах / С.Булгаков. СПб.: ООО «ИНА ПРЕСС" — М.: «Искусство», 1999. — Т.1: Свет невечерний. — 1999. — 416 с.
  51. , С.Н. Из памяти сердца. Сборник автобиографической прозы / С.Н. Булгаков- сост. А. Ю. Максимов, А. П. Олейникова. Орел: Издательство Орловской телерадиовещательной компании, 1998. -476 с.
  52. , С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения
  53. С.Н.Булгаков.- М.: Республика, 1994.-415 с.
  54. , С.Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков — Новосибирск: Наука, 1991. —349 с.
  55. , В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2-х тт. / В. Бычков. М. — СПб.: Университетская книга, 1999. — Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия. — 1999. — 527 с.
  56. , В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и неживой природе / В. И. Вернадский. — М.: Изд-во «Наука», 1975. — Книга I.- 173с.
  57. , З.Я. Символика в романе М.М. Пришвина «Кащееева цепь» / З. Я. Вершута // Мастерство писателя: сб. науч. тр. / Смол. гос. пед. ин-т. Смоленск, 1975. — С. 5 — 20.
  58. , A.M. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высш. Школа, 1989. — 406 с.
  59. Всемирная энциклопедия: Мифология- сост. и гл. ред. М. В. Адамчик. Минск: Соврем, литератор, 2004. — 1088с.
  60. , П.С. Пришвин и современность / П. С. Выходцев // Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. — С. 9 — 27.
  61. , П.С. Проблема преемственности в эстетике М. Пришвина / П. С. Выходцев // Творческие взгляды советских писателей: сб. статей.-Л.: Наука, 1981.-С. 120- 143.
  62. , А.А. Художественный текст как культурно-историческийфеномен. Теория и практика прочтения: учебное пособие / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. М.: Флинта- Наука, 2002. — 184с.
  63. , П.П. «Вехи»: Неуслышанное предостережение / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1992. — № 2. — С. 98 — 120.
  64. , Г. Он бежал в первозданность неокультуренного бытия. /Г. Гачев//Социум. 1993. — № 28/29. — С. 19−32.
  65. , Г. Пришвин / Г. Гачев //Русская Дума: Портреты русских мыслителей. — М.: Новости, 1991.- С. 98- 104.
  66. , Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии: Диалог между науками о природе и человеке / Г. Д. Гачев. М.: Логос, 2003. — 512с.
  67. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения /Н.К. Гей//Контекст 1974.- М.: Наука, 1975.- С. 213 -228.
  68. Гей, Н. К. Художественная форма и национальные традиции / Н. К. Гей // Проблемы художественной формы социалистического реализма. -М.: Наука, 1971.-Т.2.- С. 5−46.
  69. , В. Картина природы в современном мире / В. Гейзенберг // Природа. 1987. — № 6. — С. 86−96.
  70. , Е. Время в художественном мире М.М. Пришвина / Е. Геймбух // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 57 — 65.
  71. , П. Русские космисты / П. Гиренок. — М.: Наука, 1990.- 124с.
  72. , Л.Н. Вернадский и Пришвин: Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы / Л. Н. Гордиенко, Т. Я. Гринфельд // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -М., 1980.-№ 1.-С. 58−66.
  73. К.Д. Гордович. СПб.: СпецЛит, 2000. — 320с.
  74. , А. Сеятель / А. Горелов // Соединяя времена. М.: Современник, 1978.-С. 77- 120.
  75. , М. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1949 — 1955. — Т. 24. — 1953. — 452с.
  76. , Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. — М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  77. , Т.Я. Вл.Соловьев, В. Розанов, М. Пришвин: понимание красоты в природе /Т.Я. Гринфельд. — Сыктывкар: Сыктыв. гос. ун-т, 1995.- 24с.
  78. , Т.Я. Мир как единство в творчестве М.М. Пришвина / Т. Я. Гринфельд // Михаил Пришвин и русская культура XX века: сб. статей. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — С. 164 — 168.
  79. Гринфельд-Зингурс, Т. Я. Природа в художественном мире М. М. Пришвина: монография / Т.Я. Гринфельд-Зингурс. — Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1989.- 196с.
  80. , Я. Дневник М. М. Пришвина как культурный феномен (на материале дневника 1918 1922 годов) / Я. Гришина, В. Гришин // Михаил Пришвин и русская культура XX века: сб. статей. — Тюмень: Вектор Бук, 1998. — С. 41 — 63.
  81. , Я.З. Искусство видеть мир (о творчестве М. Пришвина) Я. З. Гришина // Искусство в школе. 1992. — №¾. — С. 24 — 26.
  82. , Я.З. «Я найду себе свободную родину» / Я. З. Гришина //Дружба народов. 1994. — № 2. — С. 205 — 211.
  83. , Я.З. Исследование новой культурной ситуации в дневнике М. Пришвина 1923 1925 годов / Я. З. Гришина // Материалымеждунар. науч. конф. «М. М. Пришвин и русская культура» / Елец. гос. пед. ин-т. Елец, 1998. — С. 18 — 20.
  84. Гумилев, J1.H. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: «Институт ДИ — ДИК». — 1997. — 640с.
  85. , А.Я. Время как проблема истории культуры / А. Я. Гуревич //Вопросы философии. 1969.-№ 3.- С.105- 116.
  86. , А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1984. — 350с.
  87. , П. «Люблю, значит существую.» / П. Гусев // Юность. — 1986.-№ 5.-С. 79−81.
  88. , А.Н. К вопросу о философских и эстетических принципах М.Пришвина / А. Н. Давшан // Науч. тр. / Ташкент, гос. ун-т. Ташкент, 1984.-С. 30−38.
  89. , Н.П. М. Пришвин и его «вечные спутники» (Д. Мережковский, В. Розанов, А. Ремизов): монография / Н. П. Дворцова. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1995. — 126с.
  90. , Н.П. М. Пришвин и русская религиозно-философская мысль XX века: монография / Н. П. Дворцова. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1992.-80с.
  91. , А.А. Русская философская проза 1920 — 1930 годов и христианская мифология / А. А. Дырдин // Вопросы филологии. -Ульяновск. 1998. — С. 32 — 38.
  92. , Г. А. Михаил Пришвин: Жизнь и творчество / Г. А. Ершов.
  93. , А.Ф. Лекции по истории русской философии / А. Ф. Замалеев. Изд. 2-е, доп. и перераб. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1999−312с.
  94. , Н. Михаил Михайлович Пришвин / Н. Замошкин //Москва. 1958.-№ 5.-С. 164- 167.
  95. , Н. Слово, стиль, время / Н. Замошкин // Октябрь. — 1959.-№ 2.-С. 183−200.
  96. , Н. Писатель-Берендей / Н. Замошкин // Пришвин М. М. Собр. соч.: в 7 т.-М.- Л.: Госиздат, 1927- 1930.-Т.1.-С. 17−36.
  97. , А.А. Принципы циклизации в «Лесной капели» М.М. Пришвина // По законам жанра: сб. науч. тр. / Тамбов, гос. ун-т. — Тамбов, 1978. Вып. 3. — С. 46 — 53.
  98. , И.А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина / И. А. Зотов. — М.: Просвещение, 1982. 80с.
  99. Иванов Разумник, Р. История русской общественной мысли: в 3 т. / Р. Иванов-Разумник. — М.: Терра, 1997. — Т.1. — 416с.- - Т.2. — 400с.- -Т.З. — 368с.
  100. , В. По звездам: Статьи и афоризмы / В.Иванов. СПб, 1909.-438с.
  101. , В. Родное и вселенское / В.Иванов. М.: Республика, 1994.-428с.
  102. , Н.Н. Языческий мифологизм в сочинениях М. Пришвина / Н. Н. Иванов // Материалы международной научной конференции «Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия» — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. Выпуск 2. — С. 80 — 84.
  103. , И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М.: Республика, 1993.- 429с.
  104. , П. Читая дневник М.М. Пришвина / П. Капица // Воспоминания о Михаиле Пришвине: сб. М.: Сов. писатель, 1991. -С. 111 — 122.
  105. , Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник. — 3-е изд. — М.: Флинта- Наука, 2001. — 216с.
  106. , Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. СПб: ОРИС, 1994.- 303с.
  107. , В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие
  108. В.Е.Кемеров. -М.: Аспект Пресс, 1996. 215с.
  109. , Р. Михаил Пришвин: «Мы просто счастливы. И это чудо!» Р. Киреев // Наука и религия. — 2002. № 4. — С. 33 — 37.
  110. , А.Л. Поэтическое слово М.М. Пришвина / А. Л. Киселев //Пришвин М. Желанная книга. М.: Сов. Россия, 1987. — С. 5 — 24.
  111. , А.Л. Об этическом романтизме М. Пришвина / А. Л. Киселев //Романтизм. Вопросы эстетики и художественной практики: сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т. Тверь, 1992. — С. 119 — 125.
  112. , А.Л. Пришвин-художник / А. Л. Киселев. Хабаровск: Кн. изд-во, 1978.- 128с.
  113. , Е. Открытие небывалого / Е. Клепикова // Север. — Петрозаводск, 1973. № 1. — С. 116−123.
  114. , К. Коммунизм Христа: Анализ Нового Завета / К.Клуге. — М.: Искусство, 1992. — 127с.
  115. , Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизничеловека / Л. Н. Коган. — Екатеринбург: УрГУ, 1994. 208с.
  116. В.В. Время Пришвина / В. В. Кожинов // Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. — С. 67 — 76.
  117. , И.В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. М.: Наука, 1994. — 378с.
  118. , А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: учеб. пособие / А. Косарев. — М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 304с.
  119. , Т.В. Фольклорные корни пространственно-временнойобразности в повести М. Пришвина «Жень-шень» / Т. В. Краснова // Русский фольклор Сибири. Улан-Удэ, 1997. — С. 74 — 81.
  120. , Т. В ладу со сказкой (традиция фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. / Т.Краснова. — Иркутск, 1993. — 99с.
  121. , В.Я. Михаил Пришвин: Жизнеописание идеи: монография / В. Я. Курбатов. М.: Сов. писатель, 1988. — 222с.
  122. , И.К. Путь к Всечеловеку: Мир как целое в концепции культуры М. М. Пришвина: монография / И. К. Кучмаева. М.: Изд-во Академии славянской культуры, 1997.- 146с.
  123. , В.П. Научные принципы и современные мифы /В.П.Лебедев. М.: Знание, 1981.-63с.
  124. , Ю. Космос Михаила Пришвина / Ю. Линиик // Север. -Петрозаводск, 1980.-№ 10.-С. 109−114.
  125. Логический анализ языка. Язык и время- под ред. Н. Д. Арутюновой, Т. Е. Янко. М.: Издательство «Индрик», 1997, — 352с.
  126. , А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. СПб.: Алетейя, 2001. -256с.
  127. Лосев, А. Ф. Бытие имя — космос / А. Ф. Лосев.- М.: Мысль, 1993.-958с.
  128. , Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М.: Свароги К, 2000.-496с.
  129. , В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы) / В.А.Лось- под ред. А. Д. Урсула. -М.:ИНФРА-М, 2000.- 192с.
  130. , Ю.М. Миф имя — культура / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Теория знаковых систем — М, 1973. — Выпуск IV. — С.282 — 305.
  131. Л.Н. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований / Л. Н. Любинская, С. В. Лепилин. М.: Прогресс Традиция, 2002. — 304с.
  132. , М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. М.: Мысль, 1996. — 647с.
  133. , М. Лекции по античной философии / М.Мамардашвили. М.: «Аграф», 1998. — 320с.
  134. , Г. Т. Сюжетное время и время экзистенции /Г.Т.Маргвелашвили. — Тбилиси: Мецниереба, 1976. 73с.
  135. , Е.М. Избранные статьи. Воспоминания /Е.М.Мелетинский М.: Росссийск. гуманит. университет, 1998.-576с.
  136. , Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю. И. Минералов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
  137. , Ю.Б. Проблема времени в современной науке /Ю.Б.Молчанов.-М.: Наука, 1990.- 136с.
  138. , JI.E. Философская антропология: учеб. пособие /Л.Е.Моторина. М.: Высш. школа, 2003. — 256с.
  139. , И.П. Михаил Пришвин: Критико-биографический очерк /И.П.Мотяшов. М.: Сов. писатель, 1965. — 248с.
  140. , В.Н. Овладение временем / В. Н. Муравьев. — М.: РОССПЕН, 1998.-320с.
  141. , В.М. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. М.: Гардарики, 2002. — 554с.
  142. На пороге грядущего: Памяти Николая Федоровича Федорова (1829 1903) — сост. и ред. А. Г. Гачевой и др. — М.: Пашков дом, 2004. — 456с.
  143. , Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие / Н. А. Николина. — М.: Флинта- Наука, 2002. — 424с.
  144. , Л.И. Русская философия истории: курс лекций / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. Изд.2-е, доп. — М.: Аспект Пресс, 2000.-399с.
  145. Ноосфера: духовный мир человека- сост. А. В. Коротнян. Л.: Лениздат, 1987.-223с.
  146. Л.В. Сказка в художественном мире М.М. Пришвина / Л. В. Овчинникова. М.: Моск. гуманит. откр. пед. ун-т, 2000. — 80с.
  147. М.Ф. М.М. Пришвин / М.Ф. Пахомова. JI.: Просвещение, 1970.- 128с.
  148. Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н.Булгакова) — под ред. Ю. М. Осипова, В. М. Кулькова, Е. С. Зотовой. — М.: Московский университет- ТЕИС, 1998.-560с.
  149. , И.И. Время, хаос, квант: К решению парадоксов времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 413с.
  150. , В.Д. В Дунине / В. Д. Пришвина // Воспоминания о Михаиле Пришвине: сб. — М.: Сов. писатель, 1991. С. 292 — 300.
  151. , В.Д. Наш дом / В. Д. Пришвина. — М.: Молодая гвардия, 1977.-334с.
  152. , В.Д. Невидимый град: Глава из романа / В.Д. Пришвина- вступ. и подгот. текста Я. З. Гришиной // Октябрь. — 2000. — № 9. С. 111- 144.
  153. В.Д. Невидимый Град / В. Д. Пришвина. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 529с.
  154. , В.Д. Пришвин в Дунине / В. Д. Пришвина. М.: Моск. рабочий, 1978. — 126с.
  155. , В.Д. Пришвин М.М. Записи о творчестве
  156. В.Д. Пришвина // Контекст 1974. — М.: Наука, 1975. — С. 312 — 358.
  157. , В. Д. Пришвин М.М. Записи о творчестве /В.Д. Пришвина //Контекст- 1978.-М.: Наука, 1978. С. 268 — 296.
  158. , В.Д. Путь к слову / В. Д. Пришвина. — М.: Мол. гвардия, 1984. -262с.
  159. Поэзия серебряного века: в 2 т. М.: Дрофа- Вече. — 2002. — Т. 1. -2002.-368с.
  160. , Н.В. О Пришвине / Н. В. Реформатская // Пришвин и современность. М.: Современник, 1978. — С. 158 — 172.
  161. Ритм, пространство, время в художественном произведении: сб. ст.- под ред. К. С. Койбагарова. Алма-Ата, 1984. — 132с.
  162. В.В. Около церковных стен- под ред. А. Н. Николюкина. -М.: Республика, 1995. 558с.
  163. , Т.М. Нравственно-философский роман в творчестве М. Пришвина: Проблематика и поэтика «Осударевой дороги» / Т. М. Рудашевская // Михаил Пришвин и русская культура XX века: сб. статей.-Тюмень: Вектор Бук, 1998.- С. 125- 134.
  164. . Т.М. Поэма «Фацелия» как выражение нравственно-этической позиции М. Пришвина / Т. М. Рудашевская // Анализ отдельного художественного произведения / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. Н. Герцена. — Л., 1976.-С. 46−63.
  165. Русская философия: словарь. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999.-656с.
  166. Русский космизм: Антология философской мысли. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 367с.
  167. , К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии А.Бергсона / К. А. Свасьян. Ереван: АН Армянской ССР, 1978. — 119с.
  168. , С. Русская поэзия и проза 1920- 1930-х годов. Поэтика Видение мира — Философия / С. Семенова. — М.: HMJIH РАН, «Наследие», 2001. — 590с.
  169. , С.Г. Философ будущего века Николай Федоров / С. Г. Семенова. М.: Пашков дом, 2004. — 584с.
  170. , С.А. Елецкие страницы жизни М.М. Пришвина / С. А. Сионова // Материалы междунар. науч. копф. «М. М. Пришвин и русская культура» /Елец. гос. пед. ин-т. Елец, 1998. — С. 47 — 49.
  171. , С.А. Чаша жизни / С. А. Сионова // Материалы научной конференции «Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия». Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. — Вып. I. —С. 155— 162.
  172. , Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: Философские проблемы ноосферного универсума / Г. С. Смирнов. Иваново, 1998.-96с.
  173. Современная западная философия: словарь. — М.: Политиздат, 1991.- 414с.
  174. , Р.А. М. Пришвин и философия антропологизма начала XX века / Р. А. Соколова // Школа. 1997. — № 4. — С.48 — 53.
  175. , Ю.С. Константы: Словарь русской культуры
  176. Ю.С.Степанов. Изд. 2-е. — М.: Академии. Проект, 2001. — 990с.
  177. , A.M. «Сказка» и «сказочность» в художественном мышлении М. Пришвина / A.M. Стрельцов // Творчество М. М. Пришвина: Иссл. и материалы: сб. науч. тр. / Воронеж, гос. пед. ин-т. Воронеж, 1986.-С. 85−93.
  178. , А. Пришвин в Московском крае / А. Тимрот. М.: Моск. рабочий, 1973.- 192с.
  179. , Г. Миф и символ в повести М. Пришвина «Жень-шень» /Г.Токарева // Дальний Восток. Хабаровск. — 1998. — № 10. — С. 291 — 305.
  180. , Г. А. «Целомудренная проза»: Особенности символизации в прозе Пришвина / Г. А. Токарева // Русская речь. — № 1. -С. 105−112.
  181. , С.М. Аксиология времени в славянской народной культуре С.М. Толстая // История и культура: Тезисы. М., 1999. -С.62 — 64.
  182. , З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное / З. Я. Тураева. М.: Высшая школа, 1979. — 219с.
  183. , А. Основания космологии: Критич. Очерки / А. Турсунов. М.: Мысль, 1979. — 237с.
  184. , Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-352с.
  185. , В. К единству правды и красоты / В. Фатеев // Москва. — 1986.-№ 12.-С. 196- 198.
  186. , В. К Невидимому Граду (М.М. Пришвин и христианство) /В.Фатеев//Сфинкс. 1995.-№ 1.-С. 121 -132.
  187. , В. Художник света / В. Фатеев // Наш современник. -1988.-№ 3.-С. 183 185.
  188. , Н.Ф. Мир философии / Н. Ф. Федоров. М.: Политическая лит-ра, 1991. — 4.2. — 624с.
  189. , Н.Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М.: Раритет, 1994.-415с.
  190. Философия: Энциклопедический словарь- под ред. А. А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004. 1072с.
  191. Философский энциклопедический словарь— М.: Сов. энцикл., 1983.-654с.
  192. Философы двадцатого века: сб.- под ред. А. М. Руткевич, И. С. Вдовиной. М.: Искусство, 1999. — 263с.
  193. Философы России XIX — XX столетий: Биографии, идеи, труды- под ред. П. В. Алексеева. М.: «Книга и бизнес», 1995. — 751с.
  194. , П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-321с.
  195. , П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А.Флоренский- под ред. игумена Андроника (А.С.Трубачев). М.: Мысль, 2000. — 446с.
  196. , С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. — 1990. № 6.- С. 69−131
  197. , В. Человек в поисках смысла жизни / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.- 142с.
  198. , А.А. Мир как пространство и время / А. А. Фридман. М.: Наука, 1965.- 112с.
  199. , Л.И. Система метафор в поэме Михаила Пришвина «Фацелия» / Л. И. Фролова // Русская речь. 1973. -№ 1. — С. 19−25.
  200. , Э. Душа человека / Э.Фромм. М.: Республика, 1992.-430с.
  201. , А.И. Михаил Пришвин: Творческий путь / А. И. Хайлов. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. 163с.
  202. , В. Пришвин / В. Хализев // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. — С. 424 — 425.
  203. , Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина /Т.Ю. Хмельницкая. Л.: Сов. писатель, 1959. — 284с.
  204. , З.Я. Роль философии Вл. Соловьева в формировании художественного мышления М. М. Пришвина / З. Я. Холодова // Соловьевские исследования: сб. науч. тр. / Иванов, гос. энерг. ун-т.— Иваново, 2001.— Выпуск 3.-С. 130- 145.
  205. , З.Я. Художественное мышление М.М. Пришвина: Содержание, структура, контекст: монография / З. Я. Холодова. Иваново: Изд-во «Иваново», 2000. — 296с.
  206. , В.И. Типология временных отношений в лирике /В.И.Чередниченко. Тбилиси: «Мецниереба», 1986. — 137с.
  207. , Н.М. Образы времени в культуре и науке / Н. М. Черемных. Тюмень: Тюм. ГНГУ. — 1997. — 128с.
  208. , JT.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / Л. О. Чернейко // Филологические науки. 1994.— № 2. — С. 58−70.
  209. С.Н.Бройтман и др. М.: Высш. школа- Изд. центр «Академия», 1999. — 556с.
  210. Шаталова, J1.M. Певец добра и красоты / JI.M. Шаталова. -Кишинев: Штиинца, 1974.- 123с.
  211. , К.А. Мотив метаморфоз в творчестве М. Пришвина и Н. Заболоцкого К. А. Шилова // Творчество М. М. Пришвина: Иссл. и материалы- межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. пед. ин-т. Воронеж, 1986. — С. 110−121.
  212. , М. Аспекты мифа / М. Элиадс- пер. с франц. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 240с.
  213. , М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость /Мирча Элиаде. СПб.: «Алетейя», 1998. —249с.
  214. , А. Хлысты, декаденты, большевики: Начало века в архиве Михаила Пришвина / А. Эткинд // Октябрь. 1996. — № 11. — С. 155- 176.
  215. , Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.М.Пришвина 20-х начала 30-х годов / Е. А. Яблоков II Вестн. Моск. унта. — Сер. 9, Филология. — 1988. — № 6. — С. 3 — 10.
  216. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира /Я.С.Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 344с.
  217. , В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки / В. Н. Ярская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 214с.
  218. , А. Вместе с Пришвиным / А. Яшин // Наш современник. -1971.- № 4. С. 40 — 56.
Заполнить форму текущей работой