Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью вследствие резидуально-органического поражения нервной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность психологической и медикаментозной подготовки умственно отсталых детей к стоматологическим манипуляциям зависит от степени умственной отсталости.3. Разработка методики образовательной программы по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию зависит от степени интеллектуального дефицита детей. Апробация работы: Основные положения диссертации доложены на XIII, XIV… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕМЕДИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПАТОЛОГИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
    • 1. 1. Психический статус детей с умственной отсталостью различной степени тяжести
    • 1. 2. Диагностика стоматологической патологии у детей с различной степенью умственной отсталости
    • 1. 3. Обоснование методов подготовки детей к стоматологическим манипуляциям
    • 1. 4. Программы профилактики стоматологических заболеваний
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Клинический материал и методы исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ И МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ПОДГОТОВКИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
    • 3. 1. Проведение диагностических мероприятий для выявления стоматологической патологии у детей с различной степенью умственной отсталости
    • 3. 2. Психокоррекционная и медикаментозная подготовка детей с психическими расстройствами к стоматологическим манипуляциям
  • ГЛАВА 4. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВСЛЕДСТВИЕ РЕЗИДУАЛЬНО ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    • 4. 1. Образовательная программа в форме «Уроков здоровья» для детей с нарушением умственного развития
    • 4. 2. Клиническая оценка внедрения в практику результатов образовательной программы в форме «Уроков здоровья» для детей с умственной отсталостью

Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью вследствие резидуально-органического поражения нервной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, число специализированных домов — интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья в России составляет 1421. Из них 156 интернатов для умственно отсталых детей, где проживают 30 тыс. воспитанников [119]. В г. Красноярске на диспансерном учете состоят 3435 детей с умственной отсталостью различной степени тяжести, 1245 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет проживают в специализированных детских домах-интернатах и находятся на попечении государства. Наблюдается рост численности детей с нарушением психического развития в Красноярском крае: с 985 детей, проживающих в специализированных учреждениях, до 1245 (на 26%) детей за последние десять лет (отчёт Управления социальной защиты населения при администрации Красноярского края за 2004 г.).Имеющиеся литературные данные о состоянии органов и тканей полости рта свидетельствуют о высокой распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний у детского населения Красноярского края [122, 133], у лиц с нарушением интеллектуального развития [11, 12, 100, 101, 102, 185], и у детей с социально биологическими факторами риска в анамнезе [89, 140, 152]. Существующие методы диагностики заболеваний полости рта не адаптированы для использования их у детей с задержкой психического развития [32, 33, 98, 111]. Психологическая и медикаментозная подготовка пациентов к стоматологическим манипуляциям разработана для психически здоровых детей [13, 30, 50, 52, 56, 114, ПО, 135], тогда как данная подготовка ещё более необходима для детей с нарушением интеллектуального развития. Имеющиеся методы профилактики патологии зубочелюстной системы и гигиенического воспитания разработаны для детей с нормальным умственным и физическим развитием [65, 68, 73, 107, 143] и часто неприемлемы для детей с психическими расстройствами. Внедрение гигиенического воспитания в систему профилактики заболеваний зубочелюстной системы у детей с учетом возрастного и психофизиологического развития приводит к снижению заболеваемости органов полости рта и улучшает абилитацию детей с умственной несостоятельностью [62, 72, 108]. Увеличение численности детей с психическими расстройствами различной степени тяжести вследствие резидуально-органического поражения нервной системы, высокая распространенность патологии зубочелюстной системы с тенденцией к росту, свидетельствуют об актуальности проблемы и диктуют необходимость дальнейшего изучения особенностей проявления стоматологической патологии и проведения лечебно-профилактических мероприятий у данного контингента детей. Цель исследования — повышение эффективности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью на основе изучения особенностей диагностики, подготовки к проведению лечебных манипуляций и профилактики стоматологических заболеваний. Задачи исследования: 1. Выявить особенности диагностики стоматологической патологии у детей с умственной отсталостью вследствие резидуально — органического поражения ЦНС в зависимости от степени умственной несостоятельности.2. Оценить эффективность психокоррекционной и медикаментозной подготовки к стоматологическим манипуляциям у детей с различной степенью умственной отсталости.3. Разработать образовательную программу по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию в форме «Уроков здоровья», адаптированную для детей с умственной отсталостью, оценить её эффективность.4. Разработать практические рекомендации по диагностике, профилактике и подготовке к стоматологическому лечению детей, страдающих умственной отсталостью. Новизна исследования: Впервые изучены особенности проведения диагностических мероприятий для выявления стоматологической патологии у детей с умственной отсталостью, в зависимости от степени поражения ЦНС. Разработана поэтапная, индивидуальная подготовка детей в зависимости от степени умственной отсталости к стоматологическим манипуляциям, оценена её эффективность. Разработана образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию в форме «Уроков здоровья», включающая методику психопрофилактики, для детей с умственной отсталостью вследствие резидуально — органического поражения нервной системы, с учётом степени умственной несостоятельности и возрастных факторов, доказана её эффективность. Практическая значимость работы: Результаты клинических наблюдений и исследований позволили разработать новый подход к диагностике стоматологических заболеваний и подготовке детей с психическими расстройствами к стоматологическим манипуляциям. Установлена высокая эффективность разработанной образовательной программы по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию в форме «Уроков здоровья» для детей с умственной отсталостью. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Проведение диагностических мероприятий у детей с умственной отсталостью для выявления стоматологической патологии зависит от тяжести поражения ЦНС.

2. Эффективность психологической и медикаментозной подготовки умственно отсталых детей к стоматологическим манипуляциям зависит от степени умственной отсталости.3. Разработка методики образовательной программы по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию зависит от степени интеллектуального дефицита детей. Апробация работы: Основные положения диссертации доложены на XIII, XIV конференциях стоматологов Красноярского края (2001, 2002), на Краевой медико — педагогической конференции (2003), на Проблемной комиссии по стоматологии КрасГМА (2003, 2005), на научной секции Стоматологической ассоциации Красноярского края 2005. Публикации и внедрения: Результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедры стоматологии детского возраста, кафедры стоматологии общей практики и повышения квалификации КрасГМА, Городской детской стоматологической поликлинике № 1, № 3, Городской стоматологической поликлинике № 1 г. Красноярска, Норильской стоматологической поликлинике. Используются в учебном процессе школы № 91, в специализированных детских домах — интернатах № 3, № 4 для умственно отсталых детей г. Красноярска. На основе результатов клинического исследования составлены методические рекомендации «Гигиеническое воспитание детей в форме «Уроков здоровья», предназначенные для врачей — стоматологов, педиатров, студентов и других специалистов, занимающихся вопросами гигиенического воспитания детей. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ. Объём и структура диссертации: Диссертация изложена на 150 страницах, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, двух глав результатов собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений.

Список литературы

включает 215 источников, в том числе 150 отечественных и 65 зарубежных авторов. В работу включены 5 фрагментов из историй болезни. Иллюстрации представлены 15 таблицами, 9 диаграммами.

1. Диагностические мероприятия у пациентов с умственной отсталостью основываются на сокращённых данных объективного исследования (осмотр, пальпация), дополненных рентгенологическими и лабораторными методами, т.к. анамнез заболевания собрать в полном объёме не представляется возможным. Приём психотропных лекарственных препаратов по поводу основного заболевания на момент проведения лечебных мероприятий затрудняет общение с пациентом и диагностику стоматологической патологии. Чем тяжелее степень поражение ЦНС, тем ниже информативность жалоб и данных анамнеза заболевания.2. Психокоррекционная подготовка пациентов перед стоматологическим вмешательством являлась эффективной и достаточной только у 46,2%о детей с диагнозом умственная отсталость легкая. Процент эффективности психокоррекционной подготовки снижается с 46,2% до.

0,2%о с увеличением степени тяжести поражения ЦНС.

3. Для премедикации у детей с умственной отсталостью лёгкой целесообразно применять седативные лекарственные препараты (эффективность 53,5%) и транквилизаторы бензодиазепиновой группы (эффективность при использовании таблетированных форм сибазона.

97,9%), при применении 0,5%о раствора сибазона парентерально — 100%>).Детям с диагнозом умственная отсталость умеренная, тяжёлая и пациентам с эмоционально — волевыми нарушениями целесообразно использовать для премедикации нейролептические лекарственные препараты. Использование аминазина в драже эффективно в 92,8% случаев у пациентов с умственной отсталостью умеренной, 90,2%о с умственной отсталостью тяжёлой и 80,0% детей с эмоционально — волевыми нарушениями. При использовании 2,5% раствора аминазина парентерально эффективность премедикации во всех группах составила.

4. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию в форме «Уроков здоровья», разработанная для детей с умственной неполноценностью, является первым этапом в психикоррекционной подготовке детей с интеллектуальным дефицитом к стоматологическим манипуляциям. Эффективность данной подготовки составила после одного года обучения 16,3%, после трёх лет занятий.

26,6%. Разработанный образовательный курс стоматологического просвещения и гигиенического воспитания для детей с умственной отсталостью позволил добиться «хорошего» индекса гигиены полости рта, снизить прирост кариеса на 42,0%, и улучшить состояние тканей пародонта — снижения РМА на 41,5%.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для успешной диагностики и лечения стоматологической патологии у детей с умственной отсталостью является необходимым знание стоматологом психиатрического диагноза, статуса и базовой терапии основного заболевания на момент проведения диагностических мероприятий и лечебных манипуляций.2. В процессе диагностики стоматологических заболеваний у детей с умственной отсталостью первостепенное значение следует отводить осмотру, пальпации, рентгенологическому исследованию зубов и альвеолярного отростка, при хирургической патологии полости рта диагностические мероприятия дополняются лабораторным методам исследования (OAK, развёрнутый анализ крови).3. Психокоррекционная подготовка перед стоматологическим вмешательством эффективна у детей с умственной отсталостью легкой, без нарушения поведения.4. Целесообразно применение седативных лекарственных препаратов для медикаментозной подготовки перед стоматологическими манипуляциями у детей с умственной отсталостью лёгкой, страдающих дентофобией.5. Для предупреждения во время проведения лечебных манипуляций эпилептического приступа у детей, больных эпилепсией, следует использовать для премедикации 0,5% раствор сибазона парентерально.6. Целесообразно использовать для премедикации нейролептические лекарственные препараты (таблетированный аминазин и 2,5% раствор

аминазина) у пациентов с диагнозом умственная отсталость умеренная, тяжёлая, умственная отсталость, отягощенная эмоционально — волевыми нарушениями.7. Образовательная программа по стоматологическому просвещению и гигиеническому воспитанию должна быть разработана с учётом возрастных и психических особенностей развития детей с умственной несостоятельностью (для врачей стоматологов, дефектологов и воспитателей специализированных детских домов — интернатов для умственно отсталых детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.Г. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения в программе профилактики стоматологических заболеваний / О. Г Авраамова // Стоматология: Матер. 4 съезда СтАР. — М. , 1998.-С. 41.
  2. , Г. Я. Лечение психически больных / Г .Я. Авруцкий, А. А. Недува. — М.: Медицина, 1988. — 527 с.
  3. , Ю.А. Сравнительный психофизиологический анализ действия транквилизаторов / Ю. А. Александровский, Б. И. Бенькович, О. В. Маршак // Психофармакология человека. — 1990. -№ 4. — С. 254−260.
  4. , Р.Г. Опыт реализации школьной программы профилактики стоматологических заболеваний / Р. Г. Алимова // Стоматология. — 2001. — № 3. — 60 — 62.
  5. , Л.М. Эпидемиологическая оценка эффективности проводимых организационных и кариесопрофилактических мероприятий среди дошкольников / Л. М. Алпатова, А. В. Алимский // Стоматология. — 2001. — № 5. — 69 — 70.
  6. , Е.Н. Психопрофилактика в стоматологии / Е. Н. Алямовская // Новое в стоматологии. — 2002. — № 6. — 12−13.
  7. Антистрессорная защита в анестезиологии и хирургии / И. П. Назаров, Е. В. Волошенко, Д. В. Островский и др. — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000.-252с. Ю. Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-103 с.
  8. , Л.Р. Состояние твердых тканей зубов у детей с нарушением развития интеллекта и оценка уровня стоматологической помощи / Л. Р. Афанасьева // Соврем, стоматология. — 2000. — № 2. — 22 — 24.
  9. , Л.Р. Оценка клинического состояния и возможности профилактики заболеваний тканей пародонта у детей с нарушением развития интеллекта: автореф. дис… канд.мед.наук. — Минск, 2000. -19с.
  10. , Н.Н. Боль и лечение зубов / Н. Н. Бажанов. — М: Медицина, 1986.-152 с.
  11. , Г. В. Рентгенологические признаки заболеваний пульпы и периодонта / Г. В. Банченко. — Полтава, 1999. — 40 с. — (Серия «Клиническая эндодонтия»).
  12. , И.А. Что должен знать каждый о сохранении зубов / И. А. Баранникова. — М.: Медицина, 1990. — 64 с.
  13. , Б.И. Психофизиологическая характеристика действия транквилизаторов / Б. И. Бенькович, О. В. Маршак // Эксперим. и клинич. психофармакотерапия невротических расстройств. — М., 1986.-С.201−218.
  14. , Б.И. Психофармакологические препараты и нервная система / Б. И. Бенькович. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 509 с.
  15. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. — М.: Наука, 1988. — 261 с.
  16. , А.Ф. Обезболивание у больных с сопутствующей патологией при проведении операций в условиях стоматологической поликлиники: автореф. дис... д-ра. мед. наук. — М. , 1989. — 38с.
  17. , А.В. Кариес зубов / А. В. Борисенко. — Киев.:"Книга плюс", 2000. — 342 с.
  18. , Н.М. Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в программе комплексной профилактики стоматологических заболеваний / Н. М. Букреева: метод, рекомендации. — М., 1991.- 58 с.
  19. , Г. С. Международная классификация эпилепсии и основные направления её лечения / Г. С. Бурд // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1995. — № 3. — 4 — 13.
  20. , СЕ. Оптимизация премедикации и обезболивания в стоматологии у больных повышенного риска: дис. канд. мед. наук / СЕ. Бобровский. -Красноярск, 2004. — 138с.
  21. , А.Ю. Оценка премедикации и её оптимизация с позиции современной анестезиологии: автореф. дис... канд. мед. наук. Оренбург, 1996. — 16 с.
  22. , М. Течение и рациональная терапия эпилепсии: пер. с анг. / М. Броди // Журн. неврологии и психиатрии им СС. Корсакова. -2005.-№ 10.-С.62−67.
  23. , А.В. Психофармакотерапия невротических расстройств /А.В. Вальдман, Ю. А. Александровский. — М.: Медицина, 1987. -287 с.
  24. , Ф.П. Стресс и организм / Ф. П. Ведяев //Вестн. РАМН. — 1992.-№ 5.-С. 17−20.
  25. Вегетативно — гемодинамический «портрет» ятрогенного стоматологического стресса / Ю. В. Мишунин, Н. А. Назаров, О. А. Решедько и др. // Актуальные проблемы стоматологии. — Рязань, 1998.-С. 34−36.
  26. , A.M. Боль и обезболивание / А. М Вейн, М. Я. Авруцкий. — М.: Медицина, 1997. — 280 с.
  27. , А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венир, Г. А. Цукерман. — Владивосток: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004.-199 с.
  28. , Т.Ф. Заболевания краевого пародонта у детей / Т. Ф. Виноградова.- М.: Медицина, 1978.-65 с.
  29. , Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога / Т. Ф. Виноградова. — М.: Медицина, 1988. -255 с.
  30. , Т.Ф. О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний у детей / Т. Ф. Виноградова // Стоматология. — 1989. — № 5. — 4 — 7.
  31. , В.В. Эффективность диагностических исследований / В. В. Власов. — М.: Медицина, 1988. — 256 с. Зб. Вовин, Р.Я. О клинических эффектах нейролептиков / Р. Я. Бовин // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1984. — № 12. -С.413−418.
  32. , Р.Я. Фармако-терапевтические основы реабилитации психически больных / Р. Я. Бовин, Г. Кюне. — М.: Медицина, 1989. -287 с.
  33. , В.Ф. Базовые элементы государственной системы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний / В. Ф. Воронин // Стоматология. — 2001. — № 5. — 89 — 92.
  34. Врачебно — трудовая экспертиза при психических болезнях / А. С. Климович, Л. И. Вайман, Ф. М. Гайдук и др. — Минск: Беларусь, 1990. -150 с.
  35. , Г. Л. Энциклопедия лекарств / под ред. Г. Л. Вышковского М.:000 «РЛС-2004», — 2004. — 1503 с.
  36. , М. Оксфордское руководство по психиатрии: пер. с анг. / М. Гельдер, Д. Гэт, Р. Мейо. — Т. 1. — Киев: Вищ. шк., 1997. — 263 с.
  37. , Ф. Анестезия в стоматологии / Ф. Грицук. — М. — 1998. — 304 с.
  38. , М.И. Профилактика и лечение кариеса зубов / М. И. Грошиков. — М.: Медицина, 1980. — 190 с.
  39. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний / В. И. Яковлева, Е. К. Трофимова, Т. П. Давидович, Г. П. Просверняк. — Минск: Беларусь, 1995. — 494 с.
  40. , X. Дж. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой терапии: пер. с анг. М.: Апрель -пресс, ЭКСМО-пресс, 2001.-267 с.
  41. , К.Н. Зрительное восприятие и память / К. Н. Дудкин. — Л.: Наука, 1985.-208 с.
  42. , П.М. Местное обезболивание в стоматологии / П. М. Егоров. — М.: Медицина, 1985. — 160 с.
  43. , Н.Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворина // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1997. — № 1. -С.57−62.
  44. , Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии / Т. В. Зозуля. — М.: Академия, 2001. — 221 с.
  45. , Е. Роль современных технологий в общении с пациентами / Е. Иоффе // Новое в стоматологии. — 1999. — № 3. — 17−20.
  46. , Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д. Н. Исаев. — Л.: Медицина, 1984. — 224 с.
  47. , М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М Смирнов. — Л.: Медицина, 1983.-310с.
  48. , Б.А. Психические расстройства и расстройства поведения (F 00 — F 99) / Б. А. Казаковцев, В. Б. Голланд: Класс V. МКБ 10.-М.: Минздрав России, 1998. -512с.
  49. , В.А. Вопросы дифференцированного лечения больных эпилепсией / В. А. Карлов // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1980. — № 6. — 663 — 667.
  50. , В.А. Эпилепсия / В. А. Карлов. — М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  51. , В.А. Боль и обезболивание / В. А. Карлов, A.M. Вейн, М. Я. Авруцкий // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. -1999. — № 5. — 62 — 65.
  52. , Л.Р. Медико — педагогическое убеждение, роль в профилактике стоматологических заболеваний / Л. Р. Касенова // Стоматология. — 1989. — № 5. — 78 — 81.
  53. , И.Ю. Организация первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей Свердловской области: дис… канд. мед. наук /И.Ю. Клементьева. — М., 1994. — 177 с.
  54. , В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалёв. — М.: Медицина, 1985. — 286с.
  55. , Н.В. Кариес зубов и его профилактика у школьников с нарушением развития интеллекта: автореф. дис... канд. мед. наук / Н. В. Ковальчук. — Минск, 1999. — 20с.
  56. , Э.М. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости как основа планирования программ профилактики // Э. М Кузьмина: автореф. дис. … д-ра мед. наук. — М., — 1995. — 46 с.
  57. , И.В. Клинические особенности становления органического расстройства личности (органической психопатии) / И. В. Куприн // автореф. дис.. канд. мед. наук. — Челябинск, 2000. — 16с.
  58. , Т.А. Клиническое обоснование средств профилактики основных стоматологических заболеваний в различных возрастных группах / Т. А. Козичева // автореф. дис. … канд. мед. наук. — М., 1999.-23 с.
  59. , А.Д. Снотворные и седативные средства / А. Д. Корчагин // Побочное действие лекарственных средств. — М.: Медицина, 1983. — 47 — 60.
  60. , Г. Н. Стресс и иммунитет / Г. Н. Крыжановский // Вестн. АМН СССР. — 1985. — № 8. — 3 — 11.
  61. , X. Практикум по игровой терапии: пер. с англ. / X. Кэдыосон, И. Шефер. — СПб.: «Питер». — 2001. — 415 с.
  62. , В.К. Школьная образовательная программа профилактики стоматологических заболеваний: 5 лет успешной работы/ В. К. Леонтьев, О. Г. Авраамова // Стоматология для всех. — 2000. — № 1. -С.14−16.
  63. , В.К. Программа профилактики стоматологических заболеваний для детей с неблагоприятными периодами антенатального и постнатального развития / В. К Леонтьев, О. Н. Тумшевиц. — Красноярск: ООО «Компьютерные технологии», 2002. — 35 с.
  64. , В.К. Здоровые зубы и качество жизни // Стоматология. — 2000. — № 5.-С. 6 — 7 .
  65. , П.А. Комплексный периодонтальный индекс / П. А. Леус // Стоматология. — 1988. — № 1. — 28 — 29.
  66. , С. Профилактика болезней пародонта у подростков и молодых людей: дис. канд. мед. наук / С. Лобко. — М., 1997. — 121с.
  67. , А.С. Аминазин / А. С. Лопатин // Лекарственные препараты, применяемые в психиатрии. — М.: Медицина, 1980. — 18−26.
  68. , Н.И. Опыт оказания стоматологической помощи детям- инвалидам / Н. И. Ломова, Л. М. Гвоздева, М. А. Данилова // Росс, стоматолг. журн. — 2000. — № 1. — 36 — 37.
  69. , Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л. М. Лукиных. — Н. Новгород: НГМА, 1999. — 167 с.
  70. , Л.М. Интенсивность и распространённость кариеса зубов и мотивация к регулярному уходу за полостью рта у детей / Л. М. Лукиных, СЮ. Косюга // Стоматология. — 2001. — № 5. — 73 — 75.
  71. , Л.А. Типы нарушений влечений в детском и подростковом возрасте / Л. А. Лусс // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова.-1998.-№ 12.-С. 14−18.
  72. МакДональд, Р. Е. Стоматология детей и подростков: пер. с англ. / Р.Е. МакДональд, Д. Р. Авери. — М: МИА, 2003. — 765 с.
  73. , В.Т. Зубочелюстные аномалии у умственно отсталых детей: автореф… дис. канд. мед. наук / В. Т. Мальков. — Казань, 1975.-24 с.
  74. , И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И. И. Мамайчук. — СПб.: -Петерб. ун — т, 2000. -167с.
  75. , Г. С. Умственная отсталость при наследственных болезнях / Г. С. Маринчева, В. И. Гаврилов. — М.: Медицина, 1988. -256 с.
  76. , М.Д. Лекарственные средства / М. Д. Машковский. Т.1. — М.: Медицина, 2001.- 538 с.
  77. , М.Д. Лекарственные средства / М. Д. Машковский. Т.2. — М.: Медицина, 2001.- 608 с.
  78. , Э.М. Стоматологический статус детей сирот / Э. М. Мельниченко, Н. В. Ковальчук, Н. В. Шаковец // Соврем, стоматология. — 1998. — № 1. — 20 — 21.
  79. , Н. Современные тенденции развития психофармакотерапии / Н. Мосолов // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1998. — № 5. — 12 — 19.
  80. Мэй, Р. Смысл тревоги: пер. с анг. / Р. Мэй. — М.: Класс, 2001. — 384 с.
  81. , Т.А. Роль стоматологического просвещения в поддержании здоровья полости рта: автореф. дис... канд. мед. наук / Т. А. Набатова. — М., 2000. — 32с.
  82. , И.П. Анестезия и интенсивная терапия. Избранные лекции. / И. П. Назаров, Ю. С. Винник. — Т.1. — Красноярск: Растр, 1999. — 223 с.
  83. , И.П. Педиатрическая анестезиология с элементами интенсивной терапии / И. П. Назаров, СЕ. Вагнер, СИ. Назарова. Т. 1.-Красноярск: Б.н., 2001. -338 с.
  84. , И.П. Анестезия и интенсивная терапия. Избранные лекции. / И. П. Назаров, Ю. С Винник. — Т.2. — Красноярск: Растр, 2000. — 280 с.
  85. , И.П. Стресспротекторная и индивидуальная премедикация в анестезиологии / И. П. Назаров, В. Т. Гололобов, И. Г Инжутова // Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. — 290 с.
  86. , А. Стресс — протекторная премедикация больных с сердечно — сосудистой патологией на стоматологическом приёме: дис... канд. наук. — Красноярск, 2000. — 138 с.
  87. , И.О. Болезни зубов и слизистой оболочки полости рта у детей / О. И. Новик. — М.: Медицина, 1971. — 456 с.
  88. , Ю.Л. Детская стоматология на рубеже ХХ-ХХ1 веков: настоящее и будущее / Ю. Л. Образцов // Стоматология. — 1996. — № 3. — С. 53−54.
  89. , В.Р. Эффективность программы стоматологической диспансеризации детей, страдающих церебральным параличом: автореф. дис… канд. мед. наук / В. Р. Огонян. — Волгоград, 2003. — 20 с.
  90. , Е.А. Диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей с органическим поражением центральной нервной системы: автореф. дис... канд. мед. наук. — Воронеж, 2000. — 20с.
  91. Особенности оказания стоматологической помощи пациентам с факторами риска / Е. В. Зорян, А. Рабинович, Е. Н. Анисимова, М. В. Лукьянов // метод, рекомендации. — М., — 1997. — 28 с.
  92. , Р.У. Нейрофизиологические и нейромедиаторные механизмы действия бензодиазепиновых транквилизаторов / Р. У. Островская // Вопросы психофармакологии. — М., — 1996. — 27 -34.
  93. Особенности эпилепсии у детей и подростков / А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, К. В. Воронкова и др. // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 2005. — № 11. — 65 — 66.
  94. Оценка напряжения симпатической нервной системы в стоматологических ситуациях / Ю. В. Мишунин, И. Ф. Острейков, Н. А. Назаров и др. // Соврем, стоматология. — 2000. — № 4. — 13 — 14.
  95. , Г. Н. Первичная профилактика в стоматологии / Г. Н. Пахомов. — М.: Медицина, 1982.-240с.
  96. , А.Г. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / А. Г. Пашков, Н. С. Степанов. — Курск: КГМУ, 1996. -197 с.
  97. , Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л.И. Перелесни- М.: Педагогика, 1984. — 160 с. ПО. Петрикас, А. Ж. Обезболивание зубов / А. Ж. Петрикас. — Тверь. -1997.-112 с.
  98. , А.Ж. «Норма» при электроодонтодиагностике / А. Ж. Петрикас, Д. И. Зюзьков, Л. Конышева // Новое в стоматологии. -2002. — № 5. — С. 28−29.
  99. , В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребёнка: автореф. дис… канд. мед. наук / В. Н. Попов. — СПб., 1998. — 23с.
  100. , Ю.В. Современная клиническая психиатрия / Ю. В. Попов, В. Д. Вид. — СПб.: «Речь», 2000. — 400 с. П4. Премедикация в анестезиологии / И. П. Назаров, В. Т. Гололобов, А. А. Попов и др. — Красноярск: Кларетианум, 1999. — 157с.
  101. Пути совершенствования методических основ рентгенологического исследования челюстно-лицевой области / Н. А. Рабухина, А. П. Аржанцев, Э. И. Жибицкая и др. // Военно-медицинский журнал. -1990.-№ 10.-С. 38−42.
  102. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации / А. Н. Ананьева, Б. К. Блинова, О. И. Волжина и др. — М., 2002.-103 с.
  103. , В.А. Психотропные средства в клинике внутренних болезней / В. А. Райский. — М.: Медицина, 1982. — 190 с.
  104. , X. Психотерапия детей и подростков / X. Ремшмидт. — М.: «Мир», 2000.-656 с.
  105. , Н.Г. Характеристика стоматологического здоровья и профилактика заболевание зубочелюстной системы у детей, проживающих в различных регионах Красноярского края / Н. Г. Русина: автореф. дис... д — р, а мед. наук. — Омск, 2000. — 33 с.
  106. , А.И. Основы стоматологической профилактики / А. И. Рыбаков. — М.: Медицина, 1968. — 166с.
  107. , Х.М. Кариес зубов у детей и подростков / Х. М. Сайфулина. — М.: МЕДпресс, 2001. — 95 с.
  108. Семейный случай умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X / Г. Ворсанова, Н. В. Вехова, И. В. Соловьёв и др. // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1998. — № 5. -С.47−50.
  109. , Н.Д. Психологические исследования в стоматологии / Н. Д. Семенова, Н. В. Кудрявая, Н. Б. Журули // Стоматология. — 1999. — № 6. — 57 — 64.
  110. , Е.В. Гигиена полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний / Е. В. Скляр, А. П. Левицкий, Т. П. Терешкина. — Киев: Здоровья, 1990. — 86 с.
  111. , Г. Н. Психологические аспекты на стоматологическом приеме / Г. Н. Синицин, Е. М. Ахметов, В. Д. Вагнер // Экономика и менеджмент. — 2000. — № 2.- 54 — 57.
  112. , Л.В. Патогенетическое обоснование применения экстракорпоральной фармакотепапии реланиумом при эпилепсии у детей / Л. В. Смирнова: автореф. дис... канд. мед. наук. — Кемерово, 2003.-24 с.
  113. , А.Б. Бензодиазепины: история и современное состояние проблемы / А. Б. Смулевич, СВ. Иванов, М. Ю. Дробижев // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 1998. — № 8. — 4 -13.
  114. , К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация / К. В. Судаков // Терапевт, арх. — 1997. — № 1. — 70 -74.
  115. , К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. — М.: Медицина, 1981. — 231 с.
  116. , В.Г. Результаты эпидемиологических исследований кариеса зубов у детей сибирского региона / В. Г. Сунцов, Б. Н. Зырянов, В. Н. Торопов // Стоматология. — 1997. — № 2. — 43 — 46.
  117. , Л.В. Память и её нарушения / Л. В. Стаховская // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. — 2000. — № 7. -С. 45−49.
  118. , Л.Н. Взаимоотношения «врач — пациент» с точки зрения психотерапии / Л. Н. Сыроватко, Г. Н. Кокуш, Т. Г. Нетёсова // Актуальные вопросы стоматологии: XVI конф. стоматологов Краснояр. края. — Красноярск, 2002. — 213 — 215.
  119. , Л.А. Логопедические нарушения у детей с эпилепсией / Л. А. Троцкая // Журн. неврологии и психиатрии им С. Корсакова. -2005. — № 8. — С. 14−17.
  120. , О.Н. Гигиеническое воспитание детей в форме «Уроков здоровья» / О. Н. Тумшевиц, Н. В. Тарасова. — Красноярск: «Компьютерные технологии», 2002. — 22 с.
  121. , О.Н. Влияние хронического алкоголизма матери в период беременности на состояние зубочелюстной системы её потомства / О. Н. Тумшевиц // Стоматология — XXI век: сб. науч. тр. — Новокузнецк, 2002. — 115 — 118.
  122. , О.Н. Совершенствование профилактики стоматологических заболеваний у детей с поражением центральной нервной системы / О. Н. Тумшевиц // Стоматология — XXI век: сб. науч. тр. — Новокузнецк, 2002. — С. 118−121.
  123. , О.Н. Обоснование профилактики патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития: автореф. дис... д — р, а мед. наук / О. Н. Тумшевиц. — Омск, 2002. — 49 с.
  124. Туш, Э. Д. Внедрение программ профилактики кариеса у детей в Воронежской области / Э. Д. Туш, Г. М. Зиборова //Актуальные проблемы стоматологии: матер. 2 Всерос. науч. — практ. конф. -Красноярск, 1998. — 78 — 79.
  125. , Б. Роль гигиены полости рта в сохранности восстановлений зубов пломбировочными материалами / Б. Улитовский // Новое в стоматологии. — 2001. — № 2. — 67 — 69.
  126. , Б. Пути профилактики кариеса зубов / Б. Улитовский // Новое в стоматологии. — 2002. — № 2. — 32 — 36.
  127. , Б. Гигиена полости рта — первичная профилактика стоматологических заболеваний / Б. Улитовский // Новое в стоматологии. — 1999. — № 7. — 20 — 22.
  128. , Б. Построение и проведение учебных занятий с детьми по гигиене полости рта / Б. Улитовский // Новое в стоматологии. — 2002. — № 4. — 57 — 58.
  129. , Н.Н. 102 рецепта от болезней зубов / Н. Н. Уразаева. — Алма — Ата: Казахстан, 1991. — 29 с.
  130. , A.M. Оценка готовности населения и системы здравоохранения к реализации программ профилактики в области стоматологии: автореф. дис… д — ра мед. наук. — Самара, 2000. -38 с.
  131. Хамадаева, А. М Опыт внедрения программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей, резервы повышения её эффективности / A.M. Хамадеева, К. Б. Бурда // Новое в стоматологии. — 2002. — № 7. — 42 — 43.
  132. , Т.Г. Состояние временных зубов у детей раннего возраста с некоторыми социально — биологическими факторами риска в анамнезе / Т. Г. Хмызова // Стоматология. — 1986. — № 6. -С.16−18.
  133. , Ю.А. Гигиена полости рта / Ю. А. Фёдоров. — Ленинград: Медицина, 1987. — 63 с.
  134. , И.А. Оценка адекватности премедикации дроперидолом и седуксеном при стоматологических операциях / И. А. Шугайлов, Е. Г. Шульгин // Стоматология. — 1984. — № 2. — 33 — 3 5 .
  135. , Л.В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В. Н. Данюков. — М.: Олимп «ИНФРА — М», 1999. — 253 с.
  136. Adair, S.M. Comparison of the use of a child and an adult dentifrice by sample of preschool children / S.M. Adair, W.R. Picitelli, С McKnight-Hanes // Pediatr. Dent. — 1997. — V. 19. — P. 99 — 103.
  137. Aird, R.B. The epilepsies. A critical review / R.B. Aird, R.L. Masland, D.M. Woodbury. — New York: Raven Press, 1984. — 309 p.
  138. Alcox, R.W. Patient exposures from intraoral radiographic examinations / R.W. Alcox, W.R. Jameson // J. Am. Dent. Assoc. — 1974. -V. 88. -P. 568−579.
  139. Allen, G.D. The efficacy of the laryngeal reflex in conscious sedation / G.D. Allen, C.S. Ricks, N.B. Jorgensen // J. Am. Dent. Assoc. — 1977. -V. 9 6. — P. 901−903.
  140. Andren, S.S. Ambulatory anaesthesia. An injury, study of patient satisfactionand therapeutic quality /S.S. Andren // Ugeskr. Laeger. -1993.-V. 155, N 3 6. — P. 2803−2806.
  141. Angus, W. The effect of diasepam of patients memory / W. Angus, D. Romney // J. Clin. Psychopharmacol. — 1984. — V. 4. — P. 203 — 206.
  142. Axelsson, P. Integrated, caries prevention effect of need related preventive program of dental caries in children / P. Axelsson, J. Paulauder, G. Svardstrom // Caries Res. — 1991. — V. 478. — P. 1 — 9.
  143. Awad, A. Effect of bensodiazepine on psychomotor performance / A. Awad, A. Hogan, P. Thomas // Eur. J. Clin. Pharmacol. — 1986. — V. 1. -P. 37−42.
  144. Barnett, M.L. Dental treatment program for patients with mental retardation / M.L. Barnett // Ment. Retard. — 1988. — V. 26. — P. 310.
  145. Bell, W.E. Orofacial pains: Classification, diagnosis, managemant / W.E. Bell. — Chicago: Year Book Med. Publ. 1989. -109 p
  146. Bill, D. Dental office access for the disabled / D. Bill, J.A. Weddell // Spec. Care Dent. — 1987. — V. 7. — P. 246 — 252.
  147. Chambers, D.W. Behavior management techniques for pediatric dentists: an embarrassment of riches / D.W. Chambers // J. Dent. Child. -1977.-V. 4 4. — P. 30−34.
  148. Coontz, EJ. The effectiveness of a new oral hygiene device on plaque removal / E.J. Coontz // Quintessence Int. — 1983. — V. 7. — P. 739 — 742.
  149. Dantehev, N. Anxiete et bensodiazepinea / N. Dantehev, E. Guillibert // Vie med. — 1985. — V. 9. — P. 10 — 13.
  150. Engel, G. Sudden and rapid death during psychological stress / G. Engel // Ann. Intern. Med. — 1971. — V. 74. — P. 771.
  151. Fayans, E. Pediatric oral premedication changes in the patterns of administration and safety / E. Fayans // Compendium. — 1989. — V. 10. -P. 568 — 574.
  152. Ferguson, H. Evaluating drugs effects on children’s cognitive functioning / H. Ferguson, F. Simeon // Progr. Neuro-Psychopharmacol. Biol. Psychiat. — 1984. — V. 4, N 6. — P. 683 — 686.
  153. Field, H.W. The acceptability of various behavior management techniques relative to types of treatment / H.W. Field, J.B. Machen, M.G. Murphy // Pediatr. Dent. — 1984. — V. 6. — P. 199 — 203.
  154. Giddon, E. Psychological problem of the physically handicapped patient / E. Giddon, С Rude, D. Belton // Int. Dent. J. — 1975. — V. 25. -P. 199−205.
  155. Greenbaum, P.E. Dentist’s voice control: effects on children’s disruptive behaviors / P.E. Greenbaum // Health Psychol. — 1990. — V. 9. — P. 546−558.
  156. Greenbaum, P.E. Dentist’s reassuring touch: effects on children’s behavior / P.E. Greenbaum // Pediatr. Dent. — 1993. — V. 15. — P. 20 — 24.
  157. Gordon, S.M. Dental fear and anxiety as a barrier to accessing oral health care among patients with special care needs / S.M. Gordon, R. A Dionne, J. Snyder // Spec. Care Dental. — 1998. — V. 18, N 2. — P. 88 — 92.
  158. , G.F. Профилактика заболеваний полости рта в Германии. Современное состояние / G.F. Hetz // Новое в стоматологии. 2002. -№ 5. — С. 10−11 .
  159. Hobsen, P. The treatment of medically handicapped children / P. Hobsen // Int. Dent. J. — 1980. — V. 30. — P. 6 — 13.
  160. Hodges, C.A. The removal of dental plaque under timed intervals of toothbrushing / C.A. Hodges, J.G. Bianco, L.P. Cancro // J. Dent. Res. -1981. -V.60. -P. 425.
  161. Hoyer, H. Early benefits to handicapped children from the dentist? A new aspect of dentistry / H. Hoyer // Quintessenz. — 1984. — V.35, N 12. — P. 2369−2377.
  162. Kanto, J. Effect of different kinds of premedication on the induction properties of midazolam / J. Kanto, S. Sjovall, A. Vuori // Br. J. Anatsth. — 1982.-V. 54. -P. 507−511.
  163. Lamberts, D.M. The effect of waxed and unwaxed dental floss on gingival health. Part I. Plaque removal and gingival response / D.M. 1. amberts, R.C. Wunderlich, R.G. Caffesse // J. Periodontol. — 1982. — V. 53. -P. 393−396.
  164. Ligh, R.Q. The visually handicapped patient in dental practice / R.Q. 1. igh // J. Derct. Handicap. — 1979. — V. 4. — P. 38 — 40.
  165. Mac-Kenzie, B. The bensodiazepines / B. Mac-Kenzie, L. Evans // Med. Progr. — 1982. — V. 2. — P. 73 — 79.
  166. Matthes, A. Epilepsien diagnostic and therapies for clinic and praxis / A. Matthes. — New York: Raven Press, 1984. — 306 p.
  167. Millars, S. Time of day and retrieval from long-term memory / S. Millars, B. Styles, D. Wastell // Brit. J. Psychol. — 1980. — V. 3. — P. 407 -414.
  168. Moore, P.A. Sedation in pediatric dentistry: a practical assessment procedure / P.A. Moore, E.A. Mickey, J.A. Hargreaves // J. Am. Dent. Assoc. — 1984. — V. 109. — P. 564 — 569.
  169. Murphy, M.L. Parental acceptance of pediatric dentistry behavior techniques / M.L. Murphy, H.W. Fields, J.B. Machen // Pediatr. Dent. -1984.-V. 6. -P. 193−198.
  170. Nair, M. Psychotropic drugs in patients / M. Nair // Arch. Sen. Psychiatr. — 1993. — V. 29. — P. 611−617.
  171. Narita, N. Effect of some psychotropic agents of the cognitive function / N. Narita // J. Psychopharmacol. — 1995. — V.62, N 1. — P. 81 — 86.
  172. Ottman, R. Genetic the epilepsies: a review / R. Ottman // Epilepsia. — 1989.-V. 30. -P. 55 -62 .
  173. Padilla, L.N. Physically and mentally handicapped child in dental practice / L.N. Padilla, C.L. Ramos // Rev. Cubana Estomatol. — 1989. -V. 26, N 4. — P. 255−267.
  174. Park, K.K. Choosing an effective toothbrush / K.K. Park, B.A. Matis, A.G. Christen // Clin. Prev. Dent. — 1985. — V. 7, N 4. — P. 5 — 10.
  175. Pinkham, J.R. Oral hygiene in children relationship to age and brushing time / J.R. Pinkham // J. Prevent. Dent. — 1975. — V. 2. — P. 28 — 31.
  176. Rosenstein, SN. Dentistry in cerebral palsy and related handicapping conditions / Rosenstein SN. // Springfield. — 1978. — 111 p.
  177. Russell, M. Radiovisiographic diagnosis of dental caries: initial comparison of basic mode videoprints with bitewing radiography / M. Russell, N.B. Pitts // Caries Res. — 1993. — V.27, N 1. — P. 65 — 70.
  178. Sanders, В J. Managing patients who have seizure disorders: dental and medical issues / BJ. Sanders, J.A. Weddell, N.N. Dodge // J. Am. Dent. Assoc. — 1995. — V. 126. — P. 1641 — 1647.
  179. Sanger, R.G. The physically and mentally disabled patient / R.G. Sanger, P. S. Casamassimo // Dent. Clin. North Am. — 1983. — V. 27, N. 3. — P. 363−385.
  180. , J. Критический обзор наиболее распространённых методов обеспечения гигиены полости рта / Новое в стоматологии. -2003.- № 6. — С. 48 — 5 2 .
  181. Sutton, P.R. Psychosomatic dental disease: is mental stress in adults followed by acute dental caries in all racial groups? / P.R. Sutton // Med. Hypotheses. — 1993. — V. 41, N 3. — P. 279 — 281.
  182. Swallow, J.N. Dentistry for physically handicapped children in the International Year of the Children / J.N. Swallow, B.G. Swallow // Int. Dent. J. — 1980. — V. 30. — P. 1 — 5.
  183. Tesina, D.A. An annotated review of the literature of dental caries and periodontal disease in mentally retarded individuals / Tesina D.A.// Spec. Care Dent. — 1981. -V. l. — P. 75 — 78.
  184. Updyke, J.R. A new handle for a children’s toothbrush / J.R. Updyke // J. Dent. Child. — 1979. — V. 46. — P. 123 — 125.
  185. Waldman, B.H. Almost eleven million special people / B.H. Waldman / J. Dent. Child. — 1991. -V. 58. — P. 237−240.
  186. Watt, R.G. The development of a national oral health promotion programme for pre-school children in England / R.G. Watt, C. Stillman-1.owe, P. MundayV/ Int. Dent. J. — 2001. — V.51, N 5. — P. 334 — 338.
Заполнить форму текущей работой