Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга как условие успешности развития учащихся: На материалах Центра образования — учебно-воспитательного комплекса г. Нижний Тагил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения исследования прошли апробацию на республиканском совещании ректоров институтов повышения квалификации, институтов усовершенствования учителей, институтов развития регионального образования в Екатеринбурге в 1995 годуна областных педагогических чтениях «Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 1996 г.), на областных и городских… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования
  • ГЛАВА I. Историко-теоретический анализ информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как проблемы педагогической науки и практики
    • 1. Исторический анализ проблемы информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга (20-е — 80-е гг. XX века)
    • 2. Теоретические предпосылки информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга успешности развития учащихся процесса в современных условиях (80 — 90-е годы XX века)
    • 3. Концептуальные основы опытно-экспериментальной работы в школе I ступени ЦО-УВК
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. Разработка информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как условия успешности развития учащихся в школе I ступени ЦО-УВК
    • 1. Проблемы, цели, задачи и содержание эксперимента
    • 2. Ход опытно-экспериментальной работы
    • 3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга как условие успешности развития учащихся: На материалах Центра образования — учебно-воспитательного комплекса г. Нижний Тагил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Традиционный подход к организации образовательного процесса, ориентированного на знания, умения и навыки, оказывается уже недостаточным и не соответствует сложности самой реальности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» осуществить принципы гуманизма и общедоступности образования в реальной жизни, возможно лишь при выделении новых приоритетов. На первый план выступает гуманный прагматизм педагогический процесс индивидуально-ориентированной направленности на ребенка, учитывающий его психо-физические возможности. При этом возникает необходимость нового понимания процесса учебной деятельности как сложной неравновесной системы, творцами которой выступают, помимо учителя и ученика, другие участники, выполняющие специфические функции, с целью полноценного становления личности каждого учащегося. Одним из возможных путей решения этой проблемы является создание, научное обоснование и осуществление на практике адекватного управления образовательным процессом с помощью такого инструмента как психолого-педагогический мониторинг. При этом встает вопрос о создании информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга, как условия успешности развития ребенка.

В послереволюционный период, в 20-е годы, информационным процессам в образовании уделялось большое внимание, о чем свидетельствуют исторические документы, публикации, постановления и приказы Наркомпроса РСФСР и органов управления на местах. В последующие семьдесят лет в стране существовала единая унитарная система образования с конкретными едиными программами, учебниками, методическими рекомендациями. Методическая служба соответствовала задачам того периода.

Информационные источники были четко обозначены рамками учебных программ Минпроса РСФСР, учебниками и пособиями. Осуществляемые з функции контроля за качеством образовательного процесса сводились к аналитическим справкам (информации) по итогам периодических проверок.

В 90-е годы встала проблема поиска таких средств внутришкольного контроля, которые отвечали бы новым целям и задачам образования.

Вопросы педагогического менеджмента и информационного обеспечения образовательного процесса стали привлекать к себе внимание ученых, что связано с всеобщей компьютеризацией и информатизацией общества, развитием математического образования в стране.

В настоящее время в педагогической науке развернулись поиски, направленные на исследования проблем внутришкольного управления в условиях гуманного подхода к ребенку, что предполагает и новое понимание методической деятельности — информационно-методическое обеспечение, позволяющее педагогу оперативно осуществлять обратную связь с учеником, отбирая методики и технологии, адекватные контингенту учащихся, и своевременно корректировать учебный процесс. В работах Ю. В. Васильева, М. М. Поташника, В. П. Симонова, B.C. Татьянченко, Р. Х. Шакурова рассматриваются вопросы внутришкольного контроля на современном этапе. В трудах В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, B.C. Татьянченко, И. Унт обозначены информационные подходы в управлении школой. Возможности использования компьютерных технологий в управлении образовательным процессом представлены в работах Г. Н. Серикова, Б. Е. Стариченко, Л. И. Долинера, A.M. Землянского и других ученых.

В данной работе мы исследуем степень разработанности проблемы информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга. Теоретическими основами для проведения исследовательской работы являются:

1) разработка возможностей педагогического мониторинга на кафедре возрастной педагогики и технологии (А.С. Белкин);

2) содержательная основа исследования опирается на педагогическую идею гуманного прагматизма (В.Д. Семенов, № 82, 83). Она обуславливает связь информационно-методического обеспечения с развитием человека и обеспечивает обратную связь с каждым учащимся через подбор методик и технологий, адекватных контингенту учащихся, создавая обстановку взаимного доверия, что способствует успешности каждого ребенка и всего образовательного процесса.

Уровень изученности и разработанности информационно-методического обеспечения для проведения педагогического мониторинга недостаточен для практического воплощения в общеобразовательной школе. Между тем информационно-методическое обеспечение педагогов школы является важнейшим условием в ее работе.

Анализ управленческой деятельности и проблемы информатизации в образовании России и за рубежом позволяет актуализировать проблемы успешности обучения и развития учащихся, наличие в школе современной компьютерной техники позволяет сегодня использовать идеи, наработанные учеными, расширить возможности использования математических методов анализа и прогнозирования и осуществить это не в лабораторных изолированных условиях, а непосредственно в образовательном учреждении.

Долгие годы под успешностью учебного процесса понимались те статистические отчетные данные, которые запрашивались органами управления образования от школ повсеместно: отсев, второгодничество, процент успеваемости учащихся.

В условиях реализации Закона РФ «Об образовании», провозгласившего гуманный подход к ребенку в данной работе предполагается рассматривать успешность развития образовательного (учебно-воспитательного) процесса как совокупность успешности в развитии каждого его субъекта (учащегося и педагога).

Развитие, по Р. С. Немову, представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень. Учитывая значительность влияние окружающей среды на развитие человека, психическое развитие в целом в работе рассматривается как результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости организма и находящихся в пределах этого уровня влияний среды. Создать условия, обуславливающие успешность субъектов образовательного процесса — одна из функций школы. Это представляется возможным через:

1) дифференцированный набор в классы (классы «интенсив», классы нормы, классы коррекционного обучения (1−4), классы выравнивания),.

2) программно-методическое обеспечение для классов разного уровня,.

3) индивидуальные программы для учащихся,.

4) введение в базисный учебный план области «Коррекционное обучение» ,.

5) организацию совместной внеурочной деятельности всех учащихся, независимо от уровня класса,.

6) своевременное консультирование детей, родителей, педагогов специалистами служб по проблемам здоровья, поведения и т. д.,.

7) создание положительной мотивации к учебной деятельности через организацию уроков с учетом психо-физических и возрастных особенностей и возможностей детей,.

8) организацию психолого-медико-педагогического консилиума на базе психологической службы,.

9) организацию психолого-медико-педагогического мониторинга в школе,.

10) организацию информационно-методического обеспечения педагогического процесса и педагогического мониторинга в образовательном учреждении.

Предполагается, что решение проблемы успешности развития учащихся и педагогов в ходе образовательного процесса при выполнении данных условий в значительной мере уже заранее обусловлено. Каждое из условий может являться отдельной темой для исследования.

В проводимом нами исследовании рассматривается информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга, как условие успешности развития учащихся в школе I ступени ЦО-УВК.

Образовательный процесс в школе (с многообразием учебных программ, учебных пособий), возросший объем ответственности и самостоятельности руководителя образовательного учреждения с одной сторонызакон «Об образовании», наличие средств и практики педагогической науки, наличие специалистов смежных областей, наличие вычислительной техники и методов математического анализа, с другой, позволяют констатировать наличие предпосылок для решения проблемы создания реальной модели информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга на базе образовательного учреждения.

Ситуации в детстве в условиях социально-экономических изменений в обществе имеют противоречивый характер. С одной стороны, для детей и подростков созданы самые различные условия для самореализации и самоопределения, но, с другой стороны, состояние здоровья, социальная адаптация детей ограничивают их возможности. Примером этого может являться слабое состояние здоровья у шестисемилетних учащихся, которое неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и школьному режиму. Это в свою очередь в начальном периоде обучения проявляется в резком ухудшении соматического и нервно-психического здоровья, нарастающих трудностях обучения. Проблемы психического развития детей трансформируются в проблемы школьной неуспеваемости и другие проявления школьной дезадаптации. По данным социологических исследований, проведенных городским управлением образования среди учителей начальных классов, к числу скрыто или явно неуспевающих детей можно отнести от 20 до 40% учащихся.

По данным российских ученых на сегодня значительное число детей поступает в первые классы школ со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению: интеллектуальная, эмоционально-волевая, социальная и личностная незрелость. 42,4% детей имеют морфологические и функциональные отклонения в целом, 39,6% детей имеют хронические заболевания.

Пересечение этих категорий детей дает категорию детей, называемую «дети риска». В условиях Нижнего Тагила, города, находящегося в зоне экологического бедствия, забота и внимание к детям этой категории приобретает особую актуальность.

Примером успешной работы является Центр образования — учебно-воспитательный комплекс (ЦО-УВК) города Нижний Тагил. ЦО-УВК создан в 1992 году как экспериментальное образовательное учреждение, как психолого-педагогический центр реабилитации здоровья, дифференцированного обучения в городе экологического бедствия. При этом решаются педагогические проблемы, связанные с конкретным контингентом детей, поступающих в первые классы ЦО-УВК. Можно выделить некоторые из них.

Не менее 75% детей, поступающих в первые классы школы ЦО-УВК по показателям школьной зрелости (показатели состояния здоровья, уровня и характера развития интеллекта, речевого развития) не готовы к обучению по программе традиционной трехлетней начальной школы, где основным препятствием успешного обучения является темп обучения и интенсивность учебной нагрузки.

Не более 25% детей готовы по показателям психофизического развития успешно обучаться по программе трехлетней начальной школы.

Не менее 70% детей, поступающих в школу имеют нарушения речевого развития различного уровня и характера (от незначительных нарушений звуко-произношения до общего недоразвития речи). Около 60% детей нуждаются для преодоления дефекта речевого развития в коррекционных занятиях логопеда в условиях начального обучения. Не менее 8% детей, поступающих в школу ЦО-УВК, имеют диагноз — задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Выводы о характере и уровне готовности к обучению детей поступающих в первые классы школы ЦО-УВК явились предпосылками к созданию в ЦО-УВК такой педагогической среды в начальной школе, которая позволила бы обеспечить полноценную школьную адаптацию, успешность и качественное обучение каждому ребенку через систему наблюдений, обучению по разноуровневым программам и составление индивидуальных коррекционных программ на конкретного ученика. Возникла необходимость в педагогическом мониторинге и его информационно-методическом обеспечении.

Анализ научной литературы, проводимые исследования, практика работы автора, позволили сформулировать основное противоречие между требованиями общества и государства к качеству образования и недостаточной разработанностью информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как условия успешности развития школьников.

Данное противоречие проявляется: О между новыми целями и задачами образования с декларируемым личностно-ориентированным подходом к ребенку и старыми предметными подходами педагогов к обучениюО необходимостью прогностической направленности деятельности педагогов и отсутствием необходимой и достаточной информации о развитии учащихся для принятия профессиональных решенийО между реальными условиями образовательного процесса и старым механизмом контроля (внешнее наблюдение).

Возникает проблема поиска и выбора необходимого и достаточного информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга в образовательном учреждении.

Сказанное выше определило выбор темы «Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга как условие успешности развития учащихся (на материалах Центра образования — учебно-воспитательного комплекса г. Н. Тагила)» .

Объект исследования: развитие учащихся в образовательном процессе школы первой ступени.

Предмет исследования: информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга, как условие успешности развития учащихся.

Цель исследования: научно-методическая разработка информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга, способствующая успешности развития учащихся в школе I ступени ЦО-УВК.

Гипотеза исследования: информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга на основе компьютерных технологий окажет положительное влияние на успешность развитии учащихся, если: реализовать непрерывное, научно-исследовательское, планово-деятельностное, диагностико-прогностическое отслеживание развития учащихся в системе педагогического мониторинга, позволяющее своевременно отслеживать динамику развития учащихся в соответствии с целями и задачами конкретной школы для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— отследить входной, текущий, рубежный, итоговый информационные потоки, возникающие в образовательном процессе;

— обеспечить поиск, переработку, хранение и оперативный выбор информации;

— обеспечить индивидуальное саморазвитие педагога, которое позволяет реализовать способность к осуществлению обратной связи, отбирать методики и технологии, адекватные развитию контингента учащихся;

— организовать анализ динамики развития учащихся и принятие своевременных управленческих решений.

При соблюдении этих условий информационно-методическое обеспечение окажет положительное влияние на педагогический мониторинг развития учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены и решались следующие основные задачи:

1. Провести исторический и теоретический анализ проблемы информационно-методического обеспечения в образовательном учреждении на основе разноплановой информации, статистической отчетности, материалов внутришко-льного контроля и педагогического мониторинга.

2. Создать необходимое и достаточное условия для информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как условия успешности развития учащихся.

3. Используя информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга исследовать и оценить опытно-экспериментальным путем успешность развития учащихся.

Участие соискателя в исследовании и получении результатов выражается в организации экспериментальной работы по созданию информационно-методического обеспечения реального педагогического мониторинга в Центре образования — учебно-воспитательный комплекс (ЦО-УВК).

Результат эксперимента позволит подготовить научно-методическую разработку по использованию возможностей информационно-методического обеспечения мониторинга развития учащихся в образовательных учреждениях.

Автор эксперимента предполагает, что положительные результаты будут проявляться как в совершенствовании мастерства каждого руководителя и педагога ЦО-УВК, так и в результативности образовательного процесса, направленного на положенное становление личности каждого ребенка в школе ЦО-УВК (что и является интегрирующей целью эксперимента).

При подготовке и проведении опытно-экспериментальной работы следует учитывать и вероятность возникновения ряда негативных факторов.

Их возможность проявления заключалась: а) в недостаточном понимании руководителями служб ЦО-УВК и педагогами школы конечных целей, этапов, эффекта от реализации информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга в ЦО-УВКи б) в отсутствии навыков у руководителей и педагогов ЦО-УВК в работе с компьютерной техникой в режиме пользователяв) в отсутствии навыков работы с информацией в режиме предмашинной обработкиг) в отсутствии умений в проведении самоанализа и рефлексии, при.

I*.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

— исследования в области теоретического анализа управленческой деятельности (Г. Минцберг, Г. Файоль);

— педагогические подходы в области педагогического менеджмента (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Ю. А. Конаржевский,.

H.В. Кузьмина, М. М. Поташник, B.C. Татьянченко, Р.Х. Шакуров);

— исследования в области дидактики, возрастной психологии и педагогики (А.С. Белкин), психологии частных методик (Г.Г. Дилигенский, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов, В. П Симонов, К.Д. Ушинский) — социально-педагогические основы организации педагогического процесса (В. В. Дроздов, Л. М. Кларина, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, Н. Е. Попова), научные работы, посвященные проблеме повышения квалификации педагогических кадров (С. А. Аничкин, В. С. Безрукова, С. А. Днепров, В. Д. Жаворонков, В. И. Загвязинский, Г. А. Карпова, К. М. Левитан, В. А. Сластенин, В. И. Смирнов, А. В. Соложнин), теоретические исследования в части информационных подходов к управлению (В. П. Беспалько, В. Г. Горб, А. М. Землянский, Г. Н. Сериков, Л. И. Склянина, В. С. Татьянченко, И. Унт).

В соответствии с общей методологией исследования и природой объекта изучения для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

I. Теоретического анализа разработанности проблемы (изучение и анализ исторических документов, литературы по проблемам управления, кибернетическим основам управления, педагогике, психологии, социологии, программированию, математической статистике, изучение литературы и компьютерных технологий по проблеме информатизации, а также практики работы по освоению технологий, в том числе и компьютерных).

2. Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга: компьютерные базы данных о развитии учащихся, банки педагогической информации, мониторинговые управленческие компьютерные программы, статистическая, педагогическая, методическая, аналитическая информация. 3. Качественный и количественный анализ, обработка экспериментальных данных с помощью математической статистики и использованием разработанных компьютерных программ. База исследования:

Центр образования — учебно-воспитательный комплекс (ЦО-УВК) выступает как учреждение, где создается комплекс условий по оказанию детям всесторонней и своевременной социальной, медицинской, педагогической, психологической помощи с целью обеспечения социальной адаптации и защиты детей в условиях общеобразовательной школы, где субъектами образовательного процесса являются, помимо учителя и ученика, специалисты коррекционной, психологической, консультативно-диагностической, информационно-методической служб. На базе образовательной программы «Актуальные проблемы коррекционной педагогики», созданной в ЦО-УВК, проходила апробация и внедрение идеи эксперимента в школах города Нижнего Тагила и области — в общей сложности участвовало 1300 человек (1994;98 гг.).

Этапы исследования. Исследование проведено в течение 1994 — 1998 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1994 — 1995 гг.) проводился теоретический анализ философской, методологической, исторической, педагогической, психологической, социологической литературы, литературы по проблемам управления образовательным процессом, кибернетическим основам управления, мониторингу, программированию, математической статистике. Одновременно изучались различные подходы к проблеме информатизации в сфере образования, материалы из практики создания информационных центров. Анализировались возможности создания информационного центра в образовательном учреждении в соответствии с задачами исследования.

На втором этапе (1995 — 1996 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа по созданию условий информационнометодического обеспечения мониторинга развития учащихся. Была создана в j.

ЦО-УВК служба информационно-методического обеспечения, ставшая базой для дальнейшего исследования. Разработана нормативно-правовая документация, организована творчески-поисковая деятельность специалистов. В течение указанного периода приобреталось и разрабатывалось информационное и программно-методическое (в том числе компьютерное) обеспечение развития учащихся для руководителей школы, специалистов служб ЦО-УВК, педагогов. Внедрены в практику разработанные информационные компьютерные технологии для самообразования педагогических работников. Разработано автоматизированное программное обеспечение для руководителей школы и педагогов, автоматизированные рабочие места (АРМы), позволяющие осуществлять сбор, систематизацию, хранение и анализ информации по каждому ребенку для специалистов служб ЦО-УВК (медиков, психологов, логопедов). Созданы информационные банки педагогической информации. Практически создано информационно-методическое обеспечение мониторинга развития учащихся.

На третьем этапе (1997 — 1998 гг.) осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, апробация и корректировка разработанного информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга на базе ЦО-УВК.

Научная новизна исследования:

1. Установлено, что уровень изученности и разработанности информационно-методического обеспечения в образовательном учреждении на основе разноплановой информации, статистической отчетности, материалов внутри-школьного контроля недостаточен для практического применения в процессе педагогического мониторинга в образовательном учреждении.

2. Наличие в школе современной компьютерной техники позволило использовать информационные подходы и на основе методов анализа и прогнозирования, создать информационно-методическое обеспечение в образовательном учреждении.

3. Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга для успешного развития учащихся опытно-экспериментальным путем подтвердило возможность его реализации в центре образования — учебно-воспитательном комплексе, когда возможен своевременный и оперативный выбор учителем методик и технологий, адекватных развитию контингента учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано и экспериментально апробировано информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга, обеспечивающее успешность в развитии учащихся в школе I ступени.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменение целей образования, вызвавшее необходимость использования в едином образовательном процессе трех учебных программ: интенсивного, традиционного, коррекционного обучения вызвало необходимость информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как условия развития учащихся.

2. Информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга позволяет оперативно и своевременно выбирать методики и технологии обучения, адекватных развитию контингента учащихся.

3. В процессе мониторинга можно реально разработать информационные технологии, позволяющие выбирать групповые и индивидуальные методы работы с личностными и индивидуальными особенностями субъектов образовательного процесса и обеспечить обратную связь, что способствует успешности развития учащихся.

Достоверность выводов исследования подтверждается полученными результатами, соответствием методов исследования его целям, задачам и логике.

Справедливость выдвинутой гипотезы подтверждается воспроизводимостью, качественным и количественным анализом деятельности службы научно-информационного и методического обеспечения, функционированием, созданных на основе методов математической статистики компьютерных управленческих программ и информационных баз данных, а также практикой их использования в условиях учебно-воспитательного комплекса, ряда школ города Нижний Тагил и области.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе деятельности службы научно-информационного и методического обеспечения.

Основные положения исследования прошли апробацию на республиканском совещании ректоров институтов повышения квалификации, институтов усовершенствования учителей, институтов развития регионального образования в Екатеринбурге в 1995 годуна областных педагогических чтениях «Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 1996 г.), на областных и городских конференциях, семинарах, презентациях, выставках информационных технологий в 1994, 1995, 1996, 1997 гг. В январе 1996 года проводился отчет по экспериментальной деятельности в ЦО-УВК Департаменту образования правительства Свердловской области. Материалы исследования включены в образовательную программу «Актуальные проблемы коррекционной педагогики», предназначенную для педагогов Нижнего Тагила и области.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: • информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга на основе компьютерных технологий окажет положительное влияние на успешность развития учащихся, если: реализовать непрерывное, научно-исследовательское, планово-0 деятельностное, диагностико-прогностическое отслеживание развития учащихся в системе педагогического мониторинга, позволяющие своевременно отслеживать динамику развития учащихся в соответствии с целями и задачами конкретной школы для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— отследить входной, текущий, рубежный, итоговый информационные потоки, возникающие в образовательном процессе;

— обеспечить поиск, переработку, хранение и оперативный выбор информации;

— обеспечить индивидуальное саморазвитие педагога, которое позволяет реализовать способность к осуществлению обратной связи, отбирать методики и технологии, адекватные развитию контингента учащихся;

— организовать анализ динамики развития учащихся и принятие своевременных управленческих решений.

Были поставлены задачи:

Задача 1. Провести исторический и теоретический анализ проблемы реализации информационно-методического обеспечения в образовательном учреждении на основе разноплановой информации, статистической отчетности, материалов внутришкольного контроля и педагогического мониторинга.

В результате мы выяснили, что в России на протяжении всего советстко-го периода понятие «мониторинг» в педагогике не использовалось, но существовала его составляющая в форме контроля. Определенное информационно-методическое обеспечение разрабатывалось для школ «наверху». Существовала определенная система обмена педагогической информацией, но в ней учитывался лишь результат обучения и рассматривались государственные критерии понятия «успешности». В условиях гуманно-прагматического подхода появились реальные теоретические и технические возможности для разработки информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга образовательного процесса в школе, что описано в Главе I § 1, 2 данной диссертации.

Задача 2. Создать реальные условия для осуществления информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга как условия успешности развития учащихся.

Мы полагали, что содержательная основа исследования опирается на педагогическую идею гуманного прагматизма. Она обуславливает связь информационно-методического обеспечения с развитием человека. Обеспечивает связи и взаимодействие субъектов образовательного процесса, что позволяет обеспечить успешность обучения учащихся в школе и дальнейшую социализацию выпускников. Данному описанию посвящен § 3 Главы I данной работы.

Задача 3. Используя информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга исследовать и оценить опытно-экспериментальным путем успешность развития учащихся.

Экспериментальная работа была организована на базе ЦО-УВК.

ЦО-УВК имеет в своем составе службы (медицинскую, психологическую, коррекционную, информационно-методического обеспечения и др.), школу, как подразделение, где создан целостный образовательный процесс на основе триединых образовательных программ. Согласно Концепции ЦО-УВК в школу поступают все дети микрорайона. Первые классы формируются дифференцированно, по уровню подготовки детей к школе, с учетом состояния их здоровья (после прохождения на ПМПК собеседования без контрольных тестов).

В школе комплектуются классы нормы, классы компенсирующего обучения, классы выравнивания для детей с задержкой психического развития.

Для развития школьников, помимо учебных программ в учебный план школы введены развивающие программы. В школе работают 17 кружков, редакция молодежной газеты, телестудия, медицинский блок для поддержания здоровья. Весь блок развивающих программ направлен на весь контингент учащихся школы, что дает реальную возможность развития каждого ребенка и освоения им учебных программ. Эта специфика определила необходимость педагогического мониторинга, позволяющего вести научно-обоснованное систематическое наблюдение за ходом образовательного процесса в школе I ступени и своевременно корректировать его, а также выявила необходимость наличия центра информационно-методического обеспечения. В ходе исследования разработана и реализована компьютерная система сбора, обработки, хранения, оперативного выбора информации в ЦО-УВК. Созданы автоматизированные информационные базы о детях для специалистов служб ЦО-УВК, а также компьютерные программы для проведения педагогического мониторинга, на основе методик известных ученых.

С помощью информационно-методических баз данных созданы условия для самообразования педагога, возможности выбора методик, адекватных контингенту учащихся, способствующих успешности его и учащихся, самореализации в дальнейшем. Разработанная система деятельности описана в Главе II § 1,2 и Приложений № 1,3.

В результате исследовательской работы на основе систематического педагогического мониторинга и корректировки образовательного процесса мы получили положительные результаты: это успешное окончание школы I ступени всеми учащимися без ухудшения здоровья. Положительные тенденции учебного процесса подтвердили данные экспертизы качества образования, проводимые ГорУпрО по начальной школе.

В школе I ступени нет отсева, решена проблема второгодничества, отличается сохранность мотивации школьников на успешное обучение. 75−85% дефектов у учащихся исправлены в начальной школе в результате сотрудничества педагогов с логопедами, дефектологами.

Педагоги ЦО-УВК за данный период стали не только пользователями ПЭВМ, но и активными заказчиками компьютерных программ и технологий, участниками мониторинга, участниками городских педагогических чтений, авторами учебных программ и методических брошюр.

Приведенные показатели (с. 17 и Приложение № 4) позволяют нам говорить о достижении цели и задачи эксперимента: изучено, разработано и экспериментально проверено на эффективность информационно-методического обеспечение мониторинга в школе I ступени ЦО-УВК, как условие успешности развития ребенка в школе I ступени.

Теоретическое изучение проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и дают возможность сделать следующие выводы:

1. Проведенный теоретический и исторический анализ проблемы позволил обосновать необходимость информационно-методического обеспечения педагогического мониторинга, что способствует разрешению противоречия между новыми целями и задачами образования с декларируемым личностно-ориентированным подходом к ребенку и старыми предметными подходами педагогов к обучению.

2. Реализованы необходимые и достаточные условия осуществления информационно-методического обеспечения педмониторинга развития учащихся, что позволило разрешать противоречие между необходимостью прогностической направленности деятельности педагогов и отсутствием необходимой и достаточной информации о развитии учащихся для принятия профессиональных решений.

3. Опытно-экспериментальное исследование развития учащихся подтвердило предположение о том, что информационно-методическое обеспечение педагогического мониторинга является важным условием успешности развития учащихся в школе I ступени Центра образования — учебно-воспитательного комплекса. Данное утверждение позволяет разрешить противоречие между реальными условиями образовательного процесса и старым механизмом контроля.

Диссертационное исследование показало, что педагогический мониторинг способствует успешности в развитии учащихся при качественном информационно-методическом обеспечении, предполагающем:

— наличие информационных баз у специалистов и педагогов о каждом ребенке, его психо-физических возможностях, способностях;

— наличие банков педагогической информации и электронных словарей;

— наличие пакета управленческих компьютерных программ, созданных на основе методик ученых, позволяющих с помощью дифференциального анализа и статистических методов анализировать качество образовательного процесса и своевременно принимать управленческие решения по его корректировке.

За пределами нашей исследовательской работы остались актуальные проблемы, которые нуждаются в дальнейшей разработке. Такие как:

— совершенствование информационно-методического обеспечения классов «интенсив» — - дальнейшая оптимизация деятельности педагогов с помощью информационно-методического обеспечения- - дальнейшая интеграция психолого-медико-педагогических подходов в организации образовательного процесса в школе- - успешное развитие учащихся в школе II ступени, как условие его самореализации в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.M. Управление как условие развития качества образования. //Создание условий для развития качества образования (по материалам областных педагогических чтений 25−26 октября 1994 г.). Екатеринбург. — 1995. -с. 12−20.
  2. Ю.К. Оптимизация УВП: Методические основы. М., 1982.
  3. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, — 1991. -с 164−169.
  4. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Выпуск 1. Екатеринбург, — 1997. — с.3−18.
  5. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. — с.64−72
  6. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Междунар.пед.акад., 1995. -сД48−156.
  7. Г. П., Пивоваров Д. В. Неравновесные системы (целостность, эффективность, надежность). Урал.гос.ун-т, Свердловск, 1989. — с.27−33.
  8. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — с.7−12.
  9. Введение в информатику. Учебное пособие для системотехников. /Под ред. С. Л. Гольдштейна, Свердловск, Уральский политехнический институт, 1992. с.14−16
  10. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — с.59−66.
  11. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. /Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая шк., 1995. — с.23−24, 30−33.
  12. .В. Математика и математическое образование в современном мире. М.: Просвещение, — 1985. с. 19.
  13. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в ВУЗах системы МВД России. Дис. канд. пед. наук /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997, с. 17.
  14. ГОСТ 7.12−93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила. Взамен ГОСТ 7.12−77- Введен 01.07.95. — М.: Госстандарт России, 1985. — 17с.
  15. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. с. 112.
  16. В.В. Теория деятельности и социальная практектология Богданова современные перспективы. /Вопросы философии. — 1996, — № 5. — с.52.
  17. И., Лацис О. Путь выбран. /Правда, 1988,31 июля.
  18. Дифференциация как система. Часть 2. М.: Новая шк., — 1992. — с.3−7, 35−37.
  19. Л.И., Пашкова P.P., Данилина И. И. Компьютерные технологии в образовании. Екатеринбург, 1993. с. 120.
  20. В.В. УВК диагностика, адаптация, защита. //Рег.образ. (Деп.образ. Администрации Свердл.обл.). — 1993. — № 4. — с.41−45. — Образование. Реферативный журнал. 1994. — № 3. — с.8.
  21. И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. Наук /Тюмен. гос. ун-т Тюмень, 1994. с. 190.
  22. В.И. Методика сбора педагогической информации в территориальных информационных центрах и осуществление ее кругооборота /Моск. гос. пед, ун-т. М., 1992. — с.5−11.
  23. Закон «Об образовании», М.: Новая школа, 1992. — с.3−7.
  24. М.В., Ильясов P.P. Концептуальные основы экспертизы качества образования. /Деп-т образ, админ. Свердл. обл.: Екатеринбург. — 1992. — с.3−7.
  25. A.M. Моделирование системы управления школой. Методические рекомендации. Ростов-н/Д, 1990. — с.25−31.
  26. A.M., Моргунов В. И. Новый хозяйственный механизм в системе образования: от административных к экономическим методам управления (методические рекомендации), г. Ростов-н/Д, 1991. — с.54−66.
  27. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии /изд. 2. М., Тривола, 1994. — с.28−39.
  28. К. Педагогическая диагностика. М., 1991. с. 18.
  29. Информатика в статистике: словарь-справочник. М.: Финансы и статистика, 1994. — с.6−23.
  30. В.Н., Панкин В. Р. Математическая статистика. Пособие. М.: Высшая школа, — 1994. — с.244−290.
  31. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Новая школа, 1994. — с. 143. (Библиотека директора школы).
  32. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип синергетики. //Вопросы философии. 1997. № 3. — с.62.
  33. Н.М. Кибернетическая педагогика: ретроспектива через тридцать лет //Магистр, 1994. — № 3. с. 37.
  34. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая шк., 1992. -с.75−78.
  35. Ю.А. Педагогический анализ воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — с.5−16.
  36. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системных подходах. Челябинск.: гос.пед.ун-т, 1986. — с.95−100.
  37. М.М. Теоретические основы школоведения. М.: — 1982. — с.7.
  38. Н.К. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. — с.430.
  39. Т.В. Поиски адаптивной модели образования в младшем звене школы. //Нач.шк. 1994. — № 2. — с. 15−19.
  40. А.И. Мониторинг как средство повышения управления образовательным процессом: Автореферат дис. канд.пед.наук./ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1993. 18 с.
  41. И. Дидактическая модель учебного процесса. М.: //Первое сент. -1996. — 29 февр.
  42. A.M. История педагогики /2-е изд. перераб.доп., Екатеринбург, 1995, с. 367.
  43. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении./СПб.: СПб.гос.ун-т пед. мастерства 1992. — с.7−10,20−23.
  44. Марксистская педагогика. /Вестник просвещения. 1923. — № 7−8, с. 1.
  45. .Г. Нетрадиционная педагогика. Екатеринбург, 1993. с. 26.
  46. Методические рекомендации по управлению образовательным учреждением. Сост.: Хридина Н. Н., Деп-т образ. Екатеринбург. 1994 г. — с.7.
  47. Мехти-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения. /М.: Советская педагогика. 1976. — № 10. — с. 12−15.
  48. Н.Н. Вернадский и современность. //Вопросы философии № 4, -1994.-c.12.
  49. Н.Н. Технология Богданова современные перспективы. /Вопросы философии — № 12, 1995. — с.7.
  50. На грани тысячелетий. Проблемы развития цивилизации XXI века. М. 1991 г., с.ЗО.
  51. На путях к новой школе. 1924. — № 4−5, с. 161.
  52. Р.С. Психология. Книга I. 2-е изд. М.: Просвещение «Владос», 1995, с. 576.
  53. В.В. Концепция целостной модели развития регионального обра-% зования и пути ее реализации (на материалах Свердловской области): Дис.канд. пед. наук. /Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1995. — с.47.
  54. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект. Сб.науч.тр./ Под ред. Е. Д. Божович. М.: Новая школа, — 1995 г. -с.96.
  55. Нижнетагильский гос. архив Ф.141-Р.Оп.1. документальных материалов постоянного хранения за 1918−1923 гг. JI.17, 52, 68, 94. Циркуляры наркомпро-са, постановления губернского, уездного, городского отдела народного образования (март 1920 г. ноябрь 1920 г.).
  56. Образование в Свердловской области: состояние и пути развития (региональный доклад 1994 года) /Деп.образ.админ. Сверд.обл. Екатеринбург, 1994.-с.27−29.
  57. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики.-М.: 1989. с.53−54.
  58. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1986. с.3−4.
  59. Организация мониторинга в управлении образованием. Методические рекомендации. Екатеринбург, 1998. с. 5.
  60. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании: Научные сообщения //-Педагогика. 1996. — ТЗ. — с.9−15.
  61. Основы внутришкольного управления. /Под ред. П. В. Худоминского. М.: Педагогика, 1987. — с.139−147.
  62. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). Екатеринбург.: Изд-во УрГПУ, 1995. — с. 14.
  63. Педагогическая энциклопедия. М., 1927. /Под редакцией Калашникова А. Г., т.1, с. 811, с. 1030.
  64. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996, с. 631.
  65. Положение о районном, городском, районном в городе, окружном методическом кабинете. //Сборник приказов и инструкций. 1986. — № 8: Просвещение, с.25−29.
  66. В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник /-М.: Новая школа, 1995. с.66−75.
  67. Н.Е. Система взаимодействия педагогического коллектива и администрации школы в процессе управления адаптацией молодых специалистов: Дис. канд. пед. наук. /Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1995. — с. 193.
  68. Программы для первого концерна школ II ступени. М. — 1925. — с.72.
  69. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М.: Новая школа. — 1995. — с.4−7.
  70. В.Г. Отечественная школа в зеркале международных исследований. Педагогика. 1992. — № 9−10, с.3−4.
  71. Рац М., Копылов Г., Ойзерман М. строительство Будущего: аналитические деятельности //Человек и природа. 1991. № 1.
  72. Рац М., Копылов Г., Ойзерман М. строительство Будущего: мониторинг и авторский надзор //Человек и природа. 1992. № 4, 5,6.
  73. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. //Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-с.13−24.
  74. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск, 1993. с. 18−25.
  75. Р., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.: Экономика, -1980. — с.65−72, 81−104.
  76. Российская педагогическая энциклопедия. т.1(А-м) /Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Рос. Энцикл. 1993. — с.359−376.
  77. В.А. Об оценке эффективности педагогического процесса. Урал, гос. пед. ин-т.: Екатеринбург. //Педагогическая информатика, 1994. № 2, с. 23.
  78. Т., Воутилайнен Э., Й-Х.Ниссинен. Управление по результатам. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Универс». — 1993. — с.15−30.
  79. В.Д. Вопреки, но благодаря. Гос. ун-т.: Екатеринбург, 1999. с.28−32.
  80. В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург: Деп.обр. — 1993. — с.5−9.
  81. В.Д. Управление учебно-воспитательным коллективом. Урал. гос. пед. ун-т. Свердловск. — 1979. — с.5−9.
  82. Г. Н. Систематизация информационного обеспечения управления. Чел. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, Челябинск. -1994. с. 127−157.
  83. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента. -М.: Педагогика -1994. -№ 1. — с.14−19.
  84. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -с.22−67.
  85. JI.H. Информационное обслуживание педагогической науки. //Советская педагогика. 1986. — № 11. — с.53−56.
  86. Советский энциклопедический словарь /Гл.ред. А. М. Прохоров. М., 1987. -с.280.
  87. А.В. Организационно-педагогические условия развития профессионализма педагогических работников (на примере деятельности НТФ обл. ИРРО): Дис. канд. пед. наук/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. -с. 197.
  88. Стандарты информационного обеспечения управления качеством образования. /Деп.образ.админ. Свердл.обл. Екатеринбург, 1995. — с.3−19.
  89. Стандарты по библиотечному делу и библиографии. М.: Изд-во стандартов, 1985. — с.279.
  90. .Е., Борисов И. В. Компьютер в школе (мнение специалистов). -Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург, 1994. -с.89.
  91. Д. Виртуальная корпорация высшая форма сети делового сотрудничества. Раздел «Информация, информационные технологии и сотрудничество» с. 18−19.
  92. B.C. Идеи демократизации и планирования в системе внутри-школьного контроля. Курган. 1991. — с. 1−8.
  93. B.C. Информационный банк руководителя общеобразовательной школы. Челябинск, 1992. с.5−9.
  94. B.C. Таблицы для накопления и первичной систематизации управленческой информации в школе. Челябинск. — 1991. — с.85.
  95. B.C. Таблицы для планирования внутришкольного контроля. -Челябинск. 1990. — с.36.
  96. Е. Гуманизация Российского образования. Народное образование. 1995.-№ 6.-с.4.
  97. Д. Системы мониторинга и модель «вход-выход». //Директор школы. 1995. № 1. — с.36−41.
  98. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, -1990.-c.77.
  99. О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособие для руковод. образов, учрежд. /Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Под ред. М. М. Поташника. М. — Новая школа, 1994. — с.62.
  100. В., Ян-Ингвар Лефстедт и Г.Вайлер. ст.'Тазвитие людских ресурсов и планирование образования". //Перспективы. 1990. — № 1. — с.9−12, 2024.
  101. О. А. Становление педагогического образования на Урале в 20-е годы XX века: Дис. канд. пед. наук/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.-c.171.
  102. Р.Г., Горская Г. И. Организация УВП в школе. М.: Просвещение, 1986.-с.208.
  103. Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — с.61−75.
  104. Ш. Щербо И. Н. Школьная коррекционно-развивающая служба. М.: Новая шк., 1997.-c.7−33
  105. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — с.60−93
  106. Экология детства: из опыта работы учебно-воспитательного комплекса. Т.З., Обл. ин-т развития рег.образ. Н. Тагил. — 1997. — с. 12−60.
  107. Экология детства: основные документы деятельности учебно-воспитательного комплекса. Т.1., Обл. ин-т развития рег.образ. Н. Тагил.1997. с.35−46,94−104.
  108. Экология детства: программно-методическое обеспечение деятельности учебно-воспитательного комплекса. Т.2., Обл. ин-т развития рег.образ. Н. Тагил. — 1997. -с.25−43.
  109. Эксперимент в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ и учителей. /Под ред. И. М. Поташника. М. — 1991. — с. 12−20.
  110. Экспертиза качества образования: сборник нормативных документов. /Под ред. Занина М. В. Деп-т образ. Админ. Свердл. обл. — Екатеринбург, — 1992. -с.2−5.
  111. Экспертное ранжирование: методические указания к курсовой работе по % курсу «Моделирование технологических процессов» /Сост. В.М.Грузман-
  112. Под ред. Ю. И. Василевского. Екатеринбург.: Урал.гос.тех.ун-т, 1993. — с.3−6.
  113. Яглом.А.И, Яглом И. М. Вероятность и информация. Гос. изд-во технико-теор.лит., 1957. — с.35−62.
  114. Е.А. Школа для всех. Москва. Новая школа, 1996. с. 23 8−256.
Заполнить форму текущей работой